Глава 26 (1) В тот день будут петь такую песнь В земле Иудиной: Город крепкий у нас, Защитою поставил он Стену и вал. (2) Отворите городские ворота, И вступит народ праведный, Хранящий истину. (3) Крепкому духом Ты даешь мир, мир, Ибо на Тебя он положился. (4) Полагайтесь на Иегову вечно, Ибо Иегова, Иегова – вечная скала. (5) Он низложил живущих на высоте, Вздымавшуюся твердыню унизил, Приклонил к земле. (6) Нога будет попирать ее, Ноги бедных, Стопы убогих. (7) Путь праведника – ровен, Ты, правосудный, уравниваешь стези праведному. (8) На пути судов твоих, Иегова, Мы ожидаем Тебя! К твоему имени, к воспоминанию о Тебе – Желание души. (9) Душою моею стремлюсь к Тебе ночью И духом моим стану искать Тебя со утра: Ибо когда (открываются) суды твои на земле, Живущие во вселенной научаются правде. (10) Если будет помилован нечестивый, Не научится он правде; Будет буйствовать в земле правых И не познает величия Иеговы. (11) Иегова, высока рука Твоя! Они не видели ее... Увидят – и покраснеют от стыда. Ревность народа, Как огонь, истребит врагов твоих. (12) Иегова, Ты приготовил нам мир, Ибо и все, в чем имеем успех, Делаешь Ты для нас. (13) Иегова, Бог наш! Имели мы владыка кроме Тебя, Но только через Тебя мы прославляем имя твое. (14) Они мертвы, не оживут, Из преисподней они не встанут. Да, Ты наказал и рассеял их И Ты уничтожил всякую память о них. (15) Ты даешь умножаться народу, Иегова, Умножаешь народ, прославляешься, Далеко раздвигаешь все пределы земли (16) Иегова, они искали Тебя в скорби, Изливались в горячей молитве 140 , А Ты наказывал их. (17) Как беременная, когда наступает время родить, Мучается, издает стоны от боли своей: Так были мы перед лицом твоим, Иегова. (18) Мы были беременны, мучились родами, И рождали ветер 141 ; Спасение не было дано народу 142 , И обитатели вселенной не были низложены. (19) Пусть получат дыхание мертвецы твои, Пусть воскреснут твои трупы. Встаньте и издайте крик радости, обитатели праха! Ибо роса растений – роса Твоя 143 , И земля освободить из себя мёртвых.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Грешники получат воздаяние, а праведники будут жить перед Богом, вечно радоваться, вечно пребывать в блаженстве. Печаль и беззакония удалятся от них, не будет больше ни греха, ни покаяния и исправления. Будет Царство Божие для одних, а для других же вечная мука. Это событие Страшного Суда ожидает всех нас. Мы все будем участниками его, помимо нашей воли. Но мы должны постоянно себя спрашивать, готовимся ли мы к наступающему Судному Дню.Как говорил Иоанн Креститель: «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» ( Мф. 3:10 ; Лк. 3:9 ). Смотрим ли мы на это? Видим ли мы приближающийся топор? Различаем ли мы знаки конца времен, которые Бог рассматривает все очевидней. Обращаем ли мы наше внимание на то, что уже сейчас исполняется Евангелие и древние пророчества. Евангелие стало возможно читать перед телевизором во время просмотра новостей, и сравнивать происходящие сейчас события в мире с предсказаниями древних пророков. Мы же с вами видели падение великих башен, которое было предсказано в книге Исаии: «Ибо [грядет] день Господа Саваофа на все гордое и высокомерное и на все превознесенное, — и оно будет унижено, — и на все кедры Ливанские, высокие и превозносящиеся, и на все дубы Васанские, и на все высокие горы, и на все возвышающиеся холмы, и на всякую высокую башню, и на всякую крепкую стену» ( Ис. 2:12-15 ). Мы сейчас также видим страшные народные войны, которых не было раньше: «Ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; все же это – начало болезней» ( Мф. 24:7-8 ). Если раньше воевали войска государств, то уже с XX века воюет народ против народа. Эти войны стали называть мировыми, им нет аналогов как по масштабу, так и по участникам. Судный день стремительно приближается. Каждый новый год, приближает нас еще на один шаг к Второму явлению Христа Спасителя, который явится, чтобы забрать своих к Себе, а грешникам воздать по делам их. Если мы забываем это, то строим наше жилище из соломы, и когда придет великое испытание мы окажемся нагими. Когда нам хочется согрешить, мы должны подумать как будем оправдываться на суде перед Господом за грех, и какова будет расплата за него. Память Суда – это великое лекарство от всех грехов.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-svy...

Ежедневно мы празднуем память каких-то святых. За две тысячи лет в Церкви просияло множество угодников Божиих, причем большая часть их имен нам неизвестна. При этом история святости не окончена – Церковь, будучи Святой по присутствию в ней Духа Божьего, продолжает рождать святых во все эпохи своей жизни.      «Неужели и сейчас есть святые?» – спросит кто-то. «Конечно, есть» – ответим мы. «И где же они?» – вновь могут спросить. Но, чтобы попытаться ответить, нам необходимо будет задать сразу еще один вопрос: а что такое святость? Ведь часто мы имеем о ней самые превратные понятия. Согласно Священному Писанию, святость – это одновременно и призвание всех христиан, и необходимое качество повседневной христианской жизни. Будьте святы, потому что Я свят (1Пет. 1:16) – ставит нам задачу Господь. И в то же время, быть христианином значит уже иметь в себе некоторую святость. Ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец – жизнь вечная (Рим. 6:22) – говорит всем верным Римской Церкви апостол Павел. Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу (Еф. 2:19) – пишет апостол в Ефес. Само слово «святой» (по еврейски «кадош», по-гречески «агиос») в языке Писания имеет несколько другое значение, чем то, с каким мы привыкли его употреблять. В библейских книгах «святой» значит «отделенный для Бога, посвященный Богу». Говоря римлянам: «вы освободились от греха и стали рабами Богу», Павел имеет в виду их крещение, а под словами «плод ваш есть святость» подразумевает то, что теперь их жизнь должна быть посвящена Христу. Выражение «плод ваш есть святость» Толковая Библия Лопухина предлагает перевести с греческого языка так: «вы имеете свой плод в том, что направляетесь к святости». Итак, святость есть цель, и в то же время направление, устремление; это вектор движения к Богу. И люди, движущиеся к этой цели, всегда были и есть. Читая жития святых, постоянно приходится удивляться тому, насколько святость непредсказуема, непонятна, иррациональна, а также незаметна и неузнаваема в грешном мире. Сами святые часто не узнавали святость друг в друге. Например, свт. Епифаний Кипрский очень не любил своего выдающегося современника, свт. Иоанна Златоуста, – считал его еретиком, открыто порицал, и способствовал осуждению вселенского учителя на Соборе под Дубом. Всю жизнь терпеть не могли друг друга блж. Феодорит Киррский и свт. Кирилл Александрийский, будучи идейными противниками в богословии. Златоуста свт. Кирилл тоже не жаловал – когда в 407 году тело Златоуста, умершего в изгнании, было привезено в Константинополь, александрийский святитель произнес известные слова: «Если Иоанн епископ, то почему Иуда – не апостол?»

http://pravoslavie.ru/94670.html

Если положить жизнь свою ради ближнего есть высокая степень добродетели, то пожертвовать ею ради Христа есть мученический подвиг, который будет увенчан Самим Господом. Ведь и слово Его гласит: Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее (Мк. 8:35). Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне (Мф. 10:28). Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным (Мф. 10:32). Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня (Мф. 10:37). Таким образом, Господь требует от нас жертвенной любви к Нему, любви делом, подобно тому, как засвидетельствовали ее делом святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София, принеся Ему свои жизни. Итак, будем помнить, дорогие, что жизнь наша кратковременна и что дана она нам для приготовления себя к вечности, что наступит, непременно наступит Воскресение и будущая вечная жизнь. Расположим же свою земную жизнь так, чтобы не осквернить нам себя никаким пороком, чтобы вместе со святым апостолом Павлом каждый из нас смог сказать: Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный (2 Тим. 4:7–8), чего и благожелаю удостоиться себе и всем вам по благодати Господа нашего Иисуса Христа. Аминь. 1964 г. Память Евангелиста Иоанна Богослова. 9 октября н.с. (успение) (26 сентября с.с.) 21 мая н.с. (рождество) (8 мая с.с.) Историко-экзегетическое содержание праздника Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов был сыном Зеведея и Саломии — дочери святого Иосифа Обручника. Одновременно со своим старшим братом Иаковом он был призван Господом нашим Иисусом Христом в число Своих учеников на Геннисаретском озере. Оставив своего отца, оба брата последовали за Господом. Апостол Иоанн был особенно любим Спасителем за жертвенную любовь и девственную чистоту.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Еще одна девушка открыла близость Христа в тяжелой болезни, в которой осталась без помощи многочисленных обеспеченных и воцерковленных родственников, правда, путающих Радоницу и Масленицу… Мать ее убеждена, что та лишилась рассудка. Как эти истории напоминают житие юной Предславы — преподобной Евфросинии Полоцкой, чья память уже совсем скоро (5 июня по новому стилю), которая слишком серьезно, по мнению ее безутешных родителей, приняла к сердцу слова Христа о следовании за Ним. Они были взволнованы, напуганы, возмущены, наконец – но потом и им открылся Христос и Его весть в ее небывалой новизне, и они были обрадованы той несказанной радостью, что отразилось в новом имени их дочурки Предиславы – Евфросиния, благорадование, радость священная… Мать многострадальной Таисии, игумении Леушинской (весьма верующая и благочестивая, считавшего свою дочку «вымоленным ребенком») которая, как и вся ее семья, была против избранного ею пути, сказав: «Если ты не хочешь раньше времени меня уложить в гроб, не повторяй мне никогда этих слов». Но на смертном одре мать произнесла о дочери-монахине: «Она вечная за нас молитвенница, ее Царица Небесная избрала Себе». И, если в вас не проснулся тот ребенок, которого Христос, поставив посреди, привел ученикам в пример, то приводить своего ребенка ко Христу опасно для вашего кажущегося благополучия. Свободный и Всемогущий Бог может сделать все, что возжелает – Он может зажечь искру любви к Себе в сердечке вашего дитяти, Он может привлечь его к Себе любовью Крестной. Даже если вы боитесь страданий, страстей и Креста, а просто хотите выполнить древний полезный для детей обряд, который, на самом деле – погружение в смерть Христову. И, быть может, тогда вы сами, пережив боль и страх, поймете, идущие вслед за чадом своим, которое уже не ваше, а Христово, что такое Таинство Крещения, через которое когда-то прошли и вы…             Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. 

http://pravmir.ru/nashi-deti-i-otrok-hri...

Жизнеописание Господа Нашего Иисуса Христа Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей. Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви... Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. ( Ин.15:9–10,12 ) Начало В начале было Слово. И Бог был Словом. И в Боге Слове была вся истинная небесная логика ( Ин.1:1–10 ). Вечная и неизменная, преисполненная силы истины, теплоты любви и сияния жизни. Этой Своей небесной и живой логикой Бог Слово сотворил всё созданное на небе и на земле. И без Него ничто не начало быть, что начало быть, равно как без Него ничто из небытия не получило бытие. В начале – не в оном исконном начале (букв.: в пред-начале. – Пер.), которому нет конца, – а в начале драматичной истории сотворения Бог Слово создал небо и землю, мир бесплотный и мир вещественный, или мир духовный и мир вещественно-духовный. Все сотворил Он по порядку и в последовательности: сначала свет, затем воду, затем твердь, затем растения и плоды, затем солнце, луну и звезды, затем рыб и птиц, затем скотов и зверей и, наконец – человека, Свой живой образ. Все это [было так,] как Духом Божиим возвещено Моисею, автору книги Бытия ( Быт.1 ). А книгу сию преподал Бог людям по Своей милости тогда, когда человеческий ум, удалившись во грехе от своего Творца, покрылся пеленой забвения и людская память ослабла. Далеко отступив от Бога, грешные люди отстранились и от небесной логики, так что их помыслы настолько же удалились от Божиих мыслей, насколько небо отстоит от земли ( Ис.55:8–9 ). Забвением сокрыв от себя небесную логику, которой Адам прежде грехопадения обладал в полной мере, теснимые страхом перед бунтующей вокруг них природой, люди выдумали свою – земную – логику, которую взяли на вооружение и которой и по сей день многие только [и] пользуются – к уничижению своего Творца и к собственной погибели. Отвергли они Слово Божие и сделались бессловесными. Бессловесной и бессмысленной стала и вся их жизнь, с чем они вполне мирятся.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

За щедрую и обильную благотворительность она удостоилась благодати воскресения. Эту истину подтверждает нам апостол Петр. Воскресив Тавифу, он, призвав святых и вдовиц, поставил ее перед ними живою , дабы показать, что Бог воскресил ее ради святых и вдовиц, для которых умершая была благотворительницей. Отсюда мы видим — 1. Сила милостыни. Она восходит к небесам и низводит на нас Божье благоволение. “ Милостыни твои пришли на память пред Богом ” (Деян. 10:4). Она выше всякой жертвы: “ милости хочу, a не жертвы ” (Мат. 9:13). Она делает Бога нашим должником: “ благотворящий бедному дает взаймы Господу ” (Прит. 19:17; Мат. 25:40 ). 2. Награда милостыни. а)  Земная. “ Он всякий день милует и взаймы дает, и потомство его в благословение будет ” (Псал. 36:26). Примеры; Авраам, Иов и друг. Слезы вдовиц воскресили Тавифу из мертвых. б)  Духовная. Отпущение грехов. “ Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть, тогда всё будет у вас чисто ” (Лук. 11:41). “ Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут ” (Мат. 5:7). в)  Небесная и вечная. “Приидите благословеннии Отца моего, наследуйте уготованное вам царствие” (Мат. 25:34). Свойства истинной благотворительности “ Исполнена добрых дел и творила много милостынь ” (ст. 36). Тавифа представляет нам прекрасный образец благотворительности. Для оказания дел милосердия не нужно обладать большими богатствами; достаточно иметь хотя бы некоторый излишек сверх того, что необходимо для удовлетворения нужд наших и нашей семьи. 1. Она должна происходить от доброго и искреннего сердца, которое оказывает благодеяния с живейшей участливостью и охотой (2 Корин. 9:7 ). 2. Она должна быть оказываема с мудрой рассчетливостью. “Нужно одинаково любить всех людей, но так как вы не в состоянии благотворить всем, то оказывайте ваши благодеяния по преимуществу тем людям, которые по обстоятельствам места, времени, отношений, находятся ближе всех к вам.” 3. Она должна делать добро без огорчения, с веселым лицом, “ при всяком даре имей лице веселое ” (Сир. 35:8; 1 Пет. 4:9 ).

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

И она умерла среди солдат. И она была той, про которую сказано в Евангелии: «Больше сея любви никто же имать, да кто душу свою положит за други своя». На груди у Ивановой был знак Красного Креста, и сама она была служительницей милосердия на поле брани. Правда! Но пусть никто не осудит ее за то, что она подняла оружие. Есть моменты, в которые все условное вдруг отпадает и остается одна, насыщенная огнем правда настроения и жизни. Честь и вечная память ей, русской девушке, положившей живот свой на поле брани за други своя. Великий Князь Николай Николаевич прислал серебряный венок, перевитый Георгиевской лентой на могилу «героине долга» Римме. Государь Император наградил подвиг ея офицерским орденом Св. Георгия 4-ой степени. V чрезвычайное Ставропольское губернское земское собрание по вопросу об увековечении памяти уроженки гор. Ставрополя сестры милосердия Р. Μ. Ивановой, «павшей смертью героя на поле брани», постановило: 1 . Учредить при местной фельдшерско-акушерской школе стипендию имени Р. Μ. Ивановой; 2 . Присвоить стипендии губернского земства в Ольгинской гимназии наименование «Стипендия имени геройски павшей на поле брани Риммы Михайловны Ивановой»; 3 . Заказать до 20 тыс листков, для раздачи населению, с портретом и краткой биографией и описанием подвига покойной; 4 . Заказать до 3 тыс. таких же листков на лучшей бумаге для помещения их в волостных правлениях, библиотеках, читальнях и др. общественных местах, израсходовав для этого до 1000 руб. из запасных сумм 1915 года; 5 . Ходатайствовать об открытии всероссийской подписки на постановку в гор. Ставрополе памятника Р. Μ. Ивановой, для каковой цели ассигновать от губернского земства 3000 руб., внеся расход в смету 1915 г. Г. Управляющим губернией все постановления V чрезвычайного губернского земского собрания утверждены. Да! И Россия может сказать нашей «Героине долга», как говорили Иудифи жители Ветулии: «Благословенна ты, дочь Всевышним Богом более всех жен на земле и благословен Господь Бог , поставивший тебя на поражение врагов. Ибо надежда твоя не отступит от сердца людей, помнящих силу Божию до века. Да вменит тебе это Бог в вечную славу и да наградит тебя благами за то, что ты жизни твоей не пощадила при унижении рода нашего, но выступила вперед, когда мы падали ты – право ходившая пред Богом». «Аминь» 7. Возложение серебряного венка от Его Императорского Высочества, Наместника Его Императорского Величества на Кавказе, Великого Князя Николая Николаевича, на могилу сестры милосердия Риммы Михайловны Ивановой в г.г. Ставрополе на Кавказе

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

…и ты не узнаешь, в который час найду на тебя. Тот, кто отлагает со дня на день покаяние, часто наказывается внезапной смертью и лишается покаяния. Кто отгоняет от себя, как врага, память о смерти, тот встретится с ней нежданно, как с барсом, притаившимся в камнях. Впрочем у тебя в Сардисе есть несколько человек, которые не осквернили одежд своих, и будут ходить со Мною в белых одеждах, ибо они достойны ( Откр. 3, 4 ). …не осквернили одежд своих… Не осквернили – не забрызгали их кровью идольских жертв, не изодрали блудом и развратом, не запятнали черной гарью магии и оккультизма, а сохранили через молитву и покаяние благодать, полученную в крещении. Бог обещал Аврааму пощадить Содом ради десяти праведников, но их не нашлось в преступном городе: он был погребен в огненной могиле и его «надгробием» стало Мертвое море. Из-за немногих праведников Бог сохраняет целые народы и государства. Господь обещает сохранить Сардис ради нескольких человек, творящих Его волю. …будут ходить со Мною… Господь сказал: Где Я, там и слуга Мой будет 118 . Слово «ходить» имеет еще один смысл: это вечное приближение к Богу, это путь, похожий на восхождение ввысь, по которому душа следует за Христом, то есть мистически все больше уподобляется Ему. Это слово означает, что вечная жизнь будет не статичной, а динамичной. …в белых одеждах… Белизна – признак чистоты и святости. Праведники шли по дороге земной жизни, как по болотной трясине, но не запачкали своих одежд, так как едва касались земли: своими мыслями и желаниями они были на небе. Так в древности израильтяне, водимые Моисеем, прошли по дну моря, не замочив ног, как по песку пустыни. …ибо они достойны. Они были со Христом во время гонений и будут с Ним в Его Небесном Царстве. Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцем Моим и пред Ангелами Его ( Откр. 3, 5 ). …белые одежды… Это одеяния из света, в которые были облечены наши праотцы до грехопадения. После измены Богу Божественный свет, озарявший душу и тело Адама, исчез, как одеяние, сорванное с праотца демоном. В Царствии Небесном те, кто стяжал на земле благодать, облекутся в сверкающие одеяния света, подобные ризам Христа во время преображения на Фаворе.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Ибо, чего в мире бояться тому, кому защитником в мире Сам Бог? Что же удивительного, братия возлюбленные, если та молитва , которой научил нас Бог, заключена таким кратким спасительным прошением? Это уже было предвозвещено через Пророка Исаию, который, будучи исполнен Духа Святого, говорил о величии и милосердии Божием: определенное истребление совершит Господь, Господь Саваоф, во всей земле ( Ис. 10:23 ). И вот, когда Слово Божие – Господь наш Иисус Христос – пришел для всех, и, собрав, как ученых, так и неученых, преподавал спасительные заповеди всякому полу и возрасту: то весьма кратко предлагал Свои учения, дабы память учащихся не утруждалась небесным учением, но скоро выучивала бы то, что необходимо знать для простой веры. Так, желая доказать, в чем состоит живот вечный, Он заключил учение о сем в высоком и Божественном, хотя и кратком, изречении: сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа ( Ин.17:3 ). Таким же образом, означая важнейшие и главнейшие заповеди из Закона и Пророков, сказал: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, – вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя ( Мк.12:29–31 ): на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки ( Мф.22:40 ). И в другом месте: во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки ( Мф.7:12 ). Но не словами только, а и самим делом Господь научил нас молиться; ибо Сам часто молился, и подтвердил собственным примером то, что должно нам делать, как написано: Он уходил в пустынные места и молился ( Лк.5:16 ); и в другом месте: взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу ( Лк.6:12 ). Если же молился безгрешный; то сколь более должны молиться грешники? И, если Он через всю ночь бодрствовал и молился; то не паче ли мы должны быть в молитве бдительны и неусыпны? Молился же Господь и просил не за Себя; ибо что невинному молиться за себя? – но за наши грехи, как и сам Он открыл это в своей беседе с Петром: сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя ( Лк.22:31–32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Ilinsk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010