Сия вера апостольская, сия вера отеческая, сия вера православная, сия вера вселенную утверди!» 47 . 2 Мученичество святого Поликарпа, епископа Смирнского//Писания мужей апостольских.Рига, 1994. С. 381. 4 Μουστα κης Β. Πατε ρες τς " Εκκλησι ας// Θρησκευτικ κα η θικ ε γκυκλοπαιδει α. Афины, 1966. Т. 10. С. 124. 8 Эти знаки суть: 1) православное учение, 2) святость жизни, 3) удостоверение Церкви, 4) древность. 13 Μιτσο πουλος Ν. ερ Παρα δοσις// Θρησκευτικη κα η θικ ε γκυκλοπαιδει α. Т. 10. С. 24. 18 Amahacuje Црква, и Ebxapucmuja по светом Upuhejy//Теолошки погледи. 1972. 1. 21 Викентий Леринский, преподобный.О вероизложениях вообще, или Об общем характере православной догматики. Цит.по: Всеволод (Филипьев), инок. Путь святых отцов. Патрология. Джорданвилль, 2006. С. 226–227. 23 Истины ради следует указать, что Соборы в целом пользуются разными дефинициями, хотя смысл их всех тот же, что и приведенной выше. Так, II Вселенский Собор в своем 1-м каноне определяет: «Святые отцы, собравшиеся в Константинополе, определили: да не отменяется Символ веры 318 отцев, бывших на Соборе в Никее, что в Вифании, но да пребывает оный непреложен...» ( Καρμι ρη Ι. Τ δογματικ κα συμβολικ μνημει α τς ο ρθοδο ξου καθολικς " Εκκλησι ας. I, 132). III Вселенский Собор в своем 7-м каноне пишет: «По прочтении сего (т. е. Никейского Символа веры и изменений Харисия, Филадельфийского пресвитера), святый Собор определил: да не будет позволено никому произносить, или писать, или слагать иную веру, кроме определенной от святых отец, в Никее граде, со Святым Духом собравшихся...» (Там жe.I, 155). IV Вселенский Собор в Халкидоне (после вступительных текстов и чтения Символа веры I и II Вселенских Соборов): «От святых отцов, на каждом Соборе, доныне изложенные правила соблюдать признали мы справедливым...» (Там жe.I, 175). V-VI Собор в своем 38-м каноне говорит: «Отцами нашими положенное сохраняем и мы правило, гласящее...» (Там же. I, 232); 84-й канон: «Последуя каноническим постановлениям отцов, определяем...» (Там же.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

То, что Церковь воистину является хранительницей Священного Предания во веки веков, боговдохновенно свидетельствует и преподобный Викентий Леринский, толкуя слова апостола: «O Тимофее, предание сохрани» ( 1Тим. 6: 20 ). Кто есть сегодня Тимофей, вопрошает святой отец, если не Кафолическая Церковь вообще или не целокупный Собор предстоятелей в частности? «Что такое предание? – То, что тебе вверено, а не то, что тобою изобретено; то, что ты принял, а не то, что ты выдумал; дело не ума, но учения, не частного обладания, но всенародной передачи; дело, до тебя дошедшее, а не тобою открытое, в отношении к которому ты должен быть не изобретателем, но стражем, не учредителем, но последователем, не вождем, но ведомым. «Храни, – говорит, – преданное», то есть талант веры вселенской сбереги в целости и неповрежденности. Что тебе вверено, то пусть и остается у тебя, то ты и передавай. Ты получил золото, золотом и отдавай. Не хочу, чтобы ты мне подкидывал вместо одного другое, не хочу, чтобы вместо золота подставлял ты нагло свинец или обманно – медь; не хочу золота по виду, давай его натурой» 25 . Держась этого принципа, Церковь смогла сохранить свое предание неповрежденным сквозь века. Она через святых отцов и Вселенские Соборы, от первого до последнего, в одну лишь всеценность верует, ее исповедует, защищает, благовествует и бдительно хранит: Богочеловека Иисуса Христа, Который и есть главное Предание, Всепредание Православной Церкви.   При этом Церковь не только страж и хранитель Священного Предания, но и единственный орган передачи его человеку. Поскольку вне тела Церкви возможно изучение и восхищение содержанием Священного Предания, как и Священного Писания, но без Божественной благодати, которая в Церкви и через Церковь изливается, невозможно воспринять их спасительного воздействия. Такие тесные и нерушимые взаимоотношения и единство Церкви и предания ни в коем случае не означают, что предание представляет собою как бы нечто окаменелое, безжизненное и неподвижное, ревниво охраняемое Церковью подобно археологическому музею – вся многовековая действительность и жизнь Церкви являют собой обратное.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Со всем тем трудно, лучше сказать – невозможно обозначить границу преданию, то есть соответствующим образом определить предание, поскольку предание не просто некая теория или собрание логических заключений, но жизнь, притом жизнь богочеловеческого тела Церкви. И все же нам представляется, что определение преподобного Викентия Леринского «quod ubique, quod semper, quod ab omnibus creditum est» («во что верили повсюду, во что верили всегда, во что верили все») было и остается наиболее удачным. Толкуя это свое положение, сам святой отец продолжает: «Следовать всеобщности значит признавать истинной ту только веру, которую исповедует вся Церковь по всей земле; следовать древности значит ни в каком случае не отступать от того учения, которого неизменно держались наши святые отцы и предки; следовать, наконец, согласию значит в самой древности принимать те только вероопределения и изъяснения, которых держались все или по крайней мере почти все пастыри и учителя» 21 . О том, что этому принципу следовали все святые отцы, свидетельствуют они сами в своих сочинениях, где часто ссылаются на предание апостолов, на предание Церкви, на согласность с более ранними отцами, подчеркивая всегда и везде единство предания, единство веры, а через это – единство Церкви в качестве носителя и хранителя Православия и истинного предания. Говоря вообще, слова святителя Василия Великого : «Посему, что говорили отцы наши, то говорим и мы» 22 , – могут быть усвоены любому святому отцу. Отсюда происходит и священный обычай Вселенских Соборов все догматические решения и определения начинать классическим: «Следуя святым отцам...» 23 . Говоря об этом, протоиерей Георгий Флоровский пишет, что «действительно, Церковь всегда подчеркивает неизменность веры с самого начала, из поколения в поколение. Мы веруем в то же, во что и апостолы, – это самый верный признак истинной веры» 24 . В единстве Церкви Христовой, которая всегда была, есть и будет «столп и утверждение истины» ( 1Тим. 3: 15 ), Ей предана от Господа чрез апостолов и их преемников вся сокровищница веры жизни. Хранительницей Священного Предания, равно и Священного Писания , является, таким образом, единственно Церковь в целокупности своей, но не некая Поместная Церковь и еще менее лишь епископ ее, подобно тому как на Западе епископ Рима возвеличен и поставлен высшим хранителем веры. Дабы сохранила доверенное ей благо через крестоносную историю свою, Церковь часто бывала залита кровью своих святых мучеников и исповедников, начиная с первых веков вплоть до сегодняшнего дня, потому к ней можно отнести слова богомудрого святого владыки Николая (Велимировича): «Вся кровию омыта и вся славою увита». Предание, будучи апостольским, отеческим и церковным, живет, сохраняется и может быть сохранено единственно лишь в таковой Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Все, что им остается – либо замалчивать проблему, либо по-протестантски учить, что Священное Предание для нас не важно и Святые Отцы безнадежно устарели по сравнению с нами, «такими умными и прогрессивными», либо утверждать, что традиционное церковное учение о творении мира и человека и о появлении смерти в тварном мире – это несущественная мелочь, которая не относится к догматам и которой поэтому можно пренебречь ради такой «великой цели», как дружба с миром. Но ни один из этих вариантов не найдет основания в Божественном Откровении, выраженном в Писании и Предании Православной Церкви. Завершить статью хотелось бы словами преподобного Иустина (Поповича) : «Та теология, которая свою антропологию основывает на теории «научной» эволюции, есть не что иное, как contradictio in adjecto (противоречие в определении). На самом деле это теология без Бога и антропология без человека» Примечания: 1 Свт. Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмолвствующих. М., 1995. С.32-33 2 Прп. Ефрем Сирин. Творения T.VI.. М., 1995. С. 211. 3 Свт. Василий Великий. Творения Т. I. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1900. Сс. 137-138. 4 Св. Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. Т.1. СПб., 1893. С.61. 5 Св. Викентий Лиринский. Памятные записки Перегрина. М., 1999. С.14. 6 Прп. Иустин (Попович). На богочеловеческом пути. Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1999. С.188. Читайте также: А.Кондрашов vs С. Худиев: об эволюции, абортах и демократии Еще раз о происхождении от обезьяны «Происхождение человека от обезьян» — предмет науки или веры? Креационизм или эволюция? Эволюция без истерики, или Может ли православный произойти от обезьяны? Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели.

http://pravmir.ru/tupik-pravoslavnogo-ev...

Мнение о том, что вне Церкви не может быть никаких таинств высказывали, помимо св. Киприана, прп. Феодор Студит , прп. Никодим Святогорец , святитель Игнатий (Брянчанинов) , священномученик Онуфрий (Гагалюк) , преподобный Иустин (Попович) . А признавали существование таинств у еретиков, помимо св. Стефана, такие святые отцы как блж. Августин , прп. Викентий Лиринский , свт. Тарасий Константинопольский 40 , блж. Феофилакт Болгарский 41 , свт. Филарет Московский 42 , свт. Николай Японский 43 . Следует упомянуть решение Иерусалимского собора 1672 года: «…мы почитаем крайне ложным и нечистым то учение, будто бы несовершенством веры нарушается целость и совершенство таинства. Ибо еретики, которых принимает Церковь , когда они отрекаются от своей ереси и присоединяются ко Вселенской Церкви, получили Крещение совершенное, хотя имели веру несовершенную. И когда они напоследок приобретают веру совершенную, то их не перекрещивают». Однако все святые отцы, как признававшие, так и не признававшие действенность таинств, совершаемых вне Церкви, были согласны в том, что еретики (равно как и раскольники) не могут спастись. Приведу в качестве подтверждения высказывания двух самых ярких представителей каждой из точек зрения о действенности либо недейственности таинств еретиков. Святой Киприан пишет: «Вне Церкви нет жизни: дом Божий один, и никто не может где-либо спастись, как только в Церкви… находящийся вне Церкви мог бы спастись только в том случае, если бы спасся кто-либо из находившихся вне ковчега Ноя» 44 . Блаженный Августин пишет: «подобные люди могут иметь таинство крещения, которое, когда приходят они к кафолической Церкви, никоим образом не следует в них порицать или преподавать его им, как будто они его не имеют. Однако мы при этом утверждаем, что не следует им твёрдо надеяться на своё спасение, раз мы не отвергаем того, что, по нашему признанию, они получают; напротив, они должны познать необходимость для себя войти в общение единства посредством уз любви, без которой они могут иметь всё что угодно, хотя бы и святое и почётное само по себе, и притом сами быть ничем, сделавшись тем менее достойными награды вечной жизни, чем менее хорошо пользовались они теми дарами, которые получили в этой преходящей жизни» 45 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «Попович» найдены статьи: ВАСИЛИЙ (Попович; 1860-1938), митр. Баня-Лукский. ВИКЕНТИЙ (Попович, по прозвищу Хаджилавич; 2-я пол. XVII в. - 1725), митр. Карловацкий ДИОНИСИЙ (Попович Димитрий; † 1815), митр. Белградский ДИОНИСИЙ (Попович (Папазоглу, Пападопулос), 1750 - 1828), митр. Будимский ЕВФИМИЙ (Попович; нач. XVIII в.), митр. Будимский Сербской Православной Церкви ИУСТИН (Новый, Челийский) (Попович Благое; 1894 - 1979), архим., серб. богослов и проповедник, прп. (пам. 1 июня) НЕСТОР (Попович (иногда в литературе - Йованович) Никола; 1833-1884), еп. Нишский Сербской Православной Церкви Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/Попович.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИКЕНТИЙ (Попович, по прозвищу Хаджилавич; 2-я пол. XVII в., Янево, Косово - 23.10.1725, Карловцы, ныне Сремски-Карловци, Сербия), митр. Карловацкий. Пострижен в монашество в Пече. Вместе с Патриархом Арсением III (Черноевичем) в 1690 г. бежал от турок под защиту Австрии, поселился в Сентендре (совр. Венгрия). 7 янв. 1708 г. избран епископом Будимской епархии . 6 мая 1713 г. на Церковно-народном Соборе в Карловцах благодаря поддержке Патриарха Арсения IV был выбран главой Карловацкой митрополии , входившей в состав Печской Патриархии. Согласно принятому на Соборе решению, все Карловацкие митрополиты имели титул и архиепископа Белградского, поэтому В. именовался митрополитом и архиепископом. Несмотря на противодействие австр. властей, вел переговоры с митр. Моисеем (Петровичем) об объединении Карловацкой и Белградской митрополий, что произошло только в 1726 г. 30 окт. 1714 г. от имени серб. народа, живущего под австро-венг. властью, потребовал, хотя и безуспешно, предоставления серб. депутатам «места и голоса» в гос. собрании. Оказывал щедрую помощь Печской Патриархии и мн. мон-рям, обеспечивая их церковной утварью, книгами и пр. В Крушедоле на свои средства построил трапезную, в Велика-Ремете - келлии. Похоронен в мон-ре Крушедол. Лит.: Р. М. nampujapcu и карловачки митрополити у 18 в.//ГлИДНС. 1931. Т. 4; Д. Срби у Будиму от 1690 до 1740 г. Београд, 1952. С. 228-229; он же. Срби у Bojboдuhu. Нови Сад, 1959. 2. С. 84, 85, 363; Ucmopuja српског народа. Београд. 1983. 3. Т. 1. С. 539, 541-542; Ucmopuja. 2. С. 31, 32; Костяшов Ю. В. Сербы в Австрийской монархии в XVIII в. Калининград, 1992. С. 124. В. И. Косик Рубрики: Ключевые слова: АМФИЛОХИЙ (Радович Ристо; род. 1938), митр. Черногорско-Приморский, Брдско-Зетский и Скендерийский Серб. Правосл. Церкви; экзарх Печского Патриаршего престола; богослов, духовный писатель

http://pravenc.ru/text/158476.html

23). Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца. «Отец послал в мир Сына, дабы Сын явил миру Отца. Ни Сына не знали бы без Отца, ни Отца не знали бы без Сына. Как ни света не знали бы, если бы он не исходил от солнца, ни солнца, если бы свет не являл его» (свт. Николай Сербский ). «Не существует Бога без Троичности Божества. Кто не признает Христа Богом, тот нечестивец и безбожник… Связь человека с Богом определяется в соответствии со связью, какую кто имеет со Христом. Поскольку не существует Бога без Христа ни на небе, ни на земле, ни под ней» (прп. Иустин Попович) . 24). Итак, что вы слышали от начала, то и да пребывает в вас; если пребудет в вас то, что вы слышали от начала, то и вы пребудете в Сыне и в Отце. «От начала Евангелие Христово есть Евангелие Святой Троицы. Человек становится христианином, если принимает это Евангелие и остается христианином, если живет по нему. И посредством Евангелия в человеке пребывает и живет Святая Троица. Она одна дарует человеку силы жить по-евангельски. И что есть жизнь христианина? Постоянное личное единение его с Богом Отцом, Сыном и Святым Духом. И это достигается с помощью Божественных таинств и святых добродетелей» (прп. Иустин Попович) . 25). Обетование же, которое Он обещал нам, есть жизнь вечная. «Так выполняется каждое основное обещание Господа Иисуса Христа и Его Евангелия. Потому что все то, чем был Христос, все то, чему Он учил и что делал, имело одну цель, – дать всем людям и утвердить в них уверенность в вечной жизни» (прп. Иустин Попович) . 26). Это я написал вам об обольщающих вас. «Иоанн называет обольщающими не только еретиков, которые своим извращенным учением стремятся отвратить нас от веры, но и тех, кто вынуждает незрелые умы отказаться от обетования вечной жизни, соблазняя их мирскими благами или угрожая гонениями» (св. Беда). 27). Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему и оно истинно и неложно, то чему оно научило вас, в том пребывайте.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны. «Дела Авеля, – это дела любви, злые дела Каина, – дела ненависти к брату. Он не только ненавидит своего брата, он еще и завидует его добрым делам» (св. Беда). «Наш мир руководится двумя началами и источниками: Богом и дьяволом. Все хорошее в человеческом мире имеет началом и источником Бога, и все плохое имеет началом и источником дьявола. В конечном счете, всякое добро происходит от Бога и всякое зло, – от дьявола» (прп. Иустин Попович) . 13). Не дивитесь, братия мои, если мир ненавидит вас. Апостол имеет в виду здесь «мир как общество тех, кто любит мир. Неудивительно, что любящие мир не способны любить братьев, не принадлежащих мирским привязанностям, чье единственное устремление, – небеса. Для грешников религия, – это мерзость» (св. Беда). «Зло есть зло, поскольку ненавидит то, что добро и хочет его уничтожить. Единственное желание зла, – чтобы не было добра… Поэтому не дивитесь, что зло ненавидит добро и нечестивый праведного, ведь в природе его существует логика зла. Мир усыновил зло, как способ жизни и логику зла он провозгласил способом мышления и мерой всех вещей. В этом причина, что мир ненавидит в вас все доброе, праведное, Божественное, евангельское» (прп. Иустин Попович) . 14). Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти. «Любовь делает бессмертными в человеке и душу, и чувства, преображает их из временных в вечные, потому что исходит от Бога, Который есть любовь, и возвращается к Богу; любовь, – это боготворящая, обожающая, дарующая бессмертие сила, ибо вся она от Бога» (прп. Иустин Попович) , «Не любящий, как сам пребывает в смерти, так и всякое дело его, хотя бы имело наружный вид добродетели, есть мертво и бесплодно и слово, как кимвал, бездушно» (свт. Филарет Московский ). 15). Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. «Ненавидящий брата своего, есть человекоубийца именно, потому что сердцем желает убить его.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

«Очевидна истина. Все Божественные и человеческие слова о вере во Христа, как Бога и Спасителя показывают человеческому роду и личность, и дело Богочеловека, которые отчетливо видны в Его Евангелии, Его Церкви, в жизни Его святых. Нет извинения людям за их неверие во Христа ( Ин.15:22 ). И тот, кто верит во Христа, верит всем своим сердцем, и переживает, как самую великую реальность все Божественные и человеческие свидетельства о Иисусе, как Боге и Единственном Спасителе людей. Да, требуется одна прямая личная встреча с Господом Иисусом Христом и после того, как человек уверует в Него, он живет Им и опытно знает Его. К человеку, который живет верой в Господа Иисуса Христа, приходит самое убедительное и всесильное свидетельство о Иисусе, как о Боге и Спасителе и ни одна сила не может его лишить этого свидетельства» (прп. Иустин Попович) . 11–12). Свидетельство сие состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную и сия жизнь в Сыне Его. Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни. «Все Евангелие жизни заключается в этих словах и в этом свидетельстве содержатся сжато все свидетельства. Доказательство того, что Иисус есть Бог и Спаситель, заключается в том, что Он попрал, уничтожил смерть и даровал человеческому роду вечную жизнь… Итак, до тех пор, пока человек не верит в Господа Иисуса, он мертв для всего, что составляет праведную жизнь. Однако с того момента, как человек уверует в Него, он воскресает из мертвых и чувствует Божественную радость жизни. Чтобы человек ощутил ее, он должен стать живой частичкой Церкви и питаться Богочеловеком. Вне Господа, вне Церкви все смерть, все мертво. Вне Его и Церкви находится царство смерти, греха и дьявола. Если веришь в Христа Бога, то ты жив, если не веришь, – мертв» (прп. Иустин Попович) . 13). Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную. «Очень важно знать, что верить во Христа значит иметь жизнь вечную. Это первое и самое основное знание каждого христианина. От этого знания происходит неизменяемость в вере и постоянство, возникает исповедническая вера и готовность на всякую жертву за Христа, терпение и радостное свидетельство о Христе» (прп. Иустин Попович) .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010