И.А. Шалина. Псковские иконы «Сошествие во ад». О литургической интерпретации иконографических особенностей Тема «Воскресения» или «Сошествия во ад», получившая столь широкое распространение в искусстве всего христианского мира 733 , в духовной и художественной культуре Пскова занимала совершенно исключительное место. Об этом свидетельствуют большое число псковских икон, написанных на этот сюжет, и их своеобразное художественно-иконографическое решение. Наибольший интерес представляют пять произведений, происхождение и живописный стиль которых исследователи единодушно связывают с культурой средневекового Пскова. Это икона «Сошествие во ад» XIV–XVI вв. (ГРМ; поступила из коллекции Н.П. Лихачева) 734 ; икона «Сошествие во ад», вероятно, конца XV в. (Псковский художественный музей) 735 ; «Сошествие во ад» XVI в. (ГРМ; вывезена из Троицкого собора г. Острова Псковской обл.) 736 ; «Сошествие во ад» XVI в. (ГТГ; ранее в собрании братьев Г.О. и М.О. Чириковых) 737 ; и наконец, четырехчастная икона (частное собрание H.A. и С.Н. Воробьевых в Москве), состоящая из композиций «Воскресение», «Троица», «Избранные святые», «Рождество Христово» 738 . Очевидно, что в основе этих икон лежит один иконографический извод, который повторяется в них лишь с очень небольшими изменениями. Причем сама композиция настолько уникальна, что не находит аналогий ни среди византийских и древнерусских памятников, ни в искусстве средневекового Запада. Уникальность извода и его поразительная устойчивость на протяжении нескольких столетий (достоверно можно говорить с XIV–XVI вв.) позволяют предполагать существование во Пскове определенной традиции осмысления, богослужебного использования и назначения таких икон 739 . Обобщая результаты изучения псковских икон «Воскресения Христа», интерес к которым не исчезал на протяжении последних десятилетий 740 , приходится признать, что, сосредоточившись на проблеме формирования местной художественной школы и особенностях живописной техники, ученые оставили без внимания собственно содержание образа, его значение и роль в богослужебной практике, что, в свою очередь, затруднило понимание и верное истолкование его иконографии. Многочисленные вопросы оставались без ответа. Вместе с тем во всех работах, посвященных живописи Пскова, всякий раз отмечались особенности икон этого извода, которые стали восприниматься как своего рода «псковитизмы» – наиболее характерные признаки школы, по которым «узнавались» иконы Пскова

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

Разделы портала «Азбука веры» В неисчислимом множестве икон Воскресения Христова на Руси большую часть составляют иконы Сошествия во ад — сюжета, известного в византийском искусстве, по крайней мере, с VIII в.; древнейшие из сохранившихся памятников — главным образом, миниатюры лицевых рукописей — датируются VIII–IX вв. Принято считать, что окончательно эта иконография сложилась к X–XI вв., т. е. Древняя Русь получила иконографию Пасхи Господней в готовом виде. Православная иконография не дерзает непосредственно изображать непостижимую тайну Христова Воскресения, раскрывая ее символически, либо в форме свидетельств, приведенных Евангелием — это Явление ангела женам-мироносицам, Уверение Фомы, Явление Воскресшего Христа ученикам и другие. Сюжет «Сошествие во ад» можно отнести также свидетельству — свидетельству пророческому. В Псалмах Давида содержится целый ряд пророчеств о схождении Господа в преисподнюю и изведении оттуда душ праведников: Есть намек на избавление праведников от уз смерти Воскресшим Христом и у евангелиста: Прямо говорит об этом избавлении апостол Петр: Литературной основой сюжета «Сошествия во ад» принято считать так называемое «Евангелие Никодима» — апокрифический источник, появившийся bo II b. С ним перекликаются составленное b IV b. и использовавшее этот источник «Слово якорное» святителя Епифания Кипрского (Христос вкушением смерти сокрушил жало смерти, схождением во ад отнял [силу] ада, освободил узников); Гомилия 13я «О сошествии Иоанна Крестителя во ад» и Гомилия «О сошествии Господа во ад» (частично дошедшая до нас в составе сербского рукописного сборника — РНБ) Евсевия, епископа Александрийского — автора pyбeжa V—VI вв., а также целый ряд святоотеческих пасхальных поучений и богослужебных текстов. До нас дошел целый ряд икон «Сошествия во ад», что подтверждает изначальную укорененность именно этой иконографии Воскресения Христова в искусстве Древней Руси. На иконе «Сошествие во ад» XII b. (она находится в Государственном Эрмитаже) фронтально изображенный Христос с крестом в руках триумфально выводит из ада праотца Адама. Сюжет известен и в лицевом шитье — например, на саккосе святителя Московского Фотия (конец XIV b., хранится в Музеях Московского Кремля). Замечательные памятники этого времени находятся в Государственном Руссом музее («Сошествие во ад» из Рождественского собора Ферапонтова монастыря, около 1500 г.), в Третьяковской галерее («Сошествие во ад» из Воскресенского собора Коломенского кремля, конец XIV b.) и ряд других.

http://azbyka.ru/ikonografija-voskreseni...

Иконы и изображения по именам святых + Православный Церковный календарь Вебмастеру Подписка О сайте Иконы и изображения по именам святых Спаситель Спаситель 545. Единородный Сыне 1019. Распятие 1029. Распятие 1028. Саккос. Христос Виноградная Лоза 2586. Спас в Силах 293. Спас в Силах 1153. Спас в силах 907. Спас Вседержитель 538. Спас Еммануил 874. Спас на престоле с митрополитом Киприаном 1152. Спас Нерукотворный 1284. Спас Нерукотворный 1148. Спас Нерукотворный 294. Спас Нерукотворный 1277. Спаситель 2580. Спаситель 1150. Спаситель 1018. Спаситель 1151. Спаситель 1020. Христос Великий Первосвященник. 1034. Христос Вседержитель 1027. Христос Вседержитель 1021. Христос Вседержитель 1033. Христос как Орфей 1054. Христос Пантократор 1301. Христос Пантократор 2579. Христос Пантократор 461. Христос Пантократор 568. Христос Спаситель 1288. Христос Спаситель 1017. Христос Судия 197. Царь Царем 1197. Царь царям Троица 1208. Новозаветная Троица 1067. Отечество 1206. Святая Троица 1210. Святая Троица со сценами бытия 157. Троица Новозаветная Пасха Христова Пасха Христова 67. Воскресение Господа нашего Иисуса Христа 1273. Воскресение Христово 1272. Сошествие в ад 1274. Сошествие в ад 1025. Сошествие во ад Двунадесятые непереходящие праздники Благовещение Пресвятой Богородицы 2593. Благовещение 1030. Благовещение 432. Благовещение 1023. Благовещение 68. Благовещение Пресвятой Богородицы 1031. Благовещение. Фрагмент Введение во храм Пресвятой Богородицы 215. Введение во храм Пресвятой Богородицы. Воздвижение Креста Господня 219. Воздвижение Креста Господня 342. Воздвижение Креста Господня Крещение Господне 434. Богоявление 17. Богоявление 14. Крещение Господне 18. Крещение Господне 11. Крещение Господне Преображение Господне 1043. Преображение Господне 1045. Преображение Господне 1044. Преображение Господне 277. Преображение Господне 1047. Преображение Господне Рождество Пресвятой Богородицы 1057. Рождество Богоматери 189. Рождество Богоматери 1061. Рождество Богоматери 1060. Рождество Пресвятой Богородицы 1058. Рождество Пресвятой Богородицы 368. Рождество Пресвятой Богородицы 280. Рождество Пресвятой Богородицы 1059. Рождество Пресвятой Богородицы

http://days.pravoslavie.ru/Images/alln.h...

Разделы портала «Азбука веры» Сошествие во ад – нисшествие  Спасителя  душою в  ад  (состоявшееся после смерти на  Кресте   (до  Воскресения )), в целях победы над адом, диаволом, смертью, освобождения из адовых темниц заключенных там ветхозаветных праведников. Догматическое определение Церкви по этой теме говорит следующее: « Душа Христа, хотя и отделенная от Его тела, всегда оставалась соединенной с Божеством и вместе с Ним сошла в ад.. мы достаточно удостоверены, что это так, многими песнопениями Церкви на эту тему, которые учат, что Христос сходил в ад Своей душой и Божеством. Как особенно излагает [этот догмат] данный церковный тропарь: “Во гробе плотью, а в аду с душой как Бог, в раю же с разбойником и на престоле был Ты, Христе, с Отцом и Духом, все наполняя, Беспредельный”. Освободив оттуда души святых праотцов, Он ввел их в рай вместе с разбойником, уверовавшим в Него, когда Он был распят » (Православное исповедание. Ч. 1, вопр. 49). Согласно «Пространному христианскому катехизису», « Господь Иисус Христос нисходил во ад для того, чтобы и там проповедовать победу над  смертью  и освободить души, которые с верой ожидали Его Пришествия ». Души праведников, как и грешники, сходили после смерти в ад, в силу всеобщей греховности человеческого рода ( Рим.3:10 ), однако, « одни с неудовольствием переносили оное порабощение и рабство и молились, чтобы разрушено было узилище и разрешились оные узы, и желали, чтобы глава тирана сокрушена была пленниками, а другим ничто настоящее не только не казалось странным, но они еще и утешались, находясь в рабстве » (праведный Николай Кавасила ). Сошествие Христа во ад вспоминается за  богослужением  Великой Субботы  Страстной Седмицы . Тема сошествия Христа в ад широко используется в богослужебных текстах  Октоиха , постной и цветной  Триодей . Откуда произошло учение о пребывании праотцов в аду? Свт. Иннокентий Херсонский пишет, что « оно древнее и перешло к христианам из Иудейской Церкви: идя по векам, можно указать следы его.

http://azbyka.ru/soshestvie-vo-ad

4. Сошествие Иисуса Христа в ад (1Пет. 3:18, 19) После погребения Спасителя, совершившего наше искупление на кресте, для Него настало то великое тридневное субботствование, о котором Он Сам говорил лукавому роду книжников и фарисеев: «якоже... бе Иона во чреве китове три дни и три нощи, тако будет и Сын человеческий в сердцы земли три дни и три нощи» ( Мф. 12:40 ). По изображению церковных песней пребывание Господа во гробе есть та «благословенная суббота, день упокоения», когда единородный Божий «субботствовал плотию, почил от всех дел Своих», воссозидая обновляя падшее естество («Служб. вел. субб. утр. кан.» п, 4. троп. 1; стихир. хвалитех 2, слава). «Во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог: в раи же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняя Неописанный» («Служб. св. Пасхи, тропарь часов». См. также «служб.» п. 7. 4), или, выражается св. Афанасий Александрийский , «Умерло тело, произошло его разрешение, а Бог-Слово непреложно теле, душе, Себе Самом, Сый лоне Отчем, показание Своем неизменяемости. В том же зраке, который Нем подобен нашему, изобразил нашу смерть, чтобы нем уготовать нас воскресение, возвратив из ада душу гроба явлением души смерти уничтожить погребением тела привести бездействие тление, явив бессмертие нетлением подобном нашему совершив нам путь разрешив нас, содержимым плену» («Твор. отц.» М. 1853 г., т. 21, стр. 407, 408). Сошествие Господа в ад св. ап. Петр полагает непосредственно вслед за смертию Его: «Христос единою о гресех наших пострада, Праведник за неправедники, да приведет ны Богови, умерщвлен убо быв плотию, ожив же Духом: о немже и сущим в темнице духовом сошед проповеда» ( 1Пет. 3:18, 19 ). В то время, как пречистое тело почивало во гробе, под печатию синедриона, обоженная душа Христова сошла туда, куда сходили души всех земнородных, лишившихся за грех прародителей райского блаженства, – сошла в темницу духов – ад, чтобы разрушить силу диавола в самой твердыне его и освободить узников, заключенных там от века. По мысли св. отца, «ад не вынес бы пришествия непокровенного Божества», а между тем, все должно было совершиться «по естеству и в самой действительности»: Христу, как человеку, не быть держиму смертию и, как Богу, разрушить державу смерти и ада («Тв. св. отц.» М. 1853 г., т. 2т, стр. 381).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Первоначальное установление продолжительнейшего праздника Пятидесятницы было в ветхозаветной Церкви, которая, по предписанию закона Божия, праздновала Пятидесятницу ( Лев.23:14–16 . Тов.2:1 ). В христианстве 50 дней Пятидесятницы освящены великими, славными и радостнейшими для Церкви событиями воскресения, вознесения Христова и сошествия Св. Духа на Апостолов, относящимися преимущественно к Божественному прославлению Спасителя. Воскресением Своим Господь вошел во славу Свою, как Сам Он предрек: подобаше пострадати Христи, и внити в славу Свою ( Лк.24:1 . Пет.1:11). Посему Церковь православная, при отъятии от нее Жениха на страдания и смерть, имела и выражала скорбь, а по воскресении Господа, как невеста Его, стоя и послушая Его, радостию радуется за глас Женихов ( Ин.3:29 ). Веселие Церкви, а тем паче Божественная слава Воскресшего, не оканчивается днями пребывания Его на земле. По вознесении Иисуса Христа на небо, одесную Бога ( Мк.16:19 ), св. Апостолы и ученики Христовы, представители Церкви Его, возвратишася в Иерусалим с радостию великою. И бяху выну в церкви, хваляще и благословяще Бога ( Лк.24:51–52 ). С радостью они ожидали и обещанного им славного и утешительного сошествия Св. Духа. О радостных днях Пятидесятницы писание глаголет: пред нимиже (Апостолами) постави Себе (Иисус Христос) жива по страдании Своем, во мнозех истинных знамениих, денми четыредесятми являяся им и глаголя, яже о Царствии Божии: с нимиже и ядый повеле им от Иерусалима не отлучатися, но ждати обетования Отча. Егда скончавашася дние пятидесятницы, беша вси Апостоли единодушно вкупе, и исполнишася вси Духа Свята, и начати глаголати иными языки величия Божия ( Деян.1:3–4; 2:1–11 ). Таким образом все дни Пятидесятницы преимущественно служат для нас к радостному и продолжительнейшему воспоминанию явлений и видимого присутствия Господа в св. Его Церкви. Воспоминание состояния Божественного прославления Богочеловека воскресшего, вознесшегося и ниспославшего Св. Духа, продолжается при Богослужении во всю пятидесятницу и сообразно сему состоянию духовное веселие Церкви, для которой и первый день седмицы– воскресный есть праздничный, и первая из седмиц церковного года есть светлая, и первые за нею седмь седмиц, или правильнее 50 дней, особенно торжественны. И так седмицам Великого поста и сокрушения о грехах соответствуют седмицы великого праздника и духовного веселия, в продолжение Пятидесятницы или 50 дней – от недели Пасхи до праздника Св. Троицы и сошествия Святого Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Пятый член Символа Веры И воскресшаго в третий день по Писанием. Поучение 45. О царском служении Господа Иисуса Христа. О сошествии Иисуса Христа в ад Крестная смерть и погребение Господа Иисуса были крайнею степенью Его Богочеловеческого уничижения. Как Ходатай или Посредник между Богом и человеками, восприняв на Себя грехи всего мира, Он умирает и предается погребению, как один из потомков первого Адама, хотя не был причастен греху Адамову. За смертью и погребением Господа последуют уже дела царственного служения Его, как Богочеловека, наше человечество возвеличившего Божескою славою. Это царское величие Иисуса Христа раскрылось Его схождением во ад, для освобождения узников ада, Его воскресением из мертвых, вознесением на небо, ниспосланием от Отца Св. Духа на апостолов, и доныне является в управлении Его святою вселенскою церковью, и раскроется в божественной славе и величии во второе пришествие Его на землю, для совершения последнего суда. Ныне скажу вам о сошествии Господа Иисуса Христа во ад. Воскресение Иисуса Христа возвестило миру о торжестве Его над смертью и адом, областью диавола. До сошествия Иисуса Христа в ад все души умирающих людей нисходили во ад, потому что все согрешили, и лишены славы Божией ( Рим. 3:23 ). Ад означает темное место, лишенное света, куда отходили души умерших до примирения рода человеческого с Богом смертью Спасителя мира. Это – духовная темница или состояние духов, чрез грех лишившихся блаженного приближения к Богу и созерцания славы Его. Не для всех душ, разрешившихся от тела, это состояние было одинаково: для душ нераскаянных грешников оно было мрачно, трудно, безнадежно, и потому безутешно; а для душ благочестивых людей, хотя несовсем было светло и радостно, но облегчалось надеждою освобождения из этого заключения чрез обетованного Искупителя мира. В этом последнем состоянии были древние праведные патриархи, пророки и все ветхозаветные праведники. О сошествии Иисуса Христа во ад предсказал пророк, говоря: не оставиши души Моея во аде, ниже даси преподобному Твоему видети истления ( Пс. 15:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Глава 7. Воскресение Иисуса Христа. Сошествие во ад. Явления Иисуса Христа по воскресении Непостижимый по самой сущности своей момент воскресения Иисуса Христа в Евангелии не описан. Евангелие упоминает о «великом трусе» (землетрясении. – Ред.) и отвалении ангелом камня от входа в погребальную пещеру; но как произошло само воскресение, в каком виде был воскресший Спаситель, как Он восстал из гроба и куда отправился – все это остается сокровенной тайной, и молчание о том евангелистов свидетельствует лишь об их безупречной искренности и величии события, не поддающегося никакому описанию. Затем евангелисты сообщают о явлении ангела св. женам и первой вести о воскресении ( Мф. 28:1–7 ; Мк 16:1–6 ; Лк 24:1–10 ; Ин. 20:1 ), причем допускают некоторые разногласия, устраняемые различно новейшей критикой 2485 . Было множество попыток представить воскресающего или только что воскресшего Иисуса Христа; предлагались и необходимые указания по этому предмету со стороны богословской и художественной 2486 , но удовлетворительного решения этой задачи в искусстве доселе нет. В искусстве древнехристианского периода, при господстве символа и аллегории, воскресение Христово изображалось в формах символических. Такое значение имело изображение прор. Ионы, выбрасываемого на берег морским чудовищем: его символизм, а отсюда и многократное применение в живописи и скульптуре, основаны на ясном указании Самого Иисуса Христа ( Мф. 12:40; 16:4 ), многократно повторенном памятниками письменности, особенно богослужебной 2487 . Символ этот пережил эпоху катакомб и удержался в позднейшем искусстве византийском и западноевропейском: в славянской псалтири Хлудова, в миниатюре шестой песни представлены: извержение Ионы чудовищем и Ионы под деревом 2488 ; в рукописи московской синод. библ. 407 Иона со свитком в руке стоит в пасти чудовища (л. 490 2489 ); в бревиарии императорской публ. библ. Q. v. 78 in 4° Иона, выбрасываемый на берег чудовищем, приводится в качестве иллюстрации пятого члена Символа веры .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

В. Чернов День святой Троицы. Пятидесятница События праздника День Святой Троицы или Пятидесятница празднуется Церковью, как это видно из наименования праздника, на пятидесятый день после Пасхи. О событиях праздника известно из книги Деяний святых апостолов, написанной евангелистом Лукой ( Деян. 2 гл.). Также этот праздник называется «Днем Святой Троицы», потому что с сошествием Святого Духа явилась полнота христианского откровения о Триедином Боге. Понедельник после Пятидесятницы именуется «Днем Святого Духа» и явлет собой продолжение единого праздника Пятидесяницы, будучи особо посвящён прославлению Третьего Лица Пресвятой Троицы. Апостолы в Иерусалиме Сошествие Святого Духа на апостолов произошло вскоре после вознесения Христова, в праздник иудейской Пятидесятницы – Шавуот. Пасха иудейская в год смерти Христовой приходилась на вечер пятницы: первый день Пасхи приходился, следовательно, в субботу, наутрие субботы было по-нашему в воскресенье (в которое и воскрес Христос). От него нужно было отсчитать 7 полных недель. Таким образом, праздник иудейской Пятидесятницы приходился в тот год в воскресенье и совпадал с днем первой христианской Пятидесятницы. Иудейская Пятидесятница установлена была в освящение жатвы или первых плодов, так как к этому дню оканчивалась жатва, начинавшаяся сразу после Пасхи. С этим праздником у евреев соединялось также воспоминание Синайского законодательства. Совпадение дня сошествия Святого Духа с днем иудейской Пятидесятницы, конечно, не случайно и весьма символично. К этому дню ученики Господа созрели и возросли духовно: тогда и снизошла на них полнота дарований Духа Святого и они сами явились первыми плодами искупительного дела Христова. Кроме них, первыми плодами этого же дела Христова явились и крестившиеся в тот день три тысячи душ. Как христианская Пасха заменила собой иудейскую Пасху, так христианская Пятидесятница заменила собой в этот день Пятидесятницу ветхозаветную. «Все они были единодушно вместе», – пишет евангелист Лука. Собраны были вместе не только двенадцать апостолов, но все верующие, может быть, даже в большем числе, чем те 120 человек, в которых говорится в первой книге Деяний. Сошествие Святого Духа

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Глава I Многочисленность Московских Кремлевских дворцовых церквей и причина того. Церкви: Благовещения Пресв. Богородицы, Рождества Пресв. Богородицы, Сретения Господня, Великомученицы Екатерины, Преподобномученицы Евдокии, Воскресения Христова, Нерукотворенного Спасова образа – «за золотою решеткою», Великомученика Иоанна Белоградского, Св. Иоанна Предтечи, Положения ризы Пресв. Богородицы, Похвалы Пресв. Богородицы, Нерукотворенного Спасова образа, «что у царевен на сенех», Успения Пресв. Богородицы, Сошествия Св. Духа и Св. Апостолов Петра и Павла. История происхождения каждой из этих церквей. Внешнее и внутреннее устройство, ризница. Служение патриарха и других высших духовных лиц. Посещения для молитвы особами царской фамилии. Многочисленность Московских Кремлевских дворцовых церквей и причина того Приступая к исследованию вопроса о Московских Кремлевских придворных церквах в XVII веке, мы, прежде всего, не можем не остановиться на многочисленности оных, особенно во второй половине сего столетия. В то время как до 1628-го было лишь четыре придворных церкви – во имя Благовещения Пресв. Богородицы, Рождества Ея, Сретения Господня и Великомученицы Екатерины, в конце XVII века, кроме указанных церквей, находим еще церкви: соборные – во имя Нерукотворенного Спасова образа и Живоносного Христова Воскресения, новую церковь во имя Нерукотворенного Спасова образа, Риз-положения, Похвалы Пресвятой Богородицы, Успения Пресв. Богородицы, Сошествия Св. Духа, Св. Апостолов Петра и Павла и Св. И. Предтечи. Все указанные церкви в официальных документах XVII в. обозначались как в собственном смысле придворные, в отличие от других ружных церквей, того же Кремля, принты которых также содержались на средства государя, терминами: «что у Великого Государя», «государыни», или «у благородных царевен» – вверху или «на сенех» 6 . Что касается причины существования столь многих церквей в Кремлевском дворце, то ее отчасти можно усматривать в преобладании у нас на Руси в XVII в. религиозного интереса.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010