В Академии идут переделки и улучшения зданий. Актовая зала уже готова и вышла очень красива; она составилась из залы Правления и залы Конференции. Между этими двумя залами стена пробита на значительное расстояние и свод утверждён на рельсах. Помещение, в котором 29 лет жил Пётр Симонович 2015 , назначено для спальни младших студентов, и стародавний житель инспекторского корпуса после вакации переезжает в старую Гостиницу. На квартирах в Академии остаются только о. Михаил 2016 —474— 1871 г. и Н.И. Субботин 2017 с платой за помещение, первый 300 руб., второй 200 р. Из новых наставников после вакации в Академию поступают из Вифании Корольков 2018 на 2-ю кафедру всеобщей Гражданской истории и из Университета Московского Ключевский 2019 на русскую гражданскую историю. Для занятия кафедры Славянских наречий Совет предположил избрать первого студента 3-го курса Воскресенского 2020 , который должен будет пробыть год в Московском Университете и два года за границей. И нынешний год не исполнилось моё желание быть в Витебске; кроме учёных и строительных занятий тому воспрепятствовало повсюдное появление холеры. Буду ожидать более благоприятного времени“. 29 ч. писал мне из Москвы Преосвящ. Игнатий; „Пользуюсь удобным случаем, чтобы писать к Вам. Достопочтенного о. протоиерея Феодора Попова привёл мне Бог похоронить тотчас по возвращении из Давидовой пустыни, где я останавливался для освящения храма, устроенного г. Беклемишевым на могиле своей утопшей супруги. На место о. протоиерея просится Бакалавр Московской Академии Александр Смирнов 2021 (Вифанский). По возвращении из Киева совсем не вижу, как идёт время. Холера много прибавила дела по епархии. Много праздных мест священнических и дьяконских по сёлам, и много теперь просителей на сии места; и дела всей епархии ко мне сходят, так как Владыка Дмитровский 2022 теперь в отпуске. Впрочем, по милости Божией, множеством дел не скучаю. —475— 1871 г. Жалко, что не мог похоронить незабвенного Н.В. Сушкова, по отсутствию из Москвы. И только в 40-й день совершил панихиду. Старец так спокойно взирал на приближение смерти, как истинный христианин. Много нынешний год пришлось похоронить добрых знакомых“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКОЛАЙ II АЛЕКСАНДРОВИЧ Вел. кн. Николай Александрович. Фотография С. А. Левицкого. Ок. 1871 г. Вел. кн. Николай Александрович. Фотография С. А. Левицкого. Ок. 1871 г. (6.05.1868, г. Царское Село (ныне Пушкин, в составе С.-Петербурга) - 17.07.1918, Екатеринбург), мч., страстотерпец (пам. 4 июля, в Соборе Екатеринбургских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе святых С.-Петербургской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), имп. Всероссийский (20 окт. 1894 - 2 марта 1917), старший сын имп. Александра III Александровича и имп. Марии Феодоровны . Был женат на имп. мц. Александре Феодоровне . Дети: вел. княжны мученицы Ольга Николаевна , Татиана Николаевна , Мария Николаевна , Анастасия Николаевна , вел. кн. цесаревич мч. Алексий Николаевич . Род. в день церковного поминовения прав. Иова Многострадального; это обстоятельство впосл. Н. А. неоднократно отмечал как знаковое для себя. При рождении был наречен Николаем в память о старшем брате отца - рано скончавшемся цесаревиче Николае Александровиче (старший сын имп. Александра II Николаевича ), названном в свою очередь в честь имп. Николая I Павловича . В день рождения Н. А. был зачислен в состав всех полков и отдельных частей лейб-гвардии, в к-рых состоял его отец цесаревич, а также в лейб-гвардии Гродненский гусарский полк. Кроме того, Н. А. стал шефом 65-го Московского пехотного полка. В тот же день приказом по Морскому ведомству он был зачислен и в Гвардейский флотский экипаж. Крещен во имя свт. Николая Мирликийского 20 мая 1868 г. в Воскресенской ц. Большого Царскосельского дворца духовником имп. семьи протопр. В. Б. Бажановым. Восприемниками были дед Н. А., имп . Александр II, бабушка по материнской линии королева Дании Луиза, наследный дат. принц Фредрик (впосл. король Дании Фредрик VIII), вел. кнг. Елена Павловна. Детство Н. А. прошло в отцовском дворце в Гатчине в довольно скромной обстановке. Обращение с детьми в семье наследника престола цесаревича Александра Александровича было строгим, даже суровым. С момента рождения воспитывался как буд. наследник престола и император, однако план его соответствующего обучения (подобный был у буд. имп. Александра II и цесаревича Николая Александровича) не был составлен. Первоначальное образование получил под рук. матери - вел. кнг. Марии Феодоровны.

http://pravenc.ru/text/Николай II ...

Николо-Павловское (Шайтанка). Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью До 1872 года в посёлке Павловском своего храма не было. Жители посещали храм Воскресенский в 5 верстах в селе Воскресенском (ныне Шиловка) и Петропавловскую церковь в Черноисточинском заводе в 12 верстах или Входо-Иерусалимский и Введенский храмы в Нижнем Тагиле. В 1871 году жителями посёлка Павловский было возбуждено ходатайство перед епархиальным начальством об устроении церкви и образовании прихода. По благословению архиепископа Пермского и Верхотурского Антония, храм был заложен в сентябре 1871 г. Построен из материалов, безвозмездно уступленных заводовладельцами Демидовыми. Общество употребило на постройку до 2 тысяч рублей. Через год и три месяца храм был построен и в 1872 году 3 декабря был освящён благочинным протоиереем Алексеем Карпинским во имя Святителя и Чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских. С этого времени Павловский посёлок был переименован в Николо-Павловское село. В 1883 году в ночь на 6 января он сгорел в западной части (по небрежности церковного старосты). Алтарь уцелел. 25 марта 1883 года храм был снова освящён и открыт для богослужения. Прихожане решили строить каменный храм. Он был заложен в 1886 году 1 сентября по благословению преосвященного Нафаила, епископа Екатеринбургского и Ирбитского. Заложены и два придела. Постройка каменного храма обошлась в 33 тысячи рублей общественных денег. В 1893 году по благословению преосвященного Афанасия, епископа Екатеринбургского и Ирбитского, был освящён главный алтарь нового храма протоиереем благочинным Порфирием Славниным во имя Святителя Николая. В 1895 году последовало освящение и двух приделов по благословенной грамоте преосвященного Симеона, епископа Ектеринбургского и Ирбитского, тем же протоиереем Кушвинского собора, благочинным Порфирием Славиным: 16 января - левый придел в честь Рождества Пресвятой Богородицы, 17 января - правый придел во имя Святого пророка Божия Илии. В 1899 году церковь обнесена каменной оградой на средства местного церковно-приходского совета.

http://sobory.ru/article/?object=01202

В 1869 г. в Луге создается попечительство по постройке нового храма. Составление проекта поручили уже имевшему опыт проектирования для Луги 30-летнему архитектору Василию Васильевичу Виндельбандту. Проект был утвержден 10 декабря 1870 г. епархиальным архитектором Г. И. Карповым. 20 августа 1871 г. план центральных кварталов Луги с обозначенным местом строительства нового городского храма утверждается императором Александром II. Новую церковь решено было поставить на замыкании Церковного (Воскресенского) переулка, отступив для этого от ее размещения на одной оси с Екатерининским собором. Одновременно в Луге создается строительная комиссия под руководством городского головы представителя купеческого сословия Александра Ивановича Болотова. Ее членами были: настоятель Екатерининского собора А. Ласкин, священник Н. Перетерский, дьякон Е. Китаев, церковный староста С. И. Горшков, лужские купцы Н. Усачев, В. Леонтьев, И. Кирпичников. Первое заседание комиссии состоялось 18 декабря 1871 г. Одним из первых вопросов, рассмотренных городскими представителями, было назначение архитектора В. Виндельбандта как составителя проекта постройки церкви наблюдателем за производством работ. Основной же заботой инициативной группы была заготовка строительных материалов, в которой деятельное участие приняли местное купечество и крестьяне. Никаких государственных субсидий не выделялось, и собор полностью возводился на частные пожертвования. Лес на стройку пожертвовал купец Илья Кирпичников, известь – крестьянин Иван Моисеев. Закладка нового храма состоялась в 1873 г. с благословения митрополита Исидора. Собор предполагалось выстроить «трехпрестольным, довольно обширных размеров, в византийском стиле». Однако имевшиеся у строительной комиссии деньги – 22 тыс. руб. – были израсходованы, видимо, уже в течение первого строительного сезона. На продолжение работ денег не осталось. Строительная комиссия поручила своему члену священнику Николаю Перетерскому составить «Воззвание о благотворительной помощи на сооружение нового соборного храма в г. Луге», текст которого направили для публикации в редакции газет «Санкт-Петербургские ведомости», «Голос», «Сын Отечества».

http://sobory.ru/article/?object=00844

Келейный корпус мон-ря. Фотография. 2007 г. Келейный корпус мон-ря. Фотография. 2007 г. В 1810-1817 гг. рядом с Воскресенской ц. по благословению Костромского еп. Евгения (Романова) была построена каменная 5-главая Успенская ц. с приделами во имя свт. Николая Чудотворца и в честь Тихвинской иконы Божией Матери. По преданию, храм возведен на месте усадьбы К. И. Шестовой. На вост. стене в церкви сохранилась памятная доска 1-й пол. XIX в. с надписью: «Во славу Бога храм сей благословил построить Епископ Евгений 1809 года января 16 при иерее Данииле Иванове. Освящен при сыне его протоиерее Алексее 1818 мая 9 и 1827 ноября 30. Сооружен прихожанами на месте дома Ксении Ивановны Шестовой, матери царя Михаила Феодоровича». В 1831 г. обветшавший деревянный Воскресенский храм был разобран, иконы переданы в Успенскую ц. Среди святынь особым почитанием у прихожан пользовались иконы Воскресения Христова и Казанской Божией Матери. В 1818-1870 гг. настоятелем Успенской ц. служил прот. Алексий Данилович Домнинский (1794 - после 1871). Будучи уроженцем Домнина, он опубликовал неск. работ по истории села и храма. В 1871 г. в ж. «Русский архив» с предисловием костромского губернатора В. И. Доргобужинова был опубликован труд о. Алексия «Правда о Сусанине», в к-ром на основании свидетельств местных старожилов он указал, где на приходском кладбище находится могила Сусанина. Прот. А. Домнинский был похоронен у алтарной части храма (могила не сохр.). В 30-х гг. XIX в. в связи с офиц. почитанием Сусанина началось благоустройство мест, связанных с его именем. По распоряжению имп. Николая I от 18 июля 1850 г. Успенская ц. была обновлена: в 1850-1853 гг. расписаны стены, перелит 41-пудовый колокол, приобретены книги и утварь. В 1893 г. в Домнине открылась церковноприходская школа, разместившаяся в 2-этажном кирпичном здании, одна из лучших в губернии. Школа была построена Александровским правосл. братством (занималось просветительной и благотворительной деятельностью). В год 300-летия Дома Романовых неподалеку от Домнина, в дер. Деревеньки, являющейся родиной Сусанина, на месте, где, по преданию, стоял его дом, Александровским братством была возведена памятная часовня из красного кирпича. Ее освящение состоялось 20 окт. 1913 г.- накануне 19-й годовщины восшествия на престол имп. Николая II. До 1917 г. в часовне совершались молебны в царские дни и панихиды по царю Михаилу Феодоровичу и Сусанину.

http://pravenc.ru/text/178889.html

До построения храма в 1872 г. жители Павловского поселка исполняли свои христианские обязанности до 1839 г. в Нижне-Тагильском и Черноисточинском заводах, а с 1839 г., когда в 7 верстах от поселка в селе Воскресенском (Шиловка) устроена была церковь и образован был самостоятельный приход, то в этом последнем. Но с увеличением населения в поселке Павловском и вследствие особенной затруднительности путесообщения как с Воскресенским селом, так и с заводами Нижне-Тагильским и Черноисточинским явилась настоятельная нужда в устроении собственного храма и образования самостоятельного прихода в самом поселке Павловском. Посему, в 1871 г. возбуждено было жителями поселка ходатайство перед епархиальным начальством об устроении в селении церкви и образовании прихода. Ходатайство увенчалось успехом. По благословению архиепископа Пермского и Верхотурского Антония храм был заложен в сентябре месяце 1871 г. Храм был построен деревянный; материалом для него послужили запасные хлебные амбары, безвозмездно уступленные заводовладельцами Демидовыми для этой цели; общество употребило же на постройку до 2500 руб. Через год и 3 месяца храм был окончен постройкой и 3 декабря 1872 г. был освящен по благословению того же архиепископа Антония благочинным протоиереем Алексием Карпинским во имя св. и чудотворца Николая, архиепископа Мирликийского. С этого времени Павловский поселок и переименован был в Николо-Павловское село. Новоустроенный храм и по размерам, и по украшению был весьма скромен, но он существовал недолго: в 1883 г. в ночь на 6 января он сгорел. В западной своей части по небрежности церковного старосты; алтарь уцелел, но с большим повреждением в иконостасе. Вскоре после пожара, с разрешения епархиального начальства, к алтарю сделана была пристройка взамен сгоревшей части храма, и 25 марта 1883 г. храм был снова освящен и открыт для богослужения. Но прихожане замышляли уже о создании нового каменного храма. В 1886 г. 1 сентября, по благословению преосвященного Нафанаила, епископа Екатеринбургского и Ирбитского, и был заложен новый каменный храм во имя того же святителя и чудотв. Николая, но с двумя приделами, протоиереем Нижне-Тагильского завода Иоанном Флавиановым. Постройка нового храма с внутренним благоукрашением обошлась в 33 тысячи руб., храм строился на общественные суммы.

http://sobory.ru/article/?object=01202

Обучался в Курской духовной семинарии, из среднего отделения которой перешел в Воронежскую и здесь окончил курс в 1867 году первым студентом. Отказавшись, по болезни, от обучения в духовной академии на казенный счет, он 18 сентября 1868 года был определен учителем русского и церковно-славянского языка в Воронежское духовное училище, а 7 июля 1869 года перемещен учителем греческого языка. В духов. училище служба его продолжалась до 19 декабря 1873 года (когда он уволился по прошению), причем он состоял (с 29 ноября 1871 года по 17 ноября 1873 года), по избранию, помощником смотрителя училища, а уже по увольнении был избран 28 сентября 1876 года членом правления училища. Кроме того, с 17 февраля 1868 года по 16 ноября 1870 года он безвозмездно преподавал славянский язык в жен. духовном училище; с введением же нового устава в епархиальном женском училище и штата учителей, определен 16 ноября 1870 года преподавателем по арифметике и геометрии, в каковой должности состоял до 1896 года. 27 декабря 1870 года состоялось рукоположение его во священника Воскресенской церкви, что при Дворянском Депутатском собрании. 27 декабря 1910 года в церкви при Дворянском собрании происходило скромное торжество по случаю исполнившегося 40-летия служения в священном сане при этой церкви Протоиерея И. А.Иванова . Литургию и после нее благодарственное молебствие совершал почтенный юбиляр. Накануне им же было совершено всенощное бдение. По окончании молебна о. Протоиерею от имени Воронежского дворянства был поднесен золотой наперсный крест для ношения на золотой же цепи. Поднесение этого креста последовало согласно постановлению собрания предводителей и депутатов дворянства 18 декабря 1910 года (Воронежский Телеграф 1910 года, В течение своей продолжительной службы о. протоиерей Иоанн Иванов за свою полезную деятельность получил все доступные в его положении награды и отличия: 23 мая 1893 года он был возведен в сан протоиерея, а в 1911 году пожалован орденом св. Владимира 3 степени. Кроме Воскресенской церкви при Дворянском Депутатском собрании, на служение которой о. протоиерей Иванов отдал свыше 40 лет своей жизни, другим местом долголетней службы о. Иоанна является Воронежская учительская семинария, в которой он прослужил законоучителем свыше 32 лет, именно с 30 января 1879 года по 10 октября 1911 года, т. е. до дня смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

Феодосию, общему житию начальнику; г. месяца Октября в 5 день Св. Трем Святителям, Петру, Алексию и Ионе, Митрополитам Московским и всея России Чудотворцам. В конце сей Службы заметка исторического содержания: «Составижеся сей праздник в лето 7104 (1595), месяца Октября в 5 день, повелением Благочестивого и Христолюбивого Царя и Великого Князя Феодора Ивановича, всея Руси Самодержца, и при его Благоверной и Христолюбивой Царице Великой Княгине Ирине, по благословении Великого Господина, Святейшего Иова, Патриарха Московского и всея Руси, и всего Освященного Собора, и поставлена бысть церковь перваяя трех Святителей, Преосвященных Митрополитов Киевских и всея Руси Чудотворцев, Петра, Алексия и Ионы, в имя их, в пределе Николы Чудотворца, в Патриаршем селе Никольском, зовомом Селятино. А ту церковь поставил Велики Господин, Святейший Иов, Патриарх Московский и вся Руси, и освящена лета 7104 года. Сентября в 13 день (1595) на память Св. Священномученика Корнилия.» д. Под 8-м числом Июля положена Повесть о явлении Чудотворного образа Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, яже в Казани. Творение смиренного Гермогена, Митрополита Казанского.» В конце книги несколько статей в виде прибавлений: а. Кафизма 17-я с припевы, поемая на всечестное Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. Творение Феоктистово (по чину Иерусалимскому). б. Начало священию антиминсов, како достоит Святителю и Епископу освящать антиминсы. в. Чин, како выходит Святитель на воспоминание Страшного Суда в неделю мясопустную. Сия рукопись по Описи 1846 г. значится под 48-м. 46. Минеи служебной месяц Июнь, писанной на бумаге в ¼ д. Листа полууставом 16 века, по листам внизу надпись: «Сию книгу месяц Июнь Стольник Андрей Давыдов по своих родителех при Игумене Мисаиле...» Начинается Службой Пр. Дионисию Глушицкому; впрочем, она писана другой рукой, а в настоящей Русских Святых нет. 47. Минеи служебной месяц Июль, в ¼ д. Листа, на бумаге, писана полууставом 16 века, скреплена подписью Патриарха Никона . Под 24-м числом Июля Служба Св. Борису и Глебу. Читать далее Источник: Описание славяно-русских рукописей книгохранилища Ставропигиального Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, монастыря, и заметки о старопечатных, церковнославянских книгах того же книгохранилища, архимандрита Леонида. – Изд. Имп. О-во истории и древностей рос. при Моск. ун-те. - Москва : В унив. тип., 1871. - 71 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

170 По указанию П.И. Бартенева (Указатель к изданию Московского общества истории и древностей. Русский Архив. 1866) и др., сочинение это принадлежит тому же архимандриту Аполлосу. Автор пользовался рукописями Воскресенского монастыря, но оба его труда не важны в историческом отношении. 172 Святейший Патриарх Никон интересовался медициной, как видно из перевода для него «Дохтурской книги» Епифанием Славеницким и др. лечебников, которые находились в его библиотеке (Опись казны, стр. 118, 128, 133). 173 Для характеристики болезней приводим названия их: падучая (38), страхование от бесов (15), забывчивость, мнительность, безумие (13), порча (3), черная болезнь (12), галичская (11), расслабление членов (10), язва-волосатик (3), трясавица и гнетеница (6), слепота (3), исцеление горбатой (1), зубная боль (1), кровотечение килы, «проход занимался», тайная болезнь, зыбашник у детей (по 1 случаю) – по рукописи Воскресенского монастыря, Румянцевского музея, Императорской Публичной библиотеки, в статье о. Николаевского (Христианское чтение. 1886. Март–апрель. C. 420–421 и вообще см. статью этого номера). Донесения о бывших смертных случаях вызвали расследование этого дела и оправдание со стороны Никона (Соловьев, т. 13, стр. 245). 174 Характеристику современной агиографии см.: Ключевский В. Древнерусские жития как исторический источник, стр. 417–427; ср.: Акты Археогрфической экспедиции, т. 4, стр. 77. 176 В статье: Колосов В. Попытки канонизации Патриарха Никона (Исторический вестник. 1880, т. 2, стр. 793–796). Впрочем, заглавие этой статьи не совсем точно, так как представлены в ней описания случаев исцелений. Отметим, что в половине 17 в. проявляется скептицизм относительно множества неканонических сказаний, распространенных тогда в обществе (см.: Временник Московского общества истории. Кн. 10, смесь, стр. 56; Каптерев.  Патриарх Никон , стр. 51, прим.); на них также обращается внимание и в официальной среде. Определение церковного Собора 1677–1679 гг. по поводу жития Анны Кашинской – известно (Ключевский, стр. 340–341; Костомаров, Исторические монографии, т. 12, стр. 309–343; Дмитриев А. в «Чтениях в Московском обществе любителей истории». 1871, кн. 4, стр. 39–62).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

VI. Св. Апостол и Св. Отец правила Бумажные. 20. Законоправильник Матфея Властаря , в лист, на бумаге, полууставного письма 15 столетия, рукопись Сербского извода. На первом листе подписано: «Арсение;» а сие служит указанием, что и эта рукопись из числа вывезенных от Афонской Горы старцем Арсением Сухановым . Полное заглавие: «Сочинение по составех, обстиих всех вин. священньих и божественных правил. потружденно же вкупе и сложенно иже в священноинокьих последнии Матфеом.» Внизу по листам надпись: «Лета 7163 (1655), Июня в 25 день, прислал сию книгу, правила великие Афонские горы монастыря Св. Павла Великомученика Георгия Архимандрит Анания с братиею.» Далее следует скрепа рукою Патриарха Никона 7169 (1661) года. В конце книги, в виде прибавления: 1. «Бывшее изображение от Царя Льва премудрого, како имуть чина престоли церковь от подлежащих Патриарху Константинаграда Митрополита.» 2. «Латинские речи», то есть, изъяснение некоторых Латинских речений переводом их на Славянский язык. В конце книги надпись: « Сие святые и божественные книги списашесь повелением честнаго в иноках Игумена Кур Арсения. соверших Даниил последний в иноках. да аще что и согреших ведением или неразумием или брат ко мне прииде, простите ме грешного и благословите.» Еще надпись на корешке: «Сия святая и божественная книга глеми законник, второе повезасе и оправисе в лето 7085 (1577) месяца Иуния 13 при Игумену Кур Симеону Аз последний в иноках Григорие.» По Описи 1846 года значится под 21. Книга «правило Никоновское;» так названо в Описи 1680 года известное сочинение Никона Черной Горы (в Антиохии) «Тактикон.» Рукопись в десть, писана полууставом мелкого письма 16 столетия. Внизу подпись: «Книга Кириллова монастыря;» скреплено по листам рукою Патриарха Никона . По Описи 1846 года значится под 24. Читать далее Источник: Описание славяно-русских рукописей книгохранилища Ставропигиального Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, монастыря, и заметки о старопечатных, церковнославянских книгах того же книгохранилища, архимандрита Леонида. – Изд. Имп. О-во истории и древностей рос. при Моск. ун-те. - Москва : В унив. тип., 1871. - 71 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010