В этих словах, братие, выражается то, что прежде всего нам и нужно сделать. Никакие наставления и увещания, никакие порицания и штрафы не принесут пользы тому, кто сделался рабом порока. В этом-то именно и заключается вся глубина бедствия несчастных, что они бессильны в своем положении. Попав в узы этого отвратительного порока, сколько иной пролил горьких слез, сколько употребил усилий для того, чтобы разорвать эти узы, но они настолько крепки, что он не мог этого сделать. Он как был, так и остался узником. Вот почему я и говорю, что одними увещаниями и вразумлениями здесь ничего нельзя сделать. Но кто хочет оказать действительную помощь, тот должен ближе войти в положении недужного своего брата и своим искренним участливым отношением показать ему ту истинно христианскую и братскую любовь к нему, которая бывает тем сильнее, чем глубже он погружен в бездну греха и порока. Ах, братие мои, не так ли поступил по отношению к нам Господь наш Иисус Христос? Не принял ли Он на Себя все наши скорби, когда мы вздыхали в состоянии нашего проклятия, как бы Он был подобным нам? Этим Он на все времена показал пример, как должны и мы оказывать помощь нашим узникам. Многие думают, что это для нас непосильно; однако Господь всегда находил Себе подражателей. Так, например, один из членов Миссионерского братства, который, будучи объят желанием проповедовать Евангелие между невольниками-неграми, отдал себя в рабство, чтобы жить вместе с рабами, разделять их участь и, проводя вместе с ними трудовую жизнь, проповедовать им Евангелие о Христе Иисусе. Не правда ли, что этот христианин поистине познал путь Господень? Он верно понял и слова Апостола: Помните узников, как бы и вы с ним и были в узах. В любви Христовой он сделался рабом рабов и, стяжав их доверие, вселил в сердца несчастных ту спасительную уверенность, что Евангелие Иисуса Христа должно быть и для них помощью и утешением. Подобный путь указывает и Даниловское отделение Первого Московского Общества трезвости, действующее на религиозных началах.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Между чудесами Моисея и Аарона и тем, что сделали египетские волхвы, есть существенная разница. Первые были явными доказательствами силы Божией, направленными к тому, чтобы подтвердить Божественное посланничество, равно как и истинность слов Моисея; последние все, напротив, были не чем иным как чарованием, то есть тайным искусством или фокусничеством, рассчитанным на обман, в котором (так же, как и тогда) упражняются иногда и в наше время. Указывают и более частную разницу между чудесами Моисея и волхованием египетских мудрецов. Моисей и Аарон были рабами Иеговы, они действовали по Божественному повелению и совершали свои чудеса силою Бога, а волхвы упражнялись в своем искусстве только по профессии, и своими делами они только морочили, обманывали людей. В рассматриваемом нами тексте прямо говорится: «Моисей и Аарон сделали, так как повелел им Господь, а волхвы Египетские сделали то же своими чарами». Употребленное здесь в еврейском подлиннике слово означает нечто такое, что совершено украдкой, тайком и рассчитано на обман. Чудеса Моисея представляли собой нечто оригинальное, небывалое и совершаемы были вопреки желанию могущественного царя и его приближенных – напротив, действия волхвов были слабым подражанием тому, что совершено было Божественной силой и выходили из того своекорыстного побуждения, чтобы не уронить себя в глазах фараона и его свиты. Первые совершены силой Бога и во славу Божию, а последние – по повелению деспотичного царя и из боязни подвергнуться его немилости. Почти все чудеса Моисея производились публично, открыто, они касались почти всего египетского народа, так что каждый не только знал, но на самом себе испытывал эти чудесные дела Бога; но действия египетских магов совершаемы были только в присутствии «некоторых» – фараона и его рабов, и о них никто более не узнал бы, если бы не упомянула о них сама Библия , по свойственной ей откровенности. И достаточно, наконец, доказано, что сделанное египетскими мудрецами могло быть совершено очень легко и без всякой сверхчеловеческой силы. Искусство, посредством которого волхвы подражали Моисею и Аарону, очень скоро отказало им; они не в состоянии были воспроизвести всех чудес Моисея и Аарона, но должны были признать, что они – дела Бога. «И сказали волхвы фараону: это перст Божий» ( Исх.8:19 ). Затем, если мы читаем, что «жезл Ааронов поглотил их жезлы» ( Исх.7:12 ), то и это было нечто такое, чему египетские волхвы только удивились, но не могли сделать ничего подобного.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Для правильного решения этих вопросов, мы необходимо должны наперед выяснить сущность и характер действительного чуда. Чудо в собственном смысле этого слова есть чрезвычайное откровение силы и могущества Божия, откровение, совершаемое с какой-нибудь важной целью. Творение, равно как премудрое промышление Бога о мире, суть обыкновенные откровения силы и могущества Бога; а чудо, напротив, есть чрезвычайное откровение. Отсюда каждое событие, не имеющее этого качества, как бы оно ни было таинственно и необычайно, не может быть названо действительным чудом. Действительное чудо может происходить только от Бога и есть необычайное, непостижимое для нас дело Бога, служащее к прославлению Его Самого и ко благу чад Его. Все эти чудеса могут быть разделены на два класса – оригинальные или непосредственные, совершаемые Самим Богом без всякого орудия или посредничества, и на чудеса вторичные или посредственные, при которых Бог не Сам обнаруживает Свою силу, а посредством другого какого-нибудь лица. Чудеса Иисуса Христа принадлежат поэтому к первому классу, так как они совершаемы были силою, в Нем Самом живущей; а чудеса Моисея или Илии, напротив, принадлежат ко второму классу, так как они совершены были ими силою, данной им от Бога. Но все эти чудеса были чрезвычайными доказательствами силы Божией и свидетельствами Бога за истинность того, что говорили Его посланники. Божественный авторитет этих последних становится уже вне всякого сомнения, коль скоро они совершали такие чудеса; а сами дела их, как чрезвычайные проявления всемогущества Божия – действительными чудесами. Чудеса Иисуса Христа были не только свидетельством за Его Божественное посланничество, но доказательством Его Божественного существа, то есть Его Божества. В этом свете и значении понимал их и Никодим. Такое же значение придавал им и Сам Иисус Христос , когда Он сказал: «Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха; а теперь и видели, и возненавидели и Меня и Отца Моего» ( Ин.15:24 ). Когда ученики Иоанна пришли к Иисусу Христу и спросили Его: «Ты ли Тот, Которому должно прийти, или ожидать нам другого?» – Он отвечал им указанием на те дела и чудеса Свои, которые Он совершил перед их глазами, так как «в это время Он многих исцелил от болезни и недугов и от злых духов, и многим слепым даровал зрение» ( Лк.7:20–21 ). Вместе с тем Иисус Христос указал этим ученикам на слова пророка, который по чудесам Его изобразил Его как Мессию, и эти слова исполнились теперь на Нем ( Ис.35:4–6 ). Вера Никодима возбуждена была чудесами, сотворенными Иисусом Христом, и укреплена через ближайшее знакомство с Ним и Его характером. Неопределенность своей веры Никодим доказал защищением Иисуса и участием в Его погребении. И он поступил очень благоразумно, когда от чудес Иисуса заключил к Его Божественному посланничеству и сказал: «таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Святое имя Свое Бог открыл, без сомнения, всюду, во всем Своем творении: «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь» ( Пс.18:2 ). Он написал Свое имя на каждом прутике, на каждой травке, на каждом червячке земляном. Его поет солнце, Его славит луна. Его проповедует песок морской. Но сколько людей остаются глухи к этой проповеди и, взирая на красоту и величие природы, не замечают Того, Кто все это сотворил и так чудно устроил! В продолжение тысячелетий язычники шли своими путями, вели войны и завладевали царствами и землями, делали разного рода открытия и изобретения, признавали все сокровища человеческой мудрости – но Самого Бога они в Его делах не усмотрели, ничего не прочитали о Его имени в Его творении. Бог открывается тебе в твоей совести – тут написано Его святое имя, тут является Он к тебе, как Святое и Правосудное Существо. Ты можешь слышать Его голос в каждом призыве, предостерегающем тебя в наказаниях, в несчастьях, в угрызении совести за содеянный грех . Но сколько между нами таких, которые не слышат этих Его призывов, которые глухи и бесчувственны к голосу совести! Или хотя ты и слышишь призыв Его, хотя и доносится до тебя голос Святого и Правосудного Бога, Который не дозволяет над Собою ругаться, но не чувствуешь Его Отеческого голоса. Для тебя остается замкнутым внутреннейшее сердце твоего Бога. Это сердце открыл Он только в Своем слове. Там находишь ты его – находишь и в Его величии, и в Его милосердной любви. Почему и ветхозаветный праведник уже молится так: «Поклоняюсь пред святым храмом Твоим и славлю имя Твое за милость Твою и за истину Твою, ибо Ты возвеличил слово Твое превыше всякого имени Твоего» ( Пс.137:2 ). Как же не сливаться в этой молитве нам, всем христианам, для которых Он сделал Свое имя еще более славным через Своего Единородного Сына, через то «Слово, Которое стало плотию и жило между нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» ( Ин.1:14 ). Задача и цель пришествия на землю нашего Спасителя в том и состояли, чтобы прославить имя Отца, чтобы Отец был поклоняем в Сыне. Вот почему Он молится: «Отче праведный! и мир Тебя не познал; а Я познал Тебя, и сии познали, что Ты послал Меня. И Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, которой Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них» ( Ин.17:25–26 ). Спаситель, влагая в это первое прошение всю Свою душу, хочет чтобы так делали и ученики Его, то есть первее всего и больше всего желали бы и молились бы о том, чтобы святилось имя Бога – их Отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Испытывай себя, готов ли ты предстать пред лице Правосудного Бога как истинный христианин, если Ему угодно будет этой болезнью положить конец твоей временной жизни, или же ты должен содрогнуться при представлении смерти и суда, ожидающего человека по смерти? – Таким образом, и болезнь бывает благословенна, когда она научает человека тому, что служит к его вечному спасению. Да, благословенна болезнь, но только тогда, когда она сопровождается не телесным только выздоровлением, но и душевным, когда приводит ко Врачу, Который может исцелить и тело, и душу больного. Так именно и было с евангельским расслабленным. В жестоком страдании тела и души приносится он к Господу, и весело, здоровый и телесно и душевно, с постелью в руках, возвращается он домой. – Христианин! Ищи и ты помощи у того же Врача, Которым исцелен этот расслабленный. Ужели ты думаешь, что у Него нет уже силы прощать грехи на земле и исцелять всякую болезнь и всякую немощь в людях ( Мф.4:23 ), как исцелял Он во время Своей земной жизни? Истинное исцеление наших недугов состоит в том, когда Тот, Который умер за грехи наши и восстал за оправдание наше, возлагает на нас Свою мощную руку и говорит: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои. И как легко становится тогда на сердце, как спокойно и отрадно на душе. Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты! Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьем духе нет лукавства! ( Пс.31:1–2 ). Но Тот, Кто говорит: прощаются тебе грехи твои, – имеет власть и сказать: Встань и ходи. Кто знает, быть может, и у твоей постели через день или два раздадутся эти утешительные слова мощного Врача: встань и иди. И какая тогда будет радость, когда ты пойдешь от Него, получив двоякое исцеление – телесное и душевное. Но что из того, если Богу угодно будет чрез эту болезнь свести тебя в могилу? – Лишь бы душа твоя не была больна, отходя ко Господу, Который один только составляет жизнь для нее. Настанет день, когда Он каждому из Своих последователей, сущим во гробех ( Ин.5:28 ), скажет: «встань...

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Больно было Спасителю нашему от гвоздевых язв на руках и ногах, но еще больнее было Ему, когда один из висевших близ Него разбойников, ввиду собственной смерти презирая последний призыв благодати и милости, примкнул к числу насмешников и в язвительною остротою сказал: «если Ты Сын Божий Христос, то спаси Себя и нас» ( Лк.23:39 ). Но вот среди насмешек долетает до Его слуха слова совершенно другого характера: «Или ты не боишься Бога, – слышится Ему, – когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал». Кто такой этот герой веры, который отважился так открыто высказаться за этого жалкого Страдальца и исповедать Его Царем Иудейским в то время, когда молчат Его последователи, когда сам Петр отрекся от Него, когда самые близкие ученики Его разбежались по домам своим? Поистине здесь случилось по слову Господа: «будут первые последними, и последние первыми» ( Мф.19:30 )! Это было поистине бальзамом для больной души Спасителя, когда Он услышал эти слова благоразумного разбойника, которыми последний выразил горький упрек своему сотоварищу, не удержавшемуся и ввиду собственной смерти от насмешки: «или ты не боишься Бога, – говорит он ему, – когда и сам осужден на то же?» Благоразумный разбойник упрекает своего товарища такими словами не в заносчивом самовозвышении, но в испуге от такой степени зла. Ибо он сознает при этом свою виновность и справедливость наказания, к которому он присужден. «И мы осуждены справедливо, – говорит он, – достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал», то есть: а в Этом, с ними Распятом, ничего нет такого, за что можно бы подвергнуть Его такой казни, ничего, что не согласно было бы с Его собственным о Себе свидетельством, что Он есть Христос, Сын Божий. Вот почему он обращается теперь к Нему и со смирением просит: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» «Господи» – говорит он, своим Господом и Царем называет он Того, в Котором внешний глаз в этот час ничего не мог усматривать величественного и царского. «Помяни меня, – молит он Его, – когда приидешь в Царствие Твое!»

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

«Отче! отпусти им, не ведят бо, что творят!» В этой молитве мы узнаем нашего Спасителя, Который не учит, но и поступает по слову Своего учения: «Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» ( Мф.5:44 ). Так поступать учитесь у Него и вы, когда знаете, что брат ваш имеет нечто на вас, или, наоборот, когда вы, понесши от других обиду, питаете в сердце своем злобу. Не говорите в ожесточении сердца: «Бог простит, а я не могу», но говорите: «Отче, отпусти, прости, остави, якоже и аз оставляю должником моим». Смотрите на тех учеников Его и мучеников, которые, следуя примеру своего Учителя, и в предсмертных агониях молились за своих мучителей. Смотрите, например, на первомученника Стефана, как он под камнями своих убийц говорил: «Господи! не вмени им греха сего» ( Деян.7:60 ). Смотрите на Иакова, одного из числа двенадцати, который как в мученической смерти, так и в предсмертной молитве подражал Христу. «Господи, – говорил он, – отпусти им, не ведят бо, что творят». 2. Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мной в Раю Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мной в Раю. Лк.23:39–43 Это второе, братие мои, крестное слово Господа нашего Иисуса Христа! Слово царского изъявления милости раскаявшемуся грешнику. Как в праздник очищения евреи окружали своего первосвященника, так и здесь они окружают Истинного Первосвященника дома Израилева. Но какое при этом ужасное зрелище представляется нашему взору! Вот висит Он на Своем Кресте, а над ним красуется надпись на греческом, латинском и еврейском языках – «Иисус Назорей, Царь Иудейский» ( Ин.19:19 ). С правой и левой сторон от Него висят два разбойника. Одни безучастно стоят и глазеют в толпе, а другие весело забавляются плачевным видом Распятого. Чтобы рассмешить толпу, они подскакивают к Нему с различными остротами и насмешками. Смех обнимает всех, смеется чернь, смеются распявшие Его воины, смеются старейшины и князья. Таким образом, в точности исполнились на Нем в этот момент слова Писания: «Я же червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе. Все, видящие меня, ругаются надо мной, говорят устами, кивая головою: “он уповал на Господа; пусть избавит его, пусть спасет, если он угоден Ему”» ( Пс.21:7–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Но мы не должны при этом забывать слов Спасителя: Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего ( Мф.10:24 ). Если Сам Господь наш Иисус Христос – Этот Великий Сеятель – высказал притчей Своей о сеятеле, что только часть одна из посеянного Им семени приносит плод, то что должны сказать мы, сеющие часто совсем неумелыми руками? – То, конечно, что многое из того, что мы сеем, не приносит никакого плода. Многое и из того, что старался, в частности, и я внедрить в сердца ваши относительно, например, улучшения религиозно-нравственного воспитания детей ваших, ровно как и других нравственных начал, не принесло желаемой пользы. Буря современных стремлений к устроению внешнего благосостояния, к материальным приобретениям снесла эти семена с почвы – и они, подобно семенам, павшим, по слову Спасителя, при дороге, оказались затоптанными на базаре житейской суеты. Искушения и прелести мира для многих кажутся заманчивее, чем возбуждения к святой жизни, которые составляют предмет нашей проповеди. Тем не менее, и думается и верится, что иное семя упало и на добрую почву – на восприимчивое сердце, и там при помощи Божией зреет, и плод правды приносит, так что в этом отношении и наша проповедническая и пастырская деятельность не была совершенно бесплодна, так что и я могу сказать, по крайней мере, в отношении некоторых из вас, то же, что сказал некогда Апостол: начавший в вас доброе дело будет, совершать его даже до дня Иисуса Христа. Не на своей деятельности основываю я эту надежду и уверенность в дальнейшем преуспеянии в нравственном и усовершенствовании нашем. – Нет. Моя уверенность основывается на том, что слово Божие – Евангелие везде и всюду действует как сила Божия, делающая счастливыми всех, которые в него веруют, что дух Господень постоянно перерабатывает сердца и сообщается им. Правда, неутомимо работает и дух времени и производит такое могущественное влияние на сынов века сего, что в настоящее время целые массы отторгнуты им от Церкви и религии. Однако это ничуть не говорит еще о невозможности нравственного преуспеяния нашего общества.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Потому что у Меня, говорит Он, много людей в этом городе. Замечательно, что когда Он говорил это о городе Коринфе, тогда в нем было только несколько душ верующих, остальные же все были язычники. Но Тот, всевидящее око Которого способно усматривать обильную жатву и там, где обыкновенный человеческий глаз ничего не видит, кроме напрасного труда и безуспешности. Он усмотрел и в Коринфе обильную жатву – великую христианскую общину еще прежде, чем она основана была Апостолом. У Меня много, сказал Он, людей в этом городе. Да послужит это слово и тебе, возлюбленный собрат, ободрением и основанием для той светлой надежды, что и твой пастырский голос не будет заглушен на нашем шумном базаре столичной житейской суеты, но привлечет к себе многих слушателей и что семя божественного слова, которое будешь ты сеять, найдет для себя восприимчивую почву, взойдет во время свое и принесет плод свой. Итак, прими этот пастырский жезл и води с ним вручаемое тебе словесное стадо на животворные нивы словес Божиих и к источникам благодатных вод, текущих в живот вечный. Не бойся, но говори и не умолкай, ибо Я с тобою, и никто не сделает тебе зла, потому что у Меня много людей в этом городе ( Деян.18:9–10 ). Слово при вручении жезла Преосвященному Евдокиму (Мещерскому), епископу Волоколамскому 87 Преосвященный епископ Евдоким! 88 Сердечно приветствую тебя с принятием высокого епископского сана. Из выслушанной на днях воодушевленной речи твоей известно мне, с каким глубоким христианским настроением принимаешь ты это служение и как пламенно желаешь совершить его с возможно большей пользою и успехом. От всей души желаю этого успеха и я, ближайший твой сослужитель. Но при мысли об успехе пастырского дела естественно возникает вопрос о том, при каких условиях возможен он и чего главным образом требует Христос от пастырей Своего стада? Возлюбленный о Господе брат и сослужитель! В настоящую, единственную, как ты сам сказал, минуту в твоей жизни, когда ты во всеоружии выступаешь на поприще архиерейского служения, потщимся повнимательнее прислушаться к движению своего сердца, испытаем свою совесть и спросим себя: любим ли мы Господа? Да простит мне любовь твоя за то, что я ставлю вопрос этот после того, как ты торжественно поведал уже нам о своей любви и преданности Богу при твоем наречении.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Вопрос этот такого рода, что каждый из нас, пастырей, должен не раз и не два, а много раз задавать его себе, задавать до тех пор, пока мысль о прежней неверности не исторгнет из глаз слезы и из сердца не последует ответ Петра: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. В самом деле, любим ли мы Господа, а в лице Его и наших ближних? Находит ли себе место в нашем сердце та любовь, которой требует от нас Христос? Любовь не к тем только, которые соединены с нами узами родства, дружбы и знакомства, но и к тем, которые чужды нам по плотскому происхождению, и, однако, близко связаны с нами благодатью? Любовь, которая с участием и состраданием относится к горю и нужде меньшего брата, не оставляет без попечения и отъявленного грешника, идет навстречу заблудившемуся – словом, та любовь, которая, по слову Апостола, не превозносится, не ищет своего ( 1Кор.13:4–5 ) и пример которой показал Сам Небесный Пастыреначальник – Христос? Он – этот поистине добрый Пастырь – не только во время Своей жизни ходил по городам и весям, исцеляя всякую (и телесную, и нравственную) болезнь и всякую немощь в людях ( Мф.4:23 ), но и до сих пор не перестает в своей спасающей любви ходить по грешному миру и там, где находит душу, растлевающуюся в своей нравственной жизни, милосердствует о ней, ухаживает за нею, облегчает тяжесть грехов ее обещанием прощения и до тех пор не оставляет ее, пока она не выздоровеет для вечной жизни. Есть ли у нас такая любовь? О, если бы нашлась, хотя самая незначительная доля ее, то и тогда мы не напрасно назывались бы владыками и врачами душ человеческих. И тогда в наших руках было бы верное средство для врачевания и самых тяжких нравственных болезней. В самом деле, если и из глыбы дикого необработанного камня умелые руки высекают прекрасные, чуть не живые статуи, то почему же из человека, хотя бы жестокого и одичалого, умелыми руками любви нельзя воспитать доброго христианина, мягкого и отзывчивого на добро и правду человека? – Люди, как бы они плохи и грубы ни были, все же не камни.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010