Что же касается до помещения учеников в таких комнатах, то я должен вам сказать, что жить большими обществами нас заставляет нужда, чем больше общество, тем дешевле обходится содержание наше. Притом же, для семинариста ничего другого и не нужно, кроме места для занятия и спанья, а в этом отношении наша квартира самая удобная и лучшая из всех, потому что здесь есть место для занятия, именно зало, и есть отдельные комнаты для спален, тогда как в других квартирах ученики и спят, и занимаются в одних и тех же комнатах. Но квартира наша еще и тем хороша, что у нас еще наверху есть две комнаты, в которых помещается восемь учеников, в случае приезда кого-нибудь из родных, мы удобно можем помещать их там, не стесняя ни себя, ни их. А это обстоятельство весьма для нас важно, оно дает нам возможность всегда поддерживать чистоту и опрятность в квартире, не терпеть лишней тесноты, не отвлекаться от дела во время занятий, не нарушать однажды заведенного во всем порядка, и, знаете ли, удалять детей от соблазна и осуждение старших в случае, если бы кто-либо из приезжих выпил лишнее где-нибудь у знакомых, или дурно отзывался о своих начальниках и т.п. 32 Между тем, как Людмила рассматривала обстановку семинарской квартиры, граф в это время занимался с мальчиками. Он сел рядом с ними за стол, расспросил, кто из них в каком классе учится, чей кто сын, из какого села родом, как велико семейство его отца, и просил некоторых из маленьких сказать ему что-нибудь из урока к следующему дню. Ритор Сахаров занял теперь роль руководителя мальчиков, давал им вопросы и объяснял графу, что казалось ему неясным. Графу очень понравились и дельные ответы мальчиков, и находчивость Сахарова. За это он обещал и мальчиков, и Сахарова не забыть... Людмила со своей стороны тоже не оставила без внимания занятий учеников. Осмотревши комнаты, она тотчас же подошла к одному столу и стала слушать, как Кудрявцев переводил с греческого языка на русский одну из проповедей Златоуста. 33 Чтобы удовлетворить вполне её любопытству, Владиславлев заставил Кудрявцева перевести весь свой урок и потом сделать подробный грамматический разбор слов.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/...

– Nullement, – поспешно вмешалась Феоктиста. – Il faut avoir peu d’esprit, pour ne pas le voir. Oui, c’est un fait... – Напротив, – сказал Владиславлев. – Из того, что я не говорю по-французски, еще не следует, чтобы я не знал этого языка... разговор других я очень хорошо понимаю, переводить с русского на французский и с французского на русский могу свободно и безошибочно... язык книжный я знаю хорошо, разговорный же только понимаю. – Знаете французский язык и никогда на нем не говорите? – возразила графиня. – Да, никогда, с одной стороны потому, что я не упражнялся в живом разговорном языке, а с другой потому что мы, семинаристы, неправильно произносим французские слова… у нас нет акцента... выговор чисто латинский, грубый. – От чего же это зависит? – От того, что мы с малолетства начинаем учиться латинскому языку... а французским занимаемся короткое время, и заботимся больше о переводах. – И все-таки достаточно знакомитесь с французским языком? – Да, для нас, знающих хорошо латинский язык, очень нетрудно в короткое время изучить французский язык книжный: стоит только ознакомиться с грамматикой, – потому что французский язык есть отрасль латинского, а не самостоятельный. – А латинский вы хорошо знаете? – спросила Людмила. – Могу сказать не хвастаясь, что знаю хорошо латинский, греческий и немецкий языки. – Как!.. даже и немецкий? – спросила графиня. – Да, и немецкий. Этим языком я занимался только в риторическом классе, однако настолько успел в изучении его, что получил награду от бывшего у нас, в семинарии, ревизора. – Но ведь новейшие языки не входят в программу семинарского воспитания: каким же образом вы занимаетесь изучением этих языков?.. Особые классы для этого бывают? – Да, для занятия этими языками, и еврейским языком, у нас назначаются последние часы в четверг и субботу, когда не полагается классных занятий общеобязательными предметами... часы эти назначаются не для всех учеников, а для желающих... существует лишь одно правило: каждый ученик, перешедший в тот или другой класс семинарии в первом разряде, должен избрать себе для занятий один из этих трех языков, а богословского класса ученики сверх того могут избирать себе миссионерское учение... я например в риторике занимался немецким языком, в философии – французским, а теперь занимаюсь миссионерством...

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/...

– Разумеется, – сказал Майорский, – ни мальчики не будут более бросать в нас грязью и камнями, ни их отцы и братья не будут нас напутствовать ни срамными словами, ни пинками в бока или спину... Это так естественно. – Да. Вот вам первая польза от открытия школы!.. Но вы обратите еще свое внимание на то, что освобождение крестьян непременно поведет к открытию сельских народных школ повсюду, а не полезно ли и не приятно ли будет вам теперь же заранее, под руководством своих наставников, приучить себя к этому роду деятельности – к обучению детей грамоте?.. Да и здесь не выдвинет ли это вас на вид перед начальством и не примирит ли с инспектором, если вы откроете школу для приходящих детей в семинарии и поведете дело хорошо?.. Подумайте об этом, господа, а я переговорю с инспектором. – Нечего и думать долго: вы скажите нам, что нужно сделать, как открыть эту школу, и мы все сделаем по вашему совету... – Мне кажется, что это сделать нетрудно... но следует только на первое время задаваться широкою программою. Сейчас вы просто можете только испросить позволение обучать в семинарии несколько мальчиков чтению, письму, пению, молитвам и счету, а в будущем году вы можете набрать побольше мальчиков и открыть настоящую начальную школу, в которой ученикам может даваться основательное начальное обучение в духе религиозном, такое именно, которое могло бы быть достаточным для низшего класса народонаселения нашего города. Школу эту можно будет разделить на три или четыре одно за другим следующих отделения, так чтобы в старшем можно было преподавать катехизис, общие сведения из географии, русской истории и грамматики. Я переговорю об этом с инспектором и если он на это согласится, вы подадите тогда прошение ректору о дозволении открыть ежедневную бесплатную школу. Поверьте, что у вас дело пойдет хорошо и учеников будет очень много. – Мы это все устроим. Только вы переговорите с инспектором. На следующий день Владиславлев снова отправился к инспектору и переговорил с ним об открытии школы, разъяснивши ему всю пользу существования этой школы при семинарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/...

Елизавета Петровна Кучборская: " Не приемлите суррогат счастья! " Навсегда запомню, когда кто-то на лекции решил спросить Дитмара Эльяшевича Розенталя: «А можно вот это написать?» Он ответил: «Можете говорить пОртфель, шОфер, стОляр — говорите, я вам разрешаю». И все сидят в ужасе — великий Розенталь, автор всех грамматик, и вдруг публично разрешает так говорить. А после паузы: «Но это будет свидетельствовать о вашем определенном социальном и интеллектуальном уровне. Говорите, но все будет сразу ясно». На таких примерах люди учились. Д.Э.Розенталь Профессор Владислав Антонович Ковалев на каждой лекции по русской литературе находил какой-то удивительный образ… Помните высказывание Достоевского: «Если между истиной и Христом надо будет выбирать — я выбираю Христа». Вдруг он говорит: «Возможно, вы это не ощутили, и вы, возможно, забудете. Сейчас я сделаю так, что вы это запомните на всю жизнь. Я прошу выйти из рядов трех человек — двух юношей и одну девушку. Вы, юноша, будете Христос, вы — Достоевский, а вы — истина. Юноша-Достоевский, встаньте между ними. Возьмитесь за руки. Вот Достоевский держит за руку Христа и Истину. А теперь Достоевский говорит, что если ему нужно выбирать между Истиной и Христом — я выбираю Христа. Девушка — отойдите от юноши-Достоевского. Вот они вместе. А теперь то же самое, без моей подсказки». Когда они это изобразили — весь курс запомнил, и помнят до сих пор, я проверял на встрече однокурсников. Профессор Ковалёв с помощью студентов иллюстрирует известное высказывание Достоевского: " Если мне нужно будет выбрать между истиной и Христом, я выберу Христа " . Как-то Ковалев пришел на лекцию и лег на кафедру. И лежит. Он старенький был, все испугались: может, ему плохо сделалось. Лежит. Мало ли что случилось. И когда уже собрались идти в учебную часть, он встал, подошел к микрофону и говорит: «Так Илья Ильич Обломов проводил всю свою жизнь». Лекция по русской литературе. Профессор Владислав Антонович Ковалёв изображает, как Обломов прожигал жизнь.

http://pravmir.ru/grigorij-pruckov-o-tse...

– В пять или шесть классов! Это невероятно! – Невероятно? Конечно, так при том способе, какой в употреблении y нас в училищах; но при совершенно ином, более доступном для детей, совершенно разумном и практичном способе это очень удободостижимо.... Позволь тебя спросить, от чего именно y нас вообще так медленно и неуспешно идет изучение русской грамматики? Не от того ли прежде всего, что метод заучивания правил требует много времени на это? – Конечно так. – Да. Но и помимо этого, не от того ли еще, что самые правила-то неудобопонятны для детей и часто ничего не объясняют, не дают определенного понятия о предмете? Скажи ты, например, может ли мальчик хорошо уразуметь, что такое имя собственное и нарицательное, когда y него в грамматике об этих именах сказано так: «Имена существительные бывают собственные: напр. Иван, Петр, Москва; нарицательные: стол, дом, лошадь; собирательные: лес, стадо, полк, и вещественные: мука, масло, молоко»? Или может ли он понять, что такое предметы одушевленные и неодушевленные, когда опять в грамматике y него об этом сказано так: «предметы бывают одушевленные: человек, зверь, рыба, птица; неодушевленные: камень, кирпич, глина, – и умственные: счастье, добродетель, зло»?... A ведь y нас вся грамматика Востокова состоит из таких-то правил 22 ... – Да, брат!... По-моему, грамматика Греча была лучше этой? – Теперь скажи еще: в наших грамматиках Востокова и Греча представляется ли основание для классификации слов, или разделения их на части речи и частицы и, в частности, на имена существительные, прилагательные и т. д., представляется ли основание для разделения имен существительных на собственные, нарицательные и пр., прилагательных на качественные, притяжательные и т. д., глаголов на действительные, средние и т. д.? Нет? A ведь y каждого мальчика невольно родится в голове вопрос о том, почему так именно разделяются все слова, a не иначе, почему такие именно бывают глаголы, a не иные и прочие и прочие? Не зная этого основания подразделений, он не в состоянии хорошо и усвоить себе все эти подразделения. Но скажи ты ему, например, так: «если мы присмотримся к названиям предметов, то заметим, что одни из них даются одному только какому-нибудь предмету, другие даются многим предметам одинаковым, третьи даются множеству одинаковых предметов, собранных вместе; из них те названия, которые даются одному какому либо предмету для отличия его от всех прочих предметов, называются именами существительными собственными, таковы, например, названия городов, рек, островов и проч., напр., Москва, Волга, Кандия… те же названия, которые даются многим одинаковым предметам, называются именами нарицательными, например, стол, дерево, или, наконец, те названия, которые даются множеству одинаковых предметов, собранных вместе, называются собирательными, например, стадо, лес, гурт и т. д.». Поверь, что тогда мальчик сразу поймет, в чем тут суть дела, и сейчас же тебе скажет примеры имен собственных нарицательных…

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/...

В гонение, учиненное Септимием Севером в 202 г., отец Оригена Леонид был обезглавлен за верность Христу. Его сын всем сердцем стремился последовать за ним в темницу и снискать мученический венец, но, как рассказывает биограф и предан­ный почитатель Оригена Евсевий Кесарийский , мать удержа­ла его от последнего и решительного шага: «Сначала она умо­ляла его пожалеть мать, так его любящую, но юноша, узнав, что отец взят и сидит в тюрьме, всем существом своим тянулся к му­ченичеству. Видя это, она спрятала всю его одежду: пришлось сидеть дома. Ничего не оставалось делать – а при своей, не по возрасту, горячности он не мог сидеть спокойно, – как послать письмо отцу и горячо уговаривать его идти на мученичество; вот его собственные слова: «Держись, не передумай ради нас» (Ев­севий, цит. изд., с. 200). После казни отца имущество семьи подверглось конфиска­ции, и Ориген взял на себя содержание матери и шестерых млад­ших братьев, а средства на это он добывал уроками греческой грамматики. После бегства Климента из Александрии, 18-лет­ний юноша, снискавший известность в христианской общине своей всесторонней эрудицией и превосходным знанием Свя­щенных Книг, своей исповеднической ревностью, возглавил по поручению епископа Александрийского Димитрия Огласи­тельное училище. Послушать Оригена приходило такое мно­жество христиан, что юный учитель вскоре решил отказаться от уроков грамматики и всего себя без остатка посвятить пре­подаванию и изучению Писания. Чтобы не оставить семью без средств к существованию, он продал имевшиеся у него «сочи­нения древних писателей, которые еще недавно с такой лю­бовью изучал; купивший их приносил ему ежедневно четыре обола, которых ему хватало. ...В течение целого дня нес он тяж­кий труд своей аскезы; большую часть ночи посвящал заняти­ям Священным Писанием, упорно вел жизнь самого строгого философа, то упражняя себя в посте, то строго отмеривая вре­мя сна; спал по рвению своему не на тюфяке, а на голой зем­ле» (Евсевий, цит. изд., с. 202–203). Пылкая ревность Оригена , прозванного Адамантием (алмаз­ным), подтолкнула его на опрометчивый поступок. Евсевий Ке­сарийский рассказывает о нем в самом извинительном для не­го тоне: «Поняв слова «Есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царствия Небесного» в их буквальном смысле, ду­мая и выполнить спасительный совет, и прекратить грязную кле­вету язычников (ему, юноше, приходилось беседовать о вопросах

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Жрецы были исполнителями богослужебных обрядов: так жрецу принадлежала обязанность служения Святовиду в Арконе 234 ; так было и во многих других местах, как видим из свидетельств современников... Не припоминая здесь всего, что должно войти в рассмотрение самых обрядов, укажу на важнейшие свидетельства, упоминающие об участии в этом случае жрецов. Жрецы возносили молитвы к божеству: так Титмар говорит, что жрецы сходились в храм умилостивлять гнев богов, и, совершая гадания, поочередно шептали тайные слова, без сомнения молитвы, которыми просили божество раскрыть свою волю и будущее; так и Саксо грамматик, описывая обряд богослужения в храме Арконском, рассказывает, что жрец наполня рог свежим вином и почтив идола, как будто он должен был пить прежде жреца, просил торжественными словами счастья себе и отечеству, а гражданам обогащения и побед 235 . Жрецы были возносителями жертв, не всегда, но во многих случаях – и самых важных. Из Титмара знаем, что жрецы приносили жертвы в храме Ретрском; Гельмольд говорит в одном месте, что жертву закалал жрец и по заклании пил ее кровь, а в другом, что жрец приносил иногда в жертву христианина, на которого падал жребий 236 . Что жрец был жертвоприноситель, это показывает самое его название, хотя впрочем оно употребительно только в старославянском и русском 237 . Другое название жреца в смысле жертвоприносителя есть «колдун»: для объяснения этого слова, кроме многого другого, служит и то, что в хорутанском наречии «калдовати» до сих пор значит приносить жертву, «калдовавц» – жрец, а «калдовница» или «калдонише» – жертвенник 238 . Жрецы были и гадателями, истолкователями прорицаний. Нестор рассказывает о волхвах, отгадавших смерть Олегу; хроника Лаутербергская о ворожее, пророчившей победу Владиславу Тонконогому; жиз-неописатели св. Отгона Бамбергского о жреце, совершавшем гадания конем в Штетине, о ворожеях и жребиеметателях, которых иметь запрещал св. Оттон и пр.; Титмар говорит о жрецах, гадавших жребием и конем; Гельмольд – о важности жреца Арконского, как истолкователя гаданий, – об обычае жрецов пить кровь жертвы для того, чтобы одушевить себя силою пророческой и пр.; Саксо грамматик – о том, что жрец гадал об урожае будущего года по вину, наливаемому в рог Святовидов и совершал гадания конем; Козьма Пражский – о княгине Любуши как о прорицательнице, – еще об одной ведунье, советовавшей исполнить волю богов для одержания победы, – о том, что князь Братислав изгнал из края всех магов, гадателей, жребиеметателей; песня Краледворской рукописи «о поражении Тагар» поминает о «чародеях, гадачах, звездочетах и кудесниках», гадавших о том, кто будет победителем; Вацерад – о «гадачах, пророках, птицегадателях, вещцах, волхвецах и волхвицах», и пр 239 .

http://azbyka.ru/otechnik/Izmail_Sreznev...

В начале XIX столетия вслед за реформой системы светского образования встал вопрос о преобразовании Духовной школы. Епископу Евгению (Болховитинову) было поручено составить «предначертание» реформы. Разработанный им план поступил на рассмотрение временного комитета, в который вошли митрополит Петербургский Амвросий, архиепископ Калужский протопресвитер С. Краснопевков, обер-священник Н. Державин, Феофилакт (Русанов) , обер-прокурор А.Н. Голицын и статс-секретарь М.М. Сперанский. В 1808 году комитет завершил труды над составлением плана кардинальной перестройки Духовной школы. Главная мысль проекта заключалась в отделении высшего богословского образования от среднего и низшего. До тех пор в одних и тех же школах обучались и подростки, и зрелые люди. И в Академии и Семинарии курс начинался с обучения латинской грамматике, а заканчивался богословским классом. В Академии предполагалось впредь принимать выпускников Семинарий. «Духовные Академии, говорилось в проекте, не препоминались в поприще, им предназначенном, первоначальным и так сказать стихийным обучением наук, грамматических и исторических, займут в науках философских и богословских пространство, им приличное, и станут на чреде просвещения, высшему духовному образованию свойственной». Академический курс рассчитан был на 4 года и разделен на 2 двухлетних отделения: общеобразовательное, на котором преподавались высшая математика, физика, философская грамматика, древние и новые языки, эстетика, всеобщая и церковная история, и специальное богословское с изучением догматики, нравственного и полемического богословия, герменевтики, гомилетики, канонического права. Выпускники Академии по окончании курса удостаивались ученых степеней кандидата и магистра. На Академии возлагалось также научно-методическое и административное руководство Семинариями. В связи с этим образованы были Петербургский, Московский, Киевский и Казанский учебные округа. Казанскую Академию на новых началах устроить не удалось, и поэтому она временно была преобразована в Семинарию, а ее учебный округ соединен с Московским.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Сохранилось одно из школьных упражнений, в котором описан весь день ученика: «Я просыпаюсь еще до того, как рассветет, и сидя на краю постели, обуваю башмаки и опорки, потому что холодно. Затем я беру чистое полотенце. Раб приносит кувшин с  водой, которую я  лью себе на  руки и  умываю лицо и беру в рот воды. Почистив зубы и десны, я выплевываю воду и хорошенько вытираюсь. Сняв ночную сорочку, я надеваю тунику и ремень, я смазываю маслом волосы, причесываюсь, повязываю шарф… и надеваю белый плащ. Отправляюсь в школу в сопровождении моего раба. Я иду в класс и говорю учителю: “Доброе утро, учитель». Он целует меня и отвечает на мое приветствие. Раб отдает мне мои вощеные таблички, принадлежности для письма и линейку… Затем я усаживаюсь и приступаю к работе. Когда заканчиваю учить урок, я спрашиваю у учителя позволения пойти домой на обед. …Придя домой, я переодеваюсь, съедаю немного белого хлеба, оливок, сыру, сушеного инжира и орехов и запиваю все холодной водой. После обеда возвращаюсь в школу, где учитель начинает читать… После полудня я отправляюсь в сопровождении раба с полотенцами в термы, и мы все желаем друг другу хорошо помыться и хорошего ужина» (Коуэлл, цит. изд., с. 43–44). Обучение в начальной школе продолжалось 5 лет, обыкновенно до 12-летнего возраста. Для большинства детей из малоимущих семей оно заканчивалось на этом этапе, среди римских граждан поздней республики встречались неграмотные и малограмотные люди, они однако составляли хотя и  не  редкие, но все-таки исключения. Подростки, на обучение которых родители готовы были тратить более солидные средства, завершив начальное образование, переходили в грамматическую школу, обучение в которой продолжалось 4 года, до 16 лет. Учителями в них чаще всего были вольноотпущенники из числа образованных греков. В грамматической школе читали греческих и римских писателей, основательно изучали грамматику обоих языков, там также преподавались естественные науки. Высшее образование давали риторические, а  также философские школы, которые до  начала  I  века содержались исключительно учеными греками, имевшими широкую известность и  взимавшими высокую плату за  свой педагогический труд. Для абитуриентов риторической школы непременным условием было свободное владение греческим языком. В конце республиканской эпохи оно стало одним из непременных признаков принадлежности к культурному классу. Не знавшие греческого языка сенаторы в это время представляли собой уже исключение в своем сословии. Ho b I столетии до Р.Х. природный язык римских граждан, латинский, подвергся тщательной филологической шлифовке, были выработаны его литературные нормы; в этот период стали открываться школы латинских риторов, обучение в которых стоило дешевле и где уже в основном занимались не греческой, а латинской словесностью. Некоторые из юных римских нобилей и всадников завершали образование в греческих школах Эллады или даже за пределами империи – в Александрии.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

У Цезаря с детства было хрупкое здоровье, он страдал эпилепсией, которая особенно жестоко мучила его в пору бездействия. Поэтому он закалял себя физическими упражнениями, скачками, плаванием, перенесением холода и зноя. По характеристике Светония, «оружием и конем он владел замечательно, выносливость его превосходила всякое вероятие. В походе он шел впереди войска, обычно пеший, иногда на коне, с непокрытой головой, несмотря ни на зной, ни на дождь. Самые длинные переходы он совершал с невероятной быстротой, налегке, в наемной повозке, делая по сотне миль в день, реки преодолевая вплавь или с помощью надутых мехов, так что часто опережал даже вестников о себе» (Светоний, цит. изд., с. 24). Неприхотливый в пище, он мог есть прогорклое масло, чтобы только не обидеть хозяина, когда его сотрапезники, не в состоянии преодолеть отвращения, отказывались от  него. За  исключением ранней юности, Цезарь вино пил весьма умеренно, возможно из-за своей опасной болезни. Этой воздержанностью он заслужил двусмысленную похвалу своего врага Катона: «Цезарь один из всех берется за государственный переворот трезвым» (Светоний, цит. изд., с. 22). Обладая исключительными умственными способностями, он получил прекрасное образование, любил читать, греческим языком владел одинаково хорошо с родной латынью. Ненасытную любознательность и  вкус к  систематическому обучению император сохранил на  всю жизнь. Когда ему не  спалось, он имел привычку проговаривать мысленно парадигмы латинских грамматических склонений и спряжений. Природную память и аналитические способности, редкое умение параллельно концентрироваться на нескольких темах и даже предаваться сразу разным интеллектуальным занятиям он развил в себе до небывалого совершенства – Цезарь умел одновременно читать, писать и диктовать письма, ни на секунду не прерывая при этом ни один вид деятельности. В то же время он любил окружать себя роскошью, тратил огромные средства на  виллы, на  греческие статуи и  картины и на распутство, которое он не оставил и в пожилые годы. На триумфе по случаю покорения Галлии его солдаты распевали, как это было принято, позорящую триумфатора, чтобы тот не  навлек на  себя зависть богов, песенку такого содержания: «Прячьте жен: ведем мы в город лысого развратника. Деньги, занятые в Риме, проблудил ты в Галлии» (Светоний, цит. изд., с. 21). Если верить тому же Светонию, не во всем заслуживающему доверия, склонному преувеличивать ради анекдотического эффекта, «Курион Старший в какой-то речи называл его мужем всех жен и женою всех мужей» (Светоний, цит. изд., с. 22). Недоброжелатели распространяли по поводу его разврата уже совсем фантастические слухи: «Народный трибун Гельвий Цинна многим признавался, что у него был написан и подготовлен законопроект, который Цезарь приказал провести в его отсутствие: по этому закону Цезарю позволялось брать жен сколько угодно и каких угодно, для рождения наследников» (Светоний, цит. изд., с. 22).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010