Одной из первых реликвий Животворящего Древа на Руси стала частица в кресте Евфросинии Полоцкой, привезённая в XII веке из Иерусалима в числе прочих реликвий. Частица древа Креста была помещена в «Ковчег Дионисия», который в завещаниях московских великих князей XV века возглавлял перечень передаваемых по наследству святынь, а в XVII — начале XX веков являлся одной из главнейших святынь Благовещенского собора. В период патриаршества Никона в России стали изготавливать кресты-мощевики «мерою и подобием Креста Христова». Одним из них стал «Кийский крест», куда кроме частицы Животворящего Креста было помещено 108 частиц мощей святых и 16 камней с мест библейских событий. Русские паломники в Святую землю с первой половины XIX века, из числа особо именитых лиц, получали от Иерусалимского патриарха кресты с частицей Древа Креста Господня в качестве благословения, а позже и награды. Орден Креста с частицей Животворящего Древа и в настоящее время является высшей наградой Иерусалимской церкви. В честь обретения Креста был установлен праздник Воздвижение Креста Господня , получивший своё название от того, что епископ Макарий I, с целью, чтобы все верующие могли увидеть Крест, воздвигал (то есть поднимал) его, обращая ко всем сторонам света. То же было сделано с Крестом и после его возвращения в 629 году из Персии после 14-летнего плена обратно в Иерусалим при императоре Ираклии. Праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня отмечается как православной, так и католической церквями 14 сентября (по юлианскому календарю в некоторых православных церквях, и по григорианскому календарю в католицизме). Отдельно установлено празднование в воспоминание обретения царицей Еленой Креста Господня и гвоздей. В Православной церкви оно совершается 6 марта (по юлианскому календарю), в Католической церкви — 3 мая. В 2006 году частица Животворящего Креста была доставлена на околоземную орбиту. Описание [ править править код ] За свою историю древо Животворящего Креста было разделено на частицы разного размера, которые сейчас можно встретить во многих храмах и монастырях мира. Исследователь конца XIX века Шарль Роо де Флepu[fr] в сочинении «Память об орудиях страстей Христовых» (фр. «Mémoire sur les instruments de la passion de la N.-S. J.-C.») сообщает, что суммарный вес всех документально зафиксированных фрагментов Креста составляет всего около трети объема от Креста. Местонахождение. Доступность для паломников [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Животворящий_К...

Господин Мансуров сказал: «по oбeщahiю же своему и о храмозданной каменной церкви просилъ во ономъ Boздbuжehiя Честнаго и Животворящаго Креста Господня на что и блarocлobehie отъ Его Преосвященства дано грамотою и въ 781-м году та каменная церковь заложена и строитца». В декабре месяце 1779 года по челобитному помещику Сергею Герасимовичу Мансурову, Преосвященным Епископом Коломенским Феодосием была выдана Благословенная Храмозданная грамота на сооружение вместо обветшавшего деревянного храма новой церкви из кирпича во имя Воздвижения Животворящего Креста Господня. Количество приходских дворов на 7 сентября 1782 г. составило 46, через 20 лет (1782г.) она составила уже 504 чел. Строительство храма было на новом месте, более возвышенном находящимся севернее от старого деревянного. Новый храм был расположен на помещичьей усадьбе Мансуровых. Храм возводили дворовые люди помещика: Василий Васильев сын Козлов, Нестар Устинов, Стефан Борисов, да крестьяне Марк Осипов, Лукьян Тимофеев, Лаврентий Дмитриев «с товарищами». Во вновь строящейся церкви во имя Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня 16 декабря 1788 г. был освящен придел во имя Казанския Пресвятые Богородицы. Причт церкви состоял: священник иерей Василий Петров, дьячок Нефед (Мефодий) Петров и пономарь Сергей Петров. С этого дня Богослужения стали проходить во вновь выстроенном Крестовоздвиженском кирпичном храме в приделе во имя иконы Казанской Пресвятой Богородицы. Строительство кирпичного храма с декором в духе раннего классицизма во имя Воздвижения Животворящего Креста Господня, в селе Яковлевское Тульского уезда продолжалось еще 20 лет. Его строительство было полностью завершено сыновьями помещика Сергея Герасимовича Мансурова Алексеем и Дмитрием в 1808 году и в том же году освящена Преосвященным Амвросием Епископом Тульским. Храм имел три придела. Первый во имя Воздвижения Животворящего Креста Господня. Второй, с южной стороны, во имя Пресвятыя Богородицы Казанския. Третий, с северной стороны, во имя Святителя Митрополита Алексия Московского.

http://sobory.ru/article/?object=07489

В благоговейной радости равноапостольная царица Елена и все бывшие с ней воздали поклонение Кресту. Но людей собралось очень много, и, естественно, не все могли поклониться Честному Древу Креста Господня и даже не все могли увидеть его. Тогда Патриарх Иерусалимский Макарий, став на высоком месте, начал поднимать – воздвигать – Святой Крест, показывая его народу. Народ поклонялся Кресту, восклицая: «Господи, помилуй». Отсюда получил свое начало праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, который был установлен в год обретения Святого Древа. Поскольку Крест был обретен в дни празднования Пасхи, то первоначально праздник совершался на второй день Пасхи. С 335 года, когда было совершено освящение храма Воскресения Христова (13 сентября), праздник Воздвижения был перенесен на 14 сентября. Это освящение совершал собор епископов, прибывших со всех концов Римской империи, что послужило к распространению празднования в этот день Воздвижения Креста Господня и за пределами Иерусалима, во всем христианском мире. В VII веке с воспоминанием обретения Креста Господня было соединено и другое воспоминание – возвращения Древа Животворящего Креста Господня из Персидского плена. В 614 г. Персидский шах Хозрой во время войны с Византийским императором Фокой овладел Иерусалимом и разграбил его сокровища. Он увез из Иерусалима в Персию и Древо Животворящего Креста Господня. В Персии Честной Крест пребывал 14 лет. В 628 г. святое Древо Креста Господня после победы императора Ираклия над персами и заключения мира было отобрано у персов и возвращено в Иерусалим. Император, в смиренной одежде и босой, торжественно встретил Крест Господень в Иерусалиме, внес его в храм, откуда он и был ранее похищен персами. Это событие совершилось 14 сентября. Таким образом, в празднике этого дня соединились два воспоминания – обретение Креста Господня и возвращение его из персидского плена в Иерусалим. ПРЕДПРАЗДНСТВО И ПОПРАЗДНСТВО НЕДЕЛИ ПРЕД ВОЗДВИЖЕНИЕМ И ПО ВОЗДВИЖЕНИИ Праздник Воздвижения Животворящего Креста Господня принадлежит к числу двунадесятых. Он имеет один день предпразднства (13/26 сентября) и семь дней попразднства. День отдания – 21 сентября/4 октября. Кроме того, праздник Воздвижения имеет ту особенность, что суббота и Неделя, предшествующие дню Воздвижения, называются субботой и Неделей пред Воздвижением. Суббота и Неделя, следующие за днем Воздвижения, называются субботой и Неделей по Воздвижении. Эти субботы и Недели составляют предпразднство и попразднство. Но в эти дни не бывает особых служб – только на Литургии положено чтение особых Апостола и Евангелия, имеющих отношение ко Кресту, а перед ними – соответствующих празднику прокимнов и аллилуария (указание на это см. в служебном Евангелии, Апостоле, а также в Типиконе – последование под 8, 13, 15 и 21 сентября). ОСОБЕННОСТИ БОГОСЛУЖЕНИЯ ПРАЗДНИКА

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

В чине Воздвижения, как он излагается в Иерусалимском канонаре, нетрудно опознать эти исторические обстоятельства. В самом деле, в обоих случаях, т. е. и в событии обретения Креста Господня, и в древнейшем чине Воздвижения, мы имеем дело с тремя крестами. Так же не случайно в данном чине и троекратное воздвизание креста или крестов. Оно воспроизводит нам два исторических обстоятельства: воздвижение патриархом Макарием Креста Господня, с одной стороны, и воздвижение трех крестов на больную женщину – с другой. Ектения и пятидесятикратное «Господи, помилуй» на каждом из трех воздвизаний обязаны своим происхождением тому моменту, когда, по преданию, патриарх Макарий воз-двизал Животворящий Крест, а народ взывал «Господи, помилуй». Песнопения, сопровождающие каждое из воздвизаний, говорят об обстоятельстве поочередного возложения крестов на больную женщину. В самом деле, в чине, когда иерей делает первое воздвизание креста, лик поет стихиру, относящуюся не ко Кресту Господню как к таковому, а к иному орудию казни: «Покланяемся, Христе, копию проводившему». Равным образом при втором воздвизании певцы поют стихиру, которая не относится непосредственно ко Кресту Господню как к таковому, но говорит вообще о значении для нас голгоф-ских страданий Христа: «Просвети нас на Крест Твое восшествие». И только при третьем воздвизании мы слышим стихиру, в своем содержании непосредственно обращенную к Животворящему Древу: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко». Проследим события обретения Креста Господня далее. Хотя историки об этом и не говорят, но должно с несомненностью полагать, что Крест Христов, лежавший почти три столетия под землей, по отыскании его оказался покрытым прахом. Надо думать, что он был тщательно очищен от этого праха, омыт, быть может, намащен благовониями и потом предложен для целования присутствовавшим. Это все мы видим в древнейшем чине Воздвижения. Замечательно, что упомянутые действия – омовение и на-мащение креста благовониями и его целование – происходят в конце чина. Безусловно, в таком порядке протекали и обстоятельства обретения Креста Господня. Трудно допустить, чтобы патриарх Макарий, откопав три креста, сначала их очистил от праха, намастил, а потом стал возлагать на больную. Надо полагать, что это воздаяние благоговения Животворящему Древу последовало после того, когда была установлена его принадлежность Христу. Итак, в самом раннем чине Воздвижения Креста мы видим воспроизведение исторического события обретения Креста Господня и первого его воздвижения. Само это историческое событие, таким образом, положило начало чину Воздвижения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

В чине Воздвижения, как он излагается в Иерусалимском канонаре, нетрудно опознать эти исторические обстоятельства. В самом деле, в обоих случаях, т. е. и в событии обретения Креста Господня, и в древнейшем чине Воздвижения, мы имеем дело с тремя крестами. Так же не случайно в данном чине и троекратное воздвизание креста или крестов. Оно воспроизводит нам два исторических обстоятельства: воздвижение патриархом Макарием Креста Господня, с одной стороны, и воздвижение трех крестов на больную женщину – с другой. Ектения и пятидесятикратное «Господи, помилуй» на каждом из трех воздвизаний обязаны своим происхождением тому моменту, когда, по преданию, патриарх Макарий воздвизал Животворящий Крест, а народ взывал «Господи, помилуй». Песнопения, сопровождающие каждое из воздвизаний, говорят об обстоятельстве поочередного возложения крестов на больную женщину. В самом деле, в чине, когда иерей делает первое воздвизание креста, лик поет стихиру, относящуюся не ко Кресту Господню как к таковому, а к иному орудию казни: «Покланяемся, Христе, копию проводившему». Равным образом при втором воздвизании певцы поют стихиру, которая не относится непосредственно ко Кресту Господню как к таковому, но говорит вообще о значении для нас голгофских страданий Христа: «Просвети нас на Крест Твое восшествие». И только при третьем воздвизании мы слышим стихиру, в своем содержании непосредственно обращенную к Животворящему Древу: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко». Проследим события обретения Креста Господня далее. Хотя историки об этом и не говорят, но должно с несомненностью полагать, что Крест Христов, лежавший почти три столетия под землей, по отыскании его оказался покрытым прахом. Надо думать, что он был тщательно очищен от этого праха, омыт, быть может, намащен благовониями и потом предложен для целования присутствовавшим. Это все мы видим в древнейшем чине Воздвижения. Замечательно, что упомянутые действия – омовение и намащение креста благовониями и его целование – происходят в конце чина. Безусловно, в таком порядке протекали и обстоятельства обретения Креста Господня. Трудно допустить, чтобы патриарх Макарий, откопав три креста, сначала их очистил от праха, намастил, а потом стал возлагать на больную. Надо полагать, что это воздаяние благоговения Животворящему Древу последовало после того, когда была установлена его принадлежность Христу. Итак, в самом раннем чине Воздвижения Креста мы видим воспроизведение исторического события обретения Креста Господня и первого его воздвижения. Само это историческое событие, таким образом, положило начало чину Воздвижения.

http://bogoslov.ru/article/6175574

Отдалённая Щениковская волость бывшего Ростовского уезда и в стародавние дни, и в наше время - это глушь, со знаменитым Сахотским болотом. Известной на всю округу эту глухомань сделало явление здесь Святыни. И потянулись многочисленные паломники. Безымянное урочище назвали Никольским погостом. Безымянную речушку, чьё русло теряется в траве заболоченного луга - Иорданкой. В память о чуде построили деревянную Никольскую церковь с приделом в честь происхождения честного древа Животворящего Креста Господня. Неизвестно только, в каком году первый храм появился на этом месте. А тот, что дошёл до наших дней, датировку имеет - 1776 год. Сейчас трудно представить, что ещё два десятка лет назад в " Своде памятников архитектуры и монументального искусства России по Ивановской области " было написано о Воздвиженской церкви следующее: " Сам пятиглавый храм Воздвижения Креста, сооружённый в 1776 году на средства прихожан, разобран в 1974 году; сохранился лишь его северный придел сер. 19 в. Колокольня церкви Воздвижения Креста сохранилась на высоту двух ярусов, от третьего остался лишь фрагмент. Уцелела также часть северного придела, пристроенного к храму одновременно с колокольней. Несмотря на плохую сохранность, является выразительным памятником в стиле зрелого классицизма " . Фотографии прошлого хранят картину жутких разрушений; слава Богу, теперь от " плохой сохранности " не осталось и следа. Памятник действительно очень выразительный, очень " местный " , характерный для архитектуры этого края. Подчёркнутая вертикальная ориентация сооружения, крупная пластика, массивный трёхсветный четверик, развитое пятиглавие. С севера к основному объёму примыкает придел во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Со стороны выглядит как отдельный маленький храмик. История монастыря на Погосте Крест едва не началась в 1824 году... Нет, это не опечатка - именно " едва не началась " . Тогда впервые возникла идея устроить здесь монашескую обитель - с благой целью, дабы у Животворящего Креста можно было проводить регулярные богослужения. Впрочем, в XIX веке реализовать замысел так и не удалось. Успели возвести кирпичный заводик, чтобы обеспечивать строительство, да келейный корпус; отчего дело застопорилось - местные краеведы пока не вызнали. Известно только, что кельи передали под народное земское училище, а храм так и остался приходским, пока не грянула беда - настали годы лихолетья. Воздвиженскую церковь разорили, Крест перенесли в Годеново... Лишь в 1998 году стараниями игумена Бориса (Храмцова) возникла на Никольском погосте монашеская община: 27 сентября отслужили первый молебен во вновь построенной часовне. Восстановили храм, возвели ограду, жилые и хозяйственные постройки. Теперь Свято-Воздвиженский монастырь принимает многочисленных паломников.

http://sobory.ru/article/?object=06523

В ведомости о каменной церкви за 1817 год находим первое упоминание о приделе Чудотворца Николая. В ведомости о церкви за 1829 год сказано, что здание каменное, с такой же колокольнею, крыта железом, в твёрдости. Престолов в ней два: во имя Воздвижения Честнаго Креста Господня и придел во имя Чудотворца Николая - оба холодные. В ведомости о церкви во имя Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня в селе Марчуги за 1839 год записано, что в трапезе устроены два придела двух престолов во имя Святителя и Чудотворца Николая и преподобного Алексия человека Божия. Приделы не освящены из-за неустроения иконостасов. Приделы готовятся быть тёплыми. В 1844 году гвардии полковник князь Алексей Борисович Черкасский пишет прошение в Московскую Духовную консисторию о разрешении ему разобрать тот небольшой придел и колокольню, а построить, по прилагаемому проекту в трёх чертежах, два новых тёплых придела. Колокола предлагается временно устроить на столбах. В случае недостатка церковных средств, он обязуется пополнить из своих собственных. Резолюция Митрополита Филарета " Фев. 15. Дозволить построение приделов с тем, чтобы производство было согласно с проектом под наблюдением сведущего... " Новая каменная трапезная с двумя тёплыми приделами при Крестовоздвиженской церкви была построена уже в 1848 году тщанием гвардии полковника и кавалера князя Алексея Борисовича Черкасского. В ведомости о церкви в селе Марчуги за 1848 год сказано: здание в твёрдости, колокола висят на столпах. Престолов в ней три: холодный во имя Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня и два тёплых придела: с правой стороны во имя Святителя и Чудотворца Николая, с левой стороны во имя святых мучеников Бориса и Глеба. Церкви принадлежала тогда часовня в деревне Косяково. В советское время многие дела о храмах в архивах были уничтожены, что не позволило восстановить полноту сведений о происходящих событий и перестройках в дореволюционный период существования того или иного храма. Новая каменная колокольня при Крестовоздвиженской церкви села Марчуги была построена в 1858 году тщанием вдовы полковника, княгини Марии Николаевны Черкасской.

http://sobory.ru/article/?object=00416

Строительные и отделочные работы продолжались несколько лет, церковь была освящена лишь 15 сентября 1825 г. в честь Воздвижения Креста Господня, хотя все иконы были готовы уже в 1823 г. Этот день для престольного праздника был выбран не случайно: он приходился на начало учебного года. Церковь была устроена однопрестольной – во имя Животворящего Креста Господня. Главные решения, заимствованные Пятницким в церкви Голицына – иконостас в виде четырехконечного креста и своеобразное освещение – в центре над иконостасом было сделано круглое хрустальное окно с изображением Всевидящего Ока. Иконы, как и в голицынской церкви, были написаны в западно-европейской манере и напоминали картины художников эпохи Возрождения на библейские и евангельские сюжеты, все они были без окладов. Основную часть работ написал студент Академии художеств Василий Чухломин. Хоругви с иконами Казанской Божией Матери, св. Антония, св. Александра Невского и Воздвижения Честного Креста – работы кисти известного художника Василия Степановича Турина, а находящийся над жертвенником образ «Моление о чаше» – работа художника академика Льва Дмитриевича Крюкова. Несколько икон написал протоиерей Александр Иванович Нечаев. Иконостас в виде креста изготовили в Санкт-Петербурге, работу выполнил придворный мастер Гамс. В последующие десятилетия больших изменений в оформлении церкви не произошло. В 1842 г. на горнем месте была установлена копия с картины Рафаэля «Несение Иисусом Христом Креста на Голгофу», пожертвованная попечителем учебного округа Михаилом Николаевичем Мусиным-Пушкиным и написанная его сыном Николаем. Церковь всегда производила большое впечатление на посетителей, в основном благодаря хорошему оформлению и тонкому вкусу ее архитектора. Однако производившиеся несколько раз замены пола, облицовки стен, замена лепнины росписью постепенно ухудшали общее впечатление. Своды церковного зала опирались на восемь колонн, Колокола висели на западной стороне церкви, наверху под фронтоном. Университетской церкви был придан мистический и вместе с тем несколько домашний вид, что соответствовало тогдашним духовным настроениям российской аристократии.

http://sobory.ru/article/?object=30209

II. При ежегодном воспоминании сего события положено выносить из алтаря крест для благоговейного чествования, а в соборах, лаврах и многих монастырях – повторять древнее воздвижение, т. е. поднимание креста на все четыре стороны и затем осенение народа, с пением: «Господи, помилуй»! Чувства, выражаемые этою краткою молитвой, могут вполне соответствовать состоянию верующих, при взгляде на крест Христов, чрез который совершена всемирная жертва Голгофская за весь мир: «иже в шестый день же и час на кресте пригвождей в раи дерзновенный (по дерзости сделанный) Адамов грех и согрешений наших рукописание раздери, Христе Боже, и спаси нас». Да пробудит же это воспоминание в сердцах христиан беспредельную благодарность и любовь к своему Спасителю, пролившему за нас Свою кровь на кресте! Прилично при этом вспомнить и о благочестивой ревности равноапостольной царицы Елены и сына ея – равноапостольного царя Константина, даровавших православной церкви свободу и открывших для ней столь великую святыню. Подумай при этом каждый христианин и каждая христианка, что вы сделали и что можно сделать для благоукрашения местного своего храма; а подумавши об этом, старайтесь быть, по крайней мере, усердными чтителями благочестивых обрядов православной церкви, имеющих целию укреплять и возвышать в сердцах наших чувства веры и дух молитвы. Смотря на крест Христов – орудие нашего спасения – нельзя не видеть его силы и величия. Составитель канона на «воздвижение креста Господня», св. Козьма Маюмский величественно изображает силу и величие спасительного орудия страданий Христовых. Животворящую силу креста он видит еще в ветхом завете, когда одни только прообразования его уже творили дивные знамения. Так св. Моисей рассек Чермное море жезлом, «крест начертав впрямо» (т. е. в прямоту), и опять соединил его «вопреки написав непобедимое оружие» (т. е. крест в широту). Равным образом он же победил Амалика простертыми руками «крест вообразив», – подавал врачевство уязвленным змиями, привязав змия на «древе – образе креста», – услаждал горькие воды Мерры древом «во образ креста». Пророк Иона спасся из утробы водного зверя, «крестовидно длани распростер». Праведный Иаков возлагал руки свои, при благословении сынов иосифовых, «действие являя жизненосного креста».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Но во времена новозаветные спасительные действия креста, окропленного кровию воплотившегося Бога-Слова, распространились на весь род человеческий. Соответственно божественной силе своей, крест Христов, по верным указаниям церковного песнописца, был достойно чествуем во все времена, как ветхозаветными мужами, проразумевавшими его таинство, так в особенности новозаветными сынами благодати, узревшими это великое таинство в полном свете. А при особенных случаях были чрезвычайные видения креста, например: св. царю Константину «показа небо победное знамение креста», – или после того царю Констанцию «явися чудно простертый крест, солнечные лучи испущая». Такие видения имели, кроме частных и временных целей, одну общую, относящуюся ко «всему миру» христианскому: «дабы показать миру покланяемый образ креста во всей славе его, который Ты, Господи, изобразил для царя Константина на небе блистающим в безмерном свете, как непобедимое всеоружие». Укажем хотя на некоторые из безчисленных примеров силы честного и животворящего креста. Так, по сказанию св. Прохора, ученика Иоанна Богослова, св. апостол знамением креста исцелил некогда, лежавшего при пути, больного человека (житие св. Иоанна Богослова сент. 26). Некто благочестивый Ир, по наставлению св. апостола Филиппа, начертал рукою своею образ креста Христова на поврежденных членах недужного Аристарха – и тотчас усохшая рука исцелела, око прозрело, слух открылся, и больной стал здоров (жит. св. ап. Филиппа, ноябр. 14). Когда св. Епифаний, в детстве своем, будучи еще некрещенным, свержен был однажды рассвирепевшим ослом и сильно повредил себе бедро, то нашедший его некоторый христианин трижды знаменал крестом и тем уврачевал отрока (жит. св. Епифания, еп. кипрск., мая 12). Препод. Макрина, сестра св. Василия В., страдая «от вереда некоего лютого на персях ея», просила свою мать осенить больное место крестом, и как скоро употреблено было это врачевство, мгновенно получила исцеление (жит. пр. Макрины, июля 19). Нонна, мать св. Григория Богослова , подвергшись однажды тяжкой болезни, испытывала, «многия страдания», и «самое тяжкое – отвращение от пищи, продолжавшееся многие дни, и ничем неизлечиваемое». Чем же Сам Бог исцелил ее? Силою знамения св. креста! ;,Ей представилось, в ночном видении», говорит сам св. Григорий («Сл. 18», говор. в похвалу и в утешение матери Нонне, в присутствии св. Василия Вел.), «будто бы я явился к ней вдруг ночью, с корзиною и самыми белыми хлебами, потом, произнеся над ними молитву и запечатлев их крестным знамением, по введенному у нас обыкновению, подаю ей вкусить» – для подкрепления сил. И действительно, силы ее тогда же восстановились и укрепились так, что больная пробудилась от сна – уже исцелевшею.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010