Источники позволяют достаточно точно описать имения Луцкой и Острожской кафедры - одной из самых богатых в Западнорусской митрополии . При еп. Кирилле (Терлецком) кафедра владела ок. 50 селениями. Однако церквей в этих владениях было меньше. В кон. XVI - нач. XVII в. в Острожской вол., которая насчитывала ок. 100 населенных пунктов, действовали 33 церкви, из них 10 в Остроге и 2 в мон-рях. В среднем к одному приходу было приписано 3-5 сел, а иногда - значительно больше. В «увяжчих листах» и реестре 1596 г. перечислены все имения Л. е. в период ее наивысшего материального благосостояния: г. Рожище с двором в Жидичине и с приселками, городок Жабче с бывш. епископским замком, двором и селами, спорный с Марком Жаровницким, с. Губин (ныне Губин Первый Гороховского р-на), с. Колодче (ныне Колодеже Гороховского р-на) возле Жабче и Губина, имение Будораж (ныне с. Будераж; отсюда и далее перечисляются населенные пункты в совр. Ровненской обл.) с дворищами, Буща, Певче, боярское с. Точевики, Б. Мизоч, двор и с. Малый (Ст.) Мизоч, Борщовка, Глух (ныне Новомалин), Фалимичи (ныне с. Фалемичи; отсюда и далее перечисляются населенные пункты в совр. Волынской обл.) с приселками (фундуш князей Радзивиллов), спорные с Броневским и Петром Гижовским, острова и сенокосы на землях Хоболтовских и Форостовских, замок и городок Хорлуп (ныне с. Хорлупы) с деревнями (дар вел. кн. Свидригайло), Василивщина между с. Зимним и г. Владимиром, имение Хрилево под мест. Варковичами, спорное с луцким старостой, фольварк и с. Водирады, с. Терпки, с. Сядмарки (Сядмерти), Полонное с приселками, приселок Голешово, пос. Островок, половина с. Колчина в Жидичине, Липляны, имение и фольварк Теремное с угодьями, поместье Клюки, с. Пьяны, половина от сел Свищева и Ст. Дорогостай, с. Медков (Медково), спорное с Чарторыйскими, с. Воля, дер. Жолобово, села Подтопольное, Кобче, Дубище, Подберезье; села (не входят в совр. Волынскую обл.) Першки, Пруда, дворище Усовщина, Тернки, Шелепино, Кончин под Острогом, Покощево, Бакорин, Новоселки. В реестре 1607 г. упоминаются новые имения: Немецкий хутор напротив Жидичина, села Трепка, Пелька. По реестру 1607 г. число имений кафедры уменьшилось до 32 поселений. Отдельные группы имений образовывали целые волости, что облегчало управление ими. Так, в состав Рожищской вол. входили 6 поселений (Рожище, Жолобово, Подтопольное, Кобче, Воля (Пожарище) и Дубище).

http://pravenc.ru/text/2110930.html

Митр. Дионисий при поддержке «Русского народного объединения...» 15-17 июня 1927 г. провел в Почаевской лавре Волынское епархиальное собрание благочинных протоиереев и церковных старост, на к-ром духовенство Волыни подвергло критике резолюции Луцкого съезда, отвергло идеи украинизации и реформирования церковноприходского строя, заявило об угрозе церковного раскола и новой «липковщины» (ГА Тернопольской обл. Ф. 258. Оп. 3. Д. 479. Л. 7). При этом сам митр. Дионисий никаких заявлений не сделал. В результате попустительского отношения со стороны церковной власти украинизаторское движение на Волыни расширялось: 6 нояб. 1927 г. прошел Владимир-Волынский церковный съезд, 15 янв. 1928 г. в Бресте состоялся «украинский церковный съезд Полесья». В этот период в Варшаве по благословению митрополита вышли новые богослужебные переводы Огиенко: «Beлukoдhiй канон» (1927) и «Православний молитовник» (1928, дополненное издание). В 1927-1929 гг. активно действовал избранный на Луцком церковном съезде «Украинский церковный исполнительный комитет Волыни и Полесья» во главе с И. Власовским и его заместителями Речинским и П. Артемюком. Власовский в дек. 1927 г. и в янв. 1928 г. встречался с Дионисием, последний согласился на умеренную украинизацию богослужения на Волыни, но отказался от форсирования этого процесса. В нач. 1928 г. митрополита посетила делегация с Волыни под рук. еп. Симона (Ивановского), собравшая подписи под петицией против украинизации. Тогда же в Кременце и Почаеве побывали делегаты от Львовской «централи» «Русского народного объединения...» - К. Николаев, Коморович и др. Митр. Дионисий занял компромиссную позицию. При этом 1 июля 1928 г. он подписал соглашение о взаимопонимании с Украинским церковным исполкомом, включил в Варшавский митрополичий совет Власовского и Речинского, а 1 авг. 1928 г. издал «Архипастырское воззвание», в к-ром советовал священникам произносить проповеди по-украински, преподавать на укр. языке в школах, благословил перейти в богослужении на укр. язык в тех приходах, где за это выступает большинство. В 1929-1930 гг. в Кременецкой семинарии действовал многочисленный тайный кружок укр. националистов «Юнак», связанный с «Организацией украинских националистов» (ОУН), за что 30 апр. 1930 г. был уволен с должности ректор, способствовавший деятельности кружка, прот. Петр Табинский, были отчислены несколько семинаристов. Прот. Табинский в следующем году объявил о переходе в неоунию . В 1925-1930 гг. белорус. общественные орг-ции в Гродненско-Новогрудской и Виленско-Литовской епархиях выступали за белорусизацию богослужений.

http://pravenc.ru/text/2458999.html

Из церковнослужителей же, в которых также чрезвычайно нуждалась Полоцкая епархия, перемещались такие, «кои не разумели причетнических предметов или с разумением оных соединяли неблагонравие. И хотя они были отрекомендованы своим начальством не худо, но по перемещении оказались неодобрительными и могли быть оставлены только по неизбежной нужде». 12-го ноября 1834 г. в Св.Синоде состоялось такое постановление: 1) выслать из других епархий в Полоцкую для занятий священнических мест 20 человек, окончивших семинарский курс, обучавшихся на казенном содержании, и для занятия причетнических должностей – 30 из не окончивших курса; 2) командировать на один год 10 образованных священников, из Смоленской епархии трех, Псковской – трех и Волынской – четырех. Содержание командируемым было назначено такое: окончившим курс семинарии – 240 р., не окончившим, способным занять диаконские места, – 120 руб., причетнические – 60 р.асс. в год. Кроме жалованья полагалось единовременное пособие: первым по 400 р., вторым по 200 р., третьим по 100 р. Командированным на один год священникам положено было жалованье по 75 р. в месяц. Синод поручил Комиссии духовных училищ выслать указанное число кандидатов в течение двух лет. В 1835 г. начали прибывать кандидаты на священно-церковно-служительские должности из епархий: Калужской, Смоленской, Киевской, Орловской, Рязанской, Владимирской и Воронежской. Однако, быстро увеличивавшееся, вследствие частых воссоединений, число приходов Полоцкой епархии, а одновременно с этим и усилившаяся нужда в большем числе новых кандидатов побудили пр.Смарагда в марте 1836 г. снова просить Синод о высылке, кроме командированных уже, еще 20 человек для занятий священнических мест, пяти – для диаконских и 35 – для причетнических. Синод исполнил просьбу пр.Смарагда, поручив Комиссии духовных училищ командировать в Полоцкую епархию 60 кандидатов, предоставив им право через 4 года возвратиться в родные епархии. Независимо от этого, 10 священников, отслужившие один год и не пожелавшие остаться в Полоцкой епархии, были заменены новыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

В 1932 г. была организована межъепархиальная Дубенская Папская восточная семинария (Pontificium Seminarium Orientale), подчиненная римско-католич. примасу Польши. В 1934 г. в Дубенскую семинарию перешли 2 преподавателя и почти все учащиеся расформированного Люблинского ин-та восточных миссий. С 1935 г. данное заведение стало готовить кадры не только для приходов неоунии, но и для апостольской администрации Лемковщины (поскольку семинария имела не украинский, а «общеславянский» характер, это привлекало сюда русинов Лемковщины). В 1936 г. среди семинаристов насчитывалось 17 поляков (включая лемков), 17 украинцев и 4 белоруса. Из всех выпускников или слушателей семинарии 23 стали римско-католич. или униат. священниками. В 1934-1939 гг. семинария издавала на 3 языках (русском, польском, латинском) ж. «Drug-Druh-Amicus». Ректором семинарии в 1932 г. стал иезуит Антоний Домбровский. В 1934-1939 гг. действовало семинарское научное об-во св. Иосафата, к-рое возглавлял испан. иезуит Хакобо (Сантьяго) Морилло, он же в 1938-1939 гг. являлся последним ректором семинарии. В 1935-1936 гг. дубенские иезуиты и преподаватели Дубенской семинарии издавали на рус. и белорус. языках ж. «К соединению» («Да злучення»). В сер. 30-х гг. XX в. неоуния активно развивалась. В 1934 г. свящ. Василий Артемьев основал общину в Луцке, в 1935 г. по инициативе Чарнецкого открылся филиал Ковельского мон-ря редемптористов во Владимире-Волынском, в 1936 г. образован приход в Ровно. Т. о., крупнейшие города Волыни оказались охвачены неоуниат. пропагандой. В 1937 г. ректор иезуитского коллегиума вост. обряда в Альбертине игум. Станислав Лаский говорил, что неоунию с ее общеслав. характером можно эффективно использовать для обращения в католичество населения России в случае падения коммунистического режима. Замедление роста числа униат. общин наблюдалось в 1937-1939 гг., когда польск. чиновники проводили кампанию «ревиндикации душ», т. е. перевод православных непосредственно в лат. обряд. Общий упадок неоуниат.

http://pravenc.ru/text/2458999.html

Древнюю область Смоленскую составляла нынешняя губерния Смоленская, с присоединением к ней: от губернии Псковской уезда Торопецкого, от губернии Тверской уездов Осташковского и Ржевского и от губернии Московской уезда Можайского. 12. Епархия Галичская. Отделённая от епархии Владимиро-Волынской, некоторое время обнимала целую область Галицию, о которой мы поэтому и скажем. В настоящее время Галицией называется та пограничная с Россией часть владений Австрийской империи, которая досталась ей от бывшего королевства Польского при разделах этого последнего и которой нынешние границы определены на Венском конгрессе 1815г. Эта Австрийская Галиция не совсем совпадает своими пределами с древней Русской областью того же имени: С одной стороны она меньше её, потому что Австрия владеет не сполна всей древней Галицией, с другой стороны – больше её, потому что в состав нынешней Австрийской Галиций входит некоторая часть и собственной Польши (Малая Польша). Древняя собственно Русская Галиция обнимала – во-первых, около четырёх пятых нынешней Австрийской Галиции, имея на западе и северо-западе границей сначала от Карпат, реку Вислоку (но не Вислок) до половины течения, до г. Бржостека, а потом черту, проведённую с Вислоки на Сан в том пункте, где последний на некоторое время становится границей Австрии от России 1346 . Во-вторых, юго-восточный угол нашего царства Польского, именно восточную большую половину губернии Люблинской (по черте, проведённой с севера на юг почти мимо самого города Люблина, но не захватывая его). Галиция, самими Русскими жителями её называемая не Галицией, а Галичиной 1347 , по предположениям Шафарика первородина Славян в Европе, перед началом и в начале нашей истории была обитаема племенами: Тиверцами на Днестре 1348 , Бужанами на западном Буге 1349 , Дулебами на запад от Бужан 1350 и Хорватами и Сербами, – остатками от тех Хорватов и Сербов, которые переселились за Дунай в Иллирик, на запад и юго-запад от Тиверцов 1351 . Не знаем, представляла ли собой Галиция перед началом нашего государства объединённое целое. Вероятнее, что нет, но как бы, то ни было, будучи населена несколькими племенами, она не имела одного общего имени: Летописец, говоря о ней под правлением Владимира и Ярослава, употребляет название Червенские города, которое заимствует от одного из городов – Червена 1352 , в настоящее время не существующего и находившегося где-то на юге от Холма 1353 . Общее название Галиция получила много спустя времени после того, как составила собой одно удельное княжение, – именно с половины XII века от ставшего главным городом её Галича – земли Галичской.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Волынская епархия Дата создания: 1799 г. Описание: Епархия с названием «Волынская» была образована в пределах Волынской губернии в 1799 г. Несмотря на то, что в течение XIX-XX вв. ее административный центр находился в разных городах (Остроге, Житомире, Луцке), до 1996 г. она сохраняла название «Волынская». 3 мая 1996 г. Священный Синод УПЦ постановил разделить (журнал 16) Волынскую епархию на две самостоятельные: Луцкую и Владимир-Волынскую . 27 июля 1996 г. за епархиальным архиереем Луцкой епархии был закреплен титул «Луцкий и Волынский». 25 июня 2012 г. митрополит Луцкий и Волынский Нифонт обратился к Блаженнейшему митрополиту Киевскому и всея Украины Владимиру и Синоду УПЦ с рапортом о восстановлении исторического названия «Волынская епархия» вместо «Луцкая епархия». Решением Синода УПЦ от 20 июля 2012 г. ( журнал 57 ) епархии возвращено историческое название — Волынская епархия. Преосвященным Волынской епархии Синод постановил иметь титул «Волынский и Луцкий». Объединяет приходы и монастыри на территории Гороховского, Камень-Каширского, Киверцовского, Локачинского, Луцкого, Любешовского, Маневичского, Рожищенского р-нов Волынской обл. Кафедральный город — Луцк. Кафедральный собор — Покровский (Луцк). Благочиннические округа: Берестечковский, Гороховский, Камень-Каширский, Киверцовский, Колковский, Локачинский, Луцкий, Любешовский, Маневичский, Рожищенский. Статистика: 286 приходов; 264 священнослужителя. Действующие монастыри: Учебные заведения: Волынская духовная семинария, ректор — прот. Петр Влодек. Украина, 43025, Волынская обл., г. Луцк, ул. Драгоманова, 26. Тел.: (332) 72-48-81; курсы псаломщиков-регентов; более 100 воскресных школ. Церковные СМИ: газета «Дзвони Boлuhi». Страна: Украина Адрес: 43016, Украина, Волынская обл., г. Луцк, ул. Караимская, д. 11 Телефон: +380 (0332) 72 51 77 (канцелярия) Web-caйm: http://volyn.church.ua E-mail: orthodox.lutsk@gmail.com Викарный архиерей: Афанасий, епископ Камень-Каширский, викарий Волынской епархии (Герман Александр Александрович) Правящий архиерей: Нафанаил, митрополит Волынский и Луцкий (Крикота Петр Григорьевич) Календарь ← 9 апреля 2024 г. (27 марта ст.ст.) вторник 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1244312...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛУЦКАЯ (ВОЛЫНСКАЯ) ЕПАРХИЯ УПЦ, учреждена, по всей вероятности, в 30-х гг. XIII в., отделена от Владимиро-Волынской епархии , в XIV в. входила в состав Галицкой митрополии (см. Галицкая епархия ). В XVI - нач. XVII в. епархия имела название «Луцкая и Острожская», после 1625 г. объединена с Владимиро-Волынской кафедрой, в 1702 г. окончательно перешла в унию. В 1799 г. была восстановлена правосл. Волынская епархия для всей территории Волыни (центр находился в Остроге, Житомире, Луцке), в 1922-1940 гг. епархия была разделена на Волынско-Кременецкую (на территории Польши) и Волынско-Житомирскую (в Украинской ССР). В мае 1944 г. восстановлена Луцкая и Волынская епархия (для всей Волыни), с 1 июля 1944 г.- Волынско-Ровенская епархия. 10 апр. 1990 г. разделена на епархии Ровенскую и Острожскую (на территории Ровенской (ныне Ровненская) обл.) и Луцкую и Волынскую (на территории Волынской обл.). В 1996 г. Луцко-Волынская епархия была разделена на Владимир-Волынскую и Ковельскую епархию и Луцкую и Берестечковскую епархию, с 2012 г. епархия имеет название «Волынская и Луцкая». Территория Л. е. включает Гороховский, Камень-Каширский, Киверцовский, Локачинский, Луцкий, Любешовский, Маневичский, Рожищенский р-ны Волынской обл. Украины. Епархия разделена на благочиннические округа: Берестечковский, Гороховский, Камень-Каширский, Киверцовский, Колковский, Локачинский, Луцкий, Любешовский, Маневичский, Рожищенский. Кафедральный город - Луцк. Кафедральный собор - в честь Покрова Пресв. Богородицы в Луцке. Правящий архиерей - митр. Нифонт (Солодуха ; с 25 авг. 1992 епископ Волынский, с 28 июля 1993 архиепископ Волынский, с 11 апр. 2001 митрополит Луцкий и Волынский, с 20 июля 2012 митрополит Волынский и Луцкий). В епархии насчитывается 410 приходов, 3 мон-ря (мужской и 2 женских), в клире состоят 329 священнослужителей (315 священников, 14 диаконов) При епархиальном управлении работают отделы: социальной помощи детям, издательский, миссионерский, по благотворительности и социальному служению, по взаимодействию с Вооруженными силами и др. военными формированиями Украины, религ. образования и катехизации, по делам молодежи, по делам пастырской опеки пенитенциарной системы, информационно-просветительский, паломнический, миссия «Церковь и культура», по делам семьи, юридический, по вопросам здравоохранения и пастырской опеки медицинских учреждений. История

http://pravenc.ru/text/2110930.html

Волынская епархия (с резиденцией во Владимире Волынском). Смоленская епархия (выделена из Переяславской). До 1156 г., вероятно, в 1140-е гг. Галицкая епархия (выделена из Волынской). В течение XIV в. неоднократно выделялась в самостоятельную митрополию: в 1302–1303–1305 гг. с подчинением ей Туровской, Перемышльской, Владимиро-Волынской, Холмской, Луцкой епархий; ок. 1331–1347 гг.; в 1371–1391–1392 гг. с подчинением Перемышльской, Владимиро-Волынской, Холмской епархий. После 1187 г., возможно, в 1198 г. Рязанская епархия (выделена из Черниговской). Владимиро-Суздальская епархия (выделена из Ростовской). С 1381 г. архиепископия. 1219–1220 г. или, возможно, ранее – в 1117–1127 гг. Перемышльская епархия (выделена из Галицкой или Волынской). До 1238 г., возможно, в 1219–1220 г. Угровская епархия (выделена из Волынской); ок. 1240 г. перенесена в Холм, с этого времени называется Холмской. До 1288 г., вероятно, в 1220–1230-х гг. Луцкая епархия (выделена из Волынской). Сарская (Сарайская), с нач. XV в. – Крутицкая епархия. С 1269 г. включила в себя Переяславскую епархию. После 1250 г., ок. 1271 г. Тверская епархия (отделена от Владимиро-Суздальской). Ок. 1317 г. Литовская митрополия (выделена из Киевской митрополии), кафедра в Новогрудке; в период ок. 1317 – ок. 1328 г. в состав митрополии входили Туровская и Полоцкая епархии. В 1354– 1361 гг.– Волыно-Литовская митрополия, в состав которой входили Полоцкая, Туровская, Луцкая, Владимиро-Волынская, Холмская, Перемышльская, Галицкая епархии, а в 1415– 1419 гг.– Полоцкая, Черниговская, Луцкая, Владимиро-Волынская, Холмская, Смоленская, Туровская епархии. Суздальская епархия (выделена из Владимирской – митрополичьего диоцеза). В 1374–1407 гг. архиепископия. До 1365 г. и в 1374–1394 гг. (фактически до 1385 г.) в епархию входили также Нижний Новгород и Городец с их владениями. Ок. 1350 г. Коломенская епархия (выделена из Рязанской). Приложение 3 Архиереи Русской Православной Церкви (1240–1448) 2994 Киевские и всея Руси митрополиты Свт. Кирилл II (III)

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВЛАДИМИР-ВОЛЫНСКАЯ И КОВЕЛЬСКАЯ ЕПАРХИЯ УПЦ, создана в 1996 г. преобразованием Ковельского викариатства Луцкой епархии (об истории правосл. епархий на Волыни в X - кон. XX в. см. статьи: Владимиро-Волынская епархия , Луцкая и Волынская епархия ). В.-В. е. объединяет приходы и мон-ри на территории зап. районов Волынской обл.- Владимир-Волынского, Иваничевского, Ковельского, Любомльского, Ратновского, Старовыжевского и Турийского. Епархия разделена на 12 благочиннических округов. Кафедральный город - Владимир-Волынский. Кафедральный собор - в честь Успения Пресв. Богородицы во Владимире-Волынском. Правящий архиерей - Симеон (Шостацкий , на кафедре с 4 мая 1996, с 10 мая 2002 архиепископ). 18. 06. 2007 г. решением Синода УПЦ освобожден от управления В.-В. е. и назначен управляющим Винницкой и Могилев-Подольской епархией. Управляющим В.-В. е. назначен еп. Николай (Горенко). К 1 янв. 2004 г. в епархии действовали 213 приходов, служили 223 священнослужителя (208 священников, 15 диаконов). Кафедральный Успенский собор (1160 г., восстновлен в 1900 г.) и замок (XV - XVI вв.) во Владимире-Волынском. Фотография. 80-е гг. XX в. Кафедральный Успенский собор (1160 г., восстновлен в 1900 г.) и замок (XV - XVI вв.) во Владимире-Волынском. Фотография. 80-е гг. XX в. 3 мая 1996 г. решением Свящ. Синода УПЦ Луцко-Волынская епархия, к-рая к 1 янв. этого года насчитывала 431 приход, была разделена на Луцко-Берестечковскую (с 27 июля 1996 Луцкая и Волынская) и В.-В. е.; архим. Симеону (Шостацкому) определено быть епископом Владимир-Волынским и Ковельским. В 1997 г. во Владимире-Волынском была основана школа регентов и псаломщиков. В наст. время в епархии открыты 150 воскресных школ, священнослужители преподают основы христ. этики в общеобразовательных школах. С 1997 г. издается епархиальная газ. «Волынь православная». Действуют 2 правосл. молодежных братства (свт. Николая в Ковеле и братство в Нововолынске), сестричество в Ковеле, «Православный центр» в Нововолынске. Ежегодно проходит молодежный правосл. фестиваль духовной и патриотической песни, летом действует лагерь для детей-сирот на оз. Свитязь. В мае 2002 г. в В.-В. е. отмечалось 1010-летие Волынской епархии, торжества возглавил Блаженнейший митр. Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан) . С особой торжественностью в епархии празднуется день памяти Владимиро-Волынского еп. св. Стефана и Собора всех святых, в земле Волынской просиявших (10 мая), когда во Владимир-Волынский съезжается большое число паломников с Украины, России, Белоруссии, Молдавии и Польши. Святыни

http://pravenc.ru/text/159114.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КРЕМЕНЕЦКАЯ ЕПАРХИЯ на Зап. Волыни, существовала в 1922-1944 гг.: в 1922-1940 гг. Волынская и Кременецкая епархия (в 1924-1939 в Польской автокефальной Православной Церкви (ПАПЦ), в 1939-1940 в экзархате зап. областей Украины и Белоруссии РПЦ), в 1940-1941 гг. упразднена, в 1941-1943 гг. Волынская, Житомирская и Кременецкая митрополия Автономной УПЦ, в апр. 1943 - февр. 1944 г. Кременецкая и Дубенская епархия Автономной УПЦ, в февр.-мае 1944 г. в Украинском экзархате РПЦ. Епархия возникла на зап. территориях бывш. Волынской губ., вошедших во 2-й пол. 1919 г. в состав Польши (закреплены Рижским мирным договором 18 марта 1921), на основе полусамостоятельного Кременецкого викариатства Волынско-Житомирской епархии. К. е. располагалась в границах Волынского воеводства Польши (современные Волынская, Ровненская области, сев. часть Тернопольской обл. Украины). Епархия существовала до 23 мая 1944 г., когда была восстановлена самостоятельная Волынская и Луцкая кафедра. С 23 мая 1944 по 14 февр. 1945 г. Кременецкая кафедра функционировала как Кременецкое викариатство Волынской епархии. 1918-1934 гг. С нояб. 1918 г., после капитуляции Германии в первой мировой войне, на Зап. Волынь начало возвращаться местное население, эвакуированное в 1914-1915 гг. на восток Волыни, в Подолье и на Киевщину. В 1920 г. на Волыни в пределах Польского гос-ва оказались 1 061 842, т. е. 2/3 проживавших в Польше, православных. Не позднее весны 1919 г. в Кременец вернулся из занятого большевиками Киева викарий Волынско-Житомирской епархии Кременецкий еп. Дионисий (Валединский) , ставший единственным действующим епископом на Зап. Волыни. На базе Кременецкого вик-ства, имевшего в 1919-1920 гг. полусамостоятельный статус, сформировалась К. е. Решение о создании Волынско-Кременецкой епархии в границах Волынского воеводства Польши принял Собор епископов Польской Церкви, прошедший в Варшаве 24-30 янв. 1922 г. По решению Собора действовавший при еп. Дионисии в 1919-1922 гг. Волынский епархиальный совет был преобразован в Волынскую консисторию. Т. о., к 1922 г. Волынская и Житомирская епархия, существовавшая в Российской империи (см. в ст. Житомирская и Новоград-Волынская епархия ) и к 1914 г. насчитывавшая 1200 приходов, оказалась разделена на 2 епархии - на территории Польши (К. е.) и в Украинской ССР (Волынско-Житомирская). К. е. включала 665 приходов, ее территория состояла из бывших Кременецкого, Дубенского, Ровенского, Луцкого, Владимир-Волынского, Ковельского уездов, большей части Острожского у. (с 1925 Здолбуновский повят). Территория Волынско-Житомирской епархии включала Житомирский, Новоград-Волынский, Овручский, Изяславский и Староконстантиновский уезды, часть Острожского у.

http://pravenc.ru/text/2458999.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010