1Ин. 2:20 .  И вы помазание имате от Святаго, и весте вся. ( Впрочем, вы имеете помазание от Святаго и знаете всё.) «Весте вся», и Бога и сатану, и Христа и антихриста, и добро и зло, и жизнь и смерть, и правду и ложь. Для нас решены все главнейшие вопросы. В нас нет лжи, сомнений, колебаний. Вы весте все пути, которые ведут к Богу и которые ведут к дьяволу . От кого знаете? От Святаго. Потому что только со Святым (т.е. со Христом) все становится понятным. «Помазание имате от Святаго», и это значит освящение всего человеческого существа, и органов познания, понимания, души и сердца. Человек наполняет себя святостью «Святого» и тогда приходит в правое истинное познание Святого Бога, и с Его помощью приобретает и все другое необходимое для человеческой сущности. Только жительствуя, только живя со «Святым» и «во Святом», человек удостаивается (как мы выше говорили) истинного знания о всех необходимых составляющих его бытия. Из всего этого можем заключить, что только святые суть истинные знатоки мира и человека, истины, правды и жизни, Бога и дьявола, и всех его коварных изобретений; «да не обидими будем от сатаны: не неразумеваем бо умышлений его» ( 2Кор. 2:11 ), как нам открыл святой Апостол Павел. И святость соблюдает святых, которые, зная зло и все соблазны, не бывают ими побеждены. Они до последней капли и подробности знают тайну блага и тайну зла, таинство истины и таинство лжи. Они с величайшей точностью и четкостью знают, что не существует никакой связи и «причастия» (в смысле единства) между светом и тьмой, Богом и дьяволом , истиной и ложью, благом и злом. Поэтому святой тайнозритель благовествует: 1Ин. 2:21 .  Не писах вам, яко не весте истины, но яко весте ю, и яко всяка лжа от истины несть. ( Я написал вам не потому, чтобы вы не знали истины, но потому, что вы знаете ее, равно как и то, что всякая ложь не от истины.) 1Ин. 2:22 .  Кто есть лживый, точию отметаяйся, яко Иисус несть Христос? Сей есть антихрист, отметаяйся Отца и Сына. ( Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына.)

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

1Ин. 2:24 .  Вы убо еже слышасте исперва, в вас да пребывает: и аще в вас пребудет еже исперва слышасте, и вы в Сыне и Отце пребудете. ( Итак, что вы слышали от начала, то и да пребывает в вас; если пребудет в вас то, что вы слышали от начала, то и вы пребудете в Сыне и в Отце.) От начала Евангелие Христово есть Евангелие Святой Троицы и о Святой Троице. Человек становится христианином, если принимает это Евангелие, и остается христианином, если живет по нему и оно пребывает в нем. И посредством Евангелия в человеке пребывает и живет только Святая Троица. Она одна дарует человеку силы жить по-евангельски. И что есть жизнь христианина? Постоянное личное единение (дословно – «причастие») его с Богом Отцом, Сыном и Святым Духом. И это достигается с помощью Божественных таинств и святых добродетелей. «Вотроичение», «троицетворение» – это бесконечная борьба христианина. И эта борьба является успешной, когда итог ее – достижение главной цели человеческого существования, вечной жизни. Так выполняется каждое основное обещание Господа Иисуса Христа и Его Евангелия. Потому что все то, чем был Христос, все то, чему Он учил и что делал, имело одну цель – дать всем людям и утвердить в них уверенность в вечной жизни. 1Ин. 2:25 .  И сие есть обетование, еже Сам обеща нам, живот вечный. ( Обетование же, которое Он обещал нам, есть жизнь вечная.) 1Ин. 2:26–27 .  Сия писах вам о льстящих вас. И вы еже помазание приясте от Него, в вас пребывает, и не требуете, да кто учит вы: но яко то само помазание учит вы о всем, и истинно есть, и несть ложно: и якоже научи вас, пребывайте в нем. ( Это я написал вам об обольщающих вас. Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте.) Человек, который живет в истине, удостаивается дарования защититься и сохраниться от всех искушений, какие выступают против него. Истина сама по себе защищает человека, который, живя в ней, превращает ее в свою природу.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

1Ин. 2:29 .  Аще весте, яко Праведник есть, разумейте, яко всяк творяй правду, от Него родися. ( Если вы знаете, что Он праведник, знайте и то, что всякий, делающий правду, рожден от Него.) Праведность есть в праведнике. Правдолюбие есть в правдолюбце. Только праведный имеет праведность и знает праведность. И всю праведность, Божественную праведность, все-праведность имеет и знает Праведный Бог , Всеправедный Господь Иисус Христос. Кто в Нем пребывает, тот пребывает в праведности; и опять, в ком Он пребывает, пребывает ради святой праведности. И человек показывает свою праведность, потому что от Правдолюбца проистекает праведность и правдолюбие, как от солнца свет и от цветка благоухание. Праведность имеет, праведность знает тот, кто с Единым Праведным и ради святых добродетелей сродняется и рождается от Него духовно. Поэтому и каждый праведник подобен Ему, Всеправедному, ведь «творяй правду, праведник есть, якоже Он праведен есть». ( «Кто делает правду, тот праведен, подобно как Он праведен». – 1Ин. 3:7 .) Глава третья 1Ин. 3:1 .  Видите, какову любовь дал есть Отец нам, да чада Божия наречемся и будем. Сего ради мир не знает нас, зане не позна Его. ( Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. Мир потому не знает нас, что не познал Его.) Любовь Богочеловека Христа есть исключительный, единственный вид любви. Любовь – это прежде всего Божественная, совершенная, но и вочеловеченная, очевидная (т.е. доступная для зрения), видимая реальность: видите. Эта любовь видится, наблюдается, слышится, описывается. Сущность ее состоит в следующем: Бог Отец посредством Своего Единородного Сына даровал нам силы стать, наречься «чадами Божьими». Однако мы, являясь грешниками, становимся чадами дьявола, творя дела отца нашего (ср. Ин. 8:41–48 ). Иными словами, нам даровано «Богоусыновление». Ради этого нашего усыновления в Боге действует Сын Божий, Господь Иисус Христос. Он есть по естеству Сын Божий, Который стал Сыном человеческим, чтобы мы стали чадами Божьими по благодати. Сила, которой Он это делает, – это главным образом и в первую очередь Божественная любовь, святая любовь, благодатная любовь.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

1Ин. 2:3 .  И о сем разумеем, яко познахом Его, аще заповеди Его соблюдаем. ( А что мы познали Его, узнаём из того, что соблюдаем Его заповеди.) Мерило нашего познания Христа просто и ясно, меркой и проверкой является «соблюдение заповедей Христа». Если человек исполняет заповеди Христовы, значит, он признает Христа Богом и Спасителем. Человеческое знание о Христе растет с творческой благодатью исполнения заповедей Христа. Каждое исполнение заповеди увеличивает знание человека о Христе. Христос лучше знает того, кто достойнее исполняет Его заповеди. И тот совершеннее знает Христа, кто совершеннее исполняет Его заповеди. Таковыми являются святые. Христос «не знает» того, кто не исполняет Его заповедей (ср. «Аминь глаголю вам, не вем вас» ( Мф. 25:12 ). Дорога к истине для всех опытна. И вера может быть получена только личным опытом. Без исполнения заповедей Христа Христос не может быть познан. 1Ин. 2:4 .  Глаголяй, яко познах Его, и заповеди Его не соблюдает, ложь есть, и в сем истины несть ( Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины) И кто утверждает, что познал Христа, но не соблюдает заповедей Его, ложно это утверждает и «лжец есть». Исполнением заповедей Христовых всякий достигает познания Его легко, и одинаково – как образованный, так и неграмотный, мудрый и неуч, богатый и бедный, царь и раб. Однако для исполнения заповедей Его необходима любовь ко Господу. Святой Иоанн Богослов благовествует: «Глаголяй, яко познах Его, и заповеди Его не соблюдает, ложь есть, и в сем истины несть». Истина о Христе растет и увеличивается только с исполнением заповедей Христовых. Поэтому и истину о Христе Господе знают только те, которые бывают «творцы слова, а не точию (только) слышатели, прельщающе себе самех» ( Иак. 1:22 ). 1Ин. 2:5 .  А иже аще соблюдает слово Его поистинне, в сем любы Божия совершенна есть. О сем разумеем, яко в Нем есмы. ( А кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаем, что мы в Нем.)

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

1Ин. 2:9–11 .  Глаголяй себе во свете быти, а брата своего ненавидяй, во тме есть доселе. Любяй брата своего, во свете пребывает, и соблазна в нем несть. А ненавидяй брата своего, во тме есть, и во тме ходит, и не весть, камо идет, яко тма ослепи очи ему. ( Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме. Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна. А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза.) Что есть тьма? – Грех, любой грех . Чем больше грех, тем больше тьма. Чем его меньше, тем и тьма меньше. Когда человек находится во тьме? – Когда живет во грехе. И когда человек находится во свете? – Когда живет по Евангелию Христа, с Евангельскими Его добродетелями. Каждая из них является проводником «истинного света» от Господа в человеческую душу. Чем больше добродетель, тем больше проводник истинного света. Евангельская любовь к людям исполняет человека истинным светом, которым просвещает человеческие существа и раскрывает в них богоподобных братий его. Он видит просвещенными все пути, какими человеческая душа соединяется с Богом. И прежде всего он видит путь, каким его душа соединяется с Богом, путь, который ведет к Нему. Он тогда знает Богоподобную цель и задачи своего существования и выполняет их с помощью своей евангельской жизни. Он знает, что человеческая сущность из этого мира через евангельские добродетели устремляется в Богоподобный мир, из этой жизни в Богоподобную жизнь, которая выше смерти, которая вечна. Человек, не верующий в Господа Иисуса Христа, в этот истинный свет, не знает, куда идет, не знает действительной цели и задачи своей жизни на земле, не видит и не знает истинной цели и задачи других людей, потому что не имеет истинного света, который единственный освещает все человеческие существа до глубины, до осуществления Божественной цели человеческого существования. Также и мир, который не верит в Господа, слеп и не знает, куда идет. Ради примера: зависть – это тьма. Человек кого-то ненавидит и считает ненавистным, потому что не видит в нем Божьего создания, не воспринимает его как «богоподобную сущность», не находит пути в своей душе, потому что не имеет истинного света, который освещает сущность им ненавидимого брата и который показывает вечную и бессмертную сторону его.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

1Ин. 3:10 .  Сего ради явлена суть чада Божия и чада дьяволя. Всяк не творяй правды, несть от Бога, и не любяй брата своего. ( Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего.) Правдой и любовью узнаются чада Божия. И «чада дьявола» познаются от неправды, ненависти, от греха и беззакония. В действительности в мире существует две семьи – одна Божия и другая дьявольская. Каждый человек должен принадлежать к одной из них. Если он правдив, то принадлежит Богу, если он грехолюбив, то принадлежит дьяволу ; «несть от Бога» не только тот, кто подвизается во зле, но и тот, кто «не творит правды», не только тот, кто ненавидит брата своего, но и «кто не любит брата своего». Это эсхатологическая евангельская Богочеловеческая мерка, которая безусловно показывает, к какому из двух семейств принадлежит человек: к Божьему или к дьявольскому. Правда и любовь. Правда (правдивость) как совокупность всех евангельских добродетелей, любовь же как Божественная сила осуществляет их и является характерной чертой «чад Божиих», «сынов Божиих» в этом мире. Для них (этих добродетелей) и в них живут дети Божии и через них обретают покой. Неправда и ненависть – это характерные черты чад дьявола в этом мире. Для них и в них живут они и через них обретают покой. Человеческая сущность вступает в семью Божию, в Царство Божие, только если ее праведность «превосходит праведность книжников и фарисеев» ( Мф. 5:20 ), и это значит, что она Божия, Богочеловеческая, а не человеческая, «гуманистическая», праведность «homo», только человека. 1Ин. 3:11 .  Яко се есть завещание, еже слышасте исперва, да любим друг друга. ( Ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга.) Для святого Иоанна Богослова заповедь исперва, небесная заповедь – это взаимная любовь. Эта любовь показывает, что человек от Бога, и что люди от Бога по происхождению и в обновленном духовном рождении. Может быть, существует человеколюбие (филантропия), которое не знает действительного, онтологического, истинного происхождения человека? Тогда оно (это человеколюбие) неразумно, поскольку во тьме разыскивает происхождение свое от животных, стихий и вещей этого мира. Человеколюбие и действительная любовь ведет человеческое чувство и разум к Богу. Человек себя и брата, которого он любит, видит «в Боге» и «с Богом» и обнаруживает, что его происхождение и происхождение его брата идет от Бога, в Боге и с Богом. Поэтому и заповедь о любви, заповедь исперва – это всезаповедь во Христе Иисусе. По своей природе любовь разумна, Божественна, и человек по природе разумен и Богоподобен. И эта Божественная, разумная, богочеловеческая любовь для него есть нечто естественное, близкое.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

1Ин. 3:17 .  Иже убо имать богатство мира сего, и видит брата своего требующа, и затворит утробу свою от него, како любы Божия пребывает в нем? ( А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, – как пребывает в том любовь Божия?) Воистину, любовь такова, что дарует любящему и гарантирует ему вечную жизнь. И это потому, что любовь единственная дает человеку стимул и увеличивает чувство Бога и бессмертия. Эта любовь всегда жертвенная, всегда саможертвенная, всегда «полагающая душу за братьев». Лестница любви огромна, она начинается от малейшей и заканчивается на величайшей жертве. Значимым в каждой такой жертве является живое чувство любви к братьям. И это чувство легко находит сочувствие в любимом, легко возбуждает ответную любовь в нем. Это есть чистая любовь, любовь Божия, любовь Христова, евангельская любовь. Она устремляет человека ради братий ко всякой жертве. И святой Иоанн Богослов говорит: «А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, – как пребывает в том любовь Божия?» Когда любовь Божия пребывает в сердце? – Только когда оно открыто для всех братий. Когда существует служение им не только приношением, молитвой, постом, праведностью, добротой, истиной, милостыней, терпением, кротостью, смиренномудрием, но и всякой жертвой, которая ведет к самопожертвованию ради братий, и которая поэтому имеет большее достоинство для человека, то есть для его бессмертной души. 1Ин. 3:18–19 .  Чадца моя, не любим словом ниже языком, но делом и истиною. И о сем разумеем, яко от истины есмы, и пред Ним смиряем сердца наша. ( Дети мои! Станем любить не словом или языком, но делом и истиною. И вот по чему узнаем, что мы от истины, и успокаиваем пред Ним сердца наши.) Любовь Божия живет в человеке, в его делах, в них и вокруг них, посредством Божественных добродетелей и святых сил. Посредством них любовь является, осуществляется, конкретизируется. В соответствии с этой Богочеловеческой истиной и действительностью искренняя любовь разнится от остальных «лже-любовей», самозванной любви, теоретической, ограниченной, вымышленной, гуманистической, так называемой любви к человеку.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

1Ин. 5:13 .  Сия писах вам верующим во имя Сына Божия, да весте, яко живот вечный имате, и да веруете во имя Сына Божия. ( Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную.) Очень важно знать, что верить во Христа значит иметь жизнь вечную. Это первое и самое основное знание каждого христианина. Я верую и поэтому имею жизнь вечную. Я имею жизнь вечную потому, что верю. От этого знания происходит неизменяемость в вере и постоянство, возникает исповедническая вера и готовность на всякую жертву за Христа, возникает терпение и радостное свидетельство о Христе. Это знание становится высочайшим руководителем, и этот руководитель является нравственным началом, которое размещает и упорядочивает все и себя согласно с этим знанием. Имеющий такую веру чувствует и знает, что величайшая забота его состоит в достижении вечной жизни каждым чувством, каждой мыслью, каждым делом, всем поведением. И это составляет его непрерывную борьбу, непрерывную жизнь в евангельских добродетелях. Это непрерывное восстановление себя во все более нового, в лучшего человека, «взирая всегда на начальника и совершителя веры Господа Иисуса» Христа, на Его подвижников и всех тех, кто Ему последует во всем ( Евр. 12:2 ). Тогда человек всегда имеет перед глазами это евангельское подвижническое призвание и меру – подвизаться «добрым подвигом веры», держаться «вечной жизни, к которой... и призван» ( 1Тим. 6:12 ). Ты христианин? Значит, это твое призвание достичь вечной жизни. И ты должен подвизаться день и ночь за вечную жизнь. Ради этой жизни ты должен с радостью переносить любую боль и печаль, любое мучение, «ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу» ( 2Кор. 4:17 ). Для нас, тех, кто взирает на вечное, ищет вечного, существует одна главнейшая цель: стяжать вечную жизнь (ср. 2Кор. 4:18 ). 1Ин. 5:14 .  И сие есть дерзновение, еже имамы к Нему, яко аще чесо просим по воли Его, послушает нас. ( И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас.)

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

1Ин. 5:16 .  Аще кто узрит брата своего согрешающа грех не к смерти, да просит, и даст ему живот, согрешающим не к смерти. Есть грех к смерти: не о том, глаголю, да молится. ( Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился.) Поступает согласно Евангелию тот, кто хочет спасения каждого и работает над этим. Это есть желание Христово о каждом, и оно должно стать и нашим желанием. И это значит: мы не желаем никому пребывать во грехе и в чем-либо греховном, но желаем каждому находиться в добре и во всем богоугодном. Мы не желаем никому смерти и чего-либо смертоносного, но всегда желаем бессмертия и того, что ведет к нему. Мы не желаем никому быть с дьяволом и с чем-либо дьявольским, но желаем всякому быть со Христом и во всем Христовом. Люди, любящие грех, желают сами себе смерти. Если кто-либо безвозвратно полюбил грех, то такой уже мертв, он является самоубийцей. Если кто-либо хочет греха для другого, то хочет ему смерти. Поскольку «грех же содеян рождает смерть» ( Иак. 1:15 ). Существует два вида грехов: «грех не к смерти» и «грех к смерти». Грех не к смерти – это тот грех, в котором человек приносит покаяние. Каждый грех приводит душу к маленькой смерти. Покаянием человек изгоняет грех из себя, изгоняет смерть и воскрешает душу из мертвых. Покаяние не есть только второе крещение, но и первое воскресение, воскресение из мертвых. Покаяние уничтожает смерть души, приводя человека к вечной жизни. Так что, если человек совершил грех и приносит покаяние, то он восстает от мертвых, «был мертв и ожил, пропадал и нашелся» ( Лк. 15:32 ), Таким образом, каждый грех, ради которого человек принес покаяние, есть «грех не к смерти», потому что «если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится и скажет: каюсь, – прости ему» ( Лк. 17:4 ). И грех к смерти – это каждый нераскаянный грех, и это значит, что каждый грех, в котором остается человек добровольно, благодарно и непреклонно, есть «грех к смерти».

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

1Ин. 5:1 .  Всяк веруяй, яко Иисус есть Христос, от Бога рожден есть и всяк любяй Рождшаго, любит и рожденнаго от Него. ( Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден, и всякий, любящий Родившего, любит и Рожденного от Него.) Вера в Иисуса как Мессию, как Спасителя мира есть вера в Него как Бога и Господа. И в такой вере находятся все слова о безмерной любви ко Христу. Так что вера и любовь в действительности есть двойственная сила, двойная добродетель. Вера во Христа как Бога и Спасителя любит Христа как Бога и Спасителя. И любовь ко Христу как Богу и Спасителю верит во Христа как Бога и Спасителя. И только это может быть названо верой во Христа, христианской верой. Итак, истинно любит Христа тот, кто любит Его как Бога и Спасителя, а не как нечто меньшее этого. Только такая любовь есть действительная любовь ко Христу. С помощью этих веры и любви ко Христу человек рождается всем своим существом от Бога, поскольку все его существо живет в Боге и ради Бога. В этом состоит благовестие святых слов Божественного Евангелиста. 1Ин. 5:2 .  О сем вемы, яко любим чада Божия, егда Бога любим, и заповеди Его соблюдаем. ( Что мы любим детей Божиих, узнаем из того, когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его.) Это является исполнением вышеприведенных слов ( 1Ин. 4:20–21 ). Святой Иоанн Богослов разъясняет, почему мы должны любить людей, братьев наших. Мы должны их любить, потому что они суть «чада Божия», и это значит, что они – Богоподобные, Божественные существа, они суть носители Божественных священнодеяний и достоинств. Мы должны их любить, потому что они рождены от Бога и потому что они подобятся Богу. Любя Христа Бога, мы ради Него любим и в людях все то, что есть Божественного, бессмертного, христоподобного, вечного и Богочеловеческого. Мы не можем истинно любить людей, если мы их не возлюбим ради этих причин. Любая другая любовь есть псевдолюбовь, которая легко обращается в нелюбовь, в ненависть к людям. Истинное человеколюбие происходит от Боголюбия, и Боголюбие возрастает с соблюдением заповедей Божиих. Только Бог дает Божественные силы и возможности человеку любить людей и любить их без чувства пренебрежения и отвращения ввиду их греховности, поскольку нет ничего легче, как быть презираемым человеку по причине его недостатков и страстей, по причине того, что он смертен и преходящ в этом мире, по причине того, что он готов умереть.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010