8 июля 1947 г. К-польским Патриархом Максимом V В. был возведен в сан митрополита. В. стремился к объединению рус. зарубежных церковных структур. После кончины митр. Евлогия В. предложил Первоиерарху РПЦЗ митр. Анастасию (Грибановскому) возглавить единый рус. экзархат в юрисдикции К-польского Патриархата, но получил отказ. 9 авг. 1948 г. В. вновь направил письма митр. Анастасию и возглавлявшему Митрополичий округ в Сев. Америке митр. Феофилу (Пашковскому) с предложением о личной встрече для обсуждения вопросов единства среди рус. диаспоры и совместной организации помощи новой эмиграции, но не получил от них положительного ответа. Впосл. В. неоднократно обращался к митр. Анастасию и лично встречался с ним в июле 1950 г. в Швейцарии, но попытки организации В. единого рус. экзархата за рубежом остались безрезультатными. В. похоронен в крипте Успенской ц. на рус. кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в Париже. Соч.: Слова и поучения. П., 1961; Духовные зернышки: мысли и советы святителя Божия. П., 1967. М., 20002; Христосование на пасхальной заутрене//Вечное. 1972. 4. С. 6; Рождество Христово//Там же. 12. С. 9-10. Ист.: ГАРФ. Ф. 6991. Д. 581. Л. 222-228; Д. 1432. Л. 89-91. Лит.: Николай (Ярушевич), митр. Наше пребывание во Франции (24 авг.- 5 сент. 1945 г.//ЖМП. 1945. 10. С. 14-25; Парийский Л. После кончины митр. Евлогия//Там же. 1946. 9. С. 35-38; Карташёв А. В. Жизненный путь митр.-экзарха Владимира (Тихоницкого)//ПМ. 1947. Вып. 5. С. 9-18; Зеньковский В. , прот. Памяти митр. Владимира (Тихоницкого)//Вестн. РСХД. 1959. 4 (59). С. 2-3; Куломзин Н. Церк. положение экзархата Вселенского Патриархата в Зап. Европе: (с т. зр. митр. Евлогия и Владимира)//Там же. 1960. 56. С. 12-16; Митр. Владимир: святитель-молитвенник (1873-1959). П., 1965; Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни. М., 1994р. С. 177-178, 388, 393, 562, 570; Озолин Н. , прот. Из истории борьбы за единство Церкви за рубежом//Единство Церкви: Богосл. конф. 15-16 нояб. 1994 г. М., 1996. С. 254-259; Свитич А. Православная Церковь в Польше и ее автокефалия//Православная Церковь на Украине и в Польше в ХХ ст.: 1917-1950 гг.: Сб. М., 1997. С. 87-156. (Мат-лы по истории Церкви; Кн. 14); Савва (Тутунов), мон. Образ «инока скромного»: митр. Владимир (Тихоницкий) - сын первого вятского новомученика//ЦВ. М., 2004. 1-2 (278-279). С. 24.

http://pravenc.ru/text/159078.html

Поначалу назначаемые из России священники недолго служили на приходе, но вскоре положение изменилось и за полвека перед революцией их было всего трое: в 1867–1878 – о. Владимир Левицкий, переведенный затем во Флоренцию, в 1878–1887 – прот. Сергий Протопопов, переехавший в Висбаден, и в 1887–1918 – прот. Сергий Любимов, духовник Императрицы Марии Феодоровны, который много способствовал возведению в Ницце Никольского собора, за что получил орден Анны 1-й степени. С 1948 по 1956 причт возглавлял его сын – прот. Владимир Любимов, в прошлом юрист. В годы Первой мировой войны жизнь в «русской Ницце» замерла, но послереволюционная эмиграция ее очень активизировала, так как в городе и окрестностях собралось до трех тысяч русских беженцев. Для помощи им в приходе был создан специальный «Благотворительный комитет». С этого времени богослужения стали отличаться особой торжественностью, привлекая многих инославных, желавших познакомиться с Православием. В 1925 настоятели получили епископский сан. Первым кафедру занял приехавший из Польши архиепископ Владимир (Тихоницкий), прослуживший в храме свмц. цар. Александры 20 лет; он «подобрал хороший клир, организовал сестричество, сумел сплотить паству». Его помощником состоял о. Александр Ельчанинов, замечательный пастырь и автор известных «Записок священника». Первый этаж здания решен как цокольный и оформлен квадровым рустом. По второму этажу фасад украшен сдвоенными пилястрами композитного ордена и завершен раскрепованным антаблементом с гладким фризом. Вход тоже отмечен пилястрами и треугольным фронтоном, поле которого заполнено резным орнаментом. В центре фасада – большое тройное окно с полуциркульным завершением. Над карнизом находятся три глухие арки – одна из них с розеткой, – которые напоминают закомары в древнерусских церквей. В арках помещены майоликовые изображения Господа Вседержителя, Божией Матери и Иоанна Крестителя. Венчает здание приземистый широкий купол серого цвета. Боковые фасады оформлены треугольными фронтонами с лепным изображением креста.

http://sobory.ru/article/?object=20510

Перешедшие в оппозицию к Варшавскому церковному управлению иерархи приняли меры по организации церковной жизни. Архиеп. Елевферий пригласил в Вильно еп. Владимира (Тихоницкого) и Бельского еп. Сергия (Королёва) и провел с ними 30 сент. 1921 г. совещание. Намеченный на 1 окт. 1921 г. съезд епископата Польской Церкви не состоялся, т. к. владыки Елевферий, Владимир и Сергий на него не явились. 24 янв. 1922 г. митр. Георгий собрал в Варшаве епископов Дионисия и Пантелеимона для обсуждения предложений польск. правительства об автокефалии. После окончания совещания его участники должны были подписать в Мин-ве исповеданий «Временные правила». Еп. Пантелеимон отказался поставить подпись, за что был лишен кафедры. 12 марта владыки Елевферий, Владимир и Сергий послали патриарху Тихону доклад о январском Соборе. 11 окт. 1921 г. Синод Русской Церкви издал указ: «Об учреждении в Польше Экзархата и высшего церковного управления с правами широкой автономии, глава Экзархата наделяется правами областного митрополита». В документе также говорилось о назначении архиеп. Георгия «Патриаршим экзархом Православной Церкви в Польском государстве с предоставлением, в отношении сей Церкви, прав областного митрополита согласно церковным правилам». В янв. 1922 г. архиеп. Георгий указом Синода РПЦ был возведен в сан митрополита без упоминания о должности экзарха, т. е. он не был митрополитом всея Польши и экзархом, но являлся управляющим Варшавской епархией в сане митрополита. (После неканонического объявления автокефалии Польской Церкви в 1924 архиереи-автокефалисты писали о том, что уже в 1921-1922 митр. Георгий являлся экзархом и главой Польской Церкви.) В нач. февр. 1922 г. Синод РПЦ издал указ, содержавший «Проект положения об управлении православной Церковью в Польском государстве». Этот документ был выслан польскому правительству, но не был им утвержден. Несмотря на это, митр. Георгий в популистских целях руководствовался нек-рыми пунктами документа. В апр. 1922 г. патриарх Тихон был помещен под домашний арест.

http://pravenc.ru/text/2110577.html

11 июля 1921 г. Синод в Москве возвел Литовского и Виленского еп. Елевферия в сан архиепископа и назначил его священноархимандритом виленского Свято-Духова мон-ря. При этом признавалась неделимость Литовской епархии. 20 дек. 1921 г. патриарх Тихон направил обращение Президенту Литовской Республики А. Стульгинскису с просьбой дать согласие на признание архиеп. Елевферия главой православных в Литве. 29 марта 1922 г. литов. правительство признало архиеп. Елевферия главой православных в Литве, что вызвало негативную реакцию в Польше. В том же году литов. правительство установило строгие требования к возвращавшимся священникам, также было предписано вести документацию на литов. языке. Сложно развивалась православная жизнь на литов. территории, к-рую контролировали польские власти. Они стремились провозгласить правосл. Церковь в Польше автокефальной и искали кандидатуру наиболее лояльного и авторитетного епископа на пост ее предстоятеля, выбирая из 3 служивших в Польше архиереев: Ковенского еп. Елевферия, Белостокского еп. Владимира (Тихоницкого) и Кременецкого еп. Дионисия (Валединского) . 24 мая 1920 г. по указанию из Варшавы в Вильно состоялось межъепархиальное совещание о положении православной Церкви в Польской Республике (формально Вильно и Виленский край вошли в состав Польши в 1922). Поскольку большая часть епархии еп. Елевферия находилась на территории марионеточного гос-ва Срединная Литва, его кандидатура была неприемлемой. Еп. Владимир не хотел прерывать канонического общения с Московской Патриархией, поэтому также был для поляков нежелателен. В июне 1921 г. еп. Дионисий был вызван в Варшаву для подготовки проекта организации высшего управления правосл. Церкви в Польше. На пост главы Церкви решили пригласить бежавшего от советской власти Минского и Туровского архиеп. Георгия (Ярошевского) . К осени 1921 г. в Польше было уже 6 правосл. архиереев. Из них польск. власти выбрали троих для проведения переговоров об устроении автокефальной правосл. Церкви в Польше: архиеп. Георгия, еп. Дионисия и поляка Пинского еп. Пантелеимона (Рожновского) . В сент. 1921 г. архиеп. Георгий встретился в Гродно с архиеп. Елевферием и еп. Владимиром и безуспешно пытался убедить их изменить свою позицию и поддержать автокефалию.

http://pravenc.ru/text/2110577.html

14 июля 1922 г. три архиерея – митрополит Варшавский Георгий (Ярошевский), архиепископ Кременецкий Дионисий (Валединский) и новорукоположенный епископ Люблинский Александр (Иноземцев) объявили Польскую Церковь независимой. В постановлении «Собора трех иерархов» говорилось, что польское правительство должно получить благословение на автокефалию «Константинопольского и других Патриархов, а равно Глав автокефальных Церквей – Греческой, Болгарской и Румынской, а также Патриарха Московского, если последний возвратится к власти и если Патриархат в России не будет упразднен». Как видно, участники мероприятия ставили согласие Матери Российской Церкви на последнее место, даже после Болгарской Церкви, которая в то время вообще не имела официального канонического общения ни с одной из Поместных Церквей. Идея незаконной автокефалии была встречена протестом со стороны большинства находившихся в Польше архиереев. Свое несогласие с курсом митрополита Георгия выразили архиепископы Виленский Елевферий (Богоявленский), Белостокский Владимир (Тихоницкий), Пинский Пантелеймон (Рожновский) и епископ Вельский Сергий (Королев) . Все они подверглись преследованиям со стороны польского правительства, были лишены кафедр и, за исключением удалившегося в монастырь архиепископа Пантелеймона, выдворены из страны. В феврале 1923 г. митрополит Георгий был застрелен противником автокефалии архимандритом Смарагдом (Латышенковым), однако это событие только ужесточило курс польского правительства по отношению к православным. 29 апреля 1923 г. польским епископатом в сан «митрополита Варшавского, Волынского и всей Православной Церкви в Польше» был возведен архиепископ Дионисий (Валединский), причем права этого иерарха были подтверждены Константинопольским патриархом Мелетием. Сам митрополит Дионисий уведомил о состоявшемся избрании патриарха Тихона и попросил его благословить польскую автокефалию. Патриарх отнесся к этой идее отрицательно. Соглашаясь с автокефалией Чехословацкой Церкви, включающей в свой состав православных чехов и словаков, Святейший отвергал такой вариант для Польской Церкви, как состоящей не из поляков, а из украинцев и белорусов. Патриарх указывал также, что автокефалию может предоставить только Церковь -Мать, а вмешательство в этот вопрос Константинополя незаконно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архив: Послужный список о. Н. Аквилонова (19221927). AEYA. Лит.: Евлогий, митр. Путь моей жизни. Александр ( Ловчий Андрей Иаковлевич ; 1.12.1891, с. Народичи Волынск, губ. – 11.9.1973, Мюнхен, Германия), архиепископ. Окончил С.-Петербургское реальное училище, участвовал в 1-й мировой войне сперва офицером железнодорожного полка, а затем офицером русского экспедиционного корпуса на французском фронте (19161917), после окончания войны переселился в Болгарию, окончил русские пастырско-богословские курсы в монастыре Св. Кирика в Станимаке (19301936), поступил на философский факультет Берлинского университета (19361937), состоял в юрисдикции РЗЦ, диакон (19.9.1937), священник (3.10.1937), рукоположение совершил архиеп. Тихон (Лященко) в Берлине, помощник настоятеля Воскресенского собора в Берлине (19371940), редактор «Воскресенского листка» (19401952), настоятель Тегельской кладбищенской церкви Свв. Константина и Елены в Берлине (31.12.19401942), пострижен в монашество (22.3.1941), настоятель Св.-Николаевской церкви в Монхене (19421945), настоятель приходов в Аугсбурге и в Нюрнберге (19421944), игумен (19.10.1942), архимандрит (12.9.1943), настоятель Св.-Сергиевского храма в Бад-Киссингене (19451951), епископ Киссингенский, викарий Германской епархии РЗЦ (29.7.1945), участник Архиерейского Собора РЗЦ в Мюнхене (710.5.1946), архиепископ Берлинский и Германский с местопребыванием в Мюнхене (11.4.1952), уволен на покой по старости (15.3.1971). Архив: АГЗ. Александр ( Нелидов Александр Дмитриевич ; 16.6.1907, Стамбул, Турция – 6.11.1975, Париж, Франция), архимандрит. Из семьи дворянства, сын российского посла в Риме, затем в Брюсселе. Образование получил во Франции, член-основатель Братства Св. Александра Невского (1921 ), член прихода Св.-Александро-Невского собора в Париже, где долго прислуживал и иподиаконствовал при митр. Евлогии (Георгиевскоом) и Владимире (Тихоницком) и архиеп. Георгии (Тарасове), посвящен в иподиакона (25.12.1930), состоял в юрисдикции Русского Экзархата КП, диакон (26.4.1964), приписан к Св.-Александро-Невскому собору (6.1.1965), священник (12.2.1967), рукоположение совершил архиеп. Георгий (Тарасов) в Св.-Александро-Невском соборе в Париже, помощник настоятеля франкоязычного прихода Святой Троицы при Св.-Александро-Невском соборе в Париже (19671975), протоиерей (26.4.1970), пострижен в монашество (16.11.1974), архимандрит (17.11.1974). По его инициативе были устроены первые встречи православных и католических богословов и церковных деятелей во Франции, сперва у него на квартире, а потом в доминиканском центре «Истина». Автор неизданного «Православного катехизиса» на фр. яз. Издавал также собственные переводы богослужебных текстов на французском языке.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1920-1921 гг. продолжался конфликт между еп. Дионисием и архим. Смарагдом (Латышенко) , ректором возвращенной из Москвы Холмской ДС, которая разместилась в кременецком Богоявленском муж. мон-ре. В апр. 1920 г. архим. Смарагд отказался объединить Холмскую ДС с организуемой в Кременце Волынской епархиальной семинарией и заявил, что считает своим архиереем Белостокского и Холмского еп. Владимира (Тихоницкого) (ГА Волынской обл. Ф. 46. Оп. 1. Д. 7. Л. 3-5). Еп. Дионисий пожаловался властям, и волынский воевода 20 июня 1920 г. предупредил архим. Смарагда о том, что будет выдворять из Волынского воеводства всех священников, к-рые не признают еп. Дионисия. С аналогичными требованиями выступил и министр вероисповеданий и образования Польши С. Стемповский. В сент. 1920 г. начала работу Кременецкая семинария, куда перешло большинство преподавателей Холмской ДС, включая прот. Александра Громадского, ставшего ректором нового учебного заведения. 28 февр. 1921 г. еп. Фаддей (Успенский) подал Синоду и Собору укр. епископов прошение о создании Дубенского вик-ства Волынской епархии и о поставлении викарием архим. Смарагда. (Смарагда поддерживали русские на Волыни, в авг.-сент. 1921 обратившиеся в Варшавский синод с просьбой рукоположить Смарагда во епископа Дубенского; в Дубно и Ровно в то время были большие рус. общины, действовали рус. гимназии.) Этим планам противостоял еп. Дионисий, обвинивший Смарагда в антипольск. деятельности. Кременецкий епископ требовал от местных властей депортации Холмской ДС за пределы Волыни. В мае 1921 г. архим. Смарагд находился уже в Люблинском воеводстве. В июне 1921 г. последовало решение властей об упразднении Холмской ДС, депортированной ранее из Кременца, тогда же департамент православных исповеданий при Министерстве вероисповеданий и образования Польши признал за еп. Дионисием полномочия по руководству Кременецкой семинарией, легализованной в февр. 1921 г. В 1919-1920 гг. К. в. имело полусамостоятельный статус, в этот период при еп. Дионисии существовала Кременецкая консистория.

http://pravenc.ru/text/2459003.html

В 1922 году при поддержке государственной власти Собор православных епископов в Польше, который состоялся в Варшаве, решительно высказался за установление автокефалии Православной церкви в Польше. За были митрополит Георгий (Ярошевский), епископы Дионисий (Валединский) и Александр (Иноземцев), против — пророссийские архиепископ Елевферий (Богоявленский) и епископ Владимир (Тихоницкий). 8 февраля 1923 года в жизни Польской православной церкви произошло чрезвычайное событие — архимандрит Смарагд (Латышенко), бывший ректор Волынской духовной семинарии, отстранённый от должности и запрещённый в священнослужении митрополитом Георгием (Ярошевский), выстрелом из револьвера убил митрополита. Через два дня после этого трагического события обязанности Митрополита и Председателя Священного Синода принял на себя архиепископ Волынский и Кременецкий Дионисий (Велединский), и 27 февраля того же года Собором православных епископов Польши он был избран Митрополитом Варшавским. Убийство усилило антироссийские и проавтокефальные настроения в Польской церкви, и иерархия начала полноценные переговоры с Константинопольским патриархатом. Предоставление автокефалии Православной церкви в Польше [ править править код ] Константинопольский патриарх Мелетий IV 13 марта 1923 года утвердил митрополита Дионисия (Валединского) в этом сане предстоятеля и признал за ним титул Митрополита Варшавского и Волынского и всей Православной Церкви в Польше и священноархимандрита Почаевской Успенской Лавры. Митрополит Дионисий обратился к Константинопольскому патриарху Григория VII с просьбой благословить и утвердить автокефалию Польской православной церкви, затем сообщить об этом и всем главам поместных православных церквей. 13 ноября 1924 за три дня до своей кончины патриарх Григорий VII подписал Патриарший и Синодальный Томос Константинопольской Патриархии о признании Православной Церкви в Польше автокефальной. Однако официальное провозглашение автокефалии задержалось почти на год в связи с возникновением проблем в Константинопольской патриархии после смерти Григория VII. Его преемник, Константин VI, в конце января 1925 году был выслан из Константинополя турецкими властями, и патриаршая кафедра до июля того же года оставалась свободной. Новоизбранный Патриарх Василий III сообщил в августе Митрополиту Дионисию, что в следующем месяце он пришлёт в Варшаву делегацию, и привезет Томос об автокефалии Православной церкви в Польше. В середине сентября в Варшаву прибыли представители Константинопольской и Румынской церквей и 17 сентября в их присутствии, а также при наличии всего епископата Польши, представителей епархий, варшавской паствы и членов правительства в митрополичьем храме святой Марии Магдалины состоялось торжественное объявление Патриаршего Томоса. Автокефалию Православной церкви в Польше признали в то время все поместные и автономные церкви, за исключением Русской православной церкви. Новая волна гонений [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Поль...

В 1925 году Лев Жилле приносит постоянные монашеские обеты. Митрополит Андрей рукополагает его в священники. Рукоположение, как он пишет матери, происходит «не по униатскому обряду, а по правилам великого схизматического монастыря Киево-Печерской Лавры». С Лаврой, которую он никогда не увидит, отец Лев считает себя связанным навеки. В этот период идея соединения Церквей на путях встречи восточного и западного (прежде всего бенедиктинского) монашества овладевает им окончательно. Мечта не просто о возвращении Восточных Церквей под эгиду Рима, но о восстановлении видимого общения между ними на равных требует активной проповеди, своего рода миссионерства примирения, на котором он настаивает «вовремя и не вовремя». Для Рима той поры – совсем «не вовремя». В январе 1928 года выходит энциклика папы Пия XI Mortalium Animos, в котором прямо, твердо и однозначно провозглашалась традиционная католическая доктрина относительно единства Церкви, папы, спасения и отколовшихся сообществ. «Экуменистов» того времени (термин еще не вполне устоялся), иронически называемых «панхристианами», энциклика безоговорочно осуждает. Движение «панхристиан», основанное на современном гуманизме и ложно понятом понятии любви, объявляется грехом против Духа Святого. Никаких иных путей к единству, кроме возвращения к единому стаду и единому пастырю, Небом и Римом тогда не было предусмотрено. (И сегодня вся аргументация против экуменизма в православном мире кажется иногда повторением в разбавленном виде той же стройно аргументрованной энциклики 1928 года. Разве лишь с заменой нескольких конфессиональных слов и латинской четкости на полемику «с пеной на губах»). Римская жесткость вызывает у отца Льва кризис веры. Мечта о единстве отныне попрана и раздавлена. Он подумывает отказаться от всего, чем жил до той поры – священства, монашества, рясы, и уйти в мир «вольным верующим». В Ницце, где он переживает кризис, поставивший его на грань разрыва с Католической Церковью, отец Лев встречает православного архиепископа Владимира Тихоницкого, близкого сотрудника митрополита Евлогия Георгиевского, в то время главы Западно-европейского Экзархата Московской Патриархии (вынужденный их отход от Москвы и присоединение к Константинополю произойдут двумя годами позднее). Наконец он видит настоящего, т.е. не книжного, подлинного русского монаха, живущего молитвой. Встречи с людьми часто определяют самый существенный наш выбор. Отец Лев находит наконец ту веру, ту духовность, тот тип людей, которые он всегда искал. Но что скажет его друг, наставник, сыгравший такую роль в его жизни, митрополит Андрей Шептицкий?

http://bogoslov.ru/article/2500350

В эмиграции поднялось сильнейшее возмущение. Положение сторонника митрополита Сергия владыки Евлогия стало тягостным. Опять зазвучали голоса, требующие немедленного разрыва с Москвой. Но и на этот раз митрополит Евлогий со смирением и пониманием отнесся к новому шагу Москвы и смог удержать от раскола свою паству. “Я старался защитить его (митрополита Сергия), — пишет митрополит Евлогий, — говорил, что его слова не ересь, не грех церковного порядка, не отпадение от веры, а поступок политический, и что нам все же лучше от Москвы не отрываться Поддерживать связь с Москвою стало трудно и успокоить негодующую паству, взывая к ее состраданию, невозможно” 11 . Русское духовенство за рубежом с начала 30-х годов стало активно участвовать в мероприятиях инославных экуменических организаций. Митрополит Евлогий с подведомственным ему духовенством видели в этих контактах прежде всего возможность свидетельствовать о Православии инославным, а также получить моральную и материальную помощь церковных и общественных деятелей международного масштаба для русских заграничных приходов. Но главной их целью было облегчение положения Церкви в СССР. Однако случилось так, что участие митрополита Евлогия в 1930 году в Англии в межконфессиональных молениях за гонимых верующих в СССР привело к полному разрыву с Москвой. Митрополит Сергий потребовал от митрополита Евлогия обещания не повторять подобные мероприятия, осудить поездку в Англию и впредь не вмешиваться в политику. На что Евлогий отвечал, что участвуя в молениях, он выполнял свой долг молиться за гонимых, “что моление в Англии имело не политический, а религиозный характер: это был протест религиозной и вообще человеческой совести против страшных гонений на Церковь в советской России…”. Вскоре митрополит Сергий своим Указом 1518 от 11 июля 1930 года уволил митрополита Евлогия от управления Русской Церковью в Западной Европе с предписанием передать все епархиальные дела архиепископу Владимиру (Тихоницкому). Но последний принять назначение отказался и послал в Москву соответствующее заявление 12 .

http://pravmir.ru/zapadno-evropeyskiy-ek...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010