Стемпковский Григорий Иванович. Член церковного совета, а затем староста Свято-Николаевского кафедрального собора в Харбине. Р. Б. Григорий Ушинский Григорий Анатольевич. Родился в Житомире в 1873 г. Церковный деятель в г. Тяньцзыне. Скончался здесь 06.10.1943 г. Р. Б. Димитрий Казаков Димитрий Иосифович. Родился в 1890 г. в Самаре. Военный врач в Первую мировую и Гражданскую войны. Эмигрировал в Шанхай в 1921 г. Основатель и председатель Русского православного братства в Шанхае. Инициатор строительства Богородицкого собора в Шанхае и сбора средств на его постройку. Издатель журнала «Благовест». Скончался 12.07.1943 г. в Шанхае. Р. Б. Димитрий Морозов Димитрий Яковлевич. Родился в 1914 г. в Пермской губернии. С 1920 г. жил в Харбине, где окончил гимназию и политехнический институт. Год занимался на богословских курсах. Инженер-электрик в г. Циндао. В 1951 г. уехал в Австралию, жил в г. Сиднее. Оказывал помощь женскому монастырю в Кентлине. Занимал должности старосты Свято-Владимирского храма и Архиерейской церкви в Крейдоне, заведующего свечным заводом в Кентлине. Певчий хора Архиерейской церкви. Скончался от сердечного приступа после продолжительной болезни 23.06.1993 г. в Сиднее. Р. Б. Димитрий Немчинов Димитрий Николаевич. Регент хора Покровской церкви г. Харбина. Р. Б. Димитрий Пантелеев Димитрий Петрович. Родился в 1885 г. С 1922 г. жил в Харбине, затем в Пекине. Секретарь Пекинской духовной миссии, редактор журнала «Китайский благовестник». Переехал в США. Скончался в 1950 г. в Сан-Франциско. Р. Б. Димитрий Попов Димитрий Яковлевич. Сын священника из Сибири. Регент Свято-Николаевского собора в Харбине. Секретарь попечительства о бедных духовного звания (1929 г.) В 1953 г. выехал из Харбина. Скончался на пароходе по пути из Китая в Америку. Погребен в море. Р. Б. Димитрий Усатов Димитрий Сергеевич. Родился в 1936 г. в Западном Китае в г. Чим Пан Зы, расположенном в долине Тянь-Шаня. Закончил здесь семь классов русской школы и бухгалтерские курсы. Работал в торговле. В 1965 г. переехал в Австралию. Работал сварщиком в Мельбурне. Член церковно-приходского совета в г. Данденонге, где возглавлял ревизионную комиссию, затем был секретарем. С 1994 г. – староста прихода. Скончался 26.10.1999 г. Р. Б. Диомид

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

76. Заявление алтайских миссионеров к покровителям и членам-ревнителям Миссионерского общества//Домашняя Беседа. 1867. Вып. 31. С. 793–796. 77. Знаменский П. В. Несколько материалов для истории Алтайской миссии и участия в ее делах Н.И. Ильминского //Православный Собеседник. 1901. Октябрь. С. 449–488. 78. Игнатий (Брянчанинов) , епископ. Сочинения. М., 1993. Т. 1–7. 79. Из духовного наследия алтайских миссионеров: Сборник/Сост. протоиерей Б. И. Пивоваров. Новосибирск, 1998. 80. [Преосвященный Владимир (Петров), архиепископ Казанский и Свияжский.] Из письма старого, бывшего миссионера-инока к молодому миссионеру-иноку//Православный Благовестник. 1893. 6. С. 3–12. 81. Извлечение из Всеподданнейшего отчета обер-прокурора Святейшего Синода графа Д. Толстого по Ведомству Православного исповедания за 1867 год. СПб., 1868. 82. Извлечение из Всеподданнейшего отчета обер-прокурора Святейшего Синода графа Д. Толстого по Ведомству Православного исповедания за 1868 год. СПб., 1869. 83. Извлечение из Всеподданнейшего отчета обер-прокурора Святейшего Синода графа Д. Толстого по Ведомству Православного исповедания за 1869 год. СПб., 1870. 84. Извлечение из писем покойного архимандрита Макария, бывшего начальника Алтайской духовной миссии//Душеполезное Чтение. 1860. Ч. 2, V. С. 97–132. 85. Извлечения из писем миссионера, протоиерея Стефана Ландышева//Памятник трудов православных благовестников русских с 1793 до 1853 года/Сост. А.С. Стурдза. М., 1857. С. 167–199. 86. Извлечения из путевых записок миссионера, архимандрита Макария//Памятник трудов православных благовестников русских с 1793 до 1853 года/Сост. А.С. Стурдза. М., 1857. С. 87–167. 87. Илиодор, архимандрит. Письма к Тимковским, Софье Ильиничне (Серафиме) и Варваре Ильиничне (Варваре): Автограф. – 1873. – НИОР РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93. 88. Ильминский Н.И. О церковном богослужении на инородческих языках. Казань, 1883. 89. Иннокентий (Ястребов). Замечательные случаи проявления Промысла Божия на Алтае, бывшие со времени основания Алтайской миссии до настоящих дней. Томск, 1912.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

– 329, 330 Безелер – генерал-губернатор г. Варшавы. – 225 Белецкий Степан Петрович (1873–05.09.1918) – авт. соч. С 1912 г. директор департамента полиции. С сентября 1915 г. товарищ министра внутренних дел. Окончил юридический факультет Киевского университета. Один из покровителей «Союза русского народа». После Февральской революции находился в заключении, допрашивался Чрезвычайной следственной комиссией Временного правительства. После постановления о красном терроре расстрелян большевиками в числе других сановников. См. библ. – 276, 277, 302 Белозеров (Белозоров) Евгений Николаевич (1859–?) – протоиерей г. Павловска. Депутат III Гос. Думы от Воронежской губ., окт. Окончил Воронежскую духовную семинарию, был учителем духовного училища. Председатель отделения епархиального училищного совета, благочинный. – 320 Белоусов Терентий Осипович (1874–после 1918) – меньшевик-ликвидатор, депутат III Гос. Думы от Иркутской губ., с.-д., окт., в Думе был избран в комиссии бюджетную, земельную и народного просвещения. Окончил учительскую семинарию. Работал в газете «Восточное обозрение» и др. изданиях. Автор брошюры «Что такое земство?». В феврале 1912 г. вышел из состава социал-демократической фракции, но не сложил депутатских полномочий, за что был резко осужден В. И. Лениным и членами фракции. – 95, 173, 342, 344 Бельский Александр Георгиевич (1859–?) – священник с. Байкова Лукояновского уезда Нижегородской губ. Депутат IV Гос. Думы от Нижегородской губ., прав. Окончил Нижегородскую духовную семинарию. Благочинный. Председатель байковского отделения нижегородского братства Св. Креста. – 345, 352 Бергман Герман Абрамович (1850–?) – немец. Депутат III и IV Гос. Дум от Екатеринославской губ., окт. Получил домашнее образование. Был директором Екатеринославского детского приюта и почетным блюстителем немецкого центрального училища. С 1895 г. член уездной управы, член уездного комитета попечительства о народной трезвости. – 321, 349 Березовский 2-й Петр Васильевич (1874 – после 1917) – преподаватель женского епархиального училища и женской гимназии в г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

Смирнов (1855). С. 291. Об Иринее Фальковском см.: Булашев Г. Преосв. Ириней Фальковский, епископ Чигиринский, в: ТКДА. 1883. 6–9 (здесь и записка Иринея о состоянии академии в 1802 г.: 8. С. 550 и след.); Флоровский. С. 104 и след. 1423 Макарий. С. 144; Шпачинский. С. 429, 434. Еще дольше схоластический метод преподавания философии продержался в Казани (Можаровский. Ук. соч. С. 24–26; Благовещенский. С. 67), а также в Александро-Невской семинарии (Мартынов. С. 76; Чистович. С. 39). 1424 Смирнов (1855). С. 157, 209 и след. О Владимире Каллиграфе см.: Попов. Арсений Мацеевич (1912). С. 164–167; Барсов Н. Малороссийские проповедники XVIII века, в: Христ. чт. 1874. 1. С. 269 и след., 575 и след.; Горский А. Историческое описание Свято-Троицкой Сергиевы лавры. 2 (М., 1890). С. 122; Харлампович. С. 707; ср.: Зеньковский. 1. С. 113 и след. 1425 Смирнов (1855). С. 158–170; Титлинов. Феофилакт Лопатинский, в: РБС; он же. Гавриил Петров. С. 9 и след. 1426 Смирнов (1855). С. 299. 1427 Там же. С. 300, 353 и след. О Дамаскине см.: Горожанский Я. Дамаскин Семенов-Руднев, в: ТКДА. 1893–1894. 1428 Смирнов (1855). С. 300 и след. 1429 Макарий. С. 127 и след., 147–156. Во 2-й половине XVIII в. инструкция Самуила Миславского оставалась в силе при преподавании всех дисциплин (там же. С. 124–143). 1430 Смирнов (1855). С. 301–330; ПСЗ. 31. 16047, 16061. 1431 Смирнов (1855). С. 297. 1432 ПСЗ. 24. 18273 (1797 г.); 25. 18726 (1798 г.); Титлинов (см. библиогр. к § 20). 1. С. 7 и след. В 1802 г. Святейший Синод распорядился ввести в духовных училищах и семинариях в качестве особого предмета основы медицины (ПСЗ. 27. 20334). В 1794 г. под впечатлением французской революции было приостановлено преподавание французского языка, возобновленное лишь в 1797 г. (Знаменский. Духовные школы. (1873). С. 774). 1433 Рождественский. Исторический обзор (1902); Довнар-Запольский (см. библиогр., общ. лит. б); Зеньковский. 1. С. 113] и след.[; Флоровский; Милюков. Очерки. 2. 2 (1931); Багалей. Опыт истории Харьковского университета. Харьков, 1894. 1; Загоскин Н. История Казанского университета. Казань, 1902–1903. 3 т. Наряду с реформой уже существовавших университетов в Москве и Вильне, были открыты новые высшие учебные заведения: университеты в Дерпте (1802), Харькове (1804) и Казани (1804), Петербургский педагогический институт (1804, с 1819 г. – университет) и Александровский лицей в Царском Селе. Университеты стали центрами шести учебных округов, на которые была разделена вся Россия – обстоятельство, важное для реформы духовных школ 1808 г. В губерниях образовывались гимназии и уездные училища.

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/i...

Вышедший в 1873 году критический труд А. П. Лебедева, посвященный анализу ряда исторических сочинений, вызвал неодобрительные отзывы со стороны некоторых представителей профессуры. Посыпались обвинения. Но это не остановило его рвения как ученого, не помешало продолжать заниматься дальнейшими исследованиями. В 1875 году А. П. Лебедев был удостоен звания экстраординарного профессора. В 1879 году была обнародована его докторская диссертация. Тема работы касалась деятельности Вселенских Соборов IV — V вв. Содержание исследования вызвало много шума как среди церковных, так и среди светских влиятельных лиц. Мнения о работе высказывались различные, от восторженных до осуждающих. Отдельные критики обвинили автора чуть ли не в симпатиях к еретикам. Не обошлось без доносов в Св. Синод. Много энергии А. П. Лебедев уделял сотрудничеству с академическими изданиями: «Прибавления к творениям св. Отцев», «Богословский вестник». Сохранилось воспоминание, что среди лиц, чьи работы печатались на их страницах, он был самым неутомимым и плодотворным автором. В общей сложности количество листов с его текстами составило около 300. Результаты его преподавательской деятельности трудно недооценивать. Отчасти единолично, а отчасти совместно с коллегами им было подготовлено 7 докторов богословия, канонического права и церковной истории; степени магистра достигли 13 человек (в круг учеников и последователей А. П. Лебедева входили и те, чьи имена и фамилии впоследствии были вписаны в число лучших церковных ученых: священник Александр Иванцов-Платонов ; архиепископ Сергий Владимирский; Доброклонский ; Глубоковский ; Спасский и др. ). С 1895 года А. П. Лебедев служил в Московском университете (с 1896 года в звании ординарного профессора). В сравнении с теми нападками и притеснениями, которые он испытывал в академии, и которым вынужден был противостоять, расходуя нервы и силы, работая в университете он чувствовал себя, словно «архиерей на покое». Что же касается собственно научно-образовательной деятельности, в этом отношении он обрёл большую свободу и трудился с каким-то особым юношеским задором.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

1824 Тверская, Смоленская и Могилевская ДС относились к С.-Петербургскому духовно-учебному округу и к С.-Петербургской ДА. Однако в целях поддержания единого духовного образовательного пространства осуществлялся некоторый обмен студентами. 1825 Окончившие семинарию выпускники имели возможность подать прошение руководству духовно-учебного округа или Синода с просьбой включить их в число абитуриентов следующего года, поступающих по квоте. 1826 Униатские семинарии Западного края (Могилевская, Литовская и Полоцкая) считались слабыми по уровню преподавания, так что зачисление из них производилось в «гуманитарных» и «политических» целях: «По воссоединению униатов видим в Академии воспитанников Греко-униатских Семинарий, которым при приеме оказываемо было особенное снисхождение» (Смирнов. С. 152). 1827 Орловская, Полтавская и Воронежская ДС относились к Киевскому духовно-учебному округу и к Киевской ДА. 1828 Провалился на вступительных экзаменах и не был зачислен в число студентов Академии. Правда, предполагая такую возможность, Орловская ДС отказалась вводить его в число направляемых абитуриентов, так что Григорий Георгиевский все-таки поступал как волонтер. 1829 Волонтерами называли абитуриентов, не вошедших в число зачисляемых по квоте. Вступительные экзамены осуществляли отбор только среди волонтеров. 1830 Вероятно, Матфей Иванович Жудро, поступивший на следующий год в С.-Петербургскую ДА, а по ее окончании определенный во Владимирскую ДС «на класс словесности и соединенных с нею предметов»; преподавал здесь эти и другие дисциплины вплоть до 1877 г.; рукоположен священником в 1859 г., с 1873 г. кафедральный протоиерей Владимирского собора. См. подробнее: Малицкий Н. История Владимирской духовной семинарии: . М., 1902. Вып. II. С. 265. 1831 Своекоштное обучение в МДА практиковалось в редчайших случаях и было скорее исключением из правил. 1832 В Российской империи XVIII–XIX вв. имели обращение три вида денежных знаков: золотой рубль, рубль серебром и рубль ассигнациями. Золотой и серебряный рубли имели жесткое номинальное выражение в соответствующих драгоценных металлах, тогда как курс рубля ассигнациями был плавающим и из-за мягкой кредитно-денежной политики постоянно падал. С 1780 г. до реформ С. Ю. Витте 1 рубль серебром обменивался на 18 грамм серебра и в 1830–1840-х гг. официально приравнивался к 3,5 рубля ассигнациями.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

достигший совершеннолетия, объявил суду, что отказывается принять отцовское имение и платить долги его. Это отречение Сенат (Сб. Сен. реш. II, N 640) признал недействительным по следующим соображениям. Владимир Шаховской в 1832 г. писал к опекуну о принятии и сохранении отцовского наследства, в 1833 г. изъявил согласие на продажу наследственной движимости, в 1846 г. входил в распоряжение имением и брал из него лошадей. Уплата кредиторам производилась из движимости, а потом из продажи недвижимого имения, следовательно, доходы оного шли на наследников. Притом нельзя через 5 лет по пришествии в совершеннолетие отказываться от наследства, когда первым условием закона поставлено дать отзыв о долгах, и кредиторов нельзя заставить, чтобы ждали 15 лет такого отзыва от наследников. – Касс. реш. 1873 г., 30 мая N 783 признано, что после утверждения в правах и ввода во владение отзыв об отречении от наследства не имеет силы. Д. По делу Рахманинова (реш. Моск. Общ. Собр. 1853 г.), к родовому материнскому его имению предъявили права Норовы и Казначеевы. На решение Гражданской Палаты, не признавшей сих прав, жаловались одни Норовы и утверждали в Сенате, что объявление удовольствия на решение и упущение жалобы со стороны Казначеевых равносильно отречению, следовательно, часть, Казначеевым подлежащая, должна следовать в силу приращения Норовым, по единству наследственного права. Но Сенат отверг такое рассуждение, признав, что отречение производится положительным о сем объявлением; а объявление удовольствия на решение судебного места о правах подтверждает силу сего решения. Е. В решении 1 Общ. Собр. Сен. 15 апреля 1860 г. по делу Пастуховых выражено, что отречение от наследства, сделанное лицом, объявленным в несостоятельности, за силой публикации, лишающей должника распоряжения всем имуществом, могло быть действительно только в случае удовлетворения долгов его из собственного, принадлежащего ему имения. По тому же делу впоследствии Сенат рассудил, что лицо, считавшееся по решению низшей инстанции наследником после дяди, принявшее в сем звании капитал и пользовавшееся оным, не лишается права отказаться от наследства, когда после того решением высшего суда оно признано в сем капитале наследником не после дяди, а после отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Еще были у него подруги, приятельницы – это жена английского агента в Адрианополе, госпожа Блонт, о которой мы мало что знаем. А в 1867 г., по воспоминаниям Губастова, он дружил с женой драгомана Н. В. Тимофеева – Екатериной Дмитриевной (урожденной Верецкой): она часто приглашала Константина Николаевича «на чашку чаю», слушала его рассказы и рассуждения, знакомила с закулисной жизнью посольства; как-то хорошо, по-товарищески создавала ему соответствующий антураж и, может быть, отчасти способствовала его карьере. Но были и другие дамы – добрые сестры или благожелательные кузины... 1 Свою «Автобиографию» 1874–1875 гг. Леонтьев послал жене М. А. Хитрово – Софии Петровне (урожденной Бахметьевой), племяннице графини С. А. Толстой – вдовы поэта Алексея Константиновича. По многим отзывам – была она женщина замечательная: умная, образованная, вдохновляющая. Позднее она разошлась (но не развелась) с мужем и переехала с детьми к Толстым. С ней познакомился Владимир Соловьев – и сразу влюбился. Вот его стихотворный портрет Софии Петровны: Газели пустынь ты стройнее и краше, И речи твои бесконечно-бездонны – Туранская Ева , степная Мадонна, Ты будь у Аллаха заступницей нашей. (1877–1880) 513 514 Ей же, после разрыва, он посвятил одно из самых замечательных стихотворений («Бедный друг!..») – с потрясающим эпилогом: Смерть и время царят на земле, – Ты владыками их не зови; Все, кружась, исчезает во мгле, Неподвижно лишь солнце любви. (1887) 515 Близкими друзьями они не были, но по всему видно, что София Петровна Леонтьеву благоволила, хотя, может быть, и не всегда «жаловала», а он ею восхищался. В Константинополе Константин Николаевич бывал у Хитрово (или Хитровых) и в 1867 г. и в 1872–1873 гг.; а в их семейной распре он больше сочувствовал жене, а не мужу. Вообще же об их отношениях мы мало что знаем, но в «Автобиографии» он посвящает Софии Петровне замечательную страницу. – Леонтьев жил тогда в Москве и побывал в Михайловском дворце, в котором находился Катковский лицей. Он уже несколько лет сотрудничал в «Русском вестнике» Каткова, но его недолюбливал.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

Братья Анны Степановны — Александр, Алексей и Иларий (Илларион), приблизительно 1865, 1870 и 1873 годов рождения . В 1888 г. Александр «состоит в числе студентов Московского Университета на V семестре Историко-Филологического факультета, поведения он Казинцев очень хорошего», последние два полугодия «зачтены полностью» . Дед Анны Степановны, Иван Казинцев, служил в Войске, награждён Георгиевским крестом за Крымскую войну 1854–1855 годов и тремя медалями . Дети Вера — родилась 6 августа 1894 г. на хуторе Крымском станицы Кочетовской . В 1908 г. обучалась в 4м классе Донского Епархиального училища , в 1910 г. — в 6м классе Ростовской-на-Дону женской гимназии Любимовой . В 1913 г. поступила в Москве на историко-филологические и юридические курсы, учреждённые В. А. Полторацкой. После выхода замуж за Дмитрия Дмитриевича Пагирева и окончания им в 1914 г. юридического факультета Императорского Московского университета уехала с мужем в Тифлис и окончила Тифлисские высшие женские курсы. Имела дочь Ксану (Ксению). Работала учительницей истории, считалась одной из лучших учителей средних школ Тбилиси . Умерла в Тбилиси 18 января 1981 г. Михаил — родился 19 марта 1896 г. на хуторе Крымском, в 1910 г. обучался в 3м классе Ростовской-на-Дону казённой гимназии , в гражданскую войну воевал на стороне белых. До и сразу после Великой Отечественной войны жил в Баку. Вскоре после войны исчез, скрываясь от преследований НКВД, и связей с семьей не поддерживал . Сергей — родился 16 ноября 1897 г. на хуторе Крымском, в 1910 г. обучался во 2м классе Ростовского-на- Дону Петровского реального училища , умер в молодости . Мария — родилась 7 марта 1899 г. на хуторе Крымском. В 1910 г. обучалась во 2м классе Ростовской-на-Дону казённой женской гимназии . Окончила Екатерининскую женскую гимназию Ростова-на-Дону в 1916 г. и дополнительный педагогический класс той же гимназии в 1917 г. Из института была отчислена как дочь священника. Была замужем за Владимиром Михайловичем Флавицким, имела сына Юрия. Работала учительницей начальных классов в Тбилиси. Умерла 6 января 1983 г. в посёлке ВУГИ (г. Люберцы Московской области).

http://azbyka.ru/fiction/zhizn-i-smert-s...

Крутое. Церковь Михаила Архангела. Карта и ближайшие объекты Из книги священника Иоанна Добролюбова (1888 г.): «Крутое, расположенное на крутом берегу Становой Рясы, в качестве «Новоселебного села Лебедянского уезда с церковью Архистратига Божия Михаила» упоминается в окладной книге 1676 г. На построение, вместо малопоместительной и ветхой церкви, ныне существующей в с. Крутом деревянной Архангельской церкви, храмозданная грамота дана была в 1858 г., в 1859 г. начато строение церкви, а в 1862 г. она была окончена и освящена благочинным Василием Славяновым. Колокольня, находящаяся в общей связи с церковью, устроена с нею одновременно, материалом для ней послужила преждебывшая церковь. В 1874 г. вокруг церкви устроена была каменная ограда, а в 1878 году стены церкви внутри были расписаны приличными картинами. Причт при церкви с. Крутого по штату 1873 г. состоит из 1 священника и 1 псаломщика. Из священнослужителей означенной церкви известны: Иоанн уп. в 1676 г. Андрей Тимофеев упом. в 1760 г. Пётр Софрониев упом. в 1780—1785 г. Иона Петров упом. с 1785 г. по 10 марта 1810 г. Феодор Алексиев Полетаев уп. с 17 июня 1811 по 1840 г. и с 1842 по 18 марта 1851 г. Илья Иоаннов Покровский уп. с 1840 по октябрь 1841 г. Николай Алексиев Восходов уп. с 25 июля 1851—1855 г. Иоанн Кириллов Гиацинтов уп. с 1855—1860 г. Александр Георгиев Богданов уп. с 1861—1873 г. Пётр Постников упом. с 8 марта 1874—1885 г. Владимир Васильевич Троицкий состоит с 3 августа 1885 г.» Из «Состава причта приходов Рязанской епархии 1873–1894 гг.» известны: священники 1874–1885 гг. – Постников Пётр; 1885 г. – Грацианский Алексий Иоаннов; 1885-1894 гг. – Троицкий Владимир Васильевич. Исправляющие должности псаломщиков: 1873-1885 гг. Уп. 1873 г. – Сиротинин Максим, причетник (по штату 1873 г. – штатный). Сверх штата: Уп. 1873 г. – Теплов Стефан, пономарь (по штату 1873 г. – сверхштатный), в 1881 г. перемещен в село Секирино Михайловского уезда. По данным «Церковных ведомостей» 1888-1908 гг., «Адрес-календарей Рязанской губернии» 1889-1914 гг., известны: Троицкий Владимир Васильевич, священник церкви села Крутое Раненбургского уезда (АК 1898). Награждён (14.04.1904) камилавкой (ЦВ 1904). Урбанский Михаил Михайлович, священник церкви села Крутое Раненбургского уезда (АК 1912 — ПК 1914).

http://sobory.ru/article/?object=12085

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010