2 августа 1847 г. икона была вынесена Преосвященнейшим Григорием при многочисленном стечении народа с крестным ходом из его домовой церкви в Тверской кафедральный собор, где вечером служилось всенощное бдение. Поутру 3 августа по совершении в том же соборе со всем городским духовенством Божественной литургии, а затем молебна святителю, икона препровождена была с крестным ходом до приготовленной на Волге лодки, на которой Преосвященнейший Григорий, в полном святительском облачении, с небольшим причтом и с несколькими боголюбивыми почетнейшими тверскими и новоторжскими гражданами, сам препроводил сию икону в монастырь Оршин, где икона угодника Божия поставлена в стенах храма, некогда освященного собственными его святыми молитвами. В особом мощевике, поставленном перед иконою святителя Варсонофия, хранилась часть его мощей, вместе с 62 частицами мощей св. мучеников и с частью мощей св. благоверной княгини Анны Кашинской. Таким образом, находившаяся в Оршине монастыре икона свт. Варсонофия служила постоянным напоминанием о бывшем освящении им Оршинского храма и залогом его особой милости и покровительства. К сожалению, о судьбе этой иконы после разорения храма нам ничего не известно, сохранилась лишь фотография в книге Е. Веригина. Синодик Оршина монастыря Величайшим даром, представляющим особую ценность, является Синодик, нарочито составленный Владыкой Григорием для того, чтобы братия могли легче и удобнее исполнить заповедь апостола Павла – творить молитвы за вся человеки ( 1Тим. 2:1 ). Эту заповедь, действительно, удобнее всего исполнить нам, инокам, посвятившим свою жизнь молитве за весь мир. Святитель так и желал сделать прежде всего в той обители, которую он возлюбил более других тверских монастырей. Весьма замечателен и назидателен этот Синодик. Он ясно показывает, какой полнотой и обширностью любви и молитвенного духа обо всех живых и усопших обладал великий архипастырь Тверской. Отличительной особенностью Оршинского Синодика в отличие от традиционных является то, что в нем приводятся не только заупокойные прошения, но и молитвы о здравствующих. Весьма примечательно, что Синодик содержит в себе списки Тверских великих князей и княгинь, епископов и архиепископов, а также первоначальников Оршина монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Postn...

Некоторые, закончив учебу, потом приходят на лекции по темам, особо их заинтересовавшим. Прежде на этих курсах занимались и наши сестры (те, кто не в преклонных летах), но теперь они учатся в Алма-Атинском межъепархиальном православном духовно-просветительском центре, на богословском факультете с дистанционной формой обучения. Что, вероятно, подтверждает тот факт, что современные технологии могут служить и во благо монашествующим? Думается, это по молитвам отца Наума оршинские сестры познакомились с руководством Алма-Атинского центра, при котором есть и духовная семинария, и регентские курсы, и богословский факультет. Программа на этом факультете именно та, что нам требуется. Замечательный материал! Одна из оршинских монахинь, закончившая Православный Свято-Тихоновский университет, – куратор наших занятий. Она по послушанию скачивает из Интернета все нужные учебные программы и задания и раздает материалы другим сестрам. А дальше те сидят и занимаются, пишут контрольные. Причем учатся на этом факультете сестры из нескольких монастырей епархии: оршинские, наши, сестры Христорождественского монастыря в Твери и Николаевского Клобукова монастыря в Кашине. На семинары, которые проходят по скайпу, все собираются в Оршин монастырь. По скайпу сестры могут побеседовать с преподавателями. Нельзя не порадоваться, глядя, как благоукрашается новосозданная Свято-Екатерининская обитель в Твери. А как развивается в ней духовная жизнь? Встречаются ли на этом пути какие-то сложности?      Монастырь – это семья. А семья разве бывает без сложностей? Наверное, жизнь в Свято-Екатерининской обители устраивается, как и в других монастырях. Общая молитва: полунощница, Литургия, вечернее богослужение, и потом у каждого есть свое правило. Библиотека у нас большая, все сестры имеют возможность читать духовную литературу. Помнится, в 1980-е годы даже «Опыт построения исповеди» мы читали по старому ксероксу, кем-то принесенному, а сейчас практически всё из дореволюционных книг переиздано. И наш батюшка, архимандрит Наум, издал очень много душеполезных книг.

http://pravoslavie.ru/114764.html

Здесь некогда существовала Савватиева пустынь, основанная в XVI столетии; 13-го июля 1693 г. приписана была к Воскресенскому (Новоиерусалимскому) монастырю; в 1764 г. упразднена и обращена в приходскую церковь . До настоящего времени в селе Савватьеве существуют два оставшихся от упразднённой пустыни каменных храма. В главном из них во имя Сретения Господня, построенном в 1693 г., хранятся оловянные сосуды и дароносица, два древних креста, старинный служебник, и древний синодик, в котором записано имя Игумена Галактиона, с означением года; 1654. В другой церкви, во имя Знамения Пресв. Богородицы, —64— 1879 г. построенной в 1754 г., при северной стене за клиросом почивает основатель Обители преподобный Савватий. Над могилой устроено деревянное надгробие, покрытое покровом с вышитым на нём изображением преп. Савватия, а поверх сего изображения Нерукотворенный образ Спасителя. По сторонам лика вышиты слова: „Преподобный Савватий Воршенский Тферский Чудотворец“. – От образа Спасова идёт кругом по полям покрова следующая надпись: „Сей святый покров в честь и славу Единому Премудрому Богу и преподобному отцу Савватию Игумену Воршинскому и Тферскому Чудотворцу. От града Тфери 12 поприщ. Лета от рождества Христова 1794 году“. Над гробницей на стене изображён монастырь, где видно изображение Преподобного Савватия в венце. При гробнице хранились до 40-х годов настоящего столетия железные вериги Преподобного, но они взяты, по распоряжению Преосв. Григория, Архиепископа Тверского, и переданы для хранения в Кафедральную ризницу. В два часа пополудни приехал я в Оршин монастырь. Об Оршине монастыре было уже говорено в своём месте. Здесь скажу только несколько слов о древностях, хранящихся в монастырской ризнице. Вот эти древности: 1) Три святых антиминса холщёвые; один 7076 (1567 г.) 2-го ноября освящён Тверским епископом Варсонофием (святым); другой 7118 (1610 года), апреля 3 дня; третий 7121 (1613 г.) марта 15 д. Все эти антиминсы найдены в 1846 году под срачицей, в сделанном на надпрестольной дске углублении, при упразднении престола.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вятской Епархии, заштатный мужской. Находится при уездном городе Орлове на берегу рек Вятки и Воробьихи. Построен в 1693 году, по благословению Ионы, Архиепископа Вятского, Келарем Устюжского Трифонова монастыря Сажемякиным и братом его Иеромонахом Стефаном, иждивением доброхотных дателей. Настоятельство Строительское учреждено в 1693 году, которое и доныне продолжается. Орловский Успенский монастырь Орловской Епархии 3 класса мужской. Находится в Губернском городе Орле. Здания в нём каменные примечательнейшие следующие: 1) соборная ЦЕРКОВЬ во имя Успения Божьей Матери; 2) КОЛОКОЛЬНЯ; 3) КЕЛЬИ Настоятельские и братские; 4) ОГРАДА кругом монастыря. Настоятельство до Штатов 1764 года было Игуменское и Архимандричье, крестьян 486 душ. По Штатам положен в 3 классе степенью 14 с настоятельством Игуменским, которое и продолжалось до 1798 года, а в этом году на основании Именного Высочайшего Указа в 1797 году учреждена Архимандрия 3 класса. Оршанский Кутеенский Богоявленский монастырь См. Кутеенский Оршанский Богоявленский. Оршанский Кутеенский Успенский монастырь См. Кутеенский Оршанский Успенский. Оршин монастырь Тверской Епархии заштатный мужской. Находится в Тверском уезде на левом берегу реки Волги вниз по течению оной в 20 вёрстах от Твери. Когда, кем и по какому случаю построен, – не известно. Здания в нём, кроме соборной церкви, все деревянные. Настоятельство Строительское. Ореховский монастырь Девичий, упразднённый. Находился в Новгородской Епархии в Боровицком уезде, расстоянием от Борович к юго-востоку в 70, от Новгорода в 250 вёрстах. В 1621 и в 1624 годах упоминается он в переписи, тогда сочинённой. А писался: в Водской пятине, в Теребужском погосте Ореховский девичий монастырь. Осталась от него одна только церковь , обращённая в приходскую во имя Св. Николая с приделом Великомученицы Екатерины деревянная. Да вновь ныне построена другая, каменная, во имя Св. Троицы с приделами: а) во имя Успения Божьей Матери; б) во имя Архангела Михаила; в) во имя Богоявления, тёплый;

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

стало складываться еще при его жизни. После кончины Н. начали совершаться чудеса у его гробницы. Через неск. лет по его преставлении на остров приходили иноки из различных обителей, в т. ч. насельник новгородского мон-ря игум. Антоний, вместе с к-рым в течение 3 лет на Столбном прожил пришедший из Николаевского Рожковского мон-ря инок Герман (буд. прп. Герман Столобенский). Точных сведений о времени канонизации Н. нет. Возможно, его прославление произошло в 60-90-х гг. XVI в., поскольку 1-й иконный образ (Н. изображен на иконе Спасителя вместе с Тверскими святыми - преподобными Макарием Калязинским, Ефремом Новоторжским и Параскевой Ржевской) известен со времени правления царя Иоанна IV Васильевича Грозного. В 1591-1594 гг. на острове вокруг построенного Германом с помощью холмогорца Б. Козьмина и др. паломников деревянного храма в честь Богоявления Господня сложилась монашеская община, в 1594 г. основана Нилова Столобенская в честь Богоявления мужская пустынь. В 1595 г. иноками-инокописцами Иовом и Нифонтом из Оршина мон-ря в честь Вознесения Господня (см. Оршин в честь Вознесения Господня женский монастырь ) для надгробной часовни Н. были выполнены 3 образа святого (в полный рост, на фоне строений обители и в житии). Прп. Нил Столобенский. Икона. Кон. XVIII — нач. XIX в. (собрание А. И. Буркина) Прп. Нил Столобенский. Икона. Кон. XVIII — нач. XIX в. (собрание А. И. Буркина) 27 мая 1667 г. при рытье рва под фундамент каменного Богоявленского собора были обретены нетленные мощи Н. Этому событию предшествовали чудесные знамения: 10 днями ранее рыбаки ночью видели большой огненный столп над монастырем, опустившийся на землю; за 2 дня 2 рыбака видели горящую свечу над гробницей Н., а в самый день обретения иером. Александру во время дневного сна явился Н., повелевший ему воспрянуть ото сна. Грамотой новгородского митр. Питирима (впосл. патриарх Московский и всея Руси) от 10 июня 1667 г. (ТГОМ. КОФ 1843/8) был установлен день обретения св. мощей Н., ставший одним из самых почитаемых церковных праздников в Верхневолжье.

http://pravenc.ru/text/2577609.html

Покойный и великий в ваших иерархах Платон говаривал о своей столице: где море великое и пространное, тамо – и проч. Зятю вашему я готов оказать всякое возможное покровительство. Ныне в их пределы собираюсь. Но не знаю, допустит ли Бог . Вы знаете запада обстоятельства. Война и холера, из коих (последняя) посещала мою паству, а теперь опять, говорят, около Буга свирепствует. Отпустить к вам сына зятюшки вашего и других с ним я не воспротивлюсь, ибо и сам имею родных, за коих прошу. Но не так счастлив в получении просимого… правда обстоятельства их совсем другие. Напр. племянник мой по родной, вверенный мне от покойного его отца, юнейшей племяннице с сестрою и племянницы материю по окончании прошедшего турецкого похода, пали среди мятежников польских под знаменами Орла Российского. Братья двоюродные, пишут, уже там и век кончили, после благополучных выходов из Парижа, Варны, Анапы и проч. прошу, владыко святый, о мне с ними помолиться. А я при совершенном искреннем моем к вам почтении есмь и пребыть я честь имею Гавриил епископ Екатеринославский. 8 мая 1831 г Екатеринославль. 1 Редакция епархиальных ведомостей получила письма эти через досточтимого архипастыря нашего, высокопреосвященнейшего Савву, от профессора С.-Петербургской духовной академии Николая Ивановича Барсова , и помещает их на страницах издаваемых ею ведомостей с глубокою благодарностью к достопочтенному профессору. В дополнение к кратким сведениям о почившем святителе Тверском Гаврииле II Розанове редакция может указать на книгу протоиерея Козмы Чередеева «Биографии Тверских иерархов», (Тверь 1859 г.) стр. 184–212. Тверская епархия чтит святителя Гавриила, как архипастыря доброго и милостивого. Протоиерей Чередеев совершенно справедливо говорит в своей книге: «при обозрении церквей в епархии… Он всюду искал мира и согласия; в дом причетника, равно как и священника, входил с архипастырским желанием мира и благополучия, и со словом едва ли когда грозным, а всегда кротким и утешительным. Как самый нежный и милостивый отец входил в положение всех, и преимущественно бедных и несчастных» (стр. 206). Мы уверены, что духовенство Тверской епархии с удовольствием прочтет письма любимого ею святителя. Редактор. 2 Преосвященный Гавриил в это время был епископом Орловским; В Севске находилась епархиальная семинария, которую из Петербурга посещал Иннокентий, сам уроженец Орловской епархии и воспитанник Севской семинарии. 5 Оршин монастырь в 18–20 верстах от Твери принадлежал архиерейскому дому; при преосв. Григорие был сделан самостоятельным; а при Гаврииле опять приписан к архиерейскому дому. Читать далее Источник: Письма Гавриила, архиепископа Тверскаго и Кашинскаго, к Иннокентию, архиепископу Херсонскому и Таврическому :/[сообщил проф. Н. И. Барсов]. - Тверь : [б. и.], ценз. 1884 (Тип. Тверского губернского правления). - 26 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil-Rozano...

О. В. м. был возрожден по определению Синода от 21 окт. 1992 г., его настоятельницей стала мон. Иулиания (Ритониеми), возглавлявшая обитель до 1996 г. Первоначально число насельниц составляло всего 3 чел., к 2019 г.- свыше 30. Под рук. архит. Н. Г. Зачёсовой возобновились реставрационные работы в настоятельском корпусе, восстанавливалась ограда с башнями. В 1993 г. в Твери при храме вмц. Екатерины было открыто подворье О. В. м. с подсобным хозяйством, в 1996 г. оно было преобразовано в самостоятельный тверской во имя святой великомученицы Екатерины женский монастырь . 15 июня 1996 г. настоятельницей О. В. м. на место возглавившей Екатерининский мон-рь в Твери игум. Иулиании (Ритониеми) указом архиеп. Тверского Виктора (Олейника) определена мон. Евпраксия (Инбер; ныне игумения). 29 авг. в мон-рь был возвращен один из образов Феодоровской иконы Божией Матери (нач. XVIII в.), найденный на чердаке в доме в с. Лисицкий Бор. В том же году в обители построена небольшая (8,8×3,6 м) деревянная теплая ц. во имя прп. Савватия Тверского (Оршинского), к-рая является точной копией храма XIV в., находящегося в Гос. историко-архитектурном и этнографическом музее-заповеднике «Кижи». В нояб. 2000 г. освящены и подняты на колокольню новые колокола, весной 2001 г. отслужена 1-я литургия в алтаре собора. В обители возведено несколько новых жилых корпусов. Налажено подсобное хозяйство со скотным двором, садом, пасекой. Близ монастыря возведены 2 часовни: в честь Рождества Иоанна Предтечи и во имя свт. Николая Чудотворца (2008; на монастырской пристани). В кон. 90-х гг. XX в. для девочек-воспитанниц при обители был создан приют-пансион, к-рый в нояб. 2009 г. по благословению архиеп. Виктора был преобразован в службу помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, «Православный детский социально-реабилитационный центр «Родник» во имя св. прав. Иоанна Кронштадтского». Для него было построено отдельное здание. К 2019 г. в центре «Родник» воспитываются 28 девочек в возрасте от 5 до 18 лет. Сестры обители читают лекции на богословских курсах при Екатерининском жен. мон-ре в Твери.

http://pravenc.ru/text/2581593.html

IV. К нач. XX в. на монастырской территории располагались также: в юго-вост. части - деревянный флигель (там размещались кельи, кухня, трапезная) и пристроенная к нему просфорня, в северо-восточной - деревянные кельи, в восточной - амбар с погребом и подвалом для овощей. С 1903 г. в обители было возведено более 10 новых жилых домов и корпусов, а также ряд хозяйственных построек. V. В 1848 г. начаты работы по возведению кирпичной ограды вокруг монастыря (ок. 448 м). Стена имела 4 угловые шатровые круглые башни, завершавшиеся шатрами со шпилями, на которых находились прапоры, флюгеры в виде трубящих ангелов и штандарты. В юго-восточной башне была устроена часовня. Основу художественной выразительности монастырской стены составляло ритмичное чередование гладких прясел с пряслами, украшенными с внешней стороны 3-центровыми декоративными арками (широкая ниша с коробовой перемычкой). В 1891 г. близ обители был выстроен «двор для приезжающих посетителей на богомолье». К нач. XX в. за монастырскими стенами находились: с юж. стороны - скотный двор, изба, 3 сарая (из них 1 для сена); на вост. стороне - 2 сенных сарая; с сев.-вост. стороны - баня, рига и сарай. После 1905 г. построены гостиница для паломников, дом для священника, дачный дом (сдавался внаем), изба для работников, конюшня. 1919-1992 гг. После закрытия О. В. м. по настоянию крестьян окрестных деревень монастырский собор был обращен в приходскую церковь, богослужения в ней велись до 1937 г. (ГАТвО. Ф. Р-641. Д. 790. Л. 1-14). В 1937 г. храм был закрыт, иконы частью сожжены, частью разобраны местными жителями. Собор использовался под зернохранилище местным колхозом. Часовня Феодоровской иконы Божией Матери в Твери, принадлежавшая обители, была закрыта и переоборудована под магазин. В 1941 г., в ходе Великой Отечественной войны, в непосредственной близости от бывш. О. В. м. проходили ожесточенные бои. После того как в нояб. 5-я стрелковая дивизия 31-й армии с боем отошла на левый берег р. Волги, в район устья р. Орши, в бывш. О. В. м. разместился штаб советских войск, стены и башни были оборудованы под огневые позиции. Одно из сражений, развернувшееся на р. Орше, получило название «второе Ледовое побоище», т. к. советским бойцам удалось без потерь уничтожить большое количество живой силы и военной техники герм. войск, наступавших по льду Волги. Здания обители пострадали от действий герм. артиллерии, деревянные постройки сгорели. После освобождения близлежащих территорий от германских войск в соборе нек-рое время размещались госпиталь и военный склад. Во время войны и после ее окончания часть монастырских строений была разобрана жителями окрестных населенных пунктов для возведения собственных построек.

http://pravenc.ru/text/2581593.html

К сер. 40-х гг. XX в. собор уже требовал проведения капитального ремонта и восстановительных работ. В 1946 г. В. А. Грибков произвел его обмер и обследование. До нач. 60-х гг. XX в. собор продолжал использоваться как зерносклад. В 50-х гг. для подъезда к зерноскладу были разобраны отдельные прясла стен, расширены монастырские ворота, одна из башен была разобрана до фундамента. В соборе прогнили и рухнули стропила, кровля проржавела, полы сгнили и были взломаны, своды от повышенной влажности и несоблюдения температурного режима пришли в аварийное состояние. В 1960 г. собор был принят на гос. охрану, в 1964 г. хозяйственная деятельность в нем была прекращена. В 1965 г. храм был обследован представителем Центральных научно-реставрационных мастерских, к-рый помимо детального описания состояния памятника и составления плана ремонтных работ предложил вариант его хозяйственного использования в качестве музея р. Волги (проект не реализован). В 1968 г. архитектором мастерской Мособлреставрации М. Б. Чернышёвым составлен эскизный проект реставрации О. В. м. (не осуществлен). Согласно документам 1965 и 1969 гг., состояние собора было аварийным: отсутствовала кровля, в стенах имелись трещины, настенная живопись сохранилась фрагментарно (к нач. 80-х гг. XX в. поблекла или совершенно исчезла). В 1975-1978 гг. сотрудниками Всесоюзного производственного научно-реставрационного комбината Б. Л. Альтшуллером, А. А. Галашевичем и Д. С. Фюргангом подготовлен новый проект реставрации комплекса бывш. О. В. м. Началось восстановление немногочисленных уцелевших построек: собора с трапезной, колокольни, настоятельского корпуса и ограды с башнями. По различным причинам работы шли медленно, а во 2-й пол. 80-х гг. XX в. прекратились вовсе. К этому времени была восстановлена каменная ограда, подновлен фасад собора, проведен ремонт настоятельского корпуса. Однако оставленные без присмотра сооружения продолжали разрушаться, а их фрагменты расхищались как стройматериалы. В 1990 г. РПЦ была возвращена бывшая часовня О. В. м. в Твери, которую освятили во имя св. прав. Иоанна Кронштадтского и передали тверскому храму Покрова Пресв. Богородицы. В 1992 г. собор О. В. м. был передан Тверской епархии, 26 апр. совершен 1-й молебен. 1992-2019 гг.

http://pravenc.ru/text/2581593.html

монахиня Елисавета (Желтухина) Митрополит Григорий Постников – светильник Церкви и покровитель Оршина монастыря Скачать epub pdf Жизнеописание Будущий владыка родился 1 ноября 1784 г. в селе Михайловском Никитского уезда Московской губернии в семье диакона Петра Федорова. Учился в Николо-Перервинской и Троицкой (в Троице-Сергиевой Лавре) семинариях и в Санкт-Петербургской духовной академии, где и получил свою фамилию. Время учебы в академии пришлось на те годы, когда инспектором, а потом ректором был святитель Филарет (Дроздов) , оказавший огромное влияние на формирование его личности и научных интересов. Григорий был любимым учеником великого святителя Московского, а впоследствии и единомысленным с ним архипастырем. В 1814 году Постников закончил академию первым магистром, 24 августа был пострижен в монашество, а уже через четыре дня рукоположен во иеромонаха. В 1816 году иеромонах Григорий был удостоен ученой степени доктора богословия и стал инспектором академии, а вскоре возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Иосифо-Волоколамского монастыря при сохранении послушания преподавателя. Через три года отец Григорий сменил своего любимого учителя владыку Филарета на должности ректора Санкт- Петербургской академии. Он первым начал преподавать богословие на русском языке, был весьма популярен и любим студентами, как замечательный лектор и заботливый наставник. 7 мая 1822 года следует рукоположение во епископа Ревельского, викария Санкт-Петербургской епархии, затем назначение архиепископом Калужским и Боровским, перевод в Рязань. С 1829 года епископ Григорий становится постоянным членом Синода. 25 июля 1831 года (по другим сведениям – 28 июля 1829 г.) он был переведен на Тверскую кафедру. В Твери владыка Григорий, оставив о себе у духовенства и благодарных верующих   добрую   память, прослужил   17   лет,   за   это   время     собрал в Твери противораскольническую библиотеку, пожертвовал в Тверскую духовную семинарию около 500 книг, а также восстановил находившийся в запустении Оршин в честь Вознесения Господня монастырь (ниже мы еще остановимся подробно на деятельности Владыки Григория на нашей древней земле).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Postn...

   001    002    003    004    005   006     007