Разделы портала «Азбука веры» Богослужения Последование богослужений наряду Православный календарь Воскресенье, 8 сентября 2024 г. (26 августа ст.ст.) Неделя 11-я по Пятидесятнице Глас 2, Поста нет Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году). мчч. Адриана и Наталии (305-311) . блж. Марии Дивеевской (Фединой) (1931) . прмч. Адриана Ондрусовского (1549) . Собор Орловских святых. Собор Нижегородских святых. Собор Саратовских святых. сщмч. Петра Иевлева, пресвитера (1918) . исп. Георгия Коссова, пресвитера (1928) . сщмч. Виктора Элланского, пресвитера, мчч. Димитрия Морозова, Петра Бордана и исп. Романа Медведя, пресвитера (1937) . Обретение мощей исп. Николая (Могилевского), митрополита Алма-Атинского (2000) . иконы Богородицы «Умиление» Псково-Печерская (1524) . Литургия свт. Иоанна Златоуста. рядовое: Утр.: Ин.21:15-25 Лит.: Ап.- 1Кор.9:2-12 Ев.- Мф.18:23-35 Богородицы: Лит.: Ап.- Флп.2:5-11 Ев.- Лк.10:38-42,11:27-28 Тропари, кондаки, молитвы и величания Тропари и кондаки дня Тропарь воскресный, глас 2 Егда снизшел еси к смерти, Животе Безсмертный,/тогда ад умертвил еси блистанием Божества;/егда же и умершия от преисподних воскресил еси,/вся Силы Небесныя взываху://Жизнодавче, Христе Боже наш, слава Тебе. Кондак воскресный, глас 2 Воскресл еси от гроба, Всесильне Спасе,/и ад видев чудо, ужасеся,/и мертвии восташа;/тварь же видящи срадуется Тебе,/и Адам свеселится,/и мир, Спасе мой, воспевает Тя присно. Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Владимирской» Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Владимирской», глас 4 Днесь светло красуется славнейший град Москва,/яко зарю солнечную восприемши, Владычице,/чудотворную Твою икону,/к нейже ныне мы притекающе и молящеся Тебе, взываем сице:/о, пречудная Владычице Богородице!/Молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему,/да избавит град сей и вся грады и страны христианския/невредимы от всех навет вражиих,//и спасет души наша, яко Милосерд. Ин кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Владимирской», глас 8

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-09-...

13 сентября 1943 года Виктор был рукоположен в сан диакона, а 1 ноября 1943 г . — в сан священника владыкой Николаем (Амасийским), митрополитом Ростовским и Северокавказским, во время оккупации также оказавшимся в Одессе. Первым храмом, в котором начал служить отец Виктор, стал одесский храм свв. Виктора и Виссариона. Затем был перевод в Кишинев, в храм мч. Феодора Тирона. 2 марта 1945 года, вскоре после того, как Кишинев был освобожден советскими войсками, отца Виктора арестовали. Решением «тройки» отцу Виктору дали срок ссылки пять лет как «социально опасному человеку». Этапом отправили в Воркуту. Один из эпизодов пути отца Виктора в ссылку позже войдет в знаменитый роман «Архипелаг ГУЛАГ» А.И. Солженицына (Т. 1, ч. 2., гл. 3 «Караваны невольников»). В лагерях отец Виктор сполна разделил судьбу тысяч других узников совести. В конце войны политика государства по отношению к Церкви несколько изменилась, и духовенство стали постепенно освобождать из мест заключения, возвращать из ссылок. Освободили и отца Виктора. В 1947 году его определили на место рождения, в город Архангельск. Отец Виктор стал служить настоятелем в соборе св. пророка Илии. Отца Виктора всегда отличала удивительная любовь к православному богослужению: служил он красиво, истово. Устраивал крестные ходы, возобновлял колокольный звон, привлекал прихожан чтением акафистов. В каждом храме, где ему доводилось служить, он создавал великолепный хор с замечательным репертуаром. В этом ему всегда помогала матушка, тонкий знаток церковного пения. Торжественные, благолепные службы, совершаемые отцом Виктором, привлекали сотни богомольцев. Это, естественно, не нравилось властям, и они всячески старались изгнать отца Виктора из тех храмов, в которых он служил, переводили с места на место. В период с 1947 по 1953 год отцу Виктору довелось служить в Архангельске (собор пророка Илии), Ростове-на-Дону (храм мчц. царицы Александры), Пскове (Троицкий собор), Сасове (храм Казанской иконы Божией Матери). В Ростове произошла первая встреча отца Виктора с будущим Патриархом Пименом, в то время — ключарем Ростовского кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы. Они близко подружились; будущий Патриарх крестил старшего сына отца Виктора Алексея. Господь даровал отцу Виктору и матушке Марии четверых детей: Елизавету, Алексея, Магдалину и Василия.

http://pravoslavie.ru/5060.html

В 1939 г. Виктора призывают в армию. В 1941-м война застала его в Кишиневе. Вместе с отступающими частями Красной армии Виктор оказался в оккупированной Одессе. Чудом ему удалось бежать из плена. Дорога, по которой пленных вели в лагеря, проходила мимо кладбищенской церкви. Виктор перекрестился и прыгнул в канаву. Конвой ничего не заметил. Когда опасность миновала, Виктор дошел до храма, где его спрятали жившие при церкви монахини. Хозяевами в Одессе стали румыны. Они начали открывать церкви, организовали в Одессе двухгодичную семинарию. В 1941 г. Виктор поступил в Одесскую духовную семинарию, которую в 1943 г. успешно окончил. В том же году Виктор вступил в брак с Марией Борисовной Александровой, в то время она училась на дирижерско-хоровом отделении Одесского музыкального училища, пела в хоре известного церковного дирижера профессора Пигрова, выпускника Придворной певческой капеллы. Венчание совершил священник Феодор Флоря. Матушка Мария на протяжении всего многотрудного священнического пути отца Виктора была ему верной спутницей и помощницей. 13 сентября 1943 года Виктор был рукоположен в сан диакона, а 1 ноября 1943 г. — в сан священника владыкой Николаем (Амасийским), митрополитом Ростовским и Северокавказским, во время оккупации также оказавшимся в Одессе. Первым храмом, в котором начал служить отец Виктор, стал одесский храм свв. Виктора и Виссариона. Затем был перевод в Кишинев, в храм мч. Феодора Тирона. 2 марта 1945 года, вскоре после того, как Кишинев был освобожден советскими войсками, отца Виктора арестовали. Решением «тройки» отец Виктор как «социально опасный человек» был приговорен к пяти годам ссылки и этапом отправлен в Воркуту. Один из эпизодов пути отца Виктора в ссылку позже войдет в знаменитый роман «Архипелаг ГУЛАГ» А.И. Солженицына (Т. 1, ч. 2., гл. 3 «Караваны невольников»). В лагерях отец Виктор сполна разделил судьбу тысяч других узников совести. В конце войны политика государства по отношению к Церкви несколько изменилась, и духовенство стали постепенно освобождать из мест заключения, возвращать из ссылок. Освободили и отца Виктора. В 1947 году его определили на место рождения, в город Архангельск. Отец Виктор стал служить настоятелем в соборе св. пророка Илии.

http://patriarchia.ru/db/text/360015.htm...

– АСС., 1796 r., 127, л. 4. – Не смотря на настойчивые поиски в разных архивах, автору не удалось найти другого документального свидетельства о летах преосвященного Виктора. Во всяком случае, преосвященный выглядел несколько старше своих лет. – См. АВАК., XVI, 379. – Что касается мирского имени преосвященного Виктора, то об этом имеется лишь одно указание – в «Записках игумена Ореста», напечатанных в V томе Агр. Сб. Полученное при крещении имя преосвященного Виктора было Василий. – Агр. Сб., V, 9293. «Зап. иг. Ореста». О фамилии Садковских см. B. Paprocki, «Herby i ycerstwa polsk ego». Krakow. 1858. Стр. 337. – Именную печать преосвященного Виктора («герба моего печать») на сургуче, прекрасно сохранившуюся, можно видеть в С.-Петербурге в ВУАГШ., 1223, л. 309. – См. также КЕВ., 1861 г., 81. «Виктор, епископ Переяславский и Бориспольской, архимандрит Слуцкого монастыря, коадъютор Киевской митрополии», свящ. II. Л – ва (стр. 7989; 135148). 407 В Черниговском кафедральном синодике род преосвященного Виктора записан род преосвященного Виктора записан с датой 1787 (1797?) г. следующими именами: иерея Симеона, Христины, Романа, Матроны и пр. –«Историко – статистическое описание черниговской епархии». Чернигов. 1861. Часть 1, стр. 91, примечание. 408 «Dzieje kocioa unickiego na Litwie i Rusi w XVIII i XIX wieku, uwaane gownie ze wzgldu na przyczyny jego upadku. Napisal X. Edward Likowski. Praca kobkursowa, uwieczona przez Towarzystwo historyczno-literackie w Poznaniu. 1880». Стр. 166.– См. АВАК., XVI 363. 409 Киевское предание, передаваемое маститым профессором Киевской духовной академии И. И. Малышевским , приурочивает детство преосвященного Виктора к приходу Киевоподольской Христорождественской церкви, в которой до сего времени сохраняются некоторые вклады преосвященного (церковные сосуды и ризы). – ПЕВ., 1893 г., 5657. «Деятели времени воссоединения Подолии с Россией. Виктор Садковский, епископ Переяславский и Бориспольский (17851793 гг.), а затем архиепископ Минский, Изъяславский и Брацлавский (17851793 гг.)».

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Отца Виктора всегда отличала удивительная любовь к православному богослужению: служил он красиво, истово. Устраивал крестные ходы, возобновлял колокольный звон, привлекал прихожан чтением акафистов. В каждом храме, где ему доводилось служить, он создавал великолепный хор с замечательным репертуаром. В этом ему всегда помогала матушка, тонкий знаток церковного пения. Торжественные, благолепные службы, совершаемые отцом Виктором, привлекали сотни богомольцев. Это, естественно, не нравилось властям, и они всячески старались изгнать отца Виктора из тех храмов, в которых он служил, переводили с места на место. В период с 1947 по 1953 год отцу Виктору довелось служить в Архангельске (собор пророка Илии), Ростове-на-Дону (храм мц. царицы Александры), Пскове (Троицкий собор), Сасове (храм Казанской иконы Божией Матери). В Ростове произошла первая встреча отца Виктора с будущим Патриархом Пименом, в то время — ключарем Ростовского кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы. Они близко подружились; будущий Патриарх крестил старшего сына отца Виктора Алексея. Господь даровал отцу Виктору и матушке Марии четверых детей: Елизавету, Алексея, Магдалину и Василия. Двадцать лет (с 1953 по 1973 г.) отец Виктор прослужил сначала ключарем, а затем настоятелем в Борисоглебском соборе в Рязани. С августа 1973 г. отец Виктор служил настоятелем Троицкого храма в Удельной Московской епархии. С июля 1976 — настоятелем Христорождественской церкви  с. Заозерье. В июне 1993 года отец Виктор вновь был назначен настоятелем Троицкого храма в Удельной, где он прослужил уже до самой своей кончины. 64 года, большая часть из которых пришлась на суровые годы гонений, отец Виктор прослужил Богу в священном сане. За ревностное служение Церкви Христовой отец Виктор был удостоен многих церковных наград, в том числе: митры (1971 г.), права служения Литургии с отверстыми Царскими вратами до «Херувимской песни» (1975 г.), до «Отче наш…» (1981 г.), второго креста с украшениями (1983 г.), Патриаршего креста (1988 г.). Последней церковной наградой отца Виктора стал орден прп. Сергия Радонежского II степени, которым батюшка был награжден в 2003 году в связи с 60-летием пастырского служения.

http://patriarchia.ru/db/text/360015.htm...

На стороне же епископа Иоанна находятся около пяти тысяч реакционеров – «белогвардейцев», стремящихся выехать в Америку и Австралию. Незаконный арест Преосвященного Виктора, архиепископа Пекинского и Китайского, произведенный по клеветническим доносам китайскими властями, 144 вызвал глубокое возмущение всей прогрессивной общественности и русских верующих людей г. Шанхая, вылившееся в массовые митинги по всему городу. В воскресенье 20 октября храмы Шанхая, где были объявлены молебствия о здравии архиепископа Виктора, не могли вместить и десятой доли всех пришедших помолиться за своего архипастыря. Улица Корнейль, где находится Свято-Николаевский храм, вся была запружена взволнованным народом, переполнившим и самый храм, и церковный сад, и приходскую канцелярию. Еще никогда Шанхай не видел такой мощной и так строго организованной манифестации общественного гнева. В то время как в церкви служилась литургия, в приходской канцелярии 20 делегатов, выделенных тут же, из числа стоявшей на улице и в церковном саду толпы, составляли протест «против жестокого и ничем не оправданного обращения с начальником Российской духовной миссии в Китае». В храме о. Алексей Филимонов проповедью призвал верующих к выдержке и спокойствию, дабы не поддаваться провокациям. После молебна более тысячи глав православных семейств покрыли своими подписями заявление, адресованное начальнику Шанхай-Вузунгского гарнизона, министру внутренних дел Китайской республики, мэру г. Шанхая, начальнику полиции г. Шанхая и Генеральному консулу СССР в Шанхае. Позднее к этому заявлению присоединились также прихожане православной церкви на Вейсайде, где молебен о здравии архиепископа Виктора был совершен протопресвитером о. М. Рогожиным при огромном стечении молящихся. В тот же день делегация в составе 27 человек, представлявших не менее восьми тысяч организованной церковной общественности г. Шанхая, посетила Генконсула СССР в Шанхае т. Халина Ф. П. и была им немедленно принята. Делегация просила Генконсула передать принятое на церковных собраниях заявление протеста по назначению. Арест архиепископа Виктора нашел сочувственный отклик всех верующих города Харбина, когда мною было отдано распоряжение во всех храмах города служить молебен о здравии в заключении сущего архиепископа Виктора, – храмы были переполнены молящимися. По поводу отступничества епископа Иоанна и ареста архиепископа Виктора мною было выпущено особое послание клиру и мирянам Восточно-Азиатского Экзархата, подписанное также и епископом Никандром Цицикарским и епископом Ювеналием, находящимся в Харбине, с призывом об единении и послушании нашей Исконной Матери Церкви Русской Православной во главе со Святейшим Ее Первосвятителем Патриархом Алексием Московским и всея Руси. Послание это было зачитано во всех церквах, напечатано в последнем номере журнала «Хлеб Небесный» и в копии представлено Вашему Святейшеству.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

891 В 487/488 г. в Риме заседал собор, который решал, как поступить с католиками, которые во время гонений Гунериха перешли в арианство. Дата собора удивительно совпадает с датировкой труда Виктора (60-й год господства вандалов в Африке – это 488/489 г.). При этом следует учесть тот факт, что большинство упомянутых у Виктора мучеников и исповедников были провозглашены в Риме святыми, а также на то, что наиболее подробно освещено именно гонение Гунериха. Таким образом, стоит согласиться с мнением некоторых исследователей, что сочинение Виктора было подготовлено специально к собору, видимо, как некие материалы к заседанию. Но труд Виктора не был единственным источником по событиям гонений в Африке. У Григория Турского сохранился большой фрагмент истории католической церкви в Африке при вандалах (II, 2–3). Интересно то, что, с одной стороны, события, описываемые источником Григория, хронологически совпадают с периодом, описываемым Виктором (от завоевания Африки до смерти Гунериха), а с другой стороны – практически абсолютно не совпадают с ним по содержанию (освещаются гонения вандалов на католиков еще в Испании, подробно излагаются события собора 484 г., упоминаются имена участников собора, которые не упоминаются у Виктора, – епископы Виндемиал и Лонгин, архидиакон Октавий, католический епископ по прозвищу Отступник, который перешел в арианство). Вероятно, автором данного произведения был кто-то из современников Виктора. Судя по точному цитированию текста неизвестного письма епископа Карфагена Евгения и подроб-нейшему изложению событий собора 484 г. и событий, последовавших за разгоном собора, автором этого труда был очевидец собора. Как кажется, этим автором вполне мог быть Евгений, епископ Карфагена, который впоследствии был изгнан в Галлию и был известен своими трудами, о которых пишет Геннадий (XCVII): среди них упоминается именно цитируемое Григорием послание Евгения пастве, а также труд о диспуте с арианами, в который явно был включен прежде всего материал собора 484 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Там же. Алексеев В.В., Нечаева М.Ю . Воскресшие Романовы?.. К истории самозванчества в России ХХ века. Екатеринбург, 2000. Ч. 1. С. 209-349; Нечаева М.Ю . От «великого князя» до «архиепископа». Эволюция самозванца Михаила Поздеева в контексте церковной среды//Религиозное многообразие Уральского региона. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Оренбург, 2014. С. 168-181; Слесарев А.В . Основатель «серафимо-геннадиевской» ветви Катакомбной церкви «схимитрополит» Геннадий (Секач)//Сектоведение. Альманах. Жировичи, 2012. Т. 2. С. 112-147; Лжеархиепископ Херувим (Дегтярь) и внутрицерковное сектантство//Религия в Украине. [Электронный ресурс.] Режим доступа: (дата обращения: 05.07.2012). Шумило . В катакомбах… С. 115-116, 134-135, 140-141. Справка из Канцелярии Архиерейского Синода РПЦЗ от 2/15 мая 1990 г.//Архив Архиерейского Синода РПЦЗ в Нью-Йорке (ААС РПЦЗ, Нью-Йорк). Шумило . В катакомбах… С. 181-182, 199-201. Личное дело диакона Виктора (Чекалина В.В.)//Архив Данилова ставропигиального мужского монастыря г. Москвы (АДСМММ). Прошение Викентия Чекалина на имя Первоиерарха РПЦЗ митрополита Виталия от 17 июля 1989 г.//ААС РПЦЗ, Нью-Йорк. Указ епископа Тульского и Белевского Германа 36 от 17 февраля 1983 г. о назначении диакона В. Чекалина сторожем Тульского епархиального управления. Личное дело диакона Виктора (Чекалина В.В.)//АДСМММ. Указ епископа Тульского и Белевского Германа 162 от 17 июня 1983 г. диакону Виктору Чекалину. Личное дело диакона Виктора (Чекалина В.В.)//АДСМММ. Письмо епископа Тульского и Белевского Германа 150 от 15 июня 1983 г. о назначении диакона В. Чекалина штатным диаконом Богородице-Рождественского храма г. Белев. Личное дело диакона Виктора (Чекалина В.В.)//АДСМММ. Указ епископа Тульского и Белевского Германа 254 от 29 августа 1983 г. диакону Виктору Чекалну. Личное дело диакона Виктора (Чекалина В.В.)//АДСМММ. Копия письма Патриарха Московского и всея Руси Пимена епископу Тульском и Белевскому Герману 1274 от 23 августа 1983 г. Личное дело диакона Виктора (Чекалина В.В.)//АДСМММ.

http://bogoslov.ru/article/6025766

166. Для каждого встречного у него было приветливое слово: из воспоминаний профессора И. М. Андреевского//Православный церковный календарь, 2014 год. Памяти узников Соловецкого лагеря особого назначения посвящается, пос. Соловецкий: Изд. Соловецкого монастыря, 2013. С. 123. 167. Житие исповедника Виктора, епископа Глазовского, викария Вятской епархии. Изд. Св.-Троицкого женского монастыря Вятской епархии. Люберцы: Изд-во храма Преображения Господня, 2000. 47 с. 168. Кожевников, И. Е. Священноисповедник Виктор (Островидов) и образование Ижевской епархии//Сборник студенческих научных работ/под ред. А. К. Светозарского; Каф. Церк. истории МПДА. Сергиев Посад, 2010. С. 59–79. 169. Кожевников, И. Е. Неизвестные страницы биографии святителя Виктора (Остро- видова). Вступление епископа Виктора на Ижевскую кафедру//Материалы II историко-крае- ведческой конференции «Обретение святых». Вятка: Буквица, 2010. С. 32–50. 170. Кожевников. И. Святой Виктор (Островидов) – первый епископ Уржумский//Вятский епархиальный вестник. 2009. 8 (262), авг. С. 9. 171. Поляков А. Г., Кожевников И. Е. Виктор (Островидов) – епископ Ижевский и Вотский. Киров, 2009.160 с. 172. Поляков, А. Г. Личность епископа Виктора Островидова в системе церковно-государ- ственных отношений в Вятской губернии (1920 – лето 1922 гг.)//Самобытная Вятка: история и культура: сб. науч. трудов/отв. ред. А. Г. Поляков. Киров, 2008. С. 138–147. 173. Поляков, А. Г. Позиция епископа Виктора (Островидова) по отношению к церковнополитическому курсу митрополита Сергия (Страгородского) //КЛИО: журнал для учёных. 2011. 1(52). С. 43–47. 174. Поляков, А. Г. Религиозно-политические взгляды епископа Виктора Островидова в 1920–1927 гг.//Религии народов Вятского края: учеб.-справ. пособие/отв. ред. А. Г. Поляков. Киров, 2009. С. 80–89. 175. Поляков, А. Г. Русская православная церковь и светская власть в 1917 – середине 1920-х гг. (на материалах Вятской губернии). Киров, 2007. 203 с. 176. Шишкин, М. С. Вятские епархиальные архиереи в 1920–1923 годах//Европейский Север в культурно-историческом процессе (к 625-летию г. Кирова): материалы междунар. конф. Киров, 1999. С. 265–271.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всего этого не могли не заметить власти, осуществлявшие надзор за церковной жизнью в епархии. Уполномоченный по делам религий стал настаивать на переводе отца Виктора из Космодамианского храма. 3. «Борис и Глеб дадут тебе хлеб» Вскоре, в конце 1951 года отца Виктора перевели в Казанский храм города Сасово Рязанской области. Тут опять было сделано много для благолепия службы. Чтобы в пасхальную ночь в церкви горели лампочки, был приобретен бензиновый движок с генератором (в городе ровно в полночь электричество отключалось). В 1952 году под праздник Преображения Господня отец Виктор мог погибнуть. Все произошло во время всенощной. Праздничная лития совершалась, как положено, почти в притворе, у входных дверей. Служба шла спокойно своим чередом, молящихся было много. Во входных дверях храма тоже стояли люди. Среди них скромно, в самом конце стояла Евфросинья Косынкина. Она потеряла на фронте мужа и одна растила двоих сыновей. В военные годы зарабатывала на жизнь тем, что возила на телеге из госпиталя тела умерших беженцев. Была средних лет, высокого роста, физически сильная и очень добрая. Говорила с большим мордовским акцентом. Стоя на службе за спиной отца Виктора, она вдруг заметила, что какой-то человек пробирается к нему сквозь толпу. Евфросинья насторожилась и вдруг увидела, что в его руке, занесенной для удара, блеснул нож. Она мгновенно схватила его за руку – прежде чем он успел воткнуть нож в спину отца Виктора. Произошло замешательство. Люди помогли схватить этого мужчину, вытащить его из храма и привязать к церковной ограде, а кто-то побежал за милицией. В период служения отца Виктора в Сасове он ездил в Троице-Сергиеву и в Киево-Печерскую лавры. Как вспоминала матушка Мария Шиповальникова, в то время при Киевском Введенском монастыре жила блаженная старица Ксения. Ей было больше ста лет. Когда к ней пришел за утешением отец Виктор, она ему сказала: «Борис и Глеб дадут тебе хлеб». А через два года, в 1953 году, это предсказание сбылось. Отца Виктора перевели на служение в кафедральный Борисоглебский собор города Рязани (потом на его жизненном пути встретилась и другая старица – Пелагея Захаровская).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010