Пророк Илия Вопрос о вознесении Илии более сложный и более интересный. Что мы знаем о пророке Илии и его восшествии на небо? В Синодальном переводе Библии говорится: «Вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо» (4 Цар. 2: 11). Казалось бы, вот явное противоречие словам Христа, что «никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий» (Ин. 3: 13). Но неужели Спаситель не знал этой истории с Илией? Неужели ее не знал апостол Иоанн, приводящий слова Христа? Почему же знаток закона и пророков Никодим тут же не опроверг Спасителя повествованием о вознесении Илии? Вероятно, потому, что во времена Спасителя в 4-й книге царств не говорилось о вознесении пророка Илии на небо. Дело в том, что для перевода книги Ветхого Завета на русский язык (так называемый синодальный перевод) за основу был взят Масоретский текст. Текст, который иудеи-масореты редактировали вплоть до X века по Рождеству Христову, всячески «зачищая» пророческие и мессианские места. Но в Церкви наибольший авторитет имел другой перевод книг Ветхого Завета – перевод 70 толковников. Эта работа была осуществлена в III–II веках до Р.Х. еврейскими мудрецами. Данным текстом пользовались апостолы, святые отцы, проживавшие в Восточной части Римской империи. Именно этот перевод был взят за основу святыми Кириллом и Мефодием. Посмотрим, что же в нем говорится о вознесении Илии на небо: «И бысть идущема има, идяста и глаголаста: и се, колесница огненная и кони огненнии, и разделиша между обема. И взят бысть Илия вихром яко на небо» (4 Цар. 2: 11). Единственное отличие от Масоретского текста в частице «яко», однако смысл от этого меняется кардинально. Илия был взят не на небо, но как бы на небо, то есть был поднят в воздух. Как понимали данное место Писания святые отцы? Святитель Иоанн Златоуст : «Илия, восходил как бы на небо, потому что он был раб, а Христос вознесся на самое небо, потому что Он был Господь» . Святитель Кирилл Иерусалимский : «Тот “аки на небо” (4 Цар. 2: 11), а Иисус прямо на небо» .

http://pravoslavie.ru/55239.html

Пятое воскресенье посвящено самарянке ( Ин.4:4–42 ), которой Христос говорил о религии «духа и истины», не ограниченной пределами какого-либо одного места или народа. Служба шестого воскресенья – «о слепом» ( Ин.9:1–38 ) – сравнивает исцеление слепорождённого с духовным прозрением человека. В седьмое – «святых Отец» – прославляются святители, утвердившие учение Церкви на семи Вселенских Соборах. Вознесение Вознесение празднуется в четверг шестой седмицы, на сороковой день после Пасхи (согласно указанию Деян.1:4 ). Что такое Вознесение? В чем смысл его? После пасхальных событий ученики ещё не вполне ощутили всё их значение. Им было достаточно знать, что Господь жив, что Он воскрес. Они вернулись из Иерусалима в Галилею, и там Он не раз являлся им: то на горе, то на берегу озера. Светлый мир сошёл в их души, о будущем они едва ли задумывались. Да и как могла этим простым рыбакам прийти в голову мысль, что они предназначены для покорения мира Христу? Когда Иисус жил среди них, они во всём полагались на Него. Теперь Он снова с ними. После испытаний настало время покоя. Они не знали, что земной путь Мессии уже завершён, что отныне им самим нужно пролагать дорогу Благой Вести. Но вот Он является перед ними на одном из галилейских холмов. Все падают на колени, и в тишине звучит Его голос: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века». А потом – снова Иерусалим. Елеонская гора, где Иисус прежде любил бывать с учениками. Оттуда виден святой град, а за ним – необозримые просторы мира, который ждёт апостолов. Господь поднял руки и благословил их. Сияющее облако Славы скрыло Его. Но ученики не ощутили себя одинокими и покинутыми. Отныне Спаситель будет с ними всегда. Прославленный и преображённый, Он принимает в Свои объятия всю землю, весь мир... Вознесение Господне Тропарь Вознесся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником, обетованием Святого Духа, извещенным им бывшим благославением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира. Пятидесятница (День Святой Троицы)

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

У этого события, конечно, есть духовная параллель, о которой идет речь в богослужебных текстах: духовные глаза человеку может открыть только Христос. А те, кто бахвалится прекрасным духовным зрением, то есть знанием и праведностью, могут оказаться слепы. И сказал Иисус: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы. Услышав это, некоторые из фарисеев, бывших с Ним, сказали Ему: неужели и мы слепы? Иисус сказал им: если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас (Ин 9:30–41). В середине Недели о слепом, в среду, происходит Отдание праздника Пасхи. Отдание есть у любого праздника. В данном случае это означает завершение празднования Пасхи и подготовку, «перенастройку», на приближающееся Вознесение Господне . Вознесение Господне. 13 июня Вознесение Господне. Роспись свода Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры . Источник: http://stsl.ru Вознесение стало завершением земного служения Иисуса Христа. Его принято праздновать на сороковой день после Пасхи, и праздник этот всегда приходится на четверг шестой недели. Пять с половиной недель воскресший Господь пребывал на земле, много раз являясь своим ученикам в Иерусалиме, его окрестностях и Галилее. Апостол Павел рассказывает о явлении Христа помимо ближайших учеников более чем пятистам братиям, о явлении Его Иакову, брату Господню. Спаситель не просто представал перед изумленными и обрадованными апостолами, но и ел вместе с ними, беседовал с ними. И вместе с тем являл им совершенно иную уже Свою природу: становился невидим (Лк 24:31), незримо проходил в закрытое помещение (Ин 20:19,26). Читайте также: Гора, сохранившая след Господа Почему же Он все эти дни не был с ними постоянно? Один из толкователей Евангелия говорит, что мир уже не мог Его, воскресшего, носить, принять. Пришло время Спасителю вознестись к Отцу... Место Вознесения — Елеонская гора в окрестностях Иерусалима, куда при земной жизни Христос поднимался с учениками. Явившись им в последний раз, Он вывел их из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо (Лк 24:50–51).

http://foma.ru/nedelja-slepoj.html

Ученики испугались и не верили своим глазам, увидев Учителя, думая, что видят духа. Христос же сказал им: «посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам. Осяжите Меня и рассмотрите, ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня» ( Лк. 24:39 ). Видишь ложное учение лжеизраильтян, будто дух Христа являлся ученикам, после смерти Его, а не Сам Он воскресший Плотью! У евангелиста Иоанна говорится, что Господь во свидетельство того, что перед учениками был Он Сам, а не дух, как было они думали показал им, кроме рук и ног, еще и ребра Свои ( Ин. 20:20 ). Нет нужды догадываться, для чего Христос показывал руки, и ноги и ребра, – то ясно всякому: – там были знаки страданий, раны от гвоздей и копья… что означало, что Христос был в той же Плоти по воскресении, которая страдала, висев, распятою на Кресте. Правда, Плоть Спасителя получила после страданий особое свойство проходить чрез запертые двери, сделалась преображенною, одухотворенною, но была тою же самою Плотью. Из евангелия Луки и книги Деяний известно, что Господь по прошествии 40-ка дней, в которые Он наставлял учеников в Царствии Божием, – вывел их из города до Вифании и, подняв руки, благословил их, т. е. учеников ( Лк. 24:50 ). И здесь мы видим, что Христос при благословении употребил «руки». Ясно, что руки воскресшего Своего Тела, чем доказывается, что и при вознесении и в самом вознесении Спаситель расстался с учениками во Плоти. Ниже, мы приведем более пространное о сем свидетельство из Толковой Псалтири, а пока исследуем собственно о вознесении Господа, подтверждает ли Писание сектантские выдумки, что Господь, вознесшийся с земли на небеса, вознесся будто бы на Апостолов. В евангелии Луки повествуется, что, по благословении Апостолов, Господь Иисус стал отдаляться от них и возноситься не на них, а «на небо», – значит, если Апостолы и названы уподобительно «небесами», то на самом деле ими не были… Выйдет по-сектантски, что при вознесении Господь «стал отдаляться» от небес, т. е. от Апостолов и возноситься на какое-то другое небо! Во всяком случае Апостолы не были теми небесами, на которые вознесся Христос, ибо Он, возносясь, «отдалился от них», не перешел и не воплотился в Апостолах вновь, как учат лже-израильтяне.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/novo-izr...

Это было в день последнего явления Иисуса Христа Апостолам, пред самым вознесением Его на небо, в 40 день по воскресении ( Деян.1:4 и дал.) Вон (из города), т. е. Иерусалима, где, как видно, Господь провел с учениками последний день, точно так же, как и первый по воскресении Своем, остальное же время проводя часто отчасти в Галилее. (Мих.). До Вифании. Вифания – селение, в котором жил воскрешенный Господом друг Его Лазарь со своими сестрами Марфою и Мариею и которое лежало на восточном склоне горы Елеонской или Масличной (так называвшейся от множества маслин на ней. См. 10:38 ). В настоящее время там, на месте вознесения, воздвигнут храм. Близ селения Вифании с горы и вознесся Господь ( Деян.1:12 ). Евангел. Матфей ничего не написал о вознесении. Лука, как и св. Марк, говорят о нем кратко. Подробнее же описывается оно Лукою в другой его книге, – Деяний Апостольских. Там говорится о нем так: Господь, собрав Апостолов, повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня. Ибо Иоанн крестил водою, а вы чрез несколько дней будете крещены Духом Святым.. Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде (Ангелы) и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом (т. е. для суда над родом человеческим), как вы видели Его восходящим на небо. Тогда они возвратились в Иерусалим ( Деян.1:4–12 ). В книге Деяний не сказано, как сказано в Евангелии, что Господь пред Своим вознесением воздвиг (подняв) руце Свои, благослови Апостолов. Поднимать руки, это – действие при благословении и молитве. Так повествуется в книге Левит о благословлении Аарона первосвященника: и подняв руки свои к народу, благословил его ( Лев.9:22 ). Господь благословил Апостолов, как истинный и вечный первосвященник ( Евр.7:25 ). При благословении обыкновенно произносились благожелание и молитва . Таким именно образом благословляли детей своих Исаак и Иаков. Самые слова благословения Господа св. Лука не передает ни в Евангелии, ни в Деяниях, но содержание его видно из тех слов, которые говорил Господь Апостолам пред самым Своим вознесением. По всей вероятности, к сему благословению принадлежат и переданные св. Матфеем слова Христовы: се Я с вами во все дни до скончания века ( Мф.28:20 ). Своим вознесением на небо Господь открыл бывший доселе для всех заключенным, вследствие людских грехов, вход в небесное святилище ( Ин.16:7 ), соединил новою связью небо с землею и даровал возможность богатого и обильнейшего излияния Св. Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

III. Воскресение Господа Иисуса Христа мы празднуем всю Пасхальную неделю, песнопения, прославляющие это величайшее событие, воспеваем вплоть до праздника Вознесения, и вспоминаем о нем каждое воскресенье. На русском языке и первый день недели называется воскресеньем в честь и память Воскресения Господа Иисуса Христа. Шестой член Символа Веры. О Вознесении Господа Иисуса Христа 289. Как читается шестой член Символа веры ? Шестой член Символа веры читается: «И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца». 290. Когда вознесся Господь Иисус Христос на небо? Господь Иисус Христос вознесся на небо в сороковой день после Своего Воскресения ( Мк.16:19 ; Лк.24:51 ; Деян.1:2 ). 291. Господь Иисус Христос восшел на небо как человек? Иисус Христос восшел на небо не Божеством Своим, потому что, будучи Богом, Он всегда пребывал и пребывает на небесах, а человеческой плотию Своею. 292. Какое значение имеет для нас Вознесение Господа Иисуса Христа на небо? Вознесение Господа Иисуса Христа на небо имеет для нас чрезвычайно важное значение, потому что: 1) оно есть полнейшее выражение прославления Господа Иисуса Христа и завершение дела нашего искупления; 2) через Свое Вознесение Господь Иисус Христос открыл нам путь на небо к участию в той славе, какую Он Сам получил по человечеству. 293. Как нужно понимать слова «и седяща одесную Отца»? Слова «и седяща одесную Отца» надо понимать образно и духовно: они означают, что вознесшийся на небо Господь Иисус Христос владеет всем миром, имея одинаковое могущество и славу с Богом Отцом и со Святым Духом. Пояснения: I. «Мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах» ( Евр.8:1 ). II. «Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все» ( Еф.4:10 ). Седьмой член Символа Веры. О втором пришествии Господа Иисуса Христа 294. Как читается седьмой член Символа веры ? Седьмой член Символа веры читается: «И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже царствию не будет конца». 295. Когда придет Господь Иисус Христос судить живых и мертвых?

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

Когда Господь совершил дело искупления людей и приносит Богу в жертву самую природу человеческую, вполне было своевременно Носительницу Его искупительной природы сделать Матерью и любимого ученика и всех людей. Его Мать становится отныне и Матерью всех. Это есть новая Ева и «матерь всех живущих» ( Быт.3:20 ). Как после грехопадения Адам назвал жену свою, так после искупления греха Адамова Господь назвал Матерь Свою. Мария первая искуплена, а за Нею все люди. Мы видим, что Матерь Господа, согласно описанию Евангелия, целесообразно выступает в начале явления Господа на землю, в средине, при вступлении Его на общественное спасительное служение для рода человеческого, и в конце Его земной жизни. В этих указаниях Святого Евангелия вполне достаточно смысла, чтобы показать, какое значение имеет Матерь Господа в деле совершенного Им спасения людей. В самых существеннных моментах Господнего служения выявлены все святые черты Ее характера и показаны с достаточной ясностью и выразительностью Ее отношения к Сыну и людям. Краткие указания Слова Божия о Пресвятой Деве Марии так же полны глубочайшего смысла и назидания, как и все прочие слова Писания. Величие Ее ясно сознается и почитание Ее блаженной и благословенной среди всех родов твердо, разумно и духовно и всесторонне обосновывается тем же Словом Божественным. 4. Время жизни Пресвятой Девы Марии от Вознесения Господа и до Ее кончины Единодушие всех с Матерью Господа «И пришедши (с горы Вознесения) взошли в горницу, где и пребывали (все Апостолы)... Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Матерью Иисуса, и с братьями Его» ( Деян.1:13–14 ). После Вознесения Господа произошла существенная перемена во взаимоотношениях всех первых верующих. Ко Господу были непосредственно близки святые Апостолы, за ними часто следовали многие женщины ( Лк.8:1–3 ; Мф. 27:55 ). Теперь же осиротевшее общество все пребывало вместе, неразлучно, не путешествуя, а находясь пока на одном месте. И с ними Матерь Иисуса и братья Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

«Идите научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я заповедал вам». Сначала нужно научить все народы, а потом уже крестить их, то есть во имя Пресвятой Троицы просветить их Таинством Святого Крещения. Как для жизни временной нужно родиться от отца и матери, так и для жизни вечной нужно родиться духовно в Таинстве Крещения. Но рождение — это еще не венец, не завершение. За рождением следует вся жизнь человека. Эту новую христианскую, духовную жизнь нужно вести согласно Евангелию, поэтому Спаситель и говорит: «Уча их соблюдать все, что Я заповедал вам». «И се, Я с вами до скончания века». После этой беседы с учениками Спаситель вознесся на небеса, телом Он восседает одесную Бога и Отца, но Божеством Своим, как Вторая Ипостась Пресвятой Троицы, пребывает с нами (конечно, если только мы сами пребываем в Духе Святом). Господь действительно с нами «до скончания века»: во всех православных Таинствах, обрядах, в учении святых отцов, в Священном Писании, и в особенности Он пребывает с теми людьми, которые, следуя апостольской проповеди, стяжали Господа в своем сердце. Они ясно, определенно ощущают, что Он с нами до скончания века — со всем человечеством вообще и каждым отдельным человеком, стяжавшим Господа Иисуса Христа в своей душе. «После такого беседования с учениками Своими, Господь вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их». Конечно, ученики не совсем понимали, что должно произойти. Вознесение Спасителя видели только Его ученики. Так было скрыто и неизъяснимое Рождество Господа, ради того чтобы совершился Промысл Божий и прежде времени не возникло недоверие, кощунственное отношение к этому таинственному событию. Кто знает, что более таинственно и неизъяснимо для человеческого понимания: бессеменное ли зачатие и Рождество или Вознесение Господа Иисуса Христа телом Своим на небеса. Тем не менее Вознесение — это событие очевидное в самом точном смысле слова, потому что его видели Его ученики. Вот как далее говорит об этом Евангелие: «И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их». Спаситель начал подниматься вверх от Елеонской горы. Пораженные и потрясенные, ученики некоторое время взирали на это необыкновенное шествие Господа ввысь. Видимо, когда Он уже был достаточно высоко, Его скрыло облако, но они были настолько потрясены произошедшим, что еще долго смотрели на небо, будучи не в силах прийти в себя.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Свое искупление человеческого рода Господь совершил в состоянии уничижения, в образе раба, но через самое уничижение Господь по Своему человечеству взошел к высшей славе, о которой Он и молился в Первосвященнической молитве: Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя ( Ин.17:1 ). Действительность Вознесения Христова Существует две гипотезы, оспаривающие факт Вознесения Иисуса Христа. Первая – иудейская, согласно которой Вознесение есть измышление учеников. После того как ученики «украли тело из гроба», они, согласно этой версии, вынуждены были Его где-то спрятать (иначе никто не поверил бы проповеди о Воскресении) и объяснили исчезновение тела тем, что Христос якобы вознесся на небо 1130 . Вторая – мифологическая, весьма популярная в атеистической литературе советского периода. Согласно этой гипотезе, факт Вознесения Христа – миф, такой же как «вознесение на небо» многих героев древних мифов, например Геркулеса, Диониса, Персея и др. В подтверждение этой гипотезы ее сторонники ссылались на противоречия, которые якобы имеют место в повествованиях евангелистов. В частности на то, что о Вознесении говорит только евангелист Лука, евангелист Марк лишь вскользь упоминает об этом событии, а евангелисты Матфей и Иоанн якобы вообще ничего не знают о Вознесении. На самом деле при внимательном прочтении Евангелия от Матфея и от Иоанна не остается сомнения в том, что эти евангелисты также знали о Вознесении. В Евангелии от Матфея Господь на суде у Каиафы говорит: Отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы... ( Мф.26:64 ) – сидение одесную Бога, очевидно, предварительно предполагает Вознесение. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий ( Ин.3:13 ); Увидите Сына Человеческого, восходящего туда, где был прежде ( Ин.6:62 ). Наконец, и Апокалипсис не оставляет сомнений в том, что ап. Иоанн знал о Вознесении. В XIX в. среди немецких протестантских теологов появилась теория «многократных вознесений» 1131 , согласно которой, в перерывах между явлениями ученикам воскресший Христос якобы каждый раз возносился на небесный Престол. Происходило это по крайней мере трижды. Первый раз – после явления Марии Магдалине, когда Господь сказал Марии: Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему ( Ин.20:17–18 ). Упоминание о втором вознесении находится в Евангелии от Марка (см.: Мк.16:19 ). Третье описано у евангелиста Луки (см.: Лк.24:51 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

—43— Потом явился Иакову, также всем апостолам. А после всех явился и мне, как некоему извергу“ ( 1Кор.15:4–7 . Ср. Деян.22:17,18 ). Наконец, воскресший из гроба Господь, по явлении Своём ученикам, восшёл от них к Отцу Своему, на что предуказал уже при явлении Марии Магдалине. Какова бы ни была телесность в явлениях Его ученикам, смысл Его воскресения и Его явлений должен быть понимаем во свете этого последнего момента явлений Воскресшего – Его отшествия к Отцу. Без этого заключительного момента явления Воскресшего были бы чудовищным явлением. Он вознёсся от апостолов на небо, т. е. Он стал для них навеки (до второго пришествия) невидим ( Деян.1:9 ), Он восшёл к Отцу, так что мы Его по плоти больше уже не знаем 1155 . Как явлениям воскресшего Господа Иисуса необходимо было закончиться отшествием Его к Отцу ( Ин.20:17 ), так и отшествие Его к Отцу необходимо предполагает Его духовное вселение в сердца верующих, или дарование им Святого Духа. На основании евангельских повествований невозможно восстановить хронологической последовательности этих событий, так как евангелисты Марк и Лука (ср. Мф.) сообщают о вознесении Господа, но не передают о даровании ученикам Духа, а евангелист Иоанн повествует о даровании ученикам Духа, но не говорит о вознесении Воскресшего, хотя и Лука свидетельствует о радости, наполнившей сердце учеников при вознесении Господа ( Лк.24:52 ), и в Евангелии Иоанна Воскресший поручает Марии передать ученикам: „восхожу к Отцу Моему“ ( Ин.20:17 ) и пр. Да и едва ли возможно уста- —44— новить здесь хронологические прежде и после, так как по существу отшествие Господа Иисуса к Отцу и дарование ученикам Духа связаны неразрывно, как ещё раньше разъяснял Христос Своим ученикам: „Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его, и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает, и в вас будет. Не оставлю вас сиротами: приду к вам... Лучше для вас, чтобы Я пошёл (к Пославшему Меня); ибо, если Я не пойду, Утешитель не придёт к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам“ ( Ин.14:16–18,16:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010