6. Феодор и Иоанн Ласкариды и восстановление Византийской империи Последними государями Никейской империи были сын и внук Иоанна Ватаца Феодор II Ласкарь (1254–1258) и Иоанн IV Ласкарь (1258–1261). По словам источников, тридцатитрехлетний Феодор, “будучи, согласно обычаю, посажен на щит,” 554 был провозглашен императором с согласия войска и знати. Феодор II, несмотря на слабое здоровье, посвящал все свое время, до вступления на престол, занятию науками и литературной деятельностью. В этом смысле его просвещенный отец делал все возможное и окружил сына лучшими учеными людьми того времени во главе с Никифором Влеммидом и Георгием Акрополитом. Вступив на престол, Феодор II, подобно отцу, развил энергичную политическую деятельность, которая заставила его забыть занятия науками и даже его любимой философией. Понимая серьезность внешних политических отношений, он главное внимание обратил на создание сильной армии. Феодор писал: “У меня одна истина, одна цель, одно стремление – всегда собирать Божье стадо и охранять его от враждебных волков.” 555 Будучи убежден, что греки должны полагаться лишь на свои силы, Феодор, может быть, являлся чуть ли не единственным “византийским” государем, который обратил внимание на “эллинизацию” войска, вопреки укоренившемуся обычаю пользоваться наемными войсками чуждых народностей. 556 Несмотря на некоторые неудачи, Феодор II с честью вышел из трудной борьбы, которую ему пришлось вести с Болгарией и Эпирским деспотатом. В 1258 году молодой государь в цвете лет (ему было всего 36 лет) скончался, оставив своему преемнику в целости обширные завоевания Иоанна Ватаца. Этот деятельный, философски образованный государь, жил и работал с мыслью, что суд над ним произнесет история. В одном из его писем мы читаем: “Суд истории будет произнесен в последующие поколения.” 557 Новейший историк времени Феодора II (Паппадопулос), не без некоторого увлечения, пишет: “Феодор умер очень молодым; иначе эллинизм мог бы надеяться на лучшие дни под мудрым управлением императора, который приложил все усилия к тому, чтобы основать греческую империю на твердых и незыблемых основаниях.” 558 Однако это устремление Феодора оставалось в области идеального. В действительности отряды наемников, представленных разными национальностями, играли важную роль в жизни Никейской империи в целом и в правление Феодора в частности. 559

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

IX. Век десятый. – Взаимные отношения Византийской и Римской церквей при Константинопольском патриарх Николае Мистике (906–925 гг.) Повод ко вмешательству римского папы в дела Византийской церкви, – император Лев VI VI (Мудрый), его четвертый брак, – борьба против этого брака со стороны патриарха Николая, – прибытие папских легатов и утверждение ими антиканонического брака императора Льва (ссылка в изгнание Николая и восстановление его на патриаршей кафедре). – Обширное послание патриарха Николая к папе Анастасию III «о четвертом браке, неправильно принятом в римской церкви»: защита в нем иерархических прав Константинопольской церкви и укоризны папам за их незаконное властительство в других церквах; – строгие правила восточной церкви по вопросу о числе дозволительных браков для одного лица, – обличение римской церкви в том же послании в потворстве её нравственной распущенности. – Два послания патриарха к папе Иоанну Х-му; патриарх Николай и папские легаты в совокупности произносят осуждение в Константинополе (по смерти Льва) против смуты, произведенной незаконным браком указанного императора. – Имеет ли важность в истории разделения церквей рассказанное пререкание между Византией и Римом по вопросу о четвертом браке? Вторжения пап с их первосвященническим абсолютизмом в дела церкви Константинопольской при достопамятном патриархе Фотие в IX веке было отражено с замечательною силою этим ревностным борцом за самостоятельность и неприкосновенность прав, принадлежащих церкви восточной. Это было великим уроком для пап на будущее время! Но прошли десятки лет и папы снова возвратились к своей политике вмешательства в дела церкви восточной, в целях господствовала над нею. Это случилось в патриаршество в Константинополе Николая, известного с именем Мистика (имя это указывает на одну из высших государственных должностей, которую проходил он прежде своего посвящения в патриархи); но это вмешательство было также отражено без всякого вреда для достоинства и самобытности церкви Константинопольской.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Архив Пн Вышел в свет 71-й алфавитный том «Православной энциклопедии» 7 февраля 2024 г. 10:47 Вышел в свет 71-й алфавитный том  «Православной энциклопедии» . Новый том продолжает публикацию статей на букву «Ф». Открывает настоящее издание статья об архиепископе Феодоре (племяннике преподобного Сергия Радонежского), основателе московского Симонова монастыря, и завершает подробный материал о великом православном святом Феофане Затворнике, духовном писателе и богослове. Особенностью тома является его преимущественно биографический характер. В частности том содержит информацию об аскетическом писателе епископе Эдесском Феодоре; благоверном князе Феодоре Стародубском, убитом в Орде; преподобном Феодоре, игумене монастыря Хора в Константинополе; египетском подвижнике Феодоре, основателе нитрийского монашества; преподобном Феодоре Молчаливом, подвизавшемся в Киево-Печерском монастыре; преподобномученике Феодоре, умученном князем Мстиславом Святополчичем; пострадавшем при Юлиане Отступнике Феодоре Антиохийском; мученике Пергийском Феодоре, убитом при императоре Антонине Пие; преподобном Феодоре (Иване Ушакове), дяде адмирала Федора Ушакова, прославленном в Санаксарском монастыре. Том также содержит статью о самом выдающемся русском флотоводце Федоре Ушакове. Приводятся подробные биографические данные, рассказывается о канонизации и иконографии святого. В статье о епископе Мопсуестийском Феодоре рассказывается о предшественнике несторианства, выдающемся представителе Антиохийской школы, почитаемом в Церкви Востока. Подробно рассматриваются его сочинения, антропология, христология и мариология. Читатель сможет узнать о деятельности выдающегося византийского писателя Феодора Метохита, византийского исповедника второго периода иконоборчества Феодора Начертанного, византийского церковного историка Феодора Чтеца. Российскому читателю, вероятно, будут знакомы жития боярина Феодора, умученного в Орде вместе с князем Михаилом, а также благоверного княжича Феодора Ярославича, старшего брата Александра Невского. К числу сербских святых относится Феодор (Сладич), сожженный турками в Боснии в 1788 г. Сербскую тему продолжают биографии агиографа и гимнографа Феодосия Хилендарца и архиепископа Белградского и митрополита Сербского Феодосия (Мраовича), короля Стефана Драгутина (в монашестве Феоктиста). Болгария представлена известным исихастом, продолжателем дела преподобного Григория Синаита Феодосием Тырновским.

http://patriarchia.ru/db/text/6101202.ht...

Барсов Т.В. О каноническом элементе в церковном управлении. М., 1882. Батишев Д.А. «Священная война» в контексте Крестовых походов. М., 2012. Баха Ад-Дин. Саладдин, победитель крестоносцев. М. СПб., 2009. Безобразов П.В. Византийский писатель и государственный деятель Михаил Пселл //Безобразов П.В. Византийский писатель и государственный деятель Михаил Пселл . Любарский Я.Н. Михаил Пселл : личность и творчество. СПб., 2001. Бейкер Дж. Константин Великий . Первый христианский император. М., 2004. Бейкер Дж. Юстиниан. Великий законодатель. М., 2004. Беляев Д.Ф. Byzantina. Очерки, материалы и заметки по византийским древностям. В 2 книгах. Книга 2. СПб., 1893. Беляев Н.Я. Догмат папской непогрешимости. Историко-критический обзор. Выпуск первый: папский догмат в процессе образования и развития до XIV в. Казань, 1882. Беневич Г.И. Никифор Влеммид, Григорий Кипрский и др. Вопрос об исхождении Святого Духа//Антология восточно-христианской богословской мысли. В 2 т. Т. 2. М. СПб., 2009. Берман Гарольд Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. М., 1998. Бернацкий М.М. Григорий Палама //Православная энциклопедия. Т. XIII. М., 2006. Бибиков М.В. К социально-психологическому анализу писем Григория Кипрского : бедность, бедствия, болезни//Византийский временник. 56 (81). 1995. Бирюков Д.С. О диспуте свт. Григория Паламы с Никифором Григорой и его изложение Факрасисом//Факрасис Георгий. Диспут свт. Григория Паламы с Григорой философом. Святая гора Афон, 2009. Близнюк С.В. Короли Кипра в эпоху Крестовых походов. СПб., 2014. Блок М. Короли-чудотворцы. Очерк представлений о сверхъестественном характере королевской власти, распространенных преимущественно во Франции и Англии. М., 1998. Боголепов Н.П. Учебник истории римского права. М., 2004. Богородский А.Я. Еврейские цари//Еврейские цари и первосвященники/Сост. Р.А. Андреев. М., 2011. Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви. В 4 т. М., 1994. Болотов В.В. История Церкви в период Вселенских Соборов. М., 2007. Боханов А.Н. Византия – навсегда!//Имперское возрождение. 2. 2010.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Византийский урок: продолжение темы Оскверненная фреска святых равноапостольных Константина и Елены Фильм архимандрита Тихона (Шевкунова) «Гибель империи. Византийский урок» поднял вопрос об историческом наследии Византии и его значении для современной России. Правомочность постановки этого вопроса признавали многие участники дискуссии, разгоревшейся в СМИ по поводу фильма, в том числе и его противники. Помимо исторических резонов обратиться к теме византийского наследия есть и духовный, поскольку мы, русские, и единоверные нам народы, проживающие бок о бок с нами, являемся участниками того же духовного Завета с Богом, в котором пребывали византийцы. Приняв от них Православие, мы влились в Церковь и стали народом Нового Завета. А Завет с Богом, как и любой договор, предполагает определенные условия и ответственность за их нарушение. То и другое описано в книге Завета – Библии. И там, в частности, сказано: «Если… будешь слушать гласа Господа Бога твоего, тщательно исполнять все заповеди Его, которые заповедую тебе сегодня, то Господь Бог твой поставит тебя выше всех народов земли… Если же не будешь слушать гласа Господа Бога твоего и не будешь стараться исполнять все заповеди Его и постановления Его, которые я заповедую тебе сегодня, то придут на тебя все проклятия сии и постигнут тебя» (Втор. 28: 1, 15). Фильм указал на причины заката и падения Византийской империи, но, разумеется, ни формат, ни жанр фильма не позволяли о многом говорить подробно. Развивая затронутую в фильме важную тему, обратим внимание на некоторые подробности тех событий. Раздробление территории Византийской империи Когда в 1204 году крестоносцы захватили Константинополь и ряд других городов, образовав Латинскую империю, Византия распалась на несколько самостоятельных государств – Никейскую империю, Трапезундскую империю и Эпирский деспотат. На протяжении XIII века эти государства воевали как с католиками и с турками, так и, к сожалению, между собой. Никейскому императору Михаилу VIII удалось вернуть Константинополь, Фессалоники, а позднее его преемником были присоединены и территории Эпирского деспотата. Но Трапезундская империя продолжала оставаться независимым государством, являя собой печальное свидетельство развала древней Византии. Один народ с одной верой, языком и историей был разделен на два государства, каждое из которых, естественно, было слабее, чем единое, оставшееся в прошлом.

http://pravoslavie.ru/1224.html

Возрождение византийско-болгарского религиозного мистицизма и славянской аскетической литературы в XVIII веке Источник Аскетизм никогда не прекращался. Правда, по временам он как бы замирал, о нем переставали говорить и писать, им никто уже не интересовался и казалось, наступал конец этой своеобычной форме христианской мысли. Но за реакцией следовало новое возрождение и аскетизм снова воскресал, словно легендарный феникс. Во главе нового движения стояли обыкновенно великие люди, убежденные деятели. Среди них не последнее место занимает «молдавский старец» Паисий Величковский , возродивший аскетизм в форме византийско-болгарской исихии, столь характерной для XIV века. Все, что мы знали до сих пор о Паисии, ограничивалось сведениями, внесенными в книгу «Житие и писания молдавского старца Паисия Величковского », изданную Оптиной пустынью. Эта книга представляет перевод «Жития», составленного монахом Нямецкого монастыря Григорием на румынском языке и напечатанного в типографии того же монастыря в 1836 году. Первое русское издание вышло в Москве в 1847 году, при содействии известного оптинского старца Макария и братьев Киреевских, которые обратились к митр. Филарету за разрешением выпустить в свет переводы Паисия Величковского , как книги, «служащие надежным руководством к деятельной христианской жизни». Филарет разрешил издание, которым и занялась целая комиссия ученых из духовенства, тяготевших к Оптиной пустыни. Затем последовали два других издания Жития, которые сразу же нашли много читателей. Недавно нами открыта неизвестная до сих пор автобиография Паисия на славянском языке, проникнутая аскетической тенденцией, написанная очень живо и вполне правдиво. Рукопись принадлежит Императорской Академии Наук и поступила сюда из собрания свящ. о. Феофила Генецкого в Бессарабии. Есть основание думать, что эта автобиография была под руками у нямецкого монаха Григория; но он выбирал из нее факты так осторожно и не умело, что в конце концов совершенно обезличил фигуру замечательного старца, и из живого и симпатичного человека дал какой-то абстрактный образ сухого подвижника со всеми книжными и строго каноническими чертами. В то же время, автобиография Паисия дает нам очень много данных, сближающих его деятельность с тем мистическим и литературным движением, которое имело место в Византии и Болгарии в XIV веке.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Yaci...

Глава III. Игумен Платон и его влияние на Византийское общество Игумен Платон и его влияние на Византийское общество; состояние монашества в 1-й период иконоборцев Уже за 20 лет было Феодору, когда он закончил школьное образование. Теперь предстоял выбор практической деятельности. По видимому молодому образованному человеку открывалась широкая дорога государственной и общественной службы. Как ни мало ценилась в то время наука и образование, все же нужда в образованных людях сказывалась и для чисто государственных потребностей. Ясное дело, Феодор скоро бы мог получить занятие тем более, что и отец его сам состоял на царской службе. Но Бог судил ему нечто иное. На Феодора имели неотразимое влияние дядя его по матери, игумен Платон, и мать. Последняя сама находилась под влиянием брата, как и другие члены семьи ее и ближайшие родственники. Игумен Платон и для своего времени был далеко незаурядным деятелем. С колыбели оставшись сиротою, он нашел приют в доме своего родственника. Здесь он имел возможность получить достаточное по своему времени образование, а трудом и воздержной жизнью скопил довольно большое состояние. Чувствуя любовь к жизни подвижнической, Платон роздал имущество, удалился на гору Олимп и постригся в обители «Символах». На 35 году жизни своей, он избран был в игумена обители. Много забот приложил Платон к внешнему благоустройству монастыря. Собственноручно им переписано было много книг для монастырской библиотеки. В часы досуга он занимался и составлением душеспасительных сочинений в руководство монахам. В 775 году игумен Платон по своим делам прибыл в Константинополь. Здесь много важных событий произошло к этому времени. Император Константин V скончался. На престол вступил сын его Лев IV Хазар. Болезненный, мало чем интересовавшийся, Лев более всего дорожил своим спокойствием. Хотя он и воспитан был в строгом иконоборчестве, однако не проявлял той нетерпимости по отношению к иконопочитателям, которою отличался его отец. Супруга Льва, Ирина, стояла за почитание икон. Это далеко ни секретом было. По улицам столицы теперь можно было встречать и иноков, которым еще недавно запрещено было появляться в городе. При дворе смелее стали говорить о почитании святых икон. Словом, теперь занималась заря лучших дней. Умные люди замечали это и спешили пользоваться обстоятельствами.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Главный центр Православия сместился в Русское государство» Об историческом значении падения Константинополя в 1453 году 10.06.2023 1207 Время на чтение 4 минуты Фото: Штурм стен Константинополя, автор Филипп де Мазероль, 1450-1475 годы По словам специалистов, падение Константинополя 29 мая (ст. ст.) 1453 года сыграло колоссальную роль в мировой истории, сообщает пресс-служба Музея древнерусской культуры и искусства имени прп. Андрея Рублева. Оно ознаменовало гибель Византийской Империи, которая некогда была одним из мощнейших государств планеты. Исчез последний буфер между западными державами и стремительно набирающей силу Османской империей. Были существенно осложнены экономические отношения между Европой и Азией. Главный центр Православия сместился в Русское государство. Как рассказал в комментарии RT доктор исторических наук, профессор, академик РАХ и РАЕ Олег Германович Ульянов , сам Константинополь выдержал целый ряд турецких осад. Превосходная фортификация вкупе с выгодным географическим положением позволили Константинополю успешно выдержать 23 осады за почти тысячу лет существования Византийской Империи. Оборона византийской столицы в 1453 г. продолжалась 57 дней, с 2 апреля по 29 мая, и могла быть вполне успешной, если бы не целый ряд трагических событий. Армия, защищавшая Константинополь, была относительно небольшой, насчитывая около 7000 человек, 2000 из которых были иностранцами. Командиром обороны стен города был назначен кондотьер Джованни Джустиниани, который успешно защищал город. Численность османов, осаждавших Константинополь, была в десять раз выше, около 50-80 000 солдат, в т.ч. от 5000 до 10000 янычар, а также несколько тысяч христианских солдат, в частности 1500 сербских кавалеристов, которых возглавлял Джурадж Бранкович. В турецком лагере в качестве военного наблюдателя находился даже венгерский посол, который, по сообщениям тогдашних историков, помогал туркам советом, как правильно расставлять орудия. «На сторону османов перешёл инженер-пушкарь венгерского происхождения по имени Урбан. Он предлагал свои услуги византийцам, но Император отказался платить ему из-за нехватки денег в казне, а турки щедро его вознаградили. Он создал для османов огромные пушки, способные ломать стены Константинополя», - рассказал в беседе с RT научный сотрудник Государственного исторического музея Александр Чернов.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/06/10/gl...

Закрыть itemscope itemtype="" > Иконография через герменевтику Художественные образы цикла фресок «Апокалипсис» в монастыре Дионисиат (Святая гора Афон) 17.03.2017 1749 Время на чтение 28 минут В данной статье автор рассматривает проблему иконографического прочтения (идентификации) и отображения через систему образов (фресок монастыря Дионисиат на Афоне) наиболее таинственной книги священного Писания - Откровения Апостола Иоанна Богослова (Апокалипсис). Проблемы образа, изображения, иконы занимали главное место в богословской мысли византийского социума на протяжении иконоборческих споров VIII - IX вв. В истории художественной культуры вообще и христианской в частности столь глубокая, всеобъемлющая разработка этих проблем - явление уникальное и беспрецедентное. Ни до периода иконоборчества, но после в течение многих веков теоретические аспекты изобразительного образа и вообще художественного образа не привлекали такого широкого внимания православных богословов. С XI столетия эта теория вошла в самую суть восточно-православного богословия и всего византийского миропонимания. Именно под ее влиянием были сформированы каноны всех видов византийского и восточно-православного искусства, начиная с общего богослужебного канона, который включал в себя все виды искусства. Великие Отцы VIII - IX вв. поставили и успешно решили многие из тех проблем, которые до сих пор являются актуальными в современном искусствознании, эстетике и герменевтике 425-426]. Величавое спокойствие, вневременное положение, надмирность, даже некая «академичность» пост-византийской религиозной живописи, как бы утверждают окончательность нахождения образа за пределами земной перспективы 198]. Монастырь Дионисиат, посвящённый Предтече и Крестителю Господню Иоанну, считается одной из наиболее строгих обителей Святой Горы. Устав монастыря Дионисиат стал образцом для многих монастырей, а сама обитель была основана прп. Дионисием в XIV в. при посредстве его брата Феодосия, митрополита Трапезундского, и императора Алексия III Комнина.

http://ruskline.ru/analitika/2017/03/18/...

Закрыть itemscope itemtype="" > История византийской Владимирской иконы Богоматери И ее влияние на русскую иконографию 07.09.2023 1258 Время на чтение 11 минут Согласно легенде икона Владимирской Богоматери попала в Константинополь из Иерусалима в V в. н. э. при Императоре Феодосии. На Руси икона привезена из Византии в начале XII века (ок. 1131 года), как подарок Юрию Долгорукому от патриарха Луки Хризоверха. Вначале Владимирская икона находилась в женском Богородичном монастыре Вышгорода, недалеко от Киева. Князь Андрей Боголюбский перевез икону во Владимир (по которому она и получила нынешнее наименование) в 1155 году. При нашествии полчищ татарского хана Батыя, когда 7 февраля 1237 года Владимир подвергся страшному разорению, икона осталась совершенно целой и невредимой, как верный залог спасения русского народа в будущем. История Боголюбской иконы Божией Матери прямо взаимосвязана с Владимирской и является одной из древнейших чудотворных икон Древней Руси, написана в XII веке по просьбе благоверного князя Андрея Боголюбского (память 4 июля) в память о Ее явлении ему. Св. блг. кн. Андрей Боголюбский увозит Владимирскую икону Божией Матери из Вышгорода во Владимир. Миниатюра Лицевого летописного свода. XVI в. Время написания Владимирской иконы Божией Матери, XII век, относится к так называемому комниновскому Возрождению (1057 – 1185). Этот период в византийском искусстве характеризуется предельной дематериализацией живописи, осуществляемой за счет прорисовки ликов, одежд многочисленными линиями, белильными движками, подчас прихотливо, орнаментально ложащимися на изображение. Владимировская икона. XII в. Константинополь (?). По церковному преданию икону написал евангелист Лука Изображение относится к типу Елеуса (греч. милующая от λεος – сострадание, сочувствие), Элеуса, Умиление – один из основных типов изображения Божьей Матери в византийской и древнерусской иконописи. Среди чтимых константинопольских икон базилики Богородицы во Влахернах мог быть образ Богородицы «Ласкающая», возможным его списком некоторые исследователи (О.Е. Этингоф. «Образ Богоматери», М., 2000г., С.,149) признают Владимирскую икону Божьей Матери. Одним из аргументов в пользу этой версии выступает близость форм почитания обеих икон в Византии и на Руси. Они обе были выносными, связанными с традицией пятничных крестных ходов из Влахерн в Халкопратию.

http://ruskline.ru/analitika/2023/09/07/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010