Евангельский закон дан на все времена, до скончания века, и не подлежит отмене или замене. Евангельский закон дан для всех людей, а не для одного народа, каким был ветхозаветный закон. Посему евангельская вера и учение именуются у Отцов Церкви «кафолическими,» т. е. обнимающими всех людей на все времена. Христос – Глава и Царь мира. (Царское служение Христово) Сын Божий, Творец и Владыка неба и земли, Царь вечный по Божеству, есть Царь и по Богочеловечеству, как в Своем земном служении до крестной смерти, так и в Своем прославленном состоянии по воскресении. О Нем, как о Царе, предсказывали пророки, как читаем у прор. Исаии: Ибо младенец родился нам – Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царствие его (Исаии 9:1–7). Царское учение Господа до Его воскресения выразилось а) в чудесах Его, в Его власти над природой; б) во власти над силами ада, о чем свидетельствуют и многочисленные изгнания бесов и слова Господа: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию ( Лук. 10:18 ); в) во власти над смертью, проявленной в воскрешении сына вдовы наинской, дочери Иаира, четверодневного Лазаря. Господь Иисус Христос Сам говорит о Себе как о Царе, Еще до воскресения, на суде у Пилата: Царство Мое не от мира сего ( Иоан. 18:36–38 ). В Своей славе явился Господь ученикам Своим по воскресенье, когда сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле ( Матф. 28:18 ). По Вознесении Своем Богочеловек Христос есть Глава небесных, земных и преисподних. Во всей силе царственность Господа Иисуса Христа явлена в сошествии Его в ад и победе над адом, разрушении его уз; далее, в воскресении Его и победе над смертью; наконец, в вознесении Иисуса Христа и отверстии для всех верующих в Него Царствия Небесного. Как понимать «Обожение человечества во Христе»? Человеческая природа Господа Иисуса Христа через соединение с Божеством приобщилась свойств божественных и обогатилась ими, иначе говоря, обожена.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

По повелению Господа Иисуса Христа, одиннадцать апостолов пошли на одну гору в Галилее. Там они увидели Иисуса Христа и поклонились Ему. Иисус Христос сказал им: «Мне дана всякая власть на небе и на земле. Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына, и Святаго Духа. Учите соблюдать все, что Я заповедовал вам. И вот Я буду с вами до скончания века». Праздник Светлого Христова Воскресения называется еще Пасхою и почитается, как самый великий праздник. В этот день утреня начинается в полночь; перед началом же утрени совершается вокруг храма крестный ход, в подражание женам мироносицам, шедшим рано утром ко гробу Спасителя. Песнопения в честь Воскресения Христова: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ (уничтожив), и сущим (находящимся) во гребех живот даровав. Ангел вопияши благодатный: чистая Дево, радуйся! и паки реку (скажу) : радуйся! Твой Сын воскресе тридневен от гроба, и мертвыя воздвигнувый. Людие веселитеся! Святися, святися, новый Иерусалиме! слава бо Господня на тебе возсия; ликуй (торжествуй) ныне и веселися, Сионе! Ты же, чистая, красуйся (радуйся) Богородице, о востании рождества Твоего (Того, Кто родился от Тебя). Вознесение Господне В сороковой день по воскресении из мертвых Господь Иисус Христос явился ученикам Своим и повелел им оставаться в Иерусалиме, пока они не получат Духа Святого. Затем Он вывел их из города на гору Елеонскую и, подняв руки, благословил, и, когда благословлял, стал возноситься на небо. Наконец, светлое облако скрыло Иисуса Христа из вида учеников. Они долго смотрели на небо. Вдруг явились им два ангела в белых одеждах и сказали: «Мужи галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо». Ученики поклонились вознесшемуся Господу и возвратились в Иерусалим. Вознесение Господне празднуется в сороковой день после Пасхи. Тропарь праздника: Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира. ( Ты вознесся во славе, Христе Боже наш, обещанием Святого Духа обрадовавший учеников, которые чрез бывшее тогда благословление совершенно убедились, что Ты Сын Божий, Избавитель мира).

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

Мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах (то есть по правую сторону Бога) 85 . Иисус Христос вознесся на небо не Божеством Своим, потому что, как Бог, Он всегда пребывал и пребывает на небесах, а человечеством – со Своим человеческим прославленным телом и с человеческою душою. Значение выражения: «седяща одесную Отца» . Слова Символа веры седяща одесную Отца надо понимать духовным и высшим образом 86 ; именно они означают то, что вознесшийся на небо Христос и по своему человечеству имеет одинаковое могущество и славу с Богом Отцом. Дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли (дана Мне всякая власть на небе и на земле), сказал Спаситель апостолам перед Своим вознесением на небо. ( Мф.28:18 ). Значение вознесения Господа Спасителя в деле нашего спасения . Вознесение Иисуса Христа на небо есть полнейшее выражение Его прославления и завершение дела нашего искупления. Через Свое вознесение Господь открыл людям путь на небо к участию в той славе, какую Он Сам получил по человечеству. Вознесшись на небо, Иисус Христос послал от Отца в мир Духа Святого, просвещающего и освящающего всех истинных членов Его церкви, и ходатайствует за нас перед Отцом Небесным, Который ради бесконечных заслуг Своего Единородного Сына прощает кающимся грешникам их согрешения. О седьмом члене Символа веры Седьмой член Символа веры читается: (Верую в Господа Иисуса Христа) и паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, егоже царствию не будет конца. Общее содержание седьмого члена . Здесь говорится о втором пришествии Иисуса Христа на землю, всеобщем суде и бесконечном царстве Его. Второе пришествие Господне . Что Сын Божий Иисус Христос паки, то есть опять, придет на землю, об этом ясно говорится в св. Писании. Ангелы, явившиеся апостолам на Елеонской горе тотчас после вознесения Господа, сказали: Сей Иисус, вознесыйся от вас на небо, такожде приидет, имже образом видесте Его идуща на небо ( Деян.1:11 ). Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо (то есть придет в том же прославленном теле, с которым Он вознесся на небо, и так же – на облаках).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

К высочайшим свойствам существа Божия принадлежит далее вездесущие. Когда мы называем Бога вездесущим, то этим выражаем, что Бог в одно и то же время находится всюду, и нет такого места, где бы Его не было. «Разве Я Бог только вблизи, – говорит Господь, – а не Бог и вдали? Может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы Его? – говорит Господь, – Не наполняю ли Я небо и землю? – говорит Господь»; так Сам Господь объясняет вездесущие Свое. Таким же вездесущием обладает и Господь Иисус Христос. Он Сам свидетельствует о Себе: «где два или три собраны во имя Мое, там и Я посреди их». Значит, во всех местах, где христиане собираются для молитвы, здесь ли, в Америке ли и в других странах, им всегда и всюду соприсутствует и Господь Иисус Христос. Это же Иисус Христос выразил и при вознесении Своем на небо, сказав последователям Своим: «се Я с вами во все дни до окончания века. Аминь». Вспомним при этом еще раз историю исцеления слуги Капернаумского сотника. Телом Иисус Христос находился далеко от него, и, однако, чудом исцеления его показал, что вместе с тем Он был и вблизи него. Вспомним также историю исцеления апостолом Петром расслабленного Энея. «Эней, исцеляет тебя Иисус Христос», – так сказал апостол Петр этому расслабленному. Но Иисус Христос в то время уже вознесся на небо. Значит, эта история показывает, что Иисус Христос, находясь на небе, в то же время находится и на земле. Как апостолы верили в вездесущие Иисуса Христа, это показывает нам первое действие, совершенное ими по вознесении Иисуса Христа на небо. Они вознамерились избрать нового апостола на место Иуды и, назначив для избрания Матфея и Варнаву, обратились со следующей молитвою к Господу Иисусу: «Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал». Такою молитвою они показали, что вознесшийся на небо Господь был близок к ним, ибо в ней они говорили к Господу и с Господом так, как будто бы Он находился среди них. Подобно этому и ныне Иисус Христос хотя и находится на небесах, но вместе с тем Он обитает и среди нас на земле и слышит все наши молитвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

По какой причине? Вместо причины Павел указывает на действительность: «мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей» (2 Кор. 4: 11). Получается, что ведущие отдают себя на смерть ради жизни ведомых (2 Кор. 4: 12), показывая им пример веры и терпения. Отсюда нетрудно сделать вывод, что непрестанно возобновляемая смерть является необходимым условием для того, чтобы «сокровище» было извлечено из «глиняных сосудов». Так это или не так, но смерть воспринимается как рубеж, с преодолением которого кончаются все напасти. «Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный. Оттого мы и  воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище» (2 Кор. 5: 1-2). Откуда здесь представление о теле как «хижине» (σκην), и о «нерукотворенном доме» на небесах? Можно вспомнить эллинистическое образование апостола Павла, платоновскую концепцию σμα - σμα, но для ближайшего сопоставления следует сначала поискать библейский образ. Такой образ мы находим в молитве царя Езекии, который был поражен тяжелой болезнью и находился при смерти. Он сравнивает больное тело с чем-то внешним, и в то же время нерасторжимо присущим человеку. «Жилище мое снимается с места и уносится от меня, как шалаш (σκην) пастушеский; я должен отрезать подобно ткачу жизнь мою; Он отрежет меня от основы; день и ночь я ждал, что Ты пошлешь мне кончину» (Ис. 38: 12). Образ «небесного» человеческого тела, полностью противоположный первому, но метафорически схожий с ним, имеется в Новом Завете. Иисус называл Свое тело «храмом», и говорил, что может в три дня отстроить храм, который разрушат иудеи (Ин. 2: 19 и мн. др.). «Деяния» апостолов начинаются с двух основополагающих событий: воскресения и вознесения Христа. Марк (Мк. 16: 19) и Лука (Лк. 24: 51; Деян 1: 9) сообщают об этих событиях таким образом, что нельзя сомневаться: в учении первых христиан одно и то же человеческое тело Иисуса полагалось распятым, восставшим из мертвых и возшедшим в обители Отца. Сопоставим с этим слова Павла о «жилище на небесах». В Послании к евреям тело Христа также сравнивается с ветхозаветным храмом, а именно со скинией (σκην: Евр. 9: 11), которая, в свою очередь, сравнивается с небом (Евр. 9: 24). Итак, будущее прославленное тело человека есть не что иное, как тело Иисуса Христа, пребывающее на небе после вознесения. Эта идея, выраженная так ясно, может служить историку религии важным элементом в раскрытии представлений апостольского времени о «вечери Господней». Вероятно, что в литургической практике она предполагалась при благословении хлеба и чаши, значение которых было отнюдь не просто символическим. Павел говорит о «жилище на небесах» - не «будем иметь», или «приобретем», но «имеем». Небесное жилище актуально, а не потенциально. Между ним и «земным жилищем», которое также актуально, образуется постоянное натяжение.

http://bogoslov.ru/article/293586

Спустя четыре года по вознесении Иисуса Христа, апостолы в Иерусалиме узнали, что один из упомянутых семи диаконов Филипп крестил Самарян, а так как он, не имея высшей степени священства, не мог преподать им Св. Духа, то апостолы послали в Самарию Петра и Иоанна, и они, пришедши туда и помолившись, возложили руки на новокрещенных, и сошел на них Дух Божий. Итак апостолы, по общему соглашению, посылают Петра и Иоанна, и в Самарии как Петр, так и Иоанн возлагают руки и оба низводят Святого Духа; различия в действиях между тем и другим нет. Спустя 18 лет по вознесении Иисуса Христа, вследствие возникшего между христианами вопроса: как принимать в Церковь язычников, обрезывать ли их, как иудеев, или крестить без обрезания, составляется великий собор из апостолов и пресвитеров в Иерусалиме. После долгих рассуждений решено было принимать язычников в Церковь без обрезания, и послание христианам из язычников с определением собора написано от всего собора: угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Вообще в Писаниях Нового Завета не только нет названий апостола Петра князем апостолов, наместником Иисуса Христа, видимой главой Церкви, но ясно видно, что и другие апостолы имели в Церкви ту же власть, какая ему дана, и всюду говорится об апостолах как равных по власти, хотя некоторые из них, в том числе и Петр, имели по способностям и другим качествам преимущества пред другими; об Иоанне говорится, что его Христос любил особенно. Если допустить, что апостол Петр передал после смерти главенство над всей Церковью римскому епископу; то апостолы, пережившие Петра, были подчинены преемникам его римским епископам, что не сообразно. Поскольку Иоанн Богослов прожил после кончины Петра более 30 лет; то он находился под властью трех пап Льва, Анаклета и Климента; далее, выходит, что один папа по власти выше всех 11 апостолов, равно и апостола Павла, ибо те не имели такой власти над всей Церковью, какую присваивает себе папа.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Промыслом Божиим всеобщее воскресение людей отложено до кончины мира. Но воскресение Иисуса Христа служит залогом и удостоверением, что оно совершится. Если Он по смерти мог исполнить обетование о Своем воскресении, то теперь, будучи живым ( «Я есмь Первый и Последний и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков» – Откр. 1, 18 ), когда Ему дана всякая власть на небе и на земле, может исполнить обетование о всеобщем воскресении (см. Ин. 5, 25–29 ), и, несомненно, исполнит. Он и Сам говорил: «Я живу, и вы будете жить» ( Ин. 14, 19 ). Вознесение Господа Иисуса Христа на небо По совершении на земле искупительного подвига, Сошедшему с небес естественно было опять возвратиться туда, «где был прежде» ( Ин. 6, 62 ) – к Отцу (см. Ин. 14, 28 ; сравн.: Ин. 20, 17 ), но возвратиться уже с воспринятой на вечные времена плотию. Вознесение Спасителя с плотию на небо было продолжением видимого прославления по человечеству, которое началось в воскресении Его из мертвых. Господь, Которому, согласно словам Апостола, подобало «иметь ... во всем первенство» ( Кол. 1, 18 ), первым воскрес из мертвых (см. 1Кор. 15, 20 ) и первым взошел на небо, как наш предтеча ( «во внутреннейшее за завесу … предтечею за нас вошел Иисус» – Евр. 6, 19–20 ). Представив в своем Лице как бы начаток искупленной Им и восстановленной природы человеческой, которую Он воспринял в воплощении, Искупитель открыл Своим вознесением дотоле закрытый для людей вход в Царство Небесное. Незадолго пред Своей смертью Он говорил ученикам: «Где Я, там и слуга Мой будет» ( Ин. 12, 26 ). «В доме Отца Моего обителей много... И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» ( Ин. 14, 2–3 ). В гимне св. Амвросия Медиоланского «Тебе, Бога, хвалим…» есть слова: «Ты, одолев смерти жало (т.е. победив смерть Своим воскресением), отверзл еси (в вознесении Своем на небо) верующим Царство Небесное…» Вечное царствование Иисуса Христа по вознесении на небо Вознесшийся во славе на небо Иисус Христос «воссел одесную Бога» ( Мк. 16, 19 ) – по человечеству, ипостасно соединенному с Божеством. «Вот, я вижу небеса ответстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога» , – говорил перед своей кончиной св. первомученик Стефан ( Деян. 7, 55–56 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Вознесение Христово возгревает в нас любовь к небесным предметам. Апостол Павел говорит: Ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном ( Кол. 3 :-2); ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше ( Мф. 6:21 ). А о том, что Дух Святой есть та самая любовь, которая направляет нас ко всему небесному, говорит Божественный Учитель Своим ученикам: Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам ( Ин. 16:7 ). «Что далеко от очей – далеко от сердца». Эта пословица справедлива только в отношениях между людьми, но не в отношении человека к Богу. Здесь вернее будет обратное: «Далеко от очей – близко сердцу». Но ведь и по Вознесении Христос не сокрылся от взоров человеческих: Он явился на пути в Дамаск, чтобы из Савла, преследовавшего Церковь , сделать апостола народов ( Деян. 18:8 ). Можно с верой принять, что являлся Он, вероятно, и Своей Пресвятой Матери, пока Она пребывала на земле. Являлся Он многим святым угодникам. Увидим мы Его при кончине мира, когда Он придет судить мир. Главным делом для нас должно быть старание, чтобы в тот последний день показать Праведному Судии и засвидетельствовать перед Ним, что Его Вознесение действительно было для нас укреплением веры, утверждением надежды и возгреванием любви. Если это совершится, тогда мы услышим из уст Божественного Спасителя: Придите... наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира ( Мф. 25:34 ). Аминь. Неделя 7-я по Пасхе Святых отцов Первого Вселенского Собора Сия же есть жизнь вечная… Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа ( Ин. 17:3 ). Истинное учение о Боге и Иисусе Христе, без сомнения, то, которое заключается в Божественном Откровении; знает Бога и Иисуса Христа тот, кто принимает и исповедует это учение. Сегодня Святая Церковь вспоминает и прославляет святых и богоносных отцов Первого Вселенского Собора, созванного святым равноапостольным Константином в Никее в 325 году для утверждения истинного учения о Божестве Иисуса Христа против ложного учения Ария, не признававшего Сына Божия вечным и единосущным Отцу.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/hristo...

В. Что обещал Иисус Христос ученикам перед Своим вознесением на небо? Отв. Перед Своим вознесением на небо Иисус Христос обещал послать ученикам Утешителя, Святого Духа. В. Как говорил об этом Иисус Христос Своим ученикам? Отв. Иисус Христос так говорил об этом Своим ученикам: «Я умолю Отца и он даст вам другого Утешителя, Духа Истины, Который пребудет с вами во век. Утешитель, Дух Святой, Который от Отца исходит, научить вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам. Он наставит вас на всякую истину и возвестит вам будущее». ( Ин.14:10–27 ). В. Какое повеление дал Иисус Христос Своим ученикам в день Вознесения Своего на небо? Отв. В день вознесения Своего на небо Иисус Христос повелел Своим ученикам идти с проповедью по всей земле, учить всех людей и крестить их во имя Отца и Сына и Святаго Дха. В. Что еще сказал Иисус Христос Своим ученикам? Отв. Иисус Христос сказал еще ученикам, что о ни не должны отлучаться из Иерусалима, пока не сойдет на них обещанный Дух Святой. Получив желаемые ответы, я попрошу детей рассказать о сошествии Св. Духа на Апостолов, причем для облегчения буду иногда предлагать такого рода вопросы: В. Расскажите теперь, где и как проводили время ученики Иисуса Хрнста после Его вознесения на небо? В. Когда и как сошел на них Св. Дух? В. Какое чудо совершилось над апостолами после сошествия на них Св. Духа? В. Что говорил апостол Петр народу? В. Сколько человек уверовало в Иисуса Христа? В. Что совершали апостолы над уверовавшими? Сошествие Св. Духа на Апостолов После вознесения Иисуса Христа на небо ученики Его оставались в Иерусалиме. Здесь они часто собирались в одном доме и проводили время в молитве, ожидая обещанного Утешителя, Святого Духа. Наступил праздник Пятидесятницы; ученики вместе с Богоматерью собрались в доме и молились. Внезапно послышался шум с неба, как бы от сильного ветра, и наполнил дом, в котором находились Божия Матерь и ученики. И явились языки, как бы огненные и почили по одному на каждом из апостолов. Так совершилось сошествие Св. Духа. Как только на них сошел Дух Святой, апостолы, не знавшие до сих пор ни одного языка, кроме своего родного галилейского наречия, начали прославлять Бога на разных языках.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

При Вознесении ( Деян. 1:4–8 ). Свидетелями последнего явления Христа перед вознесением снова стали Его апостолы. Во время этого явления они видели Его, слышали Его и ели с Ним. Три этих аспекта свидетельства – окончательное подтверждение строго материальной природы Его воскрешённого тела. Во время этого события апостолы видели Иисуса. Лука говорит о нём: «явил Себя [апостолам] живым, по страдании Своём, со многими верными доказательствами» ( Деян. 1:3 ; курсив Н. Г.). Он дополняет: «в продолжение сорока дней являясь им». Они также слышали Иисуса, так как Он являлся им, «говоря о Царствии Божьем» (курсив Н. Г.). И во время этого особого явления Иисус повелел им: «не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чём вы слышали от Меня» ( Деян. 1:4 ; курсив Н. Г.). Итак, не только звук знакомого голоса, но и содержание знакомого учения убедили их, что перед ними – снова Иисус, Который учил их перед Своим распятием. Лука в этом месте указывает также, что Иисус ел вместе с учениками, как и в нескольких других случаях. Это последнее явление перед Вознесением было «[одним из случаев, когда Он ел вместе с ними]» ( Деян. 1:4 «Современный перевод " Это четвёртый отмеченный случай, когда Иисус после Воскресения участвовал в трапезе. Очевидно, впрочем, что Он делал это достаточно часто, ведь даже в своём коротком описании Его служения в главе Деян. 10 Пётр говорит, что апостолы «с Ним ели и пили, по воскресении Его из мёртвых» ( Деян. 10:41 ). Безусловно, близкое общение и физическая способность принимать пищу служили более чем достаточными доказательствами того, что Иисус являлся ученикам в том же самом осязаемом, физическом теле, которое было у Него до Воскресения. Павлу ( Деян. 9:1–9 ; 1Кор. 15:8 ). При последнем явлении Иисуса присутствовал Павел (см. 1Кор. 15:8 ). Важно отметить, что это явление отнюдь не было видением, которое существовало бы только в воображении Павла. Напротив, это было объективное, внешнее событие, наблюдаемое для всех, кто находился в пределах видимости.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010