Строящийся московский храм украсят 2,5 тысячи кв. метров уникальной мозаики 27 мая, 2013. Новостная служба После окончания работ храм станет одним из крупнейших в Европе и первым в России по площади мозаичного убранства. 27 мая. ПРАВМИР. В строящемся храме Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе идет создание уникальной мозаики, воссоздающей древние византийские образцы, сообщает «Крестовский мост» . После окончания работ храм станет одним из крупнейших в Европе и первым в России по площади мозаичного убранства (2,5 тысячи кв. метров). У входа в собор прихожан встречает икона Покрова Пресвятой Богородицы. Лик выполнен по образцу из храма Святой Софии в Стамбуле. Над головой синее небо в жёлтых звездах. Нижний храм посвящён архангелу Михаилу; лики архангелов, орнаменты также выложены цветной смальтой. По словам художника-мозаичиста Елены Вилковой, за основной образец взяли сицилийский собор Рождества Пресвятой Богородицы (Санта Мария Нуова), расположенный в пригороде Палермо. Это самый лучший сохранившийся собор XII века с аутентичной техникой, выполненной приезжими мастерами из Византии. В выкладке мозаики потребовалась дополнительная помощь. Общими усилиями мозаичисты и добровольцы общины уложили 1,5 тысячи кв. метров мозаики менее чем за год. Сегодня осталось выполнить фигуры верхнего храма. К концу года мастера планируют завершить украшение церкви. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 25 ноября, 2020 10 июля, 2020 18 сентября, 2023 5 февраля, 2022 14 декабря, 2021 11 сентября, 2021 17 августа, 2021 5 августа, 2021 24 февраля, 2021 25 ноября, 2020 10 июля, 2020 18 сентября, 2023 5 февраля, 2022 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/stroyashhijsya-moskovs...

А. Е. Петров Иконография Прор. Малахия. 1308–1311 гг. Худож. Дуччо ди Буонинсенья (Музей собора, Сиена) Прор. Малахия. 1308–1311 гг. Худож. Дуччо ди Буонинсенья (Музей собора, Сиена) Предания о жизни М. повествуют о нем как о прекрасном юноше ( Тихомиров П. В. Прор. Малахия. Серг. П., 1903. С. 32-33). Однако в большинстве памятников М. предстает старцем в традиционных пророческих одеждах: в хитоне и гиматии, со свитком в руке. Цвет одежд, очевидно, не закрепился в качестве иконографического признака. Если свиток развернутый, надпись чаще всего воспроизводит стих из Мал 3. 1, читаемый в качестве паремии на день Усекновения главы св. Иоанна Предтечи: «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь». Предполагается, что одним из наиболее ранних является ростовой образ М. на резной панели врат базилики Санта-Сабина в Риме, где он представлен в соответствии с текстом пророчества (Мал 3. 1) вместе с ангелом на фоне Иерусалимского храма ( Kantorowicz E. The «King " s Advent» and the Enigmatic Panels in the Doors of Santa Sabina//Art Bull. N. Y., 1944. Vol. 26. N 1. P. 222-223). Старцем с прядями длинных седых волос он изображен в Россанском кодексе (Евангелия от Марка и от Матфея), где под сценой «Вход Господень в Иерусалим» помещены 4 изображения пророков (Rossano. Museo Diocesano. Cod. 042. Fol. 11, VI в.); на мозаике VI в. кафоликона монастыря вмц. Екатерины на Синае (в одном из медальонов, окружающих композицию «Преображение Господне» в центральной апсиде); на миниатюре из рукописи Sacra Parallela (Paris. gr. 923. Fol. 63v, ок. сер. IX в.). В том же типе, по иной форме, раздваивающейся округлой бородой М. представлен в «Толковании на Книгу пророков» (Paris. gr. B I2. Fol. 12, X в.) - везде погрудно. Изображения М. в рост присутствуют в памятниках монументального искусства средневизант. времени среди изображений др. пророков: в росписи Каранлык-килисе в Гёреме (XI в.), на мозаиках кафоликона мон-ря Дафни (ок. 1100), на мозаиках собора Санта-Мария-Нуова в Монреале, о-в Сицилия (между 1183 и 1189), на мозаиках собора Сан-Марко в Венеции (кон. XII - нач. XIII в.) - средовек с черными волосами, высоким лбом, наподобие ап. Павла.

http://pravenc.ru/text/2561704.html

Сщмч. Петр I Александрийский. Роспись ц. Спаса на Нередице близ Новгорода. 1199 г. Фотография. 2014 г. Фото: Anieta/Wikimedia Commons В церкви 4 (св. Иоанна) в Гюлл-Дере, близ Чавушина (1-я четв. X в.?), в апсиде П. изображен с деятелями IV в.- обличителями ереси Амфилохием Иконийским и Евсевием Самосатским. Фронтально в рост, слева от престола, за сщмч. Климентом, чья память празднуется в тот же день, П. представлен на мозаике собора Санта-Мария-Нуова в Монреале, Палермо (1183-1189), причем большинство св. епископов на алтарной мозаике имеют сходный облик, уподобленный ап. Петру. С литургическим свитком, развернутым вверх, за свт. Григорием Богословом, П. показан в композиции «Поклонение Жертве» (слева от престола) на фреске ц. св. Андрея на Треске (1388-1389, мастер митр. Иоанн). В кафоликоне мон-ря Грачаница (ок. 1320) его поясная фигура с развернутым свитком в руках находится слева от престола в развороте. В ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (1317/18), прямоличное поясное изображение П. с кодексом в обеих руках входит в композицию «Поклонение Жертве» (справа от престола, вслед за ростовой фигурой сщмч. Игнатия Богоносца, но выше его на полголовы). Над композицией «Поклонение Жертве» расположен прямоличный поясной образ П. (вместе со свт. Афанасием Афонским и архид. Стефаном), в некрещатой фелони в росписи храма мон-ря близ Рамача, Сербия (ок. 1395), и т. д. Вариант еще одного иконографического решения жертвенной темы представлен в ц. Пресв. Богородицы Расиотиссы в квартале Сервиоти в Кастории (ранний XV в. или кон. XV - нач. XVI в.): в апсиде - «Служба св. отцов», в жертвеннике видение П. помещено рядом с изображением Христа во гробе. В росписи Георгиевской ц. в Хырлэу, Румыния (1492), композиция на сюжет видение П. размещена в жертвеннике, рядом - Христос во гробе и «Жертвоприношение Авраама»; тот же выбор сюжетов в жертвеннике - в ц. св. Апостолов в квартале Елеусы в Кастории (1547 , мастер Онуфрий; в алтаре - «Поклонение Жертве»). В храмах Афона образ П. часто помещается в арке прохода из алтаря: в сев.-вост. компартименте вимы собора в Протате (ок. 1290, мастер Мануил Панселин), в юж. компартимент в кафоликоне мон-ря Ватопед (кон. XIV - нач. XV в.), в сев. компартимент в парекклисионе кафоликона мон-ря Пантократор (кон. XIV - нач. XV в.) (см.: Τουτς, Θουστρης. 2010. Σ. 55, 152, 327). Известны и др. примеры размещения образа П., напр., в росписи Новой Токалы-килисе (2) в Гёреме, Каппадокия (кон. X в.),- на одной из арок колоннады в поперечном коридоре, наряду с образами разных чинов святости.

http://pravenc.ru/text/2580326.html

В 1564 г. флорентийская община Рима обратилась к Н. с просьбой взять на себя заботы по служению в недавно построенной ц. св. Иоанна (Сан-Джованни-Баттиста-деи-Фьорентини), однако Н. предпочел остаться в ц. св. Иеронима, а в ц. св. Иоанна направил 3 священников, своих воспитанников. Лишь спустя 10 лет им удалось убедить Н. перенести встречи из помещения при ц. св. Иеронима в гораздо более просторное помещение при ц. св. Иоанна (встречи там начались с 15 апр. 1574). Капелла св. Филиппо Нери в ц. Санта-Мария-ин-Валличелла в Риме Капелла св. Филиппо Нери в ц. Санта-Мария-ин-Валличелла в Риме При папе Римском Григории XIII деятельность Н. и его последователей вновь получила одобрение. Буллой «Copiosus in misericordia Deus» от 15 июля 1575 г. папа официально признал сложившуюся вокруг Н. группу его последователей как конгрегацию ораториан, для плодотворной деятельности к-рой были предложены на выбор 2 рим. храма: Санта-Мария-ин-Монтичелли и Санта-Мария-ин-Валличелла. Н. попросил папу Григория XIII указать ему, какой храм следует принять. Тот указал на ц. Санта-Мария-ин-Валличелла, расположенную в более оживленной части города. Поскольку предоставленный храм был небольшим и на тот момент сильно обветшал, Н. распорядился построить на его месте новую церковь (отсюда название Кьеза-Нуова, Новая церковь; освящена в 1599). 17 сент. 1575 г. А. Медичи, к тому времени архиеп. Флоренции (1574-1605), торжественно заложил 1-й камень. Несмотря на нехватку средств, Н. не сомневался, что строительство будет завершено. Значительные пожертвования сделали кард. К. Борромео и папа Григорий XIII, их примеру последовали мн. состоятельные люди. К нач. 1577 г. был возведен неф нового храма, в воскресенье Семидесятницы, открывавшее предпостный период, архиеп. А. Медичи отслужил в храме торжественную мессу. Всем посетившим в этот день ц. Санта-Мария-ин-Валличелла папа Григорий XIII предоставил возможность получения полной индульгенции . В апр. 1577 г. деятельность оратория была перенесена из ц. св. Иоанна в ц. Санта-Мария-ин-Валличелла. 8 мая 1577 г. состоялись выборы настоятеля конгрегации ораториан, к-рым единогласно избрали Н.

http://pravenc.ru/text/2565068.html

Мозаика сев. стены пресбитерия собора Сантиссимо-Сальваторе в Чефалу. 1154-1166 гг. В отличие от королевских храмов ц. Санта-Мария-дель-Аммиральо в Палермо строилась и украшалась по частной инициативе Георгия Антиохийского, грека по происхождению. Как и в соборе в Чефалу, здесь преобладают отдельно стоящие фигуры, а не сюжетные композиции: ангелы - в вост. своде рукава креста, апостолы - в сев. и юж. сводах, святые - в верхних частях стен и в софитах подпружных арок. В связи с посвящением храма Богородице из праздничного цикла выбраны неск. богородичных сюжетов: «Благовещение» - в пазухах восточной подпружной арки, напротив - «Сретение»; «Рождество Христово» и «Успение» - в зап. рукаве креста. Несомненно, апсиду (перестроена в XVII в.) украшал образ Богородицы. В конхах диаконника и жертвенника помещены образы св. праотцев Иоакима и Анны. В куполе представлена новая и актуальная для визант. искусства того времени композиция «Небесная литургия» (Христос Пантократор в окружении поклоняющихся Ему ангелов), в верхних частях барабана - пророки, в тромпах - евангелисты. Один из примеров неудачного соединения визант. структуры храмовой декорации с сицилийской архитектурой - фигуры поклоняющихся ангелов и евангелистов: их пропорции сильно искажены, видимо, из-за непривычных для мозаичистов форм купола и тромпов. На стенах по сторонам входа в наос помещаются панно, изображающие Рожера II, коронуемого Иисусом Христом, и коленопреклоненного ктитора перед Богородицей, Которая представлена в распространенной в XII в. иконографии «Параклесис». Георгий Антиохийский перед Богоматерью. Мозаика купола ц. Санта-Мария-дель-Аммиральо (Марторана) в Палермо. 1146–1151 гг. Георгий Антиохийский перед Богоматерью. Мозаика купола ц. Санта-Мария-дель-Аммиральо (Марторана) в Палермо. 1146–1151 гг. В соборе Санта-Мария-Нуова в Монреале имеется один из наиболее крупных ансамблей мозаик в средневековом искусстве, сопоставимый только с декорацией собора Сан-Марко в Венеции. В основе мозаичной декорации всего комплекса лежит единый замысел, в короткий срок реализованный неск. артелями мастеров. Собор представляет собой 3-нефную базилику общей протяженностью ок. 95 м. В вост. части расположен 3-частный трансепт, его центральная часть ведет к главной апсиде, по сторонам расположены 2 капеллы с апсидами. Компартименты, предшествующие 3 апсидам, перекрыты сводами на высоте ок. 30 м, все остальные части собора имеют плоское перекрытие. Кор. Вильгельм II строил собор как новую усыпальницу династии Отвилей и ориентировался на постройки отца и деда, но стремился их превзойти. Поэтому иконографическая программа собора в Монреале во многом повторяет программы кафедрального собора в Чефалу и Палатинской капеллы.

http://pravenc.ru/text/2033721.html

и араб. традиции. Крупнейшие постройки норманнской Сицилии - базиликальные соборы в Чефалу, Монреале и Палермо. Собор в Чефалу, к востоку от Палермо (1131-1267),- базилика с трансептом и 2 башнями по сторонам портика западного фасада (окончены к 1240), напоминающими раннехристианские базилики Сирии. В этом храме необычно длинные предапсидные пространства, перекрытия центрального нефа и трансепта деревянные. Повышенные стрельчатые арки, имеющие длинные вертикальные участки у пят, формируют средокрестие. Изящество колонн, обилие декора и колористическое богатство сочетаются с простотой и со строгостью композиционного замысла. Близок к этой композиции собор Санта-Мария-Нуова в Монреале, пригороде Палермо (1174 - ок. 1185), в котором перед алтарем выделено 4-столпное средокрестие со стрельчатыми арками. Огромный двор (кон. XII в.) оформлен аркадой, невероятно тонко и причудливо украшенной инкрустацией, резьбой и скульптурой. Венчающие тонкие колонки шапки капителей украшены сценами на библейские сюжеты. Собор Санта-Мария-Ассунта в Палермо (освящен в 1185) также имеет выделенное средокрестие и по 2 башни по сторонам зап. фасада и по сторонам боковых апсид. Его отличительной чертой является контраст необыкновенно вытянутых нефов и очень высокого монументального трансепта. Вост. фасад собора в Монреале. 1174 — ок. 1185 г. Вост. фасад собора в Монреале. 1174 — ок. 1185 г. В Палермо Палатинская капелла (1130-1143) и ц. Санта-Мария-дель-Аммиральо, или Марторана (1143), являются базиликами с 3 апсидами, с аркадами на колоннах между нефами и с куполом над перекрестием с трансептом. Арки и стены этих храмов украшены мозаиками, над которыми работали визант. мастера, возможно, столичные. Визант. влияние ощущается в вост. части Мартораны, представляющей собой крестово-купольную структуру на 4 колоннах. К этой древнейшей части здания было пристроено с запада базиликальное завершение. Сохранившийся образец подобной квадратной в плане 4-колонной 3-апсидной церкви - Сантиссима-Тринита-ди-Делия близ Кастельветрано, 1-я пол.

http://pravenc.ru/text/2033708.html

Успения Богородицы мон-ря Дафни, близ Афин, ок. 1100), в куполе (мозаика ц. св. Апостолов в Фессалонике, 1312-1315), на подпружной арке (роспись Благовещенского собора Московского Кремля, 1547-1551), или полуфигура в медальоне на арке конхи апсиды (кафедральный собор Санта-Мария Нуова в Монреале, о-в Сицилия, между 1183 и 1189). В монументальных циклах пророков средневизант. периода Е. соседствует с прор. Илией. Они образуют пару, стоя друг за другом, а тексты на их свитках, сообщаясь цитатами из 4 Цар, ведут своеобразный диалог (церковь мон-ря Нова-Павлица в Брвенике, Сербия, до 1389; ц. праведных Иоакима и Анны (Кралева) в монастыре Студеница, Сербия, 1314; ц. Вознесения в монастыре Раваница, Сербия, ок. 1387; ц. Св. Троицы монастыря Ресава, Сербия, до 1418). Образ Е. нередко включен в пророческий ряд рус. высокого иконостаса. Один из ранних примеров - икона «Пророки Елисей, Захария, Иоиль» из иконостаса Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря (ок. 1497, ГРМ), цвет гиматия Е. темно-коричневый с синими лессировками и разделками. В «Церкви походной» (1-я пол. XVI в., ГТГ) в ряду пророков Е. стоит вслед за царем и прор. Соломоном. Образ Е. представлен в пророческом ряду иконостасов: из ц. Преображения в с. Б. Вязёмы (90-е гг. XVII в., ГТГ), из придела Успенского собора Большого Тихвинского мон-ря (XVII в., ГРМ), а также из кремлевских церквей и соборов XVII в.: в главном иконостасе Успенского собора (1653) и иконостасе его придела Похвалы Богоматери (1698-1699), в иконостасах Архангельского собора (1680-1681), ц. Распятия Большого Кремлевского дворца (1681-1682, мастер Василий Познанский). Как и в росписи церквей, фигуры пророков Илии и Е. встречаются на одной доске пророческого ряда иконостаса (икона из иконостаса неизв. происхождения, посл. треть XVI в., Ярославль, ЯИАМЗ). Свиток Е. во фресковых и в мозаичных циклах всегда раскрыт (варианты текста: 4 Цар 2. 2; 2. 4; 2. 6; 2. 12). Текст «Отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его!» (4 Цар 2. 12) - возглас Е.

http://pravenc.ru/text/189853.html

На свитке, к-рый держит И., чаще всего бывает написан фрагмент из Ис 7. 14: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил». Эта цитата встречается в большинстве мозаик и фресок IX-XII вв.: на несохранившейся мозаике юж. тимпана Софии К-польской (2-я пол. IX в.), в Палатинской капелле (ок. 1143-1146), в ц. Санта-Мария дель Аммиральо (1146-1151), в кафедральном соборе Санта-Мария Нуова в Монреале на Сицилии (1183-1189), в церквах Каранлык-килисе и Эльмалы-килисе (обе - 3-й четв. XI в.) в Гёреме в Каппадокии, в куполе Еммануила собора Сан-Марко в Венеции (кон. XII в.) и т. д. В виде исключения на мозаике монастыря Дафни (ок. 1100) на свитке И.- текст Ис 4. 2, а на мозаике предалтарного пространства собора в Монреале - Ис 61. 1, в мон-ре Хора и ц. Богоматери Паммакаристос - Ис 19. 1. Очень редко свиток в руках прор. И. свернут (напр., в росписи ц. Успения на Волотовом поле близ Вел. Новгорода) или отсутствует. На медных вратах со сценами видения И. к традиц. тексту добавлена цитата Ис 6. 1-8. Богородица с Младенцем, с пророками Моисеем, Исаией, Иаковом, Аароном. Икона. 1651 г. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) Богородица с Младенцем, с пророками Моисеем, Исаией, Иаковом, Аароном. Икона. 1651 г. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) В иконописном подлиннике новгородской редакции кон. XVI в. под 9 мая И. описан так: «Аки Илия пророк. Сед, риза санкирь, испод лазорь; в свитце глаголет: «Правде научитеся живущие на земли»» (С. 29). В подлиннике С. Т. Большакова описание облика И. помещено между описаниями пророков Моисея и Наума: «Сед, аки Андрей апостол, верх риз дичь, испод киноварь, в свитке пишет. Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил» ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 11). В подлиннике Г. Д. Филимонова под 9 мая об И. сказано: «…подобием стар и сед, брадою и власы аки Илия пророк, ризы пророческия, верхняя санкирная, испод лазоревая, в руке свиток, а в немъ написано: «се, Дева во чреве зачнет и родит Сына, и нарекутъ имя Еммануил: еже есть сказаемо, с нами Бог»» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 339). В греч. иконописном подлиннике - Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) - И. упоминается неск. раз. В части «Как изображается Ветхий Завет» описаны сцены «Видение пророка Исайи» и «Пророк Исайя претренный пилою» (Ерминия ДФ. Ч. 2. § 105-106. С. 549); в параграфе о св. пророках, об их внешнем виде и о пророчествах он описан как «старец с длинной бородой, говорит: слыши небо, и внуши земле, яко Господь возглагола» (Там же. § 132. 6. С. 562). В части «Как изображается Новый Завет» о нем сказано в главах «Как изображаются праздники Богородичные»: «Исайя держит лжицу и говорит на хартии: азъ же лжицу угленосную преднарекохъ Тя, Чистая, и Престолъ Царя» (Там же. Ч. 3. Гл. 5. 10. С. 557) - и «Как изображаются страдания мучеников каждого месяца всего года»: «Старецъ, был распиленъ деревянною пилою» (Там же. Гл. 22. С. 417).

http://pravenc.ru/text/674804.html

894 ...Α в збор бысть с патриархом митрополитов 22... 22 – сардакийскы Дионисий... – Здесь перечислены митрополиты православных церквей (византийской, русской, болгарской, молдавской, грузинской), участвовавшие в работе Ферраро-Флорентийского собора. 897 Рогатый клобук – двурогая митра, головной убор католических епископов. Β определенный период папская тиара также имела вид двурогой митры. 898 Обатша – вероятно, от итальянского Abbazia – аббатство; речь идет, очевидно, ο населенном пункте около какого-то аббатства. 901 Есть же во град том божница велика.... и поют на всяк день. – Здесь описан госпиталь Санта Мария Нуова. 902 ...на плащаницах. – Плащаница – предмет культа в виде четырехугольного куска ткани с изображением тела Христа в гробу. 906 И есть во град том божница устроена велика... сочтохом степеней 400 и 50. – Имеется в виду собор Санта Мария дель Фьоре с колокольней. 908 Месяца иулиа въ 5 собору бывшу велику... коиждо своею рукою. – Здесь говорится об акте подписания церковной унии. 909 ...служил обдню... опрсноком... – Опреснок – облатка, круглый листок из пресного теста, символизирующий тело Христа в римско-католическом богослужении. 914 ...несоша над ним небо наряжено... – «Небо» означает здесь ткань, символизирующую небесный свод. 915 И взыде на высоко мсто бискупъ, именемъ Андрей... и того деля их прокля. – Сообщается ο проклятии папою участников заседавшего в Базеле собора католической церкви, стремившегося к ограничению власти папы; проклятие было произнесено родосским епископом Андреем. 916 От того града поиде господинъ ркою Фарою... От Фары до града Кзы 80 миль... – Β этом отрывке «Фара» означает то реку, то город; если правильно второе, то под «Фарой» можно подразумевать Феррару, расстояние от которой до города Кьоджи («Кзы») близко κ указанному в тексте «Хождения...». 917 ...той град у Блого моря на брез, ту родится соль крупна. – «Белое море» здесь и далее означает Адриатическое море; в ряде пунктов на его побережье велась добыча соли путем выпаривания морской воды.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В декоре храмов, воспроизводящих традиц. визант. систему росписи, образы св. диаконов помещаются непосредственно в алтаре или в пространстве вимы, где они фланкируют изображения святителей. В контексте литургической композиции диаконам отведена роль сослужащих во время богослужения. Такая иконографическая схема предполагает парное размещение фигур диаконов, представленных в одеждах, соответствующих их служению. В подобного рода композициях Л. в правой руке держит кадило, в покровенной левой - дарохранительницу. Примеры: фреска на вост. стене нефа храма Успения Пресв. Богородицы в Атени Сиони, Грузия (XI в.) - юный, безбородый, узкая полоска темно-вишневого ораря резко контрастирует с белым далматиком, дарохранительница в непокрытой руке; в росписи пещерного храма свт. Николая (Кьеза-Рупестре-ди-Сан-Николо) в Моттоле, Апулия, Италия (XI в.?) - на участке сев. стены, примыкающей к алтарю, Л. со святителями Василием Великим и Николаем Чудотворцем предстоит Божией Матери, в красном далматике с мелким крещатым узором; на мозаике сев. предалтарной стены собора в Чефалу, Сицилия (1148) - в ряду св. диаконов, молод, различимы наметившиеся бородка и усы, в правой руке держит крест, левой прижимает к себе кодекс; на мозаике собора Санта-Мария-Нуова в Монреале (1183-1189) Л. представлен в 1-м ярусе центральной апсиды, справа от алтарного окна, в паре с архидиак. первомч. Стефаном (слева), в рост, фланкирующим центральные фигуры святителей - без бороды, с тонзурой, в белом далматике, в левой руке держит кадило, в покровенной правой - кодекс; в юж. приделе Вознесенского собора Жичского мон-ря, Сербия (фрески ок. 1220, обновлены в 1309-1316) - в паре с диак. сщмч. Авивом; на зап. гранях вост. предалтарной стены- в рост, в 3/4-ном развороте, ориентирован в центр алтаря, правой рукой совершает каждение, он молодой, с едва показавшейся бородой, в белом стихаре, фиолетовом подризнике, в золотисто-охристых поручах, больших размеров плат, на котором в покровенной левой руке стоит дарохранительница, перекинут через плечо, как плащ, его красный цвет напоминает о том, что святой претерпел мученическую кончину; в росписи кафоликона монастыря Дионисиат на Афоне (1546-1547, мастер Зорзис Критянин) - средовек, с ярко выраженной короткой бородой, волосы вьются, «пониже ушей», с тонзурой; в росписи ц. свт. Николая монастыря Ставроникита на Афоне (1546, мастера Феофан Критский и Симеон) - в рост, безбородый, в откосе окна в паре с диаконом св. Евплом.

http://pravenc.ru/text/2462435.html

   001    002   003     004    005    006    007