Заветы князя Владимира июля 2023 Отмечая в  нынешнем году 1035-летие Крещения Руси, мы снова ищем ответа на вопросы: Что конкретно князь Владимир вместе с принятием Православия принес на Русь? Каково его место в истории и культуре славян? Святой равноапостольный князь Владимир Святославович в Священной истории Русской Церкви совершил великий подвиг - принял православную веру. В то время христианство было единым - Восточная и Западная Церковь исповедовала один Никео-Цареградский Символ Веры. В Никео-Цареградском Символе Веры дано определение и основные свойства Православной веры: " Верую во Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь " . Единство, святость, соборность и апостольство являются элементами духовности. Все эти духовные ценности на практике реализуются в конкретных делах " Вера без дел мертва " (Иак., 2, 20) ;  " По плодам их узнаете их " (Мф., 7, 16).  Князь Владимир задал тон развития славян. Общество стало развиваться, реализуя себя в конкретных практических делах. Следуя заветам князя Владимира, начали развиваться архитектура, строились монастыри, появились первые рукописные книги, школы, система здравоохранения, иконопись, мозаика и фрески, живопись, ювелирное искусство, техника лицевого шитья, чеканка монет, была упорядочена система мер и весов, возделывались новые виды сельскохозяйственных культур… Святой равноапостольный князь Владимир для нас подобен грамотному, музыкально одаренному руководителю хора, задающему правильный тон хористам, которые, тоже обладая музыкальным слухом, исполняют произведение на высоком художественном уровне. 1030 лет спустя мы теперь видим, что тон, заданный святым князем Владимиром, был услышан, и в результате мы сегодня являемся гражданами великого государства и членами самой большой по численности Русской Православной Церкви. К отмечаемому празднику - дню памяти святого князя Владимира, храмовому дню Князь-Владимирского собора в Санкт-Петербурге, в ограде храма установлена экспозиция " Просветители " , посвященная святому князю Владимиру - Крестителю Руси, его бабушке святой равноапостольной княгине Ольге, святым равноапостольным Кириллу и Мефодию, учителем Словенским, создателям славянской азбуки.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

Разделы портала «Азбука веры» иеромонах Мигель Арранц " decoding="" title="" Оглавление I. Историческое введение Предание о крещении князя Владимира именно в Херсонесе (вопреки сомнениям историков) глубоко укоренено в душе русского народа. (Об этом свидетельствует, например, неизданная работа протоиерея Сергия Булгакова, написанная в Ялте в 1922 г., под названием «У стен Херсонеса».) По данным Лаврентиевской летописи, или летописи Нестора, святой князь крестился в Херсонесе после завоевания этого града. Однако летопись признает, что существуют и другие мнения, согласно которым Владимир будто бы крестился в Киеве или в другом месте. Эти мнения летопись считает ошибочными . Созданная три века спустя «Память и похвала» Мниха Иакова утверждает, что князь Владимир пошел завоевывать Херсонес лишь на третий год после своего крещения . В своей работе «Политический фон крещения Руси» Анджей Поппе рассматривает многочисленные ученые труды, посвященные тому, что он называет the Cherson problem (херсонской проблемой), то есть КАК, КОГДА и ПОЧЕМУ князь Владимир принял крещение. (При этом польский исследователь вскрывает противоречивость различных подходов к этой проблеме.) Казалось бы, один пункт остается неоспоримым — ГДЕ, но А. Поппе открывает дискуссию и по этому вопросу. Нам, литургистам, не дано входить в дискуссию о том, ГДЕ и КОГДА крестился Владимир; тем не менее мы можем заняться иным пунктом, который непосредственно не входит в область исторического исследования, а именно: КАК, то есть какими чинами и обрядами крестился великий князь Владимир. Конечно, вопросы ГДЕ? и КОГДА? вызывают определенный интерес и у литургистов, но я полагаю, что мы можем не входить в их подробное рассмотрение. Итак, в данной статье я ограничусь лишь описанием того, как в конце Хго века оглашали и крестили язычников по чину Константинопольского Евхология. Сегодня у нас есть довольно полное представление о принятии взрослого еретика или язычника в Византийскую Церковь: процедура эта была строгая и на подготовку к крещению уходило около двух месяцев.

http://azbyka.ru/katehizacija/chin-oglas...

Сегодня в Воскресенском Новодевичьем монастыре. Фото Станислава Марченко, ИА " Вода живая " 25 ноября 2015 г. 12:55 Мощи святого равноапостольного князя Владимира перенесены для поклонения верующих в Казанский храм Воскресенского Новодевичьего монастыря Завершается масштабное принесение ковчега с мощами Крестителя Руси в епархии Русской Православной Церкви , в ходе которого святыне поклоняются верующие более полусотни российских и белорусских городов. В ходе предпоследнего этапа уникальной акции, организованной Благотворительным фондом свт. Василия Великого , ковчег с мощами пребывает в четырех соборах северной столицы. Завтра, 25 ноября, ему можно будет поклониться в Исаакиевском соборе . Прибыли мощи в Санкт-Петербург в минувшую субботу. Первым принявшим их храмом стал Князь-Владимирский собор . Святыню встречали епископ Кронштадтский Назарий , настоятель храма протоиерей Владимир Сорокин с клиром, настоятели других храмов города. Как сообщает официальный сайт Санкт-Петербургской митрополии , Преосвященный Назарий возглавил молебен святому князю Владимиру, по окончании которого обратился к молящимся с проповедью. " Сегодня мы присутствуем на необыкновенном событии, - сказал епископ Назарий. - Частица честных мощей, которая прибыла в город на Неве, отстоит от нас на тысячу лет. Это даже трудно себе представить. Меня спрашивают, почему мощи князя Владимира прибывают к нам не сразу после Москвы: все привыкли, что после Москвы вторым городом бывает Санкт-Петербург. Но мне кажется символичным, что только сейчас, под конец года, когда Русская Православная Церковь, я бы сказал шире - весь православный мир празднует 1000-летие преставления великого равноапостольного князя Владимира, его мощи прибыли в северную столицу " . " Когда князь Владимир, крестившись в Херсонесе, вернулся на свою родину, будущую Святую Русь, она простиралась не дальше Черниговского княжества, - продолжал архипастырь. - Князь Владимир приложил огромные усилия, чтобы не только самому просветиться светом Христовой истины, но и просветить всю землю, которая была под его княжеской рукой. Это было нелегким делом - Новгород пришлось крестить не только водою, но и огнем и мечом, и, как сейчас говорят, на местах были перегибы. Князь Владимир хотел, конечно, чтобы народ узнал то же самое, что он почувствовал при своем крещении. Но, сами знаете, не всегда то, чего хочет руководитель, нравится его подчиненным. В истории все повторяется, и мы можем найти параллели и в нашем времени " .

http://e-vestnik.ru/church/moshchi_svyat...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Благоверный Великий князь Андрей Боголюбский (+ 1174) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 4 июля в день перенесения вятого тела его из Боголюбова во Владимир для погребения и 23 июня вместе с Собором Владимирских святых В древнее время земля Русская управлялась всем княжеским родом Рюриковичей. Делилась она на уделы (так называлось каждое княжеское владение), почему это время называется «удельным». Главный удел — киевский — принадлежат самому старшему князю во всем роде: назывался он великим князем. После его смерти ему наследовал самый старший в роде князь. Порядок этот был очень сложен и вызывал много споров и кровавых войн. В период 1113—1125 гг. великим князем киевским был мудрый и всеми любимый Владимир Мономах. Он не допускал никаких войн между князьями. Таким же был и старший сын его Мстислав Великий (+ 1132), и киевляне любили его потомство. А младшего своего сына Юрия (по прозванию Долгорукий; + 1157), когда ему еще было два года, вел. князь Владимир послал с боярами управлять северными городами: Ростовом и Суздалем. Так образовались две ветви Мономаховичей — южная и северная. Но Русь все-таки оставалась единой, и закон наследовать по старшинству сохранялся. Когда старшим в роде стал Юрий Долгорукий, в Киеве княжил его племянник, младше его по закону, Изяслав Мстиславич. Однако дело кончилось миром. У Юрия был сын Андрей (род. 1110), мудрый в государственных делах, смелый и непобедимый в боях. А за его пламенную веру и любовь к Богу и Божией Матери Летопись называет его Боголюбивым. Ему удалось убедить отца и Изяслава поменяться уделами, и в 1155 г. Юрий Долгорукий стал вел. князем. Согласно обычаю, как старший сын вел. князя, Андрей должен был княжить в Вышгороде, вблизи от Киева. Но ему не нравился юг. Он родился и вырос на севере, и заветным его желанием было основать там особое великое княжество. И вот следующий случай побудил его приступить к осуществлению своей цели.

http://sedmitza.ru/lib/text/437435/

Рождественские чтения: взаимопроникновение Церкви и общества 28 января 2015 г. 19:22 Очередной выпуск авторской передачи председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина «Комментарий недели» вышел в эфир на телеканале «Союз» 24 января 2015 года. Дорогие братья и сестры, дорогие друзья, как вы знаете, в Москве состоялись очередные Рождественские чтения. Это международный форум, который собирает большое количество людей из разных стран канонического пространства нашей Церкви и из диаспоры. Людей, представляющих разные регионы, работающих в разных областях церковной жизни и деятельности. Но исторически, да и сегодня, это по преимуществу форум православных педагогов. Чтения открыли юбилейный год, посвященный памяти святого равноапостольного князя Владимира, тысячелетие со дня блаженной кончины которого мы празднуем. Форум был посвящен цивилизационному выбору исторической Руси, выбору ее народов, выбору, который сделал святой равноапостольный князь Владимир. Не случайно князь именуется равноапостольным. Его подвиг равен подвигу проповедничества, хотя он не был проповедником христианства. Его подвиг равен подвигу древних миссионеров, хотя он не был миссионером. Великий князь Владимир определил историческую судьбу многих народов благодаря государственному деянию, благодаря государственной воле. Эта воля не была проявлением грубой силы над теми, кто сделал иной мировоззренческий выбор — сознательный и серьезный. Святой равноапостольный князь Владимир не заставлял людей, глубоко укорененных в своей вере, менять эту веру. Но он видел слабость исторического язычества, которое ослабляло и нашу страну, не давая ей обрести настоящую миссию в истории. Он мощно призвал тогдашнюю элиту и все тогдашнее общество к тому, чтобы стать учениками Христовыми. Эта государева воля сформировала тот факт, что многие народы, в том числе населяющие нашу страну сегодня, стали христианскими, обрели спасение, обрели истину Христову как основание своей исторической миссии, своего пути через многие века — до сего дня и в будущем.

http://patriarchia.ru/db/text/3969007.ht...

Равноапостольный князь Владимир. Часть 2: Крещение Руси Святой равноапостольный великий князь Владимир Убийство варягов-исповедников Феодора и Иоанна произвело сильное впечатление на князя Владимира. Он стал чаще задумываться над вопросами религии и постепенно все более и более охладевал к язычеству. Где умножается грех, там, – по слову апостола, – преизобилует благодать (ср.: Рим 5: 20). Преимущества веры Христовой становились для него все очевиднее, тем более что в самом Киеве среди бояр, купцов, горожан, да и княжеских дружинников, начиная со времен Аскольда и Ольги, было достаточно много христиан. Византия пыталась обратить руссов в христианство с того момента, как стала подвергаться их нападениям. Но первые, как правило варяжские, княжества в Причерноморье не отличались долговечностью, и достижения миссионеров-христиан превращались в ничто вместе с крушением самих княжеств. Княгиня Ольга, приняв крещение, пыталась учредить в Киеве епископство, но потерпела неудачу. Варяжская дружина признавала авторитет предводителя-единоверца и отказывалась перейти в подчинение князя-христианина. Для князя-воина Святослава мнение дружины было законом, и он решительно отклонил все предложения матери о крещении. Князю Владимиру пришлось преодолеть большие трудности, прежде чем Русь приняла христианство. Во второй половине 80-х годов X века он стал делать первые, пока еще очень осторожные шаги, ведущие к крещению. Владимир многим был обязан язычникам. Он щедро отблагодарил их, но чувствовал себя очень стеснительно под контролем языческой верхушки и волхвов. Они препятствовали его созидательной деятельности. Своими военными победами, строительными успехами внутри страны, мудрой дипломатией по отношению к соседним государствам Владимир укрепил роль и значение княжеской власти и более не терпел соперничества. Уже со второй половины 80-х годов язычники потеряли в Киеве свою ведущую роль. Но Владимир не сразу пошел на введение христианства. Летописное «Сказание об испытании или выборе вер» описывает, что сначала он встретился с посланцами из других земель и расспросил их о монотеистических религиях – мусульманстве, иудаизме, римском и византийском христианстве. Это было не случайно: монотеистические религии выросли из одного корня, к тому же Русь имела тесные связи и с христианскими странами – Германией, Византией Римом, и с мусульманскими – Волжской Болгарией, Хорезмом, а также контакты с еврейскими общинами в Хазарии и на территории Руси.

http://pravoslavie.ru/3496.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Мученики Благоверные князья Борис и Глеб, во святом крещении Роман и Давид (+ 1015) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память их празднуется 24 июля в день первого перенесения мощей, 2 мая в день второго перенесения мощей, во 2-ю Неделю Великого поста месте с Собором прпп. отцев Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших У вел. князя Владимира было 12 сыновей. В Древней Руси долго соблюдался обычай давать новорожденным князьям два имени: одно — славянское, языческое, другое — христианское. Сыновья вел. князя Владимира, Борис и Глеб, носили христианские имена — Роман и Давид. Мать их была родом болгарка. Князь Борис отличался мужеством, силой, красотой, милосердием и щедростью. Отец, бояре, дружина и народ любили его. Он хорошо знал божественные книги, и князь Глеб в детстве любил слушать его чтение. Св. Борису отец дал в управление город Ростов, а св. Глебу, когда он вырос, — Муром. Но в Муроме еще держалось язычество, и св. Глеб не пожелал жить в нем и поселился с дружиной в 2 верстах от него, в палатках. В Суздальской земле есть место, называемое Борисово становище: там братья встречались, чтобы вместе ездить к отцу. В 1015 г. князь Борис приехал к нему один и нашел его больным. В это время под Киевом появились кочевники-печенеги, и отец послал его с дружиной против них. Но князь Борис их не нашел и возвращался в Киев. На берегу реки Альты он остановился, и здесь пришла к нему весть, что отец его умер, а брат Святополк тайно похоронил его в Десятинной церкви, а сам занял престол. Святополк всегда ненавидел Бориса и хотел его убить. Борис знал это. Знал он и то, что весь Киев и вся великокняжеская дружина — 8000 человек, которые были с ним, — хотят видеть вел. князем не всеми нелюбимого Святополка, а его — Бориса.

http://sedmitza.ru/lib/text/437492/

Закрыть itemscope itemtype="" > «Бюст может стать важной туристической точкой» 30 мая в городе Касимове состоится торжественное открытие бюста Александра Невского 27.05.2021 1154 В городе Касимове Рязанской области 30 мая на площади Александра Невского возле Георгиевской церкви состоится торжественное открытие бюста Александра Невского. Мероприятие приурочено к 800-летию со дня рождения святого благоверного Великого князя Александра Невского. Освятит памятник епископ Касимовский и Сасовский Василий. Начало в 10:30. Также состоится концертная программа и выступление гостей. В Центре культурного развития г. Касимова пройдёт круглый стол. Мероприятия проходят по инициативе Валерия Васильевича Камшилова, депутата Касимовской городской думы, члена Совета Международного фонда славянской письменности и культуры, председателя Совета атаманов России, генерал-полковника казачьих войск. Напомним , инициатором проекта установки бюста является Валерий Камшилов. Памятник изготовлен в Краснодарском крае по инициативе и финансовой поддержке Валерия Васильевича. Место установки бюста указал и благословил епископ Касимовский и Сасовский Василий. На этом месте ранее был установлен памятный крест. Оно выбрано неслучайно. Дело в том, что, согласно одной из версий, святой князь скончался именно в Касимове, который тогда именовался Городец Мещерский. Как гласят некоторые источники и утверждают некоторые историки, именно здесь на берегу Оки, возвращаясь из Орды во Владимир, в Богоявленском монастыре Городца Мещерского князь принял схиму с именем Алексий и преставился ко Господу 14 ноября 1263 года. И именно отсюда тело князя было доставлено в тогдашнюю столицу Руси, город Владимир, где и было погребено в Рождественском монастыре. Правда, сегодня наиболее распространённой является версия, что скончался князь в Феодоровском монастыре Городца на Волге. Богоявленского монастыря в Касимове уже нет, но сохранилась Георгиевская церковь, входившая в монастырский комплекс, а значит, если версия кончины Александра Невского в Городце Мещерском верна, в ней бывал святой князь. Именно у этой церкви и благословил владыка Василий установить бюст.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/05/27/by...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Помните, чьё имя носите!» Иван Коновалов о Поле Куликовски-Ларсене, любящем делать провокационные заявления от имени «семьи Романовых» 01.07.2019 2950 Время на чтение 8 минут После падения советского строя и демонтажа коммунистической идеологии, в Россию всё чаще стали приезжать, а иногда и оставаться на постоянное место жительства представители первой и второй волн русской эмиграции. Не исключением стали и потомки Российской Императорской Фамилии, большинство из которых появились на свет уже в эмиграции. Весной 1990 года трещавший по всем швам Советский Союз посетил Князь Андрей Андреевич (р. 1923). Его визит носил частный характер. Без помпы и почти без сообщений в прессе Князь приехал в тогдашний Ленинг рад практически инкогнито. Кстати, это был его второй визит в СССР . Первый раз он побывал в Мурманске в 1942 году — в качестве матроса Британских ВМФ вместе с арктическим конвоем, став первым из Романовых, кто ступил на землю исторической Родины после 1920 года. Летом 1990 года Ленинград посетили Князь Михаил Фёдорович (1924—2008) и Леннарт Бернадотт граф Висборг (1909—2004) — сын Великой Княгини Марии Павловны, дочери Великого Князя Павла Александровича от первого брака. Лишь в ноябре 1991 года, по специальному приглашению тогдашнего мэра Петербурга А.А. Собчака, в Северную Столицу наведался Князь Владимир Кириллович (1917–1992), считавшийся в кругу своих сторонников «главой Российского Императорского Дома». Потом демократические СМИ писали, что он был «после революции первым из Романовых», кто побывал в России. Владимир Кириллович скончался спустя пять месяцев, и в наследство новой российской власти он оставил жену, дочь и внука, которые и сегодня пытаются доказать, что именно они являются легитимными наследниками вдовствующего российского престола. Спор известный и многим уже порядком надоевший. Но в краткой заметке речь пойдёт не о Кирилловичах, а об их дальнем родственнике, который некоторыми своими действиями старается подражать «мадридскому семейству».

http://ruskline.ru/news_rl/2019/07/01/po...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Легенда о граде Китеже «Легенда о граде Китеже» — один из центральных мифов русской культуры, прекрасная вариация на тему потерянного Рая. Сам текст «Легенды» составляет вторую часть памятника «Книга глаголемая летописец» в своем окончательном виде сложившимся во второй половине XVIII в. в среде одного из толков старообрядцев-беспоповцев — бегунов (однако его корни прослеживаются до XVII века, а сами предания восходят ко временам Батыева нашествия). Обе части «Книги глаголемая летописец» — рассказ о князе Георгии Всеволодовиче и Легенда о граде Китеже вполне самостоятельны. Однако вместе они образуют два такта одной темы. Князь — потомок Владимира Святого и сын святого Всеволода Мстиславовича Новгородского — само воплощения святости. Он — основатель Китежа. Проигрывая раз за разом войскам Батыя он погибает у Китежа. Это история о святости, место которой в мире — всегда Голгофа. В глазах мира святой всегда проигрывает. Это — вариация Страстей, жертвенной любви. Если так, то «Легенда» — вариация Пасхи, прекрасная иллюстрация способа каким Христос и Его Церковь борется с миром сим. Китеж — беззащитный город без стен, место без насилия, где возносятся молитвы — и войско Батыя, готовое его уничтожить. «Но врата ада не одолеют Церковь». Так и Рай невидимый для мира, незримо присутствует для верных. По мимо «Легенды» размещено либретто оперы Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» — прекрасная, глубокая переработка «Легенды». Вот конец либретто: «Здесь ни плача, ни болезни,/сладость, сладость бесконечна,/радость вечна…». Другим источником либретто послужила «Повесть о Петре и Февронии» КНИГА, НАЗЫВАЕМАЯ ЛЕТОПИСЕЦ, НАПИСАНА В ГОД 6646 (1237) СЕНТЯБРЯ В ПЯТЫЙ ДЕНЬ   Был сей святой благоверный и великий князь Георгий Всеволодович сыном святого благоверного и великого князя Всеволода, псковского чудотворца, что во святом крещении наречен был Гавриилом. Сей святой благоверный и великий князь Всеволод приходился сыном великому князю Мстиславу, внуком же святому и равноапостольному великому князю Владимиру Киевскому, самодержцу Русской земли. Святой же благоверный и великий князь Георгий Всеволодович — правнук святого благоверного и великого князя Владимира.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=824...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010