Любящий брат Ваш недостойный иеромонах Михаил. 16 ноября 1886 г. 11 Дорогой о Антоний! Простите, что так долго не писал. И теперь насилу собрался. Немного прихворнул. И довольно сильно и скверно. Сердцебиение измучило вконец. Никак не поправишься. Ныне кое-как сказал лекцию. А неделю целую и совсем не ходил. Хочу сказать небольшую речь в Братстве о том, что такое истинная церковность. 724 Заседание будет в Думе, и по всей вероятности, в то воскресенье. – Затем напечатать думаю в «Церковном вестнике». 725 Собственно, это – один из сильных мотивов: денег ни копейки, а нужно многим до зарезу. Архимандрита Димитрия Самбикина вчера назначили в викарии Нижегородские. 726 Ныне послал ему телеграмму. Чередного 727 Иоанникия домой; на место его какого-то Евгения из евреев. Владимир [Шимкович] остается на третий год. 728 Сергий 729 так себе. Неглупый, но тяжел на подъем и любит знакомства. «Больше практик», – выразился бы Сергей Александрович [Соллертинский]. Потом немного преувеличивает свою болезненность, – одна из романтических наклонностей нервных людей. Надежды в будущем для настоящей помощи в критическую минуту на него очень мало: мир перетянет. Тимофеев 730 и Рогенгаген 731 бывают неважны, хотя и не так худы, как казалось. Первый с зубом. Мережковский переехал из Академии к отцу по просьбе последнего, а теперь отправляется в Ялту по хозяйственным делам. Мне кажется, что под видом болезни и несчастия отец желает его проверить. Ну что ж, дай Бог. Убережется – хорошо. Развеется – значит, и не нужен был. Помните филолога Бабина? Он хочет на следующий год в Академию ради идеи. Это будет хороший. Я рад. Еще один мечтает – кадет кончивший – Данилович. Молод, но ничего: кое-что читал и без аффектов болезненных. – Не знаете ли что о Васильеве 732 и Щеглове? 733 Соловьев 734 прислал письмо, в котором говорит, что он теперь любит Православие больше, чем прежде, потому что увидал худые стороны католицизма; печалится, что не пропускают печатать никаких его статей, считая его отступником. 735 – Акафисты ныне получили. Будут розданы. За свой спасибо. Поручение о Владимира исполню, как буду выезжать. – Целую братски Вас, о Серафима и о Владимира. Спросите о Владимира, какова Черкасова, бывшая в Японии? 736 Она желает сильно познакомиться со мной. 737

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

В марте 1924 года епископ Петр писал протоиерею Алексею Бенеманскому: «Спешу возвестить Вам большую радость для Вас, а также поделиться и своей радостью: по случаю смерти Ленина объявлена многим политическим амнистия, и в том числе нам; ам­нистия сокращает срок наполовину, а так как мы уже отбыли по­ловину своего срока, то и можем теперь ожидать скорой отправки восвояси...» События прошедшего года – обновленческий раскол, арест Патриарха Тихона, попытка обновленцев захватить церковную власть – ставили один и тот же вопрос: как надо поступать, чтобы, не жертвуя Христовой истиной и интересами Церкви и в то же вре­мя в условиях гонений, по возможности избежать прямого столк­новения с властью. Желание избежать раскола влекло к политике компромисса, но это не успокаивало совесть, и хотелось отыскать твердую каноническую основу. Время ставило насущные вопросы церковно-канонического характера, и многие не готовы были дать на них ответы по существу. В одном из писем епископ Петр писал отцу Алексею Бенеманскому: «В неделю за литургией я вдруг ясно понял, какую точку зрения должен был я иметь в вопросе о поми­новении Святейшего . Я должен был твердо помнить, что Святей­ший не имел права единолично отменять те канонические прави­ла, которые приняты и утверждены Церковью... Стало быть, если бы он и отменил их, то это было бы незаконно и несоглашающиеся были бы правы...» В 1923 году был освобожден из заключения Патриарх Тихон и сразу же подал властям список архиереев, без которых он не мог управлять Церковью. В их числе был и епископ Петр. В конце 1924 года владыка прибыл в Москву, а 16 июля 1925 года, уже по­сле смерти Патриарха Тихона, Местоблюстителем Патриаршего престола митрополитом Петром (Полянским) он был послан в Воронеж в помощь митрополиту Владимиру (Шимковичу), которому было тогда восемьдесят четыре года. Епископ Петр служил в Воронеже в огромном пятипрестольном храме во имя Сошествия Святого Духа на Терновой поляне, но чаще всего он служил в Покровско-Преображенском храме бывшего Девичьего монастыря, где и жил. Во время его богослу­жений храм был всегда полон молящимися, было так тесно, что не всегда можно было поднять руку, чтобы перекреститься. Епископ со всеми был приветлив, внимателен и ласков, всех любил, все для него были родными и близкими, и народ вскоре ответно его полюбил.

http://fond.ru/kalendar/90/petr/

В нач. июня 1923 г. в Минск прибыл Сергий (Иванцов), решительно начавший проводить в жизнь постановления собора, прошедшего в мае в Москве, в первую очередь о переходе на григорианский календарь в богослужении. Это вызвало волну негодования, мн. верующие в деревнях перестали посещать богослужения. Вскоре Сергий запретил в служении известного минского свящ. Лавра Васюковича, возглавившего действия по срыву выступлений Введенского. БЕУ запретило Васюковича в священнослужении, позже он был выведен за штат. Эти действия не поддержали большинство членов епархиального совета. На съезде духовенства еп. Сергию заявили о том, что, идя на встречу пожеланиям верующих, духовенство отказывается от общения с ним. В праздник Воздвижения Креста Господня Сергий смог войти в собор только с помощью милиции, но провести богослужение ему не удалось, т. к. верующие заперли его в ризнице. Обновленческий епископ распространял лживые сведения о митр. Мелхиседеке, что окончательно оттолкнуло минскую паству от обновленчества. Сергий был вынужден уехать из Минска в Кострому. Кафедральный собор перешел в ведение тихоновского церковного управления. Минская раскольническая община, не имея храма, проводила службы в бывш. покоях игумении Преображенского мон-ря. Сначала во главе общины стоял свящ. Михаил Соколовский, затем свящ. Владимир Соловьёвич. По настоянию минских раскольников обновленческий синод командировал в Минск «епископа» Александра Щербакова в апр. 1925 г., но в окт. следующего года он уехал в Витебск, после чего остался открытым вопрос о регистрации общины. Активные «живоцерковники» стремились провести в Минске учредительный съезд, но их усилия были напрасными. Для исправления ситуации в Москву за рекомендациями отправились прот. Петр Шимкович и секретарь Трусевич. Было принято решение о проведении заседания в сент. 1925 г. в Смоленске. Открыл собрание «архиепископ Смоленский» Алексий (Дьяконов). В Минское ЕУ избрали 5 чел. После обсуждения вопроса о постоянном пребывании епископа в Минске приняли компромиссное решение о том, что «архиепископ» Алексий возглавит Смоленскую и Минскую кафедры.

http://pravenc.ru/text/2563280.html

Огненные испытания, выпавшие на долю Русской Церкви в ХХ веке, не миновали Алексиевского монастыря. Ранее малоизвестный, он в 20-е годы, когда многие храмы в Воронеже были закрыты или заняты раскольниками-обновленцами, на некоторое время становится центром духовной жизни города, местом пребывания епархиального архиерея. Здесь жил и был погребен в 1926 году митрополит Владимир (Шимкович), смиренный старец-архипастырь, стойкий защитник Православия пред лицом богоборческой власти. Летом 1931 года Алексиево-Акатов монастырь был закрыт. Все имущество монастыря, богослужебная утварь, чтимые иконы (в том числе чудотворный образ Пресвятой Богородицы «Троеручица»), библиотека и архив были изъяты и исчезли бесследно. Храм и другие монастырские здания использовались различным, нередко самым неподобающим образом. В разное время здесь были жилые квартиры, художественные мастерские, склады, конюшни. Надругательству подвергались могилы на монастырском кладбище, впоследствии сровненном с землей и заросшем бурьяном. Над этой печальной картиной запустения возвышалась старинная колокольня, еще в 70-е годы взятая под охрану как исторический памятник и в 1986 году частично отреставрированная. Восстановительные работы начались здесь с 1990 года, после передачи монастыря Воронежской епархии. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II на этом месте была открыта женская обитель. 4 ноября 1990 года, в день празднования Казанской иконы Божией Матери, в храме возобновленного монастыря была отслужена первая Божественная литургия. 4 января 1992 года был совершен первый постриг десяти сестер, в том числе монахини Варвары (Сажневой), в апреле того же года ставшей настоятельницей и в апреле 1993 года возведенной в сан игумении. Современное состояние [ править править код ] В настоящее время в обители в трудах и молитвах служат Господу более пятидесяти сестер. Несколько инокинь постоянно живут и трудятся на хозяйственном подворье монастыря, расположенном недалеко от города, где с любовью ухаживают за коровами, телятами и домашней птицей. В сельской местности имеется участок земли, куда сестры выезжают на сезонные работы. С 1994 года в обители существует детская воскресная школа, в которой занимаются дети от 5 до 15 лет. Сестры преподают им Закон Божий, церковнославянский язык, основы живописи и церковного пения.

http://azbyka.ru/palomnik/Алексиевский_А...

26 февр. 1923 г. Комиссия НКВД по административным высылкам приговорила П. и др. подследственных к ссылке в Нарымский край на 2 года. После оглашения приговора всех заключенных перевели в Таганскую тюрьму. В сер. марта того же года П. был отправлен этапом в Ташкент. Дальше ему был назначен переезд в Перовск (ныне Кызылорда, Казахстан), где он отбывал ссылку. Патриарх Тихон сразу после своего освобождения из заключения в июне 1923 г. подал властям список архиереев, без к-рых он не мог управлять Церковью, в их числе был назван П. В кон. 1924 г. архиерей прибыл в Москву, а 16 июля 1925 г. местоблюстителем Патриаршего престола Крутицким митр. сщмч. Петром (Полянским) направлен в Воронеж в помощь Воронежскому архиеп. Владимиру (Шимковичу), которому исполнилось 84 года. После смерти митр. Владимира (Шимковича) в янв. 1926 г. П. был избран паствой на Воронежскую кафедру. Заместитель местоблюстителя митр. Сергий (Страгородский ; впосл. патриарх Московский и всея Руси) признал это избрание, назначил П. на Воронежскую кафедру с возведением его в сан архиепископа. При П. началось возвращение обновленческих храмов в Патриаршую Церковь. Он был выдающимся проповедником, его проповеди привлекали на богослужения множество народа. П. не любил партесного пения и поощрял пение народа в церкви. Ближайшим помощником П. был архим. прмч. Иннокентий (Беда) . Власти юридически признавали только обновленцев, что затрудняло возможность П. посещать сельские приходы. С ходатайствами перед властями о разрешении для П. подобных поездок обращались председатель церковного совета С. Циков и представители сельских приходов. Подобные обращения вызывали недовольство властей и новые гонения. Архиерей обратился с посланием к воронежской пастве и направил текст обращения для публикации в газ. «Воронежская коммуна», чтобы смягчить напряженность в отношениях верующих с местными властями. Осенью 1926 г. у П. на квартире был произведен обыск, после к-рого его вызвали на допрос. В это время у дома П. собрались ок. 300 чел. рабочих, поддерживавших его, к-рые последовали за ним к зданию губотдела ОГПУ. Там во время допроса неск. человек из толпы были арестованы, остальные разогнаны.

http://pravenc.ru/text/2580154.html

В состав автокефалистов, как это видно из исследования епископа Сергия (Петрова) , вошли протоиерей Алексий Попов , протодиакон Симеон Сильченков и его сын диакон Виктор Сильченков. Они и подготовили это решение властей, однако верующие во главе с настоятелем Стефаном Ширкевичем не допустили торжества раскольников и не отдали им храм. Митрополит Владимир (Шимкович) запретил всех автокефалистов в священнослужении и уволил из церкви. В 1929 году газета «Коммуна» сообщила: «2 мая был торжественно снят крест с церкви бывшего Девичьего монастыря. Несмотря на то, что монашки и попы распускали бессмысленные слухи и угрожали «божьим гневом», снятие креста привлекло многотысячную толпу. Водружение над куполом красного знамени было встречено дружными аплодисментами». По преданию, в этот же день скончалась игуменья Покровского монастыря... Точной даты закрытия монастыря не найдено, но упоминание его в мае 1929 года как «бывшего», похоже, свидетельствует о том, что это произошло как раз в это время. Из сообщения местного отдела ГПУ в партийные органы в июне 1929 года: " Закрытие церкви бывшего Девичьего монастыря не прошло гладко благодаря неправильным действиям горсовета. По наказу избирателей горсовет закрыл церковь без утверждения ЦИКа, но потом, видя неправильность в этом, по прошествии двух недель, без уведомления кого бы то ни было из вышестоящих органов, вновь открыл церковь, что церковники использовали для агитации по подрыву авторитета любых постановлений советской власти. Органы ГПУ о закрытии и открытии не уведомлялись " . В архивно-следственных делах есть упоминания о том, что священники Евгений Марчевский и Иоанн Стеблин-Каменский служили в церкви Покровского монастыря до мая 1929 года. Высланный из Петербурга, Иоанн Стеблин-Каменский (1887 - 1930) священствовал в монастырском храме с 1927 года и какое-то время даже был его настоятелем. Немало монахинь в 1930-е годы оказались репрессированными по делу архиепископа Петра (Зверева) , епископа Алексия (Буя) и другим, столь же фальшивым, делам.

http://drevo-info.ru/articles/13673976.h...

В Москве он получил от Патриарха назначение быть епископом Старицким, викарием Тверской епархии. Уехав в Тверь, владыка снова поселился в Успенском Желтиковом монастыре, где в 1918 году был настоятелем. Летом 1922 года начался обновленческий раскол; раскольники при поддержке советских властей принялись за разрушение Церкви. В июне 1922 года митрополит Сергий (Страгородский) , архиепископ Серафим (Мещеряков) и архиепископ Евдоким (Мещерский) выпустили воззвание, в котором признали законность обновленческого ВЦУ как высшей церковной власти. Некоторые священники – кто под воздействием соблазнительных аргументов, кто под угрозой физической расправы – присоединились к обновленчеству. Епископ Петр немедленно таковых запретил в священнослужении.19 сентября 1922 года епископ Петр обратился к тверской пастве с воззванием, в котором изъяснял сущность обновленческого движения и отношение к нему Православной Церкви. 24 ноября 1922 года епископ вновь был арестован, 30 ноября был отправлен в Москву и заключены в Бутырскую тюрьму. 26 февраля 1923 года Комиссия НКВД по административным высылкам приговорила епископа Петра к ссылке в Туркестан на два года. В середине марта епископа Петра по этапу отправили в Ташкент. Перед отправкой дали личное свидание с духовными детьми. В апреле этап прибыл в Ташкентскую тюрьму. В пасхальный четверг все были вызваны из тюрьмы в комендатуру ГПУ. Здесь осужденным было объявлено, кому куда следовать дальше. Епископу Петру было назначено ехать в Перовск. В 1923 году был освобожден из заключения святой Патриарх Тихон; он подал властям список архиереев, без которых не мог управлять Церковью. В их числе был и епископ Петр. В конце 1924 года владыка прибыл в Москву, а 16 июля 1925 года, уже после смерти Патриарха Тихона, Местоблюстителем патриаршего престола святым митрополитом Петром он был послан в Воронеж в помощь митрополиту Владимиру (Шимковичу), которому было тогда восемьдесят четыре года. Епископ Петр служил в огромном пятипрестольном храме во имя Сошествия Святого Духа на Терновой поляне, но чаще он служил в Покровско-Преображенском храме бывшего Девичьего монастыря, при котором и жил.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Что же касается местоблюстительства, то Вы могли его получить только по выбору или только по особому распоряжению Патриарха. В настоящее время Ваше положение в отношении митрополита Петра, как Местоблюстителя, совершенно аналогично таковому в отношении Патриарха в мае 1922 г. Теперь, за смертью митрополита Воронежского Владимира [Шимковича], Вы опять старейший наш иерарх и в силу этого могли бы даже сами потребовать, чтобы Вас признали заместителем митрополита Петра, если бы последний был предан церковному суду. Но опять митрополит Пётр предан лишь гражданскому суду и сохраняет должность за собою; Вы можете быть его Заместителем лишь по его усмотрению. С должностью же Местоблюстителя дело обстоит почти во всем аналогично должности Патриарха. Тогда выбраны были три кандидата, а жребий пал на третьего. Теперь, заменяя выборы своим завещанием, Святейший указал тоже троих, но Богу угодно было, чтобы возможность принять должность оказалась только у третьего. Была бы полная для всех неожиданность, если бы, например, митрополит Арсений [Стадницкий], ссылаясь на свою старейшую кандидатуру, вдруг, да ещё при жизни Святейшего, предъявил свои права на Патриаршество, тем более, если бы прямо заявил, что он отныне Патриарх. Но почти то же предъявлять свои права на должность Местоблюстителя, когда она занята законно её получившим митрополитом Петром. Говоря языком канонов, это было бы покушение низвергнуть своего законного главу (первого епископа) и восхитить его права и власть. Правда, Вы говорили, что теперь митрополит Пётр уже не имеет власти, так как передал эту власть Коллегии; что за такую незаконную передачу он подлежит суду и можно его не признавать Местоблюстителем (согласно второй половине 15-го правила Двукратного Собора). Но, во-первых, митрополит Пётр передал свою власть только наполовину, оставляя за собой важнейшие вопросы. Во-вторых, это распоряжение своё он облёк в условную форму, т. е. представил его исполнить лишь при наличии известных условий. Вы спрашивали: кто будет решать вопрос о наличии этих условий. Конечно, тот, в чьих руках власть, то есть я, как Заместитель митрополита Петра. Не усматривая условий, я не передал власть, и Коллегия осталась в воздухе. Впрочем, и передавать не приходилось, так как Коллегия не состоялась.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

В марте 1924 года епископ Петр писал протоиерею Алексею Бенеманскому: «Спешу возвестить Вам большую радость для Вас, а также поделиться и своей радостью: по случаю смерти Ленина объявлена многим политическим амнистия, и в том числе нам; амнистия сокращает срок наполовину, а так как мы уже отбыли половину своего срока, то и можем теперь ожидать скорой отправки восвояси… » События прошедшего года – обновленческий раскол, арест Патриарха Тихона, попытка обновленцев захватить церковную власть – ставили один и тот же вопрос: как надо поступать, чтобы, не жертвуя Христовой истиной и интересами Церкви и в то же время в условиях гонений, по возможности избежать прямого столкновения с властью. Желание избежать раскола влекло к политике компромисса, но это не успокаивало совесть, и хотелось отыскать твердую каноническую основу. Время ставило насущные вопросы церковно-канонического характера, и многие не готовы были дать на них ответы по существу. В одном из писем епископ Петр писал отцу Алексею Бенеманскому: «В неделю за литургией я вдруг ясно понял, какую точку зрения должен был я иметь в вопросе о поминовении Святейшего (имеется в виду обязательность поминовения за богослужением имени Патриарха Тихона, несмотря на временную передачу им церковной власти митрополиту Агафангелу). Я должен был твердо помнить, что Святейший не имел права единолично отменять те канонические правила, которые приняты и утверждены Церковью … Стало быть, если бы он и отменил их, то это было бы незаконно и несоглашающиеся были бы правы… » В 1923 году был освобожден из заключения Патриарх Тихон и сразу же подал властям список архиереев, без которых он не мог управлять Церковью. В их числе был и епископ Петр. В конце 1924 года владыка прибыл в Москву, а 16 июля 1925 года, уже после смерти Патриарха Тихона, Местоблюстителем Патриаршего престола митрополитом Петром (Полянским) он был послан в Воронеж в помощь митрополиту Владимиру (Шимковичу), которому было тогда восемьдесят четыре года. Епископ Петр служил в Воронеже в огромном пятипрестольном храме во имя Сошествия Святого Духа на Терновой поляне, но чаще всего он служил в Покровско-Преображенском храме бывшего Девичьего монастыря, где и жил. Во время его богослужений храм был всегда полон молящимися, было так тесно, что не всегда можно было поднять руку, чтобы перекреститься. Епископ со всеми был приветлив, внимателен и ласков, всех любил, все для него были родными и близкими, и народ вскоре ответно его полюбил.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Zverev/sv...

Наконец, в последнем (от 7 января 1925 г.) завещательном распоряжении Патриарха Тихона, которое и вступило в силу в апреле 1925 г., митрополит Ага- фангел также был поименован: теперь уже после митрополита Кирилла, но до митрополита Петра (о митрополите Сергии там речи не было и после его уклонения в обновленчество в 1922 г., очевидно, и быть не могло). Не знавший, однако, до мая 1925 г. о новом патриаршем завещании митрополит Кирилл пребывал в уверенности, что Местоблюстителем в случае кончины Патриарха должен стать митрополит Агафангел. Поэтому-то, согласно собственным показаниям святителя Кирилла, он, хотя и получил уведомление об окончании срока своей ссылки еще до кончины Патриарха Тихона, «зная о кандидатуре м[итрополита] Агафангела к[а]к первого возможного Местоблюстителя, не считал нужным преодолевать во что бы то ни стало трудности начавшейся весенней распутицы и оставался на месте своего поселения ожидать первого парохода» 921 . Ко всему этому следует добавить еще и то, что в середине 1920-х гг. митрополит Агафангел, хиротонисанный во епископа в 1889 г., был еще и старейшим иерархом Православной Российской Церкви, что также усваивало ему особые права (старший митрополита Агафангела по хиротонии митрополит Владимир (Шимкович) скончался в январе 1926 г.). В принятом Поместным Собором в декабре 1917 г. определении «О правах и обязанностях Святейшего Патриарха Московского и всея России», в частности, было сказано: «В случае кончины Патриарха или нахождения его в отпуске или под судом, его место в Священном Синоде и Высшем Церковном Совете заступает старейший из присутствующих в Синоде иерархов» 922 . Синода, правда, в 1925 г. уже не было, а кроме того, в августе 1918 г. Собором было принято определение «О Местоблюстителе Патриаршего Престола», существенно ограничившее полномочия старейшего иерарха по освобождении Патриаршего Престола. Он должен был лишь созвать соединенное присутствие Священного Синода и Высшего Церковного Совета, которое под его председательством и избрало бы Местоблюстителя 923 , причем вовсе не обязательно его же.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010