Теребенская Николаевская пуст., в 95 в. от г. Вышнего Волочка, в 18 в. от ж.-д. ст. Малышево, близ р. Мологи. Основана в 1641 г. иноком Авраамием и сподвижником его Артемием при церкви св. Николая чудотворца, построенной в 1492 г. помещиком с. Теребени Михаилом Обутковым на месте явления иконы святителя, которая и находится здесь; икона сия обносится с крестным ходом по всем соседним селениям. Здесь же находится список прославившейся в 1654 г. и не сохранившейся до настоящего времени подлинной Теребенской иконы Богоматери, на котором Она изображена в пояс с молитвенно поднятыми руками и со стоящим у Ее лона на шаре Богомладенцем с распростертыми руками; празднование в честь этой св. иконы совершается 14 мая. При мон. дом для престарелых церковнослужителей и школа. Троицкий Селижаров , 3 кл., в посаде Селижарове, в 44 в. от г. Осташкова. Основан в XV в.; упоминается в 1504 г. Мон. соборный Троицкий храм построен в 1681 – 1686 г. Успенский , 3 кл., в г. Старицах. Основан в нач. XVI в. Мон. Успенский собор построен из белого камня в 1530 г. Здесь находятся местночтимые иконы Божией матери: Успения и Всех скорбящих Радость. Женские: Александровский , общ., при с. Маклакове, Калязинского у. Учрежден в 1906 г. из женской общины, существовавшей с 1895 г. При нем школа. Благовещенский , общ., в г. Бежецке. Основан в 1879 г. из существовавшей с 1868 г. женской общины. Новый соборный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы освящен в 1895 г. При мон. двухклассная школа и иконописная мастерская. Мон. имеет подворье с церковью в С.-Петербурге. Вознесенский Оршин , зашт., в 18 в. от Твери, на левом бер. Волги, при впадении р. Орши. Основан в 1542 г. Был мужским; в настоящее время – женский. Здесь находится местночтимая икона «Страстей Господних» с частицами мощей разных святых и Феодоровская икона Божией Матери. Волговерховский Преображенский , общ., в с. Волговерховье, Осташковского у. Учрежден в 1909 г. из общины, открытой в 1907 г. Воскресенский , 2 кл., общ., в г. Торжке. Основан в XVI в. Мон. соборный храм Воскресения построен в 1796 г. Здесь замечательна икона Воскресения Христова, древнего письма, пожертвованная мон. инокиней царицей Марфой Ивановной, матерью царя Михаила Феодоровича. При мон. школа.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Арочные окна (большая часть их растесана) заключены в рамочные наличники с уступами и валиком, имеющим перехваты, некоторые из них сохранили килевидные завершения. В средних закомарах помещены круглые проемы в белокаменных рамках, ведущие свое происхождение от построек итальянских мастеров в Москве. Интересны щелевидные отверстия (ныне заложенные) с городчатыми завершениями на восточной лопатке северной стены, на восточном прясле южной стены и в центральной апсиде. В основании барабана сохранились полукруглые кокошники, над которыми некогда размещались кокошники меньших размеров, выполненные из дерева. Барабан прорезан восемью щелевидными арочными окнами, перемычки их включены в аркатурный пояс, проходящий под профилированным карнизом. Над карнизом помещен пояс ступенчатых зубцов. Декор трапезной и колокольни довольно скуп. Объемы на углах закреплены лопатками. В трапезной арочные окна оформлены рамочными наличниками, под карнизом проходит аркатурный пояс. Фасады колокольни, также с арочными проемами, украшены прямоугольными филенками. В основании шатра - килевидные кокошники. Внутри собора четыре мощных широко расставленных крещатых столба несут коробовые своды рукавов креста, слитые с подпружными арками. Переход к центральному световому барабану осуществлен при помощи парусов. Угловые ячейки сохранили световые кольца малых барабанов, поставленных над ними с помощью парусов, а в западной паре - также с дополнительными арками. Западные световые главы возвышались над хорами, где находился придел Рождества Иоанна Предтечи. Апсиды перекрыты коробовыми сводами с конхами. У столбов имеются высокие постаменты и карнизы из полочек, которыми отмечены также пяты подпружных арок, основание барабана и его подоконная часть. Своеобразна высокая алтарная преграда между восточными столбами и боковыми стенами с арочными проемами в центральный и боковые алтари. В трапезной два крещатых столба, сдвинутых к востоку, поддерживают при помощи подпружных арок коробовые своды с распалубками в основном пространстве центрального нефа и в боковых нефах. Восточная часть центрального нефа завершена крестовым сводом. Столбы и расположенные против них на стенах широкие пилястры обработаны штукатурными филенками и карнизами. Нижняя часть стен под окнами также украшена крупными филенками. Лестница на ярус звона расположена в северном помещении, сообщающимся с первым ярусом колокольни.

http://drevo-info.ru/articles/23560.html

Не позднее 1512 г. обители стала принадлежать слободка Тресвяцкая в Кашинском у. (Акты служилых землевладельцев XV - нач. XVII в. М., 2008. Т. 4. 110. С. 81). Согласно Дозорной книге Твери 1615/16 г., О. В. м. был собственником двора в Твери (Дозорная книга. 1890. С. 18). По сведениям Дозорной книги Тверского у. 1615 г., земельные владения обители были разорены, а все монастырские крестьяне (за исключением двоих) были убиты или покинули свои дома ( Коншин. 2017. С. 50-52; Веригин. 1913. С. 9-12). В писцовой книге Твери 1626 г. указано, что О. В. м. в Твери помимо ранее упомянутого двора принадлежал также участок в Загородском посаде (Выпись. 1901. С. 59). К 1798 г. обитель владела мельницей на собственной земле на р. Орше, а также землями в Шейском и Кушальском стане Тверского у. (353 дес. 222 саж. (ок. 385,7 га)) (Ведомость. 1901). В 1797-1867 гг. О. В. м. как заштатный мон-рь получал гос. субсидию в размере 300 р. в год. В 1847 г. состоялась передача в полное распоряжение обители из ведения архиерейского дома монастырской земли, что должно было увеличить материальное благосостояние обители, однако после смены Тверского архиерея уже на следующий год это решение было отменено. К нач. XX в. банковский капитал О. В. м. составлял 19 807 р. ( Веригин. 1913. С. 28). После преобразования в женский мон-рь в распоряжение О. В. м. перешли земельные владения и монастырский капитал. В 1913 г. насельницами обители обрабатывалось 30 дес. (свыше 32,7 га) пахотной и до 45 дес. (свыше 49 га) покосной земли, остальные площади отдавались в долгосрочную аренду крестьянам. Сестры мон-ря занимались различными видами рукоделия и прикладного искусства: вышивкой гладью и шелком, вязанием, кружевоплетением, иконописью. После революционных событий 1917 г. крестьяне отказались платить за аренду монастырских земель, предъявили свои права на владение участками. После описи всего монастырского движимого и недвижимого имущества у обители были изъяты 2 дома, а у ворот мон-ря открыт трактир. Летом 1918 г. вышло постановление местных властей об изъятии озимого хлеба с монастырских полей, скота и сельскохозяйственных орудий. Весной 1919 г. имущество обители было национализировано, значительная часть помещений О. В. м. передана в ведение Отдела народного просвещения Тверского у.

http://pravenc.ru/text/2581593.html

Вот еще какое письмо получил я от Савичевой. Что прикажете делать? По сему случаю скажу, что когда я взял у вас недавно довольно много моих денег, с тою целию, чтобы матушка, не имеющая до сих пор ничего, кроме маленького дома, в котором живет, имела что-нибудь на случай моей смерти, а если сии деньги уцелеют в сохранной казне, то чтобы они достались ее внукам и правнукам, не всем, а только девицам, как имеющим более нужды в помощи: то понадобилось счесть сколько их; и оказалось двадцать, в том числе десять сирот; и следственно им достанется по малости, если только достанется. При таких обстоятельствах рассудите для меня, как поступить с просьбою Савичевых, и более или менее подобными, нередкими. С удельным начальником постараюсь изъясниться: но какое будет последствие, не угадываю. Ныне трудно ограждать правду. Генваря 27-го 1848. 621 Отцу наместнику о Господе радоватися. Неприятны вести о Хотьковских. – Здесь пересуживают то, что гроб покойной игумении несли не монахини, а солдаты и казаки. Как вы допустили сие? Разве от того вышел пересуд, что монахиням помогали посторонние по причине тяжести? Попекитесь о М. Г. Это правда, что нужно охранение от гласности. Что Оршин монастырь близ селения, это правда. Ограда или есть, или будет. Селение мне помнилось незначущим и смирным; не думал я, чтобы в нем был питейный дом. Но соглашаюсь, что сии обстоятельства неблагоприятны для предполагаемого общежития. Что касается до мысли связать Оршин с Ниловою пустынею: едва ли можно сие исполнить. Расстояние велико. Нилова пустынь в мое время, и после долго, имела настоятеля хорошего хозяина: но братиею была скудна. Не думаю, чтобы и ныне была богата добрым братством. Соединение хозяйства Ниловой пустыни с бедным монастырем едва ли обошлось бы без доносов и следующих за ними неприятностей. Впрочем это уже не наше дело. Желаю вам сретить Господа духом с праведным Симеоном, и насладиться светом внутреннего утешения. Февраля 1-го 1848. 622 Мир вам, о. наместник. Радуюсь, что здоровье ваше исправилось.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Приобретал для СПбДА необходимую богословскую лит-ру, увеличил выписку светских периодических изданий ( «Сын Отечества» , «Русский инвалид», «Вестник Европы», «Журнал изящных искусств», «Московские ведомости» и мн. др.). Трудами Г. было положено начало офиц. духовной журналистике в России: в 1821 г. он основал при академии один из первых в стране духовных журналов - «Христианское чтение» . В нем в 1822 г. печатались статьи Г., написанные на основе лекций,- «Учение о Боге, поколику Он есть Един» и «Учение о Боге-Отце, Сыне Божием и Святом Духе, или о Святой Троице». По словам прот. Г. Флоровского , «самостоятельного» в трактатах Г. «мало, но важен был уже сам живой голос и манера автора». Г. цитировал в них англ. богословов. 7 мая 1822 г. в Казанском соборе в С.-Петербурге Г. был хиротонисан во епископа Ревельского, викария С.-Петербургской епархии, одновременно он стал управлять С.-петербургской Троице-Сергиевой пуст. Активно боролся с нецерковным мистицизмом, в 1825 г. стал президентом Комитета для рассмотрения вредных (мистических) книг. 4 янв. 1825 г. получил назначение на самостоятельную Калужскую и Боровскую кафедру, начал заниматься миссионерской деятельностью среди старообрядцев. 27 мая 1827 г. избран почетным членом конференции СПбДА, в том же году вызывался для присутствия в Святейшем Синоде, член Синода со 2 марта 1829 г. С этого периода проводил большую часть времени, кроме летних месяцев, в С.-Петербурге, в 1837 г. по болезни уволен из Святейшего Синода. С 3 марта 1828 г. архиепископ Рязанский и Зарайский, с 25 июля 1831 г.- Тверской и Кашинский. Возглавлял торжество обретения мощей свт. Митрофана Воронежского (7 авг. 1832). Собрал в Твери противораскольническую б-ку, восстановил находившийся в запустении Оршин в честь Вознесения Господня мон-рь . При отъезде из епархии пожертвовал в Тверскую ДС 497 книг, за что в 1850 г. получил благодарность Синода, в к-рый снова стал вызываться с этого года. 1 марта 1848 г. назначен архиепископом Казанским и Свияжским.

http://pravenc.ru/text/166676.html

     На официальном сайте обители в рубрике «Оршин монастырь глазами детей» такие трогательные и при этом необыкновенно выразительные рисунки представлены! Их можно назвать летописью монастырской жизни, написанной юными художниками. Недавно наши подопечные подготовили в подарок житие блаженной Ксении Петербургской в рисунках. Есть там один особенный рисунок. У одной нашей девочки недавно умерла мама, и, казалось бы, эта душевная травма способна породить мрачный взгляд на мир. И вот эта девочка решила проиллюстрировать эпизод из жития святой, когда блаженная Ксения, готовясь к переходу в вечность, сидит около могилки своего супруга Андрея Федоровича и улыбается. На ее лице – такая радость, такой свет! Она, Христа ради юродивая, всем говорит: «А скоро и я отправлюсь в дальнее путешествие!» Зная об утрате нашей воспитанницы, нетрудно догадаться, что рисовала девочка эту картинку с мыслью: ее мама тоже сейчас с Богом. Это великое утешение. Тут никакая психотерапия не нужна, если ребенок живет в Боге… Настоятельница монастыря игумения Евпраксия (Инбер) Матушка, столько интересного довелось увидеть в большом комфортабельном доме, где живут дети! Хорошее впечатление осталось от зачета по церковнославянскому языку в четвертом классе. Без тяги к знаниям ученицы вряд ли смогли бы так замечательно усвоить материал. Преподаватель начальных классов инокиня Соломония с воодушевлением сказала: «Мы теперь экзаменов не боимся». Ваши подопечные получают в монастыре полное среднее образование ? Да. И, оканчивая школу, они получают аттестат государственного образца. В этой связи мне хочется высказать слова большой благодарности директору Тверской епархиальной православной средней общеобразовательной школы во имя святителя Тихона Задонского протоиерею Леониду Водолазскому. Он ученый, биолог, почетный работник общего образования РФ, почетный работник науки и образования Тверской области. Отец Леонид – прекрасный священник, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», расположенного в центре города. А наша монастырская школа является филиалом его школы. Все рекомендации, методички, контрольные, ЕГЭ – это огромная помощь и любовь к нам директора школы и членов его высококвалифицированного педагогического коллектива. Школа в Твери поистине уникальна. Она входит в число первых школ России, объединивших в образовательном процессе духовно-нравственное воспитание и образование с выполнением государственного общеобразовательного стандарта.

http://pravoslavie.ru/115024.html

В 1836 г. свт. Филарет писал, что иером. Максим «по неоднократной и настоятельной просьбе от должности строителя увольняется с благодарностью за понесенное им служение и с тем, чтобы преемник с вниманием доставлял старцу мирное пребывание» в обители. 31 авг. того же года М. П. м. возглавил игум. (с 1851 архимандрит) Сергий († 1857), бывш. настоятель московского Сретенского мон-ря. В 1848 г. митр. Филарет поручил благочинному, наместнику Троице-Сергиевой лавры архим. прп. Антонию (Медведеву) , отобрать неск. пешношских насельников для перевода в Оршин в честь Вознесения Господня монастырь и устроения там общежития. Однако братия М. П. м. отказалась покидать родную обитель, даже рискуя навлечь на себя гнев святителя (Там же. 2015. Т. 5. С. 239). В 1854 г. неск. монахов М. П. м. направились для введения общежития в Чуркинскую пуст. (см. Чуркинский Высокогорский в честь Успения Пресвятой Богородицы и святителя Николая Чудотворца мужской монастырь ). В мае 1857 г. М. П. м. возглавил иером. Мефодий († 1869), ученик и келейник архим. Макария (Брюшкова), возведенный 30 дек. 1862 г. в сан архимандрита. Обитель неоднократно посещали свт. Филарет (Дроздов), свт. Иннокентий (Вениаминов) , викарий Московской епархии еп. Дмитровский сщмч. Серафим (Звездинский) . Среди лиц, погребенных в М. П. м., известны благотворитель мон. Нифонт (Верёвкин; † 1676), кн. А. И. Шаховской (1690-1737), боевой генерал кн. М. П. Волконский (1755-1805), директор С.-Петербургского дворянского банка кн. И. А. Вяземский (1722-1798), надворный советник барон С. С. Тухачевский († 1800), дмитровские помещики А. П. Юшков († 1804), городничий И. М. Квашнин († 1800) и др. В обители находились родовые усыпальницы Дмитриевых-Мамонтовых, Апраксиных, князей Засецких, Ржевских, Вельяминовых. В кон. XIX в. в М. П. м. была открыта школа-приют на 15 сирот, для к-рой в 1901 г. выстроили отдельное здание. В 1902 г. в мон-ре проведен водопровод. К обители была приписана деревянная Мефодиева часовня, поставленная в лесу на месте предполагаемого первоначального поселения основателя. Ежегодно 14 июня к ней совершался крестный ход из М. П. м. В 2 верстах от мон-ря находилась часовня св. Иоанна Предтечи, крестный ход к к-рой совершался 24 июня. Для братии, стремившейся к «особенному уединению», в 2 верстах от М. П. м., в лесу, в 1793 г. иеромонахами Самуилом, Дорофеем и Иосифом была устроена пустынь с 2 кельями, плетневой оградой, прудом, садом, огородом. В 12 верстах от М. П. м., на берегу р. Сестры, стояла мукомольная «о 6 поставах» мельница ( Калайдович. 1866. С. 22-23).

http://pravenc.ru/text/2563092.html

Постройка сия производима была под надзором некоего зодчего Иоанна; и в это время, по указанию престарелого священника Феодора, обретена гробница князя Михаила у церковной стены. Преосвященный писал о том к царю, и вследствие его повеления поставил св. мощи благоверного открыто в соборной церкви в приделе архангела Михаила. Преосвященный Евфимий упоминается еще в 1641 году. (24) 22) Uoha I 39 посвящен патриархом Иосифом в 1643 году. При нем Оршин монастырь причислен к архиерейскому дому, скудости ради сего последнего и взамен отшедшего от сего дома места в Москве, называемого Спасское с звонарями. (25) 23) Лаврентий 40 из диаконов двора патриаршего, а по Истории Российской Иерархии из патриарших ризничих, посвящен во епископа 1654 года 16 или 17 апреля в Твери патриархом Никоном . В 1655 ужасный год смертоносная язва истребила почти всех жителей Твери. Дабы укротить общее отчаяние среди страха смертного, преосвященный Лаврентий ездил в Москву и привез оттуда древний гроб митрополита Филиппа, в котором сей святитель почивал в Соловецкой обители. Патриарх Никон , отдавая его Лаврентию, завещал переложить в него мощи св. епископа Арсения и в воспоминание сего события установить ежегодное празднование и хождение с литией из всех церквей города Твери в Желтиков монастырь. Сие благочестивое празднество со 2 июля 1655 года совершается ежегодно доселе. В первый воскресный день после праздника св. апостолов Петра и Павла. В то же время архиепископ Лаврентий переложил мощи благоверного князя Михаила из ветхой раки в новую деревянную, обвив оные белою камкою. В 1657 г. 26 июля пастырь сей перемещен в Казань с саном митрополита и там скончался 1673 года ноября 11 дня в схиме с именем Левкия. Нектарий, архиепископ сибирский и тобольский, посвященный в сей сан 1636 года 4 февраля из игуменов Ниловой пустыни, был современник Евфимия, Ионы и сего Лаврентия. Через три года и 9 месяцев он отказался от паствы и отошел в 1640 году 7 января на покой в ту же пустынь, где и скончался в 1665 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/t...

Оптин Болховский Троицкий мужеский, заштатный, Орловской Епархии, в Болховском уезде. В нем церковь Соборная каменная во имя Живоначальной Троицы; другая во имя Тихвинской Божией Матери с приделом во имя Покрова Богородицы. С 1819 года монастырь сей управляется Архимандритом. Оранский мужесий, заштатный, Нижегородской Епархии, недалеко от Нижнего Новгорода, на месте именовавшемся Орано поле; построен по случаю явления в 1629 году на сем мест Иконы Владимирской Богородицы. В нем церковь Соборная во имя Владимирской Богородицы, в которой находится Чудотворный, ее образ. Оршин мужеский, заштатный, в 20 верстах от Твери. Островский Оятский мужеский, заштатный, Санкт-Петербургской Епархии, в 35 верстах от Новой Ладоги, на берегу реки Ояти. В нем: 1) Соборная церковь во имя Богоявления Господня; 2) теплая во имя Преподобного Александра Свирского . Отенский (иначе зовется Отня, т. е. Отчая пустыни) мужеский, 3-го класса, Новгородской Епархии, в 50 верстах от города Крестцов. Начало построения его неизвестно, а возобновлен Св. Ионой Архиепископом Новгородским. В нем Соборная церковь во имя Рождества Св. Иоанна Крестителя, возобновлена и освящена в 1808 году; при ней с северной стороны церковь во имя Трех Святителей, освящена в 1804 году. Между сею церковию и Соборной придел во имя С. Ионы Архиепископа Новгородского, преставившегося в 1471 году ноября 5 дня; в нем почивают Св. его мощи, а память его совершается в Пятницу, именуемую Ильинской; с южной стороны придел во имя Преподобного Онуфрия, освящен в 1809 г. Отрочь Успенский мужеский, 2-го класса, степенью 15-й, в Твери; построен в 1265 году при В. Князе Ярославе Ярославиче Тверском отроком его Григорием. В нем 2 церкви: 1) Соборная во имя Успения Богородицы; 2) во имя Св. Петра и Филиппа, Московских Чудотворцев. В нем помещено уездное и приходское духовные училища, открытые в 1809 году. Охорский Преображенский мужеский, заштатный, Могилевской Епархии, в Чириковском уезде, близ села Охора. Павлов Обнорский мужеский, 3-го класса, Вологодской Епархии в Грязовецком уезде в Обнорской трети; построен в 1414 году Преподобным Павлом Обнорским. В сем монастыре 4 церкви; 1) Соборная каменная во имя Живоначальной Троицы; 2) во имя Преподобного Павла, основателя сей обители, и в оной мощи его почивают под спудом; 3) вверху Соборной церкви в главе во имя Св. Сергия Радонежского; 4) при настоятельских кельях во имя Успения Пресвятой Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Апостол и св. Отец тот храм сызнова святить во имя преподобного Варлаама Новгородского, Хутынского чудотворца, по прежнему, для того, что Нектарий Архиепископ благословил тот храм святить во имя Преполовения мимо правил св. Апостол и св. Отец; а обложен тот храм и совершен во имя преподобного отца Варлаама чудотворца, да и для того, что, де, и сам Нектарий Архиепископ в отлучении великих духовных делех, и как к тебе ся наша грамата придет, и ты б в том храме тот антиминс снял, а в то место положил новый антиминс во имя преподобного Варлаама и на престоле устроил все по прежнему, как ведется на освящение церкви, и освятил бы еси тот храм по прежнему чину; а торговой будет человек Кондратий Акимов похочет по своему обещанью поставить храм во имя Преполовения праздника Господня храм поставил инде, где хочет, а не в том месте где храм Варлаама чудотворца. Писано на Москве лета 7128 ноября в 12-й день. (Истор. Церковной Иерархии т. IV, стр. 292). 71 Замечательна самая история открытия антиминсов. Преосвященный Архиепископ, в последствии Митрополит С.Петербургский, Григории, нередко посещая Оршин монастырь, и давно скорбя о крайней обветшалости церковного иконостаса, приказал составить проект для нового, который соответствовал бы величию храма и вместил бы все образа обветшавшего иконостаса; и, вместе с этим, приказал упразднить старинный полурассыпавшийся кирпичный пол, и сделать деревянный; а для предохранения его от гнилости, вынуть из-под кирпича земли на три четверти аршива, и пробить в стене продушины. Когда разобрали кирпич и стали выносить песчаную насыпь, бывшую под ним, то в алтаре, у самой двери, ведущей из левого отделения, занятого жертвенником, в отделение среднее, посвященное престолу, под заступами работников зазвенело, и к настоятелю, притом бывшему, начали подавать из песка, одну за другою, следующие серебряные богослужебные вещи, совершенно новые: потир, дискос, звездицу, три блюда (одной величины с диском), лжицу, крест, кадило и две иконы в позолоченных окладах; и в тоже самое время, на престоле, за ветхостию упраздненном, когда сняли срачицу, нашли три старинные антиминса, уложенные один на другой, в нарочно вырезанном на деке углублении.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   001    002    003    004   005     006    007