Закрыть itemscope itemtype="" > Чтобы мы никогда не крестились машинально 26.09.2014 490 Время на чтение 6 минут 27 сентября Церковь совершает празднование Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. На наши вопросы о Кресте, о том, как присутствует этот святой знак в нашей жизни, чем должно стать для нас крестное знамение, отвечает протоиерей Сергий Ксенофонтов, клирик Духосошественского кафедрального собора в Саратове. -Отец Сергий, что греха таить, мы очень часто крестимся машинально. Или только потому, что в этот момент службы положено перекреститься, или потому, что испугались чего-то. Очень часто бывает так, что человек, пришедший в храм, просто не знает еще толком, что здесь делать, не умеет внутренне присоединяться к богослужению, и от этой растерянности то и дело бестолково крестится. И на самом деле, что должен осознавать и переживать христианин, осеняющий себя крестным знамением? -К сожалению, мы очень многие вещи в храме делаем машинально или бестолково, забывая о том, что это - высочайшее средство изменения духовной жизни. Крестное знамение - это наше оружие. В торжественной, победоносной молитве Кресту - «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его...» - говорится, что Крест нам дарован «на прогнание всякого супостата». О каком супостате идет речь? Апостол Павел в Послании к Ефесянам (6,11-13) пишет: Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять. Мир, который Господь даровал нам, в котором Он дал нам жить, конечно, прекрасен. Но погружен во грех. И мы сами повреждены грехом, наша природа искажена им, и это позволяет падшим духам искушать нас, мучить нас, вести нас по пути погибели. Человек, ведущий духовную жизнь, как правило, понимает, что ему самому себя не изменить - нужно искать помощи у Христа. Когда мы совершаем крестное знамение, мы в первую очередь Его призываем на помощь нам.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Захотели люди, чтобы тело князя Петра было положено в соборной церкви Пречистой Богородицы. А тело Февронии – вне города, в женском монастыре, в церкви Воздвижения честного и животворящего Креста Господня. Рассудили себе, что коль супруги стали иноками, то «неугодно есть положить святых в одном гробу». Забыли слова евангельские о супругах: «…И будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть» (Мф. 19: 5–6). И поступили не по завещанию Божиих угодников, а по своему разумению. Наутро же люди нашли отдельные гробы, в которые накануне положили тела святых, пустыми, а святые тела Петра и Февронии обрели в соборной церкви Пречистой Богородицы в совместном их гробу, который они повелели себе сделать. «Люди же неразумные» не задумались о произошедшем чуде, не вспомнили слова Евангелия: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19: 6) и опять попытались их разлучить. Снова переложили тела святых в отдельные гробы и разнесли по разным церквям, как и прежде. Но наутро опять нашли их лежащих вместе в совместном гробу в соборной церкви Пречистой Богородицы, ибо венчанные муж и жена являют собой одно целое. По словам апостола Павла: «Ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо как жена от мужа, так и муж чрез жену; все же – от Бога» (1 Кор. 11: 11–12). Теперь только становятся понятными слова Февронии, сказанные ею перед исцелением князя Петра: не жене не подобает его лечить. Феврония, собственно, и лечит свою вторую половинку – супруга, чтобы вместе как единое целое предстать пред Богом и обрести спасение в будущем веке. Но и на земле остаться вместе – в одном гробу. Божественным Промыслом и стараниями Февронии (не словесными наставлениями – тут она не нарушила правил «Домостроя», – а примерами смирения) и приводится князь Петр в истинный разум. Но для этого и князь проявил свою волю и смирение. А потому оба снискали награду от Бога – венцы святых и дар чудотворений. Любовь Февронии к одержимому недугом князю – это жертвенная любовь, любовь к ближнему своему, ради его спасения. Это любовь, которая, по словам апостола Павла, долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не ищет своего , не раздражается, не мыслит зла, сорадуется истине, всего надеется, все переносит. Любовь, которая никогда не перестает. (См.: 1 Кор. 13: 4–8).

http://pravoslavie.ru/3399.html

Земля более уже не оскверняется жертвами идольскими, а воздух дымом скверным, исходящим из жертв бесовских. Ибо Христос Господь распростер руки Свои в воздухе и опустил Свои ноги к земле, чтобы освятить и воздух, и землю Своей Кровью. Не вопиют более громогласно жрецы Вааловы, как вопияли и терзали тела свои при Илии пророке. Не приносят более люди сынов и дочерей своих в жертву бесам, но приносят истинную жертву Истинному Богу, как подобает приносить Ему, единому Творцу и Создателю. Правда, в первенствующей Церкви христиане имели великую ревность и любовь к Богу, и на мученические страдания как бы на некое удовольствие шли не только мужи, но и жены, забыв свою женскую немощь. Что же еще сказать? Какие труды, какие подвиги совершали апостолы, святители и преподобные ради единой любви Божией! В нынешние же времена угасла любовь в сердцах человеческих, и вместо нее приумножились беззакония, согласно словам Христовым: «По причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» ( Мф. 24:12 ). У многих пропал и страх Божий, ибо никто не ходит в Церковь , чтобы помолиться Богу со страхом и трепетом, по увещанию пророческому: «Служите Господу со страхом и радуйтесь пред Ним с трепетом» ( Пс. 2:11 ). Ходят для разговоров, для смеха, для различного бесчинства, вертятся по сторонам, заглядывают в лица стоящим, как в кабаке или в каком-либо бесчестном человеческом доме! Что я говорю: в человеческом? И в человеческом доме честный человек стоит или сидит учтиво и скромно, и если заведет разговор или просит о чем-либо хозяина дома, то говорит чинно и учтиво. Если же придет слуга или подчиненный к господину своему, например, к князю или боярину, то с каким страхом, с каким трепетом стоит он пред ним или просит о чем-либо! Нечего и говорить о том, как приходят к Царю! С трепетом. Разве дерзнут вертеться по сторонам или смеяться, или бесчинствовать, или разговаривать с кем-нибудь другим, когда говорят с Царем или о чем-либо просят его, или умоляют о прощении за преступления? И воистину так подобает делать. Но если бы кто-нибудь пред лицом царским соделал бесчинства, тотчас бы ему и голова долой с плеч! Когда же приходят к Богу, Царю царствующих и Господу господствующих, то не имеют страха, становятся дерзкими. Над такими смеется пророк, говоря: «Там они трепетали от страха, где не было страха» ( Пс. 52:6 ). Боятся человека, могущего убить тело, и не боятся Бога, «Который может и душу, и тело ввергнуть в геенну» огненную ( Мф. 10:28 ). Не боятся Того, Кто в том же месте, где они бесчинствуют, может повелеть расступиться земле и пожрать их как Дафана и Авирона, или в одно мгновение ока истребить их.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

И, опять же, возвращаясь к притче о брачном пире: как можно было отказаться прийти?! Ведь это самое трепетное – когда на свадьбу приглашают. Обычно как происходит? Долго списки составляют, боятся, чтоб не обидеть кого-то, зовут самых близких, тех, кого действительно хотят видеть – почетных дорогих гостей. Как проигнорировать это? Как не прийти разделить радость человека, который является твоим царем? К сожалению, именно так часто в нашей жизни и происходит. thehumandivine.org «В день тот не спросите Меня ни о чем…» В праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня давайте помнить о том, что Господь призвал нас, заповедал взять свой крест и идти вслед за Ним не для того, чтобы мы были погружены в отчуждение и одиночество, а чтобы в переживании уподобления Ему осознали: нас ждут, нас не бросят, не оставят. А о том, как можно радоваться, вспоминая о Кресте и крестных страданиях Спасителя, Господь Сам ответил в Евангелии от Иоанна: «Вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет. Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир. Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас. И в тот день вы не спросите Меня ни о чем…» Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 16 августа, 2023 16 апреля, 2023 3 апреля, 2016 19 марта, 2017 31 мая, 2016 7 апреля, 2024 1 апреля, 2024 31 января, 2024 31 августа, 2023 16 августа, 2023 16 апреля, 2023 3 апреля, 2016 19 марта, 2017 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/nas-zhdut/

И посему радуются и ликуют не только Иоаким и Анна, избавленные от своего поношения, но с ними и весь человеческий род. Чему же ныне учит нас, братие, этот радостный, исполненный светом осуществленной надежды праздник? Да прежде всего терпению. Терпение добродетель, приводящая нас в Царствие Божие. Все истинно доброе и ценное духовно приобретается терпением. «В терпении вашем стяжите души ваши,» – говорит в Евангелии Господь. Всякий в жизни претерпевший до конца будет спасен и прославлен Богом. Это как раз видим мы на жизненном примере праведных родителей Пресвятой Девы, до конца претерпевших свое поношение. «Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест…» ( Евр. 12:1–2 ). Никакой крест не страшен для крестоносца-Христианина. В его несении открывается возможность поработать Богу и послужить Ему для того, чтобы освятить краткую жизнь свою и самого себя соделать сосудом Божией благодати. Воздвижение: Животворящий Крест Христов В нынешний скорбно-торжественный праздник Воздвижения Животворящего Христова Креста, когда вспоминаем мы о страданиях Христа-Богочеловека, естественно, все благочестивое внимание наше должно быть устремлено на этот Святейший Жертвенник – Крест Христов и на нем распятого Христа-Жизнодавца. Что же может сказать наше немощное слово при виде столь ужасной злобы людской, так высоко вознесшей, «на позор и удивление Ангелам и человекам» воплощенную Любовь Божественную?! Слово умолкает… но много, и многое говорить нам Сам, распятый на Кресте, наш Спаситель… В то время, как одни из тех, ради которых пострадал Христос, отвергают Его, подобно древним фарисеям, другие равнодушно проходят мимо этого ужасного зрелища, и третьи вторично распинают Его своими грехами и беззакониями, Он, широко простерши на Кресте Пречистые руки Свои, желая всех привлечь в Свои спасительные объятия, смиренно, но грозно обращаясь к каждому из нас, взывает: ради тебя, о превознесенная гордыня человеческая, глава Моя увенчана тернием; ради тебя, беззаконник и делатель всякой неправды, руки Мои пригвождены ко Кресту; ради тебя, проводящего нечистое и скверное житие, сердце Мое уязвлено копием; ради тебя, ходящего путями стропотными и развращенными, ноги Мои изранены гвоздями; ради тебя, услаждающего гортань свою и пресыщающего чрево свое, Я вкусил желчи и оцта. По безмерной любви Своей к падшему человечеству Я вознесся на этот Крест, дабы всех вознести от земли на небо; кровь Свою пролил Я, дабы омыть ею твои беззакония.

http://azbyka.ru/propovedi/sbornik-propo...

Но как именно это сделать? Выстаивать многочасовые церковные службы, вычитывать десятки акафистов, ездить в паломничества по монастырям или даже уйти в монастырь, строго поститься и обращаться ко всем и каждому с обличительными проповедями: «выбери рай, отвергни ад»? Ведь именно такими средствами нередко бросаются «спасать свою душу» вчерашние пламенные комсомольцы, а нынче не менее пламенные православные неофиты… Несомненно, и молитвы, и службы, и установленные Церковью посты, и книги о святых и богословии, и даже благочестивые (действительно благочестивые) обычаи – это очень хорошо. Но, как и упомянутые нами ранее страдания и житейское благополучие – все это также не имеет само по себе ровно никакой ценности. Это лишь инструменты, орудия, призванные помочь нам очищать свою душу от грехов, взращивать добродетели и приближаться к Богу. Если же мы с увлечением играем в эти врученные нам Церковью инструменты, но в деле духовного развития и приближения к Богу не продвигаемся и не пытаемся продвигаться ни на шаг – то как бы однажды нам не услышать страшные слова, обращенные не к каким-то там древним грешникам, а лично к нам: Вот, вы надеетесь на обманчивые слова, которые не принесут вам пользы. Как! вы крадете, убиваете и прелюбодействуете, и клянетесь во лжи, и кадите Ваалу, и ходите во след иных богов, которых вы не знаете, и потом приходите и становитесь пред лицем Моим в доме сем, над которым наречено имя Мое, и говорите: «мы спасены», чтобы впредь делать все эти мерзости. Не соделался ли вертепом разбойников в глазах ваших дом сей, над которым наречено имя Мое? ( Иер.7:8-11 ). Дорогие мои, не будем обманывать себя – ведь это смертельно опасно! Распясться для мира – значит действительно отказаться от греховных законов мира сего, усилием своей свободной воли и с помощью Божией выйти из-под власти этих законов, а не только на словах называть себя воцерковленными и ходить на службы. Впустить Христа в свою жизнь – значит стараться на деле исполнять евангельские заповеди, а не только слушать их в храме. Да и благоговение в отрыве от подлинных, ежедневных дел благочестия постепенно сойдет на нет… Так, например, в Российской империи в храм исправно ходило большинство, особенно в крестьянской среде, – но вот что с горечью говорит о современном ему обществе великий православный пастырь, святитель Димитрий Ростовский , в своем Поучении первом на Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня:

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

Но поскольку мы всегда склонны себя оправдывать, а не укорять, постольку с нами и происходит то, о чем говорит далее святой апостол Павел. Может быть, мы и умеем оправдаться перед людьми, например перед духовником, но Бога ведь не обманешь. «Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром» (ст. 32). Но даже в этом случае наказание благодетельно для нас, потому что мы наказываемся, чтобы не быть осужденными с миром. Людей мира сего Бог не наказывает, не трогает, а нас, как Своих, наказывает, чтобы исправить. Если мы сами не видим своих грехов или лукаво себя оправдываем, то Бог, осуждая и наказывая нас в этой жизни, избавляет от наказаний в жизни грядущей. И в этом проявляется любовь Божия. Поэтому будем день и ночь радоваться и благодарить Бога за то, что Он сподобляет нас причащения Святых Христовых Таин. Так причащались и святые апостолы, и великие святые. Причащались и обоживались, и освящались, и просвещались невечерним светом, Фаворским светом Божества. Будем радоваться и благодарить Бога даже в немощах наших и болезнях, хотя бы они были наказанием за наши грехи, потому что Господь человеколюбиво отделяет нас от всех прочих людей и, наказывая, спасает, освящает и делает избранниками Божиими. Будем благодарить Бога за все, ибо Его любовь к человеческому роду безгранична, что видно не только из того, что Он пострадал за нас, но и, в особенности, из того, что Он дает нам вкушать Свои пречистые Тело и Кровь. Аминь. 5 апреля 2007 года Неподвижный годовой круг Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня 1Кор. 125 зач. (1, 18–24) Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия. Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну. Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость.

http://azbyka.ru/propovedi/apostolskie-p...

Но слава, Христе Царю, еже о нас Твоему мудрому смотрению, имже спасл еси всех, яко благ и человеколюбец.     Придите, все народы , поклонимся благословенному древу, через которое настала вечная правда . Ибо прельстивший деревом праотца Адама прельщается Крестом ; низверженный падает ужасным падением, насильно завладевший царским созданием . Кровью Божией смывается яд змия , и уничтожено проклятие праведного осуждения после осуждения Праведника неправедным судом . Ибо надлежало исцелить деревом дерево и уничтожить страстью Бесстрастного на дереве страсти осужденного. Но слава, Христе Царь , Твоему мудрому промышлению о нас, которым Ты всех спас, как благой и человеколюбивый. Паремии    I. Исход 15:22—27; 16:1    Поят Моисей сыны Израилевы от моря Чермнаго, и веде тыя в пустыню Сур: и идяху три дни в пустыни, и не обретаху воды, да быша пили. Приидоша же в Мерру, и не можаху пити воды из Мерры, горька бо бе: сего ради наречеся имя месту тому «горечь». И роптаху людие на Моисеа, глаголюще: что пием? Возопи же Моисей ко Господу, и показа ему Господь древо: и вложи тое в воду, и сладка бысть вода. Тамо положи ему Бог оправдания и суды. И тамо искушаше его, и рече: Аще слухом услышиши глас Господа, Бога твоего, и угодная пред Ним сотвориши, и внушиши заповеди Его, и сохраниши вся оправдания Его, всяку болезнь, юже наведох египтяном, не наведу на тя: Аз бо есмь Господь исцеляяй тя. И приидоша во Елим, и бяху тамо дванадесять источников вод, и седмъдесят стеблий финиковых: и ополчишася тамо при водах. И воздвигошася от Елима, и прииде весь сонм сынов Израилевых в пустыню Син, яже есть между Елимом и между Синою.     Повел Моисей израильтян от Чермного моря , и они вступили в пустыню Сур , и шли они три дня по пустыне и не находили воды. Пришли в Мерру , и не могли пить воды в Мерре, ибо она была горька, почему и наречено тому (месту) имя Мерра. И возроптал народ на Моисея, говоря: что нам пить? (Моисей) возопил к Господу, и Господь указал ему дерево , и он бросил его в воду, и вода сделалась сладкой.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3681...

Песнь Мариами: «Пойте Господу, ибо высоко превознесся. Он, коня и всадника его ввергнул в море». ( Исх. 15:20–21 ). Песни Моисея и Мариами послужили образцом для первой песни канона. Воды древле (с древности, при сотворении мира) манием (мановением, повелением) Божественным во едино сонмище совокупивый (собравший в одно место) и разделивый море израилъским людям, сей Бог наш, препрославлен есть: Тому единому поим (Его одного будем воспевать), яко прославися. –1-я песнь воскресного канона 3-го гласа. Помощник и Покровитель быстъ мне во спасение. Сей мой Бог , и прославлю Его, Бог отца моего и вознесу Его: славою бо прославися. – 1-я песнь Великого канона св. Андрея Критского . Крест начертав Моисей, впрямо (прямо, в длину) жезлом Чермное пресече Израилю пешеходящу; тойже обратно фараоновым колесницам ударив совокупи (а против фараоновых колесниц, ударив, соединил), вопреки написав непобедимое оружие (в широту начертав непобедимое оружие, т. е. крест); тем Христу поим Богу нашему, яко прославися. –1-я песнь канона на Воздвижение животворящего креста Господня. 28. Чудеса Господа на пути евреев к Синаю Видите, видите, яко Аз есмь Бог , манну одождивый и воду из камене источивый древле в пустыни людям Моим десницею единою и крепостию Моею. – 2-я песнь Вел. канона св. Андрея Критского . Путь евреев от Чермного моря лежал по песчаной, безводной пустыни. Три дня они не встречали воды; наконец, нашли источник, но вода в нем оказалась горькою, ее невозможно было пить. Господь указал Моисею дерево и велел положить его в источник; Моисей сделал так, и вода тотчас стала годною для питья. Через месяц по выходе из Египта у евреев вышел хлеб, и они возроптали на Моисея. «Лучше бы», говорили они, «умереть нам от руки Господней в Египте, когда мы сидели у котлов с мясом и ели хлеб досыта!» Господь сказал Моисею: «объяви сынам Израилевым, что они вечером будут есть мясо, а поутру насытятся хлебом». Действительно, вечером в стан еврейский налетело множество перепелов, а утром, когда поднялась роса, евреи увидели на земле белые крупинки. Они с удивлением спрашивали друг друга: «что это» (ман-гу)? Моисей отвечал: «это хлеб, который Господь дал вам в пищу». Евреи назвали этот хлеб манною. Она была похожа вкусом на муку с медом и выпадала ежедневно, кроме субботы, все время, пока евреи не вступили в пределы земли Ханаанской.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

Понеже и иудее знамения просят, и еллини премудрости ищут; мы же проповедуем Христа распята, иудеем убо соблазн, еллином же безумие. Самим же званным, иудеем же и еллином, Христа — Божию Силу и Божию Премудрость.     Братья, слово о Кресте для погибающих — безумие, а для нас, спасаемых, — сила Божия. Ибо написано: «Погублю мудрость мудрецов и разум разумных отвергну» (Ис. 29:14). Где мудрец? Где книжник? Где спорщик века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? (Ис. 33:18) Но когда мир своей мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу безумием проповеди спасти верующих. Ибо и иудеи требуют чудес, и эллины ищут мудрости, а мы проповедуем Христа распятого — для иудеев соблазн, а для эллинов безумие; для самих же призванных, как иудеев, так и эллинов, Христа — Божию Силу и Божию Премудрость.    Апостольское чтение взято из первого послания ап. Павла к Коринфянам. Послание это написано по поводу того, что в Коринфе, городе богатом и образованном, происходили споры и раздоры между христианами из иудеев и христианами из язычников (греков) и придавалось большое значение тому искусству, с которым каждый мог отстаивать свое мнение. Апостол, обличая христиан за это, и указывает на то, что сама сущность христианской веры — крестная смерть Христова, или, говоря более кратко, Крест Христов — стоит выше человеческой мудрости и одинаково неприемлем как для иудея, так и для эллина, хотя и по разным причинам; поэтому при правильном понимании этой сущности христианства, при правильном отношении ко Кресту Христову не может быть в христианском обществе почвы и основания ни для разделения, ни даже для каких-нибудь псевдонаучных споров; распятый Христос для всех христиан есть прежде всего Сила Божия, а затем и Премудрость Божия.    Подробнее эта мысль у апостола развивается следующим образом. Проповедь о том, что составляет самую сущность нашей веры — Крест Христов, настолько выше человеческой мудрости, что она кажется юродством, но для кого? — для «погибающих», для людей совершенно неспособных к спасению, для спасамых же Крест — явление прежде всего, так сказать, совершенно другого порядка, не того, где приложимы мерки мудрости или безумия; он — сила, которую прежде всего можно почувствовать, которая более и главным образом подлежит ощущению, чувству, а не разуму, и именно он — сила Божия (ср.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3681...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010