Церковь Богоявления Господня В Москве светоносному празднику Богоявления посвящены были три монастыря, один на Ильинском крестце, близ гостиного ряда, другой на Никольской улице у крестца, третий в Кремле у Троицких ворот. Сначала скажем о древнейшем из них, находящемся на Никольской улице; потом коснемся и других двух позднейших, известных под названием Троицкого Богоявленского, или Богоявленского монастыря на Троицком подворье; от них ныне уже и следов не осталось, только сохранилось воспоминание в истории Москвы и Российской Иерархии. Как некоторые церкви, так и монастыри в честь Богоявления Господня сооружены были на реках, ручьях, или студенцах, где, после литургии, совершалось великое освящение воды. Когда еще каменная стена не отделяла Китай-города от Кремля, и Неглинная текла в своих берегах: тогда Иордань, по смежности монастыря с Неглинною, могла устраиваться на ее водах. В наших летописях историограф не нашел известия о начале Московского Богоявленского монастыря 1 ; но в Истории Российской иерархии и в домовой монастырской книге 1600 года основание его отнесено к княжению Благоверного Даниила Александровича. Начатое первым Великим Князем Московским строение этой обители докончено сыном его Иваном Калитою. Первоначально она была деревянная, а при Калите каменная. В Русских летописях называется «Богоявление каменное» 2 . В этой домовой книге записано, что «от 1296 года до 1304 года быть обитель чудного Богоявления, да в приделе Богоявления Пречистой Богородицы на Москве за торгом, Божиим благословением и строением благоверного и благочестивого Великого Князя Даниила Александровича Владимирского и Новгородского и Московского и всея Руси, сия пречестная обитель Богоявления во дни государства его сделана и церкви возграждены деревянные и кельи, но приказу благоверного Великого Князя Даниила Александровича: сын его Великий Князь Иван Даниилович заложил бысть сию церковь чудное Богоявление каменное в 1342 году 3 , и по отшествии его Великого Князя Ивана Даниловича от земных к Богу, по приказу совершил эту церковь чудное Богоявление во святой обители. Этот их боярин, которого звали Протасий, Душеприказчиком Калиты, по-видимому, был Радонежский тысяцкий, докончивший, после смерти Великого Князя, согласно с его завещанию. «Эта обитель отовсюду и в этом православными народы видима, как зеркало». По свидетельству домовой книги, это великокняжеское богомолье пользовалось особенными милостями Великих Князей Московских. Одним из первых игуменов Богоявленского монастыря был Стефан, старший родной брат Преподобного Сергия, постриженик Хотьковского Покровского монастыря, Духовник Великих Князей Симеона и Иоанна.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Патриарх Кирилл совершил панихиду у гробницы Святейшего Патриарха Алексия II 05.12.2022 355 Время на чтение 3 минуты Фото: Monasterium.ru Сегодня, 5 декабря, в четырнадцатую годовщину со дня кончины Святейшего Патриарха Алексия II, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил панихиду у гробницы своего приснопамятного предшественника в Благовещенском приделе Богоявленского кафедрального собора в Елохове г. Москвы, сообщает Патриархия.ru. В этот день раннюю Божественную литургию в Богоявленском соборе возглавил заместитель управляющего делами Московской Патриархии епископ Павлово-Посадский Силуан. Позднюю Литургию совершил управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве, наместник Новоспасского ставропигиального монастыря г. Москвы митрополит Воскресенский Дионисий в сослужении митрополита Липецкого и Задонского Арсения, руководителя Административного секретариата Московской Патриархии, настоятеля Богоявленского собора архиепископа Одинцовского и Красногорского Фомы, столичного духовенства. За панихидой Его Святейшеству сослужили: митрополит Воскресенский Дионисий; митрополит Липецкий и Задонский Арсений; архиепископ Одинцовский и Красногорский Фома; епископ Луховицкий Евфимий, наместник Высоко-Петровского ставропигиального монастыря г. Москвы, председатель Синодального миссионерского отдела; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь кафедрального соборного Храма Христа Спасителя г. Москвы; протоиерей Николай Балашов, советник Патриарха Московского и всея Руси; архимандрит Филарет (Булеков), заместитель председателя ОВЦС МП; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилл; духовенство г. Москвы. Богослужебные песнопения исполнил хор Богоявленского собора (регент — А.К. Майоров). Заупокойное богослужение транслировалось в прямом эфире телеканалов «Союз» и «Спас», а также на официальном портале Русской Православной Церкви Патриархия.ru.

http://ruskline.ru/politnews/2022/12/05/...

Карпово. Церковь Воскресения Словущего. Церковь Обновления храма Воскресения Господня Карта и ближайшие объекты Построена из кирпича в 1744 г. Фасады несут отголоски московского барокко. Трапезная, приделы и колокольня относятся ко 2 половине XIX в.Закрыта в 1930-е гг. Бесхозная. Источник: Памятники архитектуры Подмосковья : Северное направление : Фотопутеводитель/А. А. Колмовской - М., 2002 Село Карпово (до Смутного времени называлось – Детялино, Воскресенское, Воскресенский Погост) было вотчиной Московского Богоявленского монастыря, что в Китай-городе. В Смутное время село было превращено в пустошь, и тогда же уничтожена деревянная церковь. Во второй половине 17 века на пустоши Детялино поселились крестьяне, и пустошь стала сельцом, в котором вместе с деревнями Карпово и Дубровки в 1678г. насчитывалось 29 дворов. В 1743г. на средства Московского Богоявленского монастыря была заложена кирпичная церковь. Строительство завершилось в 1744 году. В 19 веке к храму пристроили трапезную и колокольню. Внутри устроили приделы в честь священномученника Харлампия и апостола Иоанна Богослова. Церковь построена в традиционном для русской архитектуры 18 века стиле «восьмерик на четверике». В советское время, в 1930-1937гг., храм неоднократно закрывали, но по настоятельным требованиям прихожан вновь открывали. В январе 1938г. после ареста священнослужителей, храм был закрыт окончательно. Настоятель храма протоиерей Иоанн Лавров и диакон Владимир Величкин в 1937г. были арестованы и отправлены в Таганскую тюрьму. В феврале 1938г. на Бутовском полигоне они были расстреляны. В 2002 году храм возвращён православной церкви. Храм сильно разрушен, начаты восстановительные работы. Не реже одного раза в месяц совершается Божественная литургия, регулярно отправляются требы. Из книги Дмитровский край. Из глубины веков до наших дней. Том 2. По Дмитровским дорогам. Дмитров: Вести, 2005г. Церковь Обновления храма Воскресения Господня выстроена в 1744 г. в вотчине московского Богоявленского монастыря. Колокольня и трапезная с теплым приделом перестроены вновь с увеличением площади в конце 1880-х г.г. по проекту А.П. Белоярцева 2-го.

http://sobory.ru/article/?object=03595

Мстёра. Богоявленский монастырь. Церковь Богоявления Господня. Церковь. Действует.   Престолы: Богоявления Господня Год постройки:1687. Адрес: Владимирская область, Вязниковский район, пос. Мстера, пл. Ленина Координаты: 56.375376, 41.939535 Проезд:Поселок Мстера, территория Богоявленского монастыря в центре поселка. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Богоявленский храм - старейшая постройка монастыря, выполнен в русских традициях, богато украшен кокошниками, пятиглавием, изящными каменными крыльцами.  В советское время здесь размещался склад фабрики детской игрушки. Постепенно строение обветшало, появились трещины, протечки кровли привели к сильным повреждениям фасадов. В конце 1980-х гг. склад выехал и были начаты работы по реставрации. Проведенное инженерное обследование (инж. Щелоков О.О.) не выявило явных причин деформаций, хотя были подозрения на оползневые процессы откоса реки Мстерка, на котором стоит монастырь. Шурфование не вызвало сомнений и в качестве строительства, храм выстроен очень добротно. Причина проблем определена как общее бесхозяйственное отношение, как-то отсутствие кровель, скачкообразный отопительный и температурно-влажностный режим, бесконтрольная растительность на территории, деревья. Поэтому дальнейшие шаги были определены в плане консервации и косметических работ без серьезного вмешательства. Произведена реставрация кладки, сделано новое покрытие трапезной (Гороховецкий реставрационный участок, прораб Монакин З.С.)  Затем несколько лет " смутного времени " 1990-х гг. постройка стояла полностью раскрытой и бесхозной, все белокаменные полы были вандально вскрыты, захоронения поруганы. После передачи монастырского комплекса Владимирской Епархии реставрация храма была постепенно продолжена. Плиты полов во возможности были уложены на свои места, раскопанные черепа и кости собраны в одно место. На момент съемок в 2005 г. заканчивались отделкой интерьеры. В коллекции различных интересных надписей, собранных К. в разделе V «С разной церковной утвари.» в числе других упомянут церковный сосуд, княжеский вклад: «Вязниковского уезда в селе Мстёре, в церкви упразднённого Богоявленского монастыря: Потир серебряный, на поддонке вырезана надпись: «Сии сосуды в Богоявленский монастырь в церковь Богоявления Господня приложил князь Василий Григорьевич Ромодановский по приказу брата своего 1663 года месяца Мая в 24 Вызывает интерес дата сосуда, он предназначался вкладом в действующую деревянную Богоявленскую церковь, построенную ещё до Богоявленского собора (1687). Цитируемая надпись ещё одно зримое свидетельство древности обители.

http://sobory.ru/article/?object=01898

По прибытии в собор Предстоятель Русской Православной Церкви поклонился честным мощам святителя Алексия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, и чтимому списку Казанской иконы Божией Матери. Его Святейшеству сослужили: архиепископ Одинцовский и Красногорский Фома, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии, настоятель Богоявленского кафедрального собора г. Москвы; епископ Павлово-Посадский Силуан, заместитель управляющего делами Московской Патриархии; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; протоиерей Сергий Точеный, благочинный храмов Богоявленского церковного округа Московской епархии, настоятель храма апостола Иакова Заведеева в Казенной Слободе г. Москвы; иерей Дионисий Казанцев, секретарь Святейшего Патриарха по Московской области; иерей Василий Лосев, руководитель Юридической службы Московской митрополии; духовенство г. Москвы. Патриаршее богослужение посетили: председатель Комитета Совета Федерации ФС РФ по конституционному законодательству и государственному строительству А.А. Клишас; депутат Государственной Думы ФС РФ, советник мэра г. Москвы, советник Патриарха Московского и всея Руси по вопросам строительства, куратор Программы строительства православных храмов в г. Москве В.И. Ресин; глава городского округа Красногорск Московской области Д.В. Волков; старший вице-президент, финансовый директор ПАО «ГМК " Норильский никель " » С.Г. Малышев. Богослужебные песнопения исполнили правый и левый хоры Богоявленского собора под управлением А.К. Майорова и А.С. Хачатряна. На телеканалах «Союз» и «Спас», а также на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru шла прямая трансляция Патриаршего богослужения. На сугубой ектении были вознесены особые прошения, Предстоятель Русской Православной Церкви прочитал молитву о Святой Руси. За Литургией Святейший Владыка рукоположил в диакона Александра Рязанцева, клирика храма Рождества Иоанна Предтечи в Ивановском г. Москвы, в сан пресвитера.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/01/19/my...

Первый священномученик — как убивали киевского митрополита Владимира Документальное расследование к 100-летию трагедии 7 февраля, 2018 Документальное расследование к 100-летию трагедии Документальное расследование к 100-летию гибели священномученика Владимира (Богоявленского) В музее Национального университета «Острожская академия» (Острог Ровенской области Украины) представлены страшные экспонаты: фото зверски убитого в 1917 году фронтовиками-дезертирами князя Сангушко, представителя старинного волынского рода, и принадлежавшие его семейству иконы. И тело несчастного выходца из Гедиминовичей, и образа были буквально изорваны штыками. Примечательно, что этот дикий случай произошел задолго до Октября и прихода к власти «безбожных большевиков». И если убийство престарелого аристократа еще как-то можно списать на «классовую ненависть», то иррациональное издевательство над иконами как нельзя лучше демонстрирует атмосферу насилия и деградации морали, закономерной жертвой которой одной из первых стала удерживающая Православная Церковь… Непримиримый противник расколов Зверское убийство митрополита Киевского и Галицкого Владимира (в миру – Василия Никифоровича Богоявленского) стало знаковым предвестием начала гонений на православие и террора, начавшихся в период революции и Гражданской войны на территории бывшей Российской империи и длившихся в той или иной форме долгие десятилетия. Это кощунственное преступление, всколыхнувшее Киев и Украину в «страшное лето, от Рождества Христова 1918-е» (как писал в «Белой гвардии» Михаил Булгаков), так и осталось не раскрытым до конца. Мы попытаемся восстановить подробности резонансного преступления, совершенного в Киеве 25 января 1918 г. (7 февраля по новому стилю), и его расследования на основании материалов «Дела Министерства юстиции по 1-му Департаменту, 2-му отделу (уголовному) об убийстве Митрополита Владимира». Эти уникальные документы выявлены автором статьи в фонде Министерства юстиции Украинской Державы (апрель-декабрь 1918 г.) гетмана Павла Скоропадского в Центральном государственном архиве высших органов власти Украины . В статье использованы также опубликованные воспоминания и работы историков .

http://pravmir.ru/bolshe-vyi-mitropolita...

Житие священномученика Владимира (Богоявленского), митрополита Киевского и Галицкого Священномученик Владимир (в миру Василий Никифорович Богоявленский) родился 1 января 1848 года в селе Малая Моршка 1 Моршанского уезда Тамбовской губернии в семье священника. По некоторым сведениям, мальчик рано узнал сиротство, так как отец его был убит, и сына воспитывала мать. Отличительной чертой характера мальчика была застенчивость, и эта черта сохранилась у него на всю жизнь. Впоследствии, в связи с его высоким положением, она только еще более развилась, так как он оказался поневоле окружен обманом и лицемерием, когда окружающие, по большей части люди ему подчиненные и от него зависимые, искали не истины, а выгоды. Оттого, не успев завести близких и единомысленных людей, когда еще не занимал высокое положение, он уже не смог сделать этого позднее и всю оставшуюся жизнь нес бремя одиночества. Дружество и единомыслие он мог бы найти в среде делателей, проходящих с ним одно поприще, но при замкнутом и застенчивом характере, доверяя в значительной степени только себе, он был вынужден вникать в каждое дело сам, ограничивая, таким образом, его своим кругозором. Священномученик Владимир родился и прожил детские годы в эпоху, когда русская жизнь была омрачена крепостным правом, а в духовных училищах и семинариях царили порядки бурсы. Только собственное мирное, от Бога данное устроение отрока Василия и его блестящие способности, делающие и само учение увлекательным, помогли ему преодолеть недостатки тогдашней школы, о которой у него остались посему самые благоприятные воспоминания. Низшее и среднее образование Василий получил в Тамбове. Окончив Тамбовскую Духовную семинарию, он, как подающий большие надежды способный студент, был направлен для продолжения образования в Киевскую Духовную академию и, сдав приемные экзамены, был зачислен на первый курс. Своей специализацией в академии Василий выбрал церковно-практическое отделение, на котором преподавались словесность, история иностранной литературы, гомилетика, каноническое право, литургика. В то время в академии преподавали многие выдающиеся ученые, которые оказали плодотворное воздействие на одаренного студента, послужив его нравственному и умственному совершенствованию. Всего на курсе вместе с Василием Богоявленским училось тридцать два человека, из которых некоторые стали заметными научными деятелями. С этого курса вышли три профессора Духовной академии, один профессор историко-филологического института, заслуженный преподаватель Духовной семинарии H.H. Щеглов и священномученик, пострадавший в тот же год, что и митрополит Владимир, протоиерей Неофит Любимов .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Православная Энциклопедия, т. 3: " АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 31 МАРТА — 5 АПРЕЛЯ 1992 г. " АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ, заседал 31 МАРТА — 5 АПРЕЛЯ 1992 г. в Свято-Даниловом московском монастыре под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (Ридигера), в деяниях Собора участвовали 97 архиереев. Во вступительном слове Патриарх Алексий II обозначил основные темы заседаний: канонизация новомучеников Российских и преподобных Кирилла и Марии, родителей прп. Сергия Радонежского, ситуация в церковной жизни на Украине и статус Украинской Православной Церкви (УПЦ), проблемы взаимоотношения Церкви и общества. В 1-й день заседаний Собор также заслушал доклад председателя синодальной Комиссии по канонизации святых митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова), в котором были изложены одобренные Священным Синодом выводы комиссии, исследовавшей жития преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, а также новомучеников митрополита Киевского Владимира (Богоявленского), митрополита Петроградского Вениамина (Казанского) и казненных вместе с ним сщмч. архимадрита Сергия (Шеина), мч. Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова, великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары, убиенных в Алапаевске. По докладу митрополита Ювеналия Архиерейский Собор принял 2 деяния: «О канонизации преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей преподобного Сергия, игумена Радонежского, Чудотворца» и «О канонизации митрополита Киевского и Галицкого Владимира (Богоявленского, 1848–1918), митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина (Казанского; 1873–1922) и иже с ним убиенных схимонаха Сергия (Шеина; 1866–1922), Юрия Новицкого (1882–1922) и Иоанна Ковшарова (1878–1922), великой княгини Елизаветы (1864–1918) и инокини Варвары (1918)».

http://sedmitza.ru/lib/text/429442/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 31 МАРТА - 5 АПРЕЛЯ 1992 г. Заседал в конференц-зале гостиничного комплекса Данилова московского мон-ря под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (Ридигера) , в деяниях Собора участвовали 97 архиереев. Выступление Святейшего Патриарха Алексия II на Архиерейском Соборе. 31 марта 1992 г. Выступление Святейшего Патриарха Алексия II на Архиерейском Соборе. 31 марта 1992 г. Во вступительном слове Патриарх Алексий обозначил основные темы заседаний: канонизация новомучеников Российских и преподобных Кирилла и Марии , родителей прп. Сергия Радонежского , церковная ситуация на Украине и статус Украинской Православной Церкви (УПЦ), проблемы взаимоотношения Церкви и об-ва. В 1-й день заседаний Собор также заслушал доклад председателя синодальной Комиссии по канонизации святых митр. Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова) , в к-ром были изложены одобренные Свящ. Синодом выводы комиссии, исследовавшей жития преподобных схимон. Кирилла и схимон. Марии, а также новомучеников митр. Киевского Владимира (Богоявленского) , митр. Петроградского Вениамина (Казанского) и казненных вместе с ним сщмч. архим. Сергия (Шеина) , мучеников Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова (см. также Петроградский процесс 1922 г. ), вел. кнг. Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары , убиенных в Алапаевске. По докладу митр. Ювеналия А. С. принял 2 деяния: «О канонизации преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей преподобного Сергия, игумена Радонежского, Чудотворца» и «О канонизации митрополита Киевского и Галицкого Владимира (Богоявленского, 1848-1918), митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина (Казанского; 1873-1922) и иже с ним убиенных схимонаха Сергия (Шеина; 1866-1922), Юрия Новицкого (1882-1922) и Иоанна Ковшарова (1878-1922), великой княгини Елизаветы (1864-1918) и инокини Варвары (1918)». В деянии о канонизации новомучеников сказано, что это только начало церковного прославления мучеников и исповедников, пострадавших в годы революционной смуты и послереволюционного террора.

http://pravenc.ru/text/76514.html

прот. Владимир Сорокин Часть X. 1927–1939. Пастырь-просветитель После закрытия Высших Богословских курсов и неудачной попытки организовать хоть какое-нибудь духовное учебное заведение, о. Николай всю свою энергию направил на пастырское приходское служение, проповедь и просветительство. В это время он состоял настоятелем Николо-Богоявленского б. Морского собора. Здесь он и проявил себя ревностным пастырем-просветителем. Убежденный приверженец митрополита Сергия, он не оставлял своей паствы в заблуждении, направлял ее в истинное русло церковной жизни, постоянно говорил проповеди, проводил апологетические беседы, вел активную переписку. 7/20 января 1926 года Владыка Сергий пишет о. Николаю: «Господь да сохранит Вас в наступившем году от всяких бед и напастей» 420 . Церковная позиция о. Николая всегда состояла в желании мирным спокойным путем урегулировать существующие проблемы. Характерна в этом плане его запись в дневнике 19 октября 1924 года: «Сейчас заходил ко мне новопоставленный еп[ископ] Иларион (Бельский), назначенный в Каргополь. Посвящен в Покров, 1 октября, в Москве, в Покровском монастыре. Я сказал ему, что радуюсь, считаю, что рано получил он сан. Но, раз воля Божия совершилась, надо ему чистотою жизни заслужить должное к себе отношение. Спрашивал он у меня разных советов, как приехать, куда явиться, как начать дело и т. п. Советовал ему возможно скромнее себя держать, приехать тихо, зарегистрироваться, побывать и познакомиться с председателем исполкома, ГПУ, предъявить назначение, попросить указаний; причислиться к Церкви, не назначая особой встречи, в субботний день начать служение со всенощной с обычным словом и т. д.» 421 . Не противопоставление, а сопоставление, не противостояние, а поиск выхода из нравственного и духовного тупика, в котором оказалось в то время российское общество – вот тот жизненный принцип православного священнослужителя прот. Николая Чукова. Он очень хорошо чувствовал боль православных верующих, но он как прекрасный аналитик видел и знал болезни всего общества. Он видел масштабность болезни и во времени, и в пространстве. Всю серьезность и опасность он учитывал при любом своем действии. Он знал не только диагноз, он знал и методы лечения этой болезни. Первым в ряду методов лечения – просвещение, своевременное информирование людей, беседы, обсуждения, поиск уравновешенных решений. Он стремился конкретным словом и делом свидетельствовать о православии и его месте в обществе. Как настоятель большого собора, он всячески поощрял конкретную благотворительную помощь двадцатки собора. Так, 15 ноября 1927 года в Исполком Центрального районного Совета поступило письмо двадцатки Николо-Богоявленского б. Морского собора:

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010