готовящимся в Иерусалиме к просвещению, сказанное без приготовления, на слово: Вседержителя. На слова из пророка Иеремии: Великий в совете и сильный в делах, Которого очи отверсты на все пути сынов человеческих и проч. (Иер.32:19).] Огласительное поучение девятое. [К готовящимся в Иерусалиме к просвещению, сказанное без приготовления, на слова: Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И также на слова Иова: Кто этот, омрачающий Провидение словами без смысла? и проч. (ср. Иов38:2).] Огласительное поучение десятое. [К готовящимся в Иерусалиме к просвещению, сказанное без приготовления, на слова: И во единаго Господа Иисуса Христа; и также на слова из Первого послания к Коринфянам: Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много, – но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им и проч. (1Кор.8:5–6).] Огласительное поучение одиннадцатое. [К готовящимся в Иерусалиме к просвещению, сказанное без приготовления, на слова: Сына Божия Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век, Бога истинна, Имже вся быша. И также на слова из Послания к Евреям: Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, и проч. (Евр.1:1–2).] Огласительное поучение двенадцатое. [К готовящимся в Иерусалиме к просвещению, сказанное без приготовления, на слова: воплотившагося и вочеловечившагося; также на слова Исаии: И продолжал Господь говорить к Ахазу, и сказал: проси себе знамения у Господа и проч. (Ис.7:10). Се, Дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему, Еммануил, и проч. (Ис.7:14).] Огласительное поучение тринадцатое. [К готовящимся в Иерусалиме к просвещению, сказанное без приготовления, на слова: Распятого и погребенного; и также на слова Исаии: Господи! кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня? и проч. Как овца, веден был на заклание (Ис.53:1, 7).] Огласительное поучение четырнадцатое.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

готовящимся в Иерусалиме к просвещению, сказанное без приготовления, на слова: И воскресшаго из мертвых в третий день, и возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца; и на слова апостольские: Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам... и что Христос погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию и проч. (1Кор.15:1–4).] Огласительное поучение пятнадцатое. [К готовящимся в Иерусалиме к просвещению, сказанное без приготовления, на слова: И грядущаго судити живых и мертвых. И об антихристе. Также на слова Даниила: Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями и проч. (Дан.7:9). Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын Человеческий и проч. (Дан.7:13).] Огласительное поучение шестнадцатое. [К готовящимся в Иерусалиме к просвещению, сказанное без приготовления, на слова: И во единаго Духа Святаго, Утешителя, глаголавшаго пророки; и также на слова из Послания к Коринфянам: Не хочу оставить вас, братия, в неведении и о дарах духовных, и проч. (1Кор.12:1) Дары различны, но Дух один и тот же, и проч. (1Кор.12:4).] Огласительное поучение семнадцатое. [К готовящимся в Иерусалиме к просвещению, сказанное без приготовления, в котором предлагается продолжение учения о Святом Духе, и на слова из Первого послания к Коринфянам: Одному дается Духом слово мудрости, и проч. (1Кор.12:8).] Огласительное поучение восемнадцатое. [К готовящимся в Иерусалиме к просвещению, сказанное без приготовления, на слова: и во едину Святую Соборную Церковь, верую воскресению плоти и жизни вечной. Также на слова Иезекииля: И бысть на мне рука Господня, и изведе мя в Дусе Господни, и постави мя среде поля: се же бяше полно костей человеческих, и проч. (Иез.37:1).]     Книга святителя Кирилла, архиепископа Иерусалимского (315–386), в которой помещаются его огласительные и тайноводственные поучения, наглядно показывает высоту, красоту и спасительность православного веро – и нравоучения, образец преподавания христианских догматов.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Нужны ли обязательные огласительные беседы? Ответы пастырей Казалось бы, ответ на вопрос: нужны ли огласительные беседы ? – однозначен: конечно, нужны! Да и сам вопрос кому-то покажется странным. Действительно, что плохого в том, что решивший стать христианином перед Таинством Крещения больше узнает о вере, об учении Христа. Между тем у многих решивших креститься и особенно у тех, кто хочет крестить детей, сообщение о том, что необходимо обязательно пройти огласительные беседы, не всегда вызывает положительные эмоции. Бывает, что и открытый протест. И кто-то решение о крещении откладывает на неопределенное время. Так не теряет ли Церковь из-за этого прихожан? И есть ли польза от формального присутствия на таких беседах тех, кто на них пришел, «потому что так надо», «ради галочки»? Может быть, не стоит обязывать к оглашению тех, кто этого не хочет по тем или иным причинам? Мы попросили высказать свое мнение по этим вопросам пастырей. Дезертиры с поля духовной брани Игумен Лука (Степанов) Игумен Лука (Степанов) : – Не желающие узнать дух и букву церковной жизни потенциальными членами Церкви не являются, а представляются очевидными дезертирами с поля духовной битвы, формальное приобщение которых к числу спасающихся не оставляет без вины и тех, кто содействовал этой профанации. Лучше меньше да лучше, – скажет вам любой ответственный руководитель организации о своих подчиненных. Не думаю, что Церковь Христова даже в малой степени является бюрократическим сообществом, в котором количество адептов является существенным показателем ее благополучия. Употреби максимум усилий в деле оглашения Протоиерей Олег Стеняев Протоиерей Олег Стеняев : – Сказано: «Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием. Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху» (2 Тим. 4: 2–3). «Настой во время и не во время», то есть употреби максимум усилий в деле оглашения и катехизации, есть ли настроение тебя слушать («во время») или нет настроения тебя слушать («и не во время»). Но! Помни: если первая беседа не обеспечила вторую, значит, ты не отнесся правильно к ее подготовке.

http://pravoslavie.ru/93830.html

Но приходящие из мусульман к божественному крещению и, согласно обыкновению, оглашаемые, обращая внимание на изречение о боге Мухаммеда, постоянно приходят в затруднение об этом, остерегаясь явно анафематствовать Бога по имени, и по причине [их] некультурности, и незнания грамоты, и потому как совершенно не знают, что означает? Ибо Бог – не Бог [для них], и мусульмане свидетельствуют, что никогда не слыхали о таковом, если даже и нечто иное подразумевал [под этим словом] тот, кто составил огласительные книги. И вот, поскольку они пребывают в нерешительности, подвигся этим разногласием наш богомудрый и святой император и, сочтя их осторожность о Боге не вовсе неоправданной, возжелал удалить эти повседневные недоумение и смущение для мысли колеблющихся [мусульман] и сохранить их от соблазна и сомнения по отношению к православной вере (и не их одних, но и других, кто смущается из-за этого), своей боговдохновенной царской властью постановил анафематствование Бога Мухаммедова из огласительной книги удалить… Итак, решение об этом было ясно высказано в письме его величества, пространном и подробном, в котором все мысли подводят к заключению: не оставлять эту часть с вышеупомянутой анафемой как изречение, кажущееся кощунством по отношению к Богу. Поэтому наш богомудрый император, преследуя эту цель, на протяжении письма, посланного нам, устанавливает необходимость быть удаленной той скандальной части изречения из огласительной книги, поскольку она кажется не соответствующей тому, что должно было бы [там находиться]. Мы же, соборно рассмотрев упомянутое императорское письмо, определяем и постановляем выбросить из огласительной книги вышеуказанное изречение ради приходящих к божественному крещению и других, соблазняющихся о таковом наименовании Бога…» 271 Ну а то, что спасение возможно только во Христе и со Христом, об этом читаем: «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» ( Ин.14:6 ); и еще: «Итак, опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам. Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их. Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет» ( Ин.10:7–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Нужно помнить, что Бог есть любовь Священник Игорь Сильченков Священник Игорь Сильченков : – Конечно, чем больше человек узнает о своей православной вере, тем больше у него будет возможностей стать настоящим, деятельным членом Церкви, живым, чувствующим, радостным. Созидающим свою душу и ее спасение, живущим вместе с Богом. Ведь все, что говорят о Боге на этих беседах, есть семя слова Божия, которое падает в наши души. И его взращивает Бог вместе с нами. Человек, который отказывается прийти на огласительные беседы и узнать о Боге и о своей вере больше, уже заранее относится и к Богу, и к вере формально, считая чем-то незначительным. Такие люди уже не хотят быть деятельными членами Церкви, не хотят открыть глаза на истину. Но надо постараться все-таки привести этих людей на огласительные встречи и усиленно молиться за них, проповедуя им Слово Божие для их спасения. Но делать это надо без насилия над душой. «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар» (Еф. 2: 8). А также нужно помнить о том, что Бог есть любовь и, служа Ему, мы сами становимся любовью, каждый настолько, насколько откроет Господу свое сердце. А заставить любить невозможно. Человек должен сам захотеть любить, не бояться быть любовью. Потенциальным членом Церкви является каждый человек, живущий на Земле, ибо Бог «хочет всем спастись» Вот это и есть наша задача – рассказать людям о Любви и увлечь их за Любовью. А для этого мы и сами должны ею становиться. «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13: 35). Потенциальным же членом Церкви является каждый человек, живущий на Земле. Ибо Бог «хочет всем спастись и в разум истины прийти» (1 Тим 2: 4). Поэтому мы каждому должны являть любовь и словом, и делом и идти за любовью и вести за ней людей. Тогда Церковь наша будет умножаться, ибо все люди хотят любви, потому что любовь и есть высшее счастье для человека, спасение и вечная жизнь. Возможность показать красоту Церкви как Тела Христова Священник Максим Горожанкин

http://pravoslavie.ru/93830.html

33. После же святого и спасительного дня Пасхи, и именно с понедельника в последующие дни седмицы, ежедневно по окончании службы Божией, приходя на сие святое место, если благоизволит Бог, будете слушать иные огласительные слова и в них снова объяснены вам будут причины каждого совершаемого действия, представлены доказательства на это из Ветхого Завета. Сказано же будет сперва о том, что совершается пред самым крещением, а после этого, как Господь очистил вас «банею водною посредством слова» ( Еф. 5:26 ), как священнодейственно соделались вы общниками в имени Христовом, и как дана вам печать общения Святого Духа. И о совершаемых на жертвеннике тайнах Нового Завета, приявших начало здесь, услышите, что передают о них Божественные Писания, какая их сила, и как надобно приступать к ним, когда и как принимать их. А на конец всего, если соблаговолит Бог, сказано будет, как в последующее время должно вам вести себя достойно благодати, чтобы все вы могли насладиться вечною жизнию. 34. «Впрочем, братия, радуйтесь всегда о Господе, и еще говорю: радуйтесь» ( Фил. 3, 1; 4:4 ), «потому что приблизилось избавление ваше» ( Лук. 21:28 ), и спасения вашего ожидает небесное ангельское воинство. Слышится уже и «глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу» ( Мф. 3:3 ). И Пророк взывает: «Жаждущие! идите все к водам» ( Ис. 55:1 ); и вслед за этим: «Послушайте Меня внимательно и вкушайте благо, и душа ваша да насладится» (2). И вскоре услышите чтение, в котором изрекается благая весть: «Восстань, светись, Иерусалим, ибо пришел свет твой» ( Ис. 60:1 ). Об этом Иерусалиме Пророк сказал: «тогда будут говорить о тебе: город правды, столица верная» ( Ис. 1:26 ), потому что «от Сиона выйдет закон и слава Господня из Иерусалима» (2:3); отсюда одождило оно целую вселенную. Этому Иерусалиму Пророк говорит о вас: «Возведи очи твои и посмотри вокруг, все они собираются, идут к тебе» ( Ис. 60:4 ). И он ответствует, говоря: «Кто это летят, как облака и как голуби к голубятням своим» (8)? Они – «облаки», потому что духовны; голуби – потому что простосердечны. И еще: «Кто слыхал таковое? Кто видал подобное этому? Возникала ли страна в один день? рождался ли народ в один раз, как Сион, едва начал родами мучиться – родил сынов своих» (66:8). Все исполнится и неизглаголанной радости, потому что Господь сказал: «ибо вот Я творю Иерусалим веселием и народ его радостью» (65:18).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Изложенные в данной работе принципы организации огласительной практики на приходе основываются на изучении истории катехизации в Древней Церкви, наставлениях святых отцов и учителей Церкви, каноническом корпусе Православной Церкви, рекомендациях Концепции миссионерской деятельности Русской Православной Церкви, одобренной Архиерейским Собором РПЦ 2008 года, документах этого Собора, рекомендациях, изложенных в докладах Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, рекомендациях общецерковных документов «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви» и «О крещении младенцев, родившихся при помощи «суррогатной матери» , рекомендациях Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, рекомендациях к деятельности штатного помощника благочинного и штатного помощника настоятеля по религиозному образованию и катехизации, утвержденных Управлением делами Московской Патриархии, а также на анализе накопленного опыта огласительной практики православных миссионеров и катехизаторов. Надеемся, что сей скромный труд поможет священнослужителям и мирянам в их катехизаторской деятельности. 1. Крещение взрослых людей: подготовка и условия совершения 1.1 О необходимости приготовления взрослых людей к принятию Крещения Оглашение (подготовку уверовавших людей к таинству Крещения) следует проводить со всеми взрослыми, желающими принять Крещение. Недопустима практика совершения таинства Крещения над людьми, к нему не подготовленными (за исключением особых случаев, например, страха ради смертного) . В текстах Нового Завета встречается следующая схема: проповедь Евангелия, его принятие и Крещение. Эта неразрывная связь между научением и Крещением основана на словах Спасителя: «…идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» ( Мк.16:16 ). В Евангелии от Матфея эта схема дополняется повелением учить и после Крещения: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» ( Мф.28:19, 20 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/oglashenie...

Настоящая Концепция основывается на «Концепции миссионерской деятельности РПЦ», одобренной Архиерейским Собором РПЦ 2008 года, документах Архиерейского Собора РПЦ 2008 года, опирается на рекомендации докладов Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, а также на анализе накопленного опыта огласительной практики православных миссионеров. Она призвана помочь священнослужителям и миссионерам из числа мирян в их катехизаторской деятельности в Ростовской-на-Дону епархии. I. Подготовка к Крещению взрослых О недопустимости Крещения взрослых без оглашения Учитывая крайнюю необходимость усиления просветительской и миссионерской деятельности Церкви, с 2005 года в Ростовской-на-Дону непозволительно Крещение лиц, не прошедших курс оглашения. В текстах Нового Завета встречается следующая схема: проповедь Евангелия, его принятие и Крещение. Эта неразрывная связь между научением и Крещением основана на словах Спасителя: «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» ( Мк. 16:16 ). В Евангелии от Матфея эта схема дополняется повелением учить и после Крещения: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» ( Матф. 28:19,20 ). В своем толковании на это место свт. Афанасий Великий отмечает, что Спаситель заповедал не только крестить, он повелел вначале «учить», затем «крестить», чтобы научение породило истинную веру и уже с верой мы могли бы принять Таинство . Концепция миссионерской деятельности РПЦ особо подчеркивает каноническую недопустимость в обычных случаях Крещения взрослых людей и молодежи без предварительной полноценной катехизации . Корпус канонов Православной Церкви имеет немало упоминаний о порядке подготовки к Крещению. «Готовящимся ко крещению надлежит обучаться вере…» (78 канон VI Вселенского Собора и 46 канон Лаодикийского Собора). Во 2м каноне I Вселенского Собора попытка оглашать недавно обратившихся от язычества людей лишь «краткое время» и «вскоре» крестить признана нарушением церковных правил. Под угрозой исключения из клира священникам предписано выделять определенный период на оглашение, т.к. это является благом для духовного роста оглашенного .

http://azbyka.ru/katehizacija/rekomendat...

Огласительное поучение восьмое [К готовящимся в Иерусалиме к просвещению, сказанное без приготовления, на слово: Вседержителя. На слова из пророка Иеремии: Великий в совете и сильный в делах, Которого очи отверсты на все пути сынов человеческих и проч. ( Иер.32:19 ).] 1 . Верой во единого Бога мы испровергаем всякое заблуждение многобожников, имея это оружие против язычников и против всякого неприязненного усилия еретического; а когда присовокупляем: во единаго Бога Отца, то этим ополчаемся против обрезанных, отвергающих Единородного Сына Божия. Вчера сказано было, что и прежде подробного исследования о Господе нашем Иисусе Христе, в то самое время, когда произносим – Отец, уже показываем, что Он есть Отец Сына, чтобы, как представляем в уме, что есть Бог, точно так же представляли, что Он и Сына имеет. Теперь присовокупляем к этому то, что Он есть и Вседержитель. А это мы говорим, имея в виду как язычников и иудеев, так и всех вообще еретиков. 2 . Ибо одни из язычников называли Бога душой мира, другие думали, что власть Его простирается на одно только небо, а на землю нет, а некоторые, вместе с ними заблудившись, превратно поняв эти слова: и до облаков истина Твоя ( Пс.107:5 ), дерзнули действие провидения Божия ограничить облаками и небом, а все находящееся на земле удалить от Бога, забыв то, что говорится в псалме: Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю – и там Ты ( Пс.138:8 ). Ибо если нет ничего выше неба, а ад ниже земли, то, конечно, Владеющий преисподними местами держит и землю. 3 . Но еретики, как я и прежде сказал, не признают Единого Вседержителя Бога. Вседержитель есть Тот, Кто всем обладает, над всем имеет власть, но говорящие, что один есть Господь души, другой тела, конечно, такого Господа называют несовершенным. Ибо как Он будет совершен, когда другому предоставляет что-либо? Имеющий власть над душой, а над телом не имеющий власти что за Вседержитель? И господствующий над телами, а над душами не имеющий власти также что за Вседержитель? Но Господь обличает таковых, говоря вопреки им: бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне ( Мф.10:28 ). Если бы Отец Господа нашего Иисуса Христа не имел власти над обоими, то каким бы образом ту и другое мог подвергнуть наказанию? Ибо каким образом сможет Он, взяв неподвластное Ему тело, ввергнуть его в геенну, если сначала не свяжет крепкого и не похитит его оружия (см. Мф.12:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Огласительное поучение второе [К готовящимся в Иерусалиме к просвещению, сказанное без приготовления о покаянии, отпущении грехов и о противнике, на слова Иезекииля: Правда праведного при нем и остается ( Иез.18:20 ).] 1 . Ужасное зло – грех , и болезнь души самая жестокая – преступление закона; оно лишает ее совершенно сил и повергает в огонь вечный; зло самого человека, порождение произволения. И что мы подлинно грешим по своему произволению, об этом ясно говорит негде пророк: Я насадил тебя как благородную лозу... как же ты превратилась у Меня в дикую отрасль чужой лозы? ( Иер.2:21 ). Насаждение доброе, плод злой: зло – от воли. Насадитель невиновен, а виноград будет пожжен огнем. Потому что для благих плодов насажден был, но принес плод злой по произволению. Бог сотворил человека правым, по словам Екклесиаста, а люди пустились во многие помыслы ( Еккл.7:29 ). Ибо мы – Его творение, говорит апостол, созданы... на добрые дела ( Еф.2:10 ). Творец, будучи Сам благ, и нас создал для дел благих, а творение по собственному произволению обратилось на зло. Итак, грех , как сказано, есть ужасное зло, но не неизлечимое. Ужасно для того, кто имеет его, но удобно излечимо в том, кто отвергает его посредством покаяния. Ибо представь, что кто-либо держит в руке огонь. Пока он держит уголь, до тех пор тот, без сомнения, жжет его, но если бросит он уголь, то прекратится и жар. Если же кто думает, что он не сгорает от греха, такому говорит Писание: Может ли кто взять себе огонь в пазуху, чтобы не прогорело платье его? ( Притч.6:27 ). Так попаляет грех силы душевные. 2 . Но скажет кто-нибудь: что же такое грех ? Животное ли? Ангел ли? Злой ли дух? Что такое так действующее? Это не есть враг, извне наступающий на тебя, человек, но негодная отрасль, из тебя прозябающая. Взирай правыми очами и не будет в тебе похоти; храни свое и не похищай чужого – и прекратится склонность к хищению. Помни о суде – и не усилятся в тебе ни блуд, ни прелюбодеяние, ни убийство. Когда забываешь ты Бога, тогда только начинаешь и мыслить злое, и совершать дела беззаконные.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010