Монастырь окружала каменная ограда с тремя башнями по углам и двумя воротами на восточной и южной стороне. Место четвертой северо-восточной башни занимал деревянный хлебный амбар. Напротив его на территории монастыря также стоял деревянный двухэтажный мучной амбар. После революции 1917 года Сямский Богородицерождественский монастырь закрыт. В настоящее время в Сяме возвышается колокольня, оставшаяся от взорванной церкви. Сохранились также каменный двухэтажный корпус, где жили настоятель и казначей, и братские корпуса. Библиография: 1. ГАВО. Фонд 496. Опись 1. Дела 19211, 19521, 19913. 2. Суворов Н. И. Сямский Богородицерождественский монастырь Вологодской епархии. ВЕВ за 1880 год. 3. Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. Монастыри по штатам 1764, 1786 и 1795 годов. - Спб., 1892. Описание 1214. Православные приходы и монастыри Севера Сямский-Богородице-Рождественский мужской монастырь Монастырь находится в Вологодском уезде, в 66 верстах от города, на юго-западном берегу Кубанскаго озера, в двух верстах от него. Основан этот монастырь в 1524 году, в княжение Великого Князя Василия Ивановича, по случаю явления Божией Матери, одному из жителей Сямской волости, страдавшему тяжким недугом и после этого явления внезапно исцелившемуся. Предание говорит, что явившись этому больному Царица Небесная, повелела объявить ея волю жителям прихода Покровско-Сямской церкви, чтобы близь нея был устроен монастырь и храм в честь Рождества Богоматери. Это и было устроено в том же 1524 году. До 1760 г. строение в монастыре было деревянное. В 1544 г. монастырь посетил Иоанн Грозный. В 1613 г. монастырь разорен поляками. В 1642 г. пожар уничтожил весь монастырь за исключением одной чудотворной иконы. Вторичный пожар 1690 г. опять уничтожил монастырь. Монастырь имеет правильную четыреугольную форму, обнесен оградой, въ 5 арш. вышины и с двумя вратами и тремя башнями. В самой средине ограды возвышается двух-этажная каменная церковь Успения, имеющая большое сходство с Киево-Печерским храмом Успения Пр. Богородицы. Церковь построена между 1764-1777 г. В верхнем этаже престол во имя Рождества Пр. Богородицы. Здесь главная храмовая икона Рождества Пресвятыя Богородицы. В теплом нижнем этаже два престола Благовещения Богоматери и Рождества Предтечи. В одной связи с церковью колокольня. Здесь же имеется библиотека и ризница достаточная различной утварью. Кроме храма имеется внутри ограды несколько корпусов. Вне монастыря много различных построек хозяйственных и других. Здесь же имеются помещения для богомольцев.

http://sobory.ru/article/?object=15782

В следующем документе, датируемом февралем 1801 года, священнослужители пишут: «...во вновь построенную Николаевскую теплую церковь из ветхой деревянной намерены перенести иконостас...», но предварительно просят разрешения подновить его (ГАВО, ф. 406, оп. 1, д. 4898, л. 64). И «последнем из данной серии документе (сентябрь 1811 г.) церковного старосты крестьянина Мануйла Тихонова читаем: «...по дозволению епископа Иринея Вологодского на строении каменной двухэтажной церкви нужно сделать каменную колокольню...» В мировой ведомости Становской церкви за 1850 г. подводится итог всех строительных работ, где значатся: теплый каменный храм построен и освящен в 1794 г., в трапезной приделы освящены в1817 и 1819 гг., а холодный храм (второй этаж) был построен только в 1841 г. Приделы церкви именовались таким образом: теплый храм – во имя Святителя Николая Мирликийского Чудотворца; в трапезной с правой стороны – во имя Ильи Пророка, с левой стороны – во имя Дионисия и Амфолохия Глушицких чудотворцев; холодный храм – во имя Рождества Пресвятой Богородицы (ГАВО, ф. 496, оп. 4, д. 453, лл. 380-386). Комментируя данные документы, в первую очередь необходимо сказать, что в конце XVII и в XVIII столетиях при Николаевской Становской церкви имелось два храма (одноэтажных) – летний Рождества Богородицы с приделами Николая и Ильи, и зимний Николая Чудотворца – оба деревянные. Известно, что деревянный Рождественский храм сгорел в 1766 г. и вновь был выстроен в 1771 г. Эпопея строительства каменного храма началась по грамоте епископа Вологодского и Велико-Устюжского Иринея Братановича от 8 октября 1793 г. и продолжалась чуть ли не полвека. Второй этаж церкви был построен только в 1841 г. Чрезвычайно интересен и тот факт, что при церкви два придела именовались Николаевскими. Такой роскоши не мог позволить себе ни один приход. Вероятно, со стороны епархии было соответствующее указание и в каменной церкви (в трапезной нижнего этажа) появляется новый придел – Дионисия и Амфолохия Глушицких, наиболее почитаемых чудотворцев в Кадниковском уезде.

http://sobory.ru/article/?object=59603

Деревянная ярусная на высоком подклете церковь построена в 1783 г., частично перестроена и обшита тесом в 1840-х – начале 1850-х гг. В плане представляла собой восьмерик с двумя прирубами встроенный в клеть с восточной стороны. Основной восьмерик нес два широких восьмерика, сужавшихся на каждом ярусе, верхний из которых завершался граненым куполом под железом и главкой на малом восьмерике. Алтарь пятигранный, внутри «клетской» части сруба устроена круговая (трехсторонняя) галерея-паперть, декоративные детали тесовой обшивки храма имитировали классические архитектурные формы. Вход в храм располагался через боковые ниши " клетской " части церкви с севера и юга. Престол один - Рождества Пресвятой Богородицы. Закрыта церковь в 1930 г., долгое время помещение использовалось как складское, потом заброшено. 6 августа 2003 г. храм обрушился. Сохранившиеся нижние части основного восьмерика и клетской части храма законсервированы, планируется восстановление. http://svyatayarus.su/church/detail/52780/ Богородице-Рождественская Каликинская церковь состояла из двух зданий. Стояли они на высоком берегу небольшой речушки Ачки в деревне Поповка и видны были издалека. Оба храма построены на средства прихожан: деревянный – в 1783 году, каменный с колокольней – в 1823 году. Престолов было по одному: в деревянной - в честь Рождества Пресвятой Богородицы, а в каменной – во имя святого великомученика Георгия Победоносца. При церкви была достаточно большая библиотека, работали две школы. Рядом с храмами находились двадцать деревянных лавок для торговли во время ярмарок. Деревянный четырехъярусный храм был одним из старейших, сохранившихся в районе. Богато украшенный внутри, он имел иконостас в семь ярусов с множеством образов. На прямоугольном объеме сруба - символе Евангелия, основаны три последовательно уменьшающихся кверху восьмерика, завершенных куполом и главкой на барабане. В XIX веке церковь была обшита тесом и украшена аркатурными поясами, колоннами, пилястрами. В клировой ведомости за 1921 год сказано, что по штату в церкви положены священник и псаломщик. С 1916 года священником в церкви служил Алексей Константинович Фомин, 1886 года рождения. Его жена Александра Николаевна 1892 года рождения. Имеют четверых детей. Диаконом-псаломщиком служит Александр Николаевич Цветаев. Церковным старостой является крестьянин деревни Чичерино Юкомов, грамотный (Государственный архив Вологодской области). Каждый приходской священник ежегодно учитывал все население мужского и женского пола в своем приходе, выделяя при этом каждое сословие отдельно. Так, по клировой ведомости Богородице-Рождественской церкви за 1921 год, в приходе проживало (13 деревень): дворяне – нет; мещане – нет; число духовных лиц – 10 (из них 5 мужчин и 5 женщин); крестьянство - в 375 домах проживало 1094 мужчин и 1233 женщины.

http://sobory.ru/article/?object=24071

е. кади, ведра, ушаты, квашонка, и горшки твои, Попова, а по отходе нашем от работы сдать обратно тебе, а в бытность нашу при работе жить нам добропорядочно и работные дни не прогуливать и не пьянствовать и быть при работе безотлучно. а за вышеписанную церковную нашу работу мы, каменщики, у тебя, старосты Попова цены рядили... денег 400 рублев, хлебных припасов: 30 четвертей ржи, 30 пудов солоду, 40 пудов крупы и толокна, 15 пудов гороху, 17 пудов мяса говяжья, 6 пудов соли, 2 пуда семени конопляного, 2 пуда масла коровья, 2 пуда просы, 2 пуда масла конопляного, 1 пуд хмелю и более онаго от тебя, Попова, нам, каменщикам ничего не требовать. А когда оная теплая церквоь совершенно будет складена, через год или через три года паче чаяния, от чего Боже сохрани, какое-либо будет в стенах или в сводах повреждение, то нам же каменщикам все оное поврежденное исправить собою, как надлежит, а от тебя Попова за труд нам не требовать, в чем мы каменщики в строении вышеименованной каменной церкви нам построить ту церковь и ручаемся; друг по другу же порукою в том сие подрядное письмо дали " . Постройка храма была окончена в 1781 году. В том же году храм освящен с благословения преосвященного Великоустюжского Иоанна присутствовавшим в Тотемском духовном правлении священником Иоанном. В новоустроенном Богородице-Рождественском храме в то время на престолах антиминсы были полотняные; илитоны и одежды престольные штофные, на жертвенниках - голевые; ризы священнослужителей были большею частию штофные и атласные. Стенной живописи не было; крыша на церкви была деревянная. По многочисленности приходских душ храм вскоре оказался малопоместительным. Посему в 1811 году 6 марта испрошено разрешение у преосвященного Вологодского Евгения расширить храм небольшим прикладом с южной стороны и престол в честь св. великомученика Георгия, до того времени бывший в притворе, перенести в ряд с главным престолом храма. План и фасад на постройку рисовал канцелярский чиновник Павел Иконников. На плане резолюция преосвященного Онисифора от 10 февраля 1815 года: " по сему плану и фасаду придел построить дозволяется " .

http://sobory.ru/article/?object=41440

— Подобные прецеденты были? — Да, несколько раз мы успешно опробовали эту практику. — Сколько насельников в вашем монастыре? — Совсем немного. Сюда со мной прибыли всего трое послушников. У нас уже состоялся первый постриг, так что теперь это монахи. Сейчас они дипломники Вологодской духовной семинарии, сдают выпускные экзамены. Скромный размер братии объясняется по сути единственной причиной: нам негде жить. Как видите, мы беседуем с вами в обычном сельском доме. Это что-то вроде скита: тут у нас келья, рядом приходской храм... — А как появилась эта деревянная церковь? Когда ее сложили, для чего она монастырю? — Освящена она во имя преподобного Нила Сорского, появилась несколько лет назад в ответ на нужды прихожан. Как игумен монастыря я же выполняю обязанности и ее настоятеля. Службы здесь в основном бывают ежемесячно. Кроме того, мы совершаем тут полный круг богослужений Великого поста. Но в первую очередь этот храм нужен для треб, в основном для отпеваний — ведь музейная администрация не разрешает заносить гроб с телом усопшего в надвратную церковь. В деревянном приходском храме также очень удобно совершать венчания, чем мы и пользуемся! Первый молебен за век в соборе — За первый после возрождения монашеской жизни год удалось хоть как-то продвинуться в урегулировании имущественно-земельных вопросов с администрацией музея-заповедника? — Впервые фактически за столетие состо­ялось официальное богослужение под сводами соборного храма: по согласованию с музейной администрацией мы совершили здесь молебен. Да, пускай без свечей, без каждения, без освящения воды и в присутствии всего 20 человек на весь храм — больше нельзя. И все же это победа! Теперь нам будет проще предъявлять свои аргументы касательно возможности совершения Божественной литургии в этих древних стенах. Ведь параметры воздействия на роспись в убранстве храма — в нашей ситуации на уникальные фрески Дионисия — целиком регулируются режимом эксплуатации, который можно разработать в том числе и на случай совершения Литургии в соборе Рождества Пресвятой Богородицы. Приведу пример с нашей надвратной церковью. Она стояла закопченная. Поставили увлажнитель воздуха, закупили хороший фильтр для системы кондиционирования и вентиляции. Да, это обошлось нам в колоссальную для нынешнего монастырского бюджета сумму 130 тыс. руб. Но теперь церковь чистая! Разве это не довод?

http://patriarchia.ru/db/text/5516218.ht...

9 июня), мощи которого покоятся здесь под спудом в приделе его имени; над ними медная рака; этот монастырь в 1764 году был упразднен, а в 1833 году восстановлен и тогда же приписан к Спасокаменному монастырю. К этому же последнему монастырю приписана Белавинская Богоявленская пустынь, в 20 верстах от Спасокаменного монастыря, на острове Белавинского озера, основанная в 1630 году. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Спасо-Каменный монастырь был основан в первой половине XIII в. на одном из островов Кубенского озера, в 47 в. к северо-западу от Вологды. В 1774 г. все деревянные строения сгорели. В 1775 г. монастырь, по указу Св. Синода, был упразднён, а в 1790 г. восстановлен и назван Белавинской Спасо-Преображенской пустынью. Основные строения монастыря к началу XX в.: На колокольне имелись железные часы с надписью славянскими буквами: «Лета 7178 (1670) Июля 6 дня поставлены сии часы Успения Богородицы Подозерного монастыря при игумене Маркелле еже о Христе с братиею, а положил игумен Маркелл своих келейных денег 12 рублей в часе… мастер Михайло Стефанов». Другая надпись гражданскими буквами: «Сии часы куплены 1790 года Февраля 4 числа в Рождественском монастыре, что ныне приходская церковь Преображения Господня, что в Шухтове, за которые заплачено 15 рублей, которые как куплены и поправлены иждивением помещика Федора Ивановича господина Вараксина, и быть оным часам сей церкви на колокольне по его собственному желанию, и если оной господин или его наследники по нем пожелают их куда в другое место взять, то никому в том препятствия не чинить, понеже они куплены и исправлены своим коштом, которые починкою и постановкою и всей поправкою коштуют 50 рублев, а исправлял и устанавливал Григорий Кузнецов». В нижней части острова существовал храм Трёх Святителей. Возможно, храм стал кладбищенским. Отмечался в нём образ Господа Саваофа дониконовского письма. 30 января 1866 г. строитель пустыни иеромонах Фалассий, как сообщалось в Вологодских епархиальных ведомостях, " по вниманию к его доброму поведению, благоразумному и с особенным терпением соединенному обращению его с братиею обители и с посылаемыми в оную для исправления в поведении духовными и мирскими лицами, также за попечение его об устройстве обители, об улучшении хозяйственной части в оной " произведён в сан игумена.

http://sobory.ru/article/?object=01045

В 1455 году преподобный оставил игуменство в Сергиевом монастыре и вернулся в Ферапонтов, ради безмолвия. Однако и в Ферапонтовом монастыре ему не удалось в полной мере предаться безмолвию: братия упросила его занять должность монастырского строителя и продолжить попечение об устройстве обители. В 60-х годах Пахомий Логофет именно со слов Мартиниана написал житие Кирилла Белозерского. Преставился преподобный Мартиниан Белозерский 12/25 января 1483 года. Нетленные мощи преподобного Мартиниана были обретены 7/20 октября 1513 года. К лику святых преподобный Мартиниан был причислен в 1547 году. Знаменита Сяма и Богородице-Рождественским монастырём, вокруг которого и раскинулась деревня (когда-то, видимо, село), и под стенами которого торговала когда-то знаменитая в Кубеноозерье Сямская ярмарка. Дата основания монастыря - 1524 год. В 1613 году он был разорён польско-литовскими отрядами, но восстановилсяся. В 1642 и в 1690 обитель полностью уничтожается пожарами, но вновь отстраивается. До конца 1760-х все строения обители были деревянные. В 1770 возводится первый каменный храм. Монастырь действовал до 1924. С 1936 по 1983 в постройках монастыря располагалась Березниковская школа. 3. Родина дяди Гиляя С Сямой связано и имя «короля репортёров» В. А. Гиляровского (1853 (1855) - 1935) Местом своего рождения сам Владимир Алексеевич Гиляровский называл " лесное имение графа Олсуфьева " , где-то близ Сямского монастыря и деревни Березник. Отец его, Алексей Иванович, служил помощником управляющего этим лесным имением. Мать, Надежда Петровна, происходила из запорожских казаков. Двойная дата рождения Гиляровского в не случайность. Действительно, долгие годы не вызывало сомнений то, что родился он в 1853 году. Лишь в 2003 открылись новые обстоятельства. Вот что пишет об этом Владимир Аринин ( " Гиляровский на Кубенском озере " , " Красный Север " , 2005, 1 октября): " Дата - 8 декабря 1853 года ни у кого не вызывала сомнения. Но грянула сенсация как раз в духе самого Гиляя. Сотрудник Госархива Вологодской области, археограф И. В. Игнатьевская, выполняя авторский запрос, не имеющий никакого отношения к Гиляю, в метрической книге Покровской церкви, что на Сяме, натолкнулась на столь нам известную фамилию - Гиляровский. Она обратила на это внимание опытного архивиста, заместителя директора Госархива по науке Любови Николаевны Мясниковой. Записи метрической книги Покровской церкви были сопоставлены с официальными данными о Гиляровском в исследовательской литературе. И сразу стало ясно, что сведения о времени рождения Гиляровского неверны... Владимир Алексеевич родился не 8 декабря 1853 года, а на два года позже - 8 декабря 1855 года " .

http://ruskline.ru/analitika/2016/08/17/...

Наконец в 1871 г., на месте существовавшаго некогда на северной стороне храма придела во имя Преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, Вологодским купцом Симеоном А. Леденцовым был устроен придел во имя Преподобнаго Симеона Столпника. Придел этот, существующий и в настоящее время, освящен был 1-го Сентября 1871 года. Таким образом, Рождественекая церковь имеет пять престолов — вверху два: 1) во имя Рождества Пресвятыя Богородицы и 2) во имя Св. Пророка Божия Илии; внизу — три: 1) во имя Рождества Христа Спасителя, 2) Преподобных о.о. Зосимы и Савватия Соловецких (на южной стороне) и 3) Преподобнаго Симеона Столпника (на северной стороне). Таковы фазы существования Рождественской церкви в городе Архангельске со времени основания ея. Впрочем для полноты историческаго описания сей церкви присовокупим еще сведения о переменах в ней, хотя не существенных, но тем не менее послуживших к большему ея благоукрашению и благолепию. Таковы следующия: 1) В 1877-м году, в приделе Св. Пророка Божия Илии, усердием старосты, Архангельскаго купца Савина Д. Лемяхова, устроен благолепный иконостас с изящною резьбою и позолотою на полимент. По случаю такого обновления означеннаго придела, 20 июля того же года он освящен был Преосвященным Епископом Макарием. 2) В 1887 году, старостою купцом Семеном М. Павловым, нижний храм во имя Рождества Христа Спасителя, значительно от сырости оперхавший и утративший приличную ему красоту, был исправлен, очищен, вновь отштукатурен, выкрашен белою краскою на масле; печи в нем переложены и улучшены и все здание церкви приведено как снаружи, так и внутри в лучший вид и благоустройство. 3) В 1888 году произведено обновление южнаго придела во имя Преподобных о.о. Зосимы и Савватия Соловецких. Радетелем этого дела явился купец Иван Д. Жильцов с сыновьями. Ими устроен новый иконостас, весьма хорошей работы, с золоченою резьбою и другими украшениями; сделаны новые престол и жертвенник; стены выкрашены светло-коричневой краской и разрисованы колоннами с карнизами под цвет сераго мрамора. Все это придало храму вид величественный и благолепный. Освящение обновленнаго таким образом придела совершено 18 Декабря 1888 г. Преосвященным Нафанаилом II.

http://sobory.ru/article/?object=34112

Церковь Рождества Богородицы на Верхнем Долу - приходская. Адрес на 1917 г.: г. Вологда, Верхний Дол. Современный адрес: г. Вологда, ул. Луговая. Церковь живописно располагалась на правом берегу реки Вологды, неподалеку от Лазаревской церкви на Горбачевском кладбище, там, где с 2000-х годов находится микрорайон Прибрежный. Координаты: 59.232088°N 39.882442°E. Храм был назван по главному престолу - Рождества Пресвятой Богородицы, он располагался на посаде, в Успенской трети, во 2-м городском благочинном округе.Точное время основания Богородицкого храма неизвестно. Вероятнее всего, первоначально он был деревянным. Судя по перечню сгоревших 25 августа 1499 года одновременно с 330 дворами пяти храмов («Никола, Стретение, Воздвижение, Василеи Великий, Введение Святей Богородици»), именно о Верхнедольской церкви говорит Вологодско-Пермская летопись, когда упоминает начало этого крупного пожара «от Пречистые с посада», а в некоторых списках летописи написано даже «от Пречистая с Подолу», что непосредственно указывает на эту церковь. В «Списке с писцовой книги города Вологды, сделанном в 1629 году» сообщается: «Церковь Рождество Преч[истыя] Богородицы, другая церковь Акима и Анны - обе древяны клецки, а в церквах Божие милосердие образы, и книги и ризы и на колокольнице колокола и всякое церковное строенье приходных людей, а земли под церквами и около церквей в длину 77 с[ажен], попер[ег] 30 саж[ен], у церкви служит поп Гаврило. Д. Рождественсково попа Гаврила на церковной земли в длину 50 саж[ажен], попер[ег] 7 с[ажен]. М. дворовое церковное Рождества преч[истыя] Богородицы, а преж тово было чорное, в длину 77 с[ажен], поперек 15 с[ажен], а даль то место к церкви в дом Прилуцково монастыря старец Арсеней, а владеют к церкви прихожаня года с два, а данные и никаких крепостей на то место не положили».  Согласно переписной книге Вологды 1646 года около Богородицкой церкви находился «двор пречистенского попа Василия Егупова» и «двор посадцкого бобыля пречистенского пономара Логинка Прохорова», а также дворы посадских людей.

http://sobory.ru/article/?object=35522

Храм святой Екатерины станет четвертым заводским храмом, построенным компанией " ФосАгро " в Череповце. По прибытии в Кирилло-Белозерский монастырь Предстотель помолился у мощей его основателя преподобного Кирилла Белозерского. На площади перед Успенским собором он обратился со словом к насельникам обители, жителям города Кириллова и паломникам. В дар монастырю была передана икона святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. Его Святейшество посетил монашеские кельи, ознакомился с условиями жизни братии, осмотрел территорию и строения Малого Ивановского монастыря, находящуюся на реставрации церковь Иоанна Предтечи на холме, место первого поселения Кирилла и Ферапонта Белозерских. Затем Предстоятель посетил святыни Ферапонтова монастыря. В дар архиерейскому подворью была передана икона явления Божией Матери и апостола Павла святому Григорию, епископу Неокесарийскому. В Богородице-Рождественском соборе он осмотрел фрески Дионисия, а в трапезной палате - музейную экспозицию, посвященную истории обители. В общении с представителями СМИ Предстоятель отметил, что соприкасаясь с монастырями Севера Руси, понимаешь, насколько крепка была вера народа, какими высокими идеалами он вдохновлялся. В Неделю 3-ю по Пятидесятнице, 17 июня, празднество в Вологде всем преподобным отцам Вологодским, Святейший Патриарх совершил Божественную литургию на соборной площади Вологодского кремля. Его Святейшеству сослужили митрополиты Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, Ярославский и Ростовский Пантелеимон, Вологодский и Кирилловский Игнатий, Хабаровский и Приамурский Владимир, Костромской и Нерехтский Ферапонт, архиепископ Солнечногорский Сергий, епископы Череповецкий и Белозерский Флавиан, Великоустюжский и Тотемский Тарасий, духовенство Вологодской митрополии. Богослужение посетили представители органов власти Вологодской области, руководители производственных предприятий. По завершении Божественной литургии митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий преподнес Его Святейшеству две панагии и крест. Иконы Спасителя и Богородицы, изображенные на панагиях, - это миниатюрные копии образов из восстановленного в Воскресенском соборе Вологды иконостаса, бывшего в соборе до 1937 года.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010