Пример преподобной Марии показывает, что каким бы страшным грешником ни был человек, Господь никогда его не отринет, если он приносит искреннее покаяние. Об этом говорят и молитвы воскресного богослужения. Они напоминают нам, что для того, чтобы соединиться со Христом, впустить Его в свою душу, необходимо переосмыслить свою жизнь, измениться. То есть принести плоды покаяния. Церковнославянский текст: Тебе убо возбраняше честных взирания, скверн прежде привлеченное сквернение: твое же чувство, и твоя богомудрая содеянных совесть, к лучшим тебе обращение содеяша. На икону бо воззревши благословенныя Богоотроковицы, всех покаявшися прегрешений своих всехвальная прежних, в дерзновении честному Древу поклонилася еси. Русский текст: Тебе препятствовало на святыни взирать от прежних мерзостей идущее осквернение; но твое чувство и твое, богомудрая, сознание содеянного обращение к лучшему в тебе произвели. Ибо, воззрев на икону благословенной Богоотроковицы и осознав все свои прежние согрешения, всехвальная, ты с дерзновением священному Древу поклонилась. Богослужебные особенности В последний раз в это воскресенье мы услышим пение тропарей «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче», а также воскресного гимна «Воскресение Христово видевше». В пятницу шестой седмицы заканчивается Четыредесятница и начинается подготовка к Страстной седмице и непосредственно Пасхе Христовой . В одной из стихир на вечерне поется: Церковнославянский текст: Душеполезную совершивше Четыредесятницу, и святую седмицу страсти Твоея, просим видети Человеколюбче, еже прославити в ней величия Твоя, и неизреченное нас ради смотрение Твое, единомудренно воспевающе: Господи слава Тебе. Русский текст: Душеполезную завершив Четыредесятницу, и святую седмицу страдания Твоего узреть просим, Человеколюбец, чтобы прославить в дни ее величие Твое, и неизреченный Твой замысел о нас, единомысленно воспевая: «Господи, слава Тебе!» В субботу вспоминается евангельское чудо о воскрешении из мертвых праведного Лазаря. Поэтому она именуется «Лазаревой субботой» . Богослужение этого дня во многом схоже с воскресным. Например, последний раз до Пасхи поется «Воскресение Христово видевше». После 9-й песни канона поется «Свят Господь Бог наш».

http://blog.predanie.ru/article/kompas-n...

Иероним говорит о «великом множестве писем», — они не сохранились. Вряд ли можно считать принадлежащей Евстафию недавно изданную беседу на воскрешение Лазаря. Все остальные творения, приписываемые св. Евстафию, ему не принадлежат. По-видимому, литературная деятельность Евстафия была связана более всего с противоарианской полемикой. К этому он был хорошо подготовлен, — со знанием Писания он соединял серьезную философскую эрудицию. Как экзегет, Евстафий был решительным противником аллегоризма и опирался прежде всего на «букву повествования». Он широко пользуется библейскими параллелями и в частности показывает, что речь явившегося в Аэндоре Самуила составлена из раннейших его пророчеств о Сауле. Текст он разбирает подробно и чутко. Об Оригене Евстафий отзывается иронически: вместо того, чтобы начертать образ многострадального Иова, как пример терпения, «он по старушечьи проводил время обратившись легкомысленно к именам его дочерей»… С совершенной ясностью можно судить еще только о христологии Евстафия. Странным образом о его Троическом богословии у нас нет подробных данных. В христологии Евстафий с особой силой останавливался на раскрытии полноты человеческой природы. Он говорит о двух природах. По Божественной природе Христос единосущен Отцу, и будучи «отдельным лицом» пребывает неизменно со Отцом. Он есть Божественное Слово и Премудрость, и чрез него сотворено все, — «Божественнейший Сын Бога Живого», рожденный из несозданной сущности Отца, преискренний Образ Отца. Против докетов Евстафий говорил о действительности воплощения, против ариан — о человеческой душе Христа: «разумная душа Иисуса единосущна душам людей, совершенно так, как и плоть, происшедшая от Марии, единосущна плоти людей». О человеческой природе Воплощенного Слова он говорит обычно: «человек Христос» или «человек Христа»… Человек-Христос есть «образ Сына», храм Божественной Премудрости и Слова, его «человеческое обиталище или скиния»… Бог Слово «несет» на Себе Свое человечество, «непрерывно» в Нем обитает… Человечество Христа в воскресении «возвышается и прославляется». Это «приобретенная слава», которой прежде «богоносный человек» Христа не имел. В сотериологии, по-видимому, Евстафий подчеркивал нравственный момент: Спасителя в одном отрывке он называет «началом прекраснейших путей праведности». — Все это сближает Евстафия с позднейшим «антиохийским богословием, с Диодором Тарсским, прежде всего, — неясности в языке св. Евстафия были отмечены уже в древности. Однако, на Ефесском соборе его авторитет противополагали Несторию, что ясно говорит против всякой попытки приписывать Евстафию крайности Антиохийскаго диофизитизма. II. Дuдuм слепец.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=696...

Воскрешение Лазаря Молчание Лазаря Вот острый и мучительный вопрос: почему молчит Лазарь? Почему все, кто умирал по-настоящему, хранят молчание, не пускаются в красочные описания мук или обителей утешения? Тайны Страстной седмицы. Воскрешение Лазаря Они не только не верили в воскресение мертвых, но и считали, что оно не нужно . Как бы ни предавались они самым утонченным телесным удовольствиям, разврату, обжорству, ношению необыкновенной одежды, они не ценили телесную жизнь. Мощи святого Лазаря Четверодневного — теперь и в России (+ ФОТО) Патриарх Кирилл вынес христианскую святыню из самолета и совершил у ковчега с мощами молебен. Отныне останки праведного Лазаря будут храниться в столичном Зачатьевском женском монастыре. Воскрешение Лазаря: иконы, мозаики, фрески Воскрешение Лазаря — один из самых ранних изобразительных сюжетов, возникших в христианском искусстве. Обычно формирование той или иной иконографии связано с появлением празднования в церковном календаре. Однако, образ воскрешения Лазаря является исключением: он возникает, вероятно, ранее появления празднования. Этот сюжет присутствует уже в самых ранних дошедших до нас христианских памятниках. Воскрешение праведного Лазаря. Святоотеческие толкования трудных мест Как не поколебаться в вере, видя несчастья праведников? Как не посчитать тех, кого посещают болезни и скорби, отверженными Самим Богом? Подобные вопросы задавали всегда и будут задавать до скончания века. Надо просто принять как факт (в том числе и евангельской истории), что угождающие Богу часто страдают и не вдаваться в более тонкие рассуждения. Протоиерей Андрей Ткачев: Мы оглохли и онемели… (+Видео) Почему мы, разговаривая, часто друг друга не слышим? Почему мы часто не можем достучаться один до другого — найти общий язык, договориться? Потому что мы оглохли. Мы не слышим ни Бога, ни себя, и, соответственно, не молимся и не разговариваем. Благовещенские страхи Случись это сейчас, вряд ли бы православный народ охватила паника. Посмотрели бы в Интернете, обсудили бы на форумах и успокоились. Но тогда, в далеком уже 1991 году, праздник радости, помноженный надвое, вызывал у большинства панический страх.

http://pravmir.ru/tag/voskreshenie-lazar...

Сосновый Бор. Церковь Лазаря Четверодневного. Деревянная церковь. Не действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Лазаря Четверодневного Год постройки:не ранее 2017. Адрес: Ленинградская обл., г. Сосновый Бор, ул. Комсомольская, д. 34 - ? Координаты: 59.8972, 29.1037 Проезд:на автомобиле по ул. Комсомольская, между домами 29 и 37 на противоположной стороне, поворот направо в лес, к Старому кладбищу Коваш. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В июле 2017 года началось строительство храма святого праведного Лазаря в городе Сосновый Бор. Он находится напротив больничного городка рядом с городским кладбищем. 17 сентября 2017 года Преосвященнейший епископ Гатчинский и Лужский Митрофан совершил чин освящения фундамента храма. 28 июля 2019 года в строящемся храме прошло первое богослужение. 2 января 2015 года Преосвященнейший епископ Гатчинский и Лужский Митрофан осмотрел площадку под строительство нового храма в честь праведного Лазаря Четверодневного в г. Сосновый Бор. 17 сентября 2017 года Преосвященнейший епископ Гатчинский и Лужский Митрофан совершил чин освящения фундамента нового храма в честь воскрешения праведного Лазаря в г. Сосновый Бор. 20 апреля 2019 года Преосвященнеийший епископ Гатчинский и Лужский Митрофан посетил строящийся храм в честь воскрешения праведного Лазаря в г. Сосновый Бор. 28 июля 2019 года, в День крещения Руси, в Сосновом Бору состоялся городской крестный ход, а в храме святого праведного Лазаря прошло первое богослужение. Богослужение, по благословению епископа Гатчинского и Лужского Митрофана, совершил настоятель нового храма протоиерей Владимир Гусев. 17 мая 2020 года, в Неделю 5-ю по Пасхе, на строящийся храм праведного Лазаря Четверодневного в г. Сосновый Бор был водружён центральный купол. 5 сентября 2021 года, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, день отдания праздника Успения Пресвятой Богородицы, Преосвященнейший епископ Гатчинский и Лужский Митрофан совершил первую архиерейскую Божественную литургию в новом храме Соснового Бора в честь праведного Лазаря Четверодневного. 16 апреля 2022 года, в Лазареву субботу, Воскрешение праведного Лазаря, Преосвященнейший епископ Гатчинский и Лужский Митрофан совершил Божественную литургию святителя Иоанна Златоуста в храме праведного Лазаря Четверодневного в г. Сосновый Бор. gatchina-eparhia.ru Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=53628

Воскрешение Лазаря влечет за собою восстание мира на Христа. Мир находится под властью диавола, князя мира, который был лжец и «человекоубийца от начала» ( Ин.8:44 ). Восстание мира на Христа, вследствие воскрешения Лазаря есть восстание лжи и смерти на Истину и Жизнь. Символический смысл воскрешения Лазаря делает восстание неизбежным и объясняет то значение, которое приписывает этому чуду Иоанн. Молчание синоптиков утрачивает свою остроту. Благовестие Христово они открывали с других сторон. Священное Предание Православной Церкви сохранило символическое значение воскрешения Лазаря. Церковное празднование Входа Господня во Иерусалим отвечает хронологическим указаниям четвертого Евангелия ( Ин.12:1–12 ). И потому заслуживает особого внимания, что отнесением памяти Праведного Лазаря к Субботе Ваий Иоанновская хронология, явно, нарушается (ср. еще Ин.11:54 и сл.). Это нарушение, сближая, и по времени, воскрешение Лазаря и Торжественный Вход, подчеркивает внутреннюю связь обоих событий, из которых второе почитается Церковью , как Предпразднество Воскресения Христова. Ваии – пальмовые ветви – образ Воскресения. Воскресение Христово сделало возможным наше воскресение. Но и больше того: в богослужебных песнопениях, посвященных воскрешению праведного Лазаря, Церковь повторно останавливает внимание верующих на тесной внутренней связи между воскрешением Лазаря и Воскресением Христовым (ср., напр., Пяток Ваий, Великое Повечерие, канон, песнь 9, Суббота Ваий, Утро, канон, песни 1 и 9) и воспевает в тропаре: «Общее воскресение прежде Твоея Страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря». Только чрез Страсти Христовы: смерть, побеждаемую жизнью, стало возможно общее воскресение, но тайна воскресения – во всей ее неизреченности – еще до Страстей была явлена людям в воскрешении четверодневного Лазаря. 1 К постановке проблемы и возможности ее решения ср. статью A. Plummer " a Lazarus of Bethany в Dictionary of the Bible Hastingsa т. III. Новейшее толкование Locka в «A New Commentary on Holy Scripture» под общею редакциею епископа Gorea (London, 1928), подчеркивая историческую достоверность четвертого Евангелия (ср. стрр. 240 и слл.), не отказывается признать ее и за повествованием о воскрешении Лазаря (стр. 260).

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

4 святыни Над местом погребения Святого Лазаря четверодневного, воскрешенного, в свое время, Господом и Богом нашим Иисусом Христом перед своими Крестными страданиями, возвышается православный храм. Здесь хранятся мощи святого, чудотворная икона и иконостас XVII века. Кто хоть сколько-нибудь знаком с Библией - знает историю о Лазаре, которого воскресил Иисус Христос. После пережитого Лазарю пришлось уехать из Иудеи из-за преследований. Он поселился на Кипре, где вскоре стал епископом Китиона, и через 30 лет снова умер. Над его гробницей был воздвигнут храм. Ныне это церковь Святого Лазаря в Ларнаке. Церковь построена в IX-X вв. во времена Византийского правления. Храм имеет прямоугольную форму с апсидой на фасаде с трех сторон, колоннада храма двойная с арочными пролетам, куполов всего три, и есть колокольня на юго-восточной стороне. Сохранился иконостас XVII века. В церкви находятся мощи Святого Лазаря и чудотворная икона с его изображением. Древняя икона святого Лазаря Святой праведный Лазарь, брат Марфы и Марии, жил с сестрами своими недалеко от Иерусалима, в селении Вифания. Лазарь и его сестры удостаивались от Господа Иисуса Христа особенного благоволения (Ин.11:3.). Во время Своей земной жизни, Господь часто посещал их дом в Вифании, Лазаря называл Своим другом (Ин.11:11.), а незадолго до Своих страданий воскресил Лазаря из мертвых, после того как он находился уже четыре дня во гробе1). После сего события о Лазаре в Св. Писании упоминается еще один только раз, и именно, когда за 6 дней до Пасхи Господь пришел опять в Вифанию, то там был и воскрешенный Лазарь (Ин.12:1–2). В то время, когда Господь находился в Вифании, многие из иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса Христа, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых. Многие из них убеждались в истине чуда, совершенного Господом, обращались к вере в Него и делались Его последователями. Современная Ларнака, которая ранее называлась Кития, обрела мощи Праведного Лазаря в 890 году. Первая церковь, которую построили в честь святого, была разрушена землетрясением. Тот вид храма, который предстает перед взором сегодня, Церковь Св. Лазаря в Ларнаке приобрела в 1743 году. Вокруг Церкви Св. Лазаря раскинулся двор, в северо-западной части которого есть небольшое кладбище протестантов. История храма тесно переплетается с историей Ларнаки. Христианская Церковь Св. Лазаря поддерживала школы и больницы, помогала бедным и нуждающимся. Сегодня можно увидеть во дворе церкви одну из школ, которая была организована в 1857 году. В здании этой школы был создан Музей церкви Святого Лазаря. Архитектура Ларнаки представлена многими интересными объектами. Однако город особо гордится церковью Св. Лазаря. В свое время, стены этого памятника истории и архитектуры украшали росписи, красоту которых сравнивали с красотой королевских дворцов. К сожалению, до наших дней фрески не сохранились.

http://elitsy.ru/holy/temple/25608/

Воскрешение праведного Лазаря Четыре раза в Евангелии упоминается воскрешение людей, и каждое из этих воскрешений имеет для нас поучительное значение. 31 марта, 2007 Четыре раза в Евангелии упоминается воскрешение людей, и каждое из этих воскрешений имеет для нас поучительное значение. Четыре раза в Евангелии упоминается воскрешение людей, и каждое из этих воскрешений имеет для нас поучительное значение. Первый рассказ — о том, как Господь исцелил двенадцатилетнего ребенка — дочь Иаира, которая умерла и смерть которой повергла родителей в горе. И Христос, в ответ на это горе, утешает их, и в ответ на их веру, что всё Ему возможно, воскрешает ребенка. Кроме того, что здесь для нас подчеркнуты ласка и отзывчивость Господа на всякую нашу скорбь, мы видим, как вступает в силу подлинный закон вечной жизни. Человек не соз­дан для смерти и не призван к бытию для погибели. И вот, в ответ на веру и потому, что Царство Божие есть царство любви, а здесь скорбь и любовь взывали о милости — снова торжеству­ет жизнь, побеждает Бог, потому что до этого победила любовь и восторжествовала вера. Воскрешение праведного Лазаря Второй случай — это рассказ об исцелении сына вдовы наинской. Христос входит в небольшой город Наин, когда выносят из его врат мертвое тело единственного сына вдовы. Он останавливает это шествие и отдает вдове её сына. Здесь мы можем ви­деть две для нас очень важные вещи: разве мы не улавливаем легко, что могло значить для Богородицы случившееся там. Женщина, оставшаяся одна с единородным, единственным, любимым сыном — и этот сын умирает, и этого сына Господь Бог божест­венной властью и силой возвращает к жизни. Это же прообраз того, что и с Ней будет так скоро, когда Она останется одино­ка у Креста, где умирает Ее Сын, когда вместе с Иосифом и Никодимом Она будет Его хоронить в вертограде, когда закроют тяжелым камнем гроб, где лежит вся Её любовь. Но, кроме того, здесь мы видим, что Бог, относясь к нам предельно милосердно, одновременно и требует от нас многого. Когда несли мертвого юношу и Христос остановил их, Он не сказал слов утешения, Он остановил похоронное шествие и повелел: Не плачь! Первое Его слово было о том, что она прос­то по Его велению должна отложить горе и заменить его верой, твердостью, уверенностью, что как есть, так и должно быть по Божией Премудрости. Раньше, чем сотворить чудо, раньше, чем сказать слово утешения, Он потребовал от матери подвига безу­словного доверия: Перестань плакать, только потому, что так повелеваю Я. Воскрешение праведного Лазаря

http://pravmir.ru/voskreshenie-pravednog...

После молитвы Христа из пещеры вышел Лазарь, «обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами», с лицом, обвязанным платком. Иисус повелел развязать его. Иоанн Богослов пишет, что, увидев это чудо, многие люди уверовали в то, что Христос — Сын Божий. И именно с этого дня, видя народную любовь ко Христу, иудейское священноначание испугалось и задумало страшное: «c этого дня положили убить Его». Церковь почитает воскрешение Лазаря как одно из самых важных, знаковых чудес, совершенных Христом за время Его земного пути. Это символ того, что Господу подвластно все — и жизнь, и смерть человека. Это надежда на то, что всех верующих во Христа и исполняющих Его заповеди ждет воскресение. Это чудо — свидетельство того, что Господь любит каждого из нас. Праведный Лазарь Лазаря еще называют «Лазарь Четверодневный» и «друг Божий». Как говорит церковное предание, после воскрешения Лазарь прожил еще 30 лет и стал епископом Китийским — служил на острове Кипр, в городе Китионе (сейчас Ларнака).  Как раз в этом городе в 890 году обрели святые мощи епископа Лазаря. Они лежали в мраморном ковчеге, на котором было написано: «Лазарь Четверодневный, друг Христов».  Чуть позже при императоре Льве Мудром в 898 году мощи Лазаря были перенесены в Константинополь, где были положены в храме во имя Праведного Лазаря. В конце IX — начале X века над могилой Лазаря в Ларнаке была построена церковь Святого Лазаря. В 1972 году в этом храме была обнаружена мраморная рака с человеческими останками, которые идентифицировали как мощи святого Лазаря, которые, вероятно, не полностью были вывезены в Константинополь Церковь Святого Лазаря в Ларнаке на Кипре После чуда воскрешения праведный Лазарь прожил еще 30 лет. Он стал епископом в городе Китион (сейчас Ларнака) на острове Кипр. После смерти мощи святого положили в мраморный ковчег, на котором было написано: «Лазарь Четверодневный, друг Христов». В IX веке византийский император Лев Мудрый повелел перенести мощи Лазаря в Константинополь. А в городе Китион (Ларнака) построили храм в честь праведного Лазаря. Его возвели на самой гробнице святого. Сейчас в паломничество к храму приезжают христиане со всего мира.

http://foma.ru/lazareva-subbota.html

Вербное воскресенье в 2024 году – 28 апреля Праздники бывают разные. По словам митрополита Антония (Блюма), праздник Входа Господня в Иерусалим – это «один из самых трагических праздников церковного года» 19 апреля, 2019 Праздники бывают разные. По словам митрополита Антония (Блюма), праздник Входа Господня в Иерусалим – это «один из самых трагических праздников церковного года» Какого числа Вербное воскресенье в 2024 году? Какова его история и предпосылки? Почему его называют Вход Господень в Иерусалим? Ответы Вы найдете в статье! Вход Господень в Иерусалим, или Вербное воскресенье в 2024 году – 28 апреля Воскрешение Лазаря празднуется Русской Православной Церковью в шестую субботу Великого поста, накануне Вербного воскресенья, когда Христос въехал в Иерусалим. Это последнее великое чудо, сотворенное Иисусом перед началом Страстей, и рассказывает о нем один только евангелист Иоанн. Многие поверили тогда в Христа. Услышав о чуде, люди приходили в дом Лазаря и, увидев воскресшего, готовы были на руках внести Спасителя в Иерусалим. А спустя пару дней с такой же фанатичной верой в Его вину перед ними лично понаблюдать за распятием. Весть о чуде мгновенно разнеслась по Иудее, так что именно после воскрешения Лазаря первосвященники и фарисеи принимают окончательное решение убить Иисуса, обнародовав повеление взять Его, как только Он будет замечен. Причем это событие так озлобило книжников и первосвященников, что они решили убить не только Воскресителя, но и воскрешенного. Лазарь был вынужден бежать и поселился на острове Кипр, где впоследствии поставлен был апостолами первым епископом Китона, а Богоматерь подарила ему собственноручно вытканный омофор. Благодаря Иисусу Лазарь прожил еще 30 лет. Воскрешение Лазаря. Фреска Джотто в капелле Скровеньи Когда были обретены мощи епископа, они лежали в мраморном ковчеге, на котором было написано: «Лазарь Четверодневный, друг Христов». В 898 году византийский император Лев Мудрый (886–911) приказал перенести мощи Лазаря в Константинополь и положить в храме во имя Праведного Лазаря, откуда их впоследствии похитили франкские крестоносцы и вывезли в Марсель. Но в 1970 году под церковью Святого Лазаря в Ларнаке (где и был первоначально похоронен святой) обнаружили саркофаг, а в нем человеческий череп. Киприоты позолотили его и выставили в одной из установленных в храме рак, твердо веря, что это – череп святого Лазаря. Правы ли они, никто сейчас сказать не может. Воскрешение Лазаря Иисусом стало прообразом всеобщего воскрешения человечества, поэтому Лазарева суббота – единственный день в году, когда воскресное богослужение совершается в субботу.

http://pravmir.ru/verbnoe-voskresenie-20...

Москва. Кремль. Церковь Лазаря Четверодневного. Лазаревская церковь; Лазаря Праведного Воскрешения церковь /// Объект не принадлежит Православной Церкви Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Храм возведен княгиней Евдокией Дмитриевной в период 1393-1394 гг. на месте, где ранее находилась деревянная церковь Воскрешения Лазаря, во имя церкви Рождества Богородицы, Лазаревский придел был сохранен (Дворцовая ул.). Церковь Лазаря Четверодневного имеет уникальную роспись, великолепные иконы, которые, по преданию, назывались «зело чудною». В 1395 г. церковь была расписана Семеном Черным и Феофаном Греком. В XVI в. церковь была разрушена, но по указу князя Василия Иоанновича она осталась внизу. В 1514 г. зодчий Алевиз надстраивает другой храм, носящий название Рождества Богородицы, что на Сенях, а церковь под ним переименована в Воскрешение Лазаря. По некоторым сведениям, примерно в конце XVII века Лазаревская церковь была замурована, и только в 1842 г. храм нашли при возведении Большого Дворца. Император Николай Павлович распорядился восстановить церковь в первозданном виде. Работы проводились под руководством арх. П.А. Герасимов и худ. Ф.Г. Солнцева. С 1923 по 1928 гг. реставрацией церкви занимались Н.Н. Померанцев и Д.П. Сухов, в период 1949-1952 гг. проведена капитальная реставрация храма. В настоящий момент доступ к церкви Лазаря Праведного Воскрешения закрыт и прохода нет. Лазаревская церковь представляет собой одно из древнейших построек не только Кремля, но и Москвы. http://www.apartment.ru/Article/48792932.html В архитектурном комплексе Большого Кремлевского дворца с западной стороны Теремов сохраняется один из самых древних памятников Кремля и Москвы — церковь Лазаря, относящаяся к концу XIV в. Первоначально церковь Лазаря была деревянной и примыкала к княжескому дворцу как домовая церковь. В 1392— 1393 гг. рядом с ней была построена белокаменная церковь во имя Рождества Богородицы, и церковь Лазаря стала ее приделом. В 1395 г., как свидетельствует Воскресенская летопись, церковь Рождества Богородицы была расписана художниками Феофаном Греком и Семионом Черным. После того, как в 1514 г. зодчий Алевиз построил над ней новую кирпичную церковь, нижняя стала называться церковью Лазаря, а новая — Рождества Богородицы. В XVII в. церковь Рождества была вновь перестроена и в таком виде сохранилась до наших дней. Эти церкви снаружи увенчаны одним куполом, который хорошо виден со стороны Оружейной палаты.

http://sobory.ru/article/?object=23547

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010