В Академии прошли богослужения, посвящённые празднику всех святых, в земле Русской просиявших июня 2018 Пение Цветной Триоди в богослужебной жизни Церкви заканчивается неделей всех святых. Но в Русской Православной Церкви есть продолжение этого праздника, поскольку вторая неделя после праздника Святой Троицы посвящена святым, которые в разное время в разных подвигах явили себя своим русским соотечественникам. Решение о восстановлении памяти всех Русских святых во второе воскресенье по Пятидесятнице принято Поместным собором Русской Православной Церкви 1917-1918 гг. Это произошло перед началом гонений на Церковь и на ее священнослужителей. В сам воскресный день владыка ректор возглавил Божественную литургию, во время которой он совершил хиротонии студентов I курса магистратуры: диакона Алексия Заруцкого рукоположил в сан иерея, а иподиакона Михаила Розвадовского в сан диакона. После Литургии и славления архиепископ Амвросий обратился к новорукоположенным священнику Алексию и диакону Михаилу с напутственным словом: " Дорогой отец Алексей! Служи с радостью, с искренней и милосердной любовью. Не свое мнение о себе, и не мнение других людей пусть тебя беспокоит, а только мнение Бога о тебе. Живи и служи Ему так, чтобы находить потерянных людей и приводить их к Источнику жизни и бессмертия. Бог в Своем тварном мире устроил так, чтобы некоторые из людей служили в Церкви людям, как священники. Отныне ты один из них. Ты поставлен служить в миссии единственного нашего Учителя - Христа, и нести людям не свое, но Его слово. Пусть это слово, исходящее из твоих уст станет пищей, радостью и поддержкой для многих верующих людей " .   " Дорогой отец Михаил! Сонм всех святых, в земле Русской просиявших, сегодня не просто внимал в молитве живущим, но и вместе с земной частью единой Христовой Церкви молился о ниспослании Святого Духа в таинстве твоего рукоположения. Наши святые безмолвно, но красноречиво являют нам единство Церкви во Христе, в которой границы и национальности не значат ничего, ибо “Бог всяческая и во всех” (1 Кор 15:28).

http://mitropolia.spb.ru/news/mitr/?id=1...

Все сидят, едят и слушают Деяния святых апостолов, которые должны быть прочитаны полностью. Устав, естественно, не назначает точного времени (например, ровно в полночь) для совершения полунощницы и затем утрени, потому что на самом деле никто не знает точно, в какое время Господь воскрес. Пасхальное богослужение: что происходит в храме на Пасху Мы приходим на пасхальную заутреню, но перед ней служат полунощницу, которая относится еще к Триоди Постной, а еще раньше можно застать чтение Деяний святых апостолов. Дело в том, что устроение богослужебного дня Великой Субботы чрезвычайно емко, в нем много разных аспектов и трудных вопросов. Литургия этого дня должна совершаться на вечерне, которая начинается после полудня, часа в 3-4; литургия Василия Великого заканчивается к вечеру, и Устав предписывает не расходиться из храма, поэтому после литургии освящают хлеб и вино, чтобы все, кто находится в храме, могли подкрепиться. В той главе Типикона, которая посвящена Великой Субботе, содержится очень настораживающее указание на то, чтобы все следили за своими чувствами, говорится, что это время на границе двух Триодей, на пороге Пасхи очень опасно в духовном отношении. Устав назначает чтение Деяний святых апостолов между литургией Василия Великого и полунощницей и снабжает это указание следующим замечанием: «Братиям же всем с прилежанием послушающим, и да не будет леть ни единому же на сон предати себе, боящеся скверны искусителя врага; в таковых бо временех и местех тщится враг осквернити нерадивыя и многосонливыя монахи». Итак, все сидят, едят и слушают Деяния святых апостолов, которые должны быть прочитаны полностью. Устав, естественно, не назначает точного времени (например, ровно в полночь) для совершения полунощницы и затем утрени, потому что на самом деле никто не знает точно, в какое время Господь воскрес. Итак, полунощница. Это полунощница пасхальная, полунощница воскресная, а обычно на воскресной полунощнице читается из Октоиха Троичный канон. Но в этот день на полунощнице поется или читается канон Великой Субботы «Волною морскою…» По ныне действующей практике, во время пения ирмоса 9 песни Не рыдай Мене, Мати священнослужителям полагается уже быть на середине храма, поднять Плащаницу и внести ее в алтарь, где она будет пребывать на престоле до отдания Пасхи.

http://pravmir.ru/pasxalnoe-bogosluzheni...

Грех малодушия – весьма немаловажный. Мысли в неделю 3-ую по Пасхе. Грех малодушия многими считался и особенно в наши дни считается грехом неважным, незначительным, а потому и простительным. На самом деле это совсем не так: малодушие может довести человека до весьма тяжелого проступка и даже до величайшего, какое только можно себе представить, преступления. И это мы сейчас увидим. В неделю 3-ью по Пасхе св. Церковь , продолжая торжествовать Воскресение Христово, особо, в связи с этим, празднует память святых праведных Жен-Мироносиц, Иосифа Аримафейского и Никодима, потаенных, «страха ради иудейска», учеников Христовых, ибо все эти лица явились свидетелями смерти Христовой на кресте, Его погребения и затем преславного Воскресения Его из мертвых. В связи с этим все чрезвычайно-умилительное Богослужение этого воскресного дня и за ним следующей седмицы напоминает нам Богослужение Великого Пятка и Великой Субботы, поскольку из чинопоследования этих дней заимствуются целиком даже некоторые песнопения, лишь с добавлениями, в коих прославляется Христос, как уже Воскресший. Св. Жены-Мироносицы это те духовно-облагодетельствованные Господом Иисусом Христом женщины, которые были преданы Ему до самозабвения, служили Ему во время Его земной жизни «от имений своих» ( Лк.8, 2–3 ), то есть материально поддерживали Его и учеников Его, заботясь об их земных нуждах, безстрашно последовали за Ним на Голгофу, оплакивая Его ( Лк.23, 27 ), созерцали Его крестные страдания и участвовали в Его погребении в саду у Иосифа Аримафейского, который испросил Тело Иисусово у Пилата и положил Его, вместе с Никодимом, принесшим благовонный состав из смирны и алоя, обвив плащаницею, в своем новом гробе (Матф. 28, 57–61; Иоан. 19, 38–42 ) Все это происходило в пятницу пред наступлением вечера, когда иудеям уже ничего нельзя было делать до окончания дня субботнего покоя. Поэтому все это делалось поспешно, и почитавшие Господа женщины считали, что телу их возлюбленного Учителя не было воздано достаточно почестей, путем возлияния на Него драгоценных ароматов. И вот, купив эти ароматы и благовонные масти еще в ту же пятницу до наступления темноты, они, как истые иудеянки, «в субботу остались в покое по заповеди» ( Лк.23, 54–56 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дней. Пс. 92:6 В напечатанной на страницах Богословского Вестника за 1897 год и 11) статье, под заглавием: «Иннокентий, Митрополит Московский и Коломенский, в его отношении к Московской Духовной Академии (к столетию со дня его рождения 26 августа 1797–1897 г.)», мы указывали на живое, деятельное и благодетельное участие этого приснопамятного святителя во многих сторонах жизни Московской Духовной Академии и, как на один из следов такого участия, указывали между прочим на устройство домовой академической церкви. По подробности об этом и остальном обещали мы сделать предметом особых наших статей 1 . Исполняем теперь это обещание, и прежде всего будем вести речь о церкви академической, так как осуществление мысли о ней последовало ранее осуществления других предначертаний времени святительства митрополита Иннокентия на Московской кафедре в отношении к подведомой ему духовной академии. Московская духовная академия открыта была в день Покрова Пресвятой Богородицы 1 октября 1814 г., и этот день с тех пор всегда отличался особенною торжественностью празднования в академии, при чем богослужение сопровождалось актом, на котором ректор академии произносил иногда речь, читались списки студентов и лучшим из них раздавались награды. Богослужения (литургии) совершаемы были в лаврских церквах: акт же происходил в академической зале, в которой читались лекции по богословию, производимы были публичные испытания и совершаемы были по временам молебствия, всенощные бдения и другие богослужения, которые, по уставу церковному, допускаются вне освященного храма. Литургию, разумеется, и в другие воскресные и праздничные дни академическое братство, в котором всегда было значительное число представителей монашествующего и белого духовенства, отправляло в лаврских церквах, обыкновенно осенью и зимою в теплой трапезной церкви, а от недели Пасхи до осени в холодном Успенском соборе. В весеннее время этот собор, не успев еще обогреться после зимних морозов, бывал весьма неудобен по сырости воздуха и стен, так что академическое начальство принуждено было довольствоваться ранними литургиями в других небольших церквах лавры. По предварительном распоряжении академического начальства, по соглашению с лаврским, о том, в какой из лаврских церквей должно быть совершаемо богослужение, кому участвовать в совершении богослужения и т.д., обыкновенно студенты, в старину, под предводительством инспекции, попарно шли (с 1850-х годов попарное шествие уже не соблюдалось) в назначенную церковь , к началу службы, какая бы погода в ту пору ни случилась.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Донбасс: как община разрушенного храма помогает людям (+ФОТО) Всё это стало возможным благодаря поддержке неравнодушных горожан. 20 мая, 2015 Всё это стало возможным благодаря поддержке неравнодушных горожан. В 2012 году храм в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского, построенный стараниями будущего архиепископа Макеевского Варнавы (тогда — протоиерея Вячеслава Филатова), отмечал своё двадцатилетие. Никто не мог предположить, что всего через два года его название будет у всех на слуху, от самого здания храма останутся лишь руины, а его община с новой силой засвидетельствует миру позабытую истину — «Бог не в брёвнах, а в рёбрах». 23 августа 2014 года в ходе артиллерийского обстрела города Кировское прямым попаданием снаряда храм праведного Иоанна Кронштадтского был разрушен. Во время вечернего богослужения под обрушившимся перекрытием церкви погибли свечница Ольга Радченко, прихожане Зинаида Мелуга и Виктор Чернышёв. Ранения получили второй священник храма протоиерей Сергий Пивень и пять прихожанок. Более полугода в городе шли боевые действия. Но богослужения на приходе праведного Иоанна Кронштадтского не прекращались даже после разрушения храма. Люди собирались в церковном дворе. На алтарь разрушенного храма полагался антиминс, и литургия совершалась под открытым небом. В ненастье служили в помещении летней кухни. Благодаря помощи неравнодушных людей община смогла оборудовать временный храм в недостроенном здании воскресной школы. Однако уже сейчас он не может вместить всех своих прихожан — в воскресные дни в храме собирается более ста человек. Богослужения совершаются ежедневно. Сейчас, после прекращения продолжительных боёв за Дебальцево, фронт отодвинулся. В городе установилась тишина. Многие возвращаются в Кировское, где постепенно восстанавливаются здания и коммуникации. Жизнь в городе возрождается, его жители не верят в продолжение войны и надеются на мир. В храм праведного Иоанна Кронштадтского приносят крестить новорождённых малышей. А недавно, впервые после начала войны, в церкви было совершено венчание.

http://pravmir.ru/donbass-kak-obshhina-r...

Евпатория. Церковь Илии Пророка. Свято-Илиинская церковь Карта и ближайшие объекты Храм построен в 1911-1918 годах городским архитектором А.Л. Генрихом на средства греческой общины года и судовладельца П. Е. Давыдова, который который руководил строительством. 30 июня 1918 года храм был освящен в честь пророка Божия Илии архиепископом Таврическим преподобным Димитрием (Абашидзе). С 1919 до 1936 года настоятелем служил священномученик Елеазар Спиридонов. После установления в городе советской власти давление на общину постепенно нарастало. Поначалу подстрекаемая властями молодежь била окна во время богослужения. С начала 1930-х годов настоятеля стали вызывать в ОГПУ, угрожать, шантажировать, предлагать сотрудничество. В 1936 году давление усилилось - власти наложили запрет на колокольный звон. После ходатайства греческой приходской общины об отмене запрета городские власти распорядились вовсе снять колокола с колокольни. Тогда же был расторгнут договор с общиной об использовании церковного здания. Отец Елеазар благословил прихожан отправить письма в Москву греческому консулу с просьбой о поддержке. За это настоятеля арестовали, а ряд активных прихожан долго допрашивали. Вскоре из храма были изъяты церковные ценности, а в 1938 году он был закрыт. В 1942 году храм открыли, богослужения продолжались до 1962 года, когда его закрыли вновь. По решению местных властей колокольню как аварийную разобрали, а в саму церковь отдали под спортзал ДСО " Спартак " . В 1984 году, когда здание было взято на учет как памятник архитектуры, степень его разрушения по заключению комиссии достигла 70 %. В декабре 1989 года храм возвращен Русской Православной Церкви. 2 мая 1990 года архиепископ Симферопольский Варлаам (Ильющенко) совершил освящение церкви. В 2003 году Евпатории исполнилось 2500 лет. К юбилею города восстановили звонницу и подняли на нее специально отлитый для храма колокол. К началу 2010-х годов церковь была капитально отремонтирована, возвращено ранее принадлежавшее ей здание, где вновь действует воскресная школа.

http://sobory.ru/article/?object=07493

Задолго до полуночи верующие, в светлых одеждах, стекаются в храм и благоговейно ожидают наступающего Пасхального Торжества. Священнослужители облачаются во весь светлейший сан. Перед самою полуночью торжественный благовест возвещает о наступлении великой минуты Светоносного Праздника Воскресения Христова. Слово « Пасха » значит с еврейского «прехождение, избавление». Евреи, празднуя ветхозаветную Пасху, вспоминали об освобождении предков своих от рабства египетского. Христиане же, празднуя Пасху новозаветную, торжествуют избавление чрез Христа всего человечества от рабства диаволу и дарование нам жизни и вечного блаженства. По важности благодеяний, полученных нами чрез Воскресение Христово, Пасха является Праздником праздников и Торжеством из торжеств, почему и Богослужение сего Праздника отличается величием и необычайною торжественностию. Задолго до полуночи верующие, в светлых одеждах, стекаются в храм и благоговейно ожидают наступающего Пасхального Торжества. Священнослужители облачаются во весь светлейший сан. Перед самою полуночью торжественный благовест возвещает о наступлении великой минуты Светоносного Праздника Воскресения Христова. Священнослужители с крестом, светильниками и фимиамом исходят из алтаря и вместе с народом, подобно мироносицам, ходившим зело рано ко гробу, обходят вокруг церкви с пением: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». В это время с высоты колокольни, как с небес, льется ликующий пасхальный трезвон. Все молящиеся идут с возженными свечами, выражая тем духовную радость Светоносного Праздника. Шествие останавливается у затворенных западных врат храма, как бы у дверей гроба Христова. И здесь, по обычном возгласе, священник, подобно ангелу, возвестившему мироносицам у гроба о воскресении Христовом, первый возглашает радостную песнь: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Эта песнь троекратно повторяется священнослужителями и хором. Затем предстоятель возглашает стихи древнего пророчества св. Царя Давида: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его…», а все люди (хор) в ответ на каждый стих поют: «Христос воскресе из мертвых…»

http://pravmir.ru/pasxalnoe-bogosluzheni...

Игумен Петр (Мещеринов): Великий пост — что же главное? Что, вне поста можно меньше молиться, совершать добрых дел, меньше внимать себе? 13 марта, 2018 Что, вне поста можно меньше молиться, совершать добрых дел, меньше внимать себе? Игумен Петр (Мещеринов) на своей странице в Фейсбуке  снова поднял тему настоящего смысла Великого поста и ограничения в еде — в этот раз как ответ на #великопостныйдневник публициста и постоянного автора Правмира Ильи Забежинского. Эта тема поднимается вновь и очевидно нуждается в глубоком и серьезном обсуждении. Правмир републикует текст отца Петра и приглашает  читателей к дискуссии. Ждем ваших откликов на почту info@pravmir.ru Слава Богу, что становятся ясными и выходят, наконец, в поле обсуждения очевидные и простые вещи. Их можно свести к следующему: Если не обманывать себя и называть вещи своими именами, то мы никуда не денемся от того, что Великий пост — это именно гастрономическое мероприятие. И все тексты «прогрессивных священников» на «Правмире» и в других приличных православных местах о том, что «пост не сводится к гастрономии», является лишь попыткой убежать от незыблемой истины, что пост как раз и сводится к гастрономии. Ещё богослужение, конечно. Богослужение Великого поста основывается на постулате «человек для субботы». И тут не нужно обманывать себя, это именно так. Необходимый в христианстве принцип вариативности, о котором так ясно говорит Апостол Павел в 14-й главе Послания к Римлянам, отменён и попран — тоже давайте отдадим себе в этом отчёт. Всем православным предписано одинаково, по расписанию, не есть, ходить на службы, печалиться, сострадать Христу, а потом радоваться Пасхе. Только всем вместе, только по расписанию; а если не так, то ты не православный. У всех без исключения в определённый календарный период на семь недель «отнимается Жених», а затем с такой же обязательностью в определённую календарную дату возвращается. Уж не будем тут глубже копать: а что вообще это за принцип такого богослужебного круга? Христос же в реальности уже воскрес. А раз так, то Великим Постом — происходит что? Христос реально отнимается от нас в нашей внутренней жизни, чтобы по прошествии строго расписанного календарного срока вновь реально воскреснуть? Нет же, наверное. Тогда что? игра? Да, игра, внешне-церковное эстетическое действо, обусловленное историей и культурой, но не реальность как таковая. И опять же — давайте дадим себе в этом отчёт. Не для революций и реформаций, а для правды.

http://pravmir.ru/igumen-petr-meshherino...

иеромонах Михаил (Арранц) (иезуит) I. Суточный круг богослужения древнего Византийского Евхология (1974) Современное богослужение суточного круга, признанное и совершаемое христианами византийской традиции во всем мире – это богослужение, которое содержится в Часослове. Это ряд богослужений (состоящих, в основном, из молитв, псалмов и определенных тропарей, но использующих по определенным правилам Псалтырь и гимиографические книги), связанных каждое с тем или иным моментом дня: Полунощница, Утреня, Первый, Третий, Шестой и Девятый Час (и промежуточные службы после каждого из этих четырех Часов), Изобразительные, Трапезные молитвы, Вечерня и Повечерие. Этот чин, ставший классическим, довольно хорошо известен на Западе 3 . Это молитвенная традиция палестинского происхождения. Уже в описании богослужения аввы Нила, синайского аскета (VI-VII в.), которое является ни чем иным, как бдением накануне воскресенья, можно найти характерные элементы чина современного Часослова 4 . Наиболее древним свидетельством об этой книге, отражающим то состояние ее переработки, которое близко к ее нынешнему состоянию, и уже практически полным – является арамейский текст IX века 5 . Другие часословы той же эпохи – Синайский гр. 863 6 и 864, содержащие также элементы, общие с нашим Часословом, представляют, как кажется, параллельные, но отличающиеся традиции, предназначенные, как мы думаем, для второстепенных монастырей, не имевших воскресного синакса, или для монахов-отшельников. Феодор Студит , возглавив монастырь Студион в Константинополе после иконоборческого кризиса, не восстановил службу древних неусыпающих или акимитов, а ввел службу, известную ему, – службу монастыря Святого Саввы около Иерусалима. Вся монастырская традиция Востока, придерживавшегося Византийского обряда (Афон, Грузия, Россия, Южная Италия) следовала нравам и обычаям Студитов, сознательно связываясь тем самым с традициями лавры Святого Саввы 7 , которая сама заимствовала некоторые предания самой святой церкви в мире: церкви «Анастасис» или «Святого Гроба Господня» в Иерусалиме 8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

иеромонах Михаил (Тахи-Заде) Скачать epub pdf Период Триодиона Общие сведения о Великом Посте Я не стал бы противопоставлять период пения Триоди Постной периоду пения Триоди Цветной. Правильнее было бы рассматривать их как единый период пения Триодей. Этот двойной период начинается с недели о мытаре и фарисее и заканчивается неделей всех святых. Занимает он свыше 100 дней в году, т. е. примерно треть церковного года. Даже сама граница Триоди Постной и Триоди Цветной достаточно условна. Напомню, что Триодь Цветная получила свое название от Субботы и Недели цветоносия, т. е. от Субботы Лазаревой и Вербного Воскресения, хотя при современном делении эти Богослужения находятся не в Триоди Цветной, а в Триоди Постной. Но когда-то Триодь Цветная начиналась именно с Богослужения Лазаревой Субботы. Триодь Постная, конечно же, ассоциируется в первую очередь со Святым Великим Постом, или со Святой Великой Четыредесятницей. Пост этот именуется Великим по сравнению с другими по протяженности и строгости воздержания. Включая Страстную седмицу, в это время постятся семь недель, а кроме того, три предыдущие седмицы готовятся к вступлению в Великую Четыредесятницу. Не буду останавливаться на смысле и значении приготовительных к периоду Великого Поста дней, скажу лучше о тех правилах, которые существуют в Церкви относительно Святой Великой Четыредесятницы. Предпасхальный пост существует со времен апостольских. Но образ совершения этого поста был в истории Церкви различным. Дело в том, что изначально христиане праздновали более не Пасху воскресную, а Пасху крестную, т. е. день крестной смерти Христа Спасителя – то, что мы теперь называем Великим Пятком. И только затем Пасха воскресная (Воскресение Христово) получила некое преобладающее значение по сравнению с крестной Пасхой. В древности были, как известно, некие разногласия внутри Церкви относительно празднования Пасхи. Часть христиан, следуя якобы примеру апостола Иоанна Богослова, праздновала Пасху всегда 14 нисана по лунному календарю, независимо от того, на какой день седмицы попадало это празднование. екоторые другие христиане праздновали Пасху обязательно во воскресный день.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010