Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА (1941-1945) И РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В СССР Религиозные организации и Советское государство накануне Великой Отечественной войны Непосредственно перед началом Великой Отечественной войны (ВОВ), ставшей переломным этапом во взаимоотношениях между гос-вом и большинством религ. объединений в СССР, гос-во продолжало проводить курс на построение «безрелигиозного общества», что выливалось в гонения против существовавших религ. общин и духовенства. В первую очередь это относилось к наиболее крупной из всех существовавших в СССР конфессий - РПЦ. Очередная масштабная волна закрытия молитвенных зданий и гонений на духовенство всех исповеданий пришлась на 1937-1941 гг. Только в 1937 г. было закрыто более 8 тыс. правосл. храмов, ликвидировано 70 епархий и вик-ств, расстреляны ок. 60 архиереев, замучены десятки тысяч правосл. священно- и церковнослужителей, а также верующих мирян ( Шкаровский. РПЦ при Сталине и Хрущёве. С. 92; см. также в ст.: Дамаскин (Орловский), игум. Гонения на Русскую Православную Церковь в советский период//ПЭ. Т.: РПЦ. С. 186-187). В 1940 г. число правосл. общин в СССР составляло 8279, из них большинство находилось на территории присоединенных в 1940 г. Прибалтики, Молдавии, зап. областей Украины и Белоруссии. В РСФСР к 1940 г. было зарегистрировано 950 общин, однако реально действовали ок. 100 храмов, находившихся в основном в крупных городах. На Украине были закрыты все правосл. церкви в Винницкой, Кировоградской, Донецкой, Николаевской, Сумской, Хмельницкой областях, по одной церкви действовало в Ворошиловградской, Полтавской, Харьковской областях. В Киевской епархии из 1710 приходов, существовавших до 1917 г., сохранились 2. Гос. политика в отношении общин др. религий и исповеданий (старообрядчество, католицизм, протестантизм, ислам, иудаизм, буддизм и др.) также осуществлялась в форме гонений против «служителей культа» и через сокращение числа молитвенных зданий. В кон. 30-х гг. обычным явлением были судебные процессы над руководителями религ. объединений, к-рые обвинялись во «вредительско-шпионской деятельности», «связях со спецслужбами иностранных государств» и т. п.

http://pravenc.ru/text/Великая ...

Григорий Любимов: О славе мехмата, секрете счастья и порядочных людях Давайте честно работать здесь, ради процветания нашей страны – и тогда она неминуемо воспрянет и еще удивит мир своими достижениями 3 апреля, 2014 Давайте честно работать здесь, ради процветания нашей страны – и тогда она неминуемо воспрянет и еще удивит мир своими достижениями Прославленный ученый рассказал журналисту «Правмира» о том, как учился «ради повышенной стипендии», о подходах советской эпохи, которые обеспечивали научно-технический прорыв, и о том, имеет ли будущее наука в России. Григорий Александрович Любимов – российский учёный в области механики сплошных сред, доктор физико-математических наук (1965), профессор (1973). Сотрудник Института механики МГУ (с 1960). Опубликовал более 150 научных статей по газовой динамике, магнитной гидродинамике, динамике плазмы, биомеханике. Председатель Научного совета РАН по биомеханике, заместитель председателя Научного совета РАН по гидромеханике, заместитель председателя Российского Национального Комитета по теоретической и прикладной механике (до 2011), ответственный секретарь редакции журнала «Известия РАН. Механика жидкости и газа». Заслуженный деятель науки Российской Федерации (2000), Заслуженный научный сотрудник МГУ (2003), Лауреат Государственной премии РФ (2003). Награжден орденом Даниила Московского третьей степени (2005). Предвоенное детство. Война – Куда уходят Ваши корни? – Я родился в 1932 году в Москве. Моя мать, Александра Ярославовна Любушина, происходила из семьи банковского служащего. Про него я мало что знаю. Он имел корни в Грузии и умер в 1937 году. Бабушка была дочерью скрипача – «первой скрипки» Мариинского театра. Жили они в Петербурге. А после революции, когда столица переехала в Москву, они тоже переехали в Москву. Здесь, по-видимому, моя мать познакомилась с отцом. Мой отец был подкидышем. Моя бабушка по линии отца, сестра милосердия, очень хотела иметь ребенка, но это ей было не дано. И вот в 1895 году, в праздник Александра Невского, ей под дверь поставили корзинку с младенцем, это был мой отец. Его назвали Александром. Он начинал служить еще в царской армии, а затем перешел в Красную Армию. Перед войной он был полковником, но работал на штатской службе. В начале 1930-х годов была проведена акция под названием «Ворошиловская – 2000»: 2000 крупных военнослужащих направили на работу в народное хозяйство, и так отец стал работать в Главном управлении трудовых резервов в отделе спорта (он сам был спортсменом-лыжником и альпинистом). Управление занималось организацией и развитием ремесленных училищ.

http://pravmir.ru/grigoriy-lyubimov-o-ve...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИРИНА Федоровна Фролова (1899, дер. Левино Медынского у. Калужской губ.- 30.09.1931, Можайск), прмц. (пам. 17 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), послушница. Из крестьянской семьи. В 1924 г. поступила в официально упраздненный Бородинский во имя Нерукотворного образа Спасителя жен. мон-рь Можайского у. Московской губ., к-рый продолжал существовать в качестве Бородинской сельскохозяйственной коммуны. В 1929 г., когда власти выселили иноческую общину, монахини поручили И. жить на территории закрытого мон-ря, где из местных крестьян была организована коммуна им. Ворошилова. Отдельного помещения у И. не было, она жила на чердаке или в сарае. 19 мая 1931 г. И. вместе с 14 монахинями и со священником Бородинского мон-ря была арестована по обвинению в «антисоветской деятельности и распространении слухов о войне», заключена в тюрьму г. Можайска. Она отказалась давать показания и оговорить других. 10 июня 1931 г. Особой тройкой при Полномочном представительстве ОГПУ по Московской обл. приговорена к 3 годам ИТЛ. Находясь в можайской тюрьме, И. заболела туберкулезом легких и была помещена в тюремную больницу, где скончалась. Погребена в общей безвестной могиле. Имя И. включено в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Свящ. Синода РПЦ от 17 авг. 2004 г. Арх.: ГАРФ. Ф. 10035. Д. П-37115. Лит.: ЖНИР: Моск. Доп. Т. 3. С. 85-87. Игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АВЕНИР (Синицын Андрей Мтвеевич; 1879 – 1937), монах, прмч. (пам. 22 нояб. , в Соборе всех святых в Оптиной пустыни просиявших и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Васильевич Арапов (1893- 1918), прмч. (пам. 12 авг., в Соборе святых Пермской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСИЙ (Задворнов; 1882 - 1937), иером., прмч. (пам. 9 нояб. в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/text/673931.html

Отошел ко Господу протоиерей Адриан Должиков октября 2019 Будущий священник родился в 1937 году в Луганской (тогда Ворошиловградской) области в семье рабочих. Окончил Одесскую духовную семинарию и в 1956 году - Ленинградскую духовную академию . Был помощником заведующего библиотекой духовных школ, преподавал, отвечал за прием иностранных делегаций. 18 января 1969 года митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом был рукоположен во диакона в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры , 15 февраля того же года владыка рукоположил его во пресвитера в Николо-Богоявленском соборе . В 1973 году был удостоен сана протоиерея. Служил в Свято-Троицком соборе, в Князь-Владимирском соборе . Был экономом Ленинградских митрополии, духовных школ. В 1975 году был назначен на патриаршее подворье в Токио, в 1977-м - в Бейрут, где был заместителем Патриарха Московского и всея Руси при Антиохийском патриаршем престоле. В 1980 году вновь стал служить в Князь-Владимирском соборе. Затем был назначен настоятелем храма праведного Иова на Волковском кладбище . В 1991-92 годах был настоятелем возрождающейся колпинской церкви Вознесения Господня , затем - штатным священником храма святой Екатерины поселка Динамо . С 1996 года - настоятель Свято-Георгиевского храма на Средней Рогатке . В 2001 году был отправлен за штат по состоянию здоровья с благословением совершать богослужения в храме святого Георгия Победоносца в Купчине . В 2005-м стал штатным священником храма. В 2013-м вновь отправлен за штат по состоянию здоровья с сохранением права служения в Свято-Георгиевском храме. Был женат, имел троих детей. +++ Чин отпевания 11 октября совершил настоятель храма святого Георгия Победосца в Купчине и благочинный Фрунзенского округа протоиерей Алексий Исаев в сослужении протоиереев Алексия Ширяева, Сергия Шведа, иерея Василия Ильина и духовенства храма. В прощальном слове отец Алексий напомнил о любви духовенства, прихожан и всех присутствовавших к новопреставленному:  " Отец Адриан всю жизнь посвятил служению Богу и людям: молитве за нас, пастырскому наставлению, любви. И сейчас мы провожаем его в жизнь вечную и совершаем молитву о нем Богу, прося милости и прощения всех его прегрешений " , - сказал он.

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Петровская. Церковь Георгия Победоносца. Георгиевская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Георгия Победоносца Год постройки:приблизительно 2009 - 2011. Адрес: Краснодарский край, Славянский район, станица Петровская, улица Ворошилова, д 46 Координаты: 45.433455, 37.95555 Проезд:Церковь находится в центре станицы. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Станица Петровская основана в 1822 году. Сразу же в центре была поставлена церковь. К сожалению, исторических данных об этом храме не сохранилось, известно только, что уже в 1835 году его разобрали. В том же 1835 году на берегу ерика (место нынешнего рынка) была поставлена церковь в честь святого великомученика Георгия Победоносца. Об этом известно из сохранившегося «Отчета начальника Кубанской области и наказного атамана за 1912 г». Документ сообщает о редкостной красоте храма, построенного из дерева и камня, обшитого листовым железом и выкрашенного в белый цвет. Высота храма составляла более 45 метров. На его территории располагался большой яблоневый сад, где между деревьями было принято хоронить особо заслуженных людей станицы. На месте же прежде разобранной церкви соорудили небольшую часовню. В 1904 году был построен еще один храм – в честь Покрова Пресвятой Богородицы, с приделом во имя Святой Троицы. Храм был деревянным. После революции настало время разрушения святынь. Сначала была разобрана часовня. В 1937–1938 гг. такая же участь постигла Свято-Георгиевский храм. С криками и бранью, с шутками разрушали эту церковь, сбрасывали колокола. Один небольшой колокол этого храма был спрятан конюхом Захарченко, который принес его, когда в станице открылся молитвенный дом. Свято-Покровский храм также постигла трагедия: в конце марта – начале апреля 1943 года ст. Петровскую заняли советские войска. Солдаты переносили сильный голод. Желая хоть как-то облегчить это страшное чувство, он нашли кожаные изделия и пытались утолить ими голод. Костер развели прямо в храме и прогревали кожу над пламенем. Храм был деревянный и вскоре загорелся. Как рассказывала очевидец этого события Анна Федоровна Никитенко, все произошло примерно в полночь. Шел сильный дождь, но он не смог погасить пламени, вся станица была освещена огненным заревом от пылающего храма. Наутро храма уже не было.

http://sobory.ru/article/?object=44651

Ирина Роднянская: Прав был Солженицын – Бога забыли, отсюда и кризис Лауреат солженицынской премии — о внутренней эмиграции, советском антисемитизме, спасении в филологии и дружбе с Сергеем Аверинцевым. 25 марта, 2014 Лауреат солженицынской премии — о внутренней эмиграции, советском антисемитизме, спасении в филологии и дружбе с Сергеем Аверинцевым. Литературная премия Александра Солженицына за 2014 год присуждена литературному критику Ирине Роднянской «за преданное служение отечественной словесности в её поисках красоты и правды, за требовательное и отзывчивое внимание к движению общественной мысли на фоне времени». Ирина Бенционовна Роднянская возглавляла отдел критики самого свободного советского журнала «Новый мир», участвовала в создании знаменитой «Философской энциклопедии» вместе с Сергеем Аверинцевым, Ренатой Гальцевой, Юрием Поповым и другими. Автор многочисленных научных и критических работ. — Ирина Бенционовна, поздравляю вас. — Спасибо. Книги и статьи Александра Исаевича для меня и многих моих друзей были глотком свежего воздуха. Без преувеличения можно сказать, что до перестройки мы жили вестями и указаниями от него (читали его тогда, разумеется, в сам- и тамиздате). Конечно, для меня эта премия – большая честь. – А когда вы впервые узнали о репрессиях? – Моего деда расстреляли в 1938 году, и бабушка до конца жизни не снимала траура. Мне тогда было три года, но я помню дедушку – он даже научил меня, трехлетнюю, читать. Обыска и ареста не помню – наверное, меня в этот момент куда-то увели, – но облик дедушкин, его голос запомнила. Семнадцатилетний народоволец, младший из группы Веры Фигнер. Я, как вы понимаете, не сочувствую взглядам народовольцев и, тем более, их действиям, но это мой дед – с материнской стороны. Уже в советское время он с семьей жил в Харькове, в доме политкаторжан – почти в каждой квартире жили эти бывшие деятели. И я родилась и до войны жила в этом доме. В 1937-38 их всех замели. Когда забрали деда, мама кинулась в Москву к Ворошилову, с которым дед был знаком по подпольной работе в Луганске. Но к Ворошилову она не попала, пошла к какой-то большой шишке в генеральной прокуратуре (фамилии не помню, он вскоре тоже попал под раздачу), – он ее принял и посоветовал не связываться с «этой толпой» просителей, потому что всё равно ничего не получится. Потом семье сообщили, что дед получил 10 лет без права переписки, а когда кончилась так называемая ежовщина, бабушку вызвали в органы и сказали: ваш муж расстрелян, но расстреляны и те, кто его расстрелял. Утешили! Вот наше семейное предание, вполне достоверное. Так что я рано стала относиться критически к окружающей действительности, но в основном не к политике, а к затхлой мещанской жизни. А лет в 17 я была уже законченным… Как сказать?..

http://pravmir.ru/irina-rodnyanskaya-pra...

Фото: www.globallookpress.com      31 июля 1937 года Политбюро ЦК ВКП(б) утвердило изданный накануне оперативный приказ НКВД «Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и бывших антисоветских элементов». Началась самая страшная, кровавая и (вот парадокс) самая малоизвестная для широкой публики страница большого сталинского террора, которую чекисты в своём обиходе называли «кулацкой операцией». По всей стране создавались «тройки», состоявшие из начальника УНКВД, секретаря Обкома партии и прокурора, получившие право приговаривать по «первой категории» к расстрелу и по «второй» — к лагерям, в рамках спущенных сверху лимитов. Расстрельные лимиты быстро вычерпывались, и снизу летели в Москву запросы на их повышение, которые в первые месяцы охотно удовлетворялись. Прошу дать указания относительно увеличения лимита первой категории до восьми тысяч человек, — пишет 15 августа 1937 начальник УНКВД Омской области Горбач. Резолюция: «Т. Ежову. За увеличение лимита до 9000. И. Сталин». Ещё тысяча уничтоженных человеческих жизней сверху, с барского плеча вождя… Всего по итогам операции в этой области было приговорено к расстрелу 15 431 человек. Климент Ворошилов, Вячеслав Молотов, Иосиф Сталин и Николай Ежов на канале Москва — Волга. Фото: www.globallookpress.com      Из 681 692 человек, приговоренных к расстрелу в 1937-1938 годах, 386 798 были казнены именно в результате «кулацкой операции», в которой они шли по «первой категории». Таким образом, 56% всех жертв террора приходится именно на долю «оперприказа Жертв операции из «второй категории», приговоренных к лагерям, было 380 599 человек. Хозяйственные крестьяне (т. н. «кулаки»), священнослужители и активные верующие, не эмигрировавшие или вернувшиеся «слуги царского режима» от бывших министров и губернаторов до квартальных полицейских, офицеры и рядовые царской и белой армий, которые всем скопом записывались в члены ненавистного большевикам РОВСа (Российского общевоинского союза — военной организации белоэмигрантов), участники вооружённого сопротивления продотрядам времён гражданской войны (т. н. «кулацких восстаний»), бывшие члены небольшевистских революционных партий — эсеры, меньшевики, анархисты. Именно эти категории жертв назывались в приказе и обрекались на уничтожение.

http://pravoslavie.ru/122824.html

Бункерный храм Давно уже стерты с лица земли страшные следы  разрухи и войн прошлого столетия: восстановлены разбомбленные города, заросли травой поля сражений. Но до сих пор сохранились кое-где – в память потомкам и для изучения историкам - оборонительные и стратегически важные сооружения. Одно из них  - так называемый, Ворошиловский бункер. Он был построен в Виннице еще в 1930-х годы. Пещерный лабиринт на берегу Южного Буга в самом центре Винницы выдолбили для того, чтобы обустроить в нем секретный штаб тогдашнего наркома обороны Советского Союза Климента Ворошилова. Тогда никто не мог предположить, какая судьба ждет эти сооружения. И вот, два года назад в одном из служебных помещений этого бункера был устроен храм, посвященный святому апостолу Петру. Там же теперь действует православный приход. – Пещеры эти строились в 1937-м году и строили их смертники, – рассказывает настоятель прихода священник Алексей Волков. – Думаю, каждому понятно, кто был тогда смертником – это была интеллигенция, монахи, духовенство, верующие люди... Очевидно, их здесь же и казнили, поскольку в традициях НКВД было расстреливать на месте. Так тоталитарный режим избавлялся от свидетелей, которые могли бы передать какую-то информацию об этом сверхсекретном объекте. Тогда же рядом с пещерами построили один из крупнейших военных домов отдыха, ставший позднее военным санаторием. Лечебное заведение возникло совсем не случайно, а с хорошо продуманной стратегической целью. – Этот санаторий выполнял здесь функции прикрытия, – говорит  настоятель. – Если у кого-то мог возникнуть вопрос: а что это Климент Ефремович (Ворошилов – С.Б.) так часто делает в Виннице, на это уже был готов идеальный ответ: он здесь отдыхает. Помещение, где сегодня расположен храм в честь апостола Петра, в свое время предназначалось для караула, охранявшего территорию. Сегодня небольшая церковь вмещает почти сотню прихожан, и за неполные два года с начала деятельности прихода стала одним из любимых мест верующих винничан. Местная община намерена со временем полностью освоить соседние пещеры.

http://pravoslavie.ru/1878.html

Екатеринодарская Основана 13.09.1916 из части Ейского викариатства. Местопребывание – в г. Екатеринодар, с 1918–1920 гг. – Краснодар. Ставропольское викариатство в 1918 г. Самостоятельная с 1919 г. (?) Именовалась: Кубанская и Екатеринодарская; Кубанская и Черноморская; Краснодарская и Кубанская; с 13(26)02.1995 – Краснодарская и Новороссийская; с 21.03(03.04)2001 – Екатеринодарская и Кубанская. Викарные кафедры: Майкопская, Ейская, Новороссийская. 13.09.1916 1919 (?) Иоанн Левицкий 1923?) 1926?) 07(20)08.1926 18.09(01.10)1927 Иннокентий Летяев 12(25)01.1933 04.1933 07.1933 Феодосий Вощанский 29.07(11.08)1933 10(23)01.1936 02.1936 09(22)06.1937 18(31)08.1942 29.06(12.07)1943 26.12.1944(08.01.1945) 06(19)10.1949 Флавиан Иванов 06(19)10.1949 02(15)04.1954 29.10(11.11)1954 12(25)04.1956 12(25)04.1956 18(31)05.1956 18(31)05.1956 05(18)08.1966 06(19)08.1966 25.09(08.10)1966 25.09(08.10)1966 28.03(10.04)1978 28.03(10.04)1978 14(27)01.1980 16(29)01.1980 11(24)04. 1980 11(24)04.1980 29.04(12.05)1987 29.04(12.05)1987 1442 Митрополит Киевский и Галицкий; временно управляющий во время оккупации юга России ген. Деникиным. 1444 Список Н. Кирьянова с правкой Свт. Тихона от 08.1924 (см. Приложение 8. С. 881) включает строку: «Иоанн еп. Краснодарский». Это может быть только еп. Иоанн (Левицкий). Соответственно, он либо вернулся из раскола (см. Кубанская, обн.), либо сведения об его уклонении в раскол вообще недостоверны. 1446 С титулом Кубанский и Черноморский (?). Архиепископ (возвышен в этот сан до 10.1930). Вторая дата – дата ареста. Осужден 08.04.1933 по делу «церковно-монархической организации» (и с ним еще 19 обвиняемых). Расстрелян 05.1935. 1447 Вторая дата – дата кончины. Найден повешенным в саду дома в Краснодаре, где проживал. Чин отпевания был совершен в Георгиевской церкви города. Это противоречит официальной версии – самоубийство в результате острого психического припадка. Акт медицинской экспертизы неизвестен. Очевидность мученической кончины почти несомненна. 1448 Архиепископ. Вторая дата – дата последнего ареста. Расстрелян в Краснодаре 10(23)12.1937 по приговору за «контрреволюционную агитацию». 1449 Был в Краснодаре недолго во время оккупации. Удалился на покой в Почаевскую Лавру, насельником которой был до хиротонии, здесь и преставился 08(21)01.1948. Ο. А. Киреев справедливо поместил этого епископа в список канонических иерархов Московской Патриархии (Епархии и архиереи Русской Православной Церкви... С. 28): он – ставленник епископата Украинского Экзархата (временной Украинской автономии), возглавляемой митр. Алексием (Громадским), верного канонической связи с Московской Патриархией, которая признавала его полномочия. 1450 В 1943 г. титуловался: Луганский и Краснодарский; с 1944 г. Луганской (Ворошиловградской) епархией управлял уже другой архиерей – Никон (Петин). Вторая дата – ЖМП. 1945. 1. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Русская Православная Церковь ХХ век 7 июля 1923 год — Святейший Патриарх Тихон принял представителей польской миссии. Еще 28 июня Святейший Патриарх обратился с посланием ко всем чадам Церкви Христовой, в котором, в частности, писал: «…Приходится просить советскую власть выступить на защиту обижаемых русских православных в Холмщине и Гродненщине, где поляки закрывают православные церкви…» В этот же день — Святейший Патриарх Тихон служил молебен в храме во имя Святой Троицы на 1-й Мещанской ул., а также в храме во имя святителя Николая в Николо-Ваганьковском пер. 1937 год — В Чимкенте был арестован митрополит Кирилл (Смирнов) по обвинению в «участии в контрреволюционной подпольной организации церковников». Так начался последний этап массовых расстрельных репрессий в отношении духовенства. 1954 год — ЦК КПСС принял постановление «О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения». В подготовке постановления активно участвовали М.А. Суслов, Д.Т. Шепилов и А.Н. Шелепин. И.В. Сталин и Н.С.Хрущев Основная мысль документа — осуждение прежней «примиренческой» политики в церковном вопросе. Предполагалось, по сути, вернуться к довоенным отношениям с Церковью. Звучали призывы к разоблачению «реакционной сущности и вреде религии» и к «наступлению на религиозные пережитки». Известно, что перед принятием постановления В.М. Молотов предупреждал Н.С. Хрущева, что оно «поссорит нас с духовенством и верующими, принесет массу ошибок». На это последовал ответ: «Будут ошибки — исправим». Первыми на постановление откликнулись архиереи Русской Православной Церкви. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) обратился к Патриарху Алексию с просьбой созвать Собор для обсуждения создавшегося положения. Митрополит Ленинградский Григорий (Чуков) выступил перед студентами духовных школ, публично подвергнув резкой критике происходящее. Призывы к мученичеству зазвучали из уст владыки Вениамина (Федченкова). Часть членов Президиума ЦК КПСС — В.М. Молотов, Г.М. Маленков, К.Е. Ворошилов, участвовавшие в сталинской политике «нового курса» 1943–1953 гг. в отношениях с Церковью, также выступили против резких антирелигиозных атак, считая, что они приведут к нежелательным для страны последствиям. Политическая борьба за власть еще не закончилась, и Хрущев со своими сторонниками вынужден был отступить. Но ненадолго. 1990 год — Патриарх Алексий II совершил Божественную литургию в Иоанно-Предтеченском храме Таллина. 7 июля 2006 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/5505.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010