Разделы портала «Азбука веры» Пример с одним чтением и одним аллилуиарием Чтение Апостола в седмичный день. Прокимен, Апостол, аллилуиарий — дня. Д:   «Вонмем». Св:  «Мир всем». Чт:  «И духови твоему». Д:   «Премудрость». Чт:  Произносит «Прокимен глас 7: Возвеселится праведник о Господе и уповает на Него». Х:   Поет полностью прокимен на 7 глас: «Возвеселится праведник о Господе и уповает на Него». Чт:  Стих: «Услыши Боже глас мой, внегда молитися ми к Тебе». Х:   Поет полностью прокимен на 7 глас: «Возвеселится праведник о Господе и уповает на Него». Чт:  Произносит 1ую половину прокимна: «Возвеселится праведник о Господе». Х:   Поет 2ую половину прокимна: «И уповает на Него». Д:   «Премудрость». Чт:  «К Римляном послания святаго апостола Павла чтение» . Д:   «Вонмем». Чт:  Читает Апостол . Св:  «Мир ти». Чт:  «И духови твоему». Д:   «Премудрость». Чт:  «Аллилуиа, глас 1» . Х:   «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа» (во глас 1). Чт:  Стих: «Праведник яко финикс процветет, яко кедр, иже в Ливане, умножится». Х:   «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа» (во глас 1). Чт:  Стих: «Насаждени в дому Г осподни, во дворех Бога нашего процветут». Х:   «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа» (во глас 1). Пример с двумя чтениями и двумя аллилуиариями Чтение Апостола в воскресный день. Прокимен, Апостол, аллилуиарий — воскресный и праздника . Д:   «Вонмем». Св:  «Мир всем». Чт:  «И духови твоему». Д:   «Премудрость». Чт:  Произносит воскресный прокимен рядового гласа «Прокимен глас 2: Крепость моя и пение мое Господь, и бысть мне во спасение». Х:   Поет полностью воскресный прокимен на 2 глас: «Крепость моя и пение мое Господь, и бысть мне во спасение». Чт:  Стих: 1го прокимна «Наказуя наказа мя Господь, смерти же не предаде мя». Х:   Поет полностью воскресный прокимен на 2 глас: «Крепость моя и пение мое Господь, и бысть мне во спасение». Чт:  Произносит 2ой прокимен праздника: «Прокимен глас 3. Песнь Богородицы: Величит душа моя Господа, и возрадовася дух мой о Бозе Спасе моем». Х:   Поет 2ой прокимен праздника: «Величит душа моя Господа, и возрадовася дух мой о Бозе Спасе моем».

http://azbyka.ru/primer-chtenija-prokime...

Архив Пн 25. Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная. Глас 3-й. Благовещение Пресвятой Богородицы. Преставление свт. Тихона, патриарха Московского и всея России (службу зри 26 сентября) . Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службой Триоди и службой праздника Благовещения Пресвятой Богородицы по 2-й Марковой главе Типикона под 26 марта: «Подобает ведати, аще случится Благовещение в Неделю 3-ю постов» . После малой вечерни или, на практике, непосредственно перед началом всенощного бдения иерей совершает перенос Креста на престол, как указано накануне Крестовоздвижения (см. 14 сентября). Примечание. Перенос Креста с жертвенника на престол совершается при пении тропаря Креста, глас 1-й: «Спаси, Господи, люди Твоя...», и на «Слава, и ныне» – кондака Креста. Типикон не уточняет, какой именно кондак поется при переносе Креста с жертвенника на престол в Неделю Крестопоклонную – кондак, глас 4-й: «Вознесыйся на Крест волею...», или кондак, глас 7-й: «Не ктому пламенное оружие...». Указание Типикона в Неделю 3-ю поста о том, что перенесение совершается «якоже предписася септемврия в 13-й день, вечера», косвенным образом свидетельствует о пении кондака Крестовоздвижения, глас 4-й: «Вознесыйся на Крест волею...». В старопечатной традиции прямо указывается данный кондак . Авторитетные богослужебные руководства также предписывают петь кондак Крестовоздвижения, глас 4-й: «Вознесыйся на Крест волею...». Однако в некоторых литургических справочниках указывается кондак Недели Крестопоклонной, глас 7-й: «Не ктому пламенное оружие...». На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 3-й – 3, Триоди (Креста), глас 5-й – 3 , и Благовещения, глас 6-й – 4 (см. в Минее 25 марта, на «Господи, воззвах» великой вечерни ; первая стихира – дважды). «Слава» – Триоди (Креста), глас 3-й: «Христе Боже наш...», «И ныне» – Благовещения, глас 6-й: «Послан бысть с Небесе...» (догматик гласа не поется). Вход. Прокимен дня, глас 6-й: «Господь воцарися...», со стихами (по обычаю). Паримии Благовещения – 5 (1-я – Исхода чтение: «Вниде Моисей...»; 2-я – Притчей чтение: «Господь созда мя...» ; 3-я – Бытия чтение: «Изыде Иаков...»; 4-я – Пророчества Иезекиилева чтение: «Тако глаголет Господь: будет от дне осмаго...»; 5-я – Притчей чтение: «Премудрость созда Себе дом...»).

http://patriarchia.ru/bu/2024-04-07/

О храмех. Главы 1–58 Глава 1. О ХРАМЕХ СВЯТАГО ИЛИ СВЯТЫЯ, от месяца септемвриа до недели мытаря и фарисеа: от недели же мытаря, до понедельника первыя недели святаго поста, во всю святую 40-цу, и до самаго пресветлаго и тридневнаго Христова Воскресения, и во всю Светлую неделю, до новыя недели, от новыя же недели, сиречь Фомины по Пасце, во всю 50-цу, даже до недели всех святых, како поется служба храма святаго, или святыя, вечер, и утро, и на литургии [Зри] Подобает ведати: Яко аще случится храм святаго Симеона Столпника в неделю. В субботу на малей вечерни, на Господи воззвах, стихиры воскресны, глас 4. Слава, храма: И ныне, Богородичен малыя вечерни. На стиховне стихира воскресна 1: и храма святаго стиховна с припевы своими великия вечерни. Слава, храма: И ныне, Индикта. По Трисвятом тропарь воскресен. Слава, храма: И ныне, Индикта. Ектения малая, и отпуст. На велицей вечерни, по обычном псалме, кафисма вся. На Господи воззвах, стихиры воскресны 3: и Индикта 3: и храма 4. Слава, храма: И ныне, Богородичен 1-й гласа. Вход. Прокимен дне: и чтение Индикта, и храма. На литии стихиры храма. Таже Индикта: Слава, храма: И ныне, Индикта. На стиховне стихиры воскресны, по алфавиту. Слава, храма: И ныне, Индикта. На благословении хлебов, Тропарь, Богородице Дево: дважды, и храма, единожды. И Буди имя Господне: трижды. и чтение в посланиих. На утрени, на Бог Господь, тропарь воскресен дважды: Слава, храма: И ныне, Индикта. По кафисмах седальны воскресны, и Богородичны их: и чтение, полиелей, и седальны храма вси по единожды. Слава, храма: И ныне, Индикта, и чтение: Степенна гласа. Прокимен храма. Всякое дыхание: и Евангелие храма. Воскресение Христово: псалом 50: стихира храма, и прочее, по обычаю. Канон воскресен, со ирмосом на 4: и Индикта на 4: и храма на 6. Катавасиа: Крест начертав: По 3-й песни, кондак Индикта: и седален храма, дважды. Слава, и ныне, Индикта, и чтение. По 6-й песни кондак и икос храма. На 9-й песни поем Честнейшую. Светилен воскресен: Слава, храма: И ныне, Индикта.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

ЧТЕНИЕ АПОСТОЛА И ЕВАНГЕЛИЯ Вслед за обрядом входа с Евангелием, оканчивающегося пением Трисвятого, совершается чтение новозаветных книг Священного Писания: Апостола и Евангелия. В богослужебном употреблении Апостолом называется соединение в одной книге Деяний Святых Апостолов, семи Соборных посланий (Иакова, двух Петра, трех Иоанна и Иуды) и четырнадцати посланий апостола Павла, а Евангелием – книга четырех евангелистов. В первые века христианской Церкви на литургии были читаемы не только одни новозаветные книги, но и ветхозаветные. С течением времени, около V века, по причине снисхождения к немощи слушателей, утомлявшихся продолжительными чтениями, на что в свое время жаловался еще святой Иоанн Златоуст , установлено читать на литургии только из новозаветных книг – Апостола и Евангелия; чтения же из ветхозаветных книг отнесены к вечерне, а Великим постом, накануне праздников Рождества и Богоявления, – также и к часам; на литургии же предлагаются только тогда, когда она соединяется с вечерней. Книги Нового Завета – Апостол и Евангелие – обыкновенно делятся на главы и стихи; но для употребления в церковном богослужении они, помимо этого, делятся еще на так называемые зачала , подобно тому как ветхозаветные книги для чтения в синагогах делились на части (параши). Книга Апостол имеет один общий счет зачал; в книге же Евангелия каждое из четырех Евангелий имеет свой особый счет зачал. Одни из зачал распределены на все дни года (за исключением дней, когда не положена полная литургия), без применения к особенностям седмичной или праздничной службы, и читаются подряд, сперва из одного Евангелия и послания, потом из другого, так чтоб можно было прочесть в церковный год все Евангелие и весь Апостол. Такое чтение называется рядовым, дневным, Евангелием по ряду, Евангелием дне, Апостолом дне 38 . Кроме рядовых зачал есть еще особые чтения или зачала из Апостола и Евангелия, приспособленные к особым воспоминаниям, усвоенным тому или иному дню. Сюда принадлежат: а) Апостолы и Евангелия для некоторых субботних и воскресных дней в году (например, перед Рождеством Христовым, перед Воздвижением); б) Апостолы и Евангелия для праздников в честь Господа, Богородицы и некоторых святых; в) Апостолы и Евангелия общие известному лику святых, которым не положено особых зачал. Иногда на литургии к рядовому зачалу присовокупляется евангельское и апостольское заупокойное чтение, о болящих, о путешествующих и на другие случаи.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

«Вспомните!» Сегодняшнее евангельское чтение представляет собой один из трех эпизодов в Евангелии от Луки, относящихся к Воскресению Христову. 20 декабря, 2013 Сегодняшнее евангельское чтение представляет собой один из трех эпизодов в Евангелии от Луки, относящихся к Воскресению Христову. О четвертом евангельском чтении на утрене — священник Феодор Людоговский. 4-е воскресное евангелие на утрене — Лк 24:1–12 (зач. 112): В те дни, в первый день недели, очень рано, пришли жены ко гробу, неся приготовленные ароматы, и вместе  с ними некоторые другие; но нашли камень отваленным от гроба. И, войдя, не нашли тела Господа Иисуса. Когда же недоумевали они о сем, вдруг предстали перед ними два мужа в одеждах блистающих. И когда они  были в страхе и наклонили лица свои к земле, сказали им: что вы ищете живого между мертвыми? Его нет  здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, сказывая, что Сыну Человеческому  надлежит быть преданным в руки человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть. И вспомнили они слова Его; и, возвратившись от гроба, возвестили всё это одиннадцати и всем прочим. То были  Магдалина Мария, и Иоанна, и Мария, мать Иакова, и другие с ними, которые сказали о сем  Апостолам. И показались им слова их пустыми, и не поверили им. Но Петр, встав, побежал ко гробу и, наклонившись, увидел только пелены лежащие, и пошел назад, дивясь сам  в себе происшедшему. Сегодняшнее евангельское чтение представляет собой один из трех эпизодов в Евангелии от Луки,  относящихся к Воскресению Христову. В первом из них, о котором речь идет сегодня, мы еще не видим воскресшего Иисуса — лишь обнаруживаем  вместе с мироносицами и Петром, что гробница пуста, и слышим ангелов, говорящих о восстании из мертвых  Сына Божьего. Во втором (это пятое воскресное чтение, Лк 24:12–35) Иисус является двум ученикам, но так,  что они сперва не узнают Его. Наконец, в третьем эпизоде (шестое евангелие, Лк 24: 36–53), которым заканчивается первая часть Лукиной  дилогии, Иисус открыто является одиннадцати апостолам и тем, кто в тот момент были с ними вместе (в том числе, как принято считать, и самому Луке).

http://pravmir.ru/vspomnite/

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Прокимен (προκεμενον — «предлежащее») — библейский стих (чаще всего из псалма), подобранный в соответствии с содержанием праздника или службы. В нашем богослужении прокимен по факту чаще всего поется перед чтением Священного Писания, однако есть и исключение: на вечерне в большинстве случаев прокимен поется без последующих библейских чтений. Ежедневные прокимны Вечерни На Вечерне прокимен поётся после «Свете тихий» и никогда не опускается. Прокимен Вечерни определён для каждого дня недели и не изменяется. Все эти прокимны поются на 2,5 стиха (самый распространённый вариант), а воскресный — на 4,5, то есть по чину великого прокимна. Если суббота совпадает с праздником, вечером которого полагается петь великий прокимен, то великий прокимен переносится на другой день. Исключения из вышеизложенного правила: Великие прокимны Вечерни В великие Господские праздники и в воскресенья Великого поста исполняются прокимны, состоящие не из одного, а из трех стихов, называемые великими. Великих прокимнов в современном богослужении четыре: Прокимны Утрени Единственным чтением на Утрене бывает чтение Евангелия в воскресные и праздничные дни, а также в дни памяти некоторых святых. Это чтение и предваряется прокимном. В двунадесятые и храмовые праздники, даже при их совпадении с воскресеньем, поётся прокимен праздника (из Минеи или Триоди). В воскресенья, не совпадающие с двунадесятыми и храмовыми праздниками, поётся воскресный прокимен рядового гласа: На утренях Великих Понедельника, Вторника, Среды, Четверга и Пятницы прокимна перед Евангелием не полагается. На утрене Великой Субботы — полагается два прокимна (перед паремией и апостольским чтением). Прокимны Часов Обычно последование Часов не включает в себя чтений из Св. Писания, поэтому прокимны на часах обычно отсутствуют. Исключения: Прокимны литургии На литургиях Иоанна Златоуста и Василия Великого всегда читается Апостол и Евангелие. Чтение Апостола предваряется прокимном. При совпадении воскресенья с некоторыми праздниками поются два прокимна. В воскресные дни, если они не совпадают с двунадесятыми Господскими праздниками, поётся прокимен рядового гласа: Источники текстов прокимнов

http://azbyka.ru/prokimen

Закрыть itemscope itemtype="" > Как судить священников, не нанося удар по репутации Церкви? Иерей Андрей Стребков приговорён к 13 годам колонии строгого режима за насильственные действия сексуального характера в отношении несовершеннолетней, совершённые 7 лет назад 26.03.2021 14153 Время на чтение 6 минут 24 марта Альметьевский городской суд приговорил настоятеля Свято-Троицкого храма в Заинске священника Андрея Стребкова к 13 годам колонии строгого режима по п. «б» ч. 4 ст. 132 УК РФ «Насильственные действия сексуального характера», пишет «Коммерсант». Его признали виновным в совершении насильственных действий сексуального характера в отношении несовершеннолетней. Об этом в Instagram написал адвокат священника Шота Горгадзе. Отец Андрей оказался под следствием в 2019 году. Тогда в полицию обратилась бывшая ученица воскресной школы, где он вёл занятия. Она сообщила, что священник надругался над ней в летнем лагере, когда ей было 12 лет. Также потерпевшая добавила, что похожий инцидент произошел в 2013 году. «Что означает такой исход дела для всех нас? – задаётся вопросом автор «Русской народной линии», педагог воскресной школы, жена священника Ксения Балакина. - Только то, что НИКТО не защищён от подобных обвинений от слова " совсем " . Я даже представляю себе следующую ситуацию: гипотетическая ученица воскресной школы отпрашивается с занятий в туалет/попить, а потом лет через несколько обвиняет священника в том, что он её затянул в любое свободное помещение и изнасиловал. Через некоторое время ещё и ещё. И при этом она спокойно в нормальном настроении возвращалась на занятия, ездила с воскресной школой в поездки, а лет через 5-8 решила об этом поведать миру. И как итог для священника - длительный срок в колонии строгого режима. Позор священнику, семье, Церкви. Что делать? Пускать детей-подростков в храмы не далее храмового помещения и только в сопровождении родителей? Будет ли внятная реакция от церковных властей? Какие-то комментарии произошедшего? Потому что иначе дело о. Андрея - реквием по миссии в целом, и по работе с детьми и подростками, в частности».

http://ruskline.ru/news_rl/2021/03/26/ka...

И Слово плоть бысть ( Ин.1:14 ). Богослужение первого дня Пасхи в отношении евангельского и апостольского чтений отличается от других праздников некоторыми особенностями. На утрени не читается ни одного из одиннадцати воскресных евангелий. Вместо того в Великую Субботу на литургии положена 28-я глава евангелия Матфея, содержащая в себе и первое воскресное евангелие, а на вечерне первого дня Пасхи, относящейся по церковному счислению уже ко второму дню, в отличие от обычных вечерен, положено читать Ин.20:19–25 , куда по частям входят 9-е и 11-е воскресные евангелия. Литургийное евангельское чтение Светлого Дня также не содержит в себе прямого повествования исторического о воскресении Христа, но представляет изложение возвышенного учения евангельского о Боге-Слове, служащего прологом к евангелию Иоанна и началом рядовых чтений года. Начальное рядовое чтение представляет и пасхальный апостол Деян.1:1–8 . В нем хотя и упоминается кратко о воскресении Христа и Его явлении ученикам, но также в проложном отделе книги, представляющем краткое указание на содержание прежней книги писателя (евангелия Луки). Нарочитым же содержанием апостольского зачала, из коего взято пасхальное чтение, служить повествование собственно о вознесении, а не о воскресении, Господа (ср. ст. 2 и 9 сл.), хотя самый рассказ о вознесении и исключен из чтения и отнесен на праздник Вознесения Господня. Возникают два вопроса. Первый: почему в день, нарочито посвященный воспоминанию воскресения Господа, нет ни евангельского, ни апостольского чтения с нарочитым историческим повествованием о сем событии, как это в других праздниках и в воскресных службах недельных? Второй: почему вместо такого, по-видимому, естественно ожидаемого, исторического повествования о воскресении Христовом Церковь положила читать изложение возвышенного учения евангельского о Боге-Слове, содержащегося в прологе евангелия Иоанна, и начальные стихи Книги Деяний Апостольских? Каковы бы ни были исторические условия образования теперешней пасхальной службы, они не только не исключают, по, напротив, предполагают другое, высшее, богословское освещение исторического явления. История без богословия есть сплетение случайных, идейно не связанных, сказаний о событиях, не имеющих ни надлежащего начала, ни настоящего конца, т.е. цели. Жизнь разумно-словесных существ без Божественного Разума- Слова есть бессмыслица ( Пс.13:1 ). Это дает богословию полное право искать идейно-богословского объяснения всей истории человечества, преимущественно церковной и особенно библейской. Смысл и цель всякой истории прошлого в будущем, – она состоит из прообразов и образов (ср. 1Пет.1:12 ; Евр.11:39–40 др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Ковернино. Церковь Илии Пророка. Ильинская церковь /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Илии Пророка Год постройки:1754. Год утраты:Не установлен. Адрес: Нижегородская область, пгт Ковернино Координаты: 57.125527, 43.816675 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты " При сей церкви имеются здания церковная: а) деревянный дом на церковной земле в селе Ковернине, который с разрешения Епархиального начальства отдан в аренду 10 сентября 1874 года за 55 рублей 85 копеек на 12 лет; б) торговые весы среди церковной площади, которые согласно указу Костромской Духовной консистории от 8 дня 1872 года за 62 и 25 июня того же года за с 5 десятинами церковной земли сданы с торгов в аренду под торг на 12 лет с 1 числа сентября 1879 года по контракту, заключённому с причтом и старостой Ильинской церкви села Ковернина. Подробная опись церковному имуществу обоих храмов составлялась в 1867 году в четырёх экземплярах, и много лет один из них хранился в церковной ризнице. Все эти документы были заверены печатью как церковной, так и архиерейской. Также в храме хранились копии приходских Метрических книг, начиная с 1839 года, а Исповедные росписи — с 1869 года. При храмах существовала приходская библиотека, в ней хранилось книг духовно-нравственного содержания 179 томов, а духовных журналов - 183 тома. В частности, там были такие издания: " Православный собеседник " за 4 года, " Руководство для сельских пастырей " за 20 лет, " Вестник христианина " за 1 год, " Духовный вестник " за 3 года, " Духовная польза " за 4 года, " Православное обозрение " за 1 год, " Христианское чтение " за 1 год, " Душеполезное чтение " за 10 лет, " Воскресное чтение " за 2 года, " Братское слово " за 3 года и " Домашняя беседа " за 6 лет. Кроме членов местного причта и их семейств, этими изданиями могли пользоваться безвозмездно и прихожане, а также священнослужители из ближайших других приходов. К 1901 году в церковной библиотеке книг, " предназначенных для чтения и одобренных духовною цензурою " , имелось уже 217 томов, а всего — 126 названий; на 1917 год — 220 томов, а всего – 120 названий.

http://sobory.ru/article/?object=57123

Разделы портала «Азбука веры» 14 Мар 2023 Вышли в свет новые номера научных изданий: «Христианское чтение» и «Труды кафедры богословия» В Избранное Сборники выпускаются Санкт-Петербургской духовной академией САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. Вышли в свет два новых научных издания Санкт-Петербургской духовной академии: сборник «Христианское чтение» и «Труды кафедры богословия». В «Христианском чтении» — 12 статей по вопросам богословия, библеистики, церковного языкознания, истории Церкви, а также отдельный блок с материалами прошедших VI Барсовских чтений (декабрь 2022) и конференции «Церковное право и культура: грани взаимодействия» (октябрь 2022). Содержание сборника: БОГОСЛОВИЕ Г. В. Дьяченко. Основные положения христианской гносеологии в богословской системе святителя Григория Нисского : референциально-онтологический аспект. Священник Даниил Горячев . Понятие неслитного и нераздельного соединения в церковном вероучении. Иеромонах Феофан (Пожидаев). Эпистемологическое осмысление принципа иерархичности: научный и богословский аспект. Протоиерей Алексей Емельянов . «Обожение» и «усыновление»: две модели спасения в трудах русских богословов-систематиков синодального периода. Священник Евгений Веселов. Особенности покаяния и воцерковления бывших неопятидесятников. БИБЛЕИСТИКА Диакон Николай Серебряков, диакон Николай Ильяшенко. Использование и толкование книги пророка Аввакума в современном корпусе гимнографических текстов Русской Православной Церкви. ВОПРОСЫ ЦЕРКОВНОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ Л. И. Маршева. Преподавание церковнославянского языка на современном этапе (методические основы и проблемы). К. А. Цырельчук. Перевод православного богослужения и междисциплинарность (на примере переводов преданафорального диалога литургии святителя Иоанна Златоуста ). Н. С. Александров, А. М. Осипов. Структурно-смысловое прояснение богослужебных церковнославянских текстов (на примере избранных стихов Первого Соборного послания апостола Петра и воскресного Октоиха). Д. А. Миронюк . Концептуальная оппозиция «скорбь–радость» в церковнославянской Псалтири.

http://azbyka.ru/news/vyshli-v-svet-novy...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010