Мирная ученая жизнь отца Киприана иногда прерывалась периодами внешней активности, от которых он уставал и которым предпочитал безмолвие в собственной келье или занятия в библиотеке. С большими волнениями была для него связана подготовка литургического съезда в 1953 году. Инициатива созыва съезда, на который должны были прибыть ведущие литургисты мира, принадлежала отцу Киприану; подготовку съезда поручили также ему. Научными результатами съезда отец Киприан был очень доволен, но с облегчением вздохнул, когда съезд закончился: Предприняли мы это дело широко, то есть не только пригласили к себе разных ученых мужей, но и надо было устраивать их в гостиницах, кормить их… В результате съезд сошел, могу сказать, блестяще. Съехались очень интересные люди, доклады были глубоко содержательны, устройство всего дела было на высоте… Я ни о чем другом не мог думать… только и делал, что писал во все концы Европы письма, печатал приглашения, бегал по гостиницам, волновался паче меры. Боялся я, конечно, главным образом, личных обид, разных амбиций, недовольств, неудовлетворенных честолюбий и пр. Все это, по милости Божией, позади Организованный отцом Киприаном литургический съезд был одним из первых в истории русского Зарубежья мероприятий подобного рода. Он позволил западным ученым монахам соприкоснуться с живой традицией русской православной духовности. Не только доклады, читавшиеся на съезде, но и сама обстановка Сергиевского подворья произвела глубокое впечатление на католиков и протестантов, принявших участие в съезде. Многие из них впервые в жизни лицом к лицу встретились с православными иноками и иерархами. Борис Зайцев, присутствовавший на открытии съезда, говорит о впечатлении, произведенном на одного католического аббата почетным председателем съезда митрополитом Владимиром (Тихоницким), возглавлявшим в то время русские православные приходы Константинопольской юрисдикции. Приведем выдержку из рассказа Зайцева (митрополит Владимир фигурирует в рассказе под именем Иоанникия, а архимандрит Киприан под именем Андроника):

http://pravmir.ru/arhimandrit-kiprian-ke...

Московская Патриархия отнеслась к экзархату как к обычным епархиям, в те годы присоединяемым к Русской Церкви. Поэтому было проигнорировано главное средостение к объединению, а именно юрисдикция Константинопольской Патриархии. Оставив без должного внимания этот факт, отложив его решение на потом, коммунистическое государство и Московская Патриархия в 1945 г. получили только видимость единства. Еще одной причиной неудачи в деле объединения стало игнорирование Москвой установившихся в экзархате принципов церковной свободы, основанных на наследии Собора 19171918 гг. Наконец, последней ошибкой Московской Патриархии стала глубокая убежденность, что разделение не имеет принципиального характера, что стоит вместо архиепископа Владимира (Тихоницкого) назначить «своего» архиерея, стоит силовым решением упразднить экзархат, как все проблемы исчезнут. Однако проблема разделения, основанная на продолжавшейся в послевоенные годы несвободе Русской Церкви, не могла быть решена таким путем. Объединение Московского Патриархата и Североамериканской митрополии также не состоялось. Причина была прежде всего в стремлении ее к автокефалии, которая к тому времени назрела. Но желание Советского государства использовать Московскую Патриархию в своих интересах воспрепятствовало ее примирению с митрополитом Феофилом (Пашковским). Стремление Североамериканской митрополии к полной независимости стало причиной разделения с Зарубежным Синодом. В то время как последний считал свою независимость временной, Североамериканская митрополия помышляла о постоянной автокефалии. Если РПЦЗ желала оставаться русской, то митрополия поспешно уходила от русского наследия. Не произошло объединения Зарубежной Церкви с Западноевропейским экзархатом. Получив каноническое прикрытие со стороны Вселенского Престола, экзархат в какой-то мере утратил понимание миссии, изначально принятой на себя русским изгнанием. Идеологические векторы Русской Зарубежной Церкви и экзархата не совпадали. И говорить об административном единстве двух структур было бесполезно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

8 26 марта/8 апреля 1949 г. 275 Его Преосвященству Высокопреосвященнейшему Нафанаилу, Епископу Брюссельскому и Западно-Европейскому Ваше Преосвященство, Милостивый Архипастырь, Я получил письмо от Высокопреосвященнейшего Митрополита Владимира, в котором он выражает сожаление по поводу неполучения от Вас свыше двух месяцев ответа на письменную просьбу о предоставлении канонического отпуска священнику Григорию Свечину. Не знаю, имеете ли Вы в нем нужду в настоящее время, но во всяком случае прошу Вас дать тот или иной ответ Владыке Владимиру. Если у Вас для о. Г. Свечина нет места, то Вы могли бы дать ему просимый отпуск, тем более что в некотором отношении это могло бы для Вас служить некоторым облегчением, ввиду его некоторых недостатков. 9 [копия] 26 марта/8 апреля 1949 г. 276 Его Высокопреосвященству Высокопреосвященнейшему Митрополиту Владимиру Ваше Высокопреосвященство, Милостивый Архипастырь, Я получил письмо Вашего Высокопреосвященства от 21 марта относительно священника Григория Свечина. Не имея сведений о том, как обстоит его дело, я одновременно с сим пишу Преосвященному Владыке Нафанаилу, прося его ускорить свое решение и незамедлительно сообщить о нем Вашему Высокопреосвященству. 10 Копия Мюнхен, 19 октября/2 ноября 1949 г. Председатель Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей 1029 Nucьмo.pdf Ваше Высокопреосвященство, Милостивый Архипастырь, Долгом считаю подтвердить получение вашего письма от 28 октября текущего года, в коем Вы приглашаете меня совместно с Вами обратиться к Святейшему Патриарху Вселенскому, дабы он своим высоким авторитетом водворил мир в Русской Зарубежной Церкви. Ваше Высокопреосвященство сообщает при этом что Ваше обращение ко мне с таким предложением вызвано теми «выражениями неутолимой сердечной скорби и душевного смятения» по поводу нашего церковного разделения, кои Вы наблюдали у участников очередного епархиального собрания духовенства и представителей от мирян окормляемого Вами Западно-Европейского Русского экзархата Вселенского патриарха. Эти чувства Ваше Высокопреосвященство разделяете и сами. Изъявления их, по вашим словам, доходят до Вас и от членов нашей паствы.

http://bogoslov.ru/article/6166725

Растущее недовольство Московской Патриархией подогревалось ужасом перед коммунистическим режимом. С согласия французского руководства по стране разъезжали офицеры НКВД, забиравшие в организованные на территории Франции концлагеря русских эмигрантов. Самым большим и зловещим стал лагерь Боригар, ворота которого были украшены огромным портретом Сталина. Хотя подразумевалось, что репатриировать будут лишь тех, кто сотрудничал с немцами, на деле это могло коснуться любого русского. Несчастных тысячами вывозили в Советский Союз навстречу печальной участи. Французские военные и полиция не могли проникнуть на территорию лагерей, а действия сотрудников НКВД, в том числе явные похищения, оставались безнаказанными. Попытка министра внутренних дел Франции объявить протест привела к его увольнению коалиционным правительством, в которое входили коммунисты. По словам Н.Д. Толстого, попытка коммунистического путча во Франции в тот момент казалась вполне реальной, тем более что сведения о финансировании французских коммунистов из Советского Союза также имели место 951 . В соседней Бельгии русские эмигранты на улицах вообще остерегались говорить по-русски, чтобы не быть схваченными агентами НКВД 952 . Ненависть эмигрантов к советскому режиму переносилась и на Московскую Патриархию, тем более что сторонники объединения с ней практически единодушно восторгались коммунистическим строем и прославляли его вождей. «Взвинченные ликования политического нецерковного меньшинства и столь же нецерковной партийной прессы вводили в заблуждение... – писал архиепископ Владимир (Тихоницкий) Патриарху Алексию I. – Весь деликатный опыт церковного сближения быстро смешался с начавшимся опытом советизации эмиграции» 953 . Эта восторженность выражалась в поддержке всех действий советской администрации. Например, митрополит Евлогий повелел служить благодарственные молебны по поводу указа Президиума Верховного Совета СССР от 14 июня 1946 г. «О восстановлении в гражданстве СССР подданных бывшей Российской империи, а также лиц, утративших советское гражданство, проживающих на территории Франции». Провидение распорядилось, что последней службой в жизни митрополита Евлогия, на которой он смог физически присутствовать, был как раз такой просоветский молебен, который был вынужден служить архиепископ Владимир.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Именно таким пониманием церковно-правовой ситуации западноевропейских приходов было обусловлено первое отклонение «Правил» от соборного определения об епархиальном управлении. Всероссийский собор в 1918 году установил подробную процедуру избрания епископа, предполагающую активное взаимодействие в этом процессе Высшей церковной власти, соседних вдовствующей кафедре епископов и епархиальной паствы. Согласно же «Правилам», «в случае кончины Митрополита во временное управление епархией вступает старший из Преосвященных Викариев впредь до воспоследования распоряжения Московского Патриаршего Престола о замещении должности и порядке управления Западно-Европейскими православными русскими церквами» . Епархиальное собрание 1927 года осознавало, что Патриаршее поручение митрополиту Евлогию было индивидуально и не было равнозначно учреждению кафедры в Западной Европе. В «Объяснительной записке» подчеркивалось: на замещение кафедры «в форме... избрания епархиального архиерея... мы здесь не имеем права » . Принцип, изложенный в «Правилах» так никогда и не был применен: после кончины митрополита Евлогия представители западноевропейских приходов обратятся с ходатайством к Константинопольскому престолу утвердить во главе Западноевропейского тогда уже экзархата архиепископа Владимира (Тихоницкого). Оставленная неопределенность открывала путь к самым широким трактовкам принципов избрания главы экзархата. В нынешнем уставе экзархата подавляющее значение имеет голос клирико-мирянского собрания экзархата, вопреки решениям Собора 1917-1918 гг., предусматривавшего уравновешенную систему замещения епископских кафедр, с решающим участием епископата . Вторым отклонением, или вернее новшеством, по отношению к определению Всероссийского Церковного Собора является учреждение «собрания епископов», состоявшего из управляющего западноевропейскими приходами и его викариев, и придание этому собранию особых прав и обязанностей, связанных с епархиальным управлением. Такой институт и вовсе не был предусмотрен Собором 1917-1918 гг., который стремился, скорее, если не к упразднению, то к большему сокращению численности викариев, насколько это возможно. Однако в условиях существования западноевропейских приходов собрание епископов было необходимо. Так как, будучи физически оторваны от российского епископата и разобщены с русским епископатом в Сремских Карловцах, западноевропейские приходы митрополита Евлогия лишались реально действующей высшей инстанции, в лице легко доступной Высшей церковной власти или архиереев митрополичьего округа (создание таких округов планировалось на Всероссийском Соборе). То есть Совещание епископов было призвано частично взять на себя функции Высшей церковной власти, как в области апелляционной, так и в области управления, например: Совещанию епископов предоставлялось право «рассмотрения уставов... духовно-учебных заведений, утверждение их программ» - по определениям Всероссийского Собора, такое право принадлежало Высшей церковной власти .

http://bogoslov.ru/article/288318

Только устранение этого незаконного явления может обновить святую любовь и единомыслие в сердцах наших, дабы мы от полноты сердца возносили Славу в Вышних Богу и проповедовали благоволение в человецех. [приписка от руки] С братской во Христе любовью Вашего Высокопреосвященства сомолитвенник и покорный слуга Митрополит Владимир. 6 [Оригинал на бланке ARCHEVÉQUE des Eglises Orthodoxes Russes en Europe Occidentale EXARQUE DU PATRIARCHE OECUMÉNIQUE. 12, Rue Daru- Paris 8.] 7 февраля 1949 г. Ваше Высокопреосвященство, достоуважаемый Владыка, Позвольте мне в ответ на ваше письмо от 25/12 января с. г. высказать Вам ряд мыслей, вызванных тем, что Вы пишете. Я очень ценю то миролюбие и подлинную церковную любовь, кото­рую Вы неизменно проявляете по отношению ко мне и которою я чувствую и в последнем вашем письме по поводу прискорбных событий в марсельском приходе. Со своей стороны прошу и Вас верить мо­ему чувству почитания, любви и искреннему желанию пребывать с Вами в мире и единомыслии, и поверьте, что не просто полемика руководит мной в трудном и больном вопросе взаимоотношений наших двух юрисдикций. Увы, совершенно верно, что, как Вы пишете, констатировать бо­лезнь легче, чем найти средства к ее уврачеванию. Только Вы, должно быть, согласитесь, что это не значит, что болезнь следует признать нормальным состоянием. А если так, то нельзя и не искать средств к ее врачеванию в твердой вере, что Господь Пастыреначальник поможет нам в этом святом деле, коль скоро мы искрен­но возжелаем исполнить всякую правду. Я твердо верю, что невозможное человекам возможно Богу и что по неложному обещанию Господа Дух Святый в Святой Церкви неизменно немощное врачует и оскудевающее восполняет. Эта вера и заставляет меня снова и снова искать путей к излечению болезни, вот уже мно­го лет терзающей церковное тело. Я чувствую, что на нас, иерархах, лежит долг приложить все усилия к возвращению мира и единства в церкви, без которых немыслима нормальная церковная жизнь и так страдает церковное дело.

http://bogoslov.ru/article/6166725

Подлинное подписал: Вашего Высокопреосвященства преданный во Христе собрат Митрополит Анастасий. 4 [Оригинал на бланке ARCHEVÉQUE des Eglises Orthodoxes Russes en Europe Occidentale EXARQUE DU PATRIARCHE OECUMÉNIQUE. 12, Rue Daru- Paris 8.] 9 августа 1948 г. Его Высокопреосвященству Высокопреосвященнейшему Митрополиту Анастасию Ваше Высокопреосвященство, Милостивый Архипастырь, Тот обмен письмами, который произошел в недавнее время между нами, и равно те письма, которыми Вы обменялись с моим викарием Епископом Кассианом [Безобразовым] , свидетельствуют о том, что объединение церковных сил для согласованных действий в пользу новых русских беженцев сознается как неотложная задача и с Вашей и с нашей стороны. Вам, может быть, известно, что сознание неотложности этой задачи возникло и в более широких общественных кругах, группирующихся вокруг издаваемой в Париже газеты национального направления «Русская Мысль». Весьма показательно, что и эти попытки объединения стре­мятся его осуществить под знаком Церкви. Но мне, и моим сотрудникам представляется несомненным, что единение, к ко­торому мы стремимся, может оказаться действительным не иначе, как при условии, что оно распространится на все пра­вославно и национально мыслящие русские группировки за ру­бежами России. Первым шагом к этому объединению было бы, по моей мы­сли, личное свидание возглавителей трех основных частей Русской Зарубежной Церкви: я разумею Ваше Высокопреосвященство, Митрополита Феофила [Пашковского, первоиерарха Северо-Американской митрополии] и себя. Доказывать целесообразность такой встречи мне представляется излишним. Вопрос о переселении «Ди-Пи» [от английского displaced persons – перемещенные лица] за океан делает необходимым деятельное участие в этом начинании и Русской Цер­кви в Америке. Зная болезненное состояние Митрополита Феофила, я был бы, со своей стороны, совершенно готов, чтобы намечаемое мной свидание состоялось бы Америке. По обсуждении этого вопроса с моими ближайшими сотрудни­ками я пришел к решению братски предложить Вашему Высоко­преосвященству нашу встречу втроем в Соединенных Штатах. Одновременно об этом пишу Высокопреосвященнейшему Феофилу.

http://bogoslov.ru/article/6166725

За что же Господь допустил такое страшное бедствие, разрушение всего того, что прежде было столь свято чтимо? За ослабление веры и благочестия, за упадок нравов, за забвение о Боге, за то, что не дорожили мы вверенным нам сокровищем св. Православия, пренебрегали им и жизнью своей опять приближались к языческим временам. Безбожная власть завладела нашей несчастной Родиной и силится окончательно уничтожить в ней все христианские и национальные начала. В своем яростном богоборчестве, комсомольцы дошли до настоящей одержимости. Недавно в печати появился рассказ одной верующей женщины, которая, благодаря личным связям, была освобождена из советской тюрьмы. Перед отъездом из России она посетила знакомого врача в Московской больнице. Во время разговора, неожиданно с шумом открылась дверь и в комнату вбежала женщина с распущенными волосами, с дикими глазами, которая громко кричала: «крест, крест! " и упала к ногам удивленной посетительницы. Тогда доктор подошел к ней и сказал: «вероятно, у вас есть нательный крест; тут креста носить не полагается. Позвольте мне унести его отсюда». Как только врач вышел с крестом из комнаты, больная успокоилась и встала на ноги. Что доказывает этот случай? Кто кричал голосом несчастной больной? Конечно бес, вселившийся в нее и не терпевший близости креста, которого почуял из другой комнаты. Так во времена Христа Спасителя, бесы громко исповедали Его Божество. Также много примеров из советской жизни, когда комсомольцы, возвращаясь с кощунственных процессий, налагали на себя руки в припадке внезапного умопомешательства или отчаяния, уподобляясь предателю Иуде, который не захотел покаяться и, не вынося тяжести совершенного им преступления, сам обрек себя на погибель. Вот до чего бесы доводят своих жертв, часто незаметно для них самих! Все бедствия, искушения и страсти попущены Богом с целью нашего исправления и спасения. Как в горниле очищается золото, так, среди страданий и скорбей, очищаются и грешные души наши. Да поможет нам Господь избавиться от наших идолов, да укрепит нас в вере, Родине нашей да подаст скорое избавление и душам нашим велию милость. (15/28.07. 1935).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/duhovn...

Все доброе, светлое, чистое, умное устрояет точию Господь, действуя и чрез Вашего отца духовного. А для восприятия сего света, любви Христовой и всякого добра, требуется чуткое, отзывчивое, чистое сердце. Ему – Создателю Всевышнему – и надлежит всюду и везде, ныне и присно воздавать хвалу, благодарение, величание и прославление. Для приготовления себя к новой жизни, для исправления, непременно надо приучиться к преодолению своего " я», поэтому полезно терпеть укоры, радоваться им, если не выдержишь, поклон за то положить. Если без уныния переносишь скорби, то это уже приближение к Богу. Радость в трудностях – это уже шаг вперед. С преславным Праздником Успения Пречистой приветствую вас, с праздником радостно-утешительным для всякой души христианской, ожидающей жизни вечной! И зверушки и цветочки, все ликует и наш взор ласкает. Учиться надо как все к солнышку стремится и тянется, а мы Господа Бога забываем! С терпением и смирением неси ниспосланный крест, взирая умом и сердцем на Божественного Крестоносца Христа Спаса и веруй твердо, что Он Сердцеведец на пользу твою душевную посылает тебе испытание. «Претерпевый до конца спасется». Мало пользы когда мы живем и делаем так, как нам хочется; другое дело – когда трудности за послушание. Корень горек, зато плоды сладки. О грозе: Какая величественная картина! как все премудро создал Творец наш, как красиво зажигается неведомо где огонек и все освещает как днем. Вот и надо благодарить Господа, прославлять Его всемогущество. Он нам посылает этим очищение воздуха, а мы вот малодушествуем, боимся. Он заботится о нас маленьких песчинках, пылинках, добро нам делает – вот нам трудно дышать, Господь и очищает воздух и этим дает облегчение, во всем добра желая. Вот и надо так себя настроить, мыслью благодарности и прославления к Создателю нашему, против своего маловерия, неверия. Неужели думаешь, что если Господь хочет тебя поразить, Он мгновенно не может лишить тебя жизни? О Кресте: В нашей жизни, полной скорби и страданий, Крест Господень помогает переносить их. Всякий христианин, любящий Господа, должен почитать и Крест Его, это орудие пытки ставшее теперь нашим духовным оружием, святыней, символом спасения, знамением победы. Как без знамени полк – не полк, так и мы без креста, нашего христианского знамени, не христиане. Звездная ночь:

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/duhovn...

Христос сказал: «покайтеся», а Предтеча: «сотворите и плоды достойны покаяния», т. е. против каждого греха старайтесь стяжать добродетель противоположную. Надо молиться о том, чтобы Господь Сам научил как лучше Ему служить, чтобы свою жизнь Ему отдать и свое сердце, и сподобиться вечной жизни, обещанных и уготованных Им благ в Царствии Небесном, для чего и пришел за нас пострадать Христос Спаситель. Особенно ценно пред Богом сохранить Ему верность и любовь именно в чуждой обстановке, доказать Ему свою любовь и преданность, служить Ему Первому, не кому?либо другому… Сам Христос сказал, что путь к Нему через Крест. Путь этот тернистый ведет к еще большему сближению со Христом, к со единению навсегда. Лот не был бы праведником, если бы не жил среди грешников. Всякую молитву, всякий вздох от сердца исходящий слышит Господь. Вспомни пример жены хананейской, вдовицы Евангельской и т. д. Смирение – истинное доказательство совершенствования. Кто?то пишет: «никак не могу приобрести смирения и поэтому хочу стать монахом, чтобы научиться смирению " … Да ты, брат, сперва научись смирению, а потом стань монахом. Да поможет и нам Светодавец Господь преобразиться духовно и просветленным светом веры и любви Христовой, да сподобит радости, счастья и сладости Фаворского света. Помни, что можно всегда быть с Богом, возноситься к Нему в молитве даже в самой суете. Совершение великой Безкровной Жертвы и присутствие при Ней окрыляет, поддерживает и укрепляет. Пришествием Своим на землю Христос принес на землю мир. Этот мир повсюду пребывает, разлит по всему миру как воздух, как свет. Это мир благодатный. Почему мы его не видим? От нас самих отчасти это зависит. Нужна вера и любовь к Богу, смирение и незлобие. Мешает гордость, самолюбие, зависть. Простые, но чистые сердцем пастухи первые удостоились поклониться Христу и принять благовестие о мире. А кто за свою веру, любовь и смирение воспринял благодатный мир Христов, тому никто и ничто уже его не отнимет. То что нам кажется случайностью, у Бога бывает с какой?то целью, с пользой промыслительной.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/duhovn...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010