Сопоставляя Грамоту патриарха Никона с грамотами и посланиями русских иерархов XIV–XVII веков, обращённых к народу и посвящённых злободневным проблемам их времени, можно убедиться в существовании особой литературной традиции, которой придерживались составители этих произведений. Окружные грамоты митрополита Фотия новгородцам о соблюдении церковных законоположений (2 февраля 1426 года) 1134 ; митрополита Макария на Вологду и Белоозеро об установлении празднования новым русским святым (26 февраля 1547 года) 1135 ; Ростовского митрополита Ионы при вступлении его в паству (после 15 августа 1652 года) 1136 близки по форме. В структуре окружных посланий русских иерархов можно выделить следующие части 1137 : 1. Обращение и обозначение адресата. 2. Объявление причин создания послания. 3. Основная часть, в которой излагается суть проблемы. Эта часть всегда носит компилятивный характер. 4. Благословение читателей (слушателей). 5. Указание на место и время составления грамоты. Несмотря на то, что все послания иерархов написаны в разное время и по разным поводам, в их содержании можно обнаружить лексическую и стилистическую близость. Результаты сравнения окружных посланий русских иерархов (митрополитов Фотия, Макария, Ионы и патриарха Никона ) сведены мной в таблице: Наименование грамоты Обращение к читателю (слушателю) Благословение читателя (слушателя) Место и время составления грамоты Грамота митрополита Фотия «Благословение Фотиа. митрополита Киевьскаго и веся Руси. в Пъсков. збору Святые Троици. и игуменом и попом. и всему священническому и иноческому чину. и старым посадником и бояром. и властелем всем и владаемым. и всему купио исполнению святаго людства» (465). «А благодать Божия о всем и милость, и молитва моя и благословение да есть о всем с благоверием вашим и с всем исполнением святаго людства православьныя вашем державы» (472). «А дана грамота в Володимери месяца февруария в 2 день, индикта 4» (472). Грамота митрополита Макария «Благословение преосвященнаго Макария митрополита всеа Русии на Вологду и на Белоозеро, архимандритом и игуменом, и протопопом и попом, и дьяконом градским и сельским, и во всю Вологодскую и Белоозерскую десятину» (203).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Основной темой нынешнего года на форуме являлось взаимодействие светской и православной молодежи по разным направлениям деятельности. На секциях, которые проходили днем ранее на разных городских площадках, обсуждались совместные проекты в сфере творчества, семейных ценностей, спорта, кадровой политики, добровольчества. В рамках форума состоялась панельная дискуссия «Эффект синергии: сотрудничество, единство, духовность». Перед началом дискуссии был показан подготовленный городским медиацентром видеообзор «На барабане сектор " Жизнь " », рассказывающий о мероприятиях форума «Со-трудничество». Участникам дискуссии был представлен также видеоролик «Три дня из жизни в Эрмитаже». Участников дискуссии приветствовали митрополит Вологодский и Кирилловский Савва и мэр Вологды С.А. Воропанов. Благодарности администрации города за активное участие в организации и проведении форума были удостоены советник главы Вологодской митрополии по делам молодежи Д.И. Дружинин, духовник молодежного движения Вологодской епархии иерей Михаил Максимов, советник митрополита по вопросам физической культуры и спорта в Вологодской епархии иерей Александр Сорокин. Одним из ярких примеров взаимодействия Вологодской митрополии и администрацией Вологды в сфере добровольчества и молодежной политики является проект «Теплый прием». О важности этой акции по выдаче горячих обедов вологжанам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, высказался митрополит Савва. Владыка предложил, чтобы акция проходила ежедневно около разных храмов. Глава Вологодской митрополии полагает, что необходимо поддерживать все точки выдачи обедов. Из зала от секции волонтеров поступило предложение закрепить волонтерские отряды города за определенными точками по территориальному признаку: например, «Доброкопер» за местом выдачи обедов на Пугачева, 1; «Кодекс добра» — за точкой на Первомайской, 12 и т. п. Активные участники проекта «Теплый прием» получили благодарность главы Вологодской митрополии за подготовку и реализацию городского проекта. Благодарностей были удостоены председатель областного молодежного парламента Н.О. Иванова, волонтеры О.В. Смирнова, Е.М. Шубина, А.Н. Шубин, А.Д. Костюченко, А.Ю. Чубрей, М.К. Крджонян, Н.Н. Уварова, Е.В. Смирнова и объединение «Русская община города Вологды».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

выступил член Совета НОТА, ректор НИЯУ «МИФИ» М.Н. Стриханов. Отчет ревизионной комиссии Ассоциации был сделан председателем ревизионной комиссии, ректором Липецкого государственного педагогического университета Н.В. Фединой. Президентом НОТА митрополитом Волоколамским Иларионом был сделан программный доклад на тему «Теология на новом этапе: векторы развития». Митрополит Иларион напомнил слова Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина, обращенные к участникам IV Всероссийской конференции по теологии (2020): «Теология занимает важное место в системе гуманитарных знаний и призвана выполнять ответственную мировоззренческую, воспитательную миссию. Содействовать сбережению духовно-нравственных ценностей и богатейшего культурного наследия народов России». Президент НОТА подчеркнул, что эти слова созвучны задачам, сформулированным Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в его программном выступлении о развитии теологии в ноябре 2018 года, среди которых: подготовка специалистов, глубоко знающих религию, для государственной службы, подготовка компетентных учителей духовно-нравственной культуры народов России — для работы в школе, а также подготовка преподавателей высшей школы, как для воспроизводства теологических кадров, так и для того, чтобы насыщать гуманитарное знание, гуманитарные дисциплины, преподаваемые в вузах, нравственным содержанием, дополнять работу с молодежью продуманной, укорененной в наших традициях воспитательной компонентой. После завершения доклада митрополит Иларион сообщил о вопросах, внесенных в повестку Собрания Ассоциации: о внесении изменений в Устав НОТА и необходимости избрания ее Президента, исполнительного директора, членов Совета НОТА, а также о приеме образовательных организаций в состав НОТА на правах членов. В ходе голосования президентом Научно-образовательной теологической ассоциации (НОТА) на новый трехлетний срок был единогласно избран митрополит Волоколамский Иларион. Состав Совета Ассоциации был обновлен. В состав НОТА на правах членов были приняты Дальневосточный федеральный университет, Николо-Угрешская духовная семинария и Вологодская духовная семинария. Таким образом, число вузов, входящих в Научно-образовательную теологическую ассоциацию, увеличилось до 70. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5809467.ht...

Сыновне хочу поблагодарить Вас, Ваше Святейшество, за высокое доверие, которое Вы мне оказали, предложив Священному Синоду в 2009 году мою кандидатуру в качестве руководителя Управления делами Московской Патриархии, и оказываете поныне, с любовью восполняя имевшиеся в моей работе недостатки своим мудрым первосвятительским словом. Оставляю вышеизложенное на благоусмотрение Вашего Святейшества и Священного Синода». ПОСТАНОВИЛИ: 1. Прошение удовлетворить, выразив сердечную благодарность Преосвященному митрополиту Варсонофию за понесенные в течение десяти лет архипастырские труды в Управлении делами Московской Патриархии. 2. Управляющим делами Московской Патриархии назначить Преосвященного митрополита Тверского и Кашинского Савву, первого заместителя управляющего делами Московской Патриархии. 3. Первым заместителем управляющего делами Московской Патриархии назначить Преосвященного епископа Воскресенского Дионисия, викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. 4. Заместителя управляющего делами Московской Патриархии архимандрита Савву (Тутунова) избрать викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси с титулом «Зеленоградский», сохранив за ним несение обязанностей в Управлении делами Московской Патриархии. 5. Место наречения и хиротонии архимандрита Саввы (Тутунова) во епископа оставить на благоусмотрение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. — О чем и послать соответствующий указ.   ЖУРНАЛ 5 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о деятельности Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата Преосвященного митрополита Рязанского и Михайловского Марка освободить от занимаемой должности председателя указанного управления, выразив ему благодарность за понесенные труды. 2. Назначить председателем Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата Преосвященного митрополита Вологодского и Кирилловского Игнатия, сохранив за ним обязанности по архипастырскому окормлению Вологодской епархии.

http://patriarchia.ru/db/text/5379588.ht...

Мы видели, что митрополит Амвросий, пользуясь особенным расположением императора Павла и слабостью обер-прокурора Хвостова, успел сильно возвысить значение первенствующего синодального члена в высшем церковном управлении и нередко вел переписку по делам св. Синода с главными государственными учреждениями, а со времени появления министерств – с министрами. Яковлев, поставивший себе целью устранить все препятствия, мешавшие действительному влиянию прокуратуры на положение дел в духовном ведомстве, прекрасно понимал, что официальная переписка митрополита с министрами далеко небезразлична для интересов обер-прокурорской власти, почему и представил государю особый доклад о необходимости установить обязательный порядок сношений Синода с министрами исключительно только через одного обер-прокурора. Император Александр сочувственно отнесся к представлению Яковлева, видимо, стремившегося приравнять свое положение в церковном ведомстве к положению министров, поставленных в главе других ведомств, и в скором времени всем министрам было объявлено высочайшее распоряжение, обязывавшее их вести деловую переписку не с первенствующим синодальным членом, а с обер-прокурором. Но и после состоявшегося распоряжения, митрополит Амвросий, по словам «Записок» Яковлева, не хотел добровольно примириться с ограничением своих прав и нередко еще находил возможным пользоваться привилегией посредника в сношениях министров со св. Синодом 602 . Чтобы лишить Амвросия самой возможности нарушать, установленный в интересах прокуратуры, порядок сношений Синода с учреждениями и лицами, стоявшими во главе управления отдельными ведомствами, Яковлев даже предписал обер-секретарям синодальной канцелярии не исполнять требований митрополита о производстве канцелярских справок и не сообщать ему никаких официальных сведений о положении тех или других дел. И когда однажды первенствующий синодальный член получил от статс-секретаря Муравьева поданную государю жалобу на вологодского архиерея и, обязанный, по высочайшему повелению, сообщить надлежащие сведения о положении данного дела в св. Синоде, обратился в канцелярию за необходимыми справками, обер-секретарь не осмелился нарушить предписания Яковлева и доложил ему рапортом о требовании Амвросия 603 . Яковлев же приказал дать требуемую справку не митрополиту, а ему, обер-прокурору 604 , и уже от себя отослал ее Муравьеву, заметив последнему, в объяснение своего распоряжения, что за каждую справку отвечает не митрополит, а обер-прокурор 605 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Blagovid...

Неизвестно, помогло ли это письмо в освобождении владыки. Скорей всего Сам Господь Своим Промыслом даровал Своему служителю ослабление скорбей в конце жизни: в марте 1955 года святителя наконец освободили из инвалидного дома, и он смог вернуться на Родину. Старцу исполнилось шестьдесят восемь лет. В автобиографии владыки только перечисление тюрем и лагерей занимает целую страницу. Тюрьмы: Владимирская, Ивановская, внутренняя и пересыльная, Ярославская, Вологодская, Ленинградская пересыльная, Ишимская, Омская, Московские: внутренняя, Лефортовская, Бутырская, Краснопресненская. Лагеря: Беломорские Онежские, Сибирские. Лефортовская тюрьма Владыка также перечислял работы в лагерях: «Работал инкассатором. За похищенные у меня деньги, тысяча рублей, взыскана с меня эта сумма и добавлено срока один год. Работал на лесоповале, на строительстве кругло-лежневой дороги, бригадиром лаптеплетной бригады. Совхоз Голышманово – ночной сторож на огороде. Полевые работы. Ассенизатор. Темниковские лагеря – плетение лаптей». И наконец владыка пишет о себе: «Дубровлаг – инвалид безработный». Эта запись означала, что силы подвижника были на исходе, и даже безбожные власти больше не требовали от него выполнения нормы. Владыка писал еще о своей жизни, как бы подводя итоги: «Сверх срока в заключении 3 года 4 месяца 22 дня. 27 июня 1954 года исполнилось 33 года архиерейства. За это время: на епархиальном служении 33 месяца. На свободе не у дела 32 месяца. В изгнании 76 месяцев. В узах и горьких работах 254 месяца». В заключении пути владыки пересекались с путями многих подвижников и исповедников российских: он отбывал сроки вместе с митрополитом Сергием (Страгородским) , будущим патриархом, с митрополитом Казанским Кириллом (Смирновым), ныне прославленным в лике святых, которого чтил как своего духовного отца и друга. В Мордовии Господь свел его с известным подвижником и миссионером митрополитом Нестором (Анисимовым) . Вместе с архиепископом Тверским Фаддеем, причисленным ныне к лику святых, владыка Афанасий трудился над составлением знаменитой службы Всем святым, в земле Российской просиявшим.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Сыновне хочу поблагодарить Вас, Ваше Святейшество, за высокое доверие, которое Вы мне оказали, предложив Священному Синоду в 2009 году мою кандидатуру в качестве руководителя Управления делами Московской Патриархии, и оказываете поныне, с любовью восполняя имевшиеся в моей работе недостатки своим мудрым первосвятительским словом. Оставляю вышеизложенное на благоусмотрение Вашего Святейшества и Священного Синода». ПОСТАНОВИЛИ: 1. Прошение удовлетворить, выразив сердечную благодарность Преосвященному митрополиту Варсонофию за понесенные в течение десяти лет архипастырские труды в Управлении делами Московской Патриархии. 2. Управляющим делами Московской Патриархии назначить Преосвященного митрополита Тверского и Кашинского Савву, первого заместителя управляющего делами Московской Патриархии. 3. Первым заместителем управляющего делами Московской Патриархии назначить Преосвященного епископа Воскресенского Дионисия, викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. 4. Заместителя управляющего делами Московской Патриархии архимандрита Савву (Тутунова) избрать викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси с титулом «Зеленоградский», сохранив за ним несение обязанностей в Управлении делами Московской Патриархии. 5. Место наречения и хиротонии архимандрита Саввы (Тутунова) во епископа оставить на благоусмотрение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. — О чем и послать соответствующий указ. ЖУРНАЛ 5 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о деятельности Финансово-хозяйственного управления Московской Патриархии. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Председателя Финансово-хозяйственного управления Московской Патриархии Преосвященного митрополита Рязанского и Михайловского Марка освободить от занимаемой должности председателя указанного управления, выразив ему благодарность за понесенные труды. 2. Назначить председателем Финансово-хозяйственного управления Московской Патриархии Преосвященного митрополита Вологодского и Кирилловского Игнатия, сохранив за ним обязанности по архипастырскому окормлению Вологодской епархии.

http://pravmir.ru/zhurnalyi-zasedaniya-s...

Судя по нынешнему порядку, представляется странным, что лицо, бывшее уже в трёх Семинариях Ректором, назначается Инспектором, хотя бы то и Академии. Но, во-первых, Архимандрит Филарет был Ректором Семинарии ещё старинного характера, и потому служба при Академии, в её новообразованном состоянии, была выше. Далее нужно отдать справедливую честь тогдашнему времени, что благо просвещения предпочиталось личным служебным интересам. В доказательство можно указать на тот, невероятный почти, пример, что в число профессоров новообразованной Санкт-Петербургской Академии не стеснился поступить даже Архиепископ Рязанский Феофилакт, и при том без всякого вознаграждения за труды 178 , имевши впрочем при себе помощника в звании бакалавра, которого сам же он и рекомендовал впоследствии на своё место. Наконец назначение Ректора Семинарии Архимандрита Филарета в Инспекторы Академии составляло не первый и не единственный опыт. Оба предместника Филарета были Инспекторами из Ректоров же Семинарий, и тоже вызванных на чреду, а именно: Архимандрит Иона, бывший прежде Ректором Калужской Семинарии. Вызванный на чреду в 1810 г. он тогда же был определён Инспектором Академии и вместе даже экономом, а вскоре затем хиротонисан в Епископа Тамбовского 179 . После Ионы был Инспектором Ректор Вологодской Семинарии Архимандрит Амвросий, на место которого в начале 1814 г. и поступил Архимандрит Филарет 180 . Впрочем эти лица, назначаемые инспекторами, не имели занятий по преподаванию предметов. Комиссия духовных училищ, при определении в инспекторы первого из сказанных ректоров – Архимандрита Ионы, рассудила так: «по многим уважительным предметам, в состав должности инспектора входящим, и для ближайшего надзора за студентами, признаётся нужным определить к её исправлению такого человека, который бы не был отвлекаем никакими учебными упражнениями» 181 . О всех этих преемственно бывших инспекторах читаем, между прочим, в «Обозрении пятидесятилетнего существования СПб. Академии», следующие строки: «Устроителями нравственной жизни и внешнего поведения первых воспитанников были знаменитые впоследствии пастыри нашей Церкви: Евгений, Архиепископ Ярославский, Митрополит Иона, и Филарет, Митрополит Киевский. Редкое сочетание имён, так чтимых целой Россией» 182 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

Текст рассматриваемого документа всею полностью и почти без всяких разночтений с печатным приведен с чернового подлинника его в 5-м приложении к настоящему сочинению и первою своею половиною во 2-й главе. а). Тетрадь, текст которой помещен в приложении первом, состоящая из 44 листков, в архиве помечена так: – «Росписание всех епархий и монастырей с показанием, сколько за которым монастырем дворов», – заглавие это вполне точно указывает на содержание тетради. Здесь действительно, сшито 13 отдельных росписей монастырей со дворами при них по 13 из числа 17-ти тогдашних епархий, нет росписей лишь по епархиям: Сибирской, Рязанской, Белгородской и Вятской. Сначала идет крайне изветшалая роспись городов и монастырей в них и в их уездах по епархии патриарха, потом по епархиям: Новгородской, Казанской, Астраханской, Псковской, Тверской, Нижегородской, Коломенской, Вологодской, Ростовской, Смоленской и, наконец, Суздальской. Все росписи писаны разными руками и почти на каждой имеется «рукоприкладство» а иногда и скрепа по листам 20 архиерейских стряпчих, и подъячих. Например, на Коломенской: «к сей росписи Коломенской домовых дел стряпчей Ивашко Гринев руку приложил», на Ростовской: «к сей росписи преосвященного Ионы, митрополита Ростовского и Ярославского, стряпчей Алешка Бобров руку приложил», на Смоленской: «а скаску писал митрополья Казенного приказу подъячей Родка Стефанов» и т. п. Сведения, заключающиеся в этих росписях, собирались из первых рук: или «с докладу» самих епархиальных архиереев, или же с показаний их стряпчих, что видно, кроме собственноручного рукоприкладства на этих росписях архиерейских чиновников, еще из такого рода помет, имеющихся на некоторых росписях, например, на Смоленской: «190-го года октября в 28 день Преосвященного Симеона, митрополита Смоленского и Дорогобужского, Стряпчей Василий Истомин в приказе Большого Дворца боярину и дворецкому князю Василью Федоровичу Одоевскому, с товарищи сказал, что есть в пастве преосвященного митрополита монастырей»..., на Астраханской: «а сию роспись писал з докладу архиерейского судных и духовных дел подьячишко Ивашко Козлов».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вообще отец Иннокентий с простыми людьми, например «с прислугою, как и с монастырскими крестьянами, обходился весьма гуманно и человеколюбиво, что по тому времени было почти непозволительно» 33 . Став ректором Киевской Духовной Академии, архимандрит Иннокентий начал заниматься трудом, над которым потом работал полтора десятилетия. Это его «Памятник веры православной», который практически представлял собой прикладное догматическое богословие. Имя его сразу становится известным не только в России, но и в Европе. Примерно с этого же времени судьбы русской интеллигенции, а также выдающихся личностей были связаны с ним. Он ведет переписку с писателем Н. В. Гоголем, великим князем Константином Николаевичем, бароном Корфом, бароном Д. Е. Остен-Сакеном, выдающимся историком М. Н. Погодиным, К. С. Сербиновичем, А. С. Стурдзой, композитором А. Танеевым, графом Д. А. Толстым, князем И. Аргутинским-Долгоруковым, князем С. А. Ширинским-Шахматовым, графом Н. А. Протасовым, князем А. Н. Голицыным, графом И. Ф. Паскевичем, В. И. Аскоченским, митрополитом Московским и Коломенским Филаретом (Дроздовым) , митрополитом Киевским и Галицким Филаретом (Амфитеатровым) , архиепископом Орловским Смарагдом (Крыжановским), митрополитом Киевским и Галицким Евгением (Болховитиновым) , графом Ф. П. Литке, графом А. А. Никитиным, графом П. Д. Киселевым, императрицей Александрой Феодоровной, графиней А. А. Орловой-Чесменской, князем А. Потемкиным, протоиереем Ф. А. Голубинским, Н. И. Крузенштерном, архиепископом Волынским Иннокентием, князем М. С. Воронцовым, графом Д. Н. Блудовым, Н. Н. Анненковым, епископом Иринеем (Братановичем). Всего один только год (1840) епископ Иннокентий пробыл на Вологодской кафедре, но уже стал известен как исследователь вологодских рукописей. К сожалению, этот период деятельности Иннокентия не изучен. К этому времени работа над «Памятником веры православной» была в самом разгаре, ее пытались было при содействии графа Н. А. Протасова передать ректору Вологодской Духовной Семинарии архимандриту Феогносту или другим специалистам в области каноники или богословия 34 . Однако никому другому этого поручить было нельзя. Создававшийся архиепископом Иннокентием труд имел фундаментальное значение. Его создание находилось, можно сказать, в центре внимания всего ученого богословского мира. Под личным контролем обер-прокурора Синода графа Н. А. Протасова осуществлялось обеспечение автора источниками классической христианской мысли, сам Н. А. Протасов проявлял большой интерес к этому труду. Несмотря на болезнь, архиепископ Иннокентий работал над ним без перерыва. В труде была предпринята попытка и кодификации канонического законодательства. Говоря о значении своего труда, архиепископ Иннокентий писал: «...Взаимные подозрения в неправославии составляют опасный недуг нашего времени, равно как желание узнать истинное учение нашей Церкви. То и другое может быть достигнуто одним средством – средством предоставления... церковного учения во всей его чистоте» 35 .

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010