В виду же масс народа, который стекался из всех городов и селений к храму, чтобы совершить пасху в Иерусалиме, священники и старцы, составив совещание, повелели и объявили, чтобы праздник был тотчас же, дабы им без шума схватить Иисуса. Ибо жители Иерусалима заняты были приготовлением и вкушением Пасхи, а прочий народ еще не сошелся, так как они обманули его насчет дня... Вследствие этого они совершили пасху раньше времени, в 11-й день месяца, во вторник, ибо они говорили между собой: «так как весь народ идет за Ним ( Ин. 12, 19 ), то теперь в удобное время схватим Его, а после, когда весь народ уже соберется, убьем Его пред всеми, чтобы это всем стало известно, и (тогда) весь народ отвернется от Него. Таким образом, ночью, на рассвет среды, Иуда предал Господа, они же дали ему плату в десятый день месяца, в понедельник. Вследствие этого вышло, по Божию устроению, что они, решив схватить Его в понедельник, совершили свое злодеяние в пятницу, как заповедал о пасхе Моисей: «вы должны хранить агнца от 10-го до 14-го дня месяца и тогда пусть закалает пасху весь Израиль ( Исх. 12, 3, 6 ) 7 ». Как видим, памятник допускает натяжку, когда полагает, что Тайная вечеря и предательство происходили в ночь со вторника на среду: это он делает, вероятно, для того, чтобы оправдать вышеуказанное древнехристианское объяснение поста в среду. Но недельный пасхальный пост во второй половине III-ro века соблюдался не повсюду, а лишь большинством христиан. Даже державшиеся недельного поста, по свидетельству св. Дионисия александрийского (t 264–5), «не все равно и единообразно проводили шесть постных дней: одни пребывали без пищи все шесть дней, другие – два, третьи – три, четвертые – четыре, а некоторые – ни одного 8 ». Установлению единообразия в продолжительности пасхального поста, вероятно, препятствовало не мало также и то обстоятельство, что не все христиане в одно и тоже время праздновали Пасху. Даже и после первого вселенского собора, издавшего определение о повсеместном праздновании ее в один день, мы встречаемся, например, в гомилиях (между 336–345) сирского писателя и епископа Афраата с обычаем начинать Пасху с 15-го числа нисана, как соответствующего пятнице – дню страданий Христовых.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

Пасха занимала первое место в круге годовых праздников и праздновалась целую неделю с 14 до 21 число первого весеннего месяца нисана. Счет дней евреи вели с вечера, поэтому праздник считался с захождения солнца 13 числа. После вечернего богослужения 14 числа троекратный звук труб возвещал о времени заклания пасхальных агнцев, заранее приготовленных в каждом семействе. Агнца испекали на особом очаге и приступали к великой пасхальной вечери. Пасхальная вечеря была самым торжественным моментом из всех празднеств пасхальной недели, но и другие дни праздновались светло и радостно. С особой торжественностью праздновался этот праздник в Иерусалиме. Сюда стекалось ежегодно такое множество народа, что большинство не вмещалось в домах не только города, а и окрестных селений и располагалось под открытым небом в особых палатках. Дева Мария и Иосиф любили посещать в болышие праздники Иерусалим, чтобы помолиться в храме. Когда Иисусу Христу исполнилось двенадцать лет, Он, как и другие дети Его возраста, стал считаться «Сыномъ закона "  и уже самостоятельно, наравне со взрослыми, участвовал во всех религиозных торжествах. В этот год Мария и Иосиф, отправляясь в Иерусалим к празднику Пасхи, взяли с собой и Отрока Иисуса. По окончании пасхальных празднеств, когда народ большими караванами выходил из города, Мария и Иосиф также отправились в обратный путь, присоединившись к тому каравану, который следовал по дороге к Назарету. В толпе они не заметили, что Иисус остался в городе, и продолжали путь в уверенности, что Он идет с кемъ-либо из родных или знакомых, которых много шло с караваном. Только когда был пройден дневной путь и караван остановился на ночлег, Мария и Иосиф убедились, что Отрока Иисуса нет среди богомольцев. Обезпокоенные его отсутствием, с наступлением утра, они поспешно возвратились в Иерусалим, куда и прибыли к вечеру. Но и здесь в этот вечер они ничего о Нем не узнали и только на следующее утро нашли Его сидящим среди раввинов во дворе храма. Раввинами или книжниками назывались учители и толкователи закона. Раввины пользовались большим уважением среди народа и занимали все почетные должности: священкиков, судей, учителей, старшин и т. п.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/slovo-p...

Ветхозаветные праздники отмечались не только в субботы, и празднование длилось по нескольку дней. Но если евреям в ветхозаветную пору можно было веселиться не только по субботам — почему же христианам не праздновать день Воскресения Спасителя (не забывая при этом почтить и субботу)?! Ветхозаветная Пасха была фиксированным календарным праздником (14 нисана), который праздновался независимо от субботы. Если пасхальное торжество было допустимо праздновать вне субботы в ветхозаветное время, то неужели это стало грехом после того, как совершилась истинная Пасха? Христос — Господин субботы (см. Мк. 2, 28). Время подчинено Ему, и Он это вполне ясно показал. Сколько богословских чернил истрачено на то, чтобы объяснить — как же так получилось, что Христос совершил пасхальную трапезу с учениками прежде начала иудейской Пасхи. Когда все-таки была Тайная Вечеря? В какую ночь? Если Христос был вполне верен Закону — то ее нужно максимально приблизить к пасхальной субботе, но тогда остальные события Страстей Христовых не укладываются в столь малый промежуток времени. А с другой стороны, если Он участвовал именно в пасхальной трапезе — откуда там взялся хлеб (не опреснок, бесквасный хлеб, который надлежало есть на Пасху, а квасной хлеб — αρτος, — запрещенный законом для пасхальной трапезы)? Христос посылает учеников со словами: «Идите, уготовайте Мне пасху». Но ведь это еще не было время Пасхи. Иудеи только готовились к ней. Оставалось еще два дня. Поэтому и был квасной хлеб (αρτος — Лк. 22, 19) в доме . Господин же субботы перенес Пасху с того времени, когда она праздновалась по традиции, на время, усмотренное Им. Прежде еврейской пасхальной субботы Он совершил пасхальную трапезу. И воскреснув после нее, Он освятил день, который был будним для иудеев. Все время теперь — Божие. Нет одного Божия дня; любое время — Его и напоминает о Нем. Христос освободил нас от колеса времени. Время уже не змея, с непременным аппетитом закусывающая собственным хвостом и в своем коловращении остающаяся всегда на одном и том же месте.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Беседа преподобного Иова в неделю ваий 1 Кто из числа благоразумных рабов Христовых и радуется чести Владыки, тот пусть послушает нынешняго Евангелия, – и нынешнее Евангелие, возлюбленные, читаемое с ясным пониманием, показывает о нашем Владыке, – что Ему уготовили сестры Лазаревы, когда одна из них Мария, глубоко почитая Его, умыла ноги Его миром драгоценным, и каким ответом Он заграждает уста Иуде, порицавшему сию жену за боголюбивое дело; какой Он удостоен был торжественной встречи, когда народ приносил Ему в дар ветви финиковыя и громким голосом восклицал осанна: как и Христос, исполняя предреченное о Нем и Сам таинственно предзнаменуя нечто, то есть покорение неразумных язычников, всед на осля, приходит таким образом в Иерусалим. И не только это, возлюбленные, показывает нам нынешнее Евангелие, но между прочим оно показывает и совет, который совещали на Лазаря старейшины священников. Совещаша же, – сказано, – архиерее, да и Лазаря убиют ( Ин. 12:10 ). Но пора уже послушать и самых слов Евангелия, чтобы с точностию уразуметь все выражения. Поскольку иудеи имели обычай, прежде чем праздновать пасху в двадцатый день месяца, начинать ее и соблюдать с 14-го числа, а в 19-й день того же месяца употребляли нечто более обыкновенной пищи, тогда как доселе неважное было празднество ( Исх. 12:18 ): то почему и Господь, следуя этим обычаям празднования, так как ни в чем не хотел нарушить закона, вечерял Сам со Своими друзьями, предваряя две пасхи. Ибо прежде шести дний пасхи прииде Иисус в Вифанию. Какой пасхи? Очевидно, законной; ибо не была еще преподана истинная пасха, которою был сам Христос, за нас приносимый в жертву. Пасха бо наша, – сказано, – за ны заклан бысть Христос ( 1Кор. 5:7 ). И откуда Он пришел? Из пустыни. Воскресив из мертвых Лазаря, – так как Его искали побить камнями, – Он удалился в пустыню, не желая их погибели. Потом евангелист, показывая нам, что Вифания была отечеством Лазаря, прибавил: идеже бе Лазарь умерый ( Ин. 12:1 ). Затем он, как бы мимоходом, упоминает о чуде с Лазарем; его же, – сказал он, – воскреси от мертвых ( Ин. 12:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iov_Pochaevski...

23 Филон (op. cit. II, 293) связывает название «первого месяца», данное нисану в Ветхом Завете, с совпадением весеннего равноденствия, как годичного напоминания начала всего; см. и ниже ряд иудейских свидетельств, разумеемых у Анатолия, который цитирует подлинные слова «Аристовула, одного из Семидесяти». 24 Конечно, строго говоря, Тайная вечеря и Распятие были в один иудейский день, но древняя христианская практика скоро стала употреблять, – даже для дней лунного месяца, – не еврейский счет от захода солнца до захода солнца, но обычный счет   от полуночи до полуночи. Аполлинарий различает два дня совершенно так же, как Климент Александрийский , умовение ног относит к 13-му, а пасху к 14-му. 25 Quintus Julius Hilarianus, епископ в Проконсульской Африке, составил в конце 4 века маленькое сочинение De mundi duratione (Migne lat. XIII, 1097–1106) и трактат De die paschae et mensis (Migne ibid, col. 1105–1114). См. H. Helzer, Sextus Julius Africanus II, 1, S. 121–129. Новое издание произведения De mundi duratioe или, De cursu temporum имеется у С. Frick " a, Chronuica minora 1 (Lipsiae 1892), p. 153–174. – H. Г. 28 Но 16-й год (см. ниже об Африкане и Псевдо-Киприане) также может быть комбинацией Лк. 3:1  (Тиверия 15-й год), где указывается начало служения не только Крестителя, но и Спасителя, с одногодичной продолжительностью Его служения, какого мнения держатся оба эти писателя. Юлий Гилариан указывает, однако, Тиверия 16-й год. 29 по Р. Хр. (см. ниже, стр. 87). 29 Он возмещает свой пропуск консулов 4-го г. по Р. Хр. Sex. Aeiius Calus u C. Sentius Saturninus вставкою между гг. 6 и 7 вымышленной пары: Caesar и Capito. Его консулы для 13 г. по Р. Хр. Flaccus и Silvanus – только испорченная форма имен Plancus и Silius Caecina. 30 Единственные исключения, на которые может указать д-р Сальмон, относятся уже к 4-му веку: I) Квартодецимане и Каппадокийцы, упоминаемые Епифанием, (haer. L [XXX], 1 ар. Migne gr. XLI, col. 885; Творения св. Епифания Кипрского , ч. II, Москва 1864, стр. 333–334), всегда считали 25-е марта своею πασχα; II) Монтанисты Малой Азии, о которых Псевдо-Златоуст говорит, что они праздновали 14-й день, но не лунного, а «Асийского» солнечного месяца, начинающегося 24-го марта, так что их πασχα всегда случалась 6– го апреля.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Далее, второй способ, который предлагает нам Преподобный Никодим – это искать помощи у Бога в теплых и смиренных молитвах. Т.е. Христос есть Спаситель наш, раз Он нас спасает, значит, с нами что-то не так, раз у нас есть потребность в Спасителе, значит мы погибающие. Т.е. человек должен себя именно вот этим погибающим в духовном смысле, что он оказывается, ничего не может с собой сделать, с этим распадением личности – думает одно, делает другое, говорит третье, желает четвертое. Т.е. человек должен понять, что он с этим сам с собою не справится. И даже если мы сделаем эксперимент и попытаемся это исправить, все равно то там, то здесь мы будем проигрывать. Т.е. нам для этого нужна особая благодатная Божья помощь. И поэтому мы должны второй способ использовать, эту смиренную молитву к Господу: «Господи, помоги! Господи, научи любить, Господи, научи кротости, Господи, дай мне целомудрия, Господи, дай мне душевный покой», и так далее. Третий способ – это, как пишет Никодим Святогороец – надо всегда опасаться за себя и бояться невидимых врагов. Т.е. мы не должны успокаиваться, говорит он. Что, знаете, прошел небольшой бой и все расслабились, все успокоились, расслабились все хорошо. Самые кстати великие полководцы делали вот такой обманный маневр – они ввязывались с противником в какой-то мелкий бой, давали себя победить. И когда противник потом как бы, ну, все понятно, только что вылазка была, значит, теперь сутки или половина суток не будет, противник расслаблялся. Может быть, даже выпивали, засыпали, отдыхали, шли купаться, и так далее, и так далее. И в это время, как раз, усиленная атака, усиленные войска подавляли противника в момент расслабления. Так и мы, никогда не должны расслабляться и постоянно опасаться потому что, как говорят Святые Отцы о люцифере, о дьяволе, о сатане, говорят о том, что он сделал одну для себя очень нужную и великую вещь – он сумел убедить род человеческий, что его не существует. Вот если Господь Бог нам наоборот пытается явить себя и пытается сказать: вот он Я, придите, Я стучу в ваши двери, откройте, Я войду, и будем с вами вечерять вместе, вместе праздновать, Я войду с вами в общение. То сатана делает вид, что его нету. К вам пришла мысль кого-то оскорбить – это ваша мысль. Т.е. подсунул-то я, но это ваша мысль, к вам пришла мысль кого-то унизить, или жить за счет других, или украсть, или кого-то оскорбить – все это ваши мысли, меня нету, говорит он. И это, действительно, он так под покровом тьмы как бы подбирается к человеческой личности. Поэтому мы никогда не должны забывать об этой брани, мы никогда не должны расслабляться.

http://azbyka.ru/cikl-besed-po-knige-nev...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Тайная вечеря. Тинторетто. 1592 Великий четверг 96 мин., 04.03.2024 Содержание Какого числа Великий четверг в 2024 году?  Великий четверг в 2024 году 2 мая. Великий Четверг – один из ключевых дней Страстной недели, именно в этот день было установлено Таинство Евхаристии (Причащения). Дату празднования Великого Четверга легко отсчитать от даты Пасхи. В этом году она выпадает на 5 мая, а значит Великий Четверг – на 2 мая. В Великий Четверг мы вспоминаем Тайную вечерю, последнюю трапезу Иисуса Христа с учениками перед Его страданиями и смертью. Вот уже на протяжении более двух тысяч лет мы прославляем это Таинство, дарующее нам Великую Радость и Вечную Жизнь. Но в то же время в этот день мы вспоминаем о человеческой подлости, предательстве Иуды, о страданиях Христа и начале Его восхождения на Голгофу. Все это отражается в богослужебных текстах Великого Четверга.  Службы Великого Четверга Утреня Великого Четверга должна совершаться ночью, и по традиции ее служат вечером Великой Среды. Утром Великого Четверга служат вечерню и Литургию святителя Василия Великого. Вечером в четверг – утреню Великой Пятницы с чтением Двенадцати Страстных Евангелий. Последование службы Великого четверга Богословско-литургическое время Великого четверга В службах Великого Четверга отражаются события, непосредственно предшествовавшие аресту Иисуса Христа и Его Распятию. Мы вспоминаем о Тайной вечере, во время которой Господь омыл ноги своим ученикам, о предательстве Иуды, о молении в Гефсиманском саду, прославляем бесконечное самоотвержение Христа, выражаем благоговение перед Таинством Причащения Тела и Крови Христовых. Утреня Великого Четверга по традиции совершается вечером в среду. Служба начинается не с традиционного песнопения «Се Жених грядет в полунощи», а с тропаря «Егда славнии ученицы на умовении Вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся…». В нем прославляется смирение Иисуса Христа, который не смущался омывать ноги своим ученикам, но также говорится о вероломстве и предательстве Иуды. Проводится троекратное каждение храма, а затем читается история о Тайной Вечере из Евангелия. Совершаются Часы – первый, третий, шестой и девятый. Во время службы звучит проникновенный канон, называемый по первой строке ирмоса «Сеченое сечется». В нем объясняется значение Тайной вечери и изображается духовный союз Господа Иисуса Христа с Его учениками. Читается кондак «Хлеб прием в руце предатель», в котором говорится о предательстве Иуды.

http://foma.ru/velikij-chetverg.html

Тайная вечеря. Алтарный фронтон из мон-ря Суригерола, Испания. XIII в. (Национальный музей искусств Каталонии, Барселона) Защита практики использования опресноков выстраивалась лат. богословами следующим образом. Один из наиболее распространенных пунктов обвинения со стороны визант. авторов - использование опресноков как признак уклонения в иудейство - лат. авторы отвергали на том основании, что христиане используют опресноки не в плотском (carnaliter) значении, как иудеи, а в духовном (spiritualiter); и если бы духовное переосмысление ветхозаветных реалий было невозможным, христианам пришлось бы отказаться от празднования Пасхи, Пятидесятницы, от церковной иерархии, к-рая напоминает ветхозаветные служения первосвященников, священников и левитов, от использования алтарей, фимиама, светильников и проч. ([Dialogus] adversus Graecorum calumnias//PL. 143. Col. 931-974; Alger Leodiensis. De sacramentis Corporis et Sanguinis Dominici. II 10//PL. 180. Col. 827-830; Sicard. Mitrale. 3. 6//PL. 213. 128-131). Сохранять использование опресноков необходимо, по их мнению, на том же основании, к-рое оставляет в силе заповеди Декалога. Кроме того, если считать, что ритуальные заповеди закона Моисеева отменены, то тогда нельзя использовать и квасной хлеб, поскольку он тоже фигурирует среди ветхозаветных установлений. Главное же оправдание использования опресноков лат. полемисты видели в том, что именно опресноки должен был использовать Сам Господь, когда Он совершил Тайную вечерю. В связи с этим им было важно доказать, что установление Е. произошло во время ветхозаветной пасхальной трапезы - и, следов., иного хлеба, кроме пресного, за Тайной вечерей быть не могло ( Laycus de Amalfi. Epistola missa Sergio abbati ad defendendum se de azymis contra Graecos// Michel A. Amalfi und Jerusalem im griechischen Kirchenstreit (1054-1090). R., 1939. (OCA; 121). S. 35-47; Anselmus Havelbergensis. Dialogi. III 17//PL. 188. Col. 1235; Rupert. Tuit. De divinis officiis. 2. 22//PL. 170. Col. 48-51).

http://pravenc.ru/text/351651.html

Первая пасхальная трапеза была совершена евреями перед исходом из Египта: этим и был обусловлен ее походный характер (посохи в руках, сандалии на ногах, вкушение «с поспешностью»). После исхода из Египта пасха становится воспоминанием об исходе как о самом славном событии из истории Израиля. Пасхальная трапеза имела литургический характер: «Ее можно назвать священной трапезой, потому что на ней от начала вечери до ее окончания доминировали религиозные переживания и традиционные праздничные блюда были подчинены религиозной идее». Евангельское повествование о Тайной Вечери (см.: Мф. 26:26–29 ; Мк. 14:22–25 ; Лк. 22:19–20 ; Ин. 13:1–30 ; 1Кор. 11:23–25 ) не содержит подробного описания чина пасхальной трапезы – вероятно, потому, что этот чин был всем известен. Однако некоторые детали повествования указывают на то, что Тайная Вечеря была именно пасхальной трапезой. В частности, в Евангелиях упоминается приготовление пасхальной трапезы (см.: Мф. 26:19 ; Мк. 14:16 ; Лк. 22:13 ), благословение перед вкушением хлеба и преломление хлеба (см.: Мк. 14:22 ; Мф. 26:26 ; Лк. 22:19 ), благодарение над чашей вина (см.: Мк. 14:23 ; Мф. 26:27 ; Лк. 22:17 ), обмакивание куска хлеба в соус из горьких трав (см.: Ин. 13:26 ), пение псалма в завершение трапезы (см.: Мф. 26:30 ; Мк. 14:26 ). Особняком стоит вопрос о расхождении между синоптическими Евангелиями и Евангелием от Иоанна, касающийся точного времени празднования пасхи. Согласно синоптикам, Тайная Вечеря происходила в первый день опресноков, когда закалали пасхального агнца ( Мк. 14:12 ; см.: Мф. 26:17 ; Лк. 22:7 ), то есть 14 нисана. Однако Иоанн говорит, что трапеза происходила перед праздником пасхи ( Ин. 13:1 ), что Иисус был арестован накануне пасхи, а на суд к Пилату приведен утром в день пасхи: именно поэтому иудеи не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху (см.: Ин. 18:28 ). Данное расхождение легло в основу спора об опресноках между латинянами и византийцами. Первые, на основе синоптических Евангелий, утверждали, что Тайная Вечеря совершалась в первый день опресноков, когда в домах иудеев не должно было быть квасного хлеба. Вторые утверждали, что Тайная Вечеря происходила накануне еврейской пасхи и, следовательно, в доме, где возлежал Иисус с учениками, мог быть квасной хлеб.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Монастыри и монашество на Руси. Монашеская и аскетическая письменность Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Тайная Вечеря и иудейская Пасха Статья А.С. Десницкого посвящена  одному из сложнейших вопросов новозаветной истории: на какой именно день евангельской Страстной Седмицы приходилась иудейская Пасха? Статья Все четыре Евангелия говорят о Страстной Седмице подробно, и у нас нет ни малейших сомнений, в какой именно день недели произошли ее главные события. Тайная Вечеря состоялась вечером в четверг, распятие — в пятницу, Воскресение — в ночь на воскресенье, как нетрудно догадаться и по названию самого дня. Но евангельские описания Страстной Седмицы порождают один очень непростой вопрос: на какой именно день приходилась иудейская Пасха? Ведь именно с этим ветхозаветным праздником текст всех Евангелий недвусмысленно связывает распятие Христа и Тайную Вечерю! Вопрос кажется таким простым... но на него и по сию пору нет единого ответа.     Расхождения между Евангелистами Синоптические Евангелия (Матфей, Марк и Лука) однозначно утверждают, что Тайная Вечеря и была пасхальной трапезой: «В первый день опресноков, когда заколали пасхального агнца, говорят Ему ученики Его: где хочешь есть пасху? Мы пойдем и приготовим» (Мк 14:12, сходно в Мф 26:17 и Лк 22:7-8). И в описаниях синоптиков мы действительно видим немало совпадений с пасхальным седером, то есть с традиционным обрядом празднования Пасхи, который иудеи соблюдают и сегодня в память об исходе Израиля из египетского рабства. Мы знаем его детали по источникам более позднего времени, прежде всего по Пасхальной Агаде, но можно не сомневаться, что в общем и целом они были примерно такими же и в те времена.

http://bogoslov.ru/article/397717

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010