В принятом в современной греческой приходской и соборной практике «Типиконе Христовой Великой церкви», составленном протопсалтом Георгием Виолакисом, который — несмотря на название — представляет собой особую редакцию Иерусалимского устава (но не древнего кафедрального Типикона Великой церкви), в случае совпадения Благовещения с Великой субботой праздник просто переносится на день Пасхи: так было сделано уже в Типиконе протопсалта Константина (Константинополь, 1838), на котором и основывается Типикон Георгия Виолакиса. Итак, устав соединения праздника Благовещения Пресвятой Богородицы с Великой субботой в византийской и поствизантийской традиции разработан очень подробно. Основные принципы этого соединения были заложены уже тысячу лет назад и представляют собой хоть и небольшую, но ценную часть многообразного и богатейшего литургического наследия Православной Церкви. Ими и следует руководствоваться при совершении богослужения в этот день — в той их форме, в какой они представлены в принятом в Русской Православной Церкви и утвержденном ее священноначалием еще в конце XVII века Типиконе (можно также обратить внимание на имевшуюся в русских дониконовских Типиконах возможность совершения всенощного бдения в случае совпадения Благовещения с Великой субботой и на устав совершения такого бдения и вечерни Великой пятницы в принятых ныне в практике афонских монастырей соборных Типиконах; вероятно, использование этого устава могло бы быть особенно уместным в храмах, посвященных Благовещению Пресвятой Богородицы). Главную проблему составляет порядок чтения Евангелия на литургии Великой субботы, о котором в принятом ныне в Русской Православной Церкви Типиконе ничего не сказано. Проблема здесь состоит в том, что чтение Евангелия праздника после Евангелия дня будет противоречить порядку Священной истории — в этом случае после рассказа о Воскресении Христовом (Евангелие Великой субботы) будет звучать рассказ о Благовещении, которое в действительности произошло не после, а до Воскресения.

http://patriarchia.ru/db/text/221536.htm...

В совр. греч. изданиях, отражающих приходскую греч. практику (Типикон Константина протопсалта, 1-е изд. в 1838, Виолакиса Типикон , 1-е изд. в 1888), устав службы в целом тот же, что в традиц. иерусалимских Типиконах, но с рядом отличий. Вечерня и утреня совершаются отдельно, на утрене отмечается полиелей; как и в поздних греч. Типиконах, канон поется только из Триоди (на 8), с запевами: к 1-му тропарю песней канона - воскресный Δξα τ Αγ Αναστσει σου (        ), к др. тропарям - Δξα σοι Θες μν δξα σοι (            ), перед песнями канона и в качестве катавасии поются ирмосы Ο θειτατος προετπου (    ). После славословия в конце утрени выносится Крест и совершается поклонение. На литургии, согласно 1-му изд. Типикона Константина, поются изобразительны, на блаженнах - тропари 3-й и 6-й песней канона Кресту; согласно следующим изданиям Типикона Константина и Виолакиса, поются особые праздничные антифоны (1-й - Пс 4. 7b, 59. 6, 67. 19a, 60. 6b; 2-й - Пс 97. 3b, 132. 7b, 73. 12, 45. 11b: 3-й - Пс 98. 5, 27. 9a, 27. 9b), после входа - тропари воскресный, Кресту, святому Минеи (вместо последнего у Виолакиса - святого храма) и богородичный кондак Τ περμχ Στρατηγ (    ). Трисвятое заменяется тропарем Τν Σταυρν σου (    ); в конце литургии вместо Εδομεν τ φς (    ) поется тропарь Σσον, Κριε (    ). Гимнография В совр. богослужебных книгах последование Креста включает такие элементы, как отпустительный тропарь 1-го гласа Σσον, Κριε, τν λαν σου (        ); кондак «тяжкого» (т. е. 7-го) гласа Οκτι φλογνη ομφαα (        ) с икосом, творение прп. Романа Сладкопевца ; канон без акростиха, творение прп. Феодора Студита , 1-го гласа, ирмос: Αναστσεως μρα (    ), нач.: Πανηγρεως μρα (    ); 4 самогласна, 4 цикла стихир-подобнов, 4 седальна, светилен; к числу крестных песнопений можно отнести имеющиеся в книгах крестобогородичны . Кроме того, песнопения в честь Креста присутствуют в будние дни 4-й седмицы Великого поста, следующей за К. н.: 3 стихиры-подобна - на вечернях с воскресенья по четверг, седальны по 2-м и 3-м стихословиях Псалтири и 2 трипеснца - на утренях с понедельника по пятницу. В среду и пятницу отменяются рядовые службы Минеи, вместо них поются дополнительные стихиры и канон Кресту; со вторника по пятницу на 6-м часе вместо тропаря пророчества поется тропарь     Песнопения К. н. и следующей за ней седмицы частично совпадают с гимнографией праздников Воздвижения Креста Господня (14 сент.) и Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня (1 авг.).

http://pravenc.ru/text/Крестопоклонной ...

Typicon. P. 186; Миркович. Типикон. С. 78a; первопечатный греческий Типикон 1545 г. Л. 81-83; Типикон. Ч. 1. С. 386-388). Совершаемое в навечерие последование вечерни с литургией Василия Великого и великим освящением воды в целом то же, что и в Студийском уставе; если навечерие приходится на субботу или воскресенье, то служится литургия Иоанна Златоуста в свое время, а вечерня с великим освящением воды - отдельно вечером, как и в Студийском уставе. Всенощное бдение начинается, согласно ранним редакциям Иерусалимского устава (см., напр.: Lossky. Typicon. P. 188; Миркович. Типикон. С. 79б; первопечатный греческий Типикон 1545 г. Л. 85), во 2-м часу ночи (т. е. после 19.00; по современной русской - в 10-м часу ночи, т. е. после 4.00 утра). Служится великое повечерие: за вседневным славословием следует лития с пением стихир праздника, затем - стихиры на стиховне, поется тропарь праздника 1-го гласа Εν Ιορδν βαπτιζομνου σου, Κριε (          ), совершается благословение хлебов , за ним - праздничная утреня с полиелеем, чтением Евангелия - Мк 1. 9-11, пением 2 праздничных канонов 2-го гласа (авторства Космы Маюмского и Иоанна Дамаскина - те же, что и в Студийском уставе) и великим славословием; на литургии особенности те же, что и в Студийском уставе. В ранних редакциях Иерусалимского устава (в частности, в Типиконе Сербского архиеп. Никодима 1319 г.- см.: Миркович. Типикон. С. 80б), а также в первопечатном греч. Типиконе 1545 г. (Л. 86) и совр. греч. Виолакиса Типиконе (см.: Βιολκης. Τυπικν. Σ. 144-159) отмечается повторное великое освящение воды, к-рое совершается в конце утрени, по пении великого славословия. В русской литургической традиции такая практика не распространена, но в московском первопечатном Типиконе 1610 г. (Л. 524 - 524 об.) ей посвящена отдельная заметка. Отдание праздника К. Г. в Иерусалимском уставе совершается не 13, как в Студийском, а 14 янв.- поется служба только праздника (напр., см.: Sinait. gr. 1096, XII-XIII вв.- Дмитриевский. Описание.

http://pravenc.ru/text/2459047.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Типикон (Богослужебный устав) БИБЛЕЙСКИЕ ПЕСНИ песни Свящ. Писания, пророческие песни,неск. вошедших в богослужебную практику поэтических текстов из ВЗ, а также апокрифического и раннехрист. происхождения БЛАГОВЕЩЕНСКИЕ ГЛАВЫ рубрики Типикона, регламентирующие совершение богослужения на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы БЛАЖЕННЫ в литургической терминологии так называются евангельские заповеди блаженств (Мф 5. 3-12); этим словом также могут называться тропари на Б.- припеваемые к евангельским стихам гимнографические тексты ВИОЛАКИСА ТИПИКОН богослужебный устав, употребляемый ныне в греч. кафедральном, приходском и отчасти монастырском богослужении «ВОСТАНИТЕ» возглашение параекклисиарха (в мон-рях) или диакона (в приходских храмах) в начале всенощного бдения ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ в богослужении правосл. Церкви - особый комплекс служб суточного круга, к-рый совершается в определенные дни и должен, согласно уставным указаниям, продолжаться от захода солнца до рассвета ГЕОРГИЯ МТАЦМИНДЕЛИ ТИПИКОН богослужебный устав, составленный на груз. языке ок. 1042 г. деканом (впосл. игуменом) афонского Иверского мон-ря прп. Георгием Святогорцем (Мтацминдели) († ок. 1065) ЕВЕРГЕТИДСКИЙ ТИПИКОН визант. литургический и церковно-правовой памятник 2-й пол. XI в., регламентировавший особенности устройства и богослужебные порядки располагавшегося возле стен К-поля Евергетидского мон-ря ИЕРУСАЛИМСКИЙ УСТАВ книга, с XI в. определяющая порядок служб и регламентирующая использование основных богослужебных книг в византийской литургической традиции

http://pravenc.ru/rubrics/122764.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИОЛАКИС [греч. Βιολκης] Георгий (ок. 1820, о-в Сифнос - июль 1911, К-поль), главный протопсалт К-польского Патриархата. Служил канонархом в храмах К-поля. Изучал теорию и практику визант. церковного пения сначала на о-ве Хиос у протопсалта Н. Павлаки и в мон-ре Неа-Мони, у мон. Мелетия, затем в К-поле у Феодора Фокейского. С 1843 г. служил в храме св. Иоанна на Хиосе. В 1865 г., отклонив предложение К-польского Патриарха Софрония II занять должность протопсалта патриаршего храма, стал преподавателем визант. пения в Халкинской богословской школе. В 1876 г., при Патриархе Иоакиме II, единогласным решением Свящ. Синода В. избран на должность главного протопсалта Патриархии, к-рую занимал до 1905 г. В. участвовал в подготовке новой редакции Типикона для соборных и приходских храмов. Виолакиса Типикон (1888) стал основным во всех греч. Церквах. В. работал над материалами певч. книги «Доксастария» Петра Пелопоннесского, новая редакция к-рого была выпущена учениками В. в 1889 г. Лит.: ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 905-906. А. А. Ткаченко Рубрики: Ключевые слова: ВИОЛАКИСА ТИПИКОН богослужебный устав, употребляемый ныне в греч. кафедральном, приходском и отчасти монастырском богослужении ГРЕЧЕСКИЙ РАСПЕВ жанрово-стилевая система, принятая в восточнослав. церковном пении с XVI в. и имевшая большое значение для его развития

http://pravenc.ru/text/158720.html

116 В Греции, согласно используемому там приходскому Типикону (так назы­ваемый Типикон Виолакиса), литургия совершается сразу вслед за утреней, которая всегда служится утром, а не вечером, как в Русской Церкви. По­этому отец Эмилиан разбирает не только тексты литургии, но и утрени (прим. ред.). 127 В византийских храмах сосудохранилище (греч. σκευοφυλκιον), или ризница, где хранились церковная утварь, богослужебные книги, литургические ткани, находилось в отдельном здании, расположенном недалеко от храма. Процессия Малого входа была установлена для перенесения Евангелия из сосудохранилища в храм (прим. ред.). 138 Idem. 5, 11–4, с. 52–54; Γρηγορου Θεολγου. Λγος 14, Περ φιλοπτωχας 15, PG 35: 876С; ω. Χρυσοστμου, «Υπμνημα εις τον ευαγγελιστν Ματθαον, »Ομιλα 4, 3, PG 57: 43. 141 Γρηγορου Παλαμ, " Ομιλα 2, Εις την κατ τον Τελνην κα τον Φαρισαον του Κυρου παραβολν 4, ΕΠΕ, т. 9, с. 50. 143 Проскомидия – начальная часть литургии, на которой приготавливаются вино и хлеб для освящения (прим. ред.) 144 Дориношение (греч. δρυ «копье» и φρω «нести») – символическая аллюзия на триумф императора-победителя, вносимого в город на щитах во время Великого входа, когда ангелы незримо вносят на своих копьях Царя всех Христа. Тогда звучат слова песнопения, введенного в литургию при византийском имераторе Юстине II в 573–574 гг.: “Иже херувимы тайно образующе и животворящей Троице трисвятую песнь припевающе, всякоеныне житейское отложим попечение, яко да Царя всех подымем ангельскими невидимо дориносима чинми. Аллилуия, аллилуия, аллилуия”. (прим. ред.). 146 Молитва перед возвышением и преломлением Святого Хлеба на литур­гии, из Служебника (прим. ред.). 148 Малый вход – это вход духовенства с Евангелием в начальной части ли­тургии. Великий вход – перенесение Святых Даров из жертвенника на пре­стол храма духовенством во время пения Херувимской песни. На Балканах шествие духовенства на Малом и Великом Входах совершается через весь храм, а не только по солее (прим. ред.).

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Литургика ВЕЛИЧАНИЕ краткое песнопение, употребляющееся в богослужении нек-рых негреч. правосл. Церквей при совершении службы с полиелеем или бдением ВЕЛИЧИТ ДУША МОЯ ГОСПОДА евангельская песнь Богородицы (Лк 1. 46-55), к-рая в богослужебных книгах включается в число библейских песней ВЕНЧИК атласная или бумажная лента с изображением Спасителя, Божией Матери и Иоанна Богослова , к-рая полагается на лоб усопшему при погребении ВЕРИГИ тяжелые цепи или иные металлические предметы, ношение к-рых на теле является одним из видов аскетического подвижничества ВИНКЛЕР Габриела (род. 9.03.1940), проф., д-р философии, специалист в области богослужения и истории христ. Востока ВИНО алкогольный напиток из винограда. Будучи универсальным символом, В. нередко упоминается в Библии и наряду с др. веществами таинств имеет богослужебное употребление, в т. ч. в Таинстве Евхаристии ВИОЛАКИСА ТИПИКОН богослужебный устав, употребляемый ныне в греч. кафедральном, приходском и отчасти монастырском богослужении ВЛАДЫКА властитель, верховный правитель, государь; в церковном словоупотреблении обозначает священнослужителя ВМЕСТООБРАЗНАЯ один из терминов христ. богословия таинств III-V вв., к-рым нередко обозначаются евхаристические Хлеб и Вино ВОДООСВЯЩЕНИЕ церковное священнодействие, посредством к-рого вода как один из первоэлементов тварного мира получает Божие благословение и освящение

http://pravenc.ru/rubrics/122642_5.html

Те же особенности воскресная служба имеет и при отсутствии бдения - при совершении ее по 7-й гл. Типикона. При этом служба теряет элементы, характерные для бдения: особое начало вечерни с каждением и пением Пс 103, литию, благословение хлебов. Поскольку благословения хлебов в этом случае нет, в конце вечерни вместо «Богородице Дево» поется воскресный отпустительный тропарь со своим богородичном. При отсутствии бдения после вечерни бывают трапеза ( вечеря ) и малое повечерие, во время к-рого исполняется богородичный канон текущего гласа (повечерие совершается по обычному чину). Утреня предваряется полунощницей, имеющей особый чин (т. н. воскресная полунощница), на к-рой исполняется троичный канон текущего гласа (нарочитое посвящение В. Пресв. Троице известно и на Западе) с особыми догматическими тропарями в конце. На практике в наши дни на Афоне обычным является совершение воскресной службы без бдения, а с бдением - только в период Великого поста и при совпадении В. с праздниками. В России и на Украине, напротив, принято всегда совершать под В. всенощное бдение, в той или иной степени сокращенное (обычно опускаются лития и благословение хлебов; поются только 1-е антифоны «Блажен муж» и степенных; непорочны заменяются полиелеем независимо от периода года, опускаются назидательные чтения; сокращаются объемы кафизм, число тропарей канона и стихир). До сер. XVII в., однако, и на Руси всенощное бдение под В. далеко не всегда совершалось даже в соборных храмах (см., напр.: Голубцов. 1908. С. 9, 83, 141, 221, 243, 248, 286). В приходской практике греч. церквей всенощное бдение бывает лишь в особых случаях, а обычно с вечера служат 9-й час и вечерню, утром - утреню и литургию. Порядок служб, согласно принятому ныне в греч. приходской практике Виолакиса Типикону , имеет нек-рые отличия от описанного в Иерусалимском уставе: утреннее Евангелие читается по 8-й песни канона и т. д. Песнопения воскресной службы В Октоихе воскресная служба каждого из 8 гласов имеет полное гимнографическое последование, включающее: отпустительный тропарь с богородичном; кондак с икосом; 2 группы седальнов и ипакои; 3 утренних канона - воскресный, крестовоскресный, богородичный; богородичный канон на повечерии и троичный канон на полунощнице со своими седальнами; неск.

http://pravenc.ru/text/155336.html

д. (присутствующий и в иерейском Служебнике (С. 173-175), но без указаний на разоблачение; на практике при иерейском служении обычно не связывается со снятием облачений, а включается в состав молитв после Причащения); 39) исход иерарха, облаченного в мантию и клобук, из храма при пении «Τν δεσπτην κα ρχιερα μν, Κριε, φλαττε». Следует отметить, что епископ может совершать службу т. н. иерейским чином, т. е. по иерейскому формуляру, от особенностей А. б. сохраняется только то, что епископ служит в архиерейском облачении, не снимая малый омофор; ему постилают орлецы, он восседает на горнем месте и сам влагает фимиам в кадило при каждении перед Евангелием, не выходит из алтаря на малый и великий входы (если, конечно, в службе также участвует хотя бы один священник). Такую службу принято совершать в день хиротонии. Архиерейская литургия в совр. греч. практике (см: Αρχιερατικν. Σ. 24-55; [Χριστδουλος (Παρασκευαδης) , ρχιεπ.]. Σ. 39-64) в основном совпадает с рус., однако имеет целый ряд характерных отличий: 1) поскольку в практике греч. Церквей утреня почти всегда совершается утром, а также из-за того, что по принятому в приходской практике Виолакиса Типикону часы обычно опускаются и литургия начинается сразу после утрени, облачение архиерея к литургии совершается во время заключительной части утрени (см. ниже); 2) в зависимости от желания архиерея облачение может происходить как в алтаре, так и в храме: а) если архиерей решает облачаться в алтаре, то священные облачения заранее возлагаются на престол, затем, когда архиерей войдет в алтарь и снимет мантию, диаконы надевают облачения на архиерея, возглашая псаломские стихи, далее епископ умывает руки, подходит к жертвеннику и сам завершает протесис, наконец, архиерей и священнослужители исходят в храм во время пения Великого славословия ; б) если архиерей решает облачаться в храме, то облачение начинается с многократных возглашений диаконов: «Εξλθετε, ερες Ιερες ξλθετε» (Иереи, изыдите! Изыдите, иереи!), в это время иереи исходят из алтаря через царские врата, вынося на подносах священные облачения епископа; далее облачение совершается так же, как и в рус. практике, однако облачают архиерея не иподиаконы, а иереи и диакон, а хор поет не слова псаломских стихов, а богородичен «тяжкого» (7-го) гласа «ρδβλθυοτεΑνωθεν ο προφται» (    ); 3) при произнесении на великой ектении прошения о епископе, помимо того что протодиакон и иерей кланяются архиерею (как и в рус. практике), хор негромко поет «Ες πολλ τη, δσποτα»; 4) на малом входе, после целования епископом Евангелия, он вместе с сослужащими поет «Δετε προσκυνσωμεν» (    

http://pravenc.ru/text/архиерейском ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БУРГО - ДЮКУДРЕ [франц. Bourgault-Ducoudray] Луи Альбер (2.02.1840, Нант - 4.07.1910, Вернуйе), франц. историк музыки и композитор. С 1859 г. учился в Парижской консерватории в классе композиции А. Тома. Получив в 1862 г. за кантату «Луиза из Мезьера» Римскую премию, переехал в Италию. Вернувшись в 1868 г. в Париж, в следующем году основал Общество Бурго-Дюкудре (Société Bourgault-Ducoudray) - любительский хор, исполнявший среди проч. музыку Палестрины, О. Лассо, К. Жанекена, И. С. Баха и Г. Ф. Генделя. В 1874 г. Б.-Д. отправился в Грецию собирать фольклор и изучать античную музыку. По возвращении на родину Б.-Д. опубликовал очерк о своем путешествии в Грецию и на Восток (1876), народные песни в собственной гармонизации (1876) и исследование о греч. церковной музыке (1877). Впосл. изучал и публиковал фольклор Бретани. С 1878 г. преподавал в Парижской консерватории историю музыки, знакомил своих студентов с творчеством рус. композиторов М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова и др., читал курс лекций по рус. музыке (1903). В 1888 г. за заслуги перед республикой был произведен в офицеры Почетного легиона. Композиторское наследие Б.-Д. состоит из неск. опер, симфонических и инструментальных сочинений; особое место занимают его гармонизации. «Очерки греческой церковной музыки» написаны для европ. читателя, не знакомого с греч. музыкой, и с позиции европейца. Б.-Д. был достаточно хорошо знаком с античной теорией музыки, однако его сведения о визант. музыке, нотации и богослужении крайне скудны; он не упоминает исследований своих европ. предшественников. Знания о греч. музыке Б.-Д. получил в основном от носителей греч. певч. традиции (протопсалтов Ф. Героянниса и Г. Виолакиса , архим. Германа Афтонидиса, И. Танталидиса, И. Цециса), поэтому он описывает только церковное пение после реформы Хрисанфа из Мадита (1814). Б.-Д. попытался связать античную теорию 3 муз. родов (диатонического, хроматического и энармонического) с совр. ему певч. теорией и практикой. Основанием для этого послужили особенности внутреннего строения звукорядов и интонирования в песнопениях стихирарного и пападического типов. Применяемым в визант. церковной музыке микроинтервалам в Хрисанфовой системе присваивается значение 3/4 и 5/4 тона, но Б.-Д., несмотря на подробное ее описание, пользовался четвертитоновой системой архим. Германа Афтонидиса.

http://pravenc.ru/text/153653.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010