Наконец в 1871 г., на месте существовавшаго некогда на северной стороне храма придела во имя Преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, Вологодским купцом Симеоном А. Леденцовым был устроен придел во имя Преподобнаго Симеона Столпника. Придел этот, существующий и в настоящее время, освящен был 1-го Сентября 1871 года. Таким образом, Рождественекая церковь имеет пять престолов — вверху два: 1) во имя Рождества Пресвятыя Богородицы и 2) во имя Св. Пророка Божия Илии; внизу — три: 1) во имя Рождества Христа Спасителя, 2) Преподобных о.о. Зосимы и Савватия Соловецких (на южной стороне) и 3) Преподобнаго Симеона Столпника (на северной стороне). Таковы фазы существования Рождественской церкви в городе Архангельске со времени основания ея. Впрочем для полноты историческаго описания сей церкви присовокупим еще сведения о переменах в ней, хотя не существенных, но тем не менее послуживших к большему ея благоукрашению и благолепию. Таковы следующия: 1) В 1877-м году, в приделе Св. Пророка Божия Илии, усердием старосты, Архангельскаго купца Савина Д. Лемяхова, устроен благолепный иконостас с изящною резьбою и позолотою на полимент. По случаю такого обновления означеннаго придела, 20 июля того же года он освящен был Преосвященным Епископом Макарием. 2) В 1887 году, старостою купцом Семеном М. Павловым, нижний храм во имя Рождества Христа Спасителя, значительно от сырости оперхавший и утративший приличную ему красоту, был исправлен, очищен, вновь отштукатурен, выкрашен белою краскою на масле; печи в нем переложены и улучшены и все здание церкви приведено как снаружи, так и внутри в лучший вид и благоустройство. 3) В 1888 году произведено обновление южнаго придела во имя Преподобных о.о. Зосимы и Савватия Соловецких. Радетелем этого дела явился купец Иван Д. Жильцов с сыновьями. Ими устроен новый иконостас, весьма хорошей работы, с золоченою резьбою и другими украшениями; сделаны новые престол и жертвенник; стены выкрашены светло-коричневой краской и разрисованы колоннами с карнизами под цвет сераго мрамора. Все это придало храму вид величественный и благолепный. Освящение обновленнаго таким образом придела совершено 18 Декабря 1888 г. Преосвященным Нафанаилом II.

http://sobory.ru/article/?object=34112

Церковь Рождества Богородицы на Верхнем Долу - приходская. Адрес на 1917 г.: г. Вологда, Верхний Дол. Современный адрес: г. Вологда, ул. Луговая. Церковь живописно располагалась на правом берегу реки Вологды, неподалеку от Лазаревской церкви на Горбачевском кладбище, там, где с 2000-х годов находится микрорайон Прибрежный. Координаты: 59.232088°N 39.882442°E. Храм был назван по главному престолу - Рождества Пресвятой Богородицы, он располагался на посаде, в Успенской трети, во 2-м городском благочинном округе.Точное время основания Богородицкого храма неизвестно. Вероятнее всего, первоначально он был деревянным. Судя по перечню сгоревших 25 августа 1499 года одновременно с 330 дворами пяти храмов («Никола, Стретение, Воздвижение, Василеи Великий, Введение Святей Богородици»), именно о Верхнедольской церкви говорит Вологодско-Пермская летопись, когда упоминает начало этого крупного пожара «от Пречистые с посада», а в некоторых списках летописи написано даже «от Пречистая с Подолу», что непосредственно указывает на эту церковь. В «Списке с писцовой книги города Вологды, сделанном в 1629 году» сообщается: «Церковь Рождество Преч[истыя] Богородицы, другая церковь Акима и Анны - обе древяны клецки, а в церквах Божие милосердие образы, и книги и ризы и на колокольнице колокола и всякое церковное строенье приходных людей, а земли под церквами и около церквей в длину 77 с[ажен], попер[ег] 30 саж[ен], у церкви служит поп Гаврило. Д. Рождественсково попа Гаврила на церковной земли в длину 50 саж[ажен], попер[ег] 7 с[ажен]. М. дворовое церковное Рождества преч[истыя] Богородицы, а преж тово было чорное, в длину 77 с[ажен], поперек 15 с[ажен], а даль то место к церкви в дом Прилуцково монастыря старец Арсеней, а владеют к церкви прихожаня года с два, а данные и никаких крепостей на то место не положили».  Согласно переписной книге Вологды 1646 года около Богородицкой церкви находился «двор пречистенского попа Василия Егупова» и «двор посадцкого бобыля пречистенского пономара Логинка Прохорова», а также дворы посадских людей.

http://sobory.ru/article/?object=35522

5  Троице-Сергиева лавра (1993 г.); Смольный институт и монастырь, Санкт-Петербург (1994 г.); Свято-Введенский монастырь, Ярославль, монастырь Курской Коренной Рождество-Богородицкой пустыни, Соловецкий монастырь (1997 г.); Нило-Столобенская пустынь, Саввино-Сторожевский монастырь (1998 г.); Юрьев монастырь, Новгород (1999 г.); Николо-Угрешский монастырь (2000 г.); Свято-Иоанновский женский монастырь в Санкт-Петербурге, Иверский монастырь на Валдае (2002 г.); Свято-Данилов монастырь, Москва, Ипатьевский монастырь, Кострома, Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь (2003 г.); Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Сергиев Посад, Спасо-Преображенский монастырь, о. Валаам (2004 г.); Раифский Богородицкий монастырь, Республика Татарстан (2005 г.); Тихвинский Богородичный Успенский монастырь, Коневский Рождество-Богородичный монастырь (2006 г.); Веркольский Артемиев монастырь, Архангельская обл., Псково-Печерский Свято-Успенский монастырь, Печоры, Вятский Успенский Трифонов монастырь, Киров (2007 г.); Собор Рождества Богородицы Снетогорского монастыря, Псков, Владимирский собор Задонского Рождество-Богородицкого монастыря, Липецкая область (2008 г.); Свято-Троицкий Сканов монастырь, Пензенская обл., Никольский монастырь, с. Старая Ладога, Ленинградская область (2009 г.); Александро-Свирский монастырь, Ленинградская обл., Санаксарский монастырь, Мордовия, Кирилло-Белозерский монастырь, Вологодская обл. (2010 г.); Казанский Богородицкий монастырь, Свято-Введенский монастырь «Оптина пустынь», Калужская обл., Свято-Троицкий монастырь, Муром, Владимирской обл. (2011 г.); Успенский Колоцкий монастырь, Можайский район Московской обл., Ферапонтов Лужецкий монастырь, г. Можайск, Алексеево-Акатов монастырь, Воронеж (2012 г.); Иосифо-Волоцкий монастырь, с. Теряево Московской обл., Свято-Успенский монастырь, г. Старица Тверской обл., Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра, г. С.-Петербург (2013 г.); Спасо-Елизаровский монастырь Псковская обл., Старо-Голутвинский монастырь, г. Коломна Московской обл. (2014 г.); Крестовоздвиженский собор Белогорского Свято-Николаевского монастыря, Пермский край, Храм иконы Божьей Матери Всех скорбящих Радость Свято-Успенского Далматовского монастыря, Курганская обл. (2015 г.); Свято-Иоанно-Богословский монастырь, с. Пощупово Рязанской обл. (2016 г.); Монастырь Сурб Хач, Республика Крым, Новоспасский монастырь, г. Москва, Церковь Спаса Преображения Свенского монастыря, с. Супонево Брянского района Брянской обл., Житенный монастырь, г. Осташков Тверской области (2017 г.); Свято-Троицкий Макарьевский Желтоводский монастырь,  с. Макарьево   Нижегородской обл.  (2019 г.); Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь, Архангельская обл. (2020 г.); Богородице-рождественский Бобренев мужской монастырь, Московская обл. (2021 г.); Свято-Троицкий Холковский монастырь, Белгородская обл. (2022 г.).

http://pravoslavie.ru/155352.html

В 1455 году преподобный оставил игуменство в Сергиевом монастыре и вернулся в Ферапонтов, ради безмолвия. Однако и в Ферапонтовом монастыре ему не удалось в полной мере предаться безмолвию: братия упросила его занять должность монастырского строителя и продолжить попечение об устройстве обители. В 60-х годах Пахомий Логофет именно со слов Мартиниана написал житие Кирилла Белозерского. Преставился преподобный Мартиниан Белозерский 12/25 января 1483 года. Нетленные мощи преподобного Мартиниана были обретены 7/20 октября 1513 года. К лику святых преподобный Мартиниан был причислен в 1547 году. Знаменита Сяма и Богородице-Рождественским монастырём, вокруг которого и раскинулась деревня (когда-то, видимо, село), и под стенами которого торговала когда-то знаменитая в Кубеноозерье Сямская ярмарка. Дата основания монастыря - 1524 год. В 1613 году он был разорён польско-литовскими отрядами, но восстановилсяся. В 1642 и в 1690 обитель полностью уничтожается пожарами, но вновь отстраивается. До конца 1760-х все строения обители были деревянные. В 1770 возводится первый каменный храм. Монастырь действовал до 1924. С 1936 по 1983 в постройках монастыря располагалась Березниковская школа. 3. Родина дяди Гиляя С Сямой связано и имя «короля репортёров» В. А. Гиляровского (1853 (1855) - 1935) Местом своего рождения сам Владимир Алексеевич Гиляровский называл " лесное имение графа Олсуфьева " , где-то близ Сямского монастыря и деревни Березник. Отец его, Алексей Иванович, служил помощником управляющего этим лесным имением. Мать, Надежда Петровна, происходила из запорожских казаков. Двойная дата рождения Гиляровского в не случайность. Действительно, долгие годы не вызывало сомнений то, что родился он в 1853 году. Лишь в 2003 открылись новые обстоятельства. Вот что пишет об этом Владимир Аринин ( " Гиляровский на Кубенском озере " , " Красный Север " , 2005, 1 октября): " Дата - 8 декабря 1853 года ни у кого не вызывала сомнения. Но грянула сенсация как раз в духе самого Гиляя. Сотрудник Госархива Вологодской области, археограф И. В. Игнатьевская, выполняя авторский запрос, не имеющий никакого отношения к Гиляю, в метрической книге Покровской церкви, что на Сяме, натолкнулась на столь нам известную фамилию - Гиляровский. Она обратила на это внимание опытного архивиста, заместителя директора Госархива по науке Любови Николаевны Мясниковой. Записи метрической книги Покровской церкви были сопоставлены с официальными данными о Гиляровском в исследовательской литературе. И сразу стало ясно, что сведения о времени рождения Гиляровского неверны... Владимир Алексеевич родился не 8 декабря 1853 года, а на два года позже - 8 декабря 1855 года " .

http://ruskline.ru/analitika/2016/08/17/...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВОЛОГОДСКИЙ БОГОРОДИЦЕ-РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ХРАМ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Храмы в честь Рождества Пресвятой Богородицы в г. Вологде Редакция текста от: 11.08.2012 11:56:29 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/21604.html

Сяма. Сямский Богородице-Рождественский монастырь. Колокольня церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Колокольня. Не действует.   Год постройки:1854. Адрес: Россия, Вологодская область, Вологодский район, д. Сяма (Горка Покровская) Координаты: 59.693012, 39.216186 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Каменная с колокольней в одной связи двухэтажная пятиглавая церковь, построена в 1764-1777 годах. Верхний холодный храмРождества Пресвятой Богородицы, нижний теплый – Благовещения Пресвятой Богородицы, придел внизу справа освящен во имя Рождества Иоанна Предтечи. Новая колокольня построена в 1854 году. После революции 1917 года Сямский Богородицерождественский монастырь закрыт. В настоящее время в Сяме возвышается колокольня, оставшаяся от взорванной церкви. Сохранились также каменный двухэтажный корпус, где жили настоятель и казначей, и братские корпуса. По материалам: http://parishes.mrezha.ru/library.php?id=261 Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=32464

Ап. Тита . 1621 (25 авг.). Пренесение мощей св. Ефрема новоторжского. 51. Творим память Ефрему в 1 пятницу Петрова поста (28 янв.). 12 I. Пр. Онуфрия Великого, в Египте, в 4 в. Вас. Кап. Кал. Флор. 1. Сир. Готф. Слепч. Мст. и др. М. Р. М. 12 в. По М. 449 канон I. монаха, что и у нас. Служба. (Асс. Ап. 346 июня 11. Копт. 1286 и 1425 10 июня. Пар. 1 апр. 21). Пр. Петра афонского † 734. Нан. У. 328. 329. Сев. 2. Мак. Соф. М. 1439 г. Канон Иосифа. Служба. (Хил. Афон. 5 июля. ЧГр. 13 июня. 1345 июня 22). Пр. о. н. Арсения коневского, † 1447. Печ. служебная Минея (имя). Белоз. 493. 201. (Белоз. 516 сент. 9. 338 сент. 8). Свв. Иоанна, Андрея, Иракламвона и Феофила в Египте в 4 в. Ч. М. Аполлос. Мес. вс. св. Сн. житие пр. Онуфрия. II. Пр. Зинона . Неап. Петр. 240. Клар. (1370. Шиф. 11 июня. Некоторыми соединяется с Трифиллием и считается за епископа). Пр. Иулиана , игумена константинопольского в Дагазовых. Петр. 1370. Св. Иоанна воина. 240. Клар. Петр. (По мнению болландистов в Египте в конце 6 или начале 7 века. Луг Дух. гл. 23. III. Преставление пр. Онуфрия мальского, основавшего обитель Рождества Богородицы (ныне приходской храм) на Малах в 4 верстах от Изборска. 209. КСоф. † (1621 мая 15). Мощи под спудом в Рождественской церкви упраздненной обители. 1592 г. Память преп. Онуфрия и Авксентия вологодских, основателей перцовой пустыни в 1499 году (ныне приходский храм в 35 верстах от Вологды). 209. КСоф. Погод. Мощи нод спудом в храме Троицы, ныне приходском. Преставление пр. Стефана озерского или комельского, основателя Николаевского монастыря (ныне храм с мощами его) на берегу комельского озера при истоке реки Комелы в 35 верстах к югу от Вологды, † 12 июня 1542 г. 201. Погод. Мощи в приходской церкви бывшей его обители. Препп. Вассиана и Ионы соловецких, учеников св. Филиппа, утонувших в 1561 г. Над телами их основана Пертоминская Преображенская обитель на восточном берегу Унской губы. 209. ( Филим. 15 сент.). 12 июня 1599 г. они явились троицкому старцу Маманту. Обретение мощей их празднуется 5 июня. Соловец. патер. Мощи под спудом в храме Успения Богоматери.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Патриарх Алексий совершил молебен перед Устюженской иконой Божией Матери Москва, 20 февраля 2006 г . Патриарх Московский и всея Руси Алексий совершил вчера в Храме Христа Спасителя молебен перед старинной иконой, переданной ему в конце января президентом РФ Владимиром Путиным в Патриарших палатах Московского Кремля, передает ИТАР-ТАСС. Святыня возвращена Русской Православной Церкви через 70 лет. Патриарх Алексий напомнил, что Богородичная икона, называемая Одигитрия, с 15 века находилась в иконостасе Богородице-Рождественского собора города Устюжна Вологодской области. В середине 1930-х годов храм закрыли и передали краеведческому музею, откуда образ похитили 12 лет назад. Кража так и не была раскрыта, а сама икона, благодаря специалистам Росохранкультуры была обнаружена в Лондоне и с помощью Интерпола возвращена в Россию. В торжественном молебне, совершенном патриархом перед святыней в Храме Христа Спасителя, участвовали десять архиереев и около 50 священников. В кафедральном храме собрались более 3 тысяч москвичей. Патриарх Алексий молился Богородице перед ее иконой о даровании россиянам " духа разума и благочестия, духа милосердия и кротости, духа чистоты и правды " . Отметив, что название " Одигитрия " переводится с греческого " Путеводительница " , Патриарх призвал христиан молиться об " укреплении нашего Отечества и каждого из нас на пути духовного возрастания " , и помнить, что наш главный " отчий дом – Отечество Небесное " . Как сообщили в Храме Христа Спасителя, икона " Одигитрия " будет находиться там в течение двух лет. Ожидается, что за это время в Устюжне откроется собор, и древний образ возвратится на свое историческое место. 20 февраля 2006 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/16344.html

Смоленская Устюженская икона будет сегодня открыта для поклонения 19 февраля 2006 г. 10:30 Чудотворный Устюженский список Смоленской иконы Божией Матери, возвращенный в Россию из Великобритании и переданный 22 января В.В. Путиным Предстоятелю Русской Церкви, сегодня доставлен в храм Христа Спасителя. Здесь Святейший Патриарх Алексий совершит воскресную Божественную литургию, а затем чудотворный образ будет помещен на аналой посреди храма, и к нему будет открыт доступ всех желающих. Икона «Богоматерь Одигитрия Смоленская» с клеймами жития Божией Матери являлась одной из самых древних икон иконостаса Богородице-Рождественского собора г. Устюжны Вологодской области. По заключению специалистов Министерства культуры, особенности колорита, композиции и рисунка, пропорции доски иконы и клейм указывают на то, что она была написана в конце XV — начале XVI веков в традициях верхневолжской школы иконописи. Уже в начале XVI века икона почиталась как чудотворная и обрела всероссийскую известность. Это было связано с успешным сопротивлением, которое оказали в Смутное время российские северные города польско-литовскому нашествию. Икона была своего рода духовным знаменем тех, кто выступил против захватчиков. В 1821 г. икона была покрыта серебряной с позолотой ризой и украшена драгоценными камнями. Благодаря тому, что образ с древности был защищен окладом, первоначальная живопись сохранилась практически полностью. Богородице-Рождественский собор, в иконостасе которого размещалась икона, оставался действующим до середины 30-х годов XX века. В 1936 г. собор был закрыт и передан краеведческому музею г. Устюжны. В 1994 г. икону украли из экспозиции музея. Позднее она была обнаружена в Лондоне и возвращена в Россию. Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/83821.html

Великово. Церковь Рождества Христова. Христорождественская церковь, Рождественская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Рождества Христова Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:1804. Год утраты:приблизительно 1980 Ссылки:   Адрес: Россия, Костромская область, Солигаличский район, деревня Великово (Адрес до 1917 года Костромская губерния, Солигаличский уезд, село Великово) Координаты: 59.299837, 42.126343 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Христорождественская с. Великово каменная, с такою же колокольнею и оградой; построена в 1804 г. Престолы: Рождества Христова, Покрова Пресвятой Богородицы, прп. Феодосия Тотемского, святит. Николая Чудотворца, Святой Троицы, блгв. кн. Александра Невского. Часовни в селе и деревнях Большое Токарево, Малое Токарево, Германов Починок. До 1904 г. относилась к Тотемскому уезду Вологодской губернии. В советское время из кирпича разобранных колокольни и ограды сделаны фундаменты двух школ. Полностью церковь разобрали в 1970-80-е гг. Расстояние от Костромы 230 в., от Солигалича 30 верст. Ближайшая церковь Трехсвятительская с. Одноушева в 20 верстах. Православные храмы Костромской губернии,  http://www.old-churches.ru/so_052.htm Большая двухэтажная кирпичная церковь в духе классицизма с боковыми приделами, трапезной и колокольней. Построена в кон. XVIII в. Малые купола над углами приделов вместе с куполом над основным четвериком образовывали пятиглавие. Храм окончательно разобран в 1970-1980-е. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=35167

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010