Жалко, что на наши беседы не ходят сильные мира сего – им бы хорошо было послушать о том, как переменчива бывает судьба: сейчас они ездят в хороших, красивых машинах, а завтра Бог может лишить их разума, и они будут есть траву, как Навуходоносор, как бессловесные скоты, как животные,– ибо таков гнев Божий. Где царь? Царь на лужайке пасется, как вол. Что с ним случилось, где красота его, благолепие? Он оброс волосами, с бородой, на его руках длинные ногти. И никто ничего не может поделать, никто не может помочь: таков был по отношению к Навуходоносору суд Божий. Но вот по окончании этих дней Навуходоносор возвел глаза к небу и начал молиться; он говорил сам о себе: «И благословил я Всевышнего, восхвалил и прославил Присносущего» ( Дан.4:31 ). Навуходоносор не ожесточился от этого Божьего наказания, не ожесточился, но возблагодарил Бога за то, что Господь подверг его такому унижению – теперь он знал цену гордости, знал, Кто действительно держит в Своей руке мир любого человека, Кто действительно держит в Своей руке все царства этого мира, Кто может решать нашу судьбу. Теперь Навуходоносор знал об этом, и за это он благодарил Бога и говорил: «Которого владычество – владычество вечное» ( Дан.4:31 ), – он признавал Господа не только Владыкой над собой, но и вечным Владыкой над всеми мирами. «И Которого царство, – восклицал он, – в роды и роды. И все, живущие на земле, ничего не значат; по воле Своей Он действует как в небесном воинстве, так и у живущих на земле» ( Дан.4:31–32 ). То есть по воле Своей Господь решает судьбы ангелов в небесном воинстве, и точно так же Он решает судьбы тех, которые на земле, «и нет никого, кто мог бы противиться руке Его и сказать Ему: «что Ты сделал? " » ( Дан.4:32 ). «В то время, – Навуходоносор пишет о себе, свидетельствует о себе, – возвратился ко мне разум мой, и к славе царства моего возвратились ко мне сано­витость и прежний вид мой; тогда взыскали меня советники мои и вельможи мои, и я восстановлен на царство мое, и величие мое еще более возвысилось. Ныне я, На­вуходоносор, славлю, превозношу и ве­личаю Царя Небесного, Которого все дела истинны и пути праведны, Который силен смирить ходящих гордо» ( Дан.4:33–34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

И как только изрек сие ангел Господень, внезапно явилось с ним многочисленное воинство небесное, славящее Бога. Лишь Господь Бог в лепоте более совершенен, чем ангелы. Лишь Его глас более сладкозвучен и животворящ, чем глас ангельский. Великий Исаия слышал этот преумилительный глас ангельский, взывающий: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его (Ис.6:3)! А величайший тайнозритель Нового Завета, святой Евангелист Иоанн, пишет о своем видении ангелов: И я видел, и слышал голос многих Ангелов вокруг престола и животных и старцев, и число их было тьмы тем и тысячи тысяч (Откр.5:11). Такая величественная слава небесная открылась и простодушным пастухам вифлеемским. До того сию славу могли созерцать лишь отдельные избранники, и это первый случай, когда Священное Писание повествует, что целая группа смертных людей наяву видела и слышала бессмертное воинство ангельское. Сие знаменует то, что с пришествием на землю Христа небо настежь открывается для всех людей, с чистым сердцем жаждущих неба. Но это явление ангелов принесло и другую весть, дотоле не известную людям и не сообщенную в Священном Писании. Сие - новая песнь, кою поют ангелы. Великий Исаия слышал, как ангелы поют: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Та песнь - песнь исключительно хвалы Богу. Но ныне ангелы поют пред пастухами песнь новую, которую можно было бы назвать программным гимном спасения. Эта новая песнь гласит: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! Когда люди прежде всего и в радости сердечной славят в вышних Бога (а не какого-нибудь человеческого бога на земле в нижних), тогда последствием сего бывает на земле мир, а последствием того и другого - в человеках благоволение. Господь Иисус Христос и пришел на землю для того, чтобы вся земля воздала славу в вышних Богу и чрез то установился на земле мир и в человеках благоволение. Я Господь, и нет иного. Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это (Ис.45:6-7). Доколе праотец Адам непрестанно сердцем и устами воспевал славу Богу над собою, дотоле земля его существа была в мире, то есть его тело не распинали никакие похоти и страсти, но оно пребывало в совершенной гармонии с душою и духом; и дотоле он был исполнен благоволения, то есть любви как к своему Творцу, так и ко всему окружавшему его творению Божию.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1132...

Или новомесячие, т.е. календах и новолунии, когда луна, после ущерба, бывает невидима и покрывается ночной темнотой – ибо свет христиан вечен и всегда святится лучами солнца правды. Или субботу, чтобы не делать служебного дела и не носить тяжестей – ибо мы облагодатствованы свободой Христовой и престали носить бремя греховное. Все это, говорит апостол, тень будущего и образы будущего блаженства, – чтобы относительно того, в чем иудеи привязаны к букве и держаться на земле, – мы по духу переходили ко Христу, Который, в отличие от тени, здесь называется телом. Ибо подобно тому как истина в теле, а в тени от тела – ложь, так и в духовном разумении чиста всякая пища и питье, и должно ожидать непрерывного празднества, постоянных календ и вечного покоя. Спрашиваю: что хотел апостол сказать словами: смиренномудрием и служением ангелов, или какой они имеют смысл? Из слов Господа к ученикам: встаньте, пойдем отсюда ( Ин. 14:31 ), се, оставляется вам дом ваш пуст ( Мф. 23:38 ), и из того, что место где Господь наш распят, духовно называется Содом и Египет ( Апок. 11:8 ), видно, что упразднено всякое иудейски-обрядовое служение, и все жертвы, какие приносят иудеи, приносят не Богу, а падшим ангелам и нечистым духам. И неудивительно, если они делают это после страдания Господа, когда и чрез пророка Амоса говорится к ним: приносили ли вы Мне жертвы и хлебные дары в пустыне в течение сорока лет, дом Израилев? Вы носили скинию Молохову и звезду бога вашего Ремфана, изображения, которые вы сделали для себя ( Ам. 5:25–26 ). Мученик Стефан, излагая это подробнее в проповеди к иудеям и раскрывая древнюю историю, говорил так: и сделали в те дни тельца, и принесли жертву идолу, и веселились перед делом рук своих. Бог же отвратился и оставил их служить воинству небесному, как написано в книге пророков ( Деян. 7:41–42 ). А воинством небесным называется не только солнце и луна и святящие звезды, но и вся совокупность ангелов и их воинства, которые по-еврейски называются sabaoth, т.е. силы или воинства, почему и в Евангелии от Луки читаем: и внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение ( Лк. 2:13–14 ): ибо Бог творит ангелов своих духами и служителей своих пламенеющим огнем ( Пс. 103 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Иоанна.     Священноинок. Больше вам скажу, немало монахов, им введенных в монастыри. И белое и черное духовенство России, и даже архипастырство, находилось под его прямым воздействием. Он был не только великий старец — духовник России, но он был и харизматик-пророк, посланный России для призывов ее к покаянию. Пред грозой он был послан, чтобы осталось его слово пред всеми, руководило бы потрясенный и рассеянный русский народ к единому спасению духа: к «жизни во Христе». Его апологетика Православия ценнее всех апологетических трактатов. Ибо он — весь во Христе, и, как ап. Павел, мог бы сказать о себе: «Не я уже живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20).     Мирянин. Скажите, это верно, что он был девственником в браке?     Священноинок. Да, это верно. И в этом вопросе он являет собою полноту того образа христианина-монаха, о котором мы говорили с вами. Он «белый инок»... И призывает христиан к этому белому иночеству. Ведь подумайте, Сам Господь, Творец, явившийся нам и одевший наши земные одежды, был — да дерзнем так сказать — «Белым Иноком». Он был «Назорей»... тогдашнее монашество, и — весь в миру... И, подумайте, когда Господь молился в Своей Великой Молитве за мир, за его спасение, Он поминал пред Отцом Своим Небесным лишь белых иноков — брачных или небрачных, но лишь Его подлинных христиан. «Я о них молю, не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои... Я передал им слово Твое, и мир возненавидел их, потому что они не от мира, как и я не от мира. Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил от зла. Они не от мира, как и Я не от мира» (Ин. 17:9, 14—16). — Это молитва о белом иночестве, о подлинной Церкви Христовой, единым духом живущей на земле, как на небе. Разница только в том, что здесь воинствование за истину, а там — торжество об Истине... Впрочем, и там есть воинствование, и здесь есть торжество.     Мирянин. Интересно было бы знать, как отнеслись бы к таким вашим мыслям иноки на Афоне... Ведь вы были, кажется, там, в этом монашеском государстве?     Священноинок.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3293...

Когда же они покаются, Господь обратится к Сиону и будет обитать среди Иерусалима, под которыми нужно понимать одно и то же государство, или [один и тот же] город; и там, где прежде царствовала ложь пороков и грехов, после этого будет жить истина – Христос. Гора же Господа воинств назовется горой святой, о которой говорится: Надеющиеся на Господа, как гора Сион ( Пс.124:1 ), и: Велик Господь и достоин великой хвалы во граде Бога нашего, в горе святой Своей ( Пс.47:2 ). О ней восклицают Исаия и Михей: В самый последний день будет уготована гора Господня на вершине гор и [будет] высока над холмами, и потекут к ней все народы и поспешат народы многие, и скажут: «Приидите, взойдем на гору Господню, и к дому Бога Иакова» ( Ис.2:2–3 ; Мих.4:1–2 ). Об этой же горе и об этом же граде говорит и апостол Павел в рассуждении священной речью: Вы приступили к горе Сион, ко граду Бога живого, Иерусалиму небесному и к многим тысячам ангелов, и к церкви первородных, написанных на небесах ( Евр.12:22–23 ), – если впрочем латинский язык не препятствует принимать послание в виду несомненного свидетельства (auctoritatem) Греков. Зах.8:4–5 . Сие говорит Господь воинств: Еще будут обитать старцы и старицы на улицах Иерусалима, и посох мужа в руке его вследствие множества дней [жизни]. И улицы города наполнятся детьми и отроковицами, играющими на улицах его. LXX: Сие говорит Господь всемогущий: Еще будут сидеть старцы и старицы на улицах Иерусалима, каждый держа в руке посох свой от множества дней. И улицы города будут наполнены отроками и отроковицами, играющими на улицах его. – Когда Я обращусь к Сиону и буду обитать в среде Иерусалима, преуспевание во всех делах, полное спокойствие и отдых от войн будут таковы, что не останется ни одного врага, так что старческий возраст людей обоего пола будет достигать до последнего предела, и они будут поддерживать дрожащие члены с помощью посоха. Улицы города наполнятся также играющими мальчиками и девочками. А это обыкновенно бывает тогда, когда города пользуются безопасностью и глубоким миром, так что радостное настроение городов сопровождается играми и танцами [или: пением] веселящегося возраста.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Когда же явилась благость и человеколюбие Спасителя нашего Бога, – то не по делам праведности, которые бы мы сотворили, но по Своей милости Он спас нас чрез купель возрождения и обновления Духом Святым, Которого Он излил на нас обильно чрез Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы мы, оправданные Его благодатью, стали наследниками в надежде жизни вечной. Тит 2:11–14; 3:4–7 Аллилуия, глас 4: Принесите Господеви сынове Божии, принесите Господеви сыны овни. Стих: Глас Господень на водах, Бог славы возгреме, Господь на водах многих. Аллилуия, глас 4 Стих: Принесите Господу, сыны Божии, принесите Господу молодых овнов. Стих: Голос Господа на водах, Бог славы возгремел, Господь – на водах многих. Пс 28:1, 3 Евангелие от Матфея (зачало 6): Евангелие от Матфея, зачало 6 Во время оно прииде Иисус от Галилеи на Иордан ко Иоанну креститися от него. Иоанн же возбраняше Ему, глаголя: аз требую Тобою креститися, и Ты ли грядеши ко мне? Отвещав же, Иисус рече к нему: остави ныне, тако бо подобно есть нам исполнити всяку правду. Тогда остави Его. И, крестився, Иисус взыде абие от воды, и се отверзошася Ему Небеса, и виде Духа Божия, сходяща, яко голубя, и грядуща на Него. И се глас с Небесе, глаголя: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих. В то время приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же препятствовал Ему, говоря: “Мне нужно от Тебя креститься, а Ты приходишь ко мне?” Но Иисус в ответ сказал ему: “Допусти сейчас; ибо так подобает нам исполнить всякую правду”. Тогда он допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды; и вот, открылись Ему небеса, и увидел Он Духа Божия, нисходящего как голубь и спускающегося на Него. И вот, голос с небес, говорящий: “Это – Сын Мой Возлюбленный, на Котором Мое благоволение!” Мф 3:13–17 Вместо Достойно: Величай, душе моя,/Честнейшую горних воинств,/Деву Пречистую Богородицу. Вместо “Достойно” Величай, душа моя,/честью высшую Небесных воинств/Деву Пречистую Богородицу. Ирмос, глас 2: Недоумеет всяк язык благохвалити по достоянию,/изумевает же ум и премирный пети Тя, Богородице,/обаче, Благая сущи, веру приими,/ибо любовь веси Божественную нашу:/Ты бо христиан еси Предстательница, Тя величаем.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/svyatoe-b...

Кто сей шествующий от Эдома, в червленых ризах от Боцры? Сей столь величественный в своей одежде, возносящий главу в полноте силы своей? Я изрекающий правду, имеющий силу спасти. Я топтал точило Один. Ибо я попирал их в гневе Моем и гнал их в ярости Моей, Так! день мщения в сердце Моем и година Моих искупленников настала. И попирал Я народы в гневе Моем. Помню милости Иеговы, славу Иеговы, всю меру благодеяний Иеговы к нам, и множество благости Его к дому израилеву... И был для них Спасителем» 567 . «Воззри на Сион, очи твои увидят Иерусалим, жилище мирное и проч. Ибо Иегова судья наш, Иегова законодатель наш, Иегова царь наш; он спасает нас. И ни один гражданин не скажет: «Я болен, народу, живущему там, будут отпущены согрешения. Предстаньте народы, чтоб выслушать, и племена внемлите; да услышит земля, и все, что наполняет ее, вселенная и все племена её. Ибо горит гнев Иеговы на все народы, и ярость на все воинство их. Он предаст их проклятию, отдаст их на заклание. И истлеет все небесное воинство. Ибо упился меч Мой на небесах: се! на Эдома нисходит, чтобы судить, и на народ преданный мной проклятию. Меч Иеговы напитается кровью. Ибо «жертва» у Иеговы в Боцре, и великое заклание в земле Эдома». Ибо день мщения у Иеговы, година возмездия, по делу сионскому. И превратятся реки её в смолу и прах её в серу, и будет земля её смолой горящей. Ни днем, ни ночью не будет гаснуть, вечно будет восходить дым её, будет от рода в род оставаться опустошенной; во веки веков никто не будет ходить но ней. И завладеют ею пеликан и еж, и ибис и ворон веселятся на ней, и протянут по ней вервь запустения, и отпустят отвес уничтожения. Никого не останется там из знатных её, кого бы можно было призвать на царство, и все князья её будут ничто. И зарастут чертоги её колючими растениями, крапива и репейник на твердынях её, и будет она жилищем шакалов, пристанищем строусов. И дикие кошки с псами будут встречаться, и косматые будут перекликаться один с другим, там будет отдыхать ночная птица и находить покой себе.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dok...

Малахия говорил прежде всего об отношениях Бога со Своим народом, и начинает он с самого главного: «“Я люблю вас”, – Господь сказал, – а вы спрашиваете: “в чем любовь Твоя?” Разве Исав – Иакову не брат? Но вот что изрек Господь: Иакова Я возлюбил, а Исава отверг». Вся логика этих отношений основана на том, что Господь особым образом возлюбил израильский народ. Тот может задаться вопросом: в чем же это проявляется, чем доказывается? И Малахия вспоминает историю из книги Бытия, которая рассказывала о близнецах Иакове и Исаве. Господь действительно избрал Иакова, а значит, и его потомков, хотя был свободен в выборе. Очевидно, видя судьбу эдомитян (о которой пророчествовал и Авдий) израильтяне очень ясно должны были увидеть, в чем заключается разница между ними и потомками Исава. Один народ прошел через все испытания и сохранился, второй неуклонно двигался к своему концу. Сегодня нет человека, который не слышал бы про Израиль – но кто помнит про Эдом? Однако отеческая любовь Бога – не просто приятный бонус, но и высокое требование. «Сын почитает отца, и раб – господина своего. Если Я Отец – то где же почет? Если ваш Господин – уважение где? Так говорит Господь Воинств вам, священникам, что презирают имя Мое. Скажете: “как презираем мы имя Твое?” Приносите на жертвенник Мой пищу, что в жертву не годна… Приносите, что отняли у других, хромое или больное – вот ваш дар. Приму ли благосклонно его от вас?» Помимо жертв, люди обязаны были приносить в Храм десятую часть своего урожая и доходов – эти средства шли на содержание Храма, на жизнь священников и левитов, а так же на помощь нуждающимся. И Малахия предельно категоричен и в этом: что положено отдать Богу, то уже не принадлежит человеку. «Может ли человек красть у Бога? А вы обкрадываете Меня! Спросите: “что мы крадем?” Десятины и приношения! Проклятием прокляты вы, Меня обкрадываете вы – весь народ! Принесите все десятины в хранилище, чтобы в доме Моем была пища, и так испытайте Меня, говорит Господь Воинств. Разве не открою для вас окон небесных, не изолью благословение в избытке?»

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

Меч есть неизменная эмблема, свойственная архистратигу Михаилу, который является Иисусу Навину в образе человека с обнаженным мечом, со словами: «я вождь воинства Господня» (Иис. Нав. 5, 13–14 ). Согласно свидетельству Ветхого Завета, ангелы воинствуют вместе с человеками ( Дан. 10, 13, 20 ). В этом теократическом воинствовании ангелов с человеками печатлеется его софийный характер с полной очевидностью. В Слове Божием не дано указаний относительно проявления этого воинствования; конечно, оно принадлежит преимущественно области духовного воздействия, хотя образно не исключены случаи даже и прямого участия в человеческой битве, как бы его ни понимать: сюда относится, напр., избиение ангелами первенцев египетских ( Исх. 12, 29 ). Правда, здесь говорится: «Господь поразил всех первенцев в земле Египетской», но, по библейскому словоупотреблению, здесь, очевидно, разумеется ангел Божий. Сюда же относится избиение ангелом 185 тысяч полчища Сеннахирима ( 4Цар. 19, 35 ): «и послал Господь Ангела, и он истребил всех храбрых и главноначальствующего и начальствующих в войске царя Ассирийского» (2 Парал. 32, 21). Теократический характер войны выражен здесь совершенно явно. Но для понимания софиологии войны, быть может, еще важнее этого ангело-человеческого воинства уразумение небесного противоборства, войны архангела Михаила и ангелов его с сатаною и воинством его: Откр. 12, 7–12 . Здесь указано и основание этой войны. Речь идет о власти Христовой: «ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братии наших, клеветавший на них пред Богом день и ночь». Что бы ни значила эта «клевета» в небе, но ясно, что здесь речь идет о столкновении двух начал, между собою непримиримых и несовместимых. Но что же может значить здесь самая война ангелов? О ней говорится, что «ангелы не возлюбили души своей даже до смерти». Конечно, здесь не может быть речи о смерти в буквальном смысле духов бесплотных и потому бессмертных, но о таком состоянии, которое соответствует готовности к смерти, о предельной жертвенности и неустрашимости, о высшем подвиге и напряжении любви к Богу и Агнцу.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Мировая история показывает, что всякая нация, преследовавшая евреев, впоследствии переживала катастрофу. Фараоны Египта сделали евреев рабами, и сейчас о могущественной цивилизации напоминают лишь пирамиды в мертвой пустыне. Коренное население этой африканской страны - копты составляет сейчас менее 10% жителей. Все остальное приходится на арабов, оккупировавших берега Нила в VII веке. До сих пор они держат коптов в повиновении: не пускают их к рычагам государственного управления, запрещают свободно исповедовать свою религию. Одним словом, держат за людей второго сорта. Ассирийский царь Сеннахирим увел в плен десять еврейских племен и был, в конце концов, убит своими собственными сыновьями (4Цар. 19:37). Римляне разграбили Иерусалим и сожгли храм. Всего несколько веков спустя вандалы и гунны разграбили " вечный " Рим. Испания, после периода жестоких гонений на евреев и инквизиции, из мировой империи в течение двух веков превратилась в европейское захолустье. Наконец, " тысячелетний " Третий рейх, обрушивший на народ Божий невиданные по бесчеловечности преследования, перестал существовать уже полтора десятка лет спустя, а сама Германия раскололась на два государства. Судьба царской России и СССР, где евреи подвергались преследованиям, также хорошо известны. Итак, благодаря ветхозаветным пророкам мы знаем точно, что второе пришествие Христа произойдет во время, когда на Израиль ополчится величайшая из военных держав мира. Антихристово воинство Гога и Магога в ходе Армагеддонской битвы оккупирует часть Израиля и ворвется даже в святой город Иерусалим. И вот, когда враги уже будут торжествовать победу, и вот: " говорит Господь Бог, гнев Мой воспылает в ярости Моей. И в ревности Моей, в огне негодования Моего Я сказал: истинно в тот день произойдет великое потрясение на земле Израилевой. И вострепещут от лица Моего рыбы морские и птицы небесные, и звери полевые и все пресмыкающиеся, ползающие по земле, и все люди, которые на лице земли, и обрушатся горы, и упадут утесы, и все стены падут на землю " . (Иез.38:18-20). Воинство антихристово уничтожит дождь огненный и серный, а сатана будет связан и брошен в озеро огненное.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010