5 июня того же года, в празднование Вознесения Господня, его подняли на колокольню. К концу 1999 г. в Давидовой пустыни частично была восстановлена монастырская ограда, купола соборов Всемилостивого Спаса и Вознесения Господня, Никольской и Знаменской церквей. В настоящее время обитель продолжает активно восстанавливаться. Многое уже сделано, отреставрирован игуменский корпус, приведено в порядок монастырское кладбище. Благоукрашается и расширяется территория обители. Когда-то посреди обители был пруд, который не только украшал обитель, но и собирал в себя грунтовые воды. В настоящее время он восстановлен. Необходимо построить гостиничный комплекс для паломников, а также богадельню для духовенства, почисленного на покой. В ремонте и реконструкции нуждаются здания под гостиницу и воскресную школу. Кроме того, планируется восстановить подземный ход к реке Лопасне, проложенном в середине XIX века. На восточной и южных сторонах от старого собора находилось довольно обширное монастырское кладбище, на котором кроме братии обители погребены посторонние лица. Здесь находились могилы генерала от инфантерии Дмитрия Сергеевича Дохтурова (1759-1816), участника войн 1805-1815 гг., князей Оболенских, подполковницы П. И. Зыбиной, капитана И. И.Соколова, родного брата архимандрита Паисия, Чуфаровских, Кочетовых и др. К сожалению, кладбище было уничтожено в середине 50-х гг. ХХ века, могилы раскопаны, а надгробия пошли на фундамент нового общежития сельхозтехникума, который разместился на территории обители после ее закрытия в 1929 г. После возобновления монашеской жизни обители монастырское кладбище начали восстанавливать, и 26 октября 1999 г. были перезахоронены останки некогда погребенного на монастырском кладбище генерала от инфантерии Д. С. Дохтурова, героя Отечественной войны 1812 года. По материалам: http://www.davidova-pustyn.ru По писцовым книгам Московского уезда 1627 – 28 гг. в Хатунской волости: «монастырь особняк Давыдова (Давидова) пустыня, а на монастыре церковь Вознесения Христова, да в приделе Николы Чудотворца с трапезою, древянна, клетцки, строение монастырское и приходных людей, да на монастыре же церковь каменная Воскресения Христова да Пречистой Богородицы Успения, почата была делать блаженной памяти при царе Иване Васильевиче, да не свершена, а строение было государево; да на монастыре келья игуменская да 3 кельи братских; да на монастыре же хлебня да поварня братская, на монастыре же двор конюшенный, а около конюшенного двора роща липовая кругом; а под монастырем монастырская пашня наездом напахано 50 четвертей… сена на реке Лопасне 300 копен, лесу роща липовая около монастыря 15 десятин… на реке Лопасне мельница… Всего Давыдовы пустыни в Хатунской волости село да 8 деревень, да 11 пустошей, в них 55 дворов крестьянских да 11 дворов бобыльских… пашни паханые с наезжею пашнею перелогом и лесом земли 1220 чети с полуосминою в поле, сена 770 копен, лесу непашенного 33 десятины да лесу ж рощи 18 десятин».

http://sobory.ru/article/?object=02624

Д Давидова Вознесенская Московской Епархии заштатная мужская пустынь. Находится в Серпуховском уезде на правом берегу реки Лопасни, впадающей в Оку, на высокой и местоположением красивой горе, изобилующей белым камнем, расстоянием от Москвы к югу в 70, от Серпухова к северо-востоку в 23 вёрстах. Пустынь сия построена в 1515 году при Великом Князе Василии Иоанновиче, пришедшим из Боровского Пафнутиева монастыря старцем Давидом, который основал оную сооружением в ней церкви во имя Вознесения Господня, а потому и пустынь сия именуется Давидовой и Вознесенской. Здания в этой обители ныне следующие: 1) ЦЕРКОВЬ соборная во имя Вознесения Господня пятиглавая каменная посреди монастыря, при ней с трёх сторон крытая паперть, в которой хранится гроб Пр. Моисея Угрина, в Киевских пещерах почивающего. В нижнем этаже этой церкви тёплая во имя Успения Божией Матери с приделом Знамения Божией Матери, в котором почивают мощи под спудом Пр. Давида, основателя обители. В этой церкви по причине ветхости и сырости служения не бывает; 2) ЦЕРКОВЬ во имя Казанской Божией Матери над святыми воротами; 3) КОЛОКОЛЬНЯ на северо-западной стороне соборной церкви; 4) КЕЛЬИ Настоятельские, братские и для приезда Архиерейского у святых ворот; 5) ОГРАДА кругом монастыря с четырьмя по углам башнями. Настоятельство в этой обители с самого учреждения оной было Игуменское до 1764 года и находилось за нею крестьян 673 души; но в 1764 году по Штатам Духовным оставлена на своём содержании с настоятельством Строительским, которое и доныне продолжается. При этой пустыни ежегодно в день Вознесения Господня бывает ярмарка. Далматов Введенский Девичий упразднённый монастырь, находился 1740 года в Тобольской Епархии, от Пермского Далматова Успенского монастыря в 25 саженях, весь деревянного строения, но после бывшего в нём пожара перенесён на другое место, тому же монастырю принадлежащее, и ныне состоит от главного монастыря в 50 вёрстах при реке Тече на урочище, называемом Теченское поселье. Строения в нём: 1) ЦЕРКОВЬ,

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

642 ЦИАМ. Ф. 1368, оп. 1, д. 39, л. 11об. Письма настоятелей и настоятельниц монастырей благочинному монастырей архимандриту Пимену 1872 года. 643 Случай этот в пересказе священника Алексия Грачева (ум. 4 мая 1998 г.) записан монахиней Анной (Тепляковой) в 1999 году. 644 Рассказ Л. М. Ежовой записан Андреем Ледневым с ее собственных слов и любезно предоставлен нам, по благословению настоятеля храма в селе Карижа Малоярославецкого района священника Андрея Лобашинского, в 2002 году. 645 29 августа (по ст. ст.) Церковь вспоминает Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Какую таинственную связь этой даты с судьбой его духовного чада видел старец Варсонофий в свое время, можно только догадываться. 647 Смоленские епархиальные ведомости. 1912. 17. С. 1016– 1018. Подпись: «Диакон села Станища Вяземского уезда В. Чаусов». 648 Архимандрит Валентин, настоятель Николо-Угрешского монастыря, назначен благочинным общежительных монастырей Московской епархии 25 ноября 1896 года [РГАДА. Ф. 1192, оп. 5, д. 282, л. 116об.]. Позже, с 4 августа 1905 года, должность благочинного общежительных монастырей Московской епархии исполнял настоятель Вознесенской Давидовой пустыни архимандрит Валентин (Егоров; в миру Венедикт, род. ок. 1846 г.), состоящий настоятелем Давидовой пустыни с 8 октября 1893 года [ЦИАМ. Ф. 203, оп. 766, д. 133. Послужные списки за 1912 год]; скончался 8 апреля 1916 года [Московские церковные ведомости, 1916, 41–42]. 649 Митрополит Владимир (Богоявленский ; род в 1848 г.) возглавлял Московскую кафедру с 1898 по 1912 годы, затем Петроградскую с 1912 по 1915-й и, наконец, Киевскую, где принял мученическую кончину. Митрополит Владимир был убит анархистами, захватившими Киево-Печерскую Лавру, 25 января 1918 года. Собор Всероссийской Православной Церкви, проходивший тогда в Москве, постановил считать 25 января днем ежегодного молитвенного поминовения всех мучеников и исповедников, пострадавших за Христа во время новых гонений. Это постановление не потеряло своей силы и ныне [Митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский) . Поучения. М., 1992. С. 5–6].

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Москва. Часовня Спаса Всемилостивого близ Москворецкого моста. /// Объект утрачен Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Деревянная часовня построена в 1685-1689 гг. снаружи, у несохранившихся кирпичных Москворецких (Спасских) ворот Китай-города. Стояла предпоследним домом на нечётной стороне уничтоженной Москворецкой улицы в начале Мокринского переулка перед Москвой-рекой и старым Москворецким мостом. Часовня первоначально принадлежала Зосимо-Савватиевской пустыни близ города Бронницы, а в 1700 г. была приписана к Соловецкому монастырю. В 1709 г. часовню переносят на новое место — внутрь стен Китай-города, на место церкви Спаса Смоленского, построенной в 1514 году. По воле Петра I Спасская часовня в числе многих московских часовен была закрыта, а её здание использовалось под торговые цели. По общему указу 1727 года она была восстановлена. С 1765 года передана Давидовской пустыни Серпуховского уезда (близ города Лопасня). В 1912 году часовня перестраивается усердием благотворителей; обновлён и наружный вид к празднованию 150-летию её нахождения в ведении Вознесенской Давидовой пустыни. Закрыта в 1920-е годы. Снесена в 1966 году перед строительством гостиницы Россия. Часовня Всемилостивого Спаса находилась на Москворецкой улице, близ Москворецкого моста. Чудотворный образ Спасителя первоначально находился, по-видимому, на стене, когда здесь были Москворецкие ворота с такими же проездами, как у Воскресенских ворот. В 1685-87 гг. построена Марчуговскою пустынью деревянная часовня при внешней стороне стены у ворот. В 1700 г. пустынь и часовня приписаны к Соловецкому монастырю. В 1709 г. часовня перенесена на новое место «в городе промеж ворот». С 1765 г. принадлежит Давыдовой Вознесенской пустыни Серпуховского уезда. Когда ворота были разобраны, часовня перенесена была на нынешнее место, на котором несколько раз перестраивалась и обновлялась. Имени Спасителя по близости существовала также особая церковь, называвшаяся Спас у Москворецких ворот, она разобрана в 1783 г.

http://sobory.ru/article/?object=34845

39 . Его же Стихотворение (Моск. церк. вед., 1897, 46). 40 . Бухарев, прот. Мои воспоминания о приснопамятном архипастыре, митр. Филарете (Моск. церк. вед., 1907, 51–52). 41 . Бухарев А. О Филарете, митр. Московском, как плодотворном двигателе православно-русской мысли (Прав. обозрен., 1884, ч. I, апрель). 42 . Введенский Д.И. , Великий иерарх Русской Церкви (Троицкий цветок, 50, Св.-Тр. Серг. Лавра, 1907). См. также Моск. церк. вед., 1907, 29, 30. 43 . Его же Юродивый «Иванушка» – современник митр. Филарета. М., 1916. 44 . Ветелев А. , свящ., Митр. Московский Филарет, как проповедник-богослов, проф. (Ж. М. П., 1954, 12). 45 . Викторов П., свящ. Памяти великого богослова (Ж. М. П., 1957, 12). 46 . Его же Тайна боговоплощения (проповеди митр. Филарета в дни Благовещения). Ж. М. П., 1959, 4. 47 . Виноградов В. Платон и Филарет, митрополиты Московские (сранительная характеристика их нравственного облика). Серг. Посад., 1913. (Богосл. вестн., 1913, I, II). 48 . Виноградов И. , прот., к 25-летию памяти святителя Филарета, митр. Московского (19 ноября) (Душеп. чтен., 1892, ч. 3, ноябрь). См. также Приб. к Ц. В., 1892, 45. 49 . Его же Наставления и утешения болящим. (Из переписки Филарета) (Душеп. чтен., 1894, октябрь, с. 212. 50 . Вислоцкий А. Митр. Филарет и Библейское общество. Тр.-Серг. Лавра, 1952. 51 . Владиславлев ВФ., прот., Филарет, как истинный друг и товарищ. Тверь, 1894. 52 . Его же Из жизни свят. Филарета, митр. Московского. («Душеп. чтен., 1868, сентябрь). 53 . Вознесенский К. Ответы Московского святителя, митр. Филарета, на вопросы о войне (Душеп. чтен., 1904, ч. 2, август). 54 . Вознесенский Давидова пустынь Серпуховского уезда, Моск. губернии (1515–1915 гг.). М., 1915, с. 30, 31. 55 . Восторгов И. , прот., Блаженной памяти Московского митрополита Филарета (Моск. церк. вед., 1907, ноябрь, 46–47). 56 . Вышеславцев Г.П. О семейной жизни по учению Филарета, митр. Московского. СПб, 1894. 57 . Его же Нравственное богословие по сочинениям митр. Московского Филарета. (Странник, 1890, сентябрь-октябрь; 1891, май-август).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Заштатные монастыри: Сретенский и Покровский в Москве, Николаевский Перервинский в Московском округе, Николаевский Песношский в Дмитровском округе, пустыни: Давидова Серпуховского округа, Екатерининская в Никитском округе, Николаевская Берлюкова в Богородском округе. Женские монастыри: I кл. – Вознесенский, Новодевичий, II кл. – Алексеевский, Ивановский и Рождествен; III кл. – Георгиевский, Зачатьевский, Никитский и Страстной – все в Москве, Покровский Хотьков в Богородском окр. Калужской губ., I кл. – Боровский Пафнутьев в Боровске, II кл. – Лавретьев в Калуге, Бобровский в Лихвинском окр., Лютиков в Перемышльском окр., женский Казанский в Калуге. Заштатные мон.: Георгиевский в Мещовске; пустыни: Оптина Макариева в Козельском уезде, Медынская Тихонова в Калужском окр. Церкви Московской губ.: в Москве – 288 с соборами и кладбищами и бесприходными церквами, в Москов.округе – 82 цер., в Богородске – 1, в округе – 84 ц., в Никитске – 1/50, в Звенигороде – 3/69, в Воскресенске – 1/90, в Подольске – 1/64, в Дмитрове – 8/75, в Клину – 2/69; в Волоколамске – 8/35, в Рузе – 4/40, в Верее – 5/38, в Можайске – 9/37, в Бронницком округе – 20 цер., в Серпуховском окр. – 14 ц. 823 Калужской губ., в Калуге – 27 церквей с собором, в округе – 59; в Боровске – 10/46, Малом Ярославце – 4/38, в Лихвине – 5 с собором, в округе – 49, в Серпейске – 2/48, в Мещовске – 3/66, в Масальске – 3/36, в Медыни – 1/54, в Жиздре – 2/43, в Перемышле – 5/60, в пригороде Воротынске – 2, в г. Тарусе – 3/47, в Козельске – 8/72, всего монастырей мужских – 4, дев. – 1, церквей – 692. Всего в Московской епархии по двум губерниям, муж. мон. – 17, заштатных и пустынь – 10, церквей и при девичьих монастырях – 1798 ц. 824 VII. В Нижегородской епархии: муж. мон. – I кл. Печерский, управляемый бывшим казанским архиеписк. Антонием, уволенным на покой 5 марта 1785 г., и Макариев Желтоводский II кл., управляемый Палладием, бывшим рязанским епископом, уволенным на покой 20 марта 1778 г. 825 ; III кл. – мужские: Богородицкий Благовещенский в Н. Новгороде, Спасский в Арзамасе, Петровский в Саранске, Троицкий в городе, что на р. Алатыре; женские: III кл. Нижегородский Крестовоздвиженский, Арзамасский Николаевский и Киево-Николаевский в Алатыре. На своем содержании: Оранский Богородицкий в Нижегородском окр., Феодоровский в Балахонском окр., Остроезерский Троицкий в Горбатовском окр., Высокогорская Вознесенская пустынь в Арзамасском округе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

В 1892 году, 29 марта, на заводе Самгина был отлит колокол в 700 пудов. Перед отливкой был отслужен молебен настоятелем пустыни перед иконой Всемилостивого Спаса. 23 апреля колокол был доставлен на возах местными крестьянами в пустынь со станции Шарапова Охота Московско-Курской железной дороги. По случаю такого события собралось много паломников и ещё больше крестьянского люда из близлежащих деревень и сёл. После освящения огромный колокол 3 мая был поднят на колокольню. Он был украшен изображениями Спасителя, Богоматери, Вознесения Господня, Успения Божией Матери, Святителя Николая, прп. Иоанникия, муч. Валентина (местных подвижников). Вместе с благоукрашением святых храмов, поддерживались различные монастырские постройки. Так, при игумене Паисии была перенесена западная ограда на 50 саженей и построена угловая башня. В 1848 году был выстроен 2-х этажный братский корпус на 20 келий, построена 3-х этажная угловая башня. В 1853 году между Вознесенской и Никольской церквами устроены ризница с библиотекой, куда было помещено порядка 500 томов книг. В 1888 году рядом с обителью был устроен кирпичный завод. В 1889 году из этого кирпича была выстроена 2-х этажная гостиница с 16-ю комнатами для богомольцев. В 1890 году построен 2-х этажный каменный странноприимный дом с отделением для кухни. В 1891 году с юго-западной стороны сооружена монастырская ограда и к ней пристроен каменный одноэтажный флигель для престарелых заслуженных старцев. Кроме того в монастыре в середине XIX века заведён пчельник, мёд из ульев которого заслуживал на выставках пчеловодства в 1867 году серебряную, а в 1868 году большую золотую медали. В 1894 году попечением архимандрита Валентина открыта двухклассная церковно-приходская школа, а в 1905 году - смешанная одноклассная. 1900-й год был отмечен построением собора Всемилостивого Спаса. 7 октября храм освятил митрополит Московский Владимир (Богоявленский) вместе с епископом Серпуховским Анастасием. В 1913 году, 16 июня был освящён храм Всех Святых митрополитом Макарием (Невским).

http://sobory.ru/article/?object=02624

Сооружения монастыря, появившиеся вслед за колокольней, в большей или меньшей степени получили декоративное оформление, заимствованное прежде всего у русской архитектуры XVII столетия: фигурные наличники, пояски нишек-ширинок, городчатые карнизы — все это можно увидеть на зданиях настоятельского корпуса (западнее старых Святых ворот), Всехсвятской церкви с трапезной (восточнее Спасского собора), гостиницы и богадельни, просфорни и сторожки (вблизи колокольни), конного и скотного дворов (в северо-западной части комплекса) и некоторых других. Особого внимания заслуживает массивный собор Всемилостивого Спаса (1900). Ныне он занимает одно из важнейших мест в панораме Давыдовой пустыни. Архитектура собора — пример эклектических построек. Древнерусские элементы (килевидные арки, кокошники, поребрик) не воспроизведены здесь буквально (как в псевдорусских постройках), но в сочетании с иными стилевыми мотивами лишь символично включены в облик храма. В интерьере Спасского собора сохранилась клеевая роспись в духе древнерусской монументальной живописи. В ансамбль монастыря включены также эклектическая Знаменская церковь, пристроенная к Вознесенскому собору с западной стороны, и два жилых корпуса, вытянутых вдоль южной границы комплекса. Связующим элементом ансамбля стала сооруженная в середине XIX века ограда с четырьмя угловыми башнями. Не все из перечисленных сооружений Давыдовой пустыни обладают высокой художественной ценностью, но все они без исключения важны как необходимые составные части сложной живописной композиции монастырского ансамбля. Комплекс пустыни возвышается на крутом холме над Лопасней, в том месте, где река образует плавную излучину. Архитектура монастыря органично вписана в ландшафт, и единство их, единство созданного человеком и природой, представляет несомненную эстетическую и художественную ценность. В Давыдовой пустыни в ноябре 1816 года был похоронен один из героев Отечественной войны 1812 года — генерал Дмитрий Сергеевич Дохтуров. Не раз приезжал в монастырь Антон Павлович Чехов: пустынь входила в его карантинный холерный участок.

http://sobory.ru/article/?object=02624

Всехсвятский скит при Драндском Успенском монастырь. Скит этом расположен в 8 в. от Драндского монастыря и основан на месте, где находились развалины древнего храма, построенного в XIII и веке. Храм этот возобновлен и освящен в 1899 г. во имя Всех Святых. Пантелеимоновский скит при Драндском Успенском монастыре. Паителеймоновский скит находится в 2 в. от Успенской Драндской обители, на берегу речки Малого Кодора, вверх по ее течению. Здесь долгое время стоял в запустении храм, построенный в XIII веке. В 1892 г. он был возобновлен на средства псаломщика Ф.И.Даниленко и освящен в 1893 г. во имя вмч. и целителя Пантелеимона и Св. Феодора Стратилата. Иоанно-Крестительская пустынь в Озургетском уезде. Второклассная Иоанно-Крестительская необщежительная пустынь находится в селении Амаглеба, в 25 в. от уездного города Озургети. Управляет ею архимандрит. Кацхский Спасо-Вознесенский монастырь, в Шаропанском уезде. Эта третьеклассная необщежительная обитель расположена в селении Кадхи, в 50 в. от Кутаиса. Храм ее освящен в честь Вознесения Христова. Управляет игумен. Мартвильский Успенский монастырь в Сенакском уезде. Мартвильский первоклассный необщежитльный монастырь находится при селении Мартвили в 12 в. от местечка Хопи, в 30 в. от ст. Закавказ. ж. д. «Абаша» и «Ново-Сенаки» и в 30 в. от Кутаиса. Основана обитель в X веке, между 921–976 годами. Основателем монастыря считается абхазский царь Георий. Храм, построенный основателем монастыря, перенес много тяжелых повреждений. В 1840 г. он заново реставрирован и сделан кафедральным собором, а в 1888 г. обращен в ныне существующий монастырь. Он имеет два придела, один из которых освящен во имя Свв. апп. Петра и Павла. Управляет гурийско-мингрельский епископ. Моцаметский Давидо-Константинов монастырь в Кутаисском уезде. Эта второклассная необщежительная обитель находится в селении Моцамети, в 2 в. от селенья Голати и в 6 в. от Кутаиса. Основана она в 1040 г. грузинским царем Багратом IV (1027–1072). В монастыре один храм, освященный во имя Свв. мчч. Давида и Константина, с приделом, построенным в 1900       году. Храм этот построен в XI в. II обновлен в 1863 году. В нем на вскрытии покоятся мощи Свв. мчч. Давида и Константина, князей аргветских (память их 2 октября). Здесь же находится древняя чудотворная икона Благовещения Богоматери, написанная в X веке. Управляет Моцаметским монастырем архимандрит.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ДАВИД СЕРПУХОВСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Преп. Давид Серпуховский, икона Давид Серпуховской (+ ок. 1520 ), преподобный Память 18 октября и в Соборе Московских святых В миру Даниил, родился в начале 1450-х годов. О святом повествуют предания, зафиксированные в литературе начиная с XIX в., имеются краткие сведения в святцах и синодиках. Исследователи XIX в. критически относились к преданию о знатном происхождении преподобного - о том, что до пострига он был дьяком вел. кн. Василия III Иоанновича Даниилом Васильевичем Мамырёвым или же князем Даниилом Ивановичем Вяземским . В начале 1470-х годов поступил в Пафнутьев-Боровский монастырь , где принял постриг с именем в честь Давида Солунского у основателя обители, преподобного Пафнутия Боровского . Спустя некоторое время Давид с двумя монахами и двумя мирянами оставил Боровскую обитель, взяв с собой икону Богоматери " Знамение " с предстоящими преподобными Петром и Онуфрием Афонскими, пророками Аввакумом и Даниилом (впоследствии эта икона находилась в келье святого). 31 мая 1515 года преподобный со своими спутниками поселился в пустынной местности на берегу р. Лопасни в Хатунской волости, принадлежавшей кн. Василию Семеновичу Стародубскому, сыну кн. Семена Ивановича Можайского . На выбранном месте отшельники воздвигли кельи и деревянные церкви: в честь Вознесения Господня с приделом Успения Пресв. Богородицы и трапезную церковь во имя свт. Николая Чудотворца. Так была основана Вознесенская Давидова пустынь . Об иноческих трудах преподобного Давида известно очень мало. Считается, что преподобный посадил первые деревья в липовой роще за стеной пустыни. Согласно преданию, незадолго перед кончиной прп. Иосиф Волоцкий (+ 9 сентября 1515) посетил Давидову пустынь на праздник Успения Богоматери. Это событие запечатлено в современной росписи монастырского трапезного храма в честь Всех святых. Возможно, духовная дружба прп. Давида и прп. Иосифа зародилась еще в Боровском монастыре (до ухода из него прп. Иосифа в 1479).

http://drevo-info.ru/articles/2467.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010