Процесс перехода правосл. храмов и монастырей Молдавии, Валахии и Бессарабии в состав Экзархата был непростым, в первую очередь вслед. сопротивления греков - настоятелей многочисленных «преклоненных» мон-рей (мон-рей, приписанных к крупным греч. обителям: афонским, Святогробскому, Синайскому мон-рям и др.- или состоявших в юрисдикции различных восточных Патриархатов; «преклоненные» мон-ри выполняли функции подворий, имели обширные владения в Молдавском и Валашском княжествах, где осуществляли управление местным духовенством). Греческое духовенство пользовалось поддержкой англ. и франц. консульств в Бухаресте. 23 дек. 1808 г. Синод предоставил митр. Гавриилу право назначить из местного духовенства новых настоятелей во все мон-ри, к-рые к тому времени были «преклонены» к заграничным мон-рям и Патриархатам. Однако это право не было реализовано, т. к. его опротестовали молдавский господарь Скарлат Каллимаки и французский вице-консул. При их поддержке юрисдикцию митр. Гавриила оспорили управлявшие «преклоненными» монастырями безместные греческие архиереи: митр. Иринопольский Григорий (настоятель Голийского Вознесенского мон-ря), митр. Евхаитский Феоклит (настоятель Арон-Водского Вознесенского мон-ря), митр. Эдесский Серафим (настоятель ботошанского Николаевского мон-ря), митр. Анамийский Паисий (настоятель ясского Галатского Вознесенского мон-ря и Михайловского собора в Кишинёве, «преклоненных» к Иерусалимскому Патриархату), а также 4 архимандрита: настоятель ясского Трёхсвятительского мон-ря Серафим, настоятель Побратского Николаевского мон-ря Анфим, настоятель ясского Свято-Саввского мон-ря Григорий и настоятель Кэприана в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря под Кишинёвом Анфим. Становление русской церковной администрации в Молдавии, Валахии и Бессарабии усложнялось еще и тем, что там оставались 2 румын. архиерея, не признавшие экзаршество митр. Гавриила: Хотинский еп. Амфилохий († 1814) и управлявший в 1780-1788 гг. Проилавской митрополией митр. Проилавский, Ренийский и всея Ханской Украины Кирилл, в 1803 г. живший в Дубоссарах. 20 дек. 1809 г. митр. Гавриил написал в Синод рапорт об окончательном упразднении Проилавской епархии и титулярного Проилавского еп-ства, основываясь на том, что проживавший на покое митр. Кирилл «стар и немощен», а поставленный в 1803 г. Проилавский митр. Парфений после начала русско-тур. войны в 1806 г. бежал в К-поль.

http://pravenc.ru/text/1841177.html

российский имп. Александр II Николаевич удовлетворил ходатайство иером. Феофана о возвращении Нямецкому мон-рю поместий Копанка и Кицканы. 1 окт. 1861 г. 32 нямецких насельника вместе с духовником мон-ря иером. Андроником (Поповичем-Баденским) поселились в поместье Нямцены Кишинёвского у. Они обратились к архиеп. Кишинёвскому и Хотинскому Антонию (Шокотову) с просьбой разрешить им основать в поместье сел Копанка и Кицканы новый мон-рь, а пока идут строительные работы, совершать богослужения по уставу монастырей Нямецкого и Секу в ц. свт. Иоанна Златоуста в с. Нямцены ( Po tarencu. 1994. P. 22). Вторая просьба была удовлетворена сразу. Решение первой заняло неск. месяцев: Кишинёвская епархия вела переговоры с мин-вами иностранных дел, внутренних дел, гос. владений. 3 окт. 1862 г. в Кицканах вместе с членами комиссии, назначенной губернатором Бессарабии ген. М. Л. Фантон де Веррайоном, иером. Андроник подписал акт о передаче Нямецкому мон-рю земли ( Гурий (Гроссу). 1911. С. 37; Negrei, Danilov. 2013. P. 471). 22 дек. монахи переселились в Кицканы и в приходской ц. свт. Николая совершили 1-ю службу по уставу Нямецкого мон-ря, заложенному прп. Паисием (Величковским). 13 янв. 1864 г. имп. Александр II подписал указ об основании в поместьях сел Копанка и Кицканы мон-ря, получившего название Новонямецкого. По заключению Синода РПЦ, полностью удовлетворившему ходатайство нямецких монахов об устройстве обители, внутренняя жизнь мон-ря должна была следовать киновиальному афонскому уставу, который использовался в Нямецком мон-ре; община должна включать до 50 монахов, предпочтительно происходивших из нямецкой братии, в случае недостатка - из др. мон-рей Молдавского княжества или местных обителей; настоятель должен избираться собором братии Н. м. с согласия братии Нямецкого мон-ря и утверждаться митрополитом Молдавским (в его отсутствие - Синодом Молдавской митрополии ). Чтобы Н. м. существовал «не в предосуждение правам местного епархиального архиерея», Кишинёвский митрополит должен был испытывать и рукополагать во священные степени выбранных братией кандидатов; также к нему должен был обращаться Н.

http://pravenc.ru/text/2577849.html

Опекалов мон-рь существовал уже в XVI в., его расцвет был связан со Старицким княжеством - последним уделом феодальной Руси, соперничавшим с Великим княжеством Московским. В этот мон-рь сделали крупные вклады опальные бояре Иван Карамышев, Григорий Вельяминов, кн. Василий Пронский ( Калачов Н. В. Писцовые книги Московского гос-ва. СПб., 1872. Ч. 1. Отд. 2. С. 157; РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Ч. 1. 15397. Л. 583 об.). В 1609 г. мон-рь был разорен поляками, настоятель был убит, часть братии, возможно, перебралась в Иосифов Волоколамский в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь , с землями к-рого Опекалова обитель имела общие межи. В сер. XVII в. старец Зосима, бывш. игум. Иосифова Волоколамского мон-ря, начал восстанавливать Опекалов мон-рь: в 1662 г. он составил челобитную царю Алексею Михайловичу с просьбой разрешить освятить возобновленную им монастырскую ц. Вознесения Господня (АМГ. 1901. Т. 3. С. 483). Затем монастырь вновь опустел и был приписан к Иосифову Волоколамскому мон-рю указной грамотой царя Феодора Алексеевича (РГАДА. Ф. 281. 95/11735) в ответ на челобитную старца Опекаловой пуст. Гурия с братией от 1680 г. Мон-рь имел строительское настоятельство и часто назывался Опекаловой пуст. В качестве приписного мон-ря просуществовал до 2-й пол. XVIII в. и, очевидно, к 70-м гг. того же века был упразднен и стал приходской церковью. Из документов, касающихся Опекаловского мон-ря (выписи из описных книг, карты, разводные грамоты, письма, указы, дела духовной консистории, прошения 1556-1780 гг.- РГАДА. Ф. 281. 5/1192, 17/11657, 56/11696, 57/11697, 95/11 735, 96/11736; ГАТвО. Ф. 473. Оп. 1. 184, 511, 1060, 2515, 2516; Ф. 160. 1269, 1270, 1272), следует, что мон-рь был состоятельным: владел 55 пустошами, 21 селищем и рыбным озером. Убранство мон-ря было не роскошным, но и не бедным. В описях среди прочего значится: «...писан на красках образ месной похвала пречистыя богородицы» (РГАДА. Ф. 281. 96/11736. Л. 2), т. е. икона Пресв. Богородицы «Достойно есть». Возможно, с этой почитаемой иконой связано появление богородична «Достойно есть» О. р.

http://pravenc.ru/text/2581429.html

В 1711 г. в Нижний город (на Подол и Плоское), в киевские Флоровский и Иорданский во имя св. Николая Чудотворца мон-ри, с Печерского местечка и Верхнего города были переведены монахини 2 жен. обителей - Печерского Вознесенского и киевского Златоверхого во имя арх. Михаила мон-ря , находившихся в подчинении Киево-Печерскому мон-рю (НБУВ ИР. Ф. 301. Д. 216 П. Л. 20 об.- 21 об.). Лаврская земля, на к-рой остались каменные церкви и др. капитальные строения Вознесенской обители, отошла военному ведомству в период Северной войны (1700-1721) в связи с планами возведения Печерской крепости (заложена имп. Петром I в 1706). Встречается также др. датировка перемещения - 1712 г., что могло быть связано со сложностью расселения общины Вознесенского мон-ря в короткие сроки на новом месте. Нек-рые монахини оставались при каменной Вознесенской ц., выстроенной незадолго до отчуждения лаврской земли под Печерскую крепость в 1705 г. игум. Марией Магдалиной (Мазепой) (мать гетмана И. С. Мазепы , в девичестве Мокиевская). Даже при ее преемницах - родственницах, правивших уже в К. м. на Подоле, Марии Магдалине (Мокиевской) (с 1709 игумения Вознесенского, а затем, до 1737,- объединенного Флоровского Вознесенского мон-ря) и Памфилии (Мокиевской) (игумения в 1737-1739) - на территории бывш. Печерского жен. мон-ря хранилась часть его казны и архива. Участок жен. Златоверхо-Михайловской обители с деревянными постройками, примыкавший к одноименному муж. мон-рю, был оставлен в распоряжении последнего. Хотя михайловских сестер перевели на территорию Иорданского Николаевского жен. мон-ря, игумения и наместница, взяв с собой казну и часть ризничных вещей, поселились в К. м. ( Лебединцев. 1884. С. 241-243). Решения по перемещению монашеских общин в Киеве принимались генерал-губернатором Д. М. Голицыным сразу после окончания эпидемии чумы (март 1710 - янв. 1711). Сокращение числа монашествующих стало дополнительным основанием для объединения жен. общин. Сестры, перемещенные из Печерского местечка и Верхнего города, ожидали выделения участков для строительства на новом месте. Михайловские монахини вскоре получили недалеко от Иорданского Николаевского монастыря землю под строительство обители во имя ап. Иоанна Богослова. В то же время решение по поводу Нововознесенского (Вознесенского) монастыря затягивалось. После выхода «Духовного регламента» (1721) и «Прибавлений...» к нему (1722) обозначилась тенденция к объединению мон-рей и сокращению их числа. Вознесенские сестры продолжали проживать на территории К. м., который изначально считали временным пристанищем. Несмотря на трудности, возникшие во взаимоотношениях между старожилами К. м. и вознесенскими монахинями, происходившими из знатных родов и привыкшими к особым привилегиям, объединение общин облегчало их подчинение архимандриту Киево-Печерской лавры. Такое положение изменилось лишь в 1771 г., когда по принципу церковно-адм. деления города К. м. был переведен в юрисдикцию Подольской протопопии ( Крайня. 2012. С. 76-86).

http://pravenc.ru/text/1684559.html

От казны обитель получала ежегодный оклад - 337 р. 43 к. По штатам 1906 г. кроме игумении и казначеи в мон-ре должны были пребывать 10 монахинь и 12 послушниц (фактически их было соответственно 12 и 9). Аносин Борисоглебский мон-рь. Фотография. 2001 г. Аносин Борисоглебский мон-рь. Фотография. 2001 г. В нач. XX в. А. Б. м. называли «женской Оптиной» и «Аносиной пустынью». Многие насельницы обители оставили воспоминания, стихи, письма и др. свидетельства о жизни мон-ря: «Беседы с моей дочерью» игум. Евгении (Мещерской), «Памятные записки» - дневник и воспоминания игум. Евгении (Озеровой), воспоминания схимон. Леонтии (Левицкой) и др. Хотя число насельниц в обители было небольшим, 11 из них впосл. стали игумениями др. жен. мон-рей: прп. Олимпиада - игум. коломенского Брусенского мон-ря, Евгения - игум. московского в честь Вознесения Господня мон-ря и др. После кончины игум. Иоанны (Макаровой) в 1918 (1919?) г. настоятельницей А. Б. м. была назначена игум. Алипия (Таишева). Несмотря на тяжелые налоги и притеснения со стороны властей, мон-рь не закрывался до 1928 г., став крупнейшим духовным центром Подмосковья. Обитель посещали сщмч. Петр (Полянский), архиеп. Гурий (Степанов), еп. Варфоломей (Ремов), сщмч. Серафим (Звездинский), схиигум. Фамарь (Марджанова), прп. Алексий (Соловьёв), схиигум. Герман (Гомзин) и др. подвижники XX в. В А. Б. м. переходили многие насельницы разоренных обителей, в сер. 20-х гг. в мон-ре жили ок. 130 сестер. Весной 1928 г. А. Б. м. получил статус трудовой артели, в июле того же года был закрыт. На основе монастырского хозяйства, считавшегося образцовым, был создан колхоз «Россия». Все имущество, архив и б-ку обители вывезли в музей Новоиерусалимского мон-ря, бóльшую часть икон сожгли в специальных баках с кислотой для получения золота. 7 июля 1928 г. игум. Алипия вместе с 2 священниками и неск. насельницами была арестована и увезена в Москву, затем отправлена в ссылку; остальным сестрам приказали в течение 3 дней покинуть обитель. После возвращения из ссылки игум.

http://pravenc.ru/text/115668.html

Хиротония Досифея (Забелы) во епископа Сарского. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVD. (РНБ. F. IV.232. Л. 682) 23 янв. 1508 г. митр. Симон (постриженик Троицкого мон-ря и его настоятель в 1490-1495) возглавил хиротонию Д. во епископа Сарского и Подонского. Сразу за сообщением о поставлении Д. в летописях говорится о кончине в марте «на Москве» Суздальского еп. Нифонта , к-рый мог участвовать в этой хиротонии. Д. был на Соборе 1509 г., разбиравшем конфликт прп. Иосифа Волоцкого с его епархиальным архиереем Новгородским архиеп. Серапионом, недовольным совершившимся без его ведома переходом Иосифова Волоколамского мон-ря под покровительство вел. князя. Соборный суд вынес решение в пользу прп. Иосифа. С уверенностью можно говорить о присутствии Д. на отпевании митр. Симона, скончавшегося в 1511 г. и погребенного в Успенском соборе в Кремле. 3 авг. того же года Д. участвовал в хиротонии архим. Симонова мон-ря Варлаама в митрополита Московского. Пребывая в Москве, Д., несомненно, участвовал также в хиротонии др. иерархов (так, в 1515 был поставлен Смоленский еп. Иосиф), в торжественных погребениях: в июне 1518 г. собором высшего духовенства в Архангельском соборе был погребен брат вел. кн. Василия III Иоанновича калужский кн. Семен Иванович (в 1511 митрополит и владыки, в т. ч., по-видимому, Д., печаловались Василию III за кн. Семена, пытавшегося бежать в Литву). Д., несомненно, в числе др. архиереев и клириков вместе с митр. Варлаамом служил молебен у гробницы митр. св. Алексия в благодарность за совершавшиеся в нояб. 1518 - июне 1519 г. в Чудовом мон-ре исцеления от мощей святителя. 2 июня того же года Д. возглавил торжественную встречу за городом «на поле» доставленной в Москву Владимирской иконы Божией Матери . Крутицкий архиерей вместе с митрополитами Варлаамом (в 1521) и свт. Иоасафом (в 1540) молился об избавлении Москвы от нападения татар. 29 нояб. 1515 г. вместе с митр. Варлаамом в присутствии княжеской семьи Д. освятил ц. Благовещения в Воронцове. В том же году епископ заложил каменную ц. Успения Пресв. Богородицы на Крутицах. 8 сент. 1516 г. Д. участвовал в освящении митр. Варлаамом и собором архиереев храма в честь Рождества Пресв. Богородицы в Кремле, в 1521 г.- храма в честь Вознесения в московском Вознесенском мон-ре. 3 сент. 1532 г. Д. в числе др. иерархов сослужил митр. Даниилу при освящении Вознесения Господня церкви в Коломенском - подмосковной великокняжеской резиденции. Сохранились сведения о хозяйственной деятельности архиерея. 1 авг. 1518 г. происходило межевание земель, принадлежавших Крутицкой епархии и Саввину Сторожевскому мон-рю. Д., очевидно, первоначально обращался для решения данного вопроса к митр. Варлааму, а последний - к дмитровскому кн. Юрию (Георгию) Иоанновичу (Саввин Сторожевский мон-рь в док-тах XVI в.: Из собр. ЦГАДА. М., 1992. С. 10-11. 4; см. также: Антонов А. В. Вотчинный архив Саввина Сторожевского мон-ря кон. XIV - нач. XVII в.//РД. 2003. Вып. 9. С. 428. 23).

http://pravenc.ru/text/180333.html

Семен Денисов сообщил, что К.- «муж чуднаго жития» - стал известен царю Михаилу Феодоровичу . В 1630 г. К. устроил Спасскую Княгининскую пуст. на р. Шуе (Междуреченский р-н Вологодской обл.). К. получил для мон-ря в безоброчное владение Княгинино оз. (в 1654 старцы Княгининой пуст. просили царя Алексея Михайловича пожаловать им земли по обоим берегам рек Ихалицы и Вои - от Княгинина оз. до Сухоны, как это было при К.; подтверждающая грамота также была выдана царем Феодором Алексеевичем в 1677 - ИРИ. Ч. 6. Стб. 237-238). В 1634 г. К. получил царскую грамоту с разрешением основать Троицкий мон-рь на дворцовой пустоши Колесниково около с. Даниловского. Мон-рю были пожалованы пустоши Колесниково и Маремьянин починок, а также, по-видимому, значительные денежные средства, т. к. в обители сразу же началось каменное строительство. До 1639 г., когда К. оставил мон-рь, здесь были возведены каменные храм во имя Св. Троицы с приделами Вознесения Господня и Иоанна Белоградского и колокольня над трапезной, кроме того, поставлены 8 братских келий, пекарня, другие хозяйственные постройки. «В житии жесточество» привлекало к К. множество учеников, считавших его «свята суща», среди последователей пустынника было много молодежи. Неподалеку от Троицкого мон-ря, на земле, к-рую К. выменял у крестьян, он основал для своих учеников 2 пустыни: женскую близ дер. Морозово и рядом с ней мужскую. Однако «учение и уставство» К. имели нецерковный характер. В 1639 г. последовал донос на К. патриарху Московскому и всея Руси Иоасафу I от бывш. архим. рязанского в честь Преображения Господня мон-ря Герасима, жившего в Троицкой обители. В царской грамоте от 22 авг. 1639 г. ярославскому воеводе П. И. Секирину и дьяку П. Ф. Филатову предписывалось привезти К. в ярославский в честь Преображения Господня муж. мон-рь и «отдать под крепкий начал старцу духовному и искусну». О содержании «Капитонова учения и уставства» можно судить на основании царских грамот 1639 г. по делу К. и его последователей в Троицком мон-ре (грамота от 22 авг.

http://pravenc.ru/text/1470335.html

В 1706 г. комиссар рус. торгового каравана в Китай Осколков обратился к Тобольскому митр. св. Филофею (Лещинскому) с просьбой разрешить ему постройку в Посольском мон-ре за свой счет ц. в честь Преображения Господня. После получения благословенной грамоты Осколков, намереваясь возвести 1-й каменный собор в Забайкалье, заготовил 300 тыс. штук кирпичей, иконостас, книги и колокола. Однако его намерение не осуществилось, поскольку все нанятые каменщики были отправлены на строительство С.-Петербурга. Деревянная Преображенская ц. была освящена в Посольском мон-ре в 1722 г. На средства Осколкова в обители построили настоятельские и братские кельи, службы. Осколков дал вкладом в мон-рь дер. Дворецкую с пашенными землями и сенокосами, а также богатые рыболовные тони от р. Прорвы до устья р. Селенги. 10 дек. 1714 г., возвращаясь из Пекина, Осколков скончался в Монголии, был погребен в Посольском мон-ре, на его могиле позднее была поставлена часовня-склеп. Селенгинский и Посольский монастыри стали центрами Д. д. м. 12 мая 1692 г. по челобитью игум. Феодосия руководителем Д. д. м. и игуменом Селенгинского мон-ря был назначен иеродиак. Мисаил, в 1699 г. возведенный в сан архимандрита, 11 нояб. 1703 г. назначенный заказчиком (благочинным). В этой должности ему поручалось «ведать церковные догматы в Иркуцку, и в Селенгинску, и в Нерчинску, и тех городов в уездах, и Посольскую церковь, протопопов, и попов, и дьяконов, и монахов, и церковных причетников, и в них надлежащие церковному суду дела» (цит. по: Мелетий. С. 126-127), в 1714-1718 гг. он управлял также иркутским в честь Вознесения Господня мон-рем . Архим. Мисаил умер в 1743 г. в Селенгинском мон-ре, пережив всех своих соратников по Д. д. м., прибывших вместе с ним из Москвы. В кон. XVII в. активным участником Д. д. м. был иеродиак. Трифиллий из рода местных князей Гантимуровых (крестился в 1684 в Нерчинске). Известно также о деятельности в миссии старца Филарета, иером. Иова (Иосифа?), 18 нояб. 1715 г. переведенного из Троицкого мон-ря в Посольский «по указанию братии для священнослужения» и в 1719 г. ставшего игуменом Посольской обители. В 1726 г. в числе активных участников Д. д. м. упоминаются иером. Митрофан, строитель-старец Рафаил и мон. Серапион - все они, очевидно, не входили в первоначальный состав миссии.

http://pravenc.ru/text/171434.html

Важной стороной деятельности З. было восстановление поминальной практики в Черниговской епархии. По его повелению в Елецком черниговском монастыре был написан Елецкий синодик («Синодик, или помянник, Пресвятой Богородице Елецкой»), составленный на основе «давняго тоея обители помянника». Елецкий синодик не сохранился, его использовал архим. Иоанникий (Галятовский) при создании в бытность настоятелем Елецкого черниговского мон-ря соч. «Скарбница, потребная и пожиточная всему свету» (Новгород-Северский, 1676); Елецкий синодик также был известен архиеп. Филарету (Гумилевскому) . Для вечного поминания в синодик были внесены правосл. архиереи, князья, бояре, шляхта и нек-рые миряне Киевской и Чернигово-Северской земель X - нач. XVII в. Кроме того, в синодике были приведены сведения о начале Елецкого мон-ря, в частности о явлении в 1060 г. Елецкой иконы Божией Матери и об устроении обители по повелению черниговского кн. Святослава (Николая) Ярославича . З. имел значительную б-ку. Среди принадлежавших ему рукописных книг известны Лествица прп. Иоанна Синайского (список XVI в.), Слова свт. Григория Богослова и Кормчая книга (кон. XVI - нач. XVII в.), Соборник (1603), Скитский патерик (нач. XVII в.), Евангелие учительное (1-я пол. XVII в.) и др. В ряде книг сохранились владельческие записи - автографы З.: «Зосима Прокопович, еп[и]с[ко]п Чернеговский, Печерный, рукою властною» ( Петров. 1896. Вып. 2. С. 78, 68, 35-37 и др.). После смерти архиерея его книги перешли в б-ку Киево-Печерского мон-ря. В 1655 г. З. дал вкладом в Киево-Печерский мон-рь богато оформленную плащаницу (архиерей упом. во вкладной записи на плащанице). По мнению В. Г. Пуцко, она могла быть вышита в мастерской киевского Вознесенского жен. мон-ря (см. Киевский в честь Вознесения Господня и Флора и Лавра женский монастырь ). Ист.: АрхЮЗР. Ч. 2. Т. 1. 32. С. 370; Петров Н. И. Описание рукописных собраний, находящихся в г. Киеве. М., 1896. Вып. 2. С. 78, 68, 35-37, 70, 88-89, 11. Лит.: Филарет (Гумилевский), архиеп. Ист.-стат. описание Черниговской епархии. Чернигов, 1873. Кн. 2. С. 33-36; Покровский И. М. Рус. епархии в XVI-XIX вв., их открытие, состав и пределы: Опыт церк.-ист., стат. и геогр. исслед. Каз., 1897. Т. 1: (XVI-XVII вв.). С. 446, 452, 455-456, 461; Голубев С. Т. Киевский митр. Петр (Могила) и его сподвижники. К., 1898. Т. 2; Добровольский П. М. Черниговский Елецкий Успенский 1-кл. мон-рь: (Ист. описание). Чернигов, 1900. С. 22; Макарий (Булгаков). История РЦ. Кн. 6. С. 347; Кн. 7. С. 31, 40-41, 45, 53-54, 66, 617; Пуцко В. [Г.] Ykpaïhcьki nлaщahuцi//Наша bipa: Всеукр. правосл. газ. 2002. 5. Травень.

http://pravenc.ru/text/200039.html

и. у одной бездетной пары родилось долгожданное дитя (Чудо 6), а ребенок др. семейной пары был исцелен от падучей болезни (Чудо 7); чудеса 8 и 9 - участие иконы в жизни мон-ря во время споров и тяжб между 1816 и 1821 гг.; Чудо 10 - сокрытие Н. и. от турок в период с 3 июня 1821 г. до 28 окт. 1822 г. на Русской горе (на этом месте ныне находится скит Старой иконы Божией Матери) и преображение лика Пресв. Богородицы на иконе после ее обретения; далее - 3 чуда исцелений: от болезни крови (Чудо 11), хромого (Чудо 12), расслабленного (в 1835; Чудо 13); оправдание в 1839 г. несправедливо осужденного архим. Неонила (Чудо 14); благополучное разрешение вопроса, связанного с претензиями боярина Й. Катарджу на владения мон-ря (1839-1840; Чудо 15); защита местности от холеры в 1847 г. (Чудо 16); исцеление глаз ослепшего мон. Иегудиила в 1854 г. (Чудо 17); чудесное возвращение похищенных от иконы драгоценных привесов (подвесок) в 1856 г. (Чудо 18). В рус. сб. «Солнце Пресветлое», раннем рукописном своде чудотворных икон Божией Матери (нач. XVIII в.- МГУ НБ. 293. Л. 120 об.- 121 об.; копия - ГИМ. Муз. 42. Л. 134 об.; в обеих рукописях - без гравюры), икона впервые фигурирует с наименованием «Молдавская». Составитель сборника предпочел в выборе названия более широкий топографический принцип, хотя его единственный источник сведений об этой иконе архим. Иоанникий (Галятовский) упоминает и конкретное место нахождения Н. и.: «...образ Пресвятой Богородицы в земле Молдавской, в монастыре Нямецком». В тексте указана фантастическая дата обретения образа - 491 г., в качестве дня празднования фигурирует 21 марта, а в кратком сказании 2 чуда объединены в одно, совершившееся во время процессии на храмовый праздник Вознесения Господня (земной поклон и самостоятельное передвижение иконы по храму, где она встала в алтаре). Иконография Честная глава прп. Симеона Дивногорца в кафоликоне Нямецкого мон-ря. Фото: pra-voslavie.ru Честная глава прп. Симеона Дивногорца в кафоликоне Нямецкого мон-ря. Фото: pra-voslavie.ru Иконография лицевой стороны иконы с образом Божией Матери относится к типу «Одигитрия» с Младенцем Христом на левой руке и принадлежит к варианту этого изображения, сложившемуся в X-XI вв.,- варианту наиболее репрезентативному, где положение голов Матери и особенно Сына близко к фронтальному (на Н.

http://pravenc.ru/text/2578017.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010