Они вошли вместе. Когда они достигли башни, апа Виктор повернулся к человеку и сказал ему: «Мой брат, да помолимся мы!». Апа Виктор сказал: «Становись первый, потому что ты старше меня». Сказал человек, то есть Иисус, апе Виктору: «Становись первый». Сказал апа Виктор: «Да не будет мне так, потому что я молод по возрасту». Сказал человек, то есть Иисус: «Прости меня, я стану». И Иисус простер свои руки вместе с апой Виктором. Случилось же, когда они уже помолились, что апа Виктор подошел и приветствовал его. Он сказал человеку: «Что ты сделал, что избежал гонений, которые происходят?». Иисус сказал ему: «Мой брат, меня также взяли в судилище и распяли. ....... «Да благословит тебя мой Господь Иисус, потому что твое лицо источает радость. Садись, мой брат, чтобы я насытился твоим видом, потому что вот уже много дней я не видел людей. Сообщи мне, откуда ты. Может быть, ты житель моего города?» Иисус сказал ему: «Я житель города Антиохии». Апа Виктор сказал ему: «Стало быть, ты знаешь моего отца и мою мать?» Иисус сказал ему: «Твой отец – Роман, а твоя мать – Марфа». Апа Виктор сказал ему: «Есть ли смятения снаружи 522 и теперь?». Человек сказал: «...». Помолился апа Виктор: «Мой Господь Иисус Христос, умилосердись над всеми твоими созданиями и укрепи все эти изволения, которые в мире, и да славится Твое святое имя отныне и во веки веков. Аминь». Человек сказал апе Виктору: «Сколько времени (прошло) с тех пор, как ты пришел сюда?» Апа Виктор сказал: «Вот уже месяц и шесть дней». Человек, то есть Иисус, сказал: «Мой брат, разве тебя оставил страх, что ты живешь в этом пустынном месте один, и где ты добываешь хлеб и воду? И ты ... я сел и устрашился, а моя душа смутилась во мне. Если ты преподнесешь мне фунт золота, (говоря): «Проведи одну ночь в этом месте, я не смогу сделать это из страха перед пустыней». Ответил апа Виктор: «Мой брат, я достоин того, чтобы оставаться в этой пустыне, потому что я – грешник. Горе мне, если я достигну другого места. (Как) написано в Писании, во время, когда Господь сядет в долине Иосафатовой, ангелы, и архангелы, и все святые, и ....

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/izre...

Откройте сердца свои для милосердия, други братия! Пожалейте тех, кого смяла неумолимая нужда и загнала в лачуги, ночлежки, убежища, богадельни. Подумайте о бесчисленных детских приютах, которые существуют лишь благодаря нашей жертвенности. Не забудьте об Афонских старцах, о Палестинских инокинях, взывающих к Богу: “Хлеб наш насущный даждь нам днесь!” Мы, сытые, должны накормить их, наших голодных братьев и сестер, ибо одному Богу мы молимся, называя Его Отцом. Ради праздника Христова вспомним слова Его: “Когда делаешь обед или ужин, не зови друзей своих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя не позвали когда и не получил ты воздаяния. Но когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых; и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных” ( Лк.14:12-14 ). Этим словом Христовым нанесем удар по нашей моде – тратить на себя, на детей, своих и чужих, на друзей и близких в праздник Христов много денег. В день рождения Спасителя сделаем подарок только Ему чрез братьев Его меньших, бедных и несчастных. Он пришел на землю, чтобы пожалеть нищих, увечных, хромых, слепых. Научимся от Него этой жалости! Рождество Христово Что нового принесло на землю сошествие Сына Божия? Если у колыбели Иоанна Крестителя слышался недоуменный вопрос: “И что будет отроча сие?” ибо все были свидетелями необычайных чудес, сопровождавших его рождение, то тем естественнее нам, христианам, спросить: “Что принесло миру Отроча младо, превечный Бог, если при рождении Его слышалось провозвестие о мире, а Сам Он потом сказал, что пришел принести не мир на землю, но разделение?” На грешной земле если и жили до рождения Христова праведники, то они, как говорит св. апостол Петр, ежедневно мучились в праведной душе своей, видя и слыша дела беззаконные. Они, подобно доброму семени, проросшему среди плевел, жили в постоянном страхе быть подавленными нечестивцами. – “Те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли” ! ( Евр.11:38 ).

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-ile...

Писатель Астафьев горько стонет: «Отчего мучаюсь? Почему? Зачем? Нет мне ответа...». И потому, когда умер автор пятнадцатитомного собрания замечательных рассказов, повестей и романов, в найденной близкими его записке оказались слова: «От Виктора Петровича Астафьева. Жене. Детям. Внукам. – Прочесть после моей смерти: «Я пришел в мир добрый, родной и любил его безмерно. Ухожу из мира чужого, злобного, порочного. Мне не­чего сказать вам на прощанье. Виктор Астафьев». Когда нет ответа, тогда и что сказать?... Как и русский писатель, за тысячи лет до него пришел в мир маленький Аввакум, в мир светлый, мир прекрасный, добрый, ибо таков мир детства. А потом его охватила неправда и зло этого мира, очутившись в их объятиях, цепких и неумолимых, он безуспешно взывал к Богу: Доколе, о Ягве, я буду взывать, и Ты не слышишь?! А, правда – доколе? Может, уже и не стоит больше? Боровшемуся с Богом Иакову Бог так и сказал: Отпусти Меня, ибо взо­шла заря 15 . Зря ты борешься со Мной, толку нет, ни победить Меня, ни что-либо изменить в Моих планах Ты не можешь. Восходит заря, и ты встретишься с тем, кто ищет твоей жизни. Борьба бесполезна. А что Иаков? – Не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. И сколько нас, взывавших вслед за Аввакумом: Доколе, Господи, я буду взывать, и Ты не слышишь? Не слышат сильные мира сего, не слышат злодеи, не слышат люди, но Ты почему не слышишь? Сын Человеческий, этот Новый Аввакум, захватил в объятия свои крест и не отпускал его, не отпускал, не схо­дил с креста, но взывал: «Или, Или! лама савахфани?» то есть: «Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты меня оставил?» Почему Ты не слышишь меня? Не слышит. Небо молчит, молчит Отец Небесный. – И доколе это? – Пока не благословишь меня. Слышишь, Аввакум, взывай к Неслышащему тебя, взывай дотоле, пока не благословит тебя! – Когда это будет?... А о чем, собственно, взывает Аввакум? Что смутило его дух? Что трево­жит его и заставляет едва ли не пререкаться с Богом? Почему молчит Бог ? Может, и правда нет ответа? Или отвечать не хочет? Как стрелы летят во­просы человеческого недоумения, более того – пророческого недоумения, бессильно падая на землю, столкнувшись со скалой Божьего молчания.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Подпишитесь на наш Телеграм Архимандрит Виктор (Мамонтов) (1938–2016) 10 сентября 2023 года исполнилось бы 85 лет архимандриту Виктору (Мамонтову) — нашему современнику, чья внутренняя интеллигентность сочеталась с благодатным даром старчества. В 90-е к нему за советом ехала вся страна — а отец Виктор скорее молился, чем давал прямые советы. И ответы приходили. Предлагаем вашему вниманию проповедь архимандрита Виктора. Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть. Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко. Мф 11:27–30 Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! В Евангелии от Матфея, слышанном сейчас, Господь всех нас призывает к Себе: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас…» Иисус Христос этими словами говорит, что без Него человек не может обрести мир и будет пребывать в смятении, потому что этот мир, лежащий во зле, он не дает человеку вожделенного мира и покоя его душе. Если человек отдает себя во власть этого мира, обременяет себя этим миром, он теряет Бога и теряет жизнь, истинную жизнь, Жизнь Вечную. И Иисус Христос просит нас отдать Ему свою жизнь. И, если мы отдаем Ему свою жизнь, находим покой душам нашим, потому что в мире сем покоя мира нет, он есть в источнике этого мира, в источнике Жизни. Когда Иисус Христос говорит, что иго Его благо и бремя Его легко, это истина! Когда человек выбирает Христа, жизнь не по плоти, а по Духу, он становится совершенно иным. Если он живет по законам этого мира, отдается страстям, то он бывает растерзан этим миром и алчным, и беспокойным, и не может насытиться, и страсти его одолевают и мучают. Чем больше человек удовлетворяет свои страсти, тем больше заходит в тупик. Кто-то жаждет много денег, богатств материальных, приобретает, приобретает, и сам портится, и портит отношения со всеми людьми, потому что становится жадным, эгоистичным, завистливым, равнодушным, жестоким, никому не помогает, только все берет себе и ничего не хочет отдать.

http://blog.predanie.ru/article/arhimand...

Подпишитесь на наш Телеграм В Православной Церкви есть особые дни поминовения усопших . К таким дням относятся и заупокойные субботы. Одна из них — Димитриевская родительская суббота, которая в этом году приходится на 28 октября. Вашему вниманию — проповедь архимандрита Виктора (Мамонтова) в родительскую субботу. Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут. Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе. И дал Ему власть производить и су, потому что Он есть Сын Человеческий. Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения. Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца. Ин 5:23–30 Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Мы совершаем поминовение усопших в так называемую Вселенскую родительскую субботу. Церковь молится за всех, кто жил в этом мире временном, и кто его покинул, и эта молитва творится ради жизни, потому что у Бога мертвых нет, все живые, и Господь всех нас призвал к вечной жизни. В сегодняшнем Евангелии от Иоанна Иисус Христос говорит о том, что, если человек не только слушает Слово Его, но и верит в Него, имеет жизнь вечную и переходит от смерти в жизнь. Что это означает? Иисус Христос говорит нам о вечной жизни и об отсутствии ее. Вечная жизнь отсутствует там, где нет Бога. И, если человек не принимает Бога и не идет к Нему, то он отказывается жить, потому что биологическая жизнь приводит к смерти, она имеет начало и конец. Все мы рождаемся и проживаем определенное количество лет, кому сколько дано, и ценность человеческой жизни не определяется количеством прожитых лет. Если бы была жизнь только биологическая, мы бы ценили долголетие, долгое житие. Но какая разница, сколько прожить — 10 лет, 15, 21 год, или 40, или 120? Многие мечтают о долголетии, о том, чтобы жить, и жить, и жить. Но это дурная бесконечность, и человек в итоге устает от биологической жизни.

http://blog.predanie.ru/article/nam-vsem...

После грехопадения у Адама и Евы единственным утешением осталась надежда на пришествие Искупителя, Которого им обещал Бог. Чтобы эта надежда не погибла, Господь “многочастне и многообразне” напоминал чрез пророков о грядущем Спасителе, в Котором мы имеем искупление кровию Его и прощение грехов; Который примирил нас с Богом смертию Своей, чтобы представить нас святыми и непорочными и неповинными пред Собою ( Кол.1:22 ). И как непослушанием одного человека (Адама) соделались многие грешными, так и послушанием Одного (Христа) соделаются праведными многие; ибо если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа ( Рим.5:19 ). Итак, мы освобождаемся от последствий первородного греха Иисусом Христом. Когда, в какой момент? Прежде всего при крещении, когда крещаемый (прямо или чрез вооприемника) отрицается сатаны, даже плюет на него, и сочетается со Христом, а затем погружается в воду в знак того, что он умер для греха, для прежней жизни. Выходящий из вод крещения человек является новым творением, воскресшим для новой жизни, становится в ряды воинства Христова, чтобы сражаться против греха и диавола даже до крови ( Евр.12:4 ). “Кто не родится от воды и Духа, не может войти в царствие Божие” ( Ин.3:5 ). Причуды Человеческой Души На каждом шагу можно встретить человека, который скажет Ивам: “Да, в Бога я верую, но я – человек нецерковный. Люблю церковные службы на страстной неделе, особенно люблю в пасхальную ночь быть на церковном дворе. Красиво, впечатлительно, настраивает… Но я не хочу себя связывать, я не выношу, когда кто-то лезет в мою душу и там распоряжается. Я где-то читал в Евангелии, что где дух Господень, там свобода. Вот эту свою свободу я больше всего ценю и берегу. И думаю, что если бы люди не привязывались к догме, к обряду, а поклонялись Богу в духе и истине, то было бы меньше разных сект, расколов, разделений, было бы больше любви, если не между всеми людьми, то хотя бы между христианами.”

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-ile...

Прав А.М.Любомудров: «...В своих лучших книгах, созданных во второй половине творческого пути, Шмелёв не только ярко воплотил церковный быт, но, может быть, как никто до него из русских писателей, глубоко и полно воссоздал целостное православное мировоззрение. Он запечатлел образы людей, живущих с чувством постоянного присутствия Божия, изнутри показал общение человека с высшей реальностью, создал картины «духовной брани», с особой глубиной раскрытой в романе «Пути небесные»» 593 .   Пути небесные ведут к сокровищам небесным.   «Укажи мне, Господи, пути Твои и научи меня стезям Твоим. Направь меня на истину Твою и научи меня, ибо Ты Бог спасения моего; на Тебя надеюсь всякий день» (Пс. 24, 4-5). «На пути откровений Твоих я радуюсь, как во всяком богатстве. О заповедях Твоих размышляю, и взираю на пути Твои» (Пс. 118, 14-15). «Мои мысли— не ваши мысли, ни ваши пути— пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Ис. 55, 8-9). «...Велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель! праведны и истинны пути Твои, Царь святых!» (Откр. 15, 3).   Шмелёв отыскивает выход из земных тупиков к путям небесным , к путям Божиим. Вот содержание романа «Пути небесные» (1935—1947), последнего шедевра Шмелёва. Крайние точки того пути, который одолевают герои романа, Даринька и Виктор Алексеевич, обозначены ясно: тьма и свет, грех и духовная чистота. Писатель сознал сопряжение этих крайностей в душе человека ещё в ранней молодости («История любовная»). В письме П.Д.Долгорукову от 3 марта 1941 года он указал как на важнейшее в романе: «...всего главнее— ищущая и мятущая душа юной Дариньки и обуревающие страсти— борьба духа и плоти» (5,3). Это же высказано в самом романе словами Виктора Алексеевича: «Не раз находил я её в беспамятстве в её моленной. Мне иногда казалось, что в ней как бы рождался новый человек... как бы звено— от нашего земного— к иному, утончённому, от плоти— к душе» (5,190). Но человек не собственными усилиями только одолевает тот путь: его ведёт воля Промысла Божия. Как подлинно православный человек, Шмелёв и не мог иначе осветить смысл совершающегося. В этом— мы знаем— заключена великая истина Православия. Едва ли не все Святые Отцы предупреждают о том. Обратимся к мудрости одного из современных духовных наставников, игумена Никона (Воробьёва):

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

При чтении Евангелия нас поражает одна его особенность: евангелисты ничего не подчеркивают, ни на что не указывают с нарочитостью, даже о самом чудесном и необычайном говорят просто и спокойно. Какое-то эпическое безстрастие исходит со страниц Евангелия. И несмотря на это многия страницы Евангелия глубоко трогают нас. Это прежде всего те, в которых передано, хотя бы несколькими словами, отношение Христа-Спасителя к детям и грешникам. Господь как будто любит только крайности – чистых и падших, невинных и грешников; любит чистых и тех, которые должны очиститься; чистых – за благоухание их невинности, падших – за тоску о потерянной чистой, за жажду очищения. Свою любовь к детям Спаситель выражал великой нежностью, а к грешникам – великим сожалением. Он приходил в восторг, когда гладил головку ребенка, доверчиво склонившегося к Нему на колени, но не смущался и от прикосновения надушенных волос блудницы. Она в тот миг, когда отирала своими волосами с ног Учителя свои слезы, была так же чиста, как ребенок, еще не знающий никакой скверны. Любит Господь детскую чистоту до того, что за соблазн одного из малых сих угрожает потоплением в пучине морской. И эту любовь чувствуют не только дети, но и их матери. Оне подносили ко Христу своих детей, чтобы Он только прикоснулся к ним. Мать двух апостолов, Иакова и Иоанна, просила Господа однажды уделить ея детям лучшие места в будущем царстве, – и заслужила упрек. Но те матери, что не искали для своих детей ничего, кроме прикосновения, не просили ничего, кроме благословения, были уте-шены: они услышали радостное провозвестие: “Таковых есть Царствие Божие.” “Истинно говорю вам , провозгласил тогда Спаситель, если кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него.” Ученикам Христовым, недавним рыбакам, уже оставившим свои сети, но еще не отрешившимся от практического взгляда на всякое явление, казалось напрасной тратой времени это общение Христа с детьми, которые еще не были в состоянии понимать слова Его и которые еще не имели нужды в прощении. Апостолы еще не научились ценить детскую чистоту и видеть в ней залог святости, основание для будущего духовного совершенства. И потому они препятствовали детям приближаться ко Христу. Тогда Учитель, поставив ребенка среди них и обняв его, сказал им: “Истинно говорю вам, если не обратитесь и не сделаетесь, как эти маленькие дети, вы не войдете в Царство небесное. И всякий, кто примет одного из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня” ( Марк. 9:36-37 ).

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-ile...

Прибывши в Каппадокию, Лизий стал всячески разыскивать годных для набора людей. Между прочим, ему донесли и об Иероне, как о человеке здоровом и сильном и отличающемся особенным мужеством. Лизий тотчас же послал воинов взять его и привести. Посланные не застали Иерона дома: он был на работе в поле. Воины отправились туда и хотели схватить его; но Иерон, узнав, что его берут для воинской службы, отказался идти с ними, считая для христианина вредным иметь общение и служить вместе с идолопоклонниками. Воины хотели взять его силою, но разгневанный Иерон схватил попавшееся под руку дерево и начал их бить; он оказался настолько сильнее воинов, что они обратились в бегство, а он гнал их, как лев гонит козлят. Рассеянные им воины вновь собрались, однако, в одно место. Им стало стыдно друг друга, что не только не могли одолеть одного человека, но и были им прогнаны. Они боялись возвратиться к тому, кто их послал, с пустыми руками и говорили между собою, что если они воротятся без Иерона, то не только будут всеми осмеяны за то, что один человек победил их всех, но и будут жестоко наказаны за трусость. Поэтому они позвали себе на помощь своих товарищей и во второй раз в еще большем числе устремились на Иерона. Услыхав об этом, он набрал себе дружину из восемнадцати мужей — христиан, скрылся вместе с ними в находившуюся вблизи пещеру и оттуда отражал нападение осадивших его язычников. Последние известили между тем своего начальника, что Иерон с другими христианами заперся в пещере, и они не могут взять его. Начальник отправил к ним на подмогу еще более воинов и всё-таки они ничего не могли сделать, так как, боясь Иерона, никто не осмеливался даже приблизиться ко входу в пещеру. Тогда начальник послал к ним одного из друзей Иерона, по имени Кириака. Кириак, пришедши на место, посоветовал воинам удалиться от пещеры, так как Иерона, — говорил он, — можно взять только кротостью и добрым советом, а никак не силою. Когда воины удалились, Кириак вошел к Иерону и убеждал его не сопротивляться власти и идти записаться в воинскую службу. Мирною беседою своею он успокоил Иерона, вывел его из пещеры и отвел в его дом к матери — старой и слепой вдове. Она начала громко оплакивать сына, называла его опорой своей старости и светом своих слепых очей и жаловалась, что лишается единственного утешения в своем печальном вдовстве. Между тем воины, окружавшие Иерона, принуждали его идти с ними. Простившись с плачущей матерью, соседями и знакомыми, которые собрались там, Иерон захватил с собою одного своего родственника, по имени Виктора, и пошел в город Мелитину [ 3 ] вместе с воинами, сопровождаемый двумя своими близкими родственниками Матронианом и Антонием и некоторыми другими единоверцами. Путники не поспели в Мелитину до захода солнца [ 4 ] и ночевали на месте, где застала их ночь. Ночью блаженному Иерону явился некто одетый в белые одежды и возвестил ему кротким и полным любви голосом:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

протоиерей Виктор Василевич Скачать epub pdf Какое выражение нравственный закон имеет в разных религиозных системах? Насколько он универсален и чем отличается от христианской нравственности? Почему среди принявших православие иногда бывает больше безнравственных людей, чем среди неверующих или иноверцев? Все эти вопросы находят отражение в трудах святителя Николая Сербского (Велимировича). Взгляды святого на эту тему приведены в статье преподавателя Минской Духовной Семинарии протоиерея Виктора Василевича. В своей книге «Слово о Законе» святитель Николай Сербский приводит беседу преподобного Серафима Саровского с ученым архимандритом Макарием 1 , ректором семинарии. Из этого разговора между двумя яркими личностями XIX века святитель выделяет временные эпохи, которые делят человечество на три периода: детский, юношеский и зрелый. Детство человечества длилось до Закона, юность – под Законом, а когда пришло время, то есть в зрелые годы человечества, послал Бог Сына Своего Единородного 2 . Святитель Николай, говоря о первом периоде, приводит слова преподобного Иоанна Кассиана : «Чем руководствовались люди до заповедей Божиих? На основе чего они создавали свои законы, не имея Закона? На основе чего Авель мог быть праведным? Как он мог знать, что нужно принести жертву Богу от первородных стада своего ( Быт. 4, 4 )? Как Ной отличал чистых животных от нечистых? Откуда Сим и Иафет знали, что стыдно открывать наготу отца своего? Откуда Авраам знал, что должен давать Мелхиседеку десятину от всего? Кто ему подсказал отказаться от добычи после победы над язычниками? Кто научил его быть гостеприимным? Что научило Иова смирению, терпению, целомудрию и человеколюбию? Как вышло так, что ни один из праведников того времени не нарушил Закон? 3 " Святитель дает такой ответ на эти вопросы преподобного Кассиана: «Совесть – вот ответ на все эти вопросы. Закон Бога отпечатался в душах людей до писаного закона. Не нужен был внешний закон тем, которые носили закон в себе» 4 . В подтверждение своих рассуждений святитель приводит слова апостола Павла: «Когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их» ( Рим. 2. 14–15 ). Таким образом, хранителем закона до закона была совесть.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010