В ожидании вестей от своих гонцов, Димитрий, согласно обычаю, творил милостыни по монастырям и раздавал нищим, наделял прохожих странных, которые в те времена ходили из страны в страну под предлогом благочестия. Богомольное настроение не мешало, однако, князю и пировать. Когда сходились князья и бояре и дружины, первое дело – нужно было угощать приезжих, а потом приезжие делали от себя пиры. В числе первых пришедших из земель русских был посланный прежним врагом московского князя, Михайлом Александровичем, племянник его, холмский князь, Иван Всеволодович. Тверской князь испытал уже, что Мамай – ему плохая защита и помощь против московского государя и его сил; теперь же подходила пора стоять за всю Русь. Был пир у Никулы тысячского. Димитрий был на этом пиру с другом своим Владимиром Андреевичем; были на пиру и пришедшие князья и бояре других земель. И вот прибегает гонец и объявляет, что Мамай не хочет никаких сделок и идёт на Москву. Тогда Димитрий послал в другой раз увещательную и призывную грамоту к князьям; во все подручные земли побежали его гонцы. Великий князь назначил уже срок к 31 июля в Коломну. Между тем он отправил трёх воевод, крепких оружников: Радиона Ржевского, Андрея Волосатого и Василия Тупика с отрядом в сторону к Быстрой Сосне – достать вестей: где Мамай, когда и каким путем собирается идти? Прошло несколько времени. В Москву приходили ополчения за ополчениями уже не только по призыву, но и добровольно, услыхав, что идёт туча на Гусь. О посланной страже не было ни слуху, ни духу. Думали в Москве – верно побиты; и послал великий князь другую (Климента Поленина, Ивана Святослава, Григория Судока) и приказывал как можно скорее возвращаться, чтоб не томилась Москва незнанием. Эти вновь посланные встретили Василия Тупика (судьба других его товарищей осталась неизвестна). Тупик возвращался с языком к великому князю в Москву. Воротились и другие, и язык под допросом сказал: «Идёт царь Мамай совокупясь с Олегом Рязанским, и Ягелло Литовский за одно с ними; но ещё не спешит: ждёт осени, чтоб сойтись с Литвою». Это известие было на руку Димитрию: он имел ещё возможность стянуть силы. Немедленно разослал он опять гонцов по разным землям торопить ополчения, и так как 31 июля приближалось, то он назначил дальнейший срок 15 августа: к этому числу уже все должны быть в Коломне.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

В дальнейшем развитии процесса роль государства выражается в поощрении и поддержке поглощения частно-капиталистического сектора сектором рабочим, т. е. к сосредоточению всех паев в руках фактических производственников данного предприятия, получающих с него прибыли или несущих возможные убытки и непосредственно, в демократическом порядке, управляющих им. В этой политике будущего государства и заключена «генеральная линия» врастания рабочего в капитализм, превращения его из наемного батрака в собственника-акционера обслуживаемого им самим производства . Экономическая реальность освобожденной от коммунизма России создает невиданный в истории, исключительно благоприятный для развития этого процесса базис, ибо никогда и нигде трудящиеся индустрии не могли получить в свои руки столь грандиозной суммы накопления ими (хотя и жесточайшим способом насилия) производственных ценностей, и нигде как в будущей России не может быть создана столь благоприятная обстановка для вытеснения мирным путем паразитарного капитала трудовым накоплением рабочего. Конечный идеал этого процесса – создание эволюционным путем реально бесклассового общества – государства. Но какая же форма управления государством сможет наиболее верно и неуклонно провести его индустриальных рабочих между Сциллой капитализма и Харибдой социализма, двух угрожающих им с разных сторон рабовладельцев? Только независимая от обоих чудовищ, свободная от их влияний, стоящая над ними, внеклассовая и надклассовая. Выразить и осуществить эту форму государственной власти может только наследственный монарх, ибо все остальные формы неминуемо будут классовыми, а не национально-всенародными. «Знамя России», Нью-Йорк, 29 апреля 1951 г., с. 6–8. Российская национальная революция В термин «революция» мы вкладываем теперь множество, порой противоречивых, значений, необычайно расширяя его смысл. Так, например, г. Ржевский, в своей блестящей статье («Наша страна»), причисляет к революционным актам крещение Руси св. князем Владимиром. Нужно признать, что в философском плане он прав. Но, стремясь к ясности этой короткой газетной статьи, ограничимся в ней наиболее упрощенной и примитивной формулировкой: революция есть насильственное низвержение существующего государственного строя и утверждение нового. Вопрос о пресловутой «прогрессивности» этого нового строя пока рассматривать не будем, чтобы не залезать в дебри анализа самого понятия об истинном прогрессе человечества. Ограничимся лишь напоминанием о диалектическом принципе исторического процесса: борьба тезиса и антитезы рождает в результате высший, а следовательно, и прогрессивный синтез.

http://azbyka.ru/fiction/ljudi-zemli-rus...

" Каждая республика, край и область СССР получила свой план для бессудных приговоров при ускоренном и упрощенном следствии - сколько человек расстрелять и сколько отправить в лагеря и тюрьмы, - рассказал он. - Согласно планам партии и правительства в 1937 году создали специальные могильники. Одним из них был Левашовский спецобъект. Туда возили расстрелянных в ленинградских тюрьмах с 1937-го по 1953 год. 1 октября 1950 года там закопали руководителей блокадного Ленинграда. Весной 1989 года спецобъект рассекретили, летом признали мемориальным кладбищем, а в следующем году передали на баланс города. Зачитывались имена репрессированных, в том числе из Ленинградского мартиролога, были возложены цветы к мемориальному камню. Некоторые, подходя к микрофону, делились историями родных и знакомых. Один из организаторов акции, председатель Свято-Петровского малого православного братства Юлия Балакшина рассказала корреспонденту ИА " Вода живая " , что организация устраивает экскурсии на Левашовское кладбище, проводит вечера памяти, представляет книги, связанные с памятью о репрессиях. Поставлен спектакль про пострадавших выпускников школы Карла Мая. В этот день также состоялись траурные церемонии у памятника Федору Достоевскому на Владимирской площади, на Левашовском мемориале, в Ковалевском лесу, на Ржевском полигоне. День памяти жертв политических репрессий был установлен в России в 1991 году. В этот день вся страна вспоминает людей, попавших в жернова массовых арестов, ссылок и расстрелов. В 2016 году Священный Синод утвердил тексты молитв о невинно убиенных в годы репрессий, а в 2021-м постановил " совершать заупокойные богослужения о всех православных христианах, безвинно богоборцами убиенных или безвинно пребывавших в заключении " . ИА " Вода живая " , 30.10.23 Поделиться 30 октября 2019 30 октября 2018 30 октября 2018 30 октября 2017 30 октября 2016 30 октября 2015 30 октября 2014 21 апреля 2024 21 апреля 2024 21 апреля 2024 18 апреля 2024 14 апреля 2024 14 апреля 2024 14 апреля 2024

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

252 Десятины, на которые делились епархии, вероятно близко подходили к тогдашним уездам, ибо мы встречаем названия: Володимирская, Нижегородская, Ржевская десятина. Вся десятина приписывалась к одной какой-нибудь церкви, которая поэтому и называлась десятильничьею. Дома десятильников обыкновенно строились в городах. В патриаршей епархии мы встречаем десятильничьи дворы в Брянске, Верее, Владимире, Костроме, Переславле-Залеском и пр., встречаем название десятин: Радонежская, Вахонская, Похрянская, Хатунская, Темниковская, Краснослободская и проч. (Оп. архива минист. юстиции Калачева, т. II. 23, 33, 50. 81, 125, 127, 128, 141, 156, 196). 257 О жаловании десятильнику и доводчику белками упоминается еще в 1535 г. А. до Ю. б. II, 177-I. 259 В одной тарханной грамоте новгородского митрополита 1592 г. сказано: «а двор десятилнич в Торжку они ставят, с новоторжскими, посадскими и селскими попы и диаконы и с причетники, повытно, по своим приходом, по расчету (А. И. 1, 241). В другой грамоте 1592 года сказано: и в дворовую поделку десятинничу, в Торжок, дают по расчету с новоторжскими посадскими и селскими попы и с причетники, по вытно, по приходу своему кузмодемъяновскому». (А. И. 1, 240). 261 «А конскаго корму имати им, сказано между прочим в этой грамоте, на десятеро коней полкоробьи овса, да острамок сена... а под нашу казну имати у них нашим заволотцским десятилником одна подвода с проводником». (А И. 1, 142). 274 А. И. I, III, 125, 141; III, 94, 95, 104, 123. А. Э. I, 54, 71, 85, 105, 176, 214, 248, 287, 293, 296; II, 14, 16, III, 114. А. Ю. 24. А. до Ю. б. I, 30-V и др. 275 А. И. I. 125, 141; II, 58, 69, 77, 86; III, 94, 104, 123, 133 и др. А. 9. I, 259, 329; II, 16; III 89 и др. 323 Неволин говорит, что тиун княжеского наместника получал следующие доходы: 1) на Рождество Христово, Пасху и Петров день он получал корм вещами или деньгами; впрочем, вдвое менее против наместника; 2) ему принадлежали отчасти судные пошлины и пени в случае преступлений; 3) жители должны были, в виде повинности, исправлять на него некоторые работы натурою. (Т. VI его сочинений, стр. 109, 112).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

23-го ч. утром был я у министра народного просвещения И.Д. Делянова. Он принял меня, как старого знакомого, весьма любезно и беседовал со мною часа полтора весьма откровенно. Предметом беседы была борьба К. П. П. с министром внутренних дел, графом Лорис-Меликовым, которого И. Д-ч, не смотря на единоверие с ним, страшно ненавидел за его стремление к учреждению в России конституционного образа правления. —18— 1883 г. Вечером, после всенощной, был у меня товарищ. Государственного Контролера, Тертий Ив. Филиппов 1381 . Он, между прочим, рассказывал мне о своей поездке во Владимир и Суздаль, с целию повидаться с заключенным в Спасо-Евфимиевом монастыре раскольничьим лжеепископом Кононом 1382 и побеседовать с ним. Беседою с Кононом остался очень доволен и превозносил его похвалами за его якобы добродетели. Т. И-ч хотел писать к известному изменнику Православия и перебежчику к раскольникам Пафнутию 1383 . Мимоходом упомянул о своей полемике по вопросам о единоверии с профессором Моск. акад. Н. И. Субботиным 1384 , которого будто бы лично не знает... 26-го ч. служил в Петропавловском соборе заупокойную литургию по Императрице Марии Александровне. К панихиде приехали высокопреосвященный митрополит и преосвящ. Леонтий. Из генералитета, кроме коменданта, никого не было... 30-го числа был я у Т.И. Филиппова. От него слышал я подтверждение того, что известное дело Булах 1385 о Ржевском училище девиц духовного звания было началом бессонницы, а потом и умоповреждения митрополита Киевского Филофея 1386 ; что Булах, как гласила молва во Ржеве, вручила будто бы преосвященному Филофею 30,000 на разные богоугодные учреждения, что у Преосвященного, по смерти, оказалось очень много писем Булах и пр. 31-го ч. получил я письмо из Витебска, от прот. Волкова; от 29-го ч. о. протоиерей писал мне: „Сию минуту возвратился от священного, но прискорбного действия – пения панихиды об упокоении души протоиерея Покровского. Сегодня он был в консистории, до вольно весел, шутил и, по случаю наступившей грозы, вышел несколько раньше меня – в половине 2-го часа. Пришедши домой, он застал жену и младшую дочь, которая

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Сами себе представьте, как трепетно для нас, студентов первокурсников-комсомольцев, боевого племени, которое еще не освободилось от ядовитого заряда псевдонаучного атеизма, звучали эти вопросы. Притом, что Коза Ржевский был человеком старого закала, царской чеканки. Его речь, его слово, широта его познания   - все это подкупало. И сам ученый, авторитет его был лучшим проповедником. А вот Никита Ильич Толстой- член -   корреспондент Академии наук, граф, прямой потомок русского мятежного писателя, унаследовавший от него таланты, но не позу против православия? Можно было видеть, как он шел из института славяноведения в университет, как он мерно ходил по университетским коридорам высокий, двухметровый с длинной седой бородой ученого мужа, с неизменной тростью, набалдашник и перстень на руке. Глаза мягкие, детские, светлые, смотрящие на вас с теплотой, как будто вы не студент, а зайчик, плюшевый мишка. К нему подходят его студентки   -   девушки, а ведь филологический факультет - девичий факультет. И тот, отставив в сторону трость, галантно наклоняется и целует у такой провинциал очки ручку, давая ей почувствовать, что и она -   лицо, достойное во всех отношениях, леди. -Мне кажется, что вы очень ясно обозначили проблему, и здесь важно только уяснить для себя-к чему мы стремимся? Если вы желаете какой   - то правильности, соразмерности движений, мудрых выверенных действий с вашей стороны при Богослужении, выполнения уставных требований -   то это, конечно, все прекрасно. Но еще более разветвленную, выверенную, такую церемонную систему поведения вы найдете в древнем конфуцианстве, которое религией по существу не является. Это ничего не говорит о связи с живым Богом. Итак, к чему мы стремимся? Если к правильности, то это одно, а если мы ищем Христа и Его благодати, то тогда наши действия и самые наши понятия есть только первый шаг, есть только начало. Но конец, цель, смысл, соль, конечно, в том, чтобы небесный гость-Спаситель, постучавшись в ворота вашего сердца, вошел и вечерял в нем.

http://radonezh.ru/text/protoierey-artem...

По центру Мурома очень приятно прогуляться, с гостиницами, общепитом и точками для фотосессий полный порядок. В ближайшее время появятся новые интересные и полезные места. - Гостиницу «Русь» выкупили москвичи, после ремонта она станет лучшей в городе, подождать осталось немного. В планах - открыть памятник поручику Ржевскому, ведь пьесу «Давным-давно», по мотивам которой потом сняли «Гусарскую балладу», написал наш земляк - Александр Гладков. Есть идеи по реконструкции древнего деревянного кремля, но пока этот проект совершенно неподъемный по финансам. Кроме того, для его реализации нужно снести полгорода. Думаем над новым, более скромным вариантом, - делится начальник муромского отдела туризма Анастасия Симонова. Хотя на самом деле «более скромная» крепость уже есть. В гостиничном комплексе «Усадьба» в деревне Дмитриевка (Владимирская трасса) имеется небольшой острог. Тут же - баня, ветряная мельница, горка, домики-избы, лошади-коровы-козы-куры-гуси, деревенские продукты и прочие экологически чистые радости жизни. А местный самогон, который по секретному рецепту настаивает на целебных травах владелец заведения Андрей Шмелев, - не банальный спиртной напиток, а самое настоящее лекарство. Гуси - налево, хрусталь - направо Когда-то во времена дефицита в Гусь-Хрустальный ехали с приземленной целью - закупиться посудой. Нынче это тоже актуально, однако нужно быть предельно осторожным. - Очень много китайских подделок, в особенности на хрустальном рынке, что на Октябрьской улице. Поэтому лучше всего идти в фирменный заводской магазин при музее хрусталя - дороже, зато точно оригинал. Стоит еще посетить с экскурсией и само предприятие, там очень интересно. Когда мастера выдувают из расплавленного стекла изделия - это зрелище впечатляющее. Правда, экскурсии доступны лишь по будням, - предупреждает директор историко-художественного музея города Гусь-Хрустальный Николай Скулов. Это что касается хрусталя. С гусями - отдельная история. Птица сия здесь очень любима, а гусеводство - традиционная отрасль местного птицеводства.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/a...

По смерти супруга Игоря († 946 г.) кн. Ольга управляла Россией, как Любуша у Чехов, вдова Доброслава у Сербов, Драгомира в Богемии; сын Ольги Святослав остался после Игоря только 4 лет «детеск» 129 . И Ольга управляла делами с умом и волею мужчины. Возмутившихся Древлян не только наказала она за смерть мужа Игоря, но до того усмирила, не потеряв ни одного из верных подданных, что ввела между ними свои установления о быте их, а на возмутившийся Коростень наложила тяжёлую дань. Усмирив Древлянскую землю, Ольга возвратилась в Киев 130 . Пробыв здесь год, в 947 г. отправилась в Новгородский край и «учредила на Мсте погосты и дани, а по Луге оброки и дани». Это путешествие её надолго осталось памятным в народе. Летописец говорит: «по всей земле» (Новгородской) остаются её ловища» (места для ловли зверей), «знаменья» (знаки на бортных деревьях) «и места» (дачи) «и погосты» (места сельского управления). «Во Пскове» стоят «её сани». По Днепру и Десне известны её «перевесища» (торговые весы, для сбора пошлин); на Десне же село её «Ольжичи» 131 . Ольга объехала все места от Киева по Днепру и Десне до Новгорода и Пскова, осмотрела всё глазом правительницы, сама испытала и определила, где какой могут иметь промысл подданные её, и в Новгородской стороне сделала особенные распоряжения по р. Мсте и Луге. По Луге установила оброки, а по Мсте – погосты, дани же – там и здесь. Это означает, что по Мсте назначила она центральные места хозяйственного управления своего, то, что иначе называется волостными управлениями с соответственным тому населением; а с местностей по Луге Новгородцы предоставили Ольге назначить определённые платежи за пользование землями, но эти земли не могла она заселять своими людьми, как могла заселять земли по р. Мсте. Ольга не вела войны с Новгородцами, как вела с Древлянами, но умела заставить гордых Новгородцев принять те же распоряжения, какие ввела она у Древлян. Не напрасно вельможи Владимира говорили Владимиру, что бабка его Ольга – умнейшая из людей. Возвратясь в Киев, Ольга покойно управляла Россией 132 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Половина Серенска при Ольгерде принадлежала Москве, а другая – Литве. Поэтому очень трудно точно определить, где тут была граница Москвы с Литвой. Не от этой ли путаницы произошло очень мудреное и непонятное определение границ Рязанского княжества с Литвой времен Витовта 42 . «Рубеж Рязанские земли переславские моея вотчины, вынемши Тулу, Берестей, Ретань с Паши, Дорожен, Зоколотень Гордеевский, говорил рязанский князь Иван Феодорович, и Витовту в нее не вступаться». Известно, что Мценск в XV в. принадлежал Литве и был пограничным с Рязанским княжеством, а Любутск граничил с Московским 43 . Границей собственно Московского княжества с Литвой при Василие Димитриевиче и Витовте была назначена р. Угра; г г. Перемышль, Лихвин, Козельск, Тросна принадлежали Москве. Позже, при договоре Василия Темного с Казимиром Козельск был записан на обыск. Но обыска не было по заключении мира и Козельск остался за Москвой. Смоленская область, завоеванная Витовтом, по договору 1408 года к востоку не заходила за р. Угру. От р. Угры литовская граница через верховья Обши и Днепра шла на Ржеву (московскую) к пределам Тверского княжества 44 . Границы между Литвой и новгородско-псковскими владениями совпадали с прежними границами Новгорода со Смоленским и Полоцким княжествами, вошедшими в состав Литвы. У новгородцев, далеко раскинувших свои владения, всюду были сместные пограничные пункты. На востоке у них сместными с московско-владимирскими князьями были гг: Торжок, Волох, Бежичи и др., а на юге сместными с Литвой оказались Великие Луки, Ржева (новгородская) и еще волостей десять менее значительных. Великие Луки, Ржева и др. области принадлежали Новгороду, но дань платили нескольким лицам. С ржевских областей платилось великим князьям литовскому и московскому, а также новгородскому владыке и боярам. По этому случаю в сместных городах приходилось иметь по два тиуна. И действительно, в Торжке были новгородский и московский, в Луках – новгородский и литовский, и суд был пополам. Полагают, что такие отношения к Лукам, Ржеву и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Как Временное правительство отнеслось к Церкви? - А как складывались отношения Церкви с теми, кто пришел к власти в феврале 1917? - Тут все было непросто. Хотя бы уже потому, что ситуацию надо рассматривать в динамике. Одно дело весна 1917 года, совсем другое - осень. Начнем с того, что Временное правительство, в общем, сохранило ту самую синодальную модель управления Церковью. То есть как было ведомство по делам православного вероисповедания, так и осталось, как возглавлял его обер-прокурор, так и продолжил возглавлять. Вся разница в том, что обер-прокурором поначалу стал Владимир Николаевич Львов, которого называли «революционным обер-прокурором». Фигура неоднозначная. С одной стороны, его обвиняют в том, что он многих архиереев согнал с кафедр. С другой, тут он шел просто на поводу у ситуации, просто соглашался с решениями епархиальных съездов (хотя некоторые, судя по всему, и подталкивал). Но, между прочим, не в последнюю очередь благодаря Львову Временное правительство профинансировало проведение Собора. Затем обер-прокурором назначили Антона Владимировича Карташёва - а это уже был человек верующий, крупный церковный ученый. Достаточно сказать, что его монография «Вселенские Соборы», его двухтомник «Очерки по истории Русской Церкви» до сих пор весьма востребованы православным читателем. Он был последним обер-прокурором Синода и первым - и единственным! - министром по делам вероисповедания Временного правительства. Между прочим, придя к власти, большевики его, наряду с другими министрами, арестовали и посадили в тюрьму - они воспринимали его как идеологического противника. А вот для Церкви он скорее был помощником. И Львов, и Карташев, между прочим, были членами Собора. Временное правительство. Исполнительный комитет Государственный думы. Сидят (справа): М. В. Родзянко, С. В. Шидловский, В. А. Ржевский и Вл. Н. Львов. Стоят (слева): В. В. Шульгин, И. И. Дмитрюков, А. Ф. Керенский, М. А. Караулов Однако Временное правительство состояло не только из более или менее хороших обер-прокуроров. Никакой монолитности не было, и отношение к Церкви у разных министров было очень разным. Так, например, в июне 1917 года издается постановление о передаче всех церковных школ в ведомство народного просвещения. Фактически это был, говоря современным языком, рейдерский захват. То есть государство присвоило себе церковные школы, а ведь очень многие из них строились на частные пожертвования. По действующему праву Российской империи эти школы были собственностью приходов, и вот ее отобрали. Пускай только на бумаге - довести свое постановление до дела Временное правительство попросту не успело, церковные школы полностью были уничтожены уже при большевиках - но все-таки это был антицерковный акт. Идущий, кстати, вразрез с декларируемой большинством членов Временного правительства идеей правового государства.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/m...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010