будучи праведен и до первой своей кончины, все долгие годы оставшегося ему земного срока святой Лазарь совершал подвиги благочестия, стяжая все большую славу в Горнем Царствии. Тридцать лет прожил друг Господень, праведный Лазарь, после своего воскрешения. Он был епископом Китийским (Кипрским), просветителем, добрым пастырем многочисленной христианской общины. Нетленные мощи святого Лазаря были обретены в Китии (Китионе) в мраморном ковчеге с надписью: «Лазарь четверодневный, друг Христов». А та гробовая пещера в Вифании, у которой Сын Божий молился о воскрешении Лазаря, стала храмом. Гробница, обитель скорби и безнадежности, по мановению Победителя смерти превратилась в святыню, дарующую упование блаженной вечности. В воскрешении праведного Лазаря предзнаменуется общее воскресение всех сынов и дочерей рода человеческого, когда праведные друзья Божии возликуют в Царстве Света, дарованном Спасителем. Дорогие во Христе братья и сестры! Как некогда стоял Господь у камня, приваленного ко входу в гробницу умершего Лазаря, так и ныне стоит Он у камней, которыми завалены наши умирающие во грехах души. Запах тления, исходящий от разлагающегося мертвого тела, кажется нам нестерпимым, – но куда ужаснее зловоние, исходящее от смердящей грехами души. Но Пречистый Спаситель в смиренной благости Своей терпит этот смрад. Лазарь, иди вон! – воззвал Сын Божий ( Ин.11:43 ), и праведный умерший немедленно повиновался. Прислушаемся же и мы, наконец, к призыву Всемилостивого Господа, хотящего вывести нас из мрака к свету, воспрянем же из духовной смерти, в которую погружают нас наши нечистота, нераскаянность, нерадение. Так, покинув зловонную пещеру страстей и похотей, покаянными трудами развязав на себе гробные пелены грехов, сможем мы вслед за праведным Лазарем присоединиться к великой семье друзей Божиих. Не сама смерть страшна грозен тот урочный неминуемый час, когда все мы воскреснем, дабы предстать пред судом Всевидящего Господа. Благо тому, кто в этой жизни сумеет достичь такого состояния духовного, чтобы сказать с апостолом: для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение ( Флп.1:21 ). Аминь. Другие проповеди

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Закрыть Шестая седмица – путь ко гробу Лазаря 23.04.2024 16 Время на чтение 8 минут Великий пост – дорога к Пасхе, а его шестая седмица – путь в Вифанию. Туда, где заболеет, умрет и пролежит несколько дней во гробе Лазарь. Где свершится невероятное – царство смерти отпустит по велению Господа Его праведного друга. И где, по сути, начнется путь Христа на Голгофу, ведь этого чуда Ему не смогут простить фарисеи. Богослужебные тексты шестой седмицы делают эту дорогу в Вифанию зримой, почти осязаемой. Участники Евангельского чуда Воскрешение Лазаря. Первая половина XVIII века «Я бы пошел с ним в разведку», – говорим мы о верных друзьях. Можно сказать, что Христос отправил Своего друга в разведку. Только это был куда более страшный путь. Христос пришел в этот мир, чтобы победить смерть и грех, которые держали в настоящем плену все человечество. Для этого Он – бессмертный и безгрешный – Сам умер и разрушил власть ада. Но прежде праведный Лазарь отправился «путем всей земли» (3 Цар. 2, 2) – умер от тяжкой болезни. А потом Христос воскресил друга, чтобы уверить людей во всеобщем воскресении. Сын Божий послал Лазаря на этот подвиг – испытать ужас смерти, – чтобы прославилось всемогущество Божие. На протяжении всей шестой седмицы Великого поста мы становимся участниками этого драматического события. «Се грядет Христос ко граду Виффагии, радуйся Лазарево отечество Вифание, яко тебе покажет чудо велие, Лазаря возставляя из мертвых» ( тропарь трипеснца в понедельник шестой седмицы). Уже с воскресного вечера мы, внимательно вслушиваясь в песнопения, следуем за Христом, который грядет в Вифанию навстречу смерти – ради победы над ней Но в это же время мы продолжаем свое личное великопостное шествие, цель которого – воспитание души. И в Евангельских событиях, и в притчах Спасителя мы находим примеры для ее воспитания: «Камень отвалил еси ожесточения Господи, от моего сердца, умерщвленную страстьми воздвигни душу мою Благий, принести Тебе ваиа добродетелей: яко победителю ада, во умилении Владыко сподоби, яко да вечный живот улучу, песнословя Твою державу, и благоутробие Твое, едине Человеколюбче» ( седален утрени понедельника шестой седмицы).

http://ruskline.ru/analitika/2024/04/23/...

Для того Христос медлил два дня, чтобы пеленавшие мертвеца убедились в его смерти и тлении. Для того всеведущий Господь спрашивал, где положили Лазаря, чтобы погребавшие Лазаря привели Христа к месту погребения и сами стали свидетелями Для того всемогущий Христос, обещавший верующим власть переставлять горы (Мф. 17: 20), не захотел отодвинуть гробовой камень, чтобы отодвинувшие его почувствовали смрад мертвеца. Для того Христос просил развязать воскресшего, чтобы, осязав Лазаря, иудеи убедились, что это не призрак и именно тот, кого они сами Выбор иудеев — выбор смерти Где еврейское безумие? где неверие? доколе чуждии, доколе лестцы, зрите умершаго гласом исходяща, и не веруете Христу, воистинну сынове тьмы вси вы Воскрешением Лазаря Иисус с несомненностью открыл о Себе, что Он Мессия, Сын Божий и Бог. Хранители Виноградника поняли, что пришёл его законный Наследник. И, как было предречено в горькой притче о злых виноградарях, решили убить «Хранящего Израиль» (Пс. 120: 4), совершить поступок столь же чудовищный, сколь и безумный: «Вместо того, чтобы изумиться и подивиться, — совещаются убить Его, — Его, который воскресил мертвого. Какое безумие! Думали предать смерти Того, Кто в телах других побеждал Страшный приговор был предварён клеветой: «Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом» (Ин. 11: 48). Иудеи представили Христа мятежником, покушающимся на царскую власть, самозванцем, Который увлечёт за Собой народ на расправу римлян. Но, как пишет Евфимий Зигабен, «Иисус Христос не только не учил восставать против правительства, а напротив, Он повелел платить дань кесарю и уклонился от народа, который хотел сделать Его царем; при Своем путешествии Он всегда соблюдал скромность во всем и заповедовал всем проводить лучшую жизнь, что могло послужить скорее к потере всякой Да и что за люди произнесли эти слова? — Те, кто призывали впоследствии отпустить мятежника и убийцу Варраву, те, что кричали, что не имеют царя, кроме кесаря.

http://pravmir.ru/voskreshenie-pravednog...

В этом случае смерть отроковицы также была настолько очевидна, что над Господом стали смеяться, как над человеком, говорящим что-то абсурдное. Сразу же после своего воскресения она захотела есть — эта подробность говорит о том, что перед Спасителем была маленькая девочка, еще не понимавшая, что произошло. Она не только стала полностью здорова, но и, как к выздоровевшему ребенку, к ней сразу вернулся аппетит. Из Евангелия мы знаем и другие подробности совершения этих чудес: название местности, где был воскрешен юноша, — город Наин; имя отца отроковицы — Иаир. Вполне может быть, что эти люди были известны первым христианам. И, наконец, самое великое чудо — воскрешение из мертвых Лазаря Четверодневного. Он умер за четыре дня до того, как Господь пришел к его гробу. Поскольку Палестина — страна скалистая, то у иудеев был обычай хоронить усопших не в могилах, как у нас, а в пещерах. Тело праведного Лазаря подверглось тлению, поэтому его сестра Марфа сказала: «Господи, уже смердит, потому что он уже четверодневен» (см. ст. 39). Марфе представлялось, что Спаситель желает попрощаться с ее братом, которого она горячо любила, — она не понимала, что Он на самом деле хочет сделать, и поэтому предостерегла отваливать камень от пещеры. Трудно говорить такие слова о родном человеке, но Марфа, как мы знаем из других евангельских повествований, была здравомыслящим, хозяйственным человеком. При чуде воскрешения Лазаря также присутствовало много людей: ученики Спасителя, иудеи, пришедшие из Иерусалима, для того чтобы утешить Марфу и Марию и посочувствовать их горю. Видимо, их семья была известна, а Лазарь был молодым человеком, потому что, по Преданию, после своего воскресения он прожил еще многие годы и даже стал Кипрским епископом. И вот вся эта огромная толпа, среди которой находились не только друзья Спасителя, но и Его враги, предвзято настроенные люди, — все они стали свидетелями воскрешения Лазаря. Когда он, подобно кокону, обвитый погребальными пеленами — как изображается на наших иконах, — вышел из пещеры, Спаситель сказал: «Развяжите его и оставьте идти» (см.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Пусть же сестры и сродницы умершего ума — плоть, как Марфа (ибо Марфа телеснее и вещественнее), и душа, как Мария (ибо Мария набожнее и благоговейнее), придут к Христу и припадут пред Ним, ведя вслед за собою и помыслы исповедания, как те — иудеев. Ибо Иуда — значит исповедание. И Господь, без сомнения, предстанет при гробе, лежащее на памяти ослепление повелит отнять, как бы камень какой-нибудь, и приведет на память будущие блага и муки. И воззовет великим голосом евангельской трубы: выйди вон из мира, не погребайся в житейских развлечениях и страстях; — подобно как и ученикам Своим Он говорил: ‘вы не от мира’ (Ин. 15: 19), а апостол Павел: ‘и мы выйдем к Нему за стан’ (Евр. 13: 13), то есть мир, — и таким образом воскресит от греха умершего, которого раны пахли злобой. Умерший издавал запах потому, что был четверодневен, то есть умер для четырех кротких и светлых добродетелей и был празден и недвижим к ним. Впрочем, хотя и был неподвижен и связан по рукам и ногам, сжат узами собственных грехов и казался совершенно бездеятельным, хотя и по лицу был покрыт платком, так что при наложении плотского покрова не мог видеть ничего божественного, кратко сказать, был в самом худом положении и «по деятельности», которая обозначается руками и ногами, и «по созерцанию», которое обозначается покрытым лицом, — итак, хотя он находится в таком бедственном положении, но услышит: развяжите его добрые и служащие спасению ангелы или священники и дайте ему прощение грехов, пусть он идет и приступит к деланию добра». Чего да сподобит нас милосердный Господь! Рейтинг: 9.9 Голосов: 1510 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Литература   Вот как описывает воскрешение четверодневного Лазаря один из великих каппадокийцев, святитель Амфилохий Иконийский: «Только это чудо они не могли оклеветать. Они оклеветали исцеление слепорожденного, говоря: " Это он. Это не он. Похож на него " (Ин. 9: 9). Они оклеветали воскрешение дочери Иаира, говоря, что она находилась в глубоком сне и не была предана совершенной смерти.

http://pravoslavie.ru/30002.html

Ведь представьте, до какой степени разложился (не побоюсь, может быть, не вполне уместного здесь слова) труп праведного Лазаря на четвертый день, если мы знаем, что даже в наших северных странах принято предавать тело погребению не позднее, чем на третий день. У иудеев же и магометан до сих пор существует обычай погребать покойника на следующий день после смерти, потому что в жарких странах тело разлагается еще быстрее, так что даже человек, любивший умершего, не может долго предаваться печали над его телом. И вот люди, потрясенные тем, что совершил Спаситель, встречали Его с пальмовыми ветвями. В подражание им и мы сейчас держим в руках ветви вербы, или ивы (потому что в наших краях, да еще в такое время года, нельзя найти других цветущих ветвей, а пальмы у нас не растут). Тем самым мы показываем, что если бы мы жили в то время, то находились бы среди тех, кто встречал Спасителя с ликованием, кто встречал Его с пальмовыми ветвями, кто от всей души восклицал: Осанна в вышних! Благословен грядый во имя Господне! (см. Мф.21:9 ). Мы отождествляем себя с учениками Спасителя, с теми, кто принял воскрешение праведного Лазаря как действительность. Но среди тех, кто признавал это чудо, некоторые, как нам это ни покажется странным на первый взгляд, остались враждебно настроенными к Господу Иисусу Христу. Это были архиереи и фарисеи. Они понимали, что Господь пользуется все большей и большей славой и любовью у народа, и народ может, оставив их, последовать за Спасителем. Хотя они и не отрицали это великое знамение, которое прямо называли чудом, тем не менее, составили заговор, с тем чтобы убить Спасителя. Значит, мало просто признать действительность чуда, нужно сделать выводы из него и стать учениками Спасителя. Нужно познать, что чудо воскрешения праведного Лазаря свидетельствует о Божественном происхождении Господа Иисуса Христа, что Он был не просто необыкновенный Человек, проповедовавший добро (по словам некоторых людей, только в этом и заключалось Его достоинство), но Он есть Сын Божий, сошедший с неба на землю, воспринявший на Себя человеческое естество и спасший род человеческий. А для этого нужно верить в чудо не только умом, не только проявляя доверие, то есть признавая сам факт этого события, но верить в него сердцем, то есть осознавать его значение для нашей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

В Евангелии говорится: Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых ( Ин.12:17 ). И сейчас все свидетельствуют нам о том, что Господь Иисус Христос воскресил из мертвых праведного Лазаря: и этот народ, бывший с Ним прежде, то есть описанные евангелистами люди, и сами евангелисты. Мы собрались в храме именно ради этого события, а не ради какого-то русского обычая. Обычай хорош тогда, когда он наполнен смыслом и когда мы этот смысл постигаем, а если мы принимаем только его внешнюю сторону, то обычай становится для нас лишь обрядом, как бы пустым сосудом, в котором была драгоценная жидкость, но пролилась по нашей невнимательности, рассеянности и маловерию. Внешнюю сторону обычая мы принимаем, а внутреннюю постичь не можем. Мы празднуем, но в нас нет глубокой веры, мы не прониклись тем, что вспоминаем в этот день. Пусть сегодняшний праздник станет для нас неким внутренним событием, которое даст нам еще один толчок для приобретения такой веры, какая была у людей, встречавших Спасителя в Иерусалиме, как описывают это евангелисты. Не будем оправдывать себя тем, что мы отстоим слишком далеко от времени этого события, что все это в прошлом, а прошлого не существует. Это отговорки. Ведь и всех встречавших Спасителя в те времена можно условно разделить на три группы: одни воспринимали все происходившее с верой, другие пришли из любопытства, а третьи были даже враждебно настроены. Значит, дело не в том, чтобы видеть чудеса Спасителя собственными глазами и воспринимать происходящее своими чувствами. Ведь то, что человек видит, он может истолковывать по-разному. Даже воскрешение праведного Лазаря для фарисеев, архиереев и иудейских старцев явилось поводом к тому, чтобы ускорить развязку и наконец погубить Господа. Важно не только восприятие чувствами, недоступностью которого для нас мы часто оправдываемся, но и, главное, восприятие душой, умом, духовным взором, то есть сердцем, как говорит Евангелие и как мы назовем это просто, одним словом, не пытаясь никоим образом истолковывать. Воспримем это как данное, как то, что известно нам всем из собственного опыта.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Далее следует обличение фарисеев ц их лицемерной праведности (ст. 15–16), изречение о законе и о нерасторжимости союза брачного (ст. 16–18), и притча о богатом человеке и бедном Лазаре. В этой притче Иисус Христос карает в фарисеях не одну только страсть сребролюбия, но и вообще пристрастие к земному. He богатство само по себе ведет богача в ад, и не бедность сама по себе дает место Лазарю на лоне Авраама; первый идет в ад за то, что до самозабвения предавался удовольствиям чувственным при помощи богатства и был бессердечен к страданию ближнего. Лазарь же был не только беден и несчастлив, но и в страданиях своих терпелив. Воскрешение Лазаря (Ин.11:1–44) 1–6 ст. Сестры Лазаря услышали, вероятно, что Иисус Христос находится недалеко от них в Перее и послали известить Его о болезни любимого Им их брата. Но так как им было· известно, что в Иудее Христу угрожает опасность смерти, а в то же время они веровали, что Он может совершить и заочное исцеление, то они и не просят, чтобы Он пришел, а только извещают Его о болезни брата. В ответ на это известие Иисус Христос говорит: «сия болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится чрез нее Сын Божий». Этим Он утешает сестер и друзей – вестников, что Лазарь не умрет, а если и умрет, то воскреснет. 7–10 ст. Когда, по прошествии двух дней: после получения вести о болезни Лазаря, Господь. сказал ученикам: «пойдем в Иудею», то ученики начали Его отговаривать от этого, напоминая Ему об опасности, какой Он недавно подвергался в Иудее. Но Господь говорит, что кто· поступает в свете повелений Божиих, тот не сделает ошибок и не подвергнет себя опасности смерти без нужды и без пользы для себя. и для других; а кто от этого света уклонится, тому постоянно грозит такая опасность. 11–16 ст. Потом Иисус Христос говорит ученикам: 2Лазарь, друг наш, уснул, но иду его разбудить». Ученики слова: «разбудить его» понимают в смысле: исцелить его. А так как им было нежелательно, чтобы Господь шел в Иудею, то они говорят, что если Лазарь уснул, то значит он выздоровеет, это добрый признак. Тогда Господь прямо говорит: «Лазарь умер, и радуюсь за вас, что по воле Бога Отца Я должен буду воскресить его умершего, дабы вы уверовали».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

Чудо велие и страшное сотвори Христос Бог наш, Лазаря четверодневнаго от мертвых воздвигнув. Да и нас всех веру в Него, яко Сына Божия, утвердит, бессмертие души и общее всех воскресение уверяя. Мы же, божественное поклонение Сотворшему сие воздающе, ублажим сестры воскрешеннаго Им и воззовем к ним сицевая: Радуйтеся, праведнаго Лазаря сестры, Христа нелицемерно возлюбившия; Радуйтеся, Христом за верность вашу возлюбленныя. Радуйтеся, общее воскресение прежде страстей Христовых в вере узревшия; Радуйтеся, верою вашею и нашу веру укрепляющия. Радуйтеся, ученицы Христовы достославныя; Радуйтеся, лика апостольскаго истинныя причастницы. Радуйтеся, Марфо и Марие, образ веры и любви нам показующия. Кондак 9 Сыны тьмы, зря умершаго и гласом Божиим от тления восставшаго, в ожесточении сердец не вероваша Христу даже до сего дня, во ослеплении суще. Мы же, сих безумию не прилагающеся, но в общее Воскресение по гласу Сына Божия верующе, Ему, яко Жизнодавцу, велегласно и вседушно возопиим: Аллилуиа! Икос 9 Преславная и страшная в Вифании сотворив, Иисус, прежде шести дней Пасхи, паки прииде в весь сию. И сотвори Ему вечерю, и был Лазарь един от возлежащих с Ним. Вы же, присноблаженныя сестры, Подателю всяческих благодарни суще, Марфа служаше Ему всеусердне, Мария же миро на нозе Его возлия. Сего ради, в радость вашу внити желающе, и мы со умилением зовем вам: Радуйтеся, богомудрыя жены, хвалы и благодарения благодеющему Господу преисполненныя; Радуйся, Марфо трудолюбная, се уже другой раз на вечери Господу послужившая. Радуйся, в благодарном служении сем Господом милостивно приятая; Радуйся, Марие, Сладчайшему Иисусу нозе миром многоценным помазавшая. Радуйся, во обличение Иудиных злохулений похваления Иисусова сподобилася; Радуйся, яко многоценнаго мира на нозе Христовы возлиянием и нас благолепие дому Божия любити и о том прилежати поучаеши. Радуйтеся, Марфо и Марие, образ веры и любви нам показующия. Кондак 10 Марфе и Марии вернии подражающе, кийждо во своем чину, ко Христу Спасу припадем и, просяще от Того исцеления немощей наших и от сна греховнаго воскрешения, благодарными усты воспоим Ему: Аллилуиа! Икос 10

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

Восхищение и ужас, радость и страх, жизнь и смерть — эти антонимы чувств соседствовали в те минуты, когда из погребальной могилы-пещеры вышел известный в Иудее человек, похороненный, оплаканный и прак­тически для всех уже навеки «прошлый». Это чудо, ставшее своего рода водораз­делом между теми, кто утверждал, что их Учитель есть действительно Сын Божий, и теми, для кого Он лишь угроза их духовного господства, и в день нынешний не утеряло своей значимости. Более того, каждый из нас, желает он того или не желает, знает о воскресшем Христе и о воскрешённом Лазаре или остается в неведении о христианской истории, обязательно рано или поздно воскликнет, стоя перед родным и любимым умершим человеком: «Проснись! Встань!» Христос победил смерть. Воскрешением праведного Лазаря он предначертал Свое Воскресение и наше с вами предстоящее будущее, но та, которую мы изображаем безобразной старухой с косой, до дня нынешнего «госпожа» и объективная реальность. Именно поэтому воскресение Лазаря — это не только апологетический и историчес­кий факт, который столь часто используют в качестве примера и доказательства, но и событие, которое в корне изменяет отношение к смерти как таковой. Ликование иерусалимской толпы во время Входа Господнего в Иерусалим, то есть на следующий день после восстания Лазаря,— это не признание Христа Богом, а всего лишь радость избавления от страха смерти, который, как бы мы от себя его ни гнали, все едино в нас присутствует. Да, действительно, перед Христом расстилали пальмовые ветви и кричали ему «Осанна!», как царю, но этого не было бы, не выйди из погребальной пещеры «друг Господень». Логика ликующих иудеев проста и понятна: «Если Он победил смерть, то что и кто может Ему противостоять?!» В начале 90-х, когда я только совершал первые шаги на священническом поприще, в нашей квартире уже довольно поздним вечером раздался звонок. Я открыл дверь и увидел перед собой красивую, богато одетую женщину. Было сразу понятно, что эта дама из ранга высокопоставленных служащих и что она очень много времени уделяет своему внешнему имиджу. Понятно потому, что каждая деталь ее туалета создавала единую картину с ее обликом. Все строго, добротно, выдержанно, красиво и представительно. В темном коридоре разглядеть все детали ее лица было невозможно, лишь позже, когда она, настойчиво и безапелляционно вручив мне пакет с «презентом», присела в кресло я смог внимательно на нее посмотреть…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010