Лит.: ИРИ. Ч. 3. С. 616, 691; Ч. 4. С. 141, 869; 1815. Ч. 6. С. 1000-1001; Описание мон-рей в Рос. империи находящихся. М., 18174. С. 63; Ист. описание находящихся в России епархий, мон-рей и церквей. СПб., 1819. С. 55; Мельников П. И. События, случившиеся в Н. Новгороде от 1462 до 1600 г.//Новгородские ГВ. 1846. 51. Ч. неофиц. С. 200; Макарий (Миролюбов), архим. Зачатейский жен. мон-рь в Н. Новгороде//Там же. 1849. 11. Ч. неофиц.; он же. История Нижегородской иерархии// Он же. Памятники церк. древностей. Н. Новг., 1999. С. 46; Храмцовский Н. И. Нек-рые сведения о состоянии нижегородских церквей и мон-рей в 1-й четв. XVII ст. Н. Новг., 1865. С. 23, 25; он же. Краткий очерк истории и описание Н. Новгорода. Н. Новг., 2005. С. 328-349, 566-570; СИСПРЦ. С. 242; Четыркин И. Н. Ист.-стат. описание нижегородского Печерского Вознесенского муж. мон-ря//Нижегородские ЕВ. 1886. 15. Ч. неофиц. С. 7-8; Соловьёв И., свящ. Нижегородский Крестовоздвиженский жен. мон-рь: История и совр. его состояние. Н. Новг., 1887; он же. Больничный храм при Нижегородском Крестовоздвиженском мон-ре//Нижегородские ЕВ. 1905. 2. Ч. неофиц. С. 61-63; Зверинский. Т. 1. 261. С. 168, 396. С. 213; Т. 2. 804. С. 136-137; Т. 3. 1529. С. 48; Добровольский М., свящ. Краткое описание нижегородских церквей, мон-рей и часовен. Н. Новг., 1895. С. 72-75; Денисов. С. 539-441; РБС. Т. 3. С. 219; Православные русские обители. С. 365; Альбицкий П., прот., Мамонтов Н., свящ., Крестовоздвиженский 1-кл. жен. мон-рь в Н. Новгороде: Столетие его существования (1813-1913 гг.). Н. Новг., 1913; Филатов Н. Ф. Н. Новгород: Архитектура XIV - нач. XX в. Н. Новг., 1994. С. 41-42; Галай Ю. Г., Галай О. Ю. Нижегородский Крестовоздвиженский жен. мон-рь//УЗ Волго-Вятского отд. Междунар. Слав. академии наук, образования, искусств и культуры. Н. Новг., 1998. Вып. 2. С. 80-92; Гациский А. С. Нижегородка// Он же. Нижегородский летописец. Н. Новг., 2001. С. 55. Примеч.; Сойкин И. Нижегородский Крестовоздвиженский жен. мон-рь//ЖМП. 2006. 9. С. 62-75; Крестовоздвиженский жен. мон-рь в Н. Новгороде//Рус. мон-ри и храмы: Ист. энцикл. М., 2010. С. 269; Снежницкий А., свящ. Крестовоздвиженская часовня в Нижегородской ярмарке// Он же. Святыни Нижегородской ярмарки. Н. Новг., 2012. С. 272-287; Шумилкин М. С., Шумилкина Т. В. Купольные монастырские храмы 1-й пол. XIX в. Н. Новг., 2012. С. 28-30; Петряев С. В. Теплый свет из глубины веков: К 200-летию перенесения нижегородского Крестовоздвиженского жен. мон-ря на новое место//Нижегородская коллекция. 2013. 3(7). С. 4-6; Сероглазова Т. Тихое пристанище//Там же. С. 7-11; Шумилкин М. С. Особенности архитектуры нижегородских мон-рей XVIII - нач. XX в.//Приволжский науч. журнал. Н. Новг., 2012. 3. С. 146-152; он же. Архитектура нижегородских мон-рей XVIII - нач. XX вв.: Канд. дис. Н. Новг., 2013. Ркп.; Филарета (Гажу), игум., Мацина Л. Е. История нижегородского Крестовоздвиженского жен. мон-ря. Н. Новг., 2014.

http://pravenc.ru/text/2565212.html

Лит.: Никодим (Лебедев), архим. Описание иркутского Вознесенского первокл. муж. монастыря, составленное на основании монастырских актов. СПб., 1840; Заложение нового соборного храма в Иркутском Вознесенском мон-ре//Иркутские ЕВ. Приб. 1863. 20. С. 291-294; Громов П., прот. Начало христианства в Иркутске, и св. Иннокентий, 1-й еп. Иркутский: его служение, управление, кончина, чудеса и прославление. Иркутск, 1868; Настоятели иркутского Вознесенского первокл. мон-ря и настоятельницы иркутского Знаменского второкл. мон-ря: Краткий перечень их назначения, служения и проч. Иркутск, 1896; Шавельский Л. Краткое ист.-стат. описание иркутского Вознесенского мон-ря со списком настоятелей его. Иркутск, 1905; Иоанн (Смирнов), еп. Монастырская школа: (Из жизни Иркутского Вознесенского монастыря)//Иркутские ЕВ. Приб. 1910. 4. С. 99-105; он же. Строитель иркутского Вознесенского мон-ря, схим. старец Герасим//Там же. Приб. 1912. 3. С. 41-42; Альбом видов иркутского Вознесенского свт. Иннокентия мон-ря. Од., 1914; Шорохов Л. П. Корпоративно-вотчинное землевладение и монастырские крестьяне в Сибири в XVII-XVIII вв. Красноярск, 1983. С. 55; Медведев С. Иркутский Вознесенский мон-рь//Земля Иркутская. 1994. 1. С. 19-31; Пуцко В. Г., Шемякина С. Е. От Киева до Иркутска: Ювелирные произведения//Земля Иркутская. 1994. 4. С. 57-59; Кузнецова М. В. Школа при Вознесенском мон-ре//Из истории Иркутской епархии: Сб. науч. тр. Иркутск, 1998. С. 27-34; Бычков О. В. Непопранная святость: К истории возвращения мощей свт. Иннокентия Иркутского//Тальцы (Иркутск), 2000. 1(8). С. 36-47; Дионисий (Садовников), свящ., Макаров А. Иркутский Вознесенский мон-рь//Там же. С. 53-58; Калинина И. В. Правосл. храмы Иркутской епархии XVII - нач. ХХ в.: Альбом. М., 2000; Лыхин Ю. П., Крючкова Т. А. Иконописцы, мастера и художники Иркутска (XVII в.- 1917 г.): Библиогр. слов. Иркутск, 2000; Полутчева В. Церковь Успения Божией Матери иркутского Вознесенского мон-ря//Земля Иркутская. 2000. 14. С. 112; Сирин А. Необоримая Стена. Иркутск, 2000; Цыремпилова И. С. Иркутский Вознесенский мон-рь в кон. 1917-1918 гг.//История Белой Сибири: Мат-лы 5-й междунар. науч. конф. Кемерово, 2003. С. 6-10; Акулич О. А. Мемориальный комплекс свт. Иннокентия Иркутского: Продолжение поиска//Краевед. записки. Иркутск, 2005. С. 4-17; он же. Вознесенский мон-рь: Свидетельство ревизора//Иркутский кремль. 2007. 1. С. 66-75; Крючкова Т. А. Новые свидетельства о вскрытии мощей свт. Иннокентия//Земля Иркутская. 2005. 2(28). С. 15-19; Берхина Т. Г. Сохранившие веру. Иркутск, 2007; Масиель Санчес Л. К. Иркутские каменные храмы сер. XVIII в.//Архит. наследство. М., 2008. Вып. 49. С. 127-144.

http://pravenc.ru/text/674061.html

Лит.: Печерский мон-рь//Нижегородские ГВ. 1849. Ч. неофиц. 49. С. 548; Добротворский С. А., прот. Описание нижегородского первокл. муж. мон-ря. Н. Новг., 1850 (То же//Нижегородский Вознесенский Печерский мон-рь. Н. Новг., 2010. С. 11-72); Макарий (Миролюбов), архим. Памятники церк. древностей в Нижегородской губ. СПб., 1857. Н. Новг., 19992; он же. Св. Дионисий, архиеп. Суздальский, основатель нижегородского Печерского мон-ря. Н. Новг., 1864; Храмцовский Н. И. Краткий очерк истории и описание Н. Новгорода. Н. Новг., 1859. Ч. 2. С. 101-112 (То же//Нижегородский Вознесенский Печерский мон-рь. 2010. С. 76-86); Филарет (Гумилевский). РСв. Т. 3; Четыркин И. Н. Ист.-стат. описание нижегородского Печерского Вознесенского муж. мон-ря. Н. Новг., 1887 (То же//Нижегородский Вознесенский Печерский мон-рь. 2010. С. 91-217); Снежницкий А. Н., диак. Адрес-календарь Нижегородской епархии: В память исполнившегося в 1888 г. 900-летия Крещения Руси. Н. Новг., 1888. С. 238-243; он же. Печерская часовня в Нижегородской ярмарке. Н. Новг., 1901; Муравьёв А. Н. Печерская обитель// Он же. Путешествие по св. местам русским. СПб., 18896. Ч. 2. С. 121; Лавров Д. В. Нижегородский Вознесенский Печерский мон-рь. СПб., 1892; он же. Св. Дионисий, архиеп. Суздальский и митр. всея России, основатель нижегородского Вознесенского Печерского мон-ря. Н. Новг., 1892; Добровольский М. В., прот. Краткое описание Нижегородских церквей, мон-рей и часовен. Н. Новг., 1895; он же. Путеводитель по святыням и церк. достопримечательностям г. Н. Новгорода. Н. Новг., 1912; Серебровский И., свящ. Гробница схим. Иоасафа в с. Ст. Печерах. Н. Новг., Драницын Н. И. Краткий указ. святынь и достопримечательностей нижегородского Печерского Вознесенского мон-ря. Н. Новг., 1902; Добротвор Н. М. История г. Горького. Горький, 1947; Борисов Н. С. Рус. Церковь в полит. борьбе XIV-XV вв. М., 1986; Филатов Н. Ф. Купола, глядящие в небеса. Н. Новг., 1986. С. 207-240; Пудалов Б. М. Хронологический указ. властей Печерского мон-ря//Город славы и верности России: (Мат-лы конф., посвящ.

http://pravenc.ru/text/2565214.html

Ч. 1. 201. С. 179-180, см.: Кучкин. 2002. С. 101). География возникновения киновий позволяет выделить 2 центра их распространения: Н. Новгород и Москва. С Н. Новгородом связана деятельность свт. Дионисия († 15 окт. 1385), архиеп. Суздальского, Нижегородского и Городецкого, который поддерживал самые тесные связи с К-польским Патриархатом. В 1-й трети XIV в. прп. Дионисий основал нижегородский Печерский мон-рь. Обитель, видимо, сразу получила общежительный устав, поскольку в летописной записи о возведении Дионисия в 1374 г. на Суздальскую кафедру он назван «общему житию началником» (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 105-106). Как следует из грамоты прп. Дионисия Снетогорскому мон-рю, святитель считал «общее житие» наиболее совершенным устройством монастырской жизни. Под влиянием святителя инокини нижегородского Зачатиевского монастыря, основанного ок. 1355 г. кнг. Василисой, женой кн. суздальского и нижегородского Андрея Константиновича, приняли общежительный устав (в 1369 прп. Дионисий постриг княгиню в монахини с именем Феодора). К 1374 г. настоятель Печерского Вознесенского мон-ря носил сан архимандрита, что говорит о высоком статусе обители. Ученики Дионисия, прошедшие школу монашеской жизни в Печерском мон-ре, основали множество киновий. Между 1355 и 1363/64 гг. свт. Дионисий послал своего ученика прп. Евфимия в Суздаль для создания общежительной обители. Прп. Евфимий выделил участок для строительства Покровского жен. мон-ря, настоятельницей к-рого стала его двоюродная сестра Евфимия. Преображенский мон-рь был общежительным, но ктиторским: он зависел от князя, к-рый давал ему «милостыню довольну». Еще 11 насельников Печерского мон-ря отправились в др. «верховские города» создавать обители в землях бывшего Черниговского княжества (Житие относит эти события к 6860 (1351/52) г.). Как следует из древнейшей редакции Жития Авраамия Галичского, Чухломского, учеником свт. Дионисия был прп. Авраамий ( Розанов С. П. Отрывки из неизвестной древнейшей редакции Жития Авраамия Галичско-Городецко-Чухломского. Варшава, 1912. С. 10). До 1375 г. он основал 1-й общежительный мон-рь в Галицком княжестве - Авраамиев Новозаозерский в честь Успения Божией Матери . Галицкий кн. Георгий (Юрий) Димитриевич учредил в мон-ре архимандритию, «ради большей чести». Впосл. прп. Авраамий основал еще 3 общежительных мон-ря: в честь Положения ризы Пресв. Богородицы, в честь Собора Пресв. Богородицы на р. Виге, Авраамиев Городецкий на Чухломском оз. Учеником Дионисия был прп. Макарий Унженский († 25 июля 1444?). Будучи 12-летним отроком, он тайно от родителей принял постриг в Печерском мон-ре и стал келейником игум. Дионисия. Затем в поисках безмолвия святой покинул Печерскую обитель и основал 3 мон-ря: в честь Богоявления Господня на р. Лух, Желтоводский во имя Св. Троицы и Унженский во имя Св. Троицы.

http://pravenc.ru/text/2564108.html

Материальное положение обители зависело от пожертвований верующих, наибольшее количество вкладов получили луцкий Братский и Почаевский (см. Почаевская в честь Успения Пресв. Богородицы лавра ) мон-ри. С нач. XVII в. в мон-рях Волыни вводили общежительный устав, к 1648 г. он был принят в 20 монастырях. В обителях Волыни не получила распространения скитская жизнь. В условиях утверждения униатства Киевский митр. Петр (Могила) усилил архипастырский надзор за мон-рями Киевской митрополии, в т. ч. волынскими. Луцкое Евангелие. XIV в. (РГБ. Ф. 256. 112. Л. 1) Луцкое Евангелие. XIV в. (РГБ. Ф. 256. 112. Л. 1) Пересопницкое Евангелие. 1556–1561 гг. (Ин-т рукописей Национальной б-ки им. В. И. Вернадского НАН Украины) Пересопницкое Евангелие. 1556–1561 гг. (Ин-т рукописей Национальной б-ки им. В. И. Вернадского НАН Украины) Наиболее значительные мон-ри Л. е.: Гощанский, дерманский Троицкий, дорогобужский Успения Пресв. Богородицы, дубенские - Воздвижения Честного Креста, Вознесения Господня, Преображения Господня, жидичинский Воскресения Господня, корецкий Успения Пресв. Богородицы, кременецкий Богоявленский, луцкие - Воздвиженский, Троицкий, Успенский, острожский Троицкий, пересопницкий Рождества Пресв. Богородицы, Почаевский Успенский, Степанский арх. Михаила, Чернчицкий Преображенский и др. Статус архимандритии имели Жидичинский и Овручский мон-ри (недолго входил в Л. е.). В волынских обителях служили: прп. Иов (Железо) , являвшийся игуменом дубенского Воздвиженского мон-ря (вероятно, 70-е гг. XVI в.- нач. XVII в.) и Почаевского мон-ря (между 1617 и 1623-1651), Иннокентий (Гизель), возглавлявший Гощанский мон-рь в 1640-1642 гг., Мелетий (Смотрицкий) , игум. Дерманского мон-ря в 1627-1633 гг., Иов (Княгиницкий) , мон. Дерманского мон-ря в 1602-1605 гг., Павел Домжив-Люткович Телица, игумен Чёрненского мон-ря в 1631-1634 гг. Мон-ри были центрами благочестия, книжности, иконописного искусства. Приходская сеть Л. е. сформировалась к кон. XVI в., для нее было характерно скопление храмов в многочисленных городах епархии.

http://pravenc.ru/text/2110930.html

Церковь Благовещения мон-ря Котмяна. 1387–1389 гг. Церковь Благовещения мон-ря Котмяна. 1387–1389 гг. Мон-рь Котмяна, расположенный близ одноименного села в 30 км от Рымнику-Вылча, считается одним из самых древних в Валахии, его основание датируется 1292 г. Однако впервые в источниках как скит он упоминается 20 мая 1388 г. При господаре Раду I (1377-1383) была построена деревянная церковь, скит был переведен в ранг мон-ря. Господарь Мирча I Старый между 1387 и 1389 гг. построил здесь каменную Благовещенскую ц. и устроил в монастыре подворье (метох) основанного им мон-ря Козия . Мон-рь находился в центре мн. исторических событий. В частности, в февр. 1510 г. близ него состоялась битва между господарем Михней Злым и боярами рода Крайовеску, сын Михни Мирча потерпел поражение, а сам Михня сбежал в Трансильванию. Церковь и весь монастырский комплекс были отремонтированы в 1711 г. господарем Константином Брынковяну. При иеромонахах Иларионе и Софронии из Козии был расширен нартекс церкви, на сев. фасаде добавлен притвор с аркадами. В результате секуляризации мон-рь превратился в приходскую церковь. Весной 1990 г. по инициативе еп. Арджешского Каллиника мон-рь был открыт, в 1995-2005 гг. восстановлен монастырский ансамбль. В мон-ре хранится самый древний в Валахии колокол, в 1385 г. подаренный мон-рю жупаном Драгомиром. Была построена церковь в честь Покрова Пресв. Богородицы (освящена 1 окт. 2003 вместе с монастырским комплексом). В мон-ре подвизаются 9 монахов, настоятель - протосинкелл Иоасаф (Бойчук). Скит Брэдету расположен на вершине холма Сечи в 17 км от Куртя-де-Арджеш. По традиции считается, что скит, посвященный Вознесению Господню, был основан учениками прп. Никодима Тисманского в правление Мирчи I Старого на рубеже XIV и XV вв. Первый известный по имени настоятель скита - игум. Лазарь (2-я пол. XV). После секуляризационных реформ Кузы церковь скита стала приходской. Возрождение монашеской жизни в этом месте произошло в 2004 г.: деревянный скит был выстроен на нек-ром расстоянии от прежнего. В 2005 г. он был освящен в честь Рождества св. Иоанна Предтечи и во имя свт. Нектария Эгинского, митр. Пентапольского. В церкви скита хранятся икона свт. Нектария и частицы его мощей, присланные из основанного святителем Троицкого мон-ря на о-ве Эгина (Греция). Особым почитанием также пользуется список чудотворной иконы Божией Матери «Гликофилусса» (Сладкое лобзание) из афонского мон-ря Филофея . В ските подвизаются 4 монаха, настоятель - иером. Филофей (Дабу).

http://pravenc.ru/text/2564344.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОРКОЛАБОВСКИЙ В ЧЕСТЬ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ [Барколабовский, Баркулабовский], в урочище Барок в имении Баркола (совр. с. Борколабово Быховского р-на Могилёвской обл.), на берегу Днепра. Владевший Барколой кн. Богдан Богданович Соломерецкий в 1626 г. задумал основать в имении общежительный Свято-Духов мон-рь на 25 насельников для противодействия унии (см. ст. Брестская уния ), насильственно насаждавшейся среди правосл. населения Речи Посполитой. Кн. Соломерецкий назначил на содержание мон-ря помимо земель Барколы еще 3 села. Скорая кончина князя помешала устройству обители. Его намерения осуществили мстиславский подкоморий Богдан Вильгельмович Стеткевич и его супруга Елена Богдановна, дочь кн. Соломерецкого, унаследовавшие владения князя. Свято-Духов мон-рь супруги основали в 1633 г. в своем имении Буйничи (см. Буйничский мон-рь ), в Барколе же при участии Могилёвского еп. Сильвестра (Коссова) была создана жен. обитель в честь Вознесения Господня. Грамотой Стеткевича от 24 июня 1641 г. мон-рю предоставлялись замок в Оршанском повете, имение Баркола, в т. ч. остров и урочище Барок, а также право на рыбную ловлю в Днепре (участок от мон-ря до Быхова). Стеткевич подчинил Б. м. муж. кутеинскому в честь Богоявления Господня мон-рю (учрежденному Стеткевичем ок. 1623), игум. кутеинского мон-ря Иоилю (Труцевичу) поручил устроить новоучрежденную обитель по образцу жен. Кутеинского Успенского мон-ря, основанного матерью Стеткевича. Из Кутеинского жен. мон-ря в Б. м. перевели часть насельниц, заимствовали общежительный устав. Настоятели кутеинских мон-рей игум. Иоиль и игум. Фотиния (Киркоровна) должны были заложить в Б. м. «церкви и келии и что потреба будет, муром и деревом будовати». Стеткевич завещал Б. м. «пребывать навсегда в Православии» и в подчинении К-польскому Патриарху, в юрисдикции к-рого в те годы состояла Западнорусская митрополия . В 1648 г. в Б. м. была построена деревянная Вознесенская ц. (освящена в 1649), затем храм во имя св. Иоанна Предтечи с приделом свт. Николая Чудотворца. В обители почиталась Борколабовская икона Божией Матери . В 1679 г. по благословению Киевского митр. Иосифа (Нелюбовича-Тукальского) в Рождественском приделе Вознесенской ц. были положены частицы мощей мучеников Сергия и Вакха.

http://pravenc.ru/text/153203.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОМОГОВИНА муж. мон-рь в честь Преображения Господня Горно-Карловацкой епархии Сербской Православной Церкви. Находится между городами Хрватска-Костайница (ранее Костайница) и Петриня (Хорватия). В 2014 г. братии не было. К. основали в 1693 г. монахи Иоанн (Свилокос) и Сильвестр (Проданович) из сожженного турками мон-ря Моштаница . Иногда основателем мон-ря называют митр. Дабро-Босанского Афанасия (Любоевича или Любовича), к-рый часто жил в К. В 1693 г. мон-рь получил земли от коменданта Костайницы Франье Эрдеди. В 1715 г. игум. К. Феодор и иером. Рафаил посетили Россию, где встретили митр. Черногорского Даниила I (Петровича-Негоша). На собранные в России пожертвования была куплена церковная утварь и украшен храм мон-ря. В 1-й пол. XVIII в. в К. находилась кафедра Костайницко-Зринопольских епископов, затем ее перенесли в Костайницу. В 1723 г. иером. Арсений основал в К. иконописную школу: созданные ее учениками иконы и церковная утварь хранятся во мн. местных храмах. Позже школа работала в Костайнице. В 1751 г. К. была центром серб. восстания против австр. властей. Описи 1771 и 1772 гг. сообщают, что в мон-ре подвизались 7 иеромонахов, иеродиакон и 4 монаха. В 1773 г. рядом с мон-рем поселились 7 монахинь, но из-за клеветы еп. Бачский Моисей (Путник) расселил их по приходам. Первый деревянный храм в К. был освящен во имя арх. Михаила, как и собор в Моштанице. К 1728 г. возвели каменную ц. в честь Вознесения Господня (изображена на монастырской печати 1748 г.), но обитель продолжали называть Свято-Архангельской. Сохранившийся на территории мон-ря храм в честь Преображения Господня был возведен в сер. XVIII в. В 1777 г. власти потребовали закрыть К., т. к., согласно реформе, действующий мон-рь должен был иметь по 40 га пашни на каждого из не менее 8 насельников. Из-за протестов сербов монастырь закрыли в 1781 г. Земли были переданы монастырю Гомирье, а вырученные от продажи имущества средства разделили между обителями, приютившими ее насельников. Храм стал приходским. С нач. 2000-х гг. при нем началось возрождение мон-ря. С кон. XVIII в. К. является центром почитания мч. Феодора (Сладича) Комоговинского , частица мощей к-рого хранилась здесь до начала второй мировой войны. Лит.: Манастир Комоговина//Архив за ucmopujy Српске православне Карловачке мumponoлuje. Сремски Карловци, 1912. Год. 2. Бр. 17/18. С. 282-288; П. Манастир Комоговина//Свети Сава: Српски народни календар. Загреб, 1932. С. 79-88; П. Д. О руци св. Теодора у бившем ман-ру Комоговина//ГлИДНС. 1940. 13. Св. 3/4. С. 36-37; [Электр. ресурс]. Иером. Игнатий (Шестаков) Рубрики: Ключевые слова: ГОМИРЬЕ жен. мон-рь с ц. во имя св. Иоанна Крестителя Горно-Карловацкой епархии Сербской Православной Церкви

http://pravenc.ru/text/1841860.html

Изображения В. в средневизант. эпоху известны в декорации алтарей, напр. в нижнем ярусе мозаик в апсиде собора в Чефалу (1148, о-в Сицилия); визант. бронзовых дверей в храмах италии, напр. ворота в соборе мон-ря Монте-Кассино (1066), врата св. Климента (дата неизв.) и главные врата собора Сан-Марко (1112-1138, Венеция); в миниатюрах, напр., под 11 июня, вместе с ап. Варнавой в Евангелии с минологием на весь год (Vat. gr. 1156. Fol. 312v, XI в.; греко-груз. ркп. РНБ О. I. 58. Л. 117, кон. XV в.) и под 24 авг. как портретная фигура (Минея за авг., XI в., Crypt. Δ а XII, fol. 18r, кон. XI в.; греко-груз. ркп. Л. 125 об). Двенадцать апостолов. Икона. XIV в. (ГМИИ) Двенадцать апостолов. Икона. XIV в. (ГМИИ) В. изображали в композициях, представляющих евангельские события, где образы апостолов не сопровождаются подписями с именами, напр.: Омовение ног (икона из мон-ря вмц. Екатерины на Синае, 1-я пол. X в.; миниатюра Трапезундского Евангелия, РНБ. Греч. 21. Л. 6 об., 2-я пол. X в.; мозаика в сев. конхе нартекса кафоликона мон-ря Осиос Лукас, Фокида, 1-я пол. XI в.); Причастие апостолов (мозаики в апсидах киевских соборов, св. Софии, 1045-1053, и Михайловского Златоверхого мон-ря, ок. 1113; миниатюра из Евангелия - Paris. BNF. gr. 74. Л. 156 об., 3-я четв. XI в.); Вознесение Господне (мозаика в куполе ц. св. Софии в Фессалонике, ок. сер. IX в.; фреска на своде алтаря ц. св. Софии в Охриде, ок. 1040); Успение Богородицы (миниатюра из Евангелия ркп. Dionys. cod. 587. fol. 163 v., 3-я четв. XI в.; фрески на зап. стене в ц. Св. Троицы мон-ря Сопочани, ок. 1265 г., Сербия; икона из Десятинного мон-ря в Вел. Новгороде, нач. XIII в., ГТГ; мозаика в ц. мон-ря Хора (Кахрие-джами), 1315-1320); Страшный Суд (миниатюра из Евангелия - Paris. BNF. gr. 74. fol. 51v., 3-я четв. XI в.; фрески на своде под хорами собора св. Димитрия во Владимире, кон. XII в.). изображение нек-рых сцен житийного цикла, прежде всего мученичества В., встречается в рукописях, напр., в синаксаре на март-авг. из б-ки Иерусалимского Патриархата (Hieros. Sab. 208. Fol. 91 v., XII в.) или в сборнике на нояб. из б-ки мон-ря вмц. Екатерины на Синае (sinait. 500. Fol. 275 v.). Гибель В. представлена как распятие на миниатюре в Словах Григория Богослова (Paris. Gr. 510; С. 234) или как сдирание кожи, напр. в мозаиках нач. XIII в. на своде под куполом Вознесения в базилике Сан-Марко (Венеция).

http://pravenc.ru/text/154389.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЕСАРИАНИЙСКАЯ, ВИРОНСКАЯ И ИМИТСКАЯ МИТРОПОЛИЯ [греч. Ιερ Μητρπολις Καισαριανς, Βρωνος κα Υμηττο], епархия Элладской Православной Церкви, охватывает территорию димов Кесариани, Виронас и Имитос нома Аттика; кафедра в Кесариани, кафедральный собор свт. Николая Чудотворца (1953-1975, архит. Г. Номикос). В 20-х гг. ХХ в. на зап. склоне горы Имитос возникли 3 поселения беженцев, одно из к-рых было названо по близлежащему визант. мон-рю Кесариани , другое - в честь англ. поэта Дж. Г. Байрона, участника Греческой национально-освободительной революции (1821-1829), а третье - по горе Имитос. Впосл. эти населенные пункты вошли в состав Б. Афин. В 1974 г. архиеп. Афинский и всей Эллады Серафим ввиду многочисленности паствы выделил из состава Афинской архиепископии ряд новых митрополий, в т. ч. К., В. и И. м. Первым митрополитом стал Георгий (Прокопис) (1974-1999). Его преемником в 2000 г. был избран митр. Даниил (Пурцуклис). В наст. время (2013) в епархии насчитывается 9 приходских храмов, 14 парекклисионов и 3 кладбищенских храма (Δπτυχα. 2013. Σ. 593). Действуют 3 мон-ря - один мужской Введения Пресв. Богородицы или иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Виронасе (основан в XVII или XVIII в. как подворье Бесплотных сил Петраки мужского мон-ря , но поствизантийский собор включает в себя фрагменты церкви более раннего времени, в 1970 г. обитель преобразована в женскую, а в 1974 г. - снова в мужскую) и 2 женских мон-ря: св. Иоанна Предтечи или Карея близ Виронаса (собор XI в. типа вписанного креста на месте раннехристианского храма, монастырь отреставрирован в сер. XVII в., в 1796 стал подворьем мон-ря Петраки, постепенно пришел в упадок, в 1971 заселен жен. монашеской общиной), св. Иоанна Предтечи в Кесариани (первоначально подворье мон-ря Петраки, с 1963 заселен жен. монашеской общиной). Кроме того, на территории К., В. и И. м. находятся мон-рь Вознесения Господня (подворье афонского мон-ря Симонопетра) и 2 недействующих мон-ря, имеющих статус памятников архитектуры: Кесариани и св. Таксиархов (Астериу). В епархии насчитываются 9 бесплатных столовых, 10 благотворительных касс, открыт дом престарелых при ц. Преображения Господня в Виронасе. Лит.: Δπτυχα. 2013. Σ. 592-596; www.imkby.gr [Электр. ресурс]. О. В. Л. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/1684253.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010