И имамы известнейшее пророческое слово, ему же внимающе яко светилу сияющу в темнем месте, добре творите, дóндеже день озарит, и денница возсияет в сердцах ваших. «И при том мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, пока не начнет рассветать день, и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших». Это присовокупляет Апостол, имея в виду верующих из Иудеев, которым внимательное чтение и исследование или рассмотрение пророчеств могло служить действительнейшим средством к уразумению Евангельского учения и к основательному убеждению в премудром и всеблагом Божеском попечении о спасении людей чрез единородного Сына Его, Господа Иисуса Христа. Сам Господь, для убеждения Иудеев к принятию Евангельского учения, указывал на Моисея и других пророков ( Ин. 5, 39 ). Апостол Павел, стараясь обратить ко Христу Иудеев, предлагал им продолжительные беседы, на основании писаний, «открывая и доказывая им, что Христу надлежало пострадать и воскреснуть из мертвых, и что сей Христос есть Иисус, которого он проповедовал им» ( Деян.17:3 ). Апостол говорит: «имеем вернейшее пророческое слово», утверждая важность пророческого учения, не потому, чтобы пророческое свидетельство было важнее апостольского учения, а потому, что Иудеи в божественности пророческих писаний не сомневались, и потому свидетельство пророков об Иисусе Христе тем более доставляло силы апостольскому учению в глазах Иудеев. Пророческое учение уподобляется «светильнику, сияющему в темном месте, пока не начнет рассветать день, и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших». Оно было светильником в темное ветхозаветное время, распространяя слабый свет веры и надежды в душах, ожидавших пришествия обетованного Искупителя. Оно служило светильником, показывавшим дорогу к истинному свету, для Иудеев, хотевших принять веру в Иисуса Христа, а также и для тех, которые уже уверовали в Иисуса Христа, но еще были слабы в вере и колебались сомнениями. Рассветает день и восходит утренняя заря в сердцах верующих в то время, когда свет евангельского учения так просветит их, что в душах их должно исчезнуть всякое возникающее сомнение пред евангельским учением, как исчезает ночная темнота пред полуденным светом солнца.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

или вне тела он восхищен был до третьего неба; то можем ли мы знать, как он был восхищен до третьего неба, в теле, или вне тела? Пред тайною, нераскрытою тайновидцем, остается только благоговеть. Но с этим чувством благоговения, можем мы впрочем размышлять, что это было за состояние, которое дивный Павел называет восхищением до третьего неба? Восхищенный видел третье небо, видел рай, слышал неизреченные слова. Явно, что он был в неземном состоянии, когда пред ним открылось небо, когда он был в раю, или жилище небожителей, и вместе с ними созерцал славу Божью, слышал неизъяснимые, несказанные глаголы. На пути к Дамаску, куда шел он, чтобы преследовать христиан, внезапно осиял Павла свет с неба; он упал на землю, и услышал голос говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Савл, после этой беседы с Господом, встал с земли, и открытыми глазами никого не видел, но был слеп, пока Анания, именем Господа, не освободил его от слепоты. Так свет небесный тяжело подействовал на Павла, когда он не был еще сосудом благодати Божией, а был врагом имени Христова! Но Савл, с освобождением от телесной слепоты, прозрел очами души, и увидел свет благодатный. С того времени ходил и действовал он во свете благодати Христовой. Его непрерывные подвиги во славу Христа Спасителя, без сомнения, постепенно у совершали и возвышали его в преданности Господу Иисусу и в единении с Ним. Поэтому, когда, чрез семь или восемь лет по обращении Павла, угодно было Господу, для укрепления его на предстоящие подвиги апостольского служения среди языческих народов, восхитить в область небесной славы. Павел теперь был уже сосудом благодати; свет небесный теперь преисполнил его; он весь проникся этим светом, весь погрузился или поднялся в область божественного света; небесный свет всецело объял его; он видел славу небесную, слышал вещания небесные, неизобразимые на человеческом языке, чувствовал блаженство небожителей, пламенел желаниями небесными. В этом состоянии вера его была видением, надежда – обладанием блаженства, любовь – неизобразимой стихией небесной жизни, душа Павла вся была во власти небесных впечатлений, и все силы его души были преисполнены чрезвычайным действием их. Пришедши потом в обыкновенное состояние, он естественно мог говорить: «в теле ли это было, не знаю, вне ли тела, не знаю, Бог знает». Этим небесным видением он был объят и проникнут весь; его ум не смотрел на что либо, кроме того, что созерцал; не размышлял о чем либо кроме того, что видел, в области неизреченных таинств. «В теле ли, не знаю, вне ли тела, не знаю, Бог знает», такое объяснение чрезвычайного состояния из уст самого Апостола показывает более благоговение его к величью события, нежели желание объяснить отношение своего тела к этому чудесному состоянию. Как бы так говорит Павел: Как совершилось это восхищение, в теле, или вне тела, не знаю; такое таинственное состояние известно одному всеведущему Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Итак, Вавилон – это дух веселья. Дух Вавилона – это дух веселья. Праздники, концерты, фестивали, кинофестивали, музыкальные фестивали. У нас столько фестивалей в стране! Народ вымирает, каждый год на миллион человек становится меньше, на миллион человек меньше! Все эти люди уходят, не будучи просвещенными Евангелием, Церковь не смогла добраться до душ очень многих и многих, поэтому кровь этих людей на нас, на церковниках. Мы сейчас занимаемся строительными проектами, Церковь строит, строит, строит. А люди умирают, каждый год по одному миллиону. Сейчас священники как прорабы, которые занимаются строительством, а надо заниматься обустройством душ верующих. Вот то домостроительство, которое от нас ждет Бог. А те строительные работы, воздвижение новых больших храмов, – они не всегда бывают оправданы. Потому что иногда это делается за счет упадка миссионерской активности. И она убывает, а доминируют некие хозяйственные интересы, поднимаются хозяйственные вопросы, встают хозяйственные проблемы и с ними естественные для таких дел раздражение, конфликты и так далее. Надо каждому христианину осознать, что он несет в себе свидетельство Иисуса. Христианин, если он мирянин, не может проповедовать Евангелие так, как священник. Но он обязан свидетельствовать всем окружающим о том, что Господь сотворил с ним. То есть вы должны говорить о том, какое нравственное влияние на вас оказывает Евангелие, духовные беседы, занятия в воскресных школах. Какое нравственное влияние на вас оказывает посещение храма, как вы меняетесь, как вы преображаетесь: как апостол Павел говорил: «Вы – наше письмо, написанное в сердцах наших, узнаваемое и читаемое всеми человеками» ( 2Кор.3:2 ). Христиане обязаны проповедовать Христа своими добрыми делами. Как сказано: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» ( Мф.5:16 ). Проповедуйте Христа добрым отношением к людям. Посмотрите вокруг себя. Не надо любить абстрактное человечество. Любите своих соседей по лестничной площадке, выстройте с ними правильные отношения. Членов своей семьи любите. Сказано: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» ( 1Тим.5:8 ). Богу не нужны такие люди, которые оставили своих домашних. Они считаются отрекшимися от веры, это отступники. На Руси без благословения родителей ничего не делали. А сейчас молодые люди могут бросить родителей, убежать в монастыри, куда-нибудь в скиты. Мужчины бросают семьи, бегут в монастыри. Я уже слышал о женщинах, которые бросают детей, мужей бросают, убегают в какие-то скиты. Сказано: «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак…» ( 1Тим.4:1–3 ). Это бесовское благочестие. «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного», – так пишет апостол Павел.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Как понимать последние слова Евангелия: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» ? Когда согрешили Адам и Ева, а в них, как в своих прародителях, согрешили все люди, то никто не мог спасти их от погибели за грехи: ни сами они, ни даже Ангелы. Мог только Сам Бог, потому что нужно было принести правосудию Божию такое удовлетворение за грех, каков был самый грех, а грех людей был так велик, как велик Бог, против Которого сделан грех. Следовательно только страдания Сына Божия могли сделать это удовлетворение. И Бог Отец по любви к человечеству отдал Своего Сына Иисуса Христа на крестные, как самые ужасные и позорные, страдания. И Сын Божий по той же любви к человечеству претерпел сии страдания и тем даровал людям спасение. «Не послал Бог в мир Сына Своего, чтобы судить мир», т. е. осудить за грехи на бедствия и несчастья, на вечную погибель в аду, «но чтобы мир спасен был чрез Него», т. е. через Его крестные страдания и смерть. Чему особенно поучает нас, братие, настоящее Евангелие? Тому, что безмерно велика любовь Бога к человеку: Сын Божий сходит с Неба и страдает позорным образом на кресте ради него. Что может быть выше этой любви? А какова наша, братие, любовь к Богу? Мы, например, любим своих родителей. Это значит, что мы постоянно чувствуем к ним свою признательность, питаем расположение и всем, чем только можем, свидетельствуем эту свою к ним признательность и расположение: делаем все угодное, стараемся избегать неугодного для них. Так ли мы, братие, ведем себя в отношении Христа Спасителя? О, если бы так! Но что говорят о нас дела наши, жизнь наша? Нет, если бы мы любили своего Христа Спасителя, то не было бы у нас столько и мыслей, и чувств, и слов, и намерений, и дел, неугодных Ему, запрещенных им в святом Его Евангелие. Следовательно, мало, братие, мало мы любим своего Господа Спасителя, когда не стараемся делать только то, что Ему угодно, но больше делаем то, что Ему противно, а угодно Его врагу – дьяволу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/b...

Мария! говорит ей Господь, – и Мария повергается к ногам Его, и в волнении чувств ничего не может сказать, как только: Учитель мой! Господь повелевает ей не медлить на месте, но идти к ученикам Его и сказать им, что Учитель их воскрес и что Он недолго будет с ними на земле. Иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему к Отцу вашему, и Богу Моему и Богу вашему ( Ин. 20:17 ). Мы сказали, что, кроме Марии Магдалины, пришли ко гробу и прочие жены-Мироносицы: другая Мария, Иоанна и Саломия. Они также видели Ангелов и слышали от них радостную весть о воскресении Иисуса Христа, и уже возвращались в дом свой, как Сам Иисус Христос встретил их на пути и сказал им: радуйтесь! Мироносицы немедленно возвестили о всем виденном и слышанном ими Апостолам; но от чрезмерной радости и смущения они как бы не смели верить такому чудному событию и считали виденное Мироносицами призраком. Любвеобильный Господь однако ж недолго оставил учеников Своих в томительном состоянии недоумения и борьбы между страхом и надеждою. В тот же день Он явился двоим из них – Луке и Клеопе, шедшим в Еммаус. Иисус Христос присоединился к ним на пути в виде спутника, укорял их в маловерии, незнании Писания, объяснял им ветхозаветные пророчества, по которым Мессии подобало пострадать, воскреснуть и внити в славу свою. Сердца учеников горели радостью и умилением во время беседы Божественного Учителя, но очи (их) были удержаны, так что они не узнали Его ( Лук. 24:16 ). Только в Еммаусе, на вечери, когда Иисус Христос, благословив и преломив хлеб, подавал ученикам, только тогда отверзлись очи их, и в чудном собеседнике они узнали воскресшего Господа. Но в туже минуту Он сделался невидимым. Лука и Клеопа в тот же час возвратились в Иерусалим, чтобы сообщить радостную весть прочим Апостолам. Но здесь уже почти все знали о воскресении Господа, Который явился не только Мироносицам, но и Апостолу Петру ( Лук. 24:13–34 ). Поздно вечером того же дня ученики Иисуса Христа собрались вместе и заперли двери храмины, боясь нападения озлобленных Иудеев.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yahontov...

Но нам мало было бы не только дня, но и целой седмицы, чтобы высказать все, что можно сказать о первом дне творения. А время уже, кажется, положит конец сегодняшней беседе нашей, чтобы излишнею продолжительности ее не лишить некоторых охоты слушать следующие беседы. В следующий воскресный день будем беседовать об общем устройстве Мира и о воздушном пространстве. Теперь присовокуплю еще одно желание, чтобы вы по выходе из храма, припомнили все то, что было говорено сегодня, собственным размышлением дополнили то, что опущено, и помолились Создателю света, чтобы Он послал нам свет Свой и просветил сердца наши к познанию истины. Света Подателю и веков Творче, Господи, в свете Твоих повелений настави нас, иного бо, разве Тебе, бога не знаем. Аминь. 3. О втором дне творения И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. И стало так. И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. И назвал Бог твердь небом. И увидел Бог , что это хорошо. И был вечер, и было утро: день второй. Быт. 1:6–9 .   И в первый день было создано небо, вместе с землею, и во второй день опять говорится о творении другого неба, или тверди. Какое же между ними различие? Неужели у нас два неба? Не два только неба, слушатели, открывает нам св. Писание, но и три. Знаю человека, говорит Апостол Павел, который восхищен был до третьего неба. ( 2Кор. 12:2 ). Твердь есть низшее, пли первое небо; под этим именем можно разуметь все воздушное пространство, окружающее землю. Второе, высшее небо – это есть беспредельное пространство, представляющееся нам в виде свода, на котором как бы утверждены неподвижные звезды. А что такое третье небо? Это жилище Ангелов и блаженных душ, на земле угодивших Богу, это наше отечество, куда все мы должны стремиться и куда праведники, еще живя на земле, возносятся духом и слышат там неизреченные глаголы. О, если бы и нам, рассуждающим о небесах, достичь некогда третьего неба! Но об этом третьем невидимом небе будем говорить после; теперь рассмотрим первые два видимые. Начнем с высшего, или второго неба.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yahontov...

Слово в 27-неделю по Пятидесятнице Бяше (Иисус Христос) уча на едином от сонмищ в субботу. ( Лк. 13:10 ). Упоминаемый в нынешнем чтении Евангелия начальник синагоги, терзаемый завистью к Спасителю, что бедная женщина, скорченная недугом, выпрямилась от одного прикосновения руки Его, и стала славить Бога, начал говорить народу: «есть шесть дней, в которые должно делать, в те и приходите лечиться, а не в день субботний!». Как будто бы мгновенное исцеление было делом самой исцеленной, или хождение в синагоги, в которые удаленные от Иерусалимского храма Иудеи стекались по субботам на молитву и для слушания слова Божия, было преступно. Но Сердцеведец, зная, что причиной негодования старейшины синагоги была зависть силе чудотворений Спасителя, обличает мнимого ревнителя закона Божия, говоря: лицемере, кождо вас в субботу не отрешает ли своего вола или осла от яслиий и вед напаяет? Сию же дщерь Авраамлю сущу (по вере и происхождению), юже связа сатана се осмоенадесяте лето, не достояше ли разрешитися ей от юзы сея в день субботный ( Лк. 13:15, 16 )? – Таким образом, сам Господь и Спаситель наш не только словом, но и своим собственным примером научает нас освящать праздничные дни участием в общественном Богослужении, благочестивыми занятиями, и в особенности делами благотворения. He следуя этому спасительному примеру и нарушая святость праздничных дней, вопреки ясной заповеди Божией, мы сами себя подвергаем и естественным, вредным последствиям беззакония, и сверх того привлекаем на себя еще особенные наказания правосудия Божия. Если бы и не было ясного закона Божия касательно посвящения особенных времен для прославления имени Божия и благодарения Ему за Его благодеяния: то к учреждению таких дней должно бы побудить нас внутреннее сознание, что мы все, что имеем, самое бытие и жизнь нашу, имеем по одной милости Божией! Но Бог, при сотрясении Синая, изрек святую заповедь: помни день субботный, еже святити его. Шестъ дней делай и сотвориши в них вся дела твоя: в день же седмый суббота Господу Богу твоему: да не сотвориши всякаго дела в он, ты, и сыт твой, и дщерь твоя, и раб твой, и раба твоя, и вол твой, и осля твое, и всякий скот твой, и пришлец твой, обитаяй у тебе ( Исх. 20:8, 9, 10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Marty...

Слушай, — сказал он, — куда Ты идешь? В церковь, — отвечала она. Но ведь ты знаешь эдикт? Да, знаю, — спокойно промолвила она. И ты не боишься смерти? О, — сказала она, и ее глаза засияли восторгом, — я с радостью умру за Христа!.. Смотри: все идут... Неужели я могу пропустить такой случай — пострадать за Господа... Но пожалей хоть ребенка... Зачем его взяла? — Я хочу, чтобы и он разделил мое счастье... Он достаточно велик, чтобы исповедать имя Господа Иисуса Христа. Префект был смущен, взволнован, потрясен. Эдикт императора не был исполнен. Так дорожили христиане храмом и богослужением. Понимая все значение богослужения для христианского воспитания, VI Вселенский Собор изДал даже следующее строгое правило о праздниках: " Аще кто, не имея никакой настоятельной нужды, или препятствия... в три воскресные дни в продолжение трех седмиц, не приидет в церковное собрание: то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет удален от общения " . Таким образом, посещение храма является первой обязанностью христианина в праздник. Вторая обязанность — благотворение. Этому также учит пример Господа, исцелившего сухорукого в Субботу и тем показавшего, что в субботу должно добро делать. Наконец, все роды богоугодных занятий - домашняя молитва, чтение душеполезных книг, религиозные беседы и т. д. - наиболее приличествуют празднику, ибо этим и освящается праздничный день, как того требует заповедь: Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему (Исх. XX. 8-9). Глава III ст. 7-19 В данном отрывке рассказывается о избрании двенадцати апостолов. Слава Господа Иисуса Христа все росла. Его дивные дела, Его Слово, проникнутое духом и силою, обаяние Его личности, полной кротости и милосердия, - все это возбуждало внимание, любопытство и восторг народа. Со всех сторон стекались к Нему толпы желающих послушать Его учение или получить исцеление. Это был период Его растущей популярности. За Ним последовало множество народа из Галилеи, Иудеи, Иерусалима, Идумеи и из-за Иордана.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1922...

Считали за великую пользу даже только то, чтобы к нему приблизиться: ибо сей дивный муж был сладостен словом, премудр разумом и украшен всеми добродетелями. Когда блаженный лежал в постели и весьма изнемогал от предсмертной болезни, он, тем не менее, насколько было возможно, вёл с учениками душеполезные беседы. Но из речей его можно было расслышать лишь немногое, потому что язык пересыхал у него от болезненного жара. Поэтому один из скорописцев, сидя вблизи и слушая, записывал его слова, дабы все, кто пожелал бы узнать их, могли бы прочесть, для своей пользы душевной, наставления блаженного. Во время беседы преподобному стало легче, так что он даже встал на ноги и начал ходить. В воскресный день, придя в церковь, он совершил Божественную литургию, сказал братии поучение и вкусил вместе с нею от трапезы. Равно также и утром шестого ноября, — в день памяти святого отца нашего Павла Исповедника, — он совершил в церкви Божественную литургию, сказал братии поучение и был в тот же день на вечерне; затем, войдя в келлию, он лёг на постель и снова сильно заболел. Он болел в продолжение четырех дней, а на пятый — наступил конец его болезни, — а безболезненной жизни — начало. Когда преподобный приближался к преставлению, к нему собралось множество братии, и они плакали о нем, как о своем отце и учителе. Взглянув на них, он немного прослезился и сказал: — Отцы и братия! вот приспел конец моей жизни. Мы все должны испить сию общую чашу: одни раньше, а другие позже, а всё же мы не минем того часа. И вот я ухожу путем, коим отошли наши отцы, туда — где жизнь вечная, а наипаче, где Господь и Бог, Которого возлюбила душа моя. Его я от всего сердца возжелал, Его я назвался рабом, хотя и не исполнил своего Ему служения. Вы же, братия моя и любимые чада, оставайтесь верны словам моим, которые я предал вам, содержа правую веру и благочестивую жизнь. Вы знаете, что я не переставал возвещать вам Слово Божие и наедине и в собрании всех. Ныне же я усердно умоляю вас: имейте его в вашем уме и сохраняйте, потому что у меня есть забота о вас, как у желающего дать о вас отчет.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/532/...

Так и мы, братия, питая живую веру в Господа нашего Иисуса Христа, для нашего спасения пострадавшего, умершего и погребенного, и в третий день воскресшего, по писаниям, будем всегда ожидать воскресения мертвых и жизни будущего века, и, подкрепляемые сею надеждою, при содействии благодати Божией, пребудем всегда тверды и непоколебимы на пути спасения; будем стараться всеми силами преуспевать в соблюдении заповедей Божиих, зная, что в последний день Господь воздаст каждому по делам его ( Рим.2:6 ), каждый получит соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое ( 2Кор.5:10 ). Богу же благодарение давшему нам победу над смертью Господем нашим Иисусом Христом ( 1Кор. 15,57 ). Аминь. Беседа 30. В неделю третьюнадесять Братие, бодрствуйте, стойте в вере, мужайтеся, утверждайтеся ( 1Кор.16:13 ). В нынешнем чтении из Апостола предложены наставления, благожелания и приветствия св. Павла, оканчивающия первое послание его к Коринфянам. «Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды». В немногих словах Апостол предлагает много наставлений. «Бодрствуйте». Бойтесь беспечности и нерадения. Будьте всегда внимательны к себе, чтобы вам не потерПетрь вреда на пути спасения ни от лжеучителей, ни от худых примеров. Выше Апостол написал такое, наставление: мняйся стояти, да блюдется, да не падет ( 1Кор.10:12 ). Также: не льститеся: тлят обычаи благи беседы злы (15, 33). Бодрствуйте: понятие бодрствования взято от воинов, стоящих на часах, или от стражей, обязанных не спать и наблюдать, чтобы неприятели или воры, во время их сна, не сделали неожиданного нападения или похищения. «Стойте в вере». Будьте постоянны и тверды в той вере, которую вы приняли от меня, говорит Апостол; ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос ( 1Кор.3:11 ). Удаляйтесь лжеучителей, удаляйтесь общения с идолопоклонниками, которых худые обычаи могут развращать ваши добрые нравы ( 1Кор.15:33 ). «Будьте мужественны, тверды». Мужественно и непоколебимо стойте против искушений и всяких опасностей, ни злословия, ни посмеяния,, ни гонения, ни какие скорби, ни самая смерть – да не колеблет вашего мужества и твердости в сохранении преданной вам веры и в неизменном последовании заповедям Христовым.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010