Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЗАВИТНЕВИЧ Владимир Зенонович (2.04.1853, с. Литвяны Минского у. и губ. (ныне Узденского р-на Минской обл.) - март 1927, Киев), проф. Из семьи потомственного священника. Окончил Узденское волостное приходское уч-ще, Минское ДУ, Минскую ДС (1875), СПбДА (1879) со степенью кандидата богословия с правом получения степени магистра без дополнительных устных испытаний. В академии учился у проф. М. О. Кояловича , создателя западнорус. научной школы. Там же началась его дружба с сокурсником П. Н. Жуковичем . В 1879 г. уехал в Варшаву, где продолжил начатое в академии исследование «Палинодии» Захарии (Копыстенского) . Одновременно с сент. того же года преподавал арифметику и географию в Варшавском ДУ, а также русскую лит-ру в реальном уч-ще Панкевича в Варшаве. В 1883 г. защитил магист. дис. ««Палинодия» Захарии Копыстенского и ее место в истории западнорусской полемики XVI-XVII вв.». В. З. Завитневич. Фотография. 10-е гг. XX в. В. З. Завитневич. Фотография. 10-е гг. XX в. В 1884 г. участвовал в конкурсе КДА на должность доцента кафедры рус. гражданской истории. Советом академии был единогласно рекомендован на эту вакансию по прочтении 2 пробных лекций, 14 окт. 1884 г. утвержден в должности. Его лекции привлекали много слушателей. З. входил в состав комиссии КДА для разработки программ публичных лекций по истории и словесности. Выступления З. на лекциях по сути являлись научными докладами по различным аспектам общественной и политической деятельности. С 1890 г. З. получил разрешение Совета КДА на дополнительное штатное преподавание истории в Киевском ин-те благородных девиц, где он вел этот предмет до 1914 г. С 1885 г. З. был членом Церковно-археологического об-ва при КДА, в 1888-1908 гг.- помощником секретаря об-ва. С 1892 г. член библиотечной комиссии КДА. З. освидетельствовал архивные выписки, выдаваемые Киевским центральным архивом, сотрудничал с Историческим об-вом при Имп. ун-те св. Владимира и Об-вом Нестора летописца, в котором с 1884 г. состоял членом совета, а с 1895 г.- секретарем. Вместе с проф. Н. И. Петровым был командирован от КДА на Археологические съезды: 9-й - в Вильне (1893), 12-й - в Харькове (1902), 13-й - в Екатеринославе (1905), 14-й - в Чернигове (1908). Входил в состав Имп. об-ва истории и древностей российских при Московском ун-те, Имп. Московского археологического об-ва, Военно-исторического об-ва, Об-ва охраны памятников старины в Киеве, был членом Комитета по разбору древних актов при киевском генерал-губернаторе. Участвовал в деятельности Богоявленского братства при КДА для помощи служащим и студентам.

http://pravenc.ru/text/182435.html

Вслед. длительного процесса ассимиляции и прежде всего перехода в Православие численность мусульм. населения Подмосковья сокращалась. К нач. XX в. в Москве насчитывалось ок. 5 тыс. мусульман (гл. обр. татар), в Московской губ. их было вдвое меньше. Треть подмосковных мусульман проживала в Московском у., в др. городах и уездах губернии их число колебалось от неск. десятков до 100 чел. Небольшое количество нетатар. мусульм. населения некомпактно проживало в Подмосковье. Несмотря на малочисленность, татары стремились поддерживать свои традиции и религию. Если складывалась даже небольшая мусульм. община, то наиболее начитанный из ее членов становился предстоятелем на пятничном намазе; нек-рые из глав общин являлись «народными» муллами («указных» утверждали власти). Намазы могли проходить в частных домах, летом - под открытым небом. В нач. XX в. из с. Собачий Остров Курмышского у. Симбирской губ. (ныне с. Красная Горка (Сафаджай) Пильнинского р-на Нижегородской обл.) в Звенигород приехал Х. Х. Хасянов (1878-1963). Он стал руководителем звенигородской общины, добился от властей в 1910 г. устройства отдельного мусульманского кладбища возле с. Супонева (ныне в черте Звенигорода). В 1907 г. администрация вагоностроительного завода близ ст. Мытищи обратилась к Московскому митр. сщмч. Владимиру (Богоявленскому) с прошением: «Среди рабочих Мытищинского вагоностроительного завода имеется много семейных магометан, а потому весьма большое неудобство представляет то обстоятельство, что в Мытищах нет магометанского кладбища. Так как отвозить покойников магометан в Москву для погребения на магометанском кладбище сопряжено с расходами, непосильными для рабочих, то имеем честь покорнейше просить Ваше Высокопреосвященство дозволить причту церкви с. Мытищ отвести место для означенного кладбища на церковной земле, арендуемой администрацией Вагонного завода, на что причт церкви с. Мытищ изъявил свое согласие». Исход этого дела неизвестен. Первыми «народными» имамами в Богородске были М. Ариков и А. Кутяшев, родом из татар. сел Мордовии . В дер. Крюково (ныне в черте Зеленоградского адм. окр. Москвы) «народным» имамом стал Х. Фаттахетдинов, старший брат А. Фаттахетдинова, имам-хатыба 2-й Московской мечети в 20-х гг. XX в. В Орехово-Зуеве «народным» имамом был Г. Ильясов. В роли духовных наставниц выступали и наиболее грамотные в религиозных вопросах женщины, прежде всего вдовы мулл. В нач. XX в. 30-летний мулла М. Б. Шарафетдинов наставлял мусульман Павловского Посада, а также соседних Богородска и поселений на территории совр. Орехово-Зуева. Летом 1917 г. он был официально утвержден имамом объединенной мусульм. общины этих населенных пунктов.

http://pravenc.ru/text/2564194.html

Карамзин следует Новгородской летописи и отмечает Жданову гору (на ждани горе в Новг. лет.) в нынешней Владимирской губернии. Соловьёв (I,375) принимает показание Лаврентьевской летописи и говорит, что « встртились они с ростовскими полками», и с ним нельзя не согласиться: новгородцы вышли 31-го декабря, а битва была 26-го января, дорога была трудная: « сташа днь зли, мразъ, вьлица, страшно зело». Вот на вьялицу-то и следует обратить внимание. Во вьялицу (метель) далеко не уйдёшь, и вёрст 20 средним числом, дай Бог , в сутки сделать большой массой (мы видели, что южные князья и по хорошей дороге делали 30 вёрст). От Новгорода до Валдая 132 версты, от Валдая до Вышнего Волочка 90, всего 222 версты, тоесть, 11 дней пути, в остальные 15 дней можно дойти, если двигаться по прямой линии до Ростова, до Москвы, сделать вёрст 20 за Переяславль и Александров, но не дойти не только до Суздаля, но и до Юрьева, а потому Ждьней или Жданей горы надо искать в этом районе, и, мне кажется, лучше всего будет остановиться на селе Жданове или дер. Жидининой, Мышкинского уезда. Жданово лежит верстах в двух от того места, где р. Корожична меняетъ своё южное направление на восточное, к востоку от него почти на самой Корожичне лежит дер. Игумнова горка, а к юго-западу, верстах в двух, на границе Кашинского уезда дер. Жидинина. Местоположение всех этих урочищ возвышенное. По карте Ген. Штаба дер. Жидинина ( Ждьн гора летописи Лаврентьевской) лежит на небольшом плоскогорье вёрст в 8 кв., которое начинается от дер. Ошейкинои по склону усеяно деревнями Рудино, Жидинина (выше других), с. Кононово и дер. Крюкова. Плоскогорьеце это спускается террасами к с. Жданову, имея на второй террасе Васьково и дер. Богоявленское (между Жидининой и Ждановым), а оттуда к Корожичне. На гипсометрической карте Тилло высота этой местности обозначена в 70 сажен над уровнем моря. Сюда новгородцы могли дойти к 26-му января, а тогда с Вышнего Волочка они шли на Ростов через Бежецк и Углич. Это, действительно, прямой путь на Ростов от Новгорода, и от Жданова до Новгорода будет вёрст 450, и 17 вёрст при условиях, указанных летописью, вполне достаточно для среднего числа вёрст суточного перехода. Посылая Ярослава на Медведицу и сам занимая позицию к северо-западу от Ростова, Олег, очевидно, и имел в виду эти два пути.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Monom...

Борьба с революционными настроениями, процветавшими в рабочей среде, по мысли обер-прокурора, должна была вестись в двух направлениях: издание специальной литературы против социалистического учения, а также устройство правильно организованной истинно-христианской взаимопомощи. Последняя мера выражалась в объединении священниками на промышленных предприятиях рабочих и хозяев вокруг приходских храмов на почве «христианской любви и взаимопомощи». Духовенство также призывалось к делу материального обеспечения рабочих и их просвещению. По мысли Победоносцева, «лишить социализм основы в практической жизни может только оживление выработанного уклада церковно-приходской жизни, уклада, коим жила и укреплялась Святая Русь» 129 . В условиях событий 1905 г. была четко обозначена система взаимодействия Церкви и государства: «Святейший Синод не сомневается, что православное духовенство, верное обязанностям своего высокого пастырского служения и искони преданное государственному порядку, исполнит пастырский свой долг в духе любви и мира и не перестанет призывать православный народ к неуклонному соблюдению установленных законов и повиновению законным властям» 130 . Российские условия существования церковной структуры не предполагали каких-то решительных действий от православных иерархов, которые должны были следовать своим обязанностям, поддерживая общественный порядок в рамках традиционных форм приходской жизни. Участие представителей от духовного ведомства в разрешении революционной ситуации выразилось в назначении синодального чиновника в особую комиссию, состоявшую из представителей всех заинтересованных ведомств, для выяснения причин недовольства рабочих в Петербурге и его пригородах и «изыскания мер к устранению таковых в будущем» 131 . Правда, К. П. Победоносцев не посчитал нужным отправлять своего постоянного представителя в эту комиссию, где также должны были присутствовать фабриканты и сами рабочие, поскольку в Петербурге имелась лишь одна Синодальная типография, рабочие которой не высказывали недовольства своим положением 132 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Эти люди уже открыто не веруют 165 . Их «коснулся современный тлетворный дух отрицания и сомнения, дух гордыни и неповиновения» 166 . Мнение епископа Агапита (Вишневского) совпадало с характеристикой рабочих начала XX в. товарища министра внутренних дел П. Д. Святополк-Мирского: «При содействии неблагоприятных условий столицы в последние три-четыре года из добродушного русского парня выработался своеобразный тип полуграмотного интеллигента, почитающего своим долгом отрицать религию и семью, пренебрегать законом, не повиноваться власти и глумиться над ней. Такой молодежи, к счастью, имеется на каждом заводе еще немного, но эта ничтожная горсть террористически руководит всей массой инертных рабочих» 167 . Именно представители третьей категории стали активными зачинщиками беспорядков, забастовок, представляя основную опасность не только для народной религиозности, но и для всего государства в целом. Как официальное свидетельство времени и подтверждение факта массовой апостасии во всеподданнейшем отчете обер-прокурора Святейшего Синода за 1913 г. к характеристике веры и благочестия добавляется слово «еще». В отчете отсутствуют традиционные рассуждения о «патриархальном» мировоззрении русского рабочего. Характеристика веры и благочестия определяется следующим образом: «в массе своей православный русский народ хранит еще (курсив наш. – М. Г.) православную веру в Бога и блюдет заветы родной старины» 168 . В отчетах за 1913 и 1914 г. раздел «Состояние веры и благочестия в народе» вообще отсутствует, что, вероятно, можно объяснить началом Первой мировой войны, на которой было сфокусировано основное внимание обер-прокурора. Общие ожидания решительных церковных мер в рамках этого обер-прокурорства не оправдались, как писал протопресвитер Г. Шавельский : «Если же касаться всей вообще церковной работы этого периода, то надо сказать, что отсталость, безжизненность и малопродуктивности были отличительными ее признаками, особенно заметными при сравнении с последней порой огромного роста и развития других сторон русской жизни», а то положительное для Церкви, что было сделано самим обер-прокурором В.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К началу 1880 г. относятся первые пореформенные попытки законодательного регулирования рабочего вопроса, которые были сформулированы в либеральной программе министра финансов Н. X. Бунге. Программа реформ предполагала разработку мер, которые гарантировали рабочим реализацию их социальных прав, а также возможность свободного возникновения трудовых организаций. В 1882 г. по инициативе Н. X. Бунге принимается указ, изданием которого было положено начало «рабочему законодательству» в России 76 . Регламентировавший условия труда на фабриках закон запрещал работать детям до 12 лет. Малолетние рабочие (12– 15 лет) могли трудиться только в дневные смены шести будних дней не больше 8 часов в сутки и лишь 4 часа подряд. Этот же закон оговаривал условия школьного обучения рабочих, обязав руководство фабрик предоставить малолетним работникам возможность посещать школьные занятия не меньше 3 часов в день и 18 часов в неделю 77 . Ответственность за устройство школы при фабрике должны были взять на себя владельцы предприятий, учебный процесс осуществлялся под наблюдением фабричного инспектора и директора народных училищ. Стоит отметить, что спустя 20 лет, в 1904 г., в Богородском уезде, крупнейшем промышленном районе Московской губернии, из 79 предприятий с количеством рабочих больше 100 человек лишь 9 имели фабричные школы 78 . В церковных кругах рабочий вопрос в это время все еще специально не обсуждался, однако церковная инициатива, хотя и косвенно, восполнила недостатки фабричного образования, развитие которого оказалось малоэффективным. В 1882 г. при Святейшем Синоде была создана комиссия, на которую возлагалась задача «всесторонней разработки и ближайшего обсуждения вопроса об обеспечении за духовенством участия в деле народного образования» 79 . К 1884 г. комиссия разработала проект «Положения о церковно-приходских школах», который стал главным стержнем церковных преобразований К. П. Победоносцева 80 . Активное развитие церковно-приходских школ привело к их количественному увеличению за двадцать лет (с 1880 по 1905 г.) более чем в 150 раз. Победоносцев полагал, что народ, в силу своего искреннего тяготения к Церкви, примет лишь просвещение, основанное на религиозных началах 81 . Повышенное внимание обер-прокурора к религиозным вопросам было «достаточно необычным на фоне далеко зашедшей секуляризации правительственной политики России» 82 . Расширение общественной роли Церкви должно было стать основой социокультурных изменений и, как следствие, общегосударственной стабильности.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Новые фабричные законы начала 1900-х гг. характеризовались сохранением прежнего попечительно-охранительного направления. И. И. Янжул, известный экономист, занимавший пять лет (1882–1887) должность московского фабричного инспектора, а также являвшийся член-корреспондентом Российской академии наук, в своих воспоминаниях писал: «У нас, у русских, всегда отсутствует чувство меры. Законы растут у нас как грибы, часто без всякой нужды меняются гораздо раньше, чем старый закон сумел пустить корни и привиться в русской почве. Особенно это прилагается к фабричному законодательству» 107 . Формальное исполнение рабочего законодательства приводило к снижению эффективности действия законоположений и повсеместному усилению недовольства. К началу XX в. законодательная нерешенность рабочего вопроса ставит его на первое место в чреде наиболее актуальных проблем общественно-политической жизни страны. Значительной мерой 1900 г. стало определение Святейшего Синода, основанное на императорском указе о «беспрепятственном допущении православных приходских священников в находящиеся в их приходах промышленные заведения для пастырских миссионерских бесед с рабочими». Министерство финансов в свою очередь разослало циркуляры с оповещением чинов фабричной инспекции, Министерство внутренних дел передало указания о свободном допуске церковнослужителей к губернаторам и чинам полиции. Организация фабричного надзора за горными заводами и промыслами получила предписание от Министерства земледелия и государственных имуществ 108 . В первый и последний раз все важнейшие ведомства империи признали социальную необходимость церковных мер по рабочему вопросу в рамках борьбы с социализмом и атеизмом и договорились об их совместной реализации. В 1900 г. класс промышленных рабочих насчитывал порядка 3 млн человек, что вместе с чернорабочими и непромышленными, занятыми в кустарном ремесленном производстве, составляло около 14 млн человек из 140-миллионного населения страны 109 . Допуск священников на фабричные предприятия не мог повлиять на причины социально-экономического недовольства рабочих, к чему стремилась государственная власть и фабриканты; не сдерживала эта мера и опасный для Церкви растущий в обществе религиозный индифферентизм. Однако присутствие священников на заводских комплексах, наряду с чинами фабричной инспекции, явилось смягчающим фактором социально-политической и религиозной напряженности.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Составитель игумен Дамаскин (Орловский) 28 Слово Высокопреосвященного Владимира, митрополита Московского и Коломенского, произнесенное на молебне пред началом нравственно-религиозных чтений для рабочих города Москвы. М., 1902. С. 8–9, 12–14. 29 Юношам! Речь Высокопреосвященнейшего митрополита Московского и Коломенского Владимира, произнесенная 30 декабря 1910 года на собрании Кружка в Епархиальном доме. М.. 1911. С. 7, 9, 11. 49 Алексий (Баженов; 1872-?), обновленческий митрополит. 8 декабря 1913 года хиротонисан во епископа Николаевского, третьего викария Одесской епархии. В 1914 году назначен вторым викарием той же епархии. В 1917 году назначен епископом Елисаветградским, первым викарием Одесской епархии. В 1921 году назначен епископом Тираспольским и временно управляющим Одесской епархией. 26 июня 1921 года устранен Патриархом Тихоном от управления Одесской епархией. В начале 1922 года уволен с должности первого викария Одесской епархии. С момента зарождения обновленчества перешел в обновленческий раскол и с возведением в сан архиепископа назначен управляющим Одесской епархией (обновленческой). В 1923 году перемещен на Казанскую кафедру. Был участником второго обновленческого так называемого «Всероссийского Поместного Священного Собора» 1923 года, на котором позорно подписал постановление о лишении сана и монашества Святейшего Патриарха Тихона. С 1924 года в сане митрополита. Ставил перед Патриархом Тихоном вопрос о покаянии при условии, если тот оставит за ним сан митрополита. В 1933 году назначен обновленцами митрополитом Симферопольским и Крымским. 9 февраля 1938 года уволен на покой. Дальнейших сведений о нем не имеется. Очевидно, умер без покаяния. 53 Акт освидетельствования тела митрополита Киевского Владимира, убиенного 25 января 1918 года (произведено 26 января 1918 года): «Тело митрополита Владимира оказалось при освидетельствовании в умеренно окоченелом состоянии; руки полусогнуты и сложены на туловище, причем пальцы правой руки сложены для крестного знамения; правая нога полусогнута в колене, а левая выпрямлена; на тело надето нижнее белье.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

И вот, благодаря такому горячему призыву и почину ревностного о спасении душ архипастыря, в слободе Мстере тогда же начало организовываться противораскольническое братство, под наименованием «Богоявленского православного братства в слободе Мстере», имевшего, кроме этой главной цели – борьбы с расколом, целью еще и дела христианской благотворительности и распространение духовного просвещения и удаление из общества православного недугов нравственных, каковы лож, обман, пьянство, распутство и т.д. 236 14 октября того же 1864 года последовало и открытие этого Братства Преосв. Феофан был почетным попечителем его. Деятельное участие приняли в нем и гражданские начальствующие лица в губернии губернатор А.П. Самсонов, покровитель братства, и преемник его П.А. Шатохин, почетный попечитель братства. Наиболее ревностным деятелем последняго в среде местных жителей был временно обязанный крестьянин А.К. Голышев, учредитель братства и попечитель его. В члены Братства вступили в короткое время многие лица из разных мест Владимирской губернии с искреннейшим желанием содействовать тем или иным способом целям Братства, и в короткое же время, благодаря деятельности ближайших участников его и такому содействию, оно стало приносить уже благие плоды, не смотря на ограниченность средств своих на первых порах существования его: оно способствовало улучшению приходского училища в слободе Мстере, а по времени в ней братством организовано было и особое женское училище; способствовало оно улучшению и местных храма и богадельни при нем; оказало помощь по сбору пожертвований на покупку дома для женского духовного училища в г. Владимире и т.п.; в отношении же к расколу собственно Братство на первых же порах, кроме усиления дела проповеди, стало зорко наблюдать за открытыми раскольническими молельнями, чтобы не производилось в них громогласного пения и раскольнических служб, останавливало публичные раскольнические погребения, служащие соблазном для православных, прекращало наругания раскольников над обрядами св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Одновременно с иконописью в Мстере зародился ювелирный промысел.  Для украшения икон чеканились оклады и венцы, многие  мастера хорошо владели финифтяным делом и гравировкой. В середине 19-го века зародилось в слободе еще один славный промысел, сделавший имя Мстере вышивка.  Одна девушка из окрестных селений, хорошо знавшая золотошвейное мастерство, вышла замуж за мстёрского жителя и решила приложить свое умение на новом месте. И так удачно приложила, что  к 1875 году в слободе в золотошвейном промысле было занято более 50 человек. Местные мастерицы вышивали плащаницы, хоругви, воздухи, епитрахили.  К концу столетия в Мстере  работали около 400 вышивальщиц. Рабочий день в пятницу заканчивается рано в три часа пополудни вышивальщицы седлают велосипеды и разъезжаются по домам, к теплым печкам.  В шкатулочном цеху огромной фабрики «Мстерская миниатюра» остался один мастер и его помощник закладывают под пресс последнюю на сегодня партию заготовок из папье-маше. Три художницы еще корпят над росписью шкатулок, шутят и рассказывают байки, не выпуская кисти и лупы из рук. В иконописной мастерской тоже засиделись двое мастеров на просьбы рассказать о себе смущенно улыбаются, и мы узнаем лишь скупые факты Светлана Овчинникова и Владимир Котков окончили местное художественное училище и работают на фабрике с начала 80-х годов.        Но в частных иконописных артелях работа идет до позднего вечера особенно много заказов на большие семейные иконы рассказали нам в артели «Художник». Дети иконописцев играют и рисуют тут же, - за соседним столом. Среди прочих рисунков  выделяется один, на котором простым карандашом выведен ангел с нимбом. На поселок опустились тягучие ноябрьские сумерки, работники ставят на сигнализацию знаменитый музей, где собрана великолепная коллекция миниатюр, икон и вышивок, снова зовут колокола к вечерней уже службе в Богоявленском монастыре. Пора уезжать: в свете фар мелькает перечеркнутое красной линией название поселка. Фотографии Алексей Мякишев, Екатерина Соловьева

http://foma.ru/solovjrva-mstera.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010