Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Неделя о Страшном суде, воскресенье, 10 марта 2024 года: что будет в храме? 9 мин., 09.03.2024 Воскресенье 10 марта 2024 года — Неделя о Страшном  суде, которая продолжает готовить верующих к Великому посту. В этот день мы обращаемся в молитве к святителю Порфирию, архиепископу Газскому, преподобному Севастиану Сохотскому, Пошехонскому и мученику Севастиану Римскому. Также 10 марта Церковь чтит память священномучеников Михаила Лисицына, Петра Варламова, Сергия Воскресенского, Иоанна (Пашина), епископа Рыльского, Иоанна Дунаева и преподобномученицы Анны Благовещенской. Воскресенье — выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь — молитве в храме. В этот день мы откладываем прочие занятия, чтобы участвовать в литургии. Мы продолжаем проект «Готовимся к богослужению» , чтобы помочь осознанно прийти в храм, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из Священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в воскресный день 10 марта. Воскресенье, 10 марта 2024 года, Неделя о Страшном суде В Неделю о Страшном суде Церковь предлагает нам вспомнить событие, которое еще только должно произойти. Его участниками будут все люди — как живые, так и усопшие. Предлагаем вам подборку наших материалов о Страшном суде: Особенности богослужения Тропарь воскресный, глас 7 Разрушил еси Крестом Твоим смерть,/отверзл еси разбойнику рай,/мироносицам плач преложил еси,/и апостолом проповедати повелел еси,/яко воскресл еси, Христе Боже,/даруяй мирови//велию милость. Перевод: Сокрушил Ты Крестом Своим смерть, открыл разбойнику рай, плач мироносиц в радость изменил и Своим апостолам проповедовать повелел, что Ты воскрес, Христе Боже, даруя миру великую милость. Кондак Недели о Страшном Суде Егда приидеши, Боже, на землю со славою,/и трепещут всяческая,/река же огненная пред судищем влечет,/книги разгибаются, и тайная являются:/тогда избави мя от огня неугасимаго,//и сподоби мя одесную Тебе стати, Судие праведнейший.

http://foma.ru/nedelja-o-strashnom-sude-...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance О Всенощном бдении. Часть 5. О каноне на утрени 9 мин., 03.01.2017 Всенощное бдение, или Всенощная, – это православное богослужение, соединяющие в себе три службы: великую вечерню (иногда великое повечерие), утреню и первый час. В чем смысл Всенощного бдения, какие песнопения исполняет хор, что делают священнослужители, как библейские тексты, исполняемые на православном богослужении, повлияли на мировую культуру? Обо всем этом читайте в комментариях игумена Силуана (Туманова) . В наши дни поют редко. Уходит такая традиция. Напевают многие, но не поют. Всерьез так, чтобы от души. Причин тут может быть много. Может, из жизни уходит искренность, непосредственность. Может, уходит чувство общности людей, столь естественно выражавшееся в общем пении. Да и вообще люди привыкли по-другому выражать свои чувства. Но все-таки пение – это особое состояние человека. Оно естественным образом возникает, когда душу переполняют чувства. Радости, печали, любви к Родине. И совсем особое пение рождает чувство благодарности. Благодарности Богу за то, что мы не одиноки. И это особенно заметно в храме, где столько пения и прочих вещей, пусть и не современных, но находящих тропинку к сердцу каждого из нас. Елеопомазание Воскресных евангельских чтений – одиннадцать, и в течение всего года они заботливо, одно за другим предлагаются нам на воскресных (с точки зрения современного человека — субботних) всенощных, повествуя о воскресении Спасителя и Его явлениях женам-мироносицам и ученикам.  Евангельские чтения повторяются по кругу. Каждые 12 недель цикл начинается снова. Евангелие обычно читается посередине храма, куда выносят Священную Книгу из алтаря, как из Гроба Господня. После чтения диакон держит Евангелие, возвещая, как Ангел, весть о Воскресении Христа. Прихожане кланяются Евангелию, как ученики, и чуть позже целуют его, как жены мироносицы, и все поют «Воскресение Христово видевше» . Обычно для новичков трудно разобрать разницу в начале двух соседних фраз «се бо прииде Крестом радость всему миру» и «всегда благословяще Господа…» , но «се бо» - это, в данном случае, «потому что (пришла через Крест радость для всего мира)», а «всегда» – это и в церковно-славянском «всегда». И уж конечно не стоит слушать «богословские рассуждения» бабушек, поющих (и требующих этого от других) «всегда прииде т» или «се бо приидет», как если бы Христос еще не пришел и не воскрес!

http://foma.ru/o-vsenoshhnom-bdenii-chas...

Скачать epub pdf «Не обманывайтесь, братие, – Бог поругаем не бывает» (Гал.6:7) Почему недопустимо христианам устраивать увеселения в кануны воскресных и праздничных дней? Просто удивительно, насколько современные люди, даже из числа еще считающих себя «христианами», далеко отошли от своей святой веры и Церкви! И не хотят понять, почему так предосудительно устраивать развлечения и увеселения в кануны воскресных (то есть по субботам) и праздничных дней. Казалось бы, даже тот общеизвестный факт, что безбожники большевики, вскоре после своего прихода к власти, намеренно стали устраивать разного рода развлечения в часы церковных богослужений со специальной целью – отвлекать людей от посещения храма Божия и церковной молитвы, должен был бы всех вразумить и дать понять, почему неуместно устройство увеселений по субботам и накануне праздников. Но нет! Так заскорузли и огрубели сердца современных христиан, что их ничем теперь не прошибешь. Многие стали как бы слепыми и глухими. И даже озлобляются, когда им говорят правду. Но наш долг – долг пастырей Истинной Христовой Церкви – постоянно говорить об этом и пытаться вразумлять невразумляющихся: а, может быть, кто-нибудь и вразумится. Вот мы и обращаем здесь наше слово к тем, кто еще не утратил совсем способности вразумляться. «И бысть вечер, и бысть утро: день един» ( Быт.1:5 ) – читаем мы на первой странице Библии , где рассказывается о сотворении мира. Вот со сколь глубокой древности ведет свое начало религиозный обычай – считать наступление следующего дня с вечера накануне. Столь же древнего происхождения и наши праздники, которые Сам Господь Бог, Творец мира и человека, заповедал нам «святить», то есть свято чтить: «И благослови Бог день седьмый и освяти его» ( Быт.2:3 ). Этот освященный Самим Богом на заре человеческой истории «день седьмый» за 1600 лет до Рождества Христова в торжественный день Синайского законодательства вновь повелено нам свято чтить. Повеление это составило собою особую четвертую заповедь Закона Божия, которая гласит так: «Помни день субботний (что значит буквально: день покоя), еже святити его: шесть дней делай и сотвориши в них вся дела твоя: в день же седьмый, суббота (покой) Господу Богу твоему» ( Исх.20:8–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Таруса. Церковь Воскресения Христова. Карта и ближайшие объекты Храм расположен на Воскресенской горе, которая отделена от центра города глубоким Игумновым оврагом. В древности на этом месте было село Воскресенское, которое не раз подвергалось разорению от татар. В середине XVI в. разрядный дьяк Григорий Ларионов построил здесь мужской монастырь в честь святителя Петра, митрополита Московского. В начале XVII в. обитель запустела, ее деревянная церковь обветшала. Между 1628-1654 гг. вместо нее был построен ныне существующий каменный храм, который является самым старым строением г. Тарусы. В 1757 г. он подвергся перестройкам, во время которых был пристроен южный придел. В 1898-1903 гг. силами прихода храм был расширен и перестроен по новому плану, при этом фасад его был отделан в русско-византийском стиле. Стилизация под " русский стиль " скрыла подлинные детали и формы бесстолпного четверика XVII в. От прежнего храма остался только четверик, который был надстроен кирпичом и завершен новым куполом. Храм трехпрестольный: главный престол в честь Воскресения Христова, южный - в честь Боголюбской иконы Божией Матери, северный - в честь святителя Димитрия Ростовского (ныне в честь праведного Иоанна Кронштадтского). В 1934 г. храм был закрыт, а его настоятель священник Николай Успенский арестован. После разорения храма в нем располагались балетная труппа, зерносклад, пекарня, а в последние годы перед передачей - склад райпо. В 1988 г. трудами жительницы г. Тарусы Е.А. Кондрахиной, бывшей старостой Успенского храма в с. Истомино до его закрытия в 1975 г., образовалась инициативная группа По ходатайству 6 декабря 1988 г. было зарегистрирован приход и передан храм. С 10 января 1989 г. настоятелем храма является протоиерей Леонид Гвоздев. Он совершил первое богослужение в храме в Крещенский сочельник 18 января того же года. По оценке Росреставрации переданный храм был разрушен на 70%. Восстановление началось сразу, с участием профессиональных рабочих, прихожан храма и жителей города. Деньги на восстановление храма были пожертвованы народным артистом А.Баталовым, А.П.Зуевым, М.А. Кондратьевым, М.Б. Добряном. В 1990-1991 гг. была заново выстроена колокольня. К 1992 г. над храмом был возведен купол. Затем храм был отштукатурен внутри и покрыт кровлей. В 1993-1998 гг. велась роспись храма и поочередно были установлены все три иконостаса. К 1998 г. храм был полностью восстановлен. 16 июня 1996 г. архиепископ Климент освятил главный престол, 6 июля 1997 г. - южный, а 5сентября 1999 г. - северный приделы храма. В 1993 г. в приходе открылась воскресная школа для детей, а в 1996 г. - воскресная школа для взрослых. С 1989 г. приход духовно окормляет Дом престарелых в с. Игнатовское, Тарусскую районную больницу и воинскую часть в д. Петрищево.

http://sobory.ru/article/?object=04070

1-я глава типикона «Чин малыя вечерни» (малая вечерня и сопутствующие ей службы в воскресенье). Содержание и разделение 1-й главы Типикона Типикон начинается изложением воскресной службы, так как она образовалась ранее будничной и послужила основой и образцом для последней. Такое начало для Типикона тем естественнее, что в большинстве церквей служба в будни совершается сравнительно редко. Такое начало для Типикона, как и заглавие его, выбрано тоже не без исторического колебания. Древнейшие памятники церковного устава IX-X в.: ποτπωσις, приписываемый св. Феодору Студиту , Διατπωσις с именем св. Афанасия Афонского и Канонарь Синайской библиотеки – начинаются с пасхальной службы. Устав Великой Константинопольской церкви IX в. и др. – с месяцеслова. Уставы Студийского типа – с недель, подготовительных к Четыредесятнице. Впервые уставы иерусалимского типа стали начинать Типикон с вечерней службы, что объясняется тем значением, которое они придали празднованию воскресного дня. Изложение воскресной службы в Типиконе начинается с вечера субботы ввиду того, что церковный день у нас, христиан, как и у евреев, начинается с вечера 1841 , так как течение времени, по учению Св. Писания, началось с вечера. Празднование же воскресения тем естественнее начинать с вечера, что и самое воскресение Христово произошло в «вечер субботний» 1842 , т. е. в субботнюю ночь. Естественно, что эту ночь, начиная с вечера, церковный устав назначает проводить в молитвах. Ряд таких молитв, или воскресных служб, открывается девятым часом и малой вечерней. 1-я гл. Типикона и излагает чин этих двух служб, присоединяя к ним еще чин вечерней трапезы. Этим трем частям, на которые естественно распадается 1-я гл. Типикона, при рассмотрении ее мы предпошлем замечание о благовесте и об обычном начале церковных служб, так как то и другое упоминаются в Типиконе здесь впервые. Благовест Смысл благовеста Благовесту в Типиконе вообще уделяется много внимания, и справедливо. Он не только оповещает о времени службы, но и подготовляет христиан к ней: общепризнано то благодатное действие, которое он оказывает на душу. Для отсутствующих же на богослужении он некоторым образом и заменяет последнее. Он, собственно, есть уже самое богослужение, совершаемое звуками музыки. Ветхозаветное богослужение состояло преимущественно из музыки, и вот, как бы в воспоминание об этом, в знак неразрывной связи его с этим богослужением, более духовное и возвышенное богослужение новозаветное в колокольном звоне имеет свою священную музыку, из всех родов которой оно выбрало, таким образом, наиболее простой, строгий и безискусственный. История благовеста

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

В настоящее время как известно читателю, епископальная Англиканская церковь и церковь Северной Америки ищут единения с православно-католической церковью. Великая честь, великая сила будет 19-му веку, если это, истинно-великое, дело совершится... Но наше слово к читателю не об этом. Наше слово о богослужении Англиканской церкви. Богослужение это, при поиске Англиканской церковью единения, станет делом очень немаловажным. Почему? – Потому, что богослужение известной церкви есть выражение вероучения этой церкви в священных действиях, обрядах. Какова вера церкви, таково и её богослужение. Между вероучением например православным и лютеранским различие большое; такое же поэтому большое различие и между богослужением православной церкви и лютеранской. Вера, если можно для наглядности сравнить, так же отражается в богослужении, как предмет в зеркале. Таким образом при поиске Англиканской церковью единения невозможно отдельно рассматривать вероучение данной церкви от богослужения. Разграничивать одно от другого дозволял только один Рим своим миссионерам, которые оставляли между новокрещёнными языческие обряды. (При исключительном поиске Римом только земных интересов папы, а не веры, это объясняется легко). Между тем разграничение вероучения и богослужения, как было заявлено в текущем году 1 , желает и Англиканская церковь и некоторые из лютеран, ожидающие света истины с Востока. «В настоящее время вопрос, возбуждённый брошюрой Овербека («Свет с Востока») состоит только в том: может ли православная восточная церковь благословить существование православно-католических национальных церквей на западе, т.е. могут ли быть допущены, при единении в вере, различное чинопоследование и обряды, так чтобы, например, католик-француз, отказавшись от догматических заблуждений своего вероисповедания, в то же время мог остаться при чинопоследованиях и обрядах своей галликанской церкви, испанец – испанской, англичанин – англиканской, житель Медиолана – медиоланской. В настоящее время вопрос только в этом. Если на него последует положительный ответ, тогда ищущие единения с православной церковью вышлют свои богослужебные книги на рассмотрение Св. Синода; если же ответ будет отрицательный, дело (угроза...) прекратится в самом начале». Вот почему, в настоящее время вопрос о богослужении Англиканской церкви есть дело большой важности.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Fomenk...

М.С. Красовицкая Лекция 15. Недели и субботы Великого поста Мы рассмотрим литургические темы и особенности богослужения воскресений и суббот Великого поста. Прежде чем приступить к рассмотрению этого материала, а оно будет в основном носить описательно-иллюстративный характер, мы постараемся подумать над тем путем, который начертан нам богослужебной жизнью Церкви Великим постом. Еще в предыдущих главах, касающихся богослужения будних дней Великого поста и совершения Евхаристии в течение Великого поста, мы обращались к проблеме Евхаристии и поста, которая так ясно является нам в устроении богослужебной жизни Церкви. Мы с самого начала говорили о том, что Евхаристия является центром всей богослужебной жизни Церкви. Мы говорили о Евхаристии как о «печати», запечатлевающей участие во всех таинствах Церковных, и как об источнике, цели и вершине богослужения времени, связанного по самому своему содержанию и названию с временами и сроками. И вот это знание о Евхаристии как о центре богослужебной жизни останется для нас теоретическим и чисто умственным, если мы не попытаемся каждый раз, в каждом особенном вопросе, который мы рассматриваем в курсе Устава, осознать и почувствовать гармонию и единство устроения служб синаксарных (вечерни, утрени, часов) и того, как в этот день совершается Божественная литургия, в каких богослужебных формах является нам в этот день таинство Евхаристии. Уже заранее мы должны предположить, что все это должно существовать в каком-то единстве, в каком-то согласии. Если это центр, значит, все остальное с этим связано, как-то от этого зависит и является путем, который должен нас привести именно к той литургии, которая назначена для этого дня: или это литургия Василия Великого , или литургия Иоанна Златоуста , или литургия Преждеосвященных Даров. И богослужение каждого дня Великого поста имеет совершенно особый вид, в зависимости от того, совершается ли литургия в этот день и какая литургия совершается. Одно дело – богослужение понедельника, когда литургии нет, другое дело – служба, которая предшествует литургии Преждеосвященных Даров, совсем особенная служба под воскресные дни, и ни на что не похоже богослужение субботы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Но я — священник Церкви, которая в этой стране причисляется к свободным, а верующие в ней демонстрируют менталитет и тип поведения, типичные для народной церкви, при том, что Церковь пользуется всеми возможностями, которые государство предоставляет ей как субъекту гражданского права. Вот вследствие этого я и не могу здесь точно ответить на так просто и естественно звучащий вопрос о числе верующих в приходе даже на пятом году его существования. Я знаю лишь, что за это время я видел в нашем храме что-то между двумястами и тремястами человек и говорил с ними, — с теми, которые представлялись как православные из России, Украины, Белоруссии, Молдавии, Казахстана, Грузии, из стран Балтии, из США или же как обратившиеся в Православие немцы. Они принимали участие в жизни нашей церкви самым различным образом, от ревностного и регулярного участия в богослужении, от исповеди и духовных бесед и до единократного обращения за получением письменного согласия на участие в школьных религиозных занятиях, проводимых другой христианской церковью. Еженедельно, а иногда и почти ежедневно я в последнее время знакомлюсь с неизвестными мне дотоле людьми, и при этом теряю из вида людей, мне знакомых, — объяснимым для меня образом, а подчас и необъяснимым. Так образуется крепкая основа общины, некоторый ее зародыш, вокруг которого концентрическими кру­гами располагаются группы людей, ощущающих в принципе свою принадлежность к нашей Церкви, но лишь частично участвующих в ее жизни, а то и фактически вовсе в ней не участвующие. При этом участие в богослужении проявляется как достаточно чувствительный индикатор: если на воскресном евхаристическом богослужении, то есть на Божественной Литургии, в среднем (в течение года) присутствует от 20 до 30 человек, то на предыдущей всенощной бывает по 15–20, а на еженедельной службе по средам — 10–15. На великих праздниках, таких как Пасха или Рождество, бывает по 50–60 человек, при ежегодном посещении нас архиереем — 70–80. Общая тенденция при этом — медленное возрастание. Теперь, если мы возвратимся к вопросу, заданному вначале, о том, сколько же членов насчитывает наша община, и если я привлеку для ответа на вопрос те критерии, которые у нас обычно применяются в отношении народной церкви, я со всей осторожностью и при полной сдержанности смогу назвать цифру минимум в 500 человек 2 .

http://pravmir.ru/dushepopechitelstvo-i-...

О богослужебных книгах Богослужение Православной Церкви совершается по богослужебным книгам. Священнослужители и церковнослужители при богослужении и все принимающие участие в совершении богослужения должны произносить молитвословия, кроме кратких из них, не на память, а по богослужебным книгам. Они обязаны знакомиться с уставом богослужения, иметь ясное понятие о богослужебных книгах, должны освоиться с находящимися в них названиями молитвословий, песнопений, чтений, привыкнуть понимать указания на них церковного устава (Типикона) и уметь находить в богослужебных книгах то, что назначено для пения и чтения в известные дни. Знание устава богослужения приобретается, главным образом, практическим способом. Но как при всяком опытном изучении дела помогает исполнению труда сведущий руководитель, так и приобретению знания церковного устава могут помогать руководственные указания и прежде всего о богослужебных книгах. Для более же успешного ознакомления с ними следует начинать с того, что проще и известно, и затем направляться к более сложному и мало известному. Самое первое необходимое знание заключается в сведении, сколько служб совершается ежедневно и какой состав их. Затем – ясно обозначить содержание богослужебных книг. В продолжение суток положено совершать три богослужения: а) вечернее, б) утреннее и в) около полудня. Каждое из этих богослужений состоит, в большую часть года, из трех служб. Вечернее богослужение составляют службы: девятый час, вечерня, повечерие; утреннее – службы: полунощница, утреня, первый час; богослужение около полудня составляют службы: третий час, шестой час, литургия. В таком порядке бывают службы кроме воскресных и праздничных дней. В воскресные же и праздничные дни службы совершаются в несколько ином порядке. Тогда совершается так называемое всенощное бдение. За некоторое время (за час или за два) совершаются девятый час, вечерня, которая называется малою, и повечерие. Позже, вечером (а иногда и ночью), бывает всенощное бдение. Оно состоит из вечерни, называемой великою, утрени и первого часа. Около полудня тогда совершаются: третий час, шестой час и литургия. В Великий пост службы совершаются в несколько ином порядке (что можно видеть в особых таблицах).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Обозревая устройство богослужения в нашей православной Церкви, мы не имеем в виду описывать богослужебные обряды, или излагать весь чин богослужения: мы будем сводить только общие и основные Правила о совершении богослужения н важнейшие постановления о главных и существенных его принадлежностях; также такие постановления, которые – а) руководствуют самих священнослужителей в исправлении духовных треб, а мирян в их употреблении,– б) которые относятся более к управлению богослужебной части, т. е. к благоустроению её в разных отношениях, к соблюдению надлежащего благочиния при совершении священных действий, к разрешению могущих возникать здесь недоумений и случаев, затруднительных для священников или мирян, к предупреждению и пресечению в богослужении всего, противного духу православной Церкви и действующим в ней законам. Словом сказать, мы будем излагать не обрядовую сторону богослужения, а закононоложительную, или законодательство православной Церкви относительно богослужения. В связи с общими, древними правилами мы будем приводить наши отечественные узаконения. В состав полного обозрения этого предмета должны войти: 1) общие постановления о православном богослужении, и 2) частные – относительно священных мест, священных действий и священных времен Церкви. На этот раз мы ограничимся только общими постановлениями и частными – относительно священнейших мест. 1. Общие постановления Так как в православной Церкви существует таинство священства, в котором избранные по достоинству лица освящаются на совершение церковного богослужения, так как есть положительный богослужебный устав, с различными чинопоследованиями, принятый и сохраняемый Церковью от древнейших времен Христианства: то всякое священнодействие должно быть совершаемо не иначе, как правильно поставленным священнослужителем,–и не иначе, как по уставу, заключающемуся в книгах церковных (напр. соб. пр. 6. лаод. 55. VI всел. 55. V II 4 4 т вселен. . карф. 1 1в). в). Запрещается всякое уклонение от церковного устава, всякое произвольное в нем изменение; также и нововведение, уставу противное 1 . Как тщательно и строго Церковь православная всегда охраняла древний устав богослужения, апостолами и отцами преданный, видно из правил вселенских соборов, которые осуждали всякое отступление от священным преданий и обычаев, по видимому даже неглавных и несущественных В богослужении: каковы напр. правила о не преклонении колен В церкви в дни воскресные и пасхальные _ (1 всел. 20.VI всел. 20). Утверждать и вводить в Церковь вновь составляемые службы и молитвословия, исключительное право принадлежит высшей духовной власти, собору, (карф. 116), или – в нашей отечественной Церкви Синоду 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010