Святейший Патриарх Кирилл совершил в Борисо-Глебском Аносином женском монастыре утреню Великой среды 14 апреля 2009 г. 22:07 14 апреля Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Борисо-Глебский Аносин ставропигиальный женский монастырь, где совершил утреню Великой среды. После прибытия в обитель Предстоятель Русской Церкви осмотрел различные монастырские постройки, подсобное хозяйство, библиотеку, а также благословил детей из местной воскресной школы. Затем Патриарх направился в Троицкий собор, где совершил утреню Великой среды в левом приделе храма, освященном в честь святых благоверных князей Бориса и Глеба. По окончании богослужения Святейший Патриарх обратился ко всем собравшимся с Первосвятительским словом: «Великий вторник посвящен теме Суда. Господь в Иерусалиме накануне Своих страданий, обращаясь к ученикам и народу, говорил о наиболее важных для спасения человека вещах». «Известно, что тема Страшного суда и кончины мира очень беспокоит людей, — отметил Святейший Владыка. — Люди пытаются угадать дату кончины мира». Особенное опасение, по словам Патриарха, вызывают многочисленные секты, которые не просто пугают Страшным судом, но и зарабатывает на этом. «В Евангелии, которое было прочитано за вечерним богослужением в понедельник и которое по церковному Уставу относится к следующему дню, то есть ко вторнику, Господь как бы отвечает на все подобные вопросы (о времени Страшного суда — ред.). Что никто не знает ни дня, ни часа, когда Господь придет. Знает только Отец Небесный». Как заметил Святейший Патриарх, святые отцы предостерегают нас, чтобы мы не мудрствовали и не угадывали сроки, которые сокрыты от человека. Но более всего должно помнить, что у каждого из нас будет свой конец мира — его личная смерть. «В том же самом евангельском чтении, — сказал Предстоятель, — Господь открывает нам и тайну загробной жизни. Участь человека в загробной жизни зависит от того, как он прожил эту жизнь». «Каждый человек, следуя словам другой евангельской притчи, должен возвратить Господу свои таланты умноженными». Образование, подчеркнул Патриарх, это сумма средств, для того чтобы развить присущие человеку способности и таланты. «Вот почему так важно правильное образование человека. Но, к сожалению, не все употребляют свои таланты во благо».

http://patriarchia.ru/db/text/616268.htm...

Содержание Предисловие Воскресная всенощная I. Начало II. Псалом 103. О сотворении Мира III. Ектения великая IV. Блажен муж V. Внегда призвати ми. Вторая слава: Пс.4,5,6 и ектения малая VI. Господи Боже мой, на Тя уповах. Третья слава: Пс.7,8 и ектения малая VII. Господи, воззвах и стихиры Пение стихов и стихир VIII. Вход с кадилом IX. Прокимен X. Ектения сугубая XII. Ектения просительная XIII. Лития под великий праздник XIV. Стихиры на стиховне XV. Ныне отпущаеши. Трисвятое. Отче наш. Богородице XVI. Благословение хлебов XVII. Конец вечерни XVIII. Утреня XIX. Ектения великая XX. Бог Господь XXI. Кафизма XXII. Полиелей XXIII. Тропари воскресны XXIV. Пред Евангелием XXVI. После Евангелия XXVII. Канон XXVIII. На хвалитех XXIX. Славословие великое XXX. После великого славословия     Предисловие Молитва за богослужением требует доброго внимания, участия ума и сердца, духовного подъема. Многие возглашения в церкви призывают христианина творить молитву свою, указывая, о чем именно надлежит молиться, например: О свышнем мире и о спасении душ наших Господу помолимся. Т.е. составим (в уме и сердце) молитву, прямое обращение ко Господу о спасении. Поэтому в некоторых обителях, как в Киево-Печерской Лавре, «Господи, помилуй» поется весьма протяжно: чтобы дать время помолиться, усвоить сердцем прошение по данному возгласу и высказать прямое обращение ко Господу. Другие же возгласы в богослужении прямо изложены в виде молитвы, которую только надо повторить за священнослужителем, например: Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатью. В настоящей книжке дается некоторое руководство к молитве во время воскресной всенощной, изъясняется мысль и чувство, заключенные в пении и чтении церковном. Свою молитву надо запечатлевать крестным знамением, подобно тому, как, отсылая прошение Царю или начальнику, мы прикладываем к бумаге печать. Когда креститься? Когда творить поклоны? – тогда, когда творит сие священнослужитель, когда невольно чувствуем необходимость привлечь к молитве свое оземленелое, склонное к покою тело, когда хотим молиться всем разумением своим, возбудить орган ума, сокрытый под нашим челом, – всем сердцем своим, ударяя в перси, яко мытарь, – всею крепостью своею, прикасаясь к плечам, исходищам силы телесной.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

фото patriarchia.ru 23 июня 2014 г. 15:01 Святейший Патриарх Кирилл: Мы будем судиться по тому закону, который добровольно на себя приняли В неделю 2-ю по Пятидесятнице, день памяти Всех святых, в земле Русской просиявших, и День памяти и скорби — 73-ю годовщину начала Великой Отечественной войны, Святейший Патриарх Кирилл совершил в Софийско-Успенском соборе Тобольского кремля Божественную литургию. По окончанию богослужения Предстоятель обратился к пастве с первосвятительским словом . Отметив значение Тобольска и сибирского похода Ермака для России, Святейший Патриарх обратился к теме, затронутой в воскресном апостольское чтении (Рим. 2:10-16), где идет речь о Божием суде над иудеями и язычниками. Из послания апостола Павла следует, что иудеи будут судится по Закону Моисея. Но по какому закону будут судится язычники, если у последних вообще нет никакого закона? Значит ли это, что они вообще не будут судиться? Язычники тоже будут судиться, говорит апостол Павел. «Потому что закон Божий начертан в их сердцах. Они будут судиться словом, мыслью своею и совестью своею, - напомнил Святейший Патриарх слова апостола Павла. - И вот что удивительно. Если соотнести этот закон Божий, начертанный в сердцах человека, с законом Божиим, который открывается нам в Его Слове — для иудеев ветхозаветный, а для христиан и ветхозаветный, и новозаветный — то это один и тот же закон. Только для одних он артикулирован, выражен в формулах, его легко запомнить, а другие лишь только прозревают его совестью своею, мыслью своею, как то делали великие философы античности». Поэтому христиане будут судиться по этому закону, который добровольно на себя приняли. «Крещение не есть лишь некий культурный акт, некий обычай, как у нас некоторые иногда думают. Крещение — это принятие на себя всех обязательств, связанных с Божественным законом, - пояснил Предстоятель, - крещеный будет спрошен: а исполнял ли ты закон, который добровольно принял на себя?». В то же время в нашей стране есть много людей, которые вообще не принадлежат ни к какой религии. А как будут судиться они? Или, может быть, они избегут Божиего суда? Отнюдь. «Они будут судиться также, как судиться должны были и древние язычники, по слову апостола Павла, в соответствии с совестью своею, - сказал Святейший Патриарх. - Мы знаем, что голос совести работает в каждом — в одном сильнее, в другом слабее. Мы знаем, что голос совести заглушить можно, потому что он уж больно травмирует, он больно мешает жить, исчезает комфорт, покой. Если совершил человек что-то злое, Божий голос внутри него, голос совести мешает ему быть спокойным. Современные люди научились этот голос тушить, у них есть свой «огнетушитель» — либо пьянство, либо наркотики, либо самовнушение, в основе которого сравнение себя с другими людьми: я что, хуже других, что ли?».

http://e-vestnik.ru/news/patriarh_kirill...

Тайна воскресной полунощницы: Троичность Бога в Ветхом Завете Часть 2. Сотворение небес, поющие Серафимы, видение Даниила Станислав Минков В предыдущей части мы говорили о ветхозаветных образах канонов воскресной полунощницы, взятых из Пятикнижия Моисея. Прежде чем продолжать, скажем еще несколько слов о практическом устройстве полунощницы. Главное преимущество обычной, будничной (не воскресной) полунощницы – ее неизменность Главное преимущество обычной, будничной (не воскресной) полунощницы, благодаря которому она легко исполняла роль утреннего правила для наших предков, – ее неизменность. Редко-редко что-то меняется в чине полунощницы даже в большие праздники. Это, собственно, связано с тем, что в большие праздники она и не положена – на них предполагается бдение, на котором за вечерней сразу идет утреня. Лишь в дни после праздников, на так называемые попраздненства , на полунощницу полагаются особые тропари: так бывает В остальное время достаточно открыть текст вседневной полунощницы в Часослове (или на любом сайте) – и можно вникать в молитвенные слова тропарей и кафизмы. С воскресной полунощницей несколько сложнее, хотя по продолжительности она даже короче будничной. Найти текст последования воскресной полунощницы – дело нехитрое (она есть в Часослове и на многих сайтах, напр.: http://ms.pravoslavie.ru/111472.html ). По структуре она напоминает пасхальную полунощницу (что неудивительно) или (что, пожалуй, более знакомо читателю) «Канон молебный ко Пресвятой Богородице», печатаемый во всех наших молитвословах. Мы легко заметим в тексте неповторимые, только на воскресной полунощнице читаемые стихиры – троичны и красивую покаянную молитву Марка монаха. Но остается одна трудность – последование содержит упоминание о чтении канона гласа и ипакои гласа. Следовательно, прежде чем читать полунощницу, мы должны узнать, какой сейчас глас. Вещь эта хорошо знакома церковным певчим, но и «простой» человек без усилий может это узнать – текущий глас пишется в воскресный день на сайте Патриархии в разделе богослужебных указаний, да и найти его в поиске по запросу «какой сегодня глас Православие» не составит труда.

http://pravoslavie.ru/146100.html

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Шестопсалмие – одна из важнейших частей утреннего богослужения Православной Церкви, состоящая из шести следующих избранных псалмов: Пс.3 , Пс.37 , Пс.62 , Пс.87 , Пс.102 и Пс.142 . О важности этой части утреннего богослужения свидетельствует то, что шестопсалмие во все почти время года читается безотложно на каждом утреннем богослужении, повседневном, субботнем и воскресном (исключение составляет Светлая Пасхальная седмица). Чтобы внимание слушающих ничем не развлекалось при чтении шестопсалмия и они могли углубляться в смысл читаемого, устав Церкви пред началом чтения полагает погашать почти все особенно яркие светильники и оставлять молящихся в полумраке. Особое внимание требуется при чтении и слушании шестопсалмия по его содержанию. «Покаяния псалмы сии исполнены суть и утешения», – говорится в Уставе. О поклонах при чтении Шестопсалмия 1. В Часослове (последование Утрени) в середине Шестопсалмия указано: « Слава, и ныне; Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. Трижды, без поклонов», т.е. можно креститься, но без поклонов. 2. В Оптиной существует традиция не накладывать на себя крестное знамение в середине Шестопсалмия. Преподобный  Лев Оптинский писал по этому поводу: «Что вам согласно с истинными преданиями святых отцов заповедала М. во время шестопсалмия не креститься, — сие советую вам хранить, и потому более сей завет должно наблюдать, что всецело согласен с советом божественных богодухновенных отцов наших; пусть кто как хочет, так и мудрствует, о сем и вас зазирает, таковый зазор, по неведению их, не важен, а заповедь — душеспасительна. Если же кто вас спросит, почему вы не подражаете им, то благосклонно можете ответствовать, что сего истина требует: пусть посмотрит в Триоди Постной и в Уставе о сем, а более того заповедала всем старица». Такую же практику рекомендовал прп. Паисий Святогорец : — Геронда, а почему мы не садимся на шестопсалмии? — Потому что оно символизирует Страшный Суд. Поэтому хорошо, если во время чтения шестопсалмия ум идет на час Страшного Суда. Шестопсалмие занимает шесть-семь минут. После первой статии мы даже не крестимся, потому что Христос придет сейчас не для того, чтобы распяться, но явится миру как Судия. Шестопсалмие. Его содержание, особенности и духовный смысл

http://azbyka.ru/shestopsalmie

Объяснения церковных и домашних молитв. Шестопсалмие ПРАВОСЛАВИЕ.RU ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА         ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ ВСТРЕЧА С ПРАВОСЛАВИЕМ СВЯТООТЕЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ПРОПОВЕДИ АПОЛОГЕТИКА ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА СВЯТЫЕ ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ НОВОСТИ АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ПРЕССА ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ ГОСТЬ САЙТА ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ ПОЛЕМИКА ENGLISH EDITION   СРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ   новые поступления карта сайта авторы анкета поиск ОБЪЯСНЕНИЯ ЦЕРКОВНЫХ И ДОМАШНИХ МОЛИТВ ШЕСТОПСАЛМИЕ Шестопсалмием называется одна из важнейших частей утреннего богослужения Православной Церкви, состоящая из шести следующих избранных псалмов: 3, 37, 62, 87, 102 и 142. О важности этой части утреннего богослужения свидетельствует то, что шестопсалмие во все почти время года читается безотложно на каждом утреннем богослужении, повседневном, субботнем и воскресном (исключение составляет Светлая Пасхальная седмица). Об особом значении шестопсалмия свидетельствует устав церковный; он повелевает читать шестопсалмие " со всяким вниманием и страхом Божиим, яко Самому собеседующе Христу Богу нашему невидимо и моляще о гресех наших " (см. Служебник); равным образом указывается уставом и слушать чтение с полным благоговением и тишиною, не позволяя в это время не только шумного движения или громкого разговора, но даже шепота и других каких-либо нарушающих безмолвие звуков. Чтобы внимание слушающих ничем не развлекалось при чтении шестопсалмия, чтобы они могли удобнее углубляться в смысл читаемого, для этого устав Церкви пред началом чтения полагает погашать почти все особенно яркие светильники и оставлять молящихся в полумраке. Особое внимание требуется при чтении и слушании шестопсалмия по его содержанию. " Покаяния псалмы сии исполнены суть и утешения " , — говорится в уставе. И действительно, все они так трогательно изображают душевные скорби кающегося грешника, страдающего в жизни от своих беззаконий, и твердое упование его на милость Божию, что способны в самом великом грешнике пробудить живое чувство покаяния и вместе надежду на помилование от Бога.

http://pravoslavie.ru/put/biblio/molitva...

Патриарх Кирилл: Свобода от праведности смерть 2 июля 2017 года, в Неделю 4-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма преподобной Евфросинии, великой княгини Московской в Котловке г. Москвы и Божественную литургию в новоосвященном храме. По окончании богослужения Предстоятель обратился к собравшимся с Первосвятительским словом, в котором особое внимае уделил теме свободы от греха и свободы от праведности, прозвучавшей в воскресном апостольском чтении.      «В сегодняшнем апостольском чтении из Послания к Римлянам (Рим. 6:18-23) апостол Павел учит нас, что существует две свободы — свобода от греха и свобода от праведности, – обратил внимание Патриарх. «Свобода от греха — это способность человека вне зависимости от влияния окружающей среды, от навязываемых ему стереотипов мышления и образа действий сохранять силу противопоставлять себя греху. Это действительно величайшая свобода, потому что грех привлекателен и если кто отдается греху, то перестает быть свободным», – отметил Предтоятель. «Ну, а что же такое свобода от праведности? А это та самая свобода, которую очень легко обрести. К этой свободе человека как бы подталкивает его инстинктивное начало: делай, что тебе хочется, никаких табу не существует, живи так, как хочешь, всякие ограничения условны, не слушай никого, раскрепощай свои инстинкты, живи свободно. Разве не этому сегодня учат такими или иными, как бы более интеллигентными, но несущими тот же смысл словами? И мы видим, что в мире происходит: даже законодательство потворствует свободе от праведности и все реже внешние обстоятельства способствуют тому, чтобы человек сохранял свободу от греха. В завершение этой части своего повествования апостол Павел, обращаясь к римлянам, говорит, что в результате греха, в результате жизни, свободной от праведности, наступает смерть, а в результате жизни, свободной от греха, — жизнь вечная. Это не человеческие слова, — это Бог через апостола Павла говорит всему миру. Он не говорит с силой человеческой, — Он обращается к нам в Своей Божественной мудрости и каждый из нас волен принять эти слова серьезно или отмахнуться от них, стать свободным от греха или свободным от праведности. А результат будет именно тот, о котором говорит нам Бог: свобода от греха жизнь вечная, а свобода от праведности смерть.

http://pravoslavie.ru/104883.html

Предлагаем читателям сайта Православие.Ru богословско-филологический комментарий шестой евангельской стихиры на церковнославянском языке. Явление Христа апостолам в Галилее. Фреска монастыря Дечаны (Косово, Сербия) Евангельские стихиры — тексты, которые, с одной стороны, комментируют воскресное евангельское зачало, а с другой — раскрывают его духовный смысл. Ниже вашему вниманию представляется богословско-филологический комментарий шестой евангельской стихиры. Для начала приведем тексты шестой евангельской стихиры на греческом и церковнославянском языках. Греческий оригинал: « ντως ερνη σ Χριστ, πρς νθρπους Θεο, ερνην τν σν διδος, μετ τν γερσιν Μαθητας, μφβους δειξας ατος, δξαντας πνεμα ρν, λλ κατστειλας τν τραχον ατν τς ψυχς, δεξας τς χερας κα τος πδας σου πλν πιστοντων τι, τ τς τροφς μεταλψει, κα διδαχν ναμνσει, δινοιξας ατν τν νον, το συνιναι τς Γραφς ος κα τν Πατρικν παγγελαν καθυποσχμενος, κα ελογσας ατος, διστης πρς ορανν. Δι σν ατος προσκυνομν σε, Κριε δξα σοι» . Церковнославянский перевод: «Истинный мир Ты, Христе, к человеком Божий, мир Твой дая, по востании учеником, пристрашны показал еси я, мнящыя дух видети: но утишил еси мятеж души их, показавый руце и нозе Твои. Обаче не верующым еще, брашен причащением, и учений воспоминанием, отверзл еси их ум, еже разумети Писания: имже и Отческое обетование обещав, и благословив я, отступил еси на небо. Темже с ними покланяемся Тебе, Господи, слава Тебе» . Этот текст важен не только с точки зрения содержания, но и в контексте богослужения, так как является своего рода пересказом основных мыслей и богословских истин, которые содержатся в соответствующем воскресном евангельском чтении. В этой связи для лучшего их усвоения Устав указывает петь евангельскую стихиру в составе стихир, после хвалитных псалмов . Невозможно комментировать евангельскую стихиру без знания и понимания евангельского чтения, к которому она относится. Это воскресное Евангелие является последним зачалом в Евангелии от Луки (Лк. 24, 36–53) и тем самым заканчивает повествование апостола Луки о земной жизни Иисуса Христа.

http://pravoslavie.ru/150088.html

22 марта 2020 года, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в храме благоверного князя Игоря Черниговского в Переделкине г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с проповедью.      Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие владыки, отцы, братья и сестры! Радуюсь, что Господь привел меня сегодня в этот храм, чтобы вместе с вами разделить воскресную молитву в день, когда мы вспоминаем страдания Господа и Спасителя и поклоняемся Его Животворящему Кресту. В сегодняшнем чтении из Послания к Евреям (4:14-5:6) апостол призывает нас приблизиться к Престолу Божиему, чтобы получить нам милость и обрести благодать для благовременной помощи. Этот призыв словно специально обращен к нам сегодня. Естественно, что в тяжелое время, когда в стране и в мире началась эпидемия, человек в первую очередь думает о собственном спасении. Это заложено в природу человека, и, конечно, нужно делать все для того, чтобы уберечь себя, родных, близких, свое окружение от распространения инфекции. Но мы знаем: когда возникает общая опасность, нередко разрушаются человеческие связи и каждый начинает думать только о себе. Иногда это приводит к потере человеческого лица, к междоусобной брани, к столкновениям, к общественным коллапсам. Сегодняшнее апостольское чтение призывает нас к тому, чтобы мы сохраняли способность совершать добрые дела, совершать благодеяния. Несмотря на инфекцию, которая провоцирует отчуждение одного человека от другого, мы должны не забывать наших ближних и в меру сил и возможностей оказывать им помощь — конечно, исполняя все необходимые предписания, с тем чтобы не оказаться разносчиками инфекции. Сегодня в нашей поддержке особенно нуждаются люди пожилые, одинокие, лишенные возможности даже за продуктами сходить — такие ведь есть, наверное, и среди наших соседей, родных и близких. Поэтому, оберегая себя и своих ближних от распространения инфекции, мы должны помнить, что никто не отменял совершения добрых дел, и неслучайно сегодня прозвучали для всех нас слова апостола из Послания к Евреям.

http://pravoslavie.ru/129543.html

29 мая 2022 года, в Неделю 6-ю по Пасхе, о слепом, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.      Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сердечно поздравляю вас, Высокопреосвященные и Преосвященные владыки, отцы, братья и сестры, с сегодняшним воскресным днем. Евангелие, которое мы сегодня слышали (Ин. 9:1-38), исполнено — как и все, что Господь говорил людям, — очень глубоких смыслов; но мы настолько привыкаем к евангельским чтениям, что не очень-то употребляем усилия, чтобы попытаться вникнуть в то, что нам сказано. Конечно, помогают раскрытию смысла Священного Писания замечательные книги духовного содержания; этому также посвящается проповедь в храме. И очень важно, чтобы слова Евангелия не проходили мимо нас, мимо нашего внимания, потому что эти слова — от Самого Бога, и нет ничего более важного, значительного и нужного для человека, чем Божие Слово. Давайте подумаем о сегодняшнем чтении. Это история слепого человека, которого исцелил Господь. Ученики спрашивали: «За что ему такое — слепой с самого рождения? Кто согрешил, он или его родители?» То есть ученики восприняли этот страшный недуг как Божие наказание, как отвержение слепого человека Божиим Промыслом; но Господь отвечает: «Ни он, ни родители, но чтобы явились на нем дела Божии». И мы знаем, что Господь исцеляет слепорожденного, и это великое явление Божией силы свидетельствует о том, что для Бога нет ничего невозможного. Одновременно это чудо явлено для того, чтобы каждый страждущий понимал: страдание не должно нас разрушать, потому что над всеми нами — Господь. И если Господь кого-то посещает страданием, допуская болезни, печали и воздыхания, то не для того чтобы погубить человека, но чтобы на нас, при правильном восприятии скорби, явились дела Божии. Именно поэтому святитель Иоанн Златоуст называет скорбь школой любомудрия, то есть любви к мудрости, через которую познаются Божественное всемогущество и милость.

http://pravoslavie.ru/146430.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010