и проповедовавшего в катакомбах св. Себастиана; его друга, «отца церковной истории», кард. Цезаря Барония , автора «Церковных анналов»; Баронию принадлежит ставшее впосл. традиционным название «подземный Рим» (subterranea civitas, Roma sotteranea), появление которого связано с открытием 31 мая 1578 г. на Нов. Соляной дороге (Виа-Салария-Нуова (Виа-Анапо)) небольшого семейного кладбища (т. н. Сатасотва anonima - долгое время неверно идентифицировались как катакомбы Присциллы, Остриано или Джордани) с росписями на сюжеты из ВЗ и НЗ: «Прор. Даниил во рву львином», «Добрый Пастырь», «Крещение Господне» и др. Это открытие стало весомым аргументом в споре с протестантами, отрицавшими значение образов. Росписи К. позволили Римско-католической Церкви обосновать необходимость использованияизображений и продемонстрировать их истоки. Духовная ценность христ. образов была подтверждена на Тридентском Соборе (1563). Росписи К. привлекались как свидетельства почитания ранними христианами Богоматери; заупокойных служб и литургий с причастием по католич. обряду; подвигов мучеников. К. вновь стали источником мощей для католич. мира (в 1678 папа Климент Х установил контроль за их переносом и ввел должность хранителя священных останков, до XIX в. малоэффективную). В XVI в. росписи К. начали изучать и копировать антикварии Альфонсо Чакконио и Филипп де Винь (см. подробный список ранних исследователей в кн.: Rossi. 1864. Vol. 1. P. 2 ff.). Наиболее последовательным и увлеченным был Антонио Бозио (1573-1629); он открыл входы в 30 К. (в т. ч. в катакомбы Домитиллы и катакомбы иудеев на Номентанской дороге). В вышедшем после его смерти 4-томном издании «Подземный Рим» (1615-1629, 1632), которое подверглось существенному редактированию в Ватикане, были заложены основы метода рим. католич. школы, утверждавшей примат письменных источников. Главной целью Бозио было не научное исследование, а раскрытие духовного смысла памятников ранней Церкви, он изучал К. как важное свидетельство «Церкви мучеников».

http://pravenc.ru/text/1681353.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОРАТОРИЯ [От итал. oratorio - молельня, часовня], крупное вокально-инструментальное произведение с участием хора и солистов. Как правило, О. сочиняют на духовные сюжеты; они предполагают концертную форму исполнения. Развитие жанра, особенно на начальных этапах, происходило под влиянием оперы. Время зарождения О. как муз. жанра не поддается однозначному определению. Во 2-й пол. XVI в. усилиями Филиппо Нери и созданного им объединения клириков и мирян (см. Ораториане ) в часовнях (ораториях) нек-рых рим. церквей сложилась традиция молитвенных собраний. Наряду с чтением Свящ. Писания и проповедью обязательной частью этих встреч, приобретших в скором времени большую популярность, было духовное утешение - пение братьями лауд (духовных песен). В 1-й пол. XVII в. значение музыки на подобных собраниях существенно возросло и они фактически превратились в духовные концерты; музыку в «новом стиле» стали исполнять специально приглашенные профессиональные певцы. Интерьер часовни Кьеза-Нуова в Риме Интерьер часовни Кьеза-Нуова в Риме Концерты было принято проводить в зимнее время по вечерам (oratorio vespertino); кульминация деятельности ораториан по традиции приходилась на период карнавала. К 1640 г. крупнейшими муз. центрами Рима стали часовни Кьеза-Нуова (Санта-Мария-ин-Валличелла; принадлежала последователям Филиппо), а также церквей Сан-Джироламо-делла-Карита, Санта-Мария-дель-Орационе-э-Морте, Санта-Мария-делла-Ротонда. Сочинения обычно звучали на итал. языке (oratorio volgare). Вскоре подобная практика распространилась в духовных братствах др. итал. городов (Венеция, Флоренция, Болонья, Модена). Представление о репертуаре концертов дает публикация Дж. Ф. Анерио «Духовно-гармонический театр мадригалов» (Teatro armonico spirituale di madrigali, 1619), в к-ром 14 произведений обозначены как «диалоги». Важнейшей вехой в формировании традиций рим. духовной музыки XVII в. стало исполнение в февр.

http://pravenc.ru/text/2581471.html

Старший сын короля Филипп, взяв власть в свои руки, решил перевезти останки отца на родину вопреки планам Карла Анжуйского похоронить Л. С. в Сицилийском королевстве. В итоге был достигнут компромисс: внутренности и плоть были захоронены в Монреале (близ Палермо, Сицилия), а кости - в королевском некрополе Сен-Дени. Сердце короля было либо отдано Карлу Анжуйскому и захоронено в Монреале, либо вместе с костями отправлено в Сен-Дени, либо оказалось в Сент-Шапель вместе с почитаемыми Л. С. реликвиями Страстей Христовых ( Ле Гофф. 2001. С. 233). 21 мая 1271 г. останки короля доставили в Париж. Гроб был выставлен в соборе Нотр-Дам. Похороны состоялись на следующий день в Сен-Дени. Канонизация Алтарь Людовика IX Святого с частицей его мощей в соборе Санта-Мария-Нуова в Монреале Алтарь Людовика IX Святого с частицей его мощей в соборе Санта-Мария-Нуова в Монреале Сразу же после кончины Л. С. распространилась молва, что король будет причислен к лику святых. Тем не менее этот процесс растянулся на 27 лет (сменились 10 пап Римских), поскольку, согласно решению IV Латеранского Собора (1215), канонизация должна основываться на подлинном процессе со строгими каноническими правилами: необходимо было доказать 2 проявления святости - добродетель при жизни, чудеса только после смерти. Все документы канонизационного процесса Л. С. исчезли, их можно лишь приблизительно восстановить по фрагментам ( Carolus-Barr é . 1994. P. 23-26). 4 марта 1272 г. папа Римский Григорий X (1271-1276) отдал распоряжение Жоффруа де Больё, исповеднику Л. С., представить сведения об образе жизни и о нравах короля; тайное расследование было поручено папскому легату кард. Симону де Бриону. Святость короля была признана несомненной, но в понтификат Николая III (1277-1280) было начато новое, публичное и более углубленное расследование (1277; его материалы не сохр.). В 1281 г. на Папский престол был избран папа Мартин IV (1281-1285), лично знавший Л. С., и процесс канонизации вступил в решающую фазу, ускоренный прошением от ассамблеи франц.

http://pravenc.ru/text/2561068.html

3703 Оглашение – изустное наставление в истинах веры православной, преподававшееся в древней Церкви всем, желавшим приступить к таинству крещения. Имея право входа в храм для слушания священного Писания и поучений и даже присутствовать при первой и второй частях литургии (проскомидии и «литургии оглашенных»), оглашенные пред наступлением третьей, самой важной части литургии («литургии верных») должны были немедленно выходить из храма, о чем и оповещалось диаконом возгласом, и доселе сохранившемся в православной Церкви при совершении литургии. Срок оглашения был не одинаков; многие пребывали оглашаемыми в продолжении всей жизни. В случае необходимости срок оглашение сокращался до нескольких дней или даже нескольких часов (как например в данном случае). – Церковный обряд оглашения и доселе совершается в православной Церкви; он состоит в прочтении молитв над приступающим ко крещению и произнесении заклинания на диавола; при этом приступающий ко крещению отрекается сатаны, сочетавается Христу и исповедует свою веру чтением Символа веры (это делается при крещении младенцев восприемниками). 3704 Миллиарий – римская миля или, точнее, римский милевой камень, потому что в конце каждого миллиария стоял в виде знака каменный столб. Миллиарий равнялся 8 стадиям (стадия­88 саженям), что составит приблизительно 1,5 наших версты. Милевые камни были рассеяны по всей Италии; на них надписывалось обыкновенно имя строителя или императора, при котором они строились. Первый милевой камень:которого вели свое начало все остальные камни и у которого соединялись все дороги, находился у храма Сатурна. При раскопках в Риме были найдены остатки этого камня. 3705 Салария – одна из самых больших дорог древнего Рима. Она шла вдоль реки Тибра до Кур, проходила через Лациум, Сабинию и т. д. до Ардии. Название этой дороги объясняется тем, что собиняне провозили по ней соль (ваи) с берегов моря в свою страну. 3708 Диавол устрашает святого Кириака путешествием в Персию потому, что в те времена путешествие вообще были обременительны, вследствие отсутствие правильных путей сообщения.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Противник К. примицерий Христофор отказался присутствовать на его рукоположении. Согласно речи Христофора на Соборе 769 г., сторонники К. убили некоего дукса Григория из Кампании и попытались убить примицерия, к-рый укрылся с сыновьями в базилике св. Петра. Не сумев выманить Христофора хитростью, К. явился в храм и поклялся на гробнице апостола, что позволит ему до Пасхи (10 апр. 768) находиться в Риме, затем Христофор и его сыновья могли отправиться в мон-рь Спасителя близ Сполетия (ныне Сполето), находившийся во владениях лангобардов (продолжение речи утрачено - LP. T. 1. P. 480-481). Согласно Liber Pontificalis, Христофор и его сын, сацелларий Сергий, благополучно достигли Сполетия, но не захотели оставаться в мон-ре. Они потребовали, чтобы герц. Теодиций доставил их к кор. Дезидерию ради «освобождения Церкви Божией». Прибыв ко двору короля, Христофор и Сергий попросили его о помощи, чтобы «отсечь от Церкви Божией неслыханное прежде заблуждение» (ut talis novitatis error ab Ecclesia Dei amputaretur; подразумевалось провозглашение мирянина папой Римским). Король воспользовался этим ходатайством, чтобы направить в Рим воинский отряд во главе с пресв. Вальдипертом. Достигнув г. Реата (ныне Риети), Христофор и Сергий собрали сторонников, к-рые выступили в поход совместно с лангобардами. 29 июля 768 г. войско подошло к Риму по Соляной дороге (Виа-Салария), но, не сумев захватить городские ворота, обошло укрепления и вступило в Рим через ворота св. Панкратия, открытые сторонниками Христофора. Согласно Liber Pontificalis, лангобарды побоялись пройти вглубь города и остановились на Яникуле, отражая атаки Тотона и его сторонников. В тот момент, когда лангобарды были готовы обратиться в бегство, сопровождавшие Тотона секундицерий Димитрий и хартуларий Грациоз (они были тайными сторонниками Сергия) убили его, ударив в спину копьями. Пассиву, брату Тотона, удалось спастись; он бежал с поля боя в Латеранский дворец, чтобы сообщить о случившемся антипапе. Осознав, что после гибели Тотона сопротивление невозможно, К., Пассив и папский майордом (vicedominus) еп. Теодор стали искать убежище: сначала они укрылись в Латеранской базилике, затем спрятались в баптистерии, в оратории св. Венанция, и, наконец, заперлись в дворцовом оратории св. Цезария. Через неск. часов предводители римского войска (Romanae urbis militiae iudices) выгнали их из оратория и взяли под стражу.

http://pravenc.ru/text/1842056.html

Приблизительно в сорока катакомбах стены многих подземных склепов украшены не только различными христианскими аллегорическими символами, но и фресками, изображающими сцены из Ветхого и Нового Завета. Наличие в местах захоронения и собраний первых христиан фресковых изображений сюжетов из библейской истории, Евангелия, церковных преданий, апокрифического протоевангелия Иакова свидетельствует о ранней традиции почитания христианами священных изображений. В своем фундаментальном труде, посвященном истории и живописи римских катакомб русский исследователь А. фон Фрикен отмечает, что первое христианское общество «воскресает для нас в своих памятниках», так как в изобразительном искусстве древних христиан проявляется «характер их верований, надежд и стремлений, открываются самые сокровенные стороны, самые задушевные особенности их необыкновенного нравственного состояния» . Несмотря на то, что многие фрески исполнены подчас «неискусною рукой посредственного мастера», в этой казалось бы художественной нищете первых христиан уже «выражено новое чувство, новое верование» – «следы тайной работы перерождения общества» . Согласно материалам, опубликованным в ватиканской газете «L’Osservatore Romano» а также информации, переданной в специальной передаче Радио Ватикана наиболее ранние иконографические свидетельства, отображающие сцены Рождества Христова и поклонения волхвов, были сделаны христианскими художниками уже в период между 230 и 260 годами в катакомбах св. Прискиллы на улице Новая Салария. Здесь же обнаружены и редкие фрески, изображающие сцены из детских лет Господа Иисуса Христа. В римских катакомбах сюжет поклонения волхвов сохранился в 10–12 фресках, датируемых III столетием. Самым древним изображением на эту тему в римских катакомбах ученые называют фреску в Греческой Капелле катакомб св. Прискиллы. По мнению исследователя Н. Покровского, после окончательного разрушения этой фрески следующим древнейшим фресковым изображением на аналогичную тему считается рисунок в катакомбе св. апостола Петра и св.

http://bogoslov.ru/article/2355944

После многих истязаний, которым снова были подвергаемы Хрисанф и Дария, претор, видя и уверившись наконец, что ничем не победить терпение мучеников (и силу Божию, очевидно действовавшую в них, и которую язычники, в невежественном суеверии своём, объясняли волшебством), видя также, что всё возрастает число уверовавших в Бога свидетелей мучений Хрисанфа и Дарии, приказал вывести их из города и зарыть в землю живыми... С пением хвалы и величания Господу Богу святые шли на лютую смерть. Многочисленная толпа народа следовала за ними. Дойдя до колодца близ дороги, называемой Салария, исполнители казни столкнули в этот глубокий колодезь девственных супругов-мучеников и засыпали их камнями и землёй... С у тех пор начали истекать чудеса на этом месте кончины святых Хрисанфа и Дарии. Христиане часто собирались сюда – вблизи находившуюся пещеру, чтобы чествовать память их и молить о предстательстве их перед Господом. – В одно из таких собраний, когда народу было особенно много, вооружённые воины, по приказанию префекта, завалили пещеру и засыпали вход в неё, и все христиане, бывшие там, между которыми упоминается о Диодоре пресвитере и о диаконе Мариане – скончались голодной смертью (283–284 г.). Кончина святых Хрисанфа и Дарии относится к временам императора Валериана (253–259). Память праведной великой княгини Марии Супруга вел. кн. Всеволода III, прославившаяся благочестием и мудростью. В летописях называется она Российской Еленой – второй Ольгой. Мать многочисленного семейства, заботившаяся о христианском воспитании детей своих, после рождения одиннадцатого из них тяжко заболела, и болезнь свою, продолжавшуюся несколько лет, переносила «с терпением Иова». Летописец передаёт трогательные наставления, которыми поучала она детей своих, лёжа на смертном одре 197 . Во время её болезни заложена была во Владимире по её желанию и с помощью её пожертвования каменная церковь в честь Успения Божией Матери и при пей устроена была женская обитель – Новодевичья. Почувствовав приближение смерти, великая княгиня Мария Шварновна (дочь Чешского князя Шварна) пожелала принять иноческое пострижение, но иночество её (под именем Марфы) продолжалось недолго: от 2-го до 19-го марта 1206 г. В этот же день она скончалась и была горько оплакиваема не только своими близкими, но и всем народом. Тело её было погребено в созданной ею Успенской обители. Память о ней до сих пор чтится в народе; многие не только из жителей г. Владимира, но и из окрестных сёл и городов нередко желают совершать над её гробницей панихиды и литии. Преп. Софии, Слуцкой княжны, скончавшейся в 1617 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Салоны (ныне Солин, близ Сплита, Хорватия), рукополагать во пресвитера архидиак. Гонората против его воли (Ibid. II 19; IV 34). П. приписывается письмо участникам Собора 588 г. (см. в ст. Константинопольские Соборы ), созванного патриархом св. Иоанном IV Постником (582-595). В этом послании осуждается решение Собора закрепить за К-польским патриархом именование Вселенским (PL. 72. Col. 739). Ныне послание не признаётся подлинным, но об осуждении П. актов Собора 588 г. известно из сочинений свт. Григория Великого ( Vailh é S. Le titre de «patriarche œcuménique» avant S. Grégoire le Grand//EO. 1908. Vol. 11. P. 69). В Лжеисидоровы декреталии был включен ряд др. подложных документов, приписанных П. ( Jaff é . RPR. N 1049-1051). Краткая заметка о П. в Liber Pontificalis посвящена гл. обр. его деятельности в Риме. Он устроил в своем доме (местонахождение неизв.) приют для престарелых бедняков. Строительные работы были предприняты в ватиканской базилике св. Петра. По приказу П. гробница ап. Петра была покрыта серебряными панелями (интерпретация этого сообщения остается спорной), сооружен новый амвон, посвятительная надпись на к-ром сохранилась в Айнзидельнском итинерарии (ICUR. N. S. 1935. Vol. 2. N 4118). По указанию П. над могилой сщмч. Лаврентия была сооружена 3-нефная базилика (перестроена в XII-XIII вв.; в интерьере совр. базилики Сан-Лоренцо-фуори-ле-Мура сохр. мозаичная композиция на триумфальной арке с предстоящими попарно Иисусу Христу апостолами Петром и Павлом, сщмч. Стефаном (справа) и П., сщмч. Лаврентием (который положил руку на плечо П.) и мч. Ипполитом (слева)). П. также приказал покрыть гробницу сщмч. Лаврентия серебряными пластинами (ее местоположение остается предметом дискуссий, подробнее см. в ст. Лаврентий ). П. также вручил реликвии сщмч. Лаврентия и др. римских святых диакону, которого послал в Рим свт. Григорий Турский ( Greg. Turon. Glor. martyr. 82). Кроме того, при П. была построена подземная церковь (cymiterium) во имя мч. Ермета (пам. зап. 28 авг.) в катакомбах Базиллы на Соляной дороге (Виа-Салария) (упом.

http://pravenc.ru/text/2579908.html

Д. В. Зайцев, С. А. Моисеева Сон Иакова. Роспись катакомб на Виа Латина в Риме. Ок. 320/50 гг. В произведениях раннехрист. и ранневизант. времени возрастные характеристики И. колеблются. С визант. времени и в поздних циклах, как правило, он изображается безбородым в ранних сценах жизни и бородатым в поздний период. Наиболее раннее известное изображение И. находится в росписях синагоги в Дура-Европос (246-256), где он изображен бородатым мужем в гиматии и тунике. Безбородым И. представлен на мозаиках Санта-Мария Маджоре, 352/66, Рим (в сцене «Исаак благословляет Иакова»). В «Венском Генезисе» (Vindob. Theol. gr. 31, VI в.) в 1-й сцене он бородат. В раннехрист. памятниках в сценах до изгнания из дома Лавана И. одет в короткую тунику. В последующих циклах И. изображали в знак почтения к его сану облаченным в длинную тунику и белый гиматий ( Ferrua A. Le pitture della nuova catacomba di Via Latina. Vat., 1960. Tf. 12, 27). Цикл из 3 сцен, связанный с И., находился в ц. Сан-Паоло фуори ле Мура (440-461, известен по копиям XVII в., см.: Waetzoldt S. Die Kopien des 17 Jh. nach Mosaiken u. Wandmalereien in Rom. W., 1964. Add. 344), из 5 - в Санта-Мария Нуова в Монреале, Сицилия (между 1183 и 1189), из 14 - в Санта-Мария Маджоре, из 16 - в «Венском Генезисе», из 9 - в Пятикнижии Ашбернема (Paris. lat. Nouv. acq. 2334, VII в.). Более поздние циклы обширнее по составу (напр., в визант. Октатевхе Vat. lat. 747, XI в.,- 25 сцен). В средневек. искусстве И. воспринимался как прообраз Спасителя, а его 12 сыновей - как прообразы апостолов. На миниатюре из Минология (Ath. Esph. 14. Fol. 411v, XI в.), иллюстрирующей Слово Иоанна Дамаскина о родословии Христа, И. представлен со всем домом: рядом с ним - Лия со своими сыновьями, ниже - Рахиль и Зелфа со своими сыновьями. И., седой старец с длинными волосами и бородой, облачен в голубой хитон и коричневый гиматий. Мн. сцены из цикла И. трактовались так же, как прообразы или повторения событий, упоминаемых в деяниях ветхозаветных пророков, напр. Моисея.

http://pravenc.ru/text/200151.html

В средневизант. и поздневизант. периоды образы К. и И. встречаются во мн. храмовых ансамблях, их местоположение определяется программными особенностями памятника. В ц. Панагии Халкеон в Фессалонике (ок. 1028) их изображения помещены в алтарной части, под святительским чином, вместе со святыми целителями Ермолаем и Фалалеем, у всех врачей в руках - медицинские атрибуты. В кафоликоне мон-ря Осиос Лукас (30-40-е гг. XI в.), где теме врачей-бессребреников отведено значительное место в программе декора, К. и И. представлены на крестовом своде нартекса, рядом с Космой и Дамианом, в руках у них кресты. В ц. вмч. Пантелеимона в Нерези близ Скопье (Македония; 1164) образы целителей занимают боковые стены диаконника. В ц. Панагии Мавриотиссы в Кастории (Греция; 2-я пол. XII в.) - уступы апсиды. В ц. Епископи в Ставри на п-ове Мани (Греция; кон. XII в.) они помещены на склонах арки юго-зап. придела; в ц. Асину (Панагии Форвиотиссы) близ Никитари (Кипр; 1332-1333) - на своде юж. портала. В 3 памятниках XII в. на Сицилии: в юж. люнете ц. Санта-Мария-дель-Аммиральо (Марторана) в Палермо (ок. 1146-1151; вместе со сщмч. Ермолаем Никомидийским); в Палатинской капелле в Палермо (50-е - 60-е гг. XII в.) - в вост. части юж. трансепта; в кафедральном соборе Санта-Мария-Нуова в Монреале (1180-1190) - по сторонам перед входом в капеллу св. Петра (справа от центральной апсиды), К. и И. представлены в хламидах с прорезным воротом и туниках, поверх которых спускаются епитрахили, с медицинскими ложечками (стило) и ковчежцами. С атрибутами целителей К. и И. изображены в греческих церквах: на зап. стене наоса ц. св. Бессребреников в Кастории (посл. четв. XII в.); на зап. стене наоса ц. свт. Николая Каснициса в Кастории (кон. XII в.); на сев. стене ц. свт. Иоанна Златоуста в Гераки (кон. XIII - нач. XIV в.). В иконографии К. и И. подчеркивалось врачевание святыми как телесных, так и духовных недугов: К. может изображаться со свитком, в таком случае И. обычно держит крест, как напр. в Тимотесубани (Грузия; нач. XIII в.), где они представлены на гранях сев.-зап. столба. Их изображения также присутствуют в ц. Созонта в Гераки (XIII в.); в диаконнике ц. ап. Петра на о-ве Китира (сер. XIII в.); во фресках наоса кафоликона мон-ря Влатадон в Фессалонике (между 1360 и 1383). В нек-рых росписях сохранился только образ И., как в ц. Евангелистрии в Гераки (ок. 1200), в ц. Панагии Киры на о-ве Китира (кон. XIII в.) или в нартексе собора Св. Троицы мон-ря Козия (Румыния; ок. 1386), где он назван чудотворцем. Сцены мучения К. и И. представлены в настенных минологиях в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония; 1317-1318); в ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Трескавец близ Прилепа, Македония (ок. 1340); в ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны (Косово и Метохия; сер. XIV в.); в соборе Св. Троицы мон-ря Козия - сцена перенесения мощей. Нередко в сцене мучения святых изображались пострадавшие вместе с ними мц. Афанасия и ее дочери мученицы Феодотия, Феоктиста и Евдоксия.

http://pravenc.ru/text/1840131.html

  001     002    003    004    005    006    007