Даже в конце 1930-х гг., после года великого террора репрессии против священнослужителей не прекращались. 17 июля 1938 г. были арестованы владимирский благочинный С.А. Гусев, проживавший в Вязниках, и В.А. Цветков, священник Успенского погоста Вязниковского района (по другим данным, Покровской церкви в Вязниках), 16 июня в п. Мстере того же района - архимандрит Д.Н. Бекетов, 30 апреля - С.Ф. Крылов, священник с. Николополье Владимирского (ныне Гусь-Хрустального) района (последние три находились в подчинении у Гусева). От Николополья до 3 вышеуказанных населенных пунктов около 110 км по прямой; и тот факт, что священник из этого села проходит по одному делу с вязниковским духовенством, ярко показывает, что священников оставалось крайне мало. Их обвинили в том, что они являлись участниками контрреволюционной организации церковников, ставившей перед собой задачу реставрации монархического строя, систематически среди населения вели антисоветскую агитацию и распространяли провокационные слухи. Гусева, кроме всего этого, еще обвинили в сборе и передаче сведений шпионского характера в пользу Польши. С.Ф. Крылов, согласно показаниям Гусева, в марте 1937 г. на квартире у последнего подвергал резкой критике политику ВКП(б) и Советской власти по отношению к религии, говорил, что Советская власть притесняет духовенство непосильными налогами, а необоснованными арестами духовенства ведет политику насильственного искоренения религии. В той же беседе высказывал недовольство своим материальным положением, восхваляя жизнь в дореволюционные времена. Касаясь вопроса предстоящих выборов в Верховный Совет РСФСР, Крылов заявил, что выборы пройдут лишь формально, никакой свободы при голосовании не будет: «нам, видимо, придется покориться Советской власти и выйти голосовать за их представителей, в противном случае нас могут арестовать». Говорил, что до коллективизации крестьяне жили свободней и лучше; а теперь, когда их всех насильно загнали в колхозы, жизнь в корне изменилась: крестьяне лишились самого главного - частной собственности, перестали быть хозяевами  своего хозяйства, работают в колхозах день и ночь, а влачат полуголодное существование; это все результат неправильной политики партии большевиков. Недовольство Советской властью он выражал систематически. Бекетов также вел антиколхозную агитацию.

http://sobory.ru/article/?object=04009

Как отмечали участники встречи, миссионерская деятельность, осуществляемая вне рамок этических норм, без учета национальных традиций, осложняет межконфессиональные отношения, используется противниками свободы религии и демократии. Участники «круглого стола» призвали миссионеров и священнослужителей религий, не имеющих исторических корней в России, к признанию и уважению исторического первенства Российской Православной Церкви, а также ислама и буддизма для определенных регионов страны. 696 У членов традиционных христианских Церквей не должно быть иллюзий по поводу какого-либо «богословского диалога» с сайентологами; по словам Томаса Гандоу, «необходимо принимать во внимание тот факт, что эта система не рассчитана на подлинный диалог, поскольку, согласно ее идеологии, все «внешние» – это в лучшем случае «предочищенные», которые неспособны постичь истинное положение вещей и действовать адекватно, или даже просто гуманоиды, то есть всего лишь человекообразные существа» 697 . Протоиерей Владимир Федоров, клирик Князь-Владимирского co6opa (C. Петербург): – Сайентология и христианство несовместимы. Это мнение не только Православия, но и всех тех исповеданий, которые признают друг друга христианскими. Это не означает, что в сайентологии не используются какие-то вполне приемлемые психологические методики, но за методиками, направленными на исправление тех или иных недостатков, стоит некое учение, никак не укладывающееся в христианское мировоззрение. 698 Одна из задач представителей новых религиозных движений заключалась в том, чтобы не допустить пересмотра Закона 1990 года «О свободе вероисповедания». Сайентологи, муниты и представители других «религиозных меньшинств» были едины в том, что государственные органы должны проконсультироваться с представителями юридически признанных в России религиозных организаций, прежде чем вносить в законодательство «О свободе совести и вероисповедания» те или иные изменения. 699 Сайентологи понимали, что новый закон внесет определенные ограничения в их миссионерскую деятельность. Однако и после принятия нового закона (1996 г.) сайентологические центры по-прежнему ведут свою работу, привлекая новых последователей . Хаббардисты даже объявили о создании своей собственной частной средней школы для детей. 700

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

1067 РГИА, ф. 804, оп. 1, р. III, д. 472. Журнал от 27 октября 1870 г., л. 220–223; ф. 804, on. 1, р. I, д. 92, л. 20–38. 1069 РГИА, ф.804, оп. 19, д.55, л. 329об. О порядке обложения земскими сборами земель, принадлежащих церквам и церковным причтам. Указ от 15 октября 1869 г. 1073 Всеподданейший доклад министра народного просвещения. 7 сентября 1865 г. Отд. оттиск. Б/м., б/г 1075 РГИА, ф. 804, оп. 1, р. 1, 1863 г., д. 21-а, л. 30, 36об. Киевские епарх. ведом. 1863. 8. С. 231; 10. С. 285. 1077 Воскресенский А., свящ. Слобода Новотроицкая Криуша (Богучарского уезда)//Воронеж, епарх. ведом. 1867. 11. С. 368–376. Иващенко В. Из пастырского быта сельского священника. (Ad futuram memoriam)//Русская старина. 1909. Январь. С. 220. 1078 Начальные народные училища и участие в них православного русского духовенства. Извлечение из сведений, доставленных в Высочайше учрежденное Присутствие по делам православного духовенства. СПб., 1865. С. 1–5, 155–172 и др. 1079 Начальные народные училища и участие в них православного русского духовенства. Извлечение из сведений, доставленных в Высочайше учрежденное Присутствие по делам православного духовенства. СПб., 1865. С. 158: «В большинстве местностей они... смотрят на грамотность, как на нечто совершенно излишнее, отвлекающее лишь учащихся от сельских занятий, и стараются уклониться от отправления детей в школы», даже если те – бесплатные. 1083 Татищев С. С. Император Александр II. Его жизнь и царствование. Т. 1. СПб., 1903. С. 257–258. 1097 См. его «Особое мнение» на известном заседании Комитета Министров 5 апреля 1866 г.//Татищев С. С. Указ. соч. С. 259–262. 1098 Утверждена Александром II 17 янв. 1863 г.//РГИА, ф. 804, оп. 1, р. III, д. 470, л. 11–16; РГИА, ф. 804, оп. I, р. I, 1863 г., д. 33, л. 80–80об. 1102 РГИА, ф. 804, оп. 1, р. 1, д. 33, 1863 г., л. 11–15. РГИА, ф. 804, оп. 1, р. I, д. 150, л. 13об.–14: о предоставлении священникам и диаконам прав потомственного дворянства, а церковнослужителям прав личного дворянства ходатайствовали духовенство и епископат Екатерино-славской, Владимирской, Вятской, Киевской, Полоцкой, Минской и Литовской епархий.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Первое штатное расписание в Петербурге утвердили 1 марта 1871 г. для Олонецкой епархии. 1287 А немного спустя, 28 апреля, тамошнему епископу разрешили денежные оклады, высвобождающиеся при сокращении штатов, направлять на усиление жалованья 1288 . Впоследствии данный принцип распространили на все епархии 1289 . Принятие решений по большинству епархий пришлось на пятилетний срок: с февраля 1873 г. по февраль 1878 г. Так, 9 февраля 1873 г. по представлению комиссии, специально созданной 10 июня 1872 г. для рассмотрения проектов, Главное Присутствие утвердило сразу расписания по 18 епархиям: Архангельской, Астраханской, Владимирской, Вологодской, Воронежской, Екатеринославской, Калужской, Кишиневской, Курской, Могилевской, Оренбургской, Пермской, Рязанской, Саратовской, Таврической, Тамбовской, Уфимской и Харьковской. В них оставили 7818 самостоятельных приходов вместо бывших 9810 со штатным духовенством в 24121 человек: священников – 11431, соборных дьяконов – 179, псаломщиков – 12511. В целом бывший состав причтов подлежал сокращению на 14701 человек, причем главным образом за счет причетников. Из священников за штатом оставалось 1263 1290 . В конце 1875 г. приняли расписания для Литовской, Минской, Полоцкой, Кавказской, Казанской, Орловской, Псковской, Самарской, Черниговской епархий. К 1878 г. 42 епархии имели утвержденные расписания. 16 февраля 1878 г. состав комиссии по рассмотрению проектов новых расписаний существенно изменился. Вместо архиепископа Воронежского Серафима в нее ввели преосв. Феогноста Подольского. Сменился и председатель. Сначала Главное Присутствие предложило эту должность митрополиту Киевскому Филофею, тем более, что рассмотрению подлежали расписания юго-западных епархий, а когда тот отказался, сославшись на множество дел, возглавил комиссию архиеп. Макарий Литовский 1291 . Но уже в феврале 1880 г. ее состав снова переменился, поскольку архиеп. Макарий получил в управление московскую кафедру. Состоящая из архиеп. Аполлоса Вятского, преосвященного Палладия Рязанского и члена Синода протоиерея И. В. Рождественского , она канула в Лету, так и не приступив к работе 1292 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Одним из приоритетов реформы, как известно, стала педагогическая подготовка будущего духовенства в расчете на его грамотное участие в начальном народном образовании во время служения в приходе, а также бесперебойное замещение преподавательских должностей в духовных училищах и семинариях. В связи с этим, еще до начала реформы, с 1866 г. при семинариях стали повсеместно открывать воскресные школы. В определении Синода, которое поставило задачу организации воскресных школ перед епархиальным и семинарским начальствами, их основная цель обозначена как практическое ознакомление воспитанников с педагогическими приемами. В результате в 1867 г., перед реформой, их насчитывалось уже 37. Некоторые достигли внушительных размеров. В Самарской, Полтавской, Кишиневской и Владимирской епархиях число учащихся в каждой превысило 100 человек, причем в учениках состояли не только дети разных возрастов, но и взрослые, от 18 до 40 лет. В основном они происходили из бедняков, но в некоторых школах учились дети купцов, духовенства и чиновников. Предметами изучения были: Закон Божий, письмо, чтение, первые действия арифметики, а кое-где сообщались и сведения из священной и отечественной истории, географии; обучали также церковному пению 1205 . Таким образом, воскресные школы можно сравнить со школами грамоты. Преподавание вели под руководством наставников воспитанники старших классов семинарий. Надзор находился в руках ректора. Для учащихся школы были бесплатными. Более того, на каждую из них Д. А. Толстой как министр распорядился ежегодно отпускать из специального фонда Министерства народного просвещения 160 руб. На них покупали учебники, письменные принадлежности, премировали практикантов. Впоследствии пособие увеличилось до 300 руб. 1206 Желая активизировать процесс создания воскресных школ, 23 ноября 1867 г. обер-прокурор просил Синод узнать у архиереев, нет ли возможности проводить занятия не только по воскресеньям, но и по праздничным дням, а также поощрить учеников семинарий, бесплатно практикующих в них 1207 . Присланные с мест сведения весьма любопытны. Оказалось, что практика работы многих воскресных школ опровергала их наименование. Некоторые из них работали ежедневно, в самые разные дни недели. Так, при Черниговской семинарии с 12 марта 1867 г. открыли две школы: праздничную и ежедневную, и в них учат и сами преподаватели семинарий. При Харьковской семинарии – тоже ежедневная, в которую приводят детей даже крестьяне, помещая их на квартирах 1208 . При Петербургской занятия вели и по субботам, в Смоленской – и по праздничным дням, в Волынской – по вторникам и четвергам 1209 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Добавим, что неудовольствие прихожан выражалось и в том, что из года в год в ряде епархий (числом до 10–15) на содержание причтов либо не жертвовали вообще, либо жертвовали совершенно ничтожные суммы. Например, в 1879 г. не пожертвовали на духовенство ни копейки в попечительствах епархий Томской, Грузинского экзархата, Якутской, Холмско-Варшавской, Владимирской, Воронежской, Калужской, Кишиневской, Костромской, Курской, Псковской, Пермской, Полоцкой, Орловской, Оренбургской, Олонецкой, Рижской 804 . Следует заметить еще об одной особенности. Хотя, как видно из той же таблицы, в абсолютных цифрах число попечительств из года в год постепенно увеличивалось, ежегодно часть ранее созданных прекращала существование. В целом за годы реформы количество попечительств так и не достигло даже трети от общего числа приходских храмов. Остается добавить, что общие замечания распространяются на любую из выделенных нами зон. Весьма скромными можно назвать результаты усилий по созданию приходских попечительств на территориях казачьих войск. По существу, возможность учреждения попечительств здесь резко сужалась, так как некоторые из войск почти сплошь состояли из старообрядцев (Уральское, Оренбургское, Астраханское). В других процент староверов, проживавших, как правило, компактно, оставался высоким (Кубанское и Терское). В связи с этим целесообразнее говорить о ходе создания попечительств и их деятельности в крупнейшем из них Донском войске, где православное население абсолютно преобладало. В нем рассылка текста закона 2 августа 1864 г. началась только 31 декабря 805 . Но по прошествии нескольких месяцев никаких изменений заметно не было. В связи с этим 25 июня 1865 г. местное Присутствие по обеспечению православного белого духовенства обратилось к архиепископу Донскому Иоанну с изложением своего подхода к проблеме, полагая, что приходские попечительства в первую очередь нужны в крестьянских селах, поскольку «крестьяне, вышедшие из крепостной зависимости, еще весьма сбивчиво понимают вопросы, клонящиеся к общественному благоустройству», а попечительства смогли бы стать авторитетами в посредничестве между паствой и клиром» 806

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вход на первый этаж расположен в южном скруглении притвора, а на второй – в западном торцовом ризалите. Притвор на первом этаже разделен на несколько помещений: в его средней части размещена каменная парадная лестница, по дуге поднимающаяся на второй этаж, а южнее нее – винтовая лестница к звону колокольни. Ризница, расположенная севернее парадной лестницы, перекрыта полулотковым сводом, а южное помещение перед входом в трапезную – сомкнутым. Невысокие, поперечно ориентированные и равные по площади помещения храма и трапезной разделены подпружными арками, переброшенными к боковым стенам от столба, чуть сдвинутого от центра к северу. И храм, и трапезная перекрыты поперечными лотковыми сводами, усложненными распалубками, идущими от подпружных арок и от восточной стены. В единое пространство алтаря, объединяющего два престола (он перекрыт коробовым сводом с переломами в торцах), ведут арочные проемы: один широкий связывает храм с северным Ильинским приделом и три узких – с южным Успенским. На втором этаже площадка парадной лестницы имеет крестовый свод, а ячейки по ее сторонам – крестовый (северная) и коробовый с переломом (южная). Трапезная, как и в первом этаже перекрытая перечным лотковым сводом, связана с храмом широкой аркой. В лотковый свод храма врезан восьмерик на плоских тромпах, завершенный восьмилотковым сводом. Три арки (средняя более широкая) связывают храм с алтарем, завершенным конхой. В верхнем (Преображенском) храме стены и свод окрашены в голубой цвет. Здесь сохранилась настенная живопись маслом в стиле позднего классицизма, характерная для 1840-х гг. Сюжетные росписи исполнены в академической манере. Свод алтаря расписан кессонами, а на стенах помещены две композиции – «Жертвоприношение Иакова» и «Моление о чаше». В основном помещении храма на тромпах в основании восьмерика находятся изображения евангелистов, на северном лотке свода – скорбящие апостолы и Богоматерь после Вознесения, на южном – «Прозрение Савла». На боковых лотках свода трапезной, в средней части расписанного розетками в кессонах, помещены многофигурные клейма: «Привезение образа Богоматери Владимирской из Ярославля в Нерехту по реке» (на северном) и композиция, иллюстрирующая текст «Покайтеся, ибо приблизилось царствие небесное» (на южном). Цветовая гамма приглушенная, серовато-коричневатая, с включениями красных, синих и зеленых цветов. Обрамления сюжетных композиций имитируют багетные рамы. В простенках окон изображены колонны коринфского ордера, а выше них – фигурные консоли. Основания сводов и восьмерика отмечены перспективными карнизами. Над аркой между храмом и трапезной написан Деисус в пяти круглых клеймах (в этой части роспись поновлялась в нач. 20 в.).

http://sobory.ru/article/?object=03118

Сказать, что наши люди были такие дикие, я бы оспорил это, потому что наши дикие, в кавычках, предки не сделали никакого зла апостолу Андрею. Он проповедовал, он говорил о Христе и его отпустили с миром. Он пошел дальше. Вернулся. Пришел к цивилизованному миру языческому, к грекам, они там его убили. Распяли. По дикости они были свирепее нас. Ну, а так случилось, что в силу каких-то политических, географических обстоятельств, та земля быстрее дала ростки христианства. У нас медленнее. Они как-то росли, но не так активно, не так обильно. А святой князь Владимир, он сделал всплеск, огромный всплеск рассвета христианства. Вот весной, я просто сам наблюдал, что ложишься спать, — деревья в одном состоянии. Утром встал, они уже все покрыты листьями или цветами. Расцвели за одну ночь. Вот это такой был всплеск. Духовный всплеск был при святом князе Владимире. Его бабка Ольга была христианка. Но и до Ольги на нашей земле были христиане. И к ним относились хорошо у нас, не мучили, не преследовали. Но не было такого всплеска. А при нем получился всплеск. И поскольку он был правителем, был руководителем огромного, сильного государства, то, приняв православную веру, и весь народ вслед за ним принял православную веру. Князь Владимир и сам крестился, и весь народ привел к этому крещению. Вот этот всплеск, который был при князе Владимире. Он обусловлен, во-первых, его внутренним желанием стать христианином. Ну и конечно, я думаю, что это не было чуждо для него, что он хотел также выстроить свое государство по образцу Византии. Потому что народ был сильный, государство было большое. Но, возможно, порядков таких вот, уже отшлифованности такой, которая была в Византии в то время, у нас не было. И он взял и то и другое. — Сейчас уже традиционным стало такое по-настоящему народное празднование Дня Крещения Руси, ежегодно и в молебне на Владимирской горке, и в крестном ходе в Киево-Печерскую лавру принимает участие все большее количество людей. Вот в прошлом году по подсчетам организаторов крестного хода в нем приняли участие 250 000 человек. То есть из года в год количество верующих увеличивается. Почему так происходит?

http://patriarchia.ru/db/text/5478554.ht...

2. Дьякон-псаломщик Никандр Александров Виноградов, родился в 1858-м году Октября 23-го дня. Сын дьякона. От казны жалования получает 100 рублей, и за вычетом узаконенных 2% - 98 руб. в год. За 1911-й год получил: казенного жалования – 98 руб. Кружечных 105 руб. 4 коп. %% с капиталов на вечный помин 2 руб. 3 коп. От земельных угодий – 15 рублей. Всего: 220 руб. 7 коп. Обучался в сельском училище. Был в военной службе писарем и документы об этом переданы в Нижегородскую Консисторию при определении на место псаломщика (с 04.11.1879 по 09.11.1885). Определен во псаломщика в село Панино, Горбатовского уезда, Нижегородской епархии (18.03.1888). Перемещен на псаломщическое место в село Сосновское, Горбатовского уезда (19.06.1894). Рукоположен во дьякона к единоверческой церкви села Ворсмы, Горбатовского уезда (14.02.1899). Перемещен во дьякона-псаломщика в село Чулково, Муромского уезда Владимирской епархии (07.11.1903). Никому не в родстве. В семействе у него: жена Ольга Константинова Виноградова, родилась в 1868-м году Июля 5 дня. Дети их: Елена родилась в 1901-м году Мая 19 дня. Евгения родилась в 1903-м году Декабря 14 дня. Мария родилась в 1908-м году Октября 14 дня. 3. Церковный староста Потомственный Почетный Гражданин Сергий Иоаннов Тулупов, родился в 1858-м году Декабря 31-го дня. Сын крестьянина (зачеркнуто, исправлено на Потомственного Почетного Гражданина). Проходит должность старосты с Августа 1897. Получил благословение Св. Синода за пожертвование на устройство церковно-приходской школы в погосте Липовицах с выдачею грамоты (26.07.1886). Награжден серебряной медалью для ношения на шее на станиславской ленте за пожертвование в пользу той же школы (15.03.1892). Состоял попечителем Церковно-приходской школы в селе Чулкове (с 04.12.1897 по 07.12.1907). Получил звание Личного Почетного Гражданина (06.05.1899). Награжден орденом Анны 3-й степени за построение храма на свои средства (03.02.1900). Награжден орденом Станислава 2-й степени за пожертвование в пользу храма 10 000 рублей (06.12.1902). Состоит попечителем земского начального училища в селе Чулкове (с 01.01.1908).

http://sobory.ru/article/?object=22343

На расчетный счет Синодального отдела к 11 августа поступило 12 млн. 147 тыс. 395 рублей, сообщает  Патриархия.ru За 11 дней Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению отправил в регионы 126 машин с гуманитарным грузом для погорельцев весом около 140 тонн. В основном это автомобили добровольцев, которых Отдел призвал на помощь: джипы, минивэны, газели, в том числе около десяти 5- и 20-тонных грузовиков. Они были отправлены в наиболее пострадавшие от пожаров регионы, главным образом в Рязанскую, Воронежскую, Липецкую, Нижегородскую, Владимирскую, Московскую области. Как сообщает православный портал о благотворительности и социальной деятельности Милосердие.ru , в среднем за сутки в сортировке вещей и их погрузке участвуют 170 добровольцев, более 500 человек ежедневно приносят все необходимое для погорельцев. В субботу, 7 августа, на поляне за зданием Синодального отдела было совершено всенощное бдение, многие добровольцы впервые в жизни исповедовались. 9 августа там же был отслужен молебен Смоленской иконе Божией Матери. В дальнейшем планируется регулярно проводить богослужения. На сегодняшний день необходимы: Все остальное в настоящее время не требуется. Список необходимых вещей постоянно обновляется на сайте www.miloserdie.ru и на сайте Синодального отдела http://diaconia.miloserdie.ru/ . Указанные предметы можно приносить в Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению (м. Римская, ул. Николоямская, дом 57, стр. 7) с 9.00 до 21.00. Приглашаются помощники-волонтеры. Необходимо: 1) разгружать и сортировать принесенные вещи по населенным пунктам; 2) связываться по телефону с людьми на местах, уточнять информацию; 3) «разведывать» обстановку на местах, отвозить вещи, контролировать доставку в населенные пункты (требуются добровольцы на машинах — инструкция ; связь по электронной почте otdel.pozhar@yandex.ru или по телефонам горячей линии); 4) помогать в распространении информации (писать в сети, раздавать листовки, сообщать знакомым, рассылать приглашения на сайте www.vkontakte.ru и пр.);

http://pravmir.ru/russkaya-cerkov-sobral...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010