В Знаменском храме под спудом почивали мощи прп. Давида, над местом его погребения, по описи 1745 г., находились иконы Вознесения Господня и прп. «Давида с венцем серебряным. Образа и покров - старые» ( Виноградов. С. 36), при этом неясно - Давида Серпуховского или тезоименитого ему святого прп. Давида Солунского. Над погребением прп. Давида стояла посеребренная металлическая рака, сооруженная в 1867-1870 гг. на средства купца Н. И. Котова. В Знаменской ц. находилась принесенная ок. 1788 г. из Киева гробница прп. Моисея Угрина, в к-рой почивали его мощи до переложения в новую раку, а также чтимые икона Божией Матери «Знамение», по преданию принадлежавшая прп. Давиду, и икона Всемилостивого Спаса. В ризнице хранился крест с мощами мн. святых, «древние» иконы, богослужебные сосуды XVII-XIX вв., облачения, пожертвованные в т. ч. кн. А. А. Суворовым-Рымникским. В б-ке, располагавшейся рядом с ризницей, хранились синодики 1651 и 1736 гг., неск. рукописных и ок. 2 тыс. печатных книг. После закрытия Д. п. в XX в. мн. святыни были утрачены. К 2006 г. в мон-ре находятся рака с мощами прп. Давида, частица гвоздя от Распятия Господня, частица хитона Господня, частица ризы Пресв. Богородицы, ок. 150 частиц мощей святых, в т. ч. Вифлеемских младенцев, вмч. Евстафия Плакиды, свт. Николая Чудотворца, преподобных Давида Солунского, Никиты Столпника, Ферапонта Можайского, Германа Аляскинского и др. Особой известностью пользуется источник прп. Давида на подворье Д. п. у дер. Талеж Чеховского р-на. Колокольня. Фотография. 2006 г. После 1917 г. Д. п. была закрыта, в 30-х гг. рядом с монастырем основан пос. Нов. Быт, часовня в Москве снесена в 30-х гг. Нек-рые из насельников до сер. 30-х гг. проживали в зданиях мон-ря и его окрестностях, позднее практически все были репрессированы; престарелый архим. Валентин замучен до смерти. Были снесены главы Вознесенского собора, Никольской и Знаменской церквей, в зданиях Д. п. открыли клуб и сельскохозяйственный техникум. В 50-х гг. уничтожено монастырское кладбище, на к-ром был погребен герой войны 1812 г. ген. от инфантерии Д. С. Дохтуров, представители рода Оболенских. Постройки ветшали и разрушались.

http://pravenc.ru/text/168568.html

По преданию, здесь начал свои духовные подвиги на Лопасненской земле преподобный Давид Серпуховской, основатель Вознесенской Давидовой пустыни. По существующему поверью, преподобный Давид первоначально в этом месте хотел основать монастырь. Но несколько раз деревянные постройки разрушал приходивший из леса медведь. Преподобный понял этот знак свыше и пошел искать новое место для обители. Поэтому, в XIX веке Давидову пустынь называли Новый Спас, а храм Преображения Господня - Старый Спас. Святое место не было забыто, и уже в XVI веке здесь возводятся первые деревянные храмы. Полное название церкви, о которой идёт рассказ, церковь Старо-Спасского погоста, что на Дебле (в глухой, малодоступной местности). Относилась церковь к древней Хатунской волости. В словаре В.И.Даля погостом называется «отдельно стоящая на церковной земле церковь, с домами попа и притча, с кладбищем». Однако в XV-XVI вв. так называли административные единицы, где шла бойкая торговля, собирался оброк, велись судебные разбирательства. Но судьба была строга к маленькому погосту. Страшное безвременье XVI- начала XVII веков несло непрерывное разорение, опустошение. Деревянные храмы часто перестраивались: после пожаров, из-за ветхости. Но память об этих древних храмах жива и сейчас: место святого престола обозначено часовенкой. В Переписной книге Хатунской волости за 1646 год церковь Преображения Господа Бога нашего числится «за селом Бавыкино, что на Дебле на реке Лопасня». При храме назван двор попа Ивана Григорьева, а также 17 дворов крестьян, в которых проживало 26 человек. В 1708 году бывшее дворцовое село Бавыкино было пожаловано князю Григорию Федоровичу Долгорукову (1657-1723). По переписи 1709 года на погосте проживал священник Тимофей Семенов, было 7 дворов и 32 крестьянские души. К погосту относились деревни Голыгино, Плешкино, Пешково, Заволепитево. В 1722 году, после возвращения в Россию из Польши, Григорий Федорович построил новую деревянную церковь на Старом Спасе. Очень интересна судьба тех людей, которые волею судьбы становились владельцами погоста Старый Спас и окружающих земель.

http://sobory.ru/article/?object=03749

Закрыть itemscope itemtype="" > «Мы друг другу подставляем плечо, на которое можно опереться» 18.11.2020 565 Время на чтение 14 минут Очень часто беседы с руководителями монастырей бывают настолько насыщенны фактами и размышлениями, охватывают различные аспекты монастырской жизни, что в одно интервью всё это не вместить. Так получилось и после недавней сентябрьской встречи с настоятелем Вознесенской Давидовой пустыни игуменом Сергием (Куксовым), который возглавляет эту обитель в Подмосковье на протяжении девяти лет и, по его признанию, стал единым целым с братией. Душа волнуется за каждого... Кроме того, монастырь, с самого начала своего возрождения помогавший людям не только прийти к Богу, укорениться в вере, но и в особо трудные времена просто физически, материально выжить, и сегодня не бросает их в тяжелейших условиях новых реалий. А немало мирян в свою очередь стремятся помочь монастырю. Вот и наполняется содержанием формула: монастырь – мир – взаимопомощь. Формы взаимопомощи бывают разные. О некоторых из них хочется рассказать в продолжение темы предыдущего интервью с батюшкой – «Вспоминая пример отца Иоанна (Крестьянкина), я понимал, что самое главное в общении с братией – это любовь». Монастырь интегрирован в социальную жизнь людей Отец Сергий, вспомним исторический факт: основатель обители преподобный Давид Серпуховской стал строить со своими сподвижниками деревянную церковь, кельи для жилья в совершенно пустынной местности. Насельники могли молиться в тишине. А сейчас Давидова пустынь практически находится в поселке. Монастырь откликается на нужды людей, развивая такие направления, как социальная работа, военно-патриотическая, миссионерская. Насколько это сложно и, на Ваш взгляд, правильно – исполнять внешние послушания? По воле Господа мы теперь живем в тесном соседстве с жителями поселка Новый Быт Чеховского района и, конечно, зависим от них. Прежде всего – в духовном плане. Ведь нам перед Богом отвечать, какой пример мы им показываем, к чему их призываем.

http://ruskline.ru/opp/2020/11/18/my_dru...

Основана 31 мая 1515 г. прп. Давидом, игуменом Вознесенским, Серпуховским чудотворцем, который пришел на это место с иконою Знамения Богоматери с двумя монахами и двумя послушниками. Поселившись здесь, он поставил кельи, возвел первые деревянные храмы в честь Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа с приделом в честь Успения Пресвятой Богородицы и Святителя и чудотворца Николая с трапезою. Около пустыни преподобный насадил липовую рощу. В советское время монастырь был закрыт в 1928 г., после чего его территория и здания были заняты сельскохозяйственным техникумом, клубом с кинотеатром, складом, гаражом и магазином. Сейчас в обители шесть храмов и возведенная в 1845–1847 гг. из 100 тыс. кирпичей четырехъярусная  колокольня. Церкви пустыни группируются по двум тройкам. Одна, более древняя, занимает центральное место внутри каре, доминируя во всем историческом ансамбле. Вторая, окончательно сформировавшаяся в начале прошлого века, составляет часть северной стены. Знаменская церковь освящена в 1870 г. свт. Иннокентием Московским. Несмотря на то что в советское время ее помещения занимал гараж, частично сохранились элементы храмового убранства и роспись. А 23 мая 1997 г. здесь были обретены мощи основателя обители прп. Давида. Мощи другого знаменитого святого — преподобного Моисея Угрина, гроб которого доставил в Вознесенскую Давидову пустынь митрополит Московский Платон (Левшин), не сохранились. Богослужения возобновлены в 1999 г. Никольская церковь освящена в 1904 г. В совет­ское время использовалась как кинотеатр, в алтаре располагалась будка с кинопроектором. Богослужения возобновлены в 2005 г. Святыни: частицы мощей Николая Угодника, апостолов и евангелистов Луки, Марка и Матфея, прп. Давида. В притворе (бывшем приделе) — икона прп. Сергия с частицей его мощей, икона блж. Матроны с частицей мощей; частицы мощей свтт. Игнатия (Брянчанинова) и Филарета Московского, мощевики с частицами мощей новомучеников и исповедников Российских и раннехристианских святых, прп.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

Московская область (святыни) Материал из Азбука паломники Перейти к навигации Перейти к поиску Московская область СЕРГИЕВ ПОСАД. Свято-Троицкая Сергиева Лавра: преп. Сергий, Никон, Михей, Дионисий и Антоний Радонежские, Максим Грек, свт. Серапион Новгородский, Иоасаф и Иннокентий Московские, Макарий Алтайский , Исаия Ростовский (глава), муч. Архидиакон Стефан (десница); «Сергиевская-Смоленская» и «Черниговская» иконы Божией Матери, икона свт. Николая. Гефсиманский (Черниговский) скит: преп. Варнава Гефсиманский . ХОТЬКОВО. Покровский Хотьков женский монастырь: преп. Кирилл и Мария Радонежские (родители преп. Сергия). МУЗЕЙ-УСАДЬБА «МУРАНОВО» (Сергиево-Посадский район, близ Радонежа). Храм Спаса Нерукотворного образа: «Корсунская» икона Божией Матери. ДМИТРОВ. Борисоглебский монастырь: «Феодоровская» икона Божией Матери. П. ДЕДЕНЕВО, Дмитровского района. Спасо-Влахернский женский монастырь: преп. исп. Параскева Дмитровская (ХХ в.), «Влахернская» икона Божией Матери, икона Спасителя в терновом венце («Беленький Спас»). ЗВЕНИГОРОД. Саввино-Сторожевский монастырь: преп. Савва Сторожевский (XIV в.). СЕРПУХОВ. Никольский собор: икона Божией Матери «Помощница в родах». Богородицкий Высоцкий монастырь: преп. Афанасий Высоцкий, Младший (XIV в.), икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Введенский Владычный женский монастырь: преп. Варлаам Серпуховской (XIV в.), икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша», иконы св. царевича Димитрия Угличского и муч. Иоанна Воина. Серпуховский историко-краеведческий музей: икона «Введение Богородицы во храм». С. РАЙ-СЕМЕНОВСКОЕ, Серпуховского района. Храм Спаса Нерукотворного образа: икона Божией Матери «Взыскание погибших». П. НОВЫЙ БЫТ, Чеховского района. Давидово-Вознесенская пустынь: преп. Давид Серпуховской (XVI в.). Д. САТИНО-РУССКОЕ, Подольского района. Вознесенский храм на кладбище: муч. Евгений Родионов (ХХ в.) (могила около храма), «Ахтырская» икона Божией Матери. ИСТРА. Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь: мц. Татиана (часть мощей). П. КНЯЖЬЕ ОЗЕРО, Истринского района. Александро-Невский храм: оригинал «Торопецкой-Корсунской» иконы Божией Матери.

http://azbyka.ru/palomnik/Московская_обл...

Вознесенская Давидова пустынь находится в восьмидесяти пяти километрах от Москвы и в двадцати четырех километрах от Серпухова, недалеко от города Чехова. Она расположена в красивой местности на берегу реки Лопасни, впадающей в Оку, на высокой полугоре, изобилующей белым камнем. Основана обитель была 31 мая 1515 года преподобным Давидом, игуменом Вознесенским, Серпуховским чудотворцем, который пришел на это место с иконою Знамения Богоматери с двумя монахами и двумя послушниками. Поселившись здесь, он поставил кельи, возвел первые деревянные храмы в честь боголепного Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа с приделом в честь Успения Пресвятой Богородицы и Святителя и чудотворца Николая с трапезою. Около своей пустыни Преподобный насадил липовую рощу. Почитание преподобного Давида началось вскоре после его праведной кончины. В синодике 1602 года он именуется преподобным, а в документах 1657 года, кроме того, и чудотворцем. Охраняемая святыми молитвами своего основателя, обитель прп.Давида существует уже 500 лет. За это время она не раз терпела различного рода невзгоды и нестроения, но по милости Божией при поддержке благочестивых людей с терпением перенесла их и в настоящее время продолжает активно восстанавливаться и развиваться. Сегодня монастырь насчитывает 12 насельников. Настоятелем обители является игумен Сергий (Куксов). Ежедневно в стенах обители совершается литургия. Адрес: Московская область, Чеховский район, село Новый быт Телефон: 8 (49672) 41-133 Святыни монастыря Молитвы Преподобный Моисей Угрин (венгр), Печерский Тропарь, глас 3 Другаго тя Иосифа,/великий чистоты и целомудрия рачителю,/всечестне и равноангельне Моисее,/священными песньми восхваляюще, грешнии,/молимтися прилежно:/моли Христа Бога,/яко да исцелит вся наша страсти//и подаст велию милость. Ин тропарь преподобного Моисея Угрина, Печерского, в Ближних пещерах, глас 3 Труды и подвиги со страстьми по чистоте твоей видя, святе,/кто не удивится?/Глад бо, темницу и раны приемля,/не поработился еси сластем ляховицы,/но, яко царь, страстьми обладаяй,/ныне и тогда воспрославился еси от Всевидящаго человеческая сердца,/от Негоже во искушениих всем пособствовати благодать прием,/пособствуй и нам, твою память чтущим,/Моисее преподобне

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Николая Чудотворца мон-рь (мужской; в пос. Луговом Дмитровского р-на; основан в период от 1361 до 1-й трети XIV в.; в 1700 приписан к Троице-Сергиеву мон-рю; в 1764 упразднен; в 1766 возобновлен; в 1927-1928 закрыт; восстановлен в 2007), Лужецкий Богородице-Рождественский Ферапонтов (мужской; в Можайске; основан в 1408; закрыт ранее 1929; возрожден в 1994), Колоцкий Успенский (женский; в дер. Колоцкое Можайского р-на; основан ок. 1415-1420; закрыт в 20-х гг. XX в.; возрожден в 1997), дмитровский Борисоглебский (мужской; в Дмитрове; основан, возможно, между 1310 и 1334; упразднен в 1926; возрожден в 1993), Иосифо-Волоцкий (мужской, ставропигиальный; близ с. Теряева Волоколамского р-на; основан в 1479; упразднен в 1920; возрожден в 1989), Белопесоцкий Троицкий (женский; в г. Ступино; основан в кон. XV в. как мужской; закрыт в 1918; возобновлен как женский в 1993), Давидова Вознесенская пуст. (мужская; в с. Нов. Быт Чеховского р-на; основана в 1515; закрыта ок. 1929; возрождена в 1995), Брусенский Успенский (женский; в Коломне; основан ок. 1552-1554; закрыт в 1922; возобновлен в 1997), Радовицкий во имя святителя Николая Чудотворца (мужской; в с. Радовицы, городской округ Егорьевск; основан ок. 1584; закрыт в 1923; возрожден в 2006), Бобренёв Рождество-Богородичный (мужской; в совр. с. Ст. Бобренёво Коломенского р-на Московской обл.; впервые упом. в 1577/78; упразднен в 1764; возобновлен в 1865; закрыт в 20-х гг. XX в.; вновь возобновлен в 1991), Берлюковская во имя святителя Николая Чудотворца пустынь (мужская; близ совр. дер. Авдотьино Ногинского р-на; основана в 1606 (?); в 1770 упразднена; в 1779 возрождена; в 1920 закрыта; возрождена в 2006), Воскресенский Новоиерусалимский (мужской, ставропигиальный; в г. Истра; основан в 1656; упразднен в 1919; возрожден в 1994), Екатерины великомученицы (мужской; в г. Видное; основан не ранее 80-х гг. XVII в. (до 1690); закрыт в 1918; возрожден в 1992), Вифанский Спасо-Преображенский скит Троице-Сергиевой лавры (мужской; близ г.

http://pravenc.ru/text/2564192.html

В 1627-1628 гг. в обители по документам значится деревянный храм, который называется как «Церковь Вознесения Христова да придел Николы Чудотворца с трапезрю, древяна клетцки, строение монастырское и приходных людей». Этот храм, по-видимому, был перестроен и в 1657 г. описывается так: «Церковь Вознесения да в придел два престола Успения и Николая Чудотворца, с трапезою, древяна шатровая, о трех верхах, ветха, строение монастырское и приходских людей. А в церкви в олтаре: на престоле образ Пречистыя Богородицы Одигитрия, индитья выбойчатая, мелкотравная, евангелие печатное в десть, позолочено, бархат червчат, евангелисты серебряные, басебные, крест воздвизальный обложен серебром басебным, на жертвеннике двои сосуды белые оловянные, третьи деревянные; царские двери и столпцы и сень, царские двери писаны на празелени; деисусовъ в трех тяблах, в нижним поясу среди Спасов образ, по сторонам по пяти образов, а в верхних в двух тяблах праздники и пророки по 12 образов, да над царскими двеьми по тяблам и по стенам пядниц 16 образов, писаны на вохре. Да в церкви книг: 2 псалтыря со следованием, печатные в десть, 2 октоя – один печатной, другой письменной в десть; минея общая печатная в десть; маргарит печатной в десть; соборник письменной в полдесть; книга Ефрема Сирина с Саввою печатной в десть; книга о вере в десть; триодь письменная постная; триодь цветная печатная – обе в десть; два служебника: один строй, другой новаго выхода, потребник иноческой печатной в десть; часослов печатной в десть; книга Николино житие печатное в полдесть; житие Александра Свирскаго да Михаила Клопскаго да житие Сергия Чудотворца письменное – все в полдесть. Да местных образов: по праву сторону образ Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в киоте, оклад басемной, 6 венцов резных; образ Пречистой Богородицы Владимирския, оклад и венец басемной, а по сказке той пустыни казначея с братьею с тем образом пришел в ту Давыдову пустыню чудотворец Давыд; образ Успения Пречистые Богородицы писан на празелени в киоте, образ Николы Чудотворца в киоте, оклад и венец и цата басменые, да в прикладе гривна серебреная резная; 2 свечи больших писаны красками розными, 4 риз, 3 епитрахили, 2 стихаря, 2 поручей, 2 кадила медных, 2 паникадила медных, а в них по 12 шанганов, чаша медная луженая водосвятная».

http://sobory.ru/article/?object=14015

К 1915 году старый соборный храм в честь Вознесения Господня имел пятиярусный иконостас, украшенный колонами с фронтонами, царские двери новые, иконы – конца XVIII в. Из икон должно отметить: а) Богоматери Владимирской, XVIII века, с надписью на ризе: «покойного надворного советника Василия Емельянова 1833 г августа 13», две местных: б) Спасителя и в) Богоматери, конца XVII в. над южной дверью: г) Нерукотвореннаго Образ, над северной – Знамение, начала XVIII . На южной двери: Архидиакон Стефан и на серединой – Ангел Хранитель, XVIII. В алтаре у жертвенника: а) икона с изображением апостолов Петра и Иоанна Богослова, Знамения Богородицы, апостола Павла и Иоанна Златоуста, Николая Чудотворца и Александра Свирского, Богоявления, Кирилла Белозерского, Иоанна Дамаскина, конца XVII века и б) икона Нерукотвореннаго Спаса, конца XVII века. Рядом с алтарем располагалось два отделения: в левом помешается ризница и библиотека обители, в правом – резное изображение Спасителя на кресте на каменной Голгофе. Над входом в правое отделение находится икона Знамения Пресвятой Богородицы с приписью на полях, Иакова Персянина, мученика Георгия и преподобных Макария и Онуфрия. На ризе имеется надпись: «Знамение Пресвятой Богородицы, моление Михаила Стефанова сына Балыматова 1716 году». Своды храма поддерживаются двумя столбами, на которых помещены иконы: а) святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, б) Успения Пресвятой Богородицы первой половины XVIII века, в) св. Константина и Елены, г) Трех вселенских святителей, д). кн. Владимира и Ольги, е) Нерукотвореннаго Спаса первой половины XVIII века. Стены храма украшены изображениями преподобных, апостолов и последних дней Спасителя. Храм имел пять глав и был построен на старом фундаменте, заложенном еще царем Иоанном Васильевичем Грозным. Подвал его представлял собой обширное помещение, частью оштукатуренное, с едва заметными следами росписи, что указывало на то, что здесь располагался нижний храм. В октябре 1929 года обитель была закрыта, настоятельский корпус забрали под сельхозтехникум. В братских корпусах разместились общежития для учащихся, в храмах обители, поражавших прежде величием своей красоты, устроили гаражи и склады.

http://sobory.ru/article/?object=14015

Лит.: ИРИ. Ч. 2. С. 424; Ч. 6. С. 178; Досифей (Немчинов), архим. Геогр., ист. и стат. описание ставропигиального 1-кл. Соловецкого мон-ря и др. подведомых сей обители мон-рей, скитов, приходских церквей и подворьев... М., 1836; Иванчин-Писарев Н. Д. Прогулка по древнему Коломенскому у. М., 1843; Ратшин. Монастыри; Мелетий (Шергин), архим. Ист. описание ставропигиального 1-кл. Соловецкого мон-ря. М., 1881. С. 292-293; Зверинский. Т. 2. 1150. С. 310-311; История 1-кл. ставропигиального Соловецкого мон-ря. СПб., 1899; Скворцов Н. А. Мат-лы по Москве и Московской епархии за XVIII в. М., 1911. Вып. 1; Александровский. Указ. моск. церквей; Виноградов Н. П., диак. Вознесенская Давидова пуст. Серпуховского у. Моск. губ.: Кр. ист. очерк с рис. (1515-1915 гг.). М., 1915. С. 90-97; Грушевский С. Г. Приложения к соч. «Коломенский уезд по писцовым книгам XVI в.». К., 1916; Савич А. А. Соловецкая вотчина XV-XVII в.: (Опыт изуч. хозяйства и соц. отношений на крайнем рус. севере в Др. Руси). Пермь, 1927; Альтшуллер Б. Л. и др. Памятники архитектуры Московской обл. М., 1975. Т. 1. С. 57; Демидов С. В. Новые данные о памятниках с. Фаустово//Реставрация и исслед. памятников культуры. М., 1982. Вып. 2. С. 238; Памятники архитектуры Московской обл.: Иллюстр. науч. кат. М., 1998. Вып. 1. С. 114-116; Минеева С. В. Рукописная традиция Жития прп. Зосимы и Савватия Соловецких, XVI-XVIII вв. М., 2001. Т. 1; Подобедова О. И. Восп. об о. Александре Звереве. М., 2001; Дамаскин. Т. 7. С. 158-175; Мерзлютина Н. А. Архит. памятники с. Фаустово//Христ. зодчество: Новые мат-лы и исслед. М., 2004. С. 301-316; Соловьёв К. А. Забытая святыня Московской земли//Подмосковный летописец. 2007. С. 30-33; он же. Св.-Троицкая Зосимо-Савватиевская Ново-Соловецкая пуст.- уникальный архит. памятник Московского Царства//Рос. гуманит. ж. СПб., 2018. Т. 7. 1. С. 53-71; Панченко О. В. «Акафист Ангелу Хранителю» и его создатель соловецкий священноинок Иосиф Мясной//ТОДРЛ. 2009. Т. 60. С. 473-508; Суслов А. А. Очерки истории Воскресенского края. М., 2012. С. 268-281; Богданова А. В. Крестьяне Соловецкого мон-ря накануне секуляризации 1764 г.//Вестн. ПСТГУ. Сер. 2: История. История РПЦ. М., 2015. Вып. 1(62). С 35-51; она же. Секуляризация церк. имуществ 1764 г. и Соловецкий мон-рь: (Посл. треть XVIII в.). М., 2015; Поздеева И. В. Человек. Книга. История: Московская печать XVII в. М., 2016.

http://pravenc.ru/text/2577883.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010