Его отец, террорист Дементий Дудоров, отбывал каторгу, по высочайшему помилованию взамен повешения, к которому он был приговорен. Его мать из грузинских княжен Эристовых была взбалмошная и еще молодая красавица, вечно чем-нибудь увлекающаяся — бунтами, бунтарями, крайними теориями, знаменитыми артистами, бедными неудачниками. Она обожала Нику и из его имени Иннокентий делала кучу немыслимо нежных и дурацких прозвищ вроде Иночек или Ноченька и возила его показывать своей родне в Тифлис. Там его больше всего поразило разлапое дерево на дворе дома, где они остановились. Это был какой-то неуклюжий тропический великан. Своими листьями, похожими на слоновые уши, он ограждал двор от палящего южного неба. Ника не мог привыкнуть к мысли, что это дерево — растение, а не животное. Мальчику было опасно носить страшное отцовское имя. Иван Иванович с согласия Нины Галактионовны собирался подавать на высочайшее имя о присвоении Нике материнской фамилии. Когда он лежал под кроватью, возмущаясь ходом вещей на свете, он среди всего прочего думал и об этом. Кто такой Воскобойников, чтобы заводить так далеко свое вмешательство? Вот он их проучит! А эта Надя! Если ей пятнадцать лет, значит, она имеет право задирать нос и разговаривать с ним как с маленьким? Вот он ей покажет! «Я её ненавижу, — несколько раз повторил он про себя. — Я её убью! Я позову её кататься на лодке и утоплю». Хороша также и мама. Она надула, конечно, его и Воскобойникова, когда уезжала. Ни на каком она не на Кавказе, а просто-напросто свернула с ближайшей узловой на север и преспокойно стреляет себе в Петербурге вместе со студентами в полицию. А он должен сгнить заживо в этой глупой яме. Но он их всех перехитрит. Утопит Надю, бросит гимназию и удерет подымать восстание к отцу в Сибирь. Край пруда порос сплошь кувшинками. Лодка взрезала эту гущу с сухим шорохом. В разрывах заросли проступала вода пруда, как сок арбуза в треугольнике разреза. Мальчик и девочка стали рвать кувшинки. Оба ухватились за один и тот же нервущийся и тугой, как резина, стебель. Он стянул их вместе. Дети стукнулись головами. Лодку как багром подтянуло к берегу. Стебли перепутывались и укорачивались, белые цветы с яркою, как желток с кровью, сердцевиной уходили под воду и выныривали со льющеюся из них водою.

http://azbyka.ru/fiction/doktor-zhivago-...

Едва ли не самыми многочисленными в мире донских ремесленников были сапожники. Поэтому неудивительно, что фамилии, производные от их профессиональных прозвищ, встречаются почти в 50 станицах: Чеботарев – в 30; Чеботарь – в 6 (Ведерниковская, Ольгинская, Семикаракорская, Старочеркасская, Усть-Быстрянская, Новочеркасск); Башмаков – в Митякинской и Николаевской; Каблуков – в Кумшацкой; Шильченков (прозвание по рабочему инструменту сапожника – шилу) – в Золотовской, Кочетовской, Семикаракорской; Токмачев (от токмачка, колотушка сапожника) – в Митякинской. Чтобы снабдить седлами и прочей амуницией всю казачью конницу, требовались усилия целой армии Сидельников и шорников. От этих мастеров, живших в XVII–XVIII вв., пошли фамилии Сидельников (Вешенская, Калитвенская, Каменская, Мечетинская, Цимлянская); Шорников (Ольгинская); Хомутов (Атаманская, Романовская); Ременников (Новочеркасск); Лимаренков (Мечетинская), от украинского лимар, шорник. И сапожники, и шорники получали сырье от кожевников, чья профессия отразилась в фамилиях Кожевников (Вешенская); Кожемякин (Голубинская); Подошвенников (Новочеркасск); Сафьянников (Черкасск, 1792 г.). В антропонимической кладовой сохраняется память и о тружениках других, менее многочисленных, но не менее полезных профессий. Среди них были гончары и стекловары (Горшколепов – Митякинская, Николаевская; Горшков – Пятиизбянская, Велико-Княжеская; Гончаров – 12 станиц; Гончаренко – Быстрянская; Гладилин–Мигулинская, от гладило, орудие стекловара); рогожники, корзинщики, мешочники; (Торпенников – Ольгинская, от торпенник, ткач, который плел соломенные рогожи; Куженев, Кужелев – Багаевская, Семикаракорская, от кужень, кужня – плетеная корзинка; Бурдюгов – Бессергеневская, Заплавская: Бурдюжков, Бурдюшков – Аксайская, Еланская, от бурдюг – козий мех для вина; Мешков – Атаманская, Голубинская; Мешечников – Новочеркасск); гребенщики (Гребнев – Ольгинская; Гребенников–Вешенская, Егорлыкская, Старочеркасская); маслобои, воскобойники, свечники, дегтяри (Олейников – Старочеркасская, Цимлянская; Алейников – Грушевская, от алей, олей – растительное масло, обычно кононляное, олейник – маслобой, Макагонов – Вешенская, Скурищенская; Воскобойников – Константиновская, Семикаракорокая, Старочеркасская, Свечнин – Трехостровская; Свечников – Скородумовская; Сальников– Атаманская, Кочетовская, от сальник – жирник, каганец; Дегтярев – Семикаракорская, Старочеркасская); мыловары, банщики (Мыльников – Аксайская, Мариинская, от мыльник – мыловар, или банщик; Мыльченков Старочеркасская; Банников – Атаманская, Кундрюченская; Баннов – Кобылянская; Банщиков – Кундрюченская; от банник, банщик).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИН ПИЙ [Цезарь Тит Элий Адриан Антонин Август; лат. Antoninus Pius; Caesar Titus Aelius Adrianus Antoninus Augustus] (19.09.86, Немауз; совр. Ним, Юж. Франция - 7.03.161, Рим), рим. имп. с 19 июля 138 г., родом из галльской сенаторской семьи. В 130-135 гг. проконсул провинции Азия. После смерти приемного отца имп. Адриана добился его обожествления, за что получил от сената титул Пий (лат. pius - благочестивый, исполняющий долг в отношении богов). Провел адм. реформы: разделил гос-во на 4 округа под управлением проконсулов, отдал Италию под управление рим. сената, что неск. ограничило полномочия императора. При нем Римская империя сохраняла свои владения и укрепила границы (строительство оборонительного Антонинова вала к северу от вала Адриана в совр. Шотландии), но восстания в нек-рых провинциях предвещали конец стабильности. При А. П. не проводилось систематических преследований христиан, хотя были отдельные случаи произвола местных властей. По сообщению Мелитона , еп. Сардского, в неск. рескриптах, отправленных в Азию, А. П. запрещал прибегать к насильственным мерам против христиан. Христ. философы святые Иустин и Аристид Афинский обращались к императору с апологиями христианства. А. П. усыновил Марка Аврелия , женив его на своей дочери Фаустине. Деятельность А. П. как миролюбивого императора высоко оценивалась в историографии древнего Рима, традиционно связанной с сенатом и его интересами. В Риме он долгое время считался образцовым правителем, однако в IV в., когда политическая элита империи обратилась к христианству, фигура А. П. с его языческим «благочестием» потеряла свою привлекательность. Лит.: Blümel C. Ein Porträt des Antoninus Pius aus einem der Rundreliefs vom Konstantinsbogen. B., 1932; H ü ttl W. Antoninus Pius. Praga, 1936; Calderini A. Antonino Pio. Mil., 1947; Beaujeu J. La religion romaine à l " apogée de l " empire. P., 1955. T. 1. P. 279-330; Hammond M. The Antonine Мопагсну. R., 1959. О. С. Воскобойников Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/114038.html

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Нелегитимная аргументация в интеллектуальной культуре Запада от св. Ансельма до Исаака Ньютона 9 сентября 2011 10:20 – 1 января 1970 03:00 События В оргкомитет конференции вошли Ю.В. Иванова (ИГИТИ/Факультет истории НИУ ВШЭ), О.С. Воскобойников (Факультет истории НИУ ВШЭ) и П.В. Соколов (ИГИТИ/Факультет истории НИУ ВШЭ). В конференции приняли участие ученые из Москвы, Санкт-Петербурга и Калининграда, а также исследователи из Лондона, Парижа, Лиона, Эдинбурга, Пизы и Копенгагена. В числе докладчиков были не только профессора из разных стран, но и студенты НИУ ВШЭ. Звучали доклады на английском, французском и русском языках. Среди выступавших были Елена Лисанюк (Санкт-Петербург, СПбГУ), Чарльз Бернетт (Институт Варбурга Лондонского Университета), Никола Вейль-Паро (Университет Париж XII) и другие богословы. В завершающий день конференции перед слушателями выступили Василий Долгополов (Москва, Институт всеобщей истории РАН) с докладом «Нелегитимная аргументация в христианской антииудейской полемике (на материале неизданного трактата «Триумф» Якоба Сиверосо, XIV в.)» и Александр Марков (Москва, МГУ им. М. В. Ломоносова) с докладом «Зачем исихасту Писание? Политический смысл поздневизантийских споров о месте Писания в духовной жизни» . В докладе В. Долгополова речь идет о неизданном трактате, написанном в 1334-1335 гг. Яковом Сиверосо, «Триумф над неверием иудеев в приход Мессии». Автор доклада осуществил транскрипцию этого находящегося в коллекции Ватиканской библиотеки текста и попытался на примере этого неизданного и неизученного сочинения показать, какие изменения происходят в структуре и в методологии полемики против иудеев в развитое Средневековье. В частности, В. Долгополов отмечает изменение традиционной формы диалога на триалог. Во-вторых, произошли изменения в самом понимании образа Иудея, в самом аппарате полемики против иудеев. Кроме того, в трактате применены знания о природе, которые до этого не встречались в антииудейских трактатах.

http://bogoslov.ru/event/1939992

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button @import url( " " );@import url( " " );@import " " Закрыть И отзовется голос твой родной… Светлой памяти моей бабуси, Евдокии Георгиевны Валякиной Инна Воскобойникова   01:30 31.03.2022 703 Фото: из архива автора    Самое начало сентября. Светозарная осень. Воздух слоистый и сладкий... Мы идём с тобой, родная моя Бабусенька, по белоствольному лесу, такие меловые берёзы случаются только на Южном Урале. Деревянный посох помогает тебе ступать увереннее, ты им осторожно ворошишь листву, траву и землю – мы находим потаённые от глаз сухие белые грузди. Целые семейки! От почтенных, ты их называешь граммофонами, до кнопочек – ростом с ноготок...  Бережно срезаем грибы, вдыхая дух родимой земли после дождя... Порой мы счастливо и бесшабашно нарушаем безмолвие, голосисто перекликаемся, хотя идём рядом... - Бабусенькаааа! – кричу я. - Аааааааааа! – в янтарной листве плещется эхо... Стайка потревоженных птиц прорезает небо... - Аинькииии! – отвечаешь звучно, и лицо твоё лучится добротою. Мы смеёмся, вовлечённые в общую забаву - аукаемся, а в лесу друг друга не потеряли... Ты небольшого роста, а я вытянулась, отхожу немного в сторону и любуюсь тобой – ладненькая, как народная куколка, выточенная умелым мастером в одном экземпляре, круглолицая, курносая, румяная, в тёплом малиновой платочке, опрятной курточке. Поверх неё повязан цветной фартучек. В него ты собираешь матрёшку или душицу обыкновенную. Но для нас она волшебная. Зимой будем пить чай из больших зелёных чашек в белый горох, смакуя каждый благоуханный глоточек, и «гутарить» обо всём помаленьку. В свою красивую русскую речь ты вплетаешь диалектные слова, и я понимаю твой язык и на нём тоже иногда разговариваю.... Например, ты «шишлишься», значит хлопочешь по хозяйству... Когда печёшь – объясняешь, что «пекчи удумала»... У тебя невероятно лакомо  выходят пельмени, хворост, Наполеон... Особый разговор о дружной семейке - пироге, состоящем из булочек с вареньем... Они «приушипиваются» друг ко дружке во время выпекания, но живо разбегаются, как только ты их достаёшь из печи! Настолько вкусно!

http://ruskline.ru/analitika/2022/03/30/...

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button @import url( " http://fonts.googleapis.com/css2?family=Fira Sans:wght@400;500;700&display=swap " );@import url( " " );@import url( " " );@import url( " " );@import " " Закрыть Радистка Кэт 35 лет спустя Екатерина Градова   Инна Воскобойникова   09:41 23.02.2021 1138 Время на чтение 8 минут …Мы сидим на кухне в московской квартире Екатерины Градовой, и я пытаюсь уловить ее сходство с милой и женственной разведчицей Кэтрин Кин - Катей Козловой. Прошло уже 35 лет, как вышла легендарная кинолента " Семнадцать мгновений весны " , премьеру которой посмотрели свыше 200 миллионов зрителей, но в облике Екатерины Георгиевны по-прежнему остались и одухотворенность, и серьезность, и миловидность. Светлое лицо без косметики, красивые руки и голос…В нем нет никакой наигранности, потому что она старается жить в простоте, которой Господь ожидает от людей. Много лет назад знаменитая актриса воцерковилась, перестала сниматься в фильмах и играть в спектаклях. - Каковы причины , побудившие вас оставить профессию, ведь вы были успешны и в театре, сыграв более чем в 20 спектаклях? - Мне надоело произносить слова, за которые я не несу ответственности. Артист состоит из огромного количества разных образов, эпизодов и ситуаций, которые он эмоционально пропускает через себя за свою жизнь. Это не может не сказываться на душевном складе. Очень трудно, конечно, совсем отрицать эту профессию, когда есть шедевры кинематографического, театрального и исполнительского искусства. Иннокентий Михайлович Смоктуновский - великий художник. Он умел абстрагироваться именно от эмоциональной виртуальности. Он не играл и " не проживал " , он мыслил и живописал. Во всех своих ролях он страдал о несовершенстве мира. Вера давала ему эти чувства.

http://ruskline.ru/opp/2021/02/23/radist...

Закрыть Солженицын и власовцы Протодиакон Владимир Владимирович Василик   00:14 13.12.2018 4467 Время на чтение 17 минут Именно из-за попытки реабилитировать Власова и власовцев Солженицын был прозван литературным власовцем. О нравственной стороне подобных попыток мы уже высказались. Теперь выскажемся относительно фактической стороны дела. Как известно, Первая дивизия РОА была создана на основе т.н.бригады Каминского, которую сформировали фашисты в Локте Брянском в 1942 г. , вначале ей командовал инженер Воскобойников, затем - Бронислав Каминский. Солженицын восторгается каминцами, считая их всенародным движением: « Мы не забыли и всенародное движение и Локтя Брянского: создание автономного русского самоуправления еще до прихода немцев и независимо от них, устойчивая процветающая область из 8 районов, более миллиона жителей. Требования локотян были совершенно отчётливы: русское национальное правительство, русское самоуправление во всех занятых областях, декларация о независимости России в границах 1938 г. и создание освободительной армии под русским командованием ». Между тем, бригада Каминского на службе у немцев активно участвовала в карательной деятельности на территории Брянской области в 1942-1943 г. Вот ее последствия. 12 января 1942 года в селе Овсорог Дятьковского района карательный отряд расстрелял 45 человек только за то, что в деревне, якобы, появились партизаны Причем, почти все расстрелянные предварительно подвергались невероятно тяжелым пыткам. Из 220 домов этого села осталось 154. В деревне Угревище Комаричского района 11 апреля 1942 года гитлеровцы сожгли 300 домов колхозников. Мучили, а затем расстреляли свыше 100 человек. Среди них были старики, женщины и дети. Много жителей фашисты угнали в рабство. В Севском районе немецкие оккупанты полностью сожгли деревни Святово (180 домов) и Борисово (150 домов), а в селе Бересток не только сожгли все 170 домов, но и расстреляли 181 жителя. 26 сентября 1942 г. фашистские изверги целиком сожгли село Салтановка Навлинского района (450 домов) и колхозные постройки, зверски замучили 9 женщин, а 861 чел. - стариков, женщин и детей - угнали не известно куда.

http://ruskline.ru/analitika/2018/12/201...

Нам может показаться, что герои войны, совершая свои подвиги, ведут себя странно и даже противоестественно. Есть интересный рассказ о 17-летнем моряке Саше Ковалеве. Спасая жизнь своих товарищей и корабль, на котором они выполняли боевое задание, Саша накрыл своим телом коллектор, из пробоины которого текли кипяток и раскаленное масло. Он зажимал ее до тех пор, пока не потерял сознание. Не менее удивителен подвиг шофера Максима Твердохлеба (из рассказа В. Воскобойникова «Максим Емельянович Твердохлеб»), который вез детям героического Ленинграда на Новый год мандарины. Попав под обстрел вражеского самолета, он не бросил машину, а довез продукты истощенным детям. Правда, из грузовика его вынесли без сознания, с трудом оторвав окровавленные руки от обломка руля. Особое впечатление оказал на детей воскресной школы рассказ Н. Рождественского «Операция “Звездочка”» – о подвиге летчика Мамкина. Он переправлял на самолете измученных детдомовских детей, спасая их от гибели (фашисты намеревались забрать у них кровь для своих раненых солдат). Самолет Мамкина был атакован немецким истребителем и загорелся. Летчик мог выпрыгнуть с парашютом, но сзади, за его спиной, тесно прижавшись друг к другу, сидели 12 детей. Чудом он сумел посадить охваченный пламенем самолет, но сам сильно обгорел. Когда он выбрался из самолета, его шлем и комбинезон были в огне, а сапоги уже сгорели. Последними словами умирающего летчика были: «Дети живы?» Дети были спасены, пережили войну и до сих пор называют себя детьми Мамкина. Безусловно, подобное чтение полезно не только в школе, но и в семье. Ведь оно воспитывает в наших детях мужество, терпение, сострадание и помогает бороться с капризами. Вообще тема страданий во время войны очень отрезвляюще действует на детей. У В. Драгунского есть рассказ «Арбузный переулок», в котором отец рассказывает капризному сыну, отказывающемуся от нелюбимого блюда, о своем голодном детстве. Ребенку сделалось до того стыдно и жутко, что незаметно для себя он съел всю кашу, которая перед этим казалась ему невыносимой. Часто, когда мои дети небрежно относятся к еде или бросают хлеб, я напоминаю им о том, что в нашем доме, который построил их прадед в 1926 году, умерли от голода и болезней двое малышей – братик и сестренка их дедушки. Это на них действует.

http://pravoslavie.ru/50701.html

Она ничего не знает о муже. Но точно уверена, что его уже нет. Оно не обманывает, это ощущение неотвратимого вечного одиночества, которое у Кароллы теперь всегда вот здесь… Она показывает не на сердце, а на горло. – Ты бы подождала по-немецки шпарить. Хоть пока тронемся, что ли… А то еще за фашистку примут… Это говорит мне наша третья компаньонка по столыпинскому купе – вологодская партработница, имени которой сейчас вспомнить не могу. Голос у нее хриплый. Вологодское «о» выпирает из речи. Губы растрескавшиеся. Худое длинное лицо почернело до того, что кажется обгорелой головешкой. Только легкие северные белокурые прядки у висков отдаленно напоминают, что это была когда-то женщина. Состояние у нее маниакальное. Она никак не может перестать оправдываться. Все время говорит и говорит. В ее речи пестрят цифры каких-то планов по молокосдаче, возражения какому-то Воскобойникову, который «завысил показатели». Она говорит обо всем этом так, точно мы хорошо знакомы со всеми этими обстоятельствами и людьми. Время от времени прерывает сама себя легким вскриком боли. Ее держали «на стойке» долгими днями и ночами, и сейчас у нее адские боли в ногах. Четвертой в купе оказалась казанская Юлия Карепова, та самая, с которой мы ехали этапом из Казани в Москву. Она тщетно пытается переговорить вологодскую и перевести разговор на Казань. Но вот поезд переводят на обычный путь, и перед нами сквозь решетки появляется кусок жизни. Той самой обольстительной будничной человеческой жизни, которую мы так давно не видели. Уголок Северного вокзала. Подошел дачный поезд, и из него вылилась веселая, пестрая толпа людей с букетами цветов, с улыбками, с детьми, с вещами. Нет, не с теми страшными узлами, какие именуются «вещами» у нас в тюрьме, а с теми милыми, трогательными вещами, которые остались там, за стенами. Пакеты с фруктами, чемоданчики, игрушки. Мы замираем у окна. Конвоир почему-то равнодушен, не отгоняет нас. Нас заметили с платформы. Какая-то девушка в цветном платье испуганно прижимается к руке спутника и с расширенными глазами лепечет ему что-то, показывая на нас. Доносится слово «троцкисты», потом «настоящие живые троцкисты»… Вероятно, она говорит ему, что впервые в жизни увидала «живых троцкистов».

http://azbyka.ru/fiction/krutoj-marshrut...

В отличие от др. деятелей монашества того времени (напр., Бернарда Клервоского или Руперта Дойцского) П. Д. не проявлял негативного отношения к представителям ранней схоластики. По-видимому, еще ок. 1135 г. он приглашал Петра Абеляра приехать в Клюни. После осуждения Собором в Сансе (традиц. дата - 1140, но более вероятно - май 1141) Абеляр направился в Рим, но по дороге из-за болезни задержался в Клюни (в июле или авг.). П. Д. убедил Абеляра в необходимости остаться в Клюни и принять монашеский постриг. Он также добился примирения Абеляра с его главным оппонентом Бернардом Клервоским (при условии, что Абеляр внесет требуемые исправления в свои сочинения, а Бернард обязуется публично не обвинять его в ереси) и снятия с Абеляра церковного отлучения. Спустя нек-рое время Абеляр переселился для лечения в клюнийский приорат Сен-Марсель близ г. Шалон-сюр-Сон, где оставался до конца жизни (традиц. дата смерти - 21 апр. 1142, но более вероятно, что это случилось в 1143 - Андерсен В. В. Проблемы хронологии жизни и произведений Абеляра и Элоизы в свете анализа лит. текстов их современников//Древняя и новая Романия. СПб., 2015. Т. 16. С. 365-375). По-видимому, именно в Клюни Абеляр написал свое последнее сочинение - «Диалог между философом, иудеем и христианином». После смерти Абеляра П. Д. отправил письмо с утешениями Элоизе, описав жизнь Абеляра в последние месяцы и его кончину как образцового христианина (рус. пер.: Воскобойников. 2016). Клюнийский аббат составил стихотворную эпитафию Абеляру, в к-рой сравнил его с Аристотелем и при этом отметил, что тот, приняв под конец жизни монашество, обратился к истинной «Христовой философии» (Там же. С. 55). Важнейшей заботой П. Д. было улучшение финансового положения мон-ря Клюни, к-рое, по его словам, ко времени его избрания аббатом было исключительно тяжелым. П. Д. предпринимал значительные усилия, чтобы получать пожертвования от европ. монархов (в т. ч. от Генриха I, короля Англии (1100-1135), и Альфонсо VII, короля Кастилии и Леона (1127-1157)) и крупных сеньоров.

http://pravenc.ru/text/2580390.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010