Испанская и Португальская митрополия Константинопольской Православной Церкви, выделенная в 2003 г. из состава Французской митрополии, насчитывает 39 общин и 30 иереев. Состоит из 5 округов: Центр. и Сев. Испания и Гибралтар; Вост. Испания и Андорра; Юж. Испания; Канарские о-ва; Португалия, Галисия, Азорские о-ва и о-в Мадейра. Приходы Румынской Православной Церкви на территории И. (ок. 68) относятся к епископии Испании и Португалии (с кафедрой в Мадриде), входящей в митрополию Зап. и Юж. Европы. Имеются благочиния Мадрида, Барселоны, Сев. Испании (Витория-Гастейс), Кастельона-де-ла-Плана, Севильи. К Западноевропейской епархии СПЦ принадлежит 2 прихода: в честь Покрова Пресв. Богородицы в Барселоне (с 1988) и во имя Иоанна Крестителя в Жироне. В состав архиерейского наместничества Испании и Португалии Западно- и Среднеевропейской епархии БПЦ входит 3 храма: Пресв. Богородицы (Барселона), св. равноапостольных Кирилла и Мефодия (Аликанте) и Богоявления (Сеговия). Римско-католическая Церковь в И. имеет 14 архиеп-ств: Барселона (еп-ства-суффраганы: Сан-Фелиу-де-Льобрегат, Терраса), Бургос (еп-ства-суффраганы: Бильбао, Осма-Сория, Паленсия, Витория-Гастейс), Гранада (еп-ства-суффраганы: Альмерия, Картахена, Гуадикс, Хаэн, Малага), Мадрид (еп-ства-суффраганы: Алькала-де-Энарес, Хетафе), Мерида-Бадахос (еп-ства-суффраганы: Кория-Касерес, Пласенсия), Овьедо (еп-ства-суффраганы: Асторга, Леон, Сантандер), Памплона и Тудела (епископства-суффраганы: Калаорра и Ла-Кальсада-Логроньо, Хака, Сан-Себастьян), Сантьяго-де-Компостела (епископства-суффраганы: Луго, Мондоньедо-Ферроль, Оренсе, Туй-Виго), Севилья (епископства-суффраганы: Кадис и Сеута, Кордова, Уэльва, Канарские о-ва, Херес-де-ла-Фронтера, Сан-Кристобаль-де-ла-Лагуна (или Тенерифе)), Таррагона (епископства-суффраганы: Жирона, Льейда, Солсона, Тортоза, Уржель, Вик), Толедо (епископства-суффраганы: Альбасете, Сьюдад-Реаль, Куэнка, Сигуэнса-Гвадалахара), Валенсия (епископства-суффраганы: Ивиса, Мальорка, Менорка, Ориуэла-Аликанте, Сегорбе-Кастельон-де-ла-Плана), Вальядолид (епископства-суффраганы: Авила, Сьюдад-Родриго, Саламанка, Сеговия, Самора), Сарагоса (епископства-суффраганы: Барбастро-Монсон, Уэска, Тарасона, Теруэль и Альбаррасин). На 2011 г. общее количество католиков И. составляет ок. 43,1 млн чел. (согласно данным по диоцезам; An. Pont. 2011).

http://pravenc.ru/text/674995.html

Др. претендентов на престол не оказалось, и Леовигильд аннексировал королевство свевов. Он оказывал покровительство арианскому исповеданию вместо Православия, которое было принято свевами, вероятно, при кор. Теодомире (559-570). Франки не оставляли попыток завладеть Септиманией, но с сер. VI в. военные столкновения становились все более редкими. Между представителями франк. и вестгот. королевских родов заключались браки: кор. Атанагильд выдал замуж дочерей - Брунгильду за короля Австразии Сигиберта I и Галсвинту за короля Нейстрии Хильперика I, Эрменегильд был женат на франк. принцессе Ингунде (дочери Брунгильды и Сигиберта I). В сер. VI-VII в. из-за удаленности от центра Вестготского королевства в Септимании сохранялось относительно независимое управление, а среди аристократии нередко возникали заговоры против вестгот. правителей. Угрозу представляли полунезависимые племена васконов и кантабров, жившие в горах и совершавшие опустошительные набеги на равнинные территории. В 574 г. кор. Леовигильд покорил кантабров, восстание которых спровоцировали находившиеся в оппозиции к вестготскому королю испано-рим. магнаты. Было подавлено и крупнейшее восстание васконов (579-582). Кор. Леовигильду удалось занять большую часть Васконии; для укрепления власти вестготов на этой территории в 581 г. была основана крепость Викториак (вероятно, на месте совр. г. Витория-Гастейс). Окончательно разбить горные племена и присоединить их земли к Вестготскому королевству удалось кор. Свинтиле. Т. о., к 30-м гг. VII в. весь Пиренейский п-ов оказался под властью вестготов. В VI в. одним из главных факторов социальной и политической нестабильности гос-ва вестготов являлась религ. раздробленность. Большинство жителей И. были православными, Церковь оставалась влиятельной и сохраняла сложившуюся еще до прихода вестготов структуру. Большинство вестготов исповедовали арианство , церковные структуры в Вестготском королевстве были неразвитыми, сведения об арианских епископах в И. крайне скудны. С целью унифицировать церковное устройство кор.

http://pravenc.ru/text/674995.html

Получившие известность «остраконы из Ирунья-Велея», якобы найденные Э. Хилем при раскопках рим. г. Велея (ныне Ирунья-де-Ока близ г. Витория-Гастейс, пров. Алава) и содержавшие одно из первых (III в.) изображений Распятия с 3 крестами, надписи на баскском языке лат. шрифтом, а также изображения егип. божеств и иероглифы, оказались поддельными. Вестготская археология (VI-VII вв.) Вотивная корона короля г. Рекесвинта. Гуаррасар. 2-я пол. VII в. (Национальный археологический музей, Мадрид) Вотивная корона короля г. Рекесвинта. Гуаррасар. 2-я пол. VII в. (Национальный археологический музей, Мадрид) Эпохе вестготов в археологии (VII в.) придавали особое значение еще в XIX в., т. к. с этим периодом связана часть «большого нарратива» истории И. Ее воспринимали как время политического и культурного единства, мощи и формирования основ национальной идентичности (Hispanidad): это период могущества Церкви и разработки законодательства. Считалось, что культуру вестготов отличает 3 элемента: тип некрополя, архитектурный стиль, виды металлических и керамических изделий. Вестготы, управляя И. более 250 лет, составляли небольшую часть населения и быстро подпали под влияние местной римско-испан. культуры, внутри к-рой их особый стиль не развился. Поэтому термин «вестготский» используют сейчас в археологии И. как хронологический (VI в.- 711 г.), не связанный с собственно гот. вещами или искусством. Культуру элиты вестготов отчасти характеризуют вещевые клады (крупнейший найден в Гуаррасаре под Толедо в 1858-1861) и отдельные гробницы, напр. мраморный саркофаг (2×0,5 м) в Эль-Туруньюэло (близ Медельина, пров. Бадахос; ок. 600), в к-ром сохранились украшения из золота, в т. ч. круглая брошь (диаметр 5 см) с изображением сцены «Поклонение волхвов» и 4-строчной греческой надписью (Национальный археологический музей, Мадрид). Открытые в кон. XIX в. кладбища и храмы VI-VII вв. активно исследуют с 20-х гг. ХХ в. ( Zeiss. 1934). В последние 50 лет археологические раскопки затронули города и сельские поселения вестгот.

http://pravenc.ru/text/2007788.html

Желая уберечь королевскую семью от углубления раздоров и вражды, Леовигильд отослал сына Герменегильда с его ревностной молодой супругой в Севилью, назначив его правителем части провинции Бетика. А там Герменегильд сблизился с православным епископом города Леандром, который, возможно, был его родным дядей по матери. В 580 г. Леандр крестил Герменегильда с православным именем Иоанн. Перемена вероисповедания дала новокрещеному правителю основание провозгласить себя королем. Монолитно православное население Бетики было на его стороне. Чтобы подчеркнуть свою независимость от отца, Иоанн-Герменегильд начал чеканить собственную монету. По отношению к отцу это был открытый мятеж. Ожидая с его стороны ответных действий, Иоанн вступил в союзные отношения с империей, которой он передал Кордову, с православным королем свевов Мироном, а также с франкским королем Бургундии Гунтрамном; правда, другой король из династии Меровингов, Хильперик, враждовавший с Гунтрамном, несмотря на свое православное исповедание, поддержал Леовигильда. На первых порах Леовигильд не предпринимал военной акции против сына, надеясь на мирное разрешение конфликта. В 581 г. он воевал не на юге, а на севере страны, вторгшись в земли васконов; возможно, что этот поход был предпринят в связи с тем, что васконы поддержали его мятежного сына. Овладев частью их земли, Леовигильд основал там город, названный в честь одержанной победы Викториакум (ныне Витория). Часть васконов после этого перебралась через перевалы Пиренейских гор во Франкское королевство. Одержав победу над непокорными васконами и обезопасив свои владения от нападения с севера, Леовигильд в 582 г. повел войска против мятежного сына. Бетика, где закрепился Герменегильд, после взятия Мериды была отрезана от союзного ей королевства свевов. Провалом закончилась и попытка Герменегильда получить помощь от империи. Направленное Герменегильдом в Константинополь посольство во главе с епископом Севильским Леандром не сумело добиться вооруженной поддержки. Имперское правительство не располагало для этого реальными возможностями: римские гарнизоны на юге Испании были малочисленными, а перебрасывать воинские отряды из Италии, Африки или с Балкан император Тиберий не мог из-за того, что во всех этих регионах обстановка была напряженной и рискованной. В 582 г. Леовигильд осадил столицу Бетики Севилью. Год спустя на помощь Герменегильду двинул войска король свевов Мирон, но в сражении с Леовигильдом он потерпел поражение. Как рассказывает Григорий Турский , «Леовигильд потребовал от него клятву на верность в будущем. И вот, обменявшись подарками, каждый из них вернулся к себе домой. Вернувшись домой, Мирон спустя несколько дней прилег на ложе и умер. А заболел он от северной испанской воды и от нездорового климата» 819 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

XIV - нач. XV в., в частности благодаря развитию движения Д.-терциариев. XVI век и раннее Новое время были для ордена, как и для всей католич. Церкви, эпохой потрясений. В ходе Реформации позиции Д. заметно ослабли, особенно в Германии и странах Сев. Европы. Были утрачены провинции Саксония, Швейцария, Богемия, Дакия (Скандинавия), Англия, Шотландия, Ирландия и Венгрия, а также Греция и Св. земля. В то же время благодаря географическим открытиям появились новые провинции в Америке, Африке, Ост-Индии (Индия, Цейлон, Юго-Вост. Азия); с кон. XVII в. стали действовать миссии на Филиппинах, в Китае и Японии. В Юж. Америке 1-я провинция была учреждена в 1530 г. в г. Санто-Доминго (пров. Св. Креста, но в основном местные провинции носили имена святых - св. Иакова в Мексике, св. Иоанна Крестителя в Перу, св. Лаврентия в Чили и др.). Доминиканец Бартоломе де Лас Касас (1474-1566), автор «Истории Индий», получил известность как защитник и покровитель индейцев. В Санто-Доминго, Боготе, Кито, Гаване и Маниле были открыты доминиканские ун-ты. В нач. XVIII в. орден насчитывал ок. 30 тыс. членов, это была эпоха его наиболее количественного роста. В Европе сокращение численности доминиканских мон-рей было связано с установлением абсолютистских режимов, в т. ч. во Франции и в империи Габсбургов. Д. сыграли важную роль как в начале Реформации (активная продажа индульгенций саксон. доминиканцем Иоганном Тетцелем явилась непосредственным поводом для 1-го выступления М. Лютера в 1517), так и в противостоянии ее влиянию. Одним из первых католич. теологов, выступивших против 95 тезисов Лютера, был магистр священного апостольского дворца Сильвестро Маццолини де Приерио. Генеральный магистр Д. кард. Каэтан был офиц. судьей Лютера на Аугсбургском рейхстаге. Из Д., бывших идеологами Контрреформации, следует назвать Якоба ван Хоогстратена, Иоганна Фабри и Ланселота Полити (Амвросий Катаринус). Видных представителей томизма дала испан. богословская школа - Франческо де Витория, Мельхиор Кано, Доминго Баньес и др.

http://pravenc.ru/text/178851.html

мориски покинули страну. Ок. 80 тыс. оставшихся морисков переселили из Гранады в Кастилию. В условиях османской угрозы враждебное отношение к морискам нарастало, и в соответствии с указом кор. Филиппа III в 1609-1614 гг. они были изгнаны из И. Эта мера имела тяжелые демографические и экономические последствия, особенно в Валенсии, где мориски составляли до 1/4 населения. Страна потеряла ок. 300 тыс. земледельцев и ремесленников. Инквизиция широко преследовала конверсо, к-рых дискриминировали статуты «чистоты крови». В Новое время «чистота крови» стала в И. важным фактором социальной стратификации, провоцируя в обществе конфликты. Контрреформация в И. не сводилась к преследованиям инакомыслящих. Католич. Церковь противопоставила протестант. Реформации широкую программу действий. Важнейшая роль в ней принадлежала представителям направления т. н. второй схоластики, сформировавшегося в XVI в. в испан. ун-тах. Доминиканцы Франсиско де Витория, Доминго де Сото, Мельчор Кано, Бартоломе де Медина (1527-1581), Доминго Баньес (1528-1604), иезуит Луис де Молина (1535-1600) и др. представители этого направления рассматривали теологические основания гос-ва, международного права, межконфессиональных отношений, экономики, морали. Стремясь к положительному раскрытию догматов и оставаясь в рамках католич. вероучения и доктрины томизма, они учитывали происшедшие в мире изменения: географические открытия и экспансию европейцев в Новый Свет, развитие ренессансного гуманизма и естественнонаучных знаний, религ. конфликты и рыночные отношения. С сер. XVI в. иезуиты во многом определяли идеи богословия второй схоластики; к Обществу Иисуса принадлежал Франсиско Суарес (1548-1617), переосмысливший в новых условиях метафизику Аристотеля и учение Фомы Аквинского. В трактате «О законах и Господе Законодателе» (Tractatus de legibus ac Deo legislatore; 1612) Суарес впервые представил учение о гос-ве в границах философии права. Он внес значительный вклад в осмысление проблем войны и мира, размышлял о народном суверенитете и о сопротивлении тирании.

http://pravenc.ru/text/674995.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАНО [испан. Cano] Мельхиор (Мельчор) (1 или 6.01.1509, Таранкон, совр. пров. Куэнка, Испания - 30.09.1560, Толедо), доминиканец, католич. богослов, представитель Саламанкской богословской школы. Род. в семье юриста Фернандо Кано, к-рый отправил сына учиться в ун-т Саламанки. С 1523 г. К. подвизался в доминиканском монастыре Сан-Эстебан в Саламанке, в авг. 1524 г., принеся «вечные» обеты, вступил в орден доминиканцев. С 1527 по 1531 г. в Саламанкском ун-те его наставником был испанский богослов Франсиско де Витория, занимавший в 1526-1546 гг. кафедру теологии. К. продолжил образование в орденской школе (коллегии) Сан-Грегорио в Вальядолиде, с 1533 г. преподавал там. Одним из его наставников, а затем и коллегой был Бартоломе Карранса (с 1557 архиеп. Толедский и примас Испании). В 1542 г. К. стал профессором философии в ун-те г. Алькала-де-Энарес; в 1546 г., после смерти Ф. де Витории, занял кафедру теологии в Саламанкском ун-те. Два из прочитанных К. в 1546-1552 гг. курса лекций (Relectio de sacramentis in genere habita in Academia Salmanticensis anno 1547; Relectio de paenitentia habita in Academia Salmanticensis anno 1547) были опубликованы в 1550 г. Еп. Мельхиор Кано. Гравюра из кн.: Retratos de Españoles ilustres. Madrid, 1791 Еп. Мельхиор Кано. Гравюра из кн.: Retratos de Españoles ilustres. Madrid, 1791 По поручению имп. Карла V К. вместе с др. доминиканским богословом Доминго де Сото участвовал в работе 2-й сессии Тридентского Собора (1551-1552). В 1552 г. по представлению императора папа Римский Юлий III назначил К. епископом Канарских о-вов. Через некоторое время К. отказался от епископского служения. Вернувшись в 1553 г. в Вальядолид, он стал ректором доминиканской коллегии Сан-Грегорио, а в 1557 г.- приором монастыря Сан-Эстебан в Саламанке. В 1556 г. составил для испан. короля докладную записку («Consultatio theologica»), в к-рой призвал монарха противостоять притязаниям Римских пап и доказывал правомочность короля распоряжаться церковными доходами в своих владениях.

http://pravenc.ru/text/1470221.html

«Lucula noctis» (Светляк в ночи) кард. Джованни Доминичи. В XVI в. новеллами в ренессансном духе прославился доминиканец Маттео Банделло. Хотя в быту братья-проповедники изначально придерживались обета бедности, их пребывание в больших мон-рях и крупных городах, а также интенсивное общение с мирянами привели к тому, что со 2-й пол. XIII в. Д. стали расходовать большие средства на украшение собственных церквей и мон-рей, выдвинув из своей среды немало архитекторов и художников. Наиболее известные архитектурные памятники Д. в Италии: ц. Санта-Мария Новелла во Флоренции (авторы фра Систо и фра Ристоро), мон-рь Сан-Марко там же, ц. Санта-Мария сопра Минерва в Риме, ц. Сан-Дзаниполо (святых Иоанна и Павла) в Венеции (архитекторы-терциарии Бенвенуто да Имола и Никколо да Имола), ц. Санта-Мария делле Грацие в Милане, где находится фреска Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». Выдающиеся произведения архитектуры были созданы во Франции, в Испании, Португалии (мон-рь и ц. Санта-Мария да Витория в г. Баталья), Германии и Швейцарии (мон-рь в Берне и мост через р. Аре работы Гумберта). Памятниками скульптуры являются гробницы Доминика в Болонье (работа Н. Пизано при участии фра Гульельмо да Пиза), Петра Веронского в Милане и Екатерины Сиенской в Риме. Доминиканское богословие оказало влияние на церковную живопись, разрабатывая популярные темы и сюжеты, напр. «Пляски смерти». К ордену Д. принадлежали живописцы фра Беато Анджелико (Джованни да Фьезоле) и фра Бартоломео (Баччо делла Порта), произведения к-рых можно видеть в мон-ре Сан-Марко во Флоренции. Прославились также Д.-витражисты того же периода немец Якоб Ульмский и француз Гийом де Марсийа, работавшие в Италии. Особая роль по традиции приписывается Д. в становлении и практике института инквизиции . Так, автор сочинений по инквизиторской практике Бернард Ги (1260-1331) утверждал, что основателем этого учреждения был Доминик, однако впосл. ряд историков ордена (в т. ч. доминиканец Ж. Б. А. Лакордер ) заявляли, что Д. никогда не были активными членами инквизиции.

http://pravenc.ru/text/178851.html

Анне, о б. братьях Сергии и Алексии. Наставь их на путь истинный, помоги преодолеть алкоголизм; о моем внукеНиколае и невестке Инне. Пусть в семье моего сына царит любовь. Господи, помилуй нас грешных. Благодарю Великомученицу Варвару! Наталья 23 ноября 2020, 14:24 Очень тронула меня история жизни красавицы, святой Варвары! Спасибо тем, кто собирает истории жизни святых! Варвара 9 марта 2020, 11:58 Святая Великомученица Варвара моли Бога о нас! Александр 17 декабря 2019, 14:29 Святая Варварушка , моли Бога о нас грешных, об Галине, Егоре, Александре. Татиана 17 декабря 2019, 10:04 Святая великомученице Варваро,моли Бога о соединении нас супругов Павла и Татианы опять друг ко другу и о детях наших Фотинии и Владиславе и испроси нам у Господа союз любви неразрушииый,детям нашим обрести богоугодное призвани и спасение душ наших.Аминь. PAVEL 16 декабря 2019, 22:55 Варвара, моги мне, р.Б. Павлу, создать семью с возлюбленной Иулией. Сергей 16 декабря 2019, 18:19 Варварушка, дорогая, помоги семью создать и деток вырастить! Помолись за нас грешных Сергие и Вере. Татьяна 14 ноября 2019, 19:14 Святая мученица Варвара помолись за Татиану, помоги с работой, помоги с переездом, помоги создать семью. Витория 8 марта 2019, 00:18 Прикладывались к мощам святой Варвары. И вот ознакомилась з житием и мучениями святой Варвары. Поражена в самое сердце. И думаю, какие же мы недостойные рабы просить благодати Божией. Господи прости и помилуй нас грешных. И моли святая великомученица Варвара о нас грешных и недостойных. Мы не достойны и ногтика на мезинце твоём. Сижу плачу Господи помилуй! Таиса 18 декабря 2018, 10:40 Я все прочитала, прочувствовала, сердце встревожилось, болит душа. Святая Великомученица Варварушка о тебе буду помнить всегда. Пресвятая Великомученица Варварушка моли Бога о нас. Сергий 17 декабря 2018, 12:39 Святая Великомученица Варвара моли Бога о мне и сохрани меня от всякой скорой болезни и внезапной смерти без покаяния, яко аз усердно к тебе прибегаю, скорой помощнице и молитвиннице о душах наших.

http://pravoslavie.ru/50452.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Мон-рь Пресв. Богоматери. Кон. XIV — нач. XV в. [португ. Batalha - битва, офиц. название Санта-Мария да Витория, Santa Maria da Vitória], город и мон-рь в Португалии (окр. Лейрия), усыпальница королей Авишской династии. Мон-рь, посвященный Богоматери, был построен по обету португ. кор. Жуаном I (1385-1433) после победы над кастильскими войсками в битве при Алжубарроте (14 авг. 1385). По настоянию Жуана даж Рейраша, имевшего влияние на короля, и королевского духовника мон-рь был отдан ордену доминиканцев . В 1388 г. под рук. А. Домингиша было начато строительство базилики, в 1402 г. работами стал руководить мастер Хью, прозванный Уге, вероятно англичанин, к-рому принадлежат надстройка сводов и зап. фасад, а также Королевский клуатр и зал капитула. Королевский клуатр мон-ря. XIV–XVI вв. Королевский клуатр мон-ря. XIV–XVI вв. В 1426-1434 гг. была сооружена капелла Основателя (Capela do Fundador), ставшая усыпальницей кор. Жуана и его супруги Филиппы Ланкастерской, в 1435 г. Уге начал возводить усыпальницу кор. Дуарти I (1433-1438), сына и наследника Жуана I, но в 1439 г. работы были прерваны. При кор. Афонсу V (1438-1481) был возведен 2-й готический клуатр. Работы над усыпальницей Дуарти возобновились в стиле «мануэлино» (в 1490-1516 работами руководил Матеуш Фернандиш, в 1528-1533 - Жуан ди Каштилью), но свод так и не был возведен, отсюда название Capelas Imperfeitas (Незаконченные капеллы). Тогда же галерея Королевского клуатра была украшена резными мраморными решетками (1516-1522, мастер Бойтак). В результате за полтора века сложился цельный ансамбль, соединивший в себе черты европ. (англ.) готики с декоративным богатством (позднеготические, ренессансные, мавританские мотивы) стиля «мануэлино». В 1901 г. останки Афонсу V и Жуана II (1481-1495) были перенесены из зала капитула в капеллу Основателя, в зале капитула в 1918 г. устроена могила Неизвестного солдата. В 1887 г. Б. объявлена национальным памятником, в 1983 г. внесена в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Лит.: Correia V. Batalha. Lisboa, 1929; Chicó M. T. Dois Estudios acerca da Igreja do Mosteiro da Batalha. Lisboa, 1944; Barros C. V. Mosteiro da Batalha. Lisboa, 1964; Каптерева Т. П. Искусство Португалии. М., 1990. С. 79-95. Л. К. Масиель Санчес Рубрики: Ключевые слова: ГРОТТАФЕРРАТА греч. мон-рь в во имя Пресв. Богородицы Гроттаферратской, в наст. время греко-католич. аббатство ордена василиан ИЛИ средневек. бенедиктинский мон-рь, с XII в. кафедра еп-ства и кафедральный приорат в графстве Кембриджшир (Великобритания), с 1541 г. англикан. еп-ство

http://pravenc.ru/text/77664.html

  001     002