Следственно, худо делают те, которые без такого избрания вступают в это; хуже того, которые через мзду или ходатайство вельмож и князей этого домогаются. Не знают они, чего ищут... Тем показывают, что или мнят себя достойными для такого великого и трудного дела, то есть стадо Христово пасти и хранить от диавольских нападений, а это высокоумие, – или пастись больше, нежели пасти, хотят. Надобно им опасаться, чтобы к ним не относилось следующее Христово слово: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор и разбойник... Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить ( Ин. 10, 1, 10 ). Пастырей избирать подобает: 1 . Разумных и учительных, дабы могли наставлять на путь спасения, вразумлять, исправлять и утешать подчиненных себе людей. 2 . Добродетельных, дабы чему людей учат, то и сами на себе делом показывали. Так учение их, добродетельным их житием подтвержденное, сильно, действительно и полезно будет людям. Этих свойств в пастыре требует апостол: епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учите лен, не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив, хорошо управляющий до мом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью ( 1Тим. 3, 2–4 ). И в другом месте: епископ должен быть непорочен. Как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан, держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать ( Тит. 1, 7–9 )… Примечай здесь, читатель, что во времена апостольские епископы пресвитерами, и пресвитеры епископами назывались. Епископ есть имя греческое и значит по-нашему «надзиратель», и пресвитер также есть имя греческое и значит «старший» или «старец». Из этого видишь, что и звание их общее. Надзирателем быть – значит над другими быть надзирателем, и старшим так же – над другими старшим.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Справедливо можно назвать его и вором, который " обкрадывает " чрез лукавые помыслы, " убивает " чрез соглашение с ними, " погубляет " чрез дело. Иногда приражается к кому-нибудь помысл злобный, это будет воровство. Если человек согласится с лукавым внушением, тогда, можно сказать, диавол убивает его. Когда же человек на деле совершит зло, тогда он погибает. Может быть, и это значат слова: вор приходит только для того, чтоб украсть, убить и погубить. - Господь делает совсем иначе, чем этот вор. Он дает божественную жизнь, освещает и помыслы наши добрыми внушениями, и тела добрыми делами; дает и нечто преизбыточествующее, именно то, что мы можем приносить и другим пользу посредством дара учительского, а также и Царство Небесное, как бы придавая нам некоторую лишнюю награду. Он подлинно Добрый Пастырь, а не наемник, каковы начальники иудейские, которые не заботятся о народе, а имеют в виду только то, чтобы получить с него плату. Ибо они искали не пользы народу, а себе прибыли от народа. Я семь Пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня. Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец. Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привесть, и они услышат голос Мой: и будет одно стадо, и один Пастырь. И отсюда ты можешь узнать различие между пастырем и наемником. Наемник не знает овец, что происходит оттого, что он не надзирает за ними постоянно. Ибо если бы он постоянно смотрел, то знал бы их. А пастырь, каков Господь, знает своих овец, потому и печется об них, и они опять знают Его, потому что пользуются Его надзором и по привычке узнают своего Покровителя. Смотри. Прежде Он узнает нас, а потом уже мы Его. И не иначе можно познать Бога, как быв познанными от Него (1 Кор. 13, 12). Ибо Он прежде усвоился нам плотию, став Человеком, потом уже мы усвоились Ему, получив дар обожения. Желая показать, что неуверовавшие недостойны быть познанными от Бога и не суть овцы Его, Он сказал: Я знаю Моих, и Мои знают Меня, как написано: познал Господь Своих (2 Тим.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1077...

Так что для каждого из нас актуальны слова святителя Иоанна Златоуста: «Разве человеколюбивый Господь для того дал тебе много, чтобы данное тебе ты употребил только в свою пользу? Нет, но для того, чтобы твой избыток восполнял недостаток у других» ; «Бог сделал тебя богатым, чтобы ты помогал нуждающимся, чтобы мог искупить свои грехи спасением других» . Господь Иисус Христос, дав заповедь о милостыне, сказал: «Приготовляйте себе влагалища не ветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает, ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет» (Лк. 12: 33–34). Как объясняет святитель Игнатий (Брянчанинов), этими словами «Господь заповедует с помощью милостыни превратить земное имение в небесное, чтобы само сокровище человека, находясь на небе, влекло его к небу» . Кто в этой жизни раздает свои деньги на добрые дела помощи ближним, тот с каждым добрым поступком готовит на небе лучшую награду, которая будет ожидать его после смерти. Говоря о добродетели нестяжания, нужно понимать, что сама по себе склонность к накопительству естественна для человека и может быть хороша и полезна, если направлять ее в должное русло, но становится греховной, если направлять ее на недолжные, низкие предметы. Хорошо богатеть добродетелями и копить небесные награды от Бога, но глупо стремиться к накоплению денежных знаков и предметов роскоши. Наше имущество могут украсть воры, погубить стихийное бедствие, и даже обычный ход событий: так, например, самую дорогую шубу может съесть моль. Но даже если этого не произойдет, любые земные сбережения ограничены и имеют свойство заканчиваться, иссякать. И даже если вдруг они не иссякнут при нашей жизни, мы все равно их лишимся во время смерти. А вот собранные нами добродетели и накопленные благодаря добрым делам небесные награды – это единственные сбережения, которые ни вор не может украсть, ни моль съесть, и которые, будучи обеспечены вечным Богом, никогда не иссякнут, а со смертью не только не исчезнут, но как раз станут вполне нам доступны.

http://pravoslavie.ru/29642.html

10 . Не роптал ли на Бога в несчастьях? Пути Господни неисповедимы. Будем верить во всеблагий промысл Божий, ибо Бог все делает для нашей пользы. В Священном Писании есть такие слова: Сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами ( Евр. 12:5–7 ). Христианин! Если тебя постигло несчастье, то не ропщи на Бога, предайся всецело в волю Божию, смирись, сознай себя достойным по грехам еще большего наказания. Тогда мир Божий и радость о Господе почиют в твоем сердце! 11 . Не божился ли ты? Не клялся ли? Клясться и божиться без всякой нужды вошло у многих в привычку. А между тем, заповедь Божия нам гласит: «Не произноси имя Божие напрасно». Господь говорит: Да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого ( Мф.5:37 ). 12 . Не нарушал ли ты обещаний, данных Богу? В Священном Писании есть такие слова: «Когда даешь обет Богу, то не медли исполнить его, потому что Он не благоволит к глупым; что обещал – исполни. Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить ( Еккл.5:3–4 ). Давая обеты, будь осмотрителен и не давай обета неразумного и неисполнимого. Если же такой обет уже дан тобой, то иди к отцу своему духовному, чтобы он разрешил тебя от такого обета или заменил его другим исполнимым, более разумным и полезным для тебя. 13 . Христианин! Не кощунствовал ли ты? Не допускай не только кощунства, но даже и самой малейшей насмешки не только над Богом Творцом твоим и Судией, но и над слугами Его – лицами священными и над предметами священными: иконами, крестами. 14 . Не святотатствовал ли? Если обыкновенный тать или вор, по слову апостола Павла, Царствия Божия наследовать не может (см.: 1Кор.6:8–10 ), то что можно сказать про святотатца, похищающего церковное имущество, отданное, посвященное Богу?! 15 . Христианин! Жертвуешь ли ты на благоукрашение своего приходского храма?

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

116. Он с ним заодно Слышим часто от людей: «Он с ним заодно». Слово это говорится о тех людях, которые единомыслие, согласие и мир между собою в чем-нибудь имеют. Так верный раб с господином своим заодно, послушный сын с отцом своим заодно, друг верный с другом заодно, блудник с блудницей заодно, разбойник с разбойником заодно, вор с вором заодно, когда хотят что-то украсть и похитить, и прочее. Так бывает и в духовном отношении. Всякий человек или со Христом или с противником Его дьяволом заодно. Какой и чей дух человек имеет, с тем он и заодно; с кем единомыслие, согласие и мир имеет, с тем и заодно. Кто во Христа Сына Божия истинно и сердечно верует и Его одного Искупителем и Спасителем своим исповедует и признает, и, кроме Него, иного посредника к получению вечного блаженства не знает, и к Нему сердечно стремится, в нуждах и случаях с молением к Нему прибегает, и Его защитником и помощником во всем признает и имеет; Его одного любит, и всякого человека, по слову Его; против всякого греха борется, и сражается, и не допускает ему собой обладать; о небесном помышляет, а не о земном; обо всем Бога благодарит, и волю Его святую творит; ближнему своему оставляет обиды и не мстит ему; бедствующим и страждущим сострадает сердцем; всем усердно желает спастись; не только к прочим людям, но и к врагам своим милосердие имеет и добро творит им; и крест, от Небесного Отца ему посланный, безропотно несет и Христу, Спасителю своему, со смирением и кротостью следует – тот воистину со Христом заодно, единомыслие, согласие и мир с Ним имеет. Соединяющийся с Господом есть один дух с Господом ( 1Кор. 6:17 ). Кто любит Меня, – говорит Господь, – тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим. Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам ( Ин. 14:23; 15:14 ). Все такие, которые небесного этого дара удостоились, со Христом заодно. О, прелюбезное единомыслие! О, пресладкое согласие! О, превожделенный мир! О, спасительный союз! О, небесное дружество! О, всевожделенное блаженство – любимым быть Христом и любить Христа; соединяться со Христом и одним духом быть со Христом; быть возлюбленным Богом и быть храмом и обителью Бога; другом Небесного Царя быть и называться! Бог есть Любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем ( 1Ин. 4:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

13:8); Милостынями и верами очищаются греси (Притч. 15:27); милуяй нища взаим дает Богу, по даянию же его воздастся ему (Притч. 19:17). «Посему прекрасно из своих трудов, которыми Бог обеспечивает, уделять всем нуждающимся, нисколько не сомневаясь, кому дать, а кому не дать. Ибо Бог желает, чтобы всем было дано от Его дарований, и не должно различать, кому дать, а кому не дать. Потому что служение, совершаемое просто, славно у Бога. И так просто служащий будет жить для Бога». Посему велик человек и честен муж милосердный. Потому и Апостол [говорит]: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет (2 Кор. 9:6). И продолжает: ибо Македония и Ахаия усердствуют некоторым подаянием для бедных между святыми в Иерусалиме (Рим. 15:26). Господь же: Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе влагалища не ветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает, ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет (Лк. 12:34). Но смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас (Мф. 6:1). Ему же слава во веки. Аминь.    «Пастырь Ерма». Заповеди. 2. Слово 99. О посещении    И посещение обитает под одним кровом со страннолюбием и нищелюбием. Ибо вервь треплетена не скоро расторгнется (Еккл. 4:12), но скорее это светильник трисиянный, сияющий для братолюбивых и трудолюбивых, ведущий в жизнь вечную. Ибо Я был странником, и вы приняли Меня; алкал Я, и вы дали Мне есть; был болен, и вы посетили Меня (Мф. 25:35-36). Посему тот, кто посещает находящихся в болезнях, в темницах или нуждах, тот посещает Самого ради нас обнищавшего [Col. 1733] Бога Слово, как и Сам Он свидетельствует. Посему прекрасно — посещать сирот и вдов в скорби их и многодетных нищих, конечно же и прежде всего — своих по вере (ср. Гал. 6:10), и это ясно и неоспоримо для всех. И что так же прекрасно и полезно Христову братству — посещать одержимых бесами и молиться над ними молитвой, благоугодной Богу, с верой, а не молитвой напоказ, составленной из многих слов при занятии изгнанием [бесов] ради человекоугодничества или для того, чтобы явиться нам красноречивыми, чтобы остаться в памяти говорящими над одержимыми, наподобие свирели, [а на деле — ] вздор и пустословие, не в истинной вере, как научил Господь, ибо Он об этом говорил: сей же род изгоняется только молитвою и постом (Мф.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

161 . Следовательно, вы видите, что Его слова указывают на единство Божественного величия, ибо и Дух называется источником, и что Христос не отказывает в источнике даже неверным. И как Дух называется источником, так и Отец говорит: «Вот, Я направляю к нему мир как реку, и богатство народов – как разливающийся поток» ( Ис 66:12 ). Кто же усомниться, что Сын Божий является рекой жизни, от которой текут потоки жизни вечной? 162 . Сколь же прекрасна эта вода, эта духовная благодать. Кто даст мне грешному этот источник? Да забьет во мне ключом и заструится Податель вечной жизни. Да потечет во мне этот источник, и да не иссякнет. Ибо сказала премудрость: «Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя. Пусть не разливаются источники твои по улице» ( Прит 5:15–16 ). Как же мне сохранить эту воду, чтоб она не растеклась и не расплескалась? Как мне сохранить мой сосуд, чтоб через трещину греха не вытекла влага вечной жизни? Научи нас, Господи Иисусе, научи как научил апостолов Своих, говоря: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут» ( Мф 6:19 ). 163 . Господь явно указывает, что вор – это нечистый дух, который не может подкрасться при свете добрых дел, но если поймает кого-либо во тьме мирских страстей и среди земных наслаждений, то расхищает всякий цветок вечной добродетели. И потому Господь сказал: «Но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» ( Мф 6:20–21 ). 164 . Наша ржавчина – распутность, наша ржавчина – похоть, наша ржавчина – роскошь, которые бельмом бесчестия покрывают очи нашего разума. Моль же наша – Арий, моль наша – Фотин, которые своим нечестием раздирают одеянье Церкви, желая разделить нераздельное единство Божественного могущества, святотатственными клыками грызущие драгоценный покров веры. Вода прольется, если Арий вонзит свои зубы, вытечет, если Фотин вонзит свое жало в сосуд. Мы состоим из простой глины и быстро чувствуем изъяны. Но никто не может сказать мастеру: «Зачем ты меня так сделал»? ( Рим 9:20 ) Ибо хотя наши сосуды из глины, однако, иной пребывает в чести, а иной в бесчестии. Следовательно, не рой себе ров, не выкапывай пороками и грехами, чтобы не услышать тебе: «Рыл ров, и выкопал его, и упал в яму, которую приготовил» ( Пс 7:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

16, 17 и 18) и если кто-либо из ненависти толкнет другого или с умыслом бросит на него что-нибудь или по вражде ударит его рукою, и он умрет (ст. 20 и 21.)... Во всех этих случаях уголовное преступление основывается на замысле умертвить, но определяется по смертному исходу удара. 1171 Еще яснее этот случай характеризуется во Втор.19:5 так: «кто пойдет с ближним своим в лес рубить дрова и размахнется рука его с топором, чтобы срубить дерево и соскочит железо с топорища и попадет в ближнего его, так что он умрет». 1173 Следует обратить внимание на то, что при первом из этих случаев прибавлено, что кровомститель несет вину крови. Другой случай, что убийца, прежде чем достигнет города убежища, догоняется и умерщвляется, во Втор.19:6 представляется только возможным и общество получает увещание назначить известные города не только потому, что путь к ним не был длинен, но также что путь туда был удобен для бегства, след. давал возможность избегать пролития невинной крови. Здесь ясно указывается, что умерщвление убийцы, незаслуживающего смерти, есть уголовное преступление, хотя за него не назначается никакого наказания, потому что с одной стороны увлечение кровомстителя было извинительно, с другой причиною убийства была медлительность убийцы. 1174 Слич. с этим мои исследования в Comment. Zu. los. 20, 6 и Елера в Герцог. Realencykl. 11. стр. 262. Убежище, которое таким образом открывалось неумышленному смертоубийце, не только для обеспечения его жизни, но и для заглаждения находящейся на каждом убийстве нравственной вины, существенно отлично от натурального права убежища других народов, о котором слич. Винера R. W. 1, стр. 379 и Авг. Булмеринка das Asylrecht и die Auslieferung fluchtiger Verbrecher, Дерпт. 1853. 1175 Светский суд в большей части случаев относительно этого почти не мог ничего решать, потому что он не мог открыть был ли вор простым вором, или разбойником. 1176 Этого выражения с Заальшутцем (Mos. R. стр. 539) нельзя понимать, как кровавое возмездие, хотя уже раввины с Ионафаном во главе понимают его, как смертное наказание мечем (слич.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

16:18). А нам заповедано — не собирать сокровищ на земли. Если же собираем, то уже не чувственный червь будет истреблять их, как это было с манной, а совечный огню. Итак, употребим все меры к тому, чтобы не приготовить пищи червям. « И у того, кто собрал много, не было лишнего », сказано. Это явление может повторяться и между нами каждый день. Все мы, конечно, обязаны наблюдать одну, определенную меру, при насыщении желудка, а излишнее будет только прибавлением безумных хлопот. Это именно (и Господь) хотел внушить словами: « Довольно для каждого дня своей заботы » (Мф. 6:34). Тому же учил Он выше. И, однако же, Его правило не усвоено (людьми). Но мы не будем ненасытны, неблагодарны, не станем сооружать великолепных домов. У нас нет здесь постоянного жилища, мы находимся в пути. И кто помнит, что настоящая жизнь есть как бы странствование и воинская служба, что это — как некоторые выражаются — яма, тот не станет наживать себе великолепных палат. Да и в самом деле, кто, скажи мне, решится строить блестящие дома в яме, хотя бы он был страшный богач? Никто. Это было бы смешно, значило бы строить для врагов и тем больше привлекать их к себе. Если у нас есть рассудок, то и нам нужно поступать таким образом. Настоящая жизнь ничем не отлична от воинской службы и похожа на яму. Итак, умоляю вас, употребим все меры к тому, чтобы не собирать здесь сокровищ. Тогда, если и вор придет, нам легче будет уйти. « Итак, бодрствуйте », — говорит (Господь), — « потому что не знаете, в который час » тать « придет » (Мф. 24:42), — татем Он называет смерть. Поэтому лучше до ее прихода отправить нам все (свои пожитки) в наше отечество. Здесь же будем ходить хорошо препоясанные, чтоб одолеть врагов и за это сподобиться в тот день венцов нетленной славы, благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу со Св. Духом (слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь). БЕСЕДА 24 « Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиной и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие » (Еф. 6:14–17).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

1:9—10). И снова: Ведь кто наша надежда, или радость, или венец торжества, если не вы пред Господом нашим Иисусом Христом, в пришествие Его (2:19). И еще: Пред Богом и Отцом нашим в пришествие Господа нашего Иисуса Христа со всеми святыми Его (3:13). Увещевая не скорбеть сильно о тех, кто умер, он вместе с тем говорит и о времени воскресения: Ибо если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то Бог тех, которые умерли через Иисуса, приведет с Ним. Ибо мы это говорим вам словом Господа, что мы живые, оставшиеся до пришествия Господа нашего, не опередим тех, которые почили. Потому что Сам Господь при возвещении, при голосе архангела, при трубе Божьей сойдет с неба; и умершие во Христе первыми воскреснут, а потом мы, живые, вместе с ними будем подняты на облаках навстречу Христу на воздух, и так всегда будем с Господом (4:14—17). Где же слышится голос архангела, где труба Бога, если не в покоях еретиков? Ибо хотя евангельское слово, которое уже призвало их, может быть названо трубою Бога, однако они или должны были уже умереть телесно, чтобы могли воскреснуть (иначе как они живут?), или взяты на облака (а иначе как они здесь находятся?). Поистине, они — несчастнейшие, как называет апостол тех, которые будут питать надежду только в этой жизни (1 Кор. 15:19), исключив то, что обещано после нее (ибо они спешат получить все заранее), и блуждая вокруг истины, как Фигелл и Гер–моген  . И поэтому Святой Дух во всем Своем величии, предвидя подобные мнения, добавляет в Послании к Фессалоникийцам: О временах же и сроках нет необходимости писать вам, братья. Ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень придет так, как вор ночью. Когда будут говорить: «мир» и «безопасность», тогда их постигнет внезапная погибель (1 Фесс. 5:1—3). И во втором Послании к ним же апостол пишет с еще большей тревогой: Умоляю вас, братья, ради пришествия нашего Господа и нашего присоединения к Нему, чтобы вы не спешили смущать свой ум и беспокоиться ни из–за духа, ни из–за слова (конечно, лжепророков), ни из–за послания (конечно, лжеапостолов), якобы нашего, будто уже наступает день Господа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010